Научная статья на тему 'Кряшенское население Башкирской республики на страницах газет «Дус» и «Киняш» (1917-1920-е гг. )'

Кряшенское население Башкирской республики на страницах газет «Дус» и «Киняш» (1917-1920-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЯШЕНЫ / "КРЯШЕНСКИЙ ВОПРОС" / "KRYASHEN QUESTION" / "ДУС" / "КИНЯШ" / А. ГРИГОРЬЕВ / A. GRIGORIEV / ЯНАЛИФ / NEWSPAPER "DUS" / NEWSPAPER "KINYASH" / "YANALIF" / KRYASHENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухамадеева Л.А.

Статья посвящена малоизученной теме - истории кряшен 1917-1920-х годов. Изучение истории кряшен на сегодняшний день в большей степени остается подверженным научным стереотипам советского периода. Автор по материалам периодической печати данного периода - газет «Дус» и «Киняш» - восстанавливает события того времени, касающиеся «кряшенского вопроса». Анализируется жизнедеятельность кряшенского населения, проживающего в Башкирской республике (в том числе образования, печатных органов и литературы). Показаны роль и усилия официальных властей в устранении антагонизма между «татарами-мусульманами» и «татарами-христианами», реализации среди кряшен татарского языка и письменности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRYASHEN POPULATION OF BASHKIR REPUBLIC ON THE PAGES OF NEWSPAPERS ‘DUS” AND “KINYASH” (1917-1920s)

The article is devoted to the little-known subject the history of Kryashens of 1917-1920s. The revolutionary events of 1917 gave impetus to the consolidation and unprecedented movement Kryashens. Recent studies of Kryashen history still largely remain influenced by scientific stereotypes of the Soviet period. The author reconstructs the events of that period concerning “Kryashen question” with the help of materials of periodicals newspapers “Dus” and “Kinyash”. Kryashen livelihoods of people living in the Bashkir Republic (including education, print media and literature) are analyzed. The role and efforts of the authorities in the elimination of the antagonism between “Tatars-Muslims” and “Tatars-Christians”, the implementation of the Tatar language and literature among Kryashens are shown. Kryashens of Bashkir republic as well as TASSR Kryashens were clearly aware of their isolation in relation to the Tatar population and actively defended their interests before the 1930s. Newspaper “Dus” and “Kinyash” providing on its pages various types of articles and materials, objectively perceived happening around Kryashen public events and changes. Periodical press in the face of these newspapers has become a genuine mouthpiece of Kryashen local population aspirations.

Текст научной работы на тему «Кряшенское население Башкирской республики на страницах газет «Дус» и «Киняш» (1917-1920-е гг. )»

УДК 314 (091)

КРЯШЕНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ «ДУС» И «КИНЯШ» (1917-1920-Е ГГ.)

© Л. А. Мухамадеева

Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Россия, Республика Татарстан, 420014 г. Казань, Кремль, 5-й подъезд.

Тел.: +7 (843) 292 84 82.

E-mail: zgel21@mail.ru

Статья посвящена малоизученной теме — истории кряшен 1917-1920-х годов. Изучение истории кряшен на сегодняшний день в большей степени остается подверженным научным стереотипам советского периода. Автор по материалам периодической печати данного периода — газет «Дус» и «Киняш» — восстанавливает события того времени, касающиеся «кря-шенского вопроса». Анализируется жизнедеятельность кряшенского населения, проживающего в Башкирской республике (в том числе образования, печатных органов и литературы). Показаны роль и усилия официальных властей в устранении антагонизма между «татарами-мусульманами» и «татарами-христианами», реализации среди кряшен татарского языка и письменности.

Ключевые слова: кряшены, «кряшенский

Развитие самосознания кряшен в современном обществе, их самостоятельные попытки найти свое место в истории требуют нового взгляда на это явление, при изучении которого необходимо уделять внимание не только вопросам происхождения и культуры кряшен, но и другим проблемным, неизученным моментам их жизнедеятельности. В этом плане особый интерес вызывают 1917-1920-е гг., когда после революционных событий произошла небывалая общественно-политическая активизация кряшен.

По данным разных источников, общее количество кряшен по РСФСР в 1917-1920-е гг. составляло от 250000 до 350000 человек [1, с. 330; 2]. Основная масса кряшен находилась в пределах Татарской Республики, где, по данным ТатЦИКа (Татарский Центральный Исполнительный Комитет), насчитывалось около 100000 человек, что составляло 3.5% к общему составу населения Татарской Республики или 6.6% к ее татарской части. В газете «Красная Татария» находим: «Они не представляли из себя компактной массы. Большинство кряшен составляли только в Ахметовской и Молькеевской волостях, Челнинском и Свияжском кантонах» [2]. О компактности проживания кряшен в других регионах исследования не проводились, но, исходя из данных периодической печати того периода, можно предположить, что большинство из них проживало в Мензелинском и Белебеевском уездах Уфимской губернии, в Томском округе Сибирского края, где их насчитывалось около 35000 человек [3], на Урале [4], в Пировском районе Красноярского края, где на тот момент насчитывалось десять кряшенских деревень [5] и др.

Наряду с кряшенскими газетами «Сугыш ха-барляре» («Военные известия»), «Кряшен газеты» («Кряшенская газета»), «Алга таба» («Вперед»), «Кызыл Алям» («Красный флаг») с февраля 1916 г. по 1918 г. в Уфе выходит в свет издание Восточно-

вопрос», «Дус», «Киняш», А. Григорьев, яналиф.

русского культурно-просветительского общества -кряшенская газета «Дус» («Друг»), главным редактором которой являлся Стефан Матвеевич Матвеев (1871-1942). Тематика газеты, выпускавшейся два раза в месяц, была довольно обширной: здесь готовились материалы о внешней и внутренней политике, о разных сторонах жизнедеятельности кряшен-ского населения (просвещение, религиозное образование, мировоззрения, быт, деревенская жизнь и т.д.), передавались вести с фронта.

С самого начала издание газеты на родном языке вдохновило многих кряшен, проживающих в Уфимской губернии. Так, читатель Иван Малов писал, что отныне через газету «Дус» можно будет узнать много интересного и нового на родном языке. Он вспоминал, как в 8-9 лет они, кряшенские дети, были вынуждены обучаться на русском языке, не зная его. В то время отсутствовали учебники и книги на родном языке. Многие выпускники школ на деле практически не получали знаний, вследствие чего не могли продолжить дальнейшего образования и были вынуждены оставаться в своих деревнях. Автор предлагал «продолжать читать и писать на родном языке, оправдать ожидания казанских сородичей, отдать все силы делу своего народа» [6].

В сентябре 1917 г. Иван Малов, также обеспокоенный состоянием грамотности среди кряшен-ского населения, опубликовал «Просьбу» к своему народу, где сравнивал кряшен с русским населением Уфимской губернии. В отличие от кряшен, по его словам, «они проводят свободное время за чтением книг и газет, в то время как кряшены посвящают вечера развлечениям». Отчасти, этому способствовало отсутствие книг и газет для кряшен, т.к. практически вся имеющаяся литература была только на русском языке. Имеющиеся газеты приходили раз в две недели. Крящены были вынуждены узнавать новости со слов русских соседей, «по-

тому что мало кто по-русски умел читать». В конце своего воззвания И. Малов призывал своих сородичей получать образование на родном языке, выпускать свои книги и газеты, а также просил учителей и духовных отцов приобщиться к делу просвещения кряшенского населения [6].

В том же номере прапорщик из кряшен Юлианов, сообщал, что он, выбрав военную карьеру, бросил школу и поступил в военное училище, затем обучал рядовых солдат. Перед отправкой на фронт, он призывал кряшен к патриотизму, к верности Учредительному собранию и Временному Правительству. Прапорщик увещевал, что только «выполнение долга перед родиной может спасти российский народ и самих кряшен от немецкого рабства» [6].

Основной темой газеты «Дус» являлся вопрос просвещения среди женщин. Кряшенские женщины, по словам авторов статей, как правило, не понимая пользы грамотности, не стремились учиться читать и писать. Желание отдельных девушек обучиться грамоте, не получало одобрения и со стороны родителей. Это считалось пустой тратой времени, тогда как в домашнем хозяйстве было много работы. В последующем девушки, привыкшие к данному образу жизни, вырастали неграмотными, а родители при этом позже утверждали, что их «дочери сами не захотели учиться» [7]. Между тем в газете «Дус» им разъяснялась польза грамотности в целом. В частности констатировалось, что они могли не только расширить свой общий кругозор, но и получить от этого практическую пользу. «Через страницы газет и книг можно будет узнать о тонкостях ведения домашнего хозяйства, получить полезные советы, необходимые в сельской жизни (садоводства, огородничества, на случай заболевания домашнего скота и т.д.), медицинские советы на случай заболевания детей и близких, информацию о нужных лекарствах», - доносили кряшенкам корреспонденты газет в дни революционных перемен [7].

Отсутствие грамотности среди женщин создало немало неудобств с началом Первой мировой войны. Они не могли посылать письма своим отцам, мужьям и братьям, так же как и не могли вникнуть в суть писем, пришедших с фронта. Женщины «носились с этими письмами в поисках грамотных людей» [7], а когда приходило время отправлять ответную весточку, просили написать их. Поэтому эти письма получались довольно сухими и короткими, т.к. авторы писем не желали перед чужими людьми делиться своими чувствами и переживаниями.

В ходе войны многим женщинам приходилось исполнять работу своих мужей, где нередко требовалась грамотность. Так, в трудном положении оказались те из них, у которых мужья занимались куплей-продажей, торговлей. Им приходилось вести дела лишь на доверии, в надежде, что их не обманут. Жены тех солдат, которые до фронта занима-

лись деятельностью, где было необходимо умение читать и писать, далее не могли работать. Вместе с тем, женщины, приученные грамоте, после ухода мужей на фронт, продолжали вместо них успешно исполнять их обязанности, даже учителей и приказчиков.

Как и в других регионах, в кряшенских деревнях Башкирской республики начали появляться воскресные школы. Учитывая, что в рабочие дни посещение школ взрослыми становилось проблемой, воскресные школы стали отдушиной для тех, кто хотел обучиться грамоте. За год в подобных школах можно было получить более или менее приличные знания. Отсутствие просветительских учреждений в сельской местности также не должно было стать препятствием, ибо в любой деревне были грамотные люди, способные обучить других. При желании получить образование, рекомендовалось обратиться к таковым, а «последним надлежало удовлетворить желания жаждущих знаний» [7].

По сообщениям средств массовой информации, в 1917 г. усилиями Восточно-русского культурно-просветительского общества в Уфимской губернии было открыто шесть библиотек-читален. Две из них в деревнях Бордо и Верний Багряш Мензелинского уезда, еще четыре - в деревнях Ах-ман, Биш-буляк, Слак-баш, Мятяу-баш Белебеев-ского уезда. Как сообщалось, «книги и газеты будут поступать сюда регулярно. Можно будет ознакомиться с ними, как на месте, так и взять домой. Большинство книг и газет будет на русском языке» [7]. Предполагались рубрики на татарском, чувашском и черемисском языках. В целях обучения инвалидов войны ремеслам, Аксеновская сельскохозяйственная школа Белебейского уезда Уфимской губернии набирала таковых для овладения техникой, а также другим ремеслам, необходимым в сельском хозяйстве [7].

О женщинах деревни Аты Минзелинского уезда Уфимской губернии газета «Дус» писала: «Солдатские вдовы и жены исполняют в хозяйстве всю тяжелую работу за мужей. Более того, несмотря на то что мужчины были все на фронте, полевые работы не прекращались. Кроме этого, женщины начали усиленно заниматься садоводством, выращивать яблоки и другие фрукты. Старики, как и прежде, занимались пчеловодством. Стало плохо с животноводством, год выдался неурожайным, из-за засухи сено приходилось косить далеко за пределами деревни. Народ начал постепенно приучаться к грамоте, в школы приходили много девочек и мальчиков, которые обучались вместе» [7]. Далее способные дети продолжали обучение в других школах более высокой ступени.

По причине болезни редактора запаздывал выпуск №12 газеты «Дус» за 1917 г. Редакция, в целях улучшения качества работы газеты, просила читателей сообщить им о недостатках в работе, а также прислать свои пожелания. С тем, чтобы осу-

ществить подсчет читателей, редакция просила заранее позаботиться об их подписке. В связи с тем, что в четыре-пять раз повысилась цена на типографские работы, не исключалась возможность того, что газета «Дус» может вовсе прекратить свою деятельность [6].

Всего в 1917 г. планировалось выпустить 2024 номера газеты «Дус», однако в итоге было выпущено лишь 13 номеров, за что редакция приносила свои извинения перед читателями. В 1918 г. редакция намеревалась наладить тираж газеты. Подписчикам газеты, заплатившим деньги, но не получившим оставшиеся экземпляры, были обещаны бесплатные номера в 1918 году. Остальным нужно было заплатить за подписку, с учетом повышения цен на бумагу и заработной платы работников газеты. Восточно-русское общество брало на себя основные расходы по выпуску кряшенской газеты. В дальнейшем газета продолжала печатать изменения в алфавите, применяемом кряшенами, объяснялись правильное написание и произношение отдельных букв [8].

С 1929 г. в казанской газете «Киняш» («Совет») (1922-1929) появляется рубрика «Татреспуб-ликадан тыш кряшеннэр турында» («О кряшенах, проживающих вне Татарской Республики»), освещающая жизнь кряшен в других регионах. Особенно много места в этой рубрике уделялось кряше-нам, проживающим на территории Башкирской АССР. Так, отмечалось, что в Бакалинском районе БАССР (Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика) расположены 15-16 кряшенских деревень. Однако большинство из них не чисто кряшенские деревни, а населенные пункты со смешанным населением - русским и чувашским. По этой причине наблюдались случаи обрусения кряшен (собственно в Бакалах, деревне Иске Са-рашлы и т.д.). Постоянное проживание среди русских накладывало отпечаток и на обычаи, традиции кряшен.

Основным занятием Бакалинских кряшен являлось хлеборобство. Несмотря на то что земли у них было достаточно, кряшены дополнительно арендовали землю у башкирских татар или выращивали урожай совместно с ними. Плодородные земли давали большие урожаи, что стало одной из основных причин их равнодушия к другим занятиям и ремеслам. Характерно высказывание жителей деревни Иске Сарашлы: «Мы раньше даже лапти не умели плести, только в неурожайные годы научились». Портного, печника или плотника трудно было встретить не только в Сарашлы, но и во всей округе Бакалов. Поэтому здесь были в почете те, кто «мало-мальски умел обращаться с топором, из-за отсутствия конкуренции, любой ремесленник мог чувствовать себя здесь важной персоной» [9].

В конце 1920-х гг. отмечалось, что в отличие от крестьян из окрестностей Казани, где пшеница дорого ценилась, местные крестьяне получают та-

кие урожаи, что «теряют счет пудам» [9]. Несмотря на большие урожаи, в основном пшеницу здесь выращивали старым способом: преобладала система «трехполья». Коллективизация и кооперация проходила с трудом и медленно. Причиной тому были «несознательность и малограмотность местных кряшен, неудовлетворительное состояние среди них разъяснительной и просветительской работы. В культурном отношении кряшены топчутся на месте...»,- отмечал автор статьи газеты «Киняш» А. Григорьев [9].

Местные кряшены не могли определиться насчет своего происхождения и принадлежности. Многие отрицали свою принадлежность к татарскому сообществу, а некоторые утверждали, что они булгары. Это объяснялось отсутствием среди бакалинских кряшен, по мнению того же А. Григорьева, разъяснительной работы, проводимой подобно той, как в Татарской Республике. Автор сетует, что, несмотря на то что официальные власти считают кряшен татарами, среди самой же кряшен-ской массы таковых было мало. Причину неразберихи и путаницы в этом вопросе А. Григорьев видел в отвратительном состоянии просветительства и образования среди кряшен. В связи с этим он предлагал: «1) определиться, на каком языке преподавать, исходя из этого, обеспечить школы необходимыми учебниками; 2) начать подготовку учительского состава, имеющихся учителей направить на переподготовку и повышение квалификации; 3) направлять кряшен для продолжения образования, обратить внимание на подготовку среди кряшен квалифицированных специалистов» [9].

Образовательный процесс среди местных кряшен в конце 1920-х гг. был не только на низком уровне, но и крайне запутан. Констатировалось, что некоторые из учителей с первого дня начинали преподавать на русском языке, другие же преподавали на татарском языке и пробовали использовать арабскую графику. Третьи прибегали к прежнему кряшенскому шрифту и к старым кряшенским пособиям. Все же большинство переходило на русский язык. В школах все так же не хватало учебников и пособий. «Присылают то русские, то татарские книги, и то слишком мало», - жаловались учителя из кряшен [9]. В 1928 г. была закуплена и разослана по кряшенским школам вторая часть книги «Новая жизнь», отпечатанная на яналифе (единый алфавит для тюркских языков, официально существовавший в СССР в 1928-1938 гг. (местами до 1940 г.)). В целом, это считалось одним из этапов внедрения в кряшенские школы яналифа. В общем, учителя были уже готовы к процессу перехода на новую письменность, для татарских и кряшенских учителей были организованы краткосрочные курсы по изучению яналифа.

Организация подготовки учителей не отличалась высоким уровнем. Вызвано это было тем фактором, что местные учителя из кряшен считались

более грамотными, чем учителя-татары, по причине чего кряшены практически не привлекались на курсы переподготовки учителей. Это привело к посте -пенному отставанию самих кряшенских учителей. Неважно обстояли дела и по продолжению образования, поступлению в более престижные школы кряшенской молодежи. Причину видели в том, что учеников-кряшен не учили татарской письменности и грамоте в той мере, чтобы поступить в высшие учебные заведения. С другой стороны, учителя-кряшены, преподававшие на русском языке, не могли дать ученикам того уровня знаний, достаточного для поступления в русские учебные заведения.

Повышение грамотности и образованности среди кряшенского населения Бакалинского района газета «Киняш» видела в применении, как и в татарских школах, пособий и учебников на латинском шрифте. Однако это не означало перехода на русский язык, обучение должно было проходить на родном языке, а русский язык, как и в Татарской Республике, должен был вводиться, начиная лишь со второй группы. Этому была посвящена книга педагогов В. М. Горохова и Р. П. Даулей «Русский язык в кряшенских школах». Книгу можно было приобрести, как в редакции газеты «Киняш», так и заказать по месту ее издания по адресу: Центроиз-дат, г. Москва, ул. Никольская 10 [10].

В целом, с учебными пособиями и книгами в Бакалинском районе вопрос стоял остро. На то время в кряшенских школах имелись книги А. Н. Григорьева и И. А. Алексеева «Новая жизнь» и В. М. Горохова и И. А. Алексеева «Нур». Кроме этого, использовались книги «Новый путь», отпечатанные для татарских школ. Предлагалось как можно больше приобрести этих и других книг через местные власти и начать их применять, обеспечить необходимой литературой избы-читальни, красные уголки, библиотеки.

Вместе с тем, в 1929 г. нехватка учебников и книг была не самой большой проблемой. Больше беспокоили вопросы подготовки учителей и специалистов в образовательной сфере. Большинство учителей Бакалинского района были люди, закончившие школы старого типа. Некоторые из них сами страдали от нехватки новых знаний, другие -по разным причинам (в т.ч. из-за пожилого возраста) желали оставить преподавательскую работу. Поэтому, как писала газета «Киняш», Белебейско-му кантонному отделу народного образования пора бы отойти от мнения, что «кряшенские учителя грамотнее татарских учителей» и направить кря-шенских учителей на специальные курсы, организованные для татарских учителей [10].

Следующей важной задачей бакалинских кря-шен, которую предстояло решить в ближайшее время, было привлечение молодежи для обучения в педагогических техникумах, с целью подготовки новых учителей. Бакалинским властям, по совету

газеты «Киняш», необходимо было обратиться в Башкирский Народный комиссариат просвещения с просьбой выделить стипендии кряшенской молодежи для обучения в Казанском и Елабужском педагогических техникумах. По наблюдениям редакции газеты, «в прошедшем году большая часть кряшенской молодежи не знала, куда поступать учиться, а заботу о них никто не проявил» [10].

Образовательно-просветительских учреждений в Бакалах на тот период было немного, и те находились в бедственном положении, также сказывалась и нехватка книг. Поэтому следующей из первостепенных задач было обеспечение их литературой. Состояние кряшен «ухудшалось тем обстоятельством, что они с одной стороны еще не владели яналифом, как татары, с другой - несмотря на примитивное знание разговорного русского языка, газеты на русском языке по большей части не понимали. Большинству крестьян-кряшен в ближайшее время и вовсе грозила безграмотность». Отсутствие разъяснительной работы «со стороны партийных работников могло привести к волнениям, подогреваемым со стороны кулаков, попов, спекулянтов и других недовольных лиц Советской властью. Вместе с тем, наличие в Бакалах бывших купцов, торговцев, состоятельных людей, приводило к необходимости гибко вести классовую и антирелигиозную политику» [10].

В решении всех указанных проблем и задач предлагалось создать специальный объединенный актив, состоящий из представителей волостного комитета, партийных и комсомольских деятелей Бака-линского района, которые должны были, по мнению автора статьи А. Григорьева, привлекать к работе беспартийных учителей и крестьян, а также создать среди них свой работоспособный актив [10].

Нерешенность «кряшенского вопроса» в Башкирской Республике также становилась неким препятствием для получения образования для кряшен. Кряшен волновал вопрос, кем их будут воспринимать в школах, татарами или кряшенами. Председатель волостного комитета ВКП(б), например, заявлял, что о кряшенах он услышал только «здесь» и не хотел заниматься «кряшенским вопросом». Однако реальным препятствием в получении кря-шенской молодежью соответствующего образования стало то обстоятельство, что Народный комиссариат просвещения Татарской Республики перестал набирать в школы и техникумы учащихся из других регионов. До недавнего времени довольно много молодежи из Бакалинского района обучалось в Кряшенском педагогическом техникуме и других учебных заведениях г. Казани. Однако в 1929 г. эта практика прекратилась... [9].

Среди кряшен Башкирской республики, как и в целом по стране, продолжалось классовое расслоение. Борьба между беднотой и зажиточными крестьянами способствовала распространению религиозности, т.к. союзниками последних стали

священнослужители. Такая ситуация особо ярко проявлялась среди кряшен Бакалинского района. Кампания по сбору урожая заметно укрепила материальное положение зажиточного слоя населения. Осложнение отношений между СССР и Китаем существенно активизировало их действия. Зажиточные крестьяне и священники начали распространять ложные слухи о начале войны и сборе хлеба для военных нужд. Особенно активно зажиточные крестьяне, религиозные деятели и спекулянты выступили против политики Советского правительства накануне 1 августа 1929 г. На этот день была назначена демонстрация против империалистической войны, чему пытались помешать контрреволюционные элементы. Накануне они распространили слухи, будто бы ночью партийцы и комсомольцы вырежут многих крестьян. В целях усиления эффекта священнослужители и спекулянты на ночь заколотили свои двери и окна, а сами скрылись в лесах.

Однако митинг и демонстрация в Бакалах состоялись. Контрреволюционные силы были еще опасны. Они вели не только пропаганду, но и прибегали к активным действиям. Так, в июле 1929 г. в доме общественного работника неизвестными был устроен пожар. Ответные действия выражались по-разному. Но, вести борьбу было не просто. В Бака-лах действовал русский поп, а в его приходе было немало верующих кряшен. Незнание языка не могло содействовать процветанию его деятельности, вследствие чего ему пришлось уйти. В приход пригласили двуязычного попа, который мог бы вести службу среди кряшен. Это было сделано из принципа «коренизации» [9].

Компактность проживания кряшен в Бакалах Башкирской Республики способствовало их вкладу в решение «кряшенского вопроса» на местном уровне. Как писала газета «Киняш», несмотря на то что среди бакалинских кряшен партийных и комсомольских работников было мало, работу в этом направлении должны были начать именно они, под контролем волостного комитета ВКП(б). Отмечалось, что проживание большого количества кряшен среди русских, не стало препятствием в сохранении родного языка, своих традиций и обычаев.

Примером дальнейшему развитию местных кряшен отныне должны были стать взаимоотношения основной массы кряшен, проживающих в Татарской Республике, с татарскими трудящимися массами. «Теплые взаимоотношения, сближение татар и кряшен в ТАССР» [12], ставших на путь слияния «кряшен с основной массой татарского населения» [11, с. 85-93], и, как итог, наметившие-

ся успехи в народном хозяйстве, культуре должны были стать проверенным направлением пути для бакалинских кряшен. Газета «Киняш» утверждала, что для бакалинских крестьян нет иного выхода, как тесное сближение с татарами. В разных уголках СССР (Вотская область, Вятская и Самарская губернии, Урал, Сибирь, Оренбург), кроме Татарской Республики, проживало максимум 70-80 тысяч кряшен. Признавалось невозможным культурное сопровождение, издание отдельных книг, газет, подготовка учителей, специалистов сельского хозяйства и т.д. для каждой группы кряшенского населения. В ТАССР, тем временем, успешно решался «кряшенский вопрос», шел активный процесс сближения татарского и кряшенского населения, ликвидировались некоторые организации, прекращалось издание отдельных книг для кряшен. Особые надежды в решении «кряшенского вопроса» возлагались на результаты введения в Татарской Республике алфавита на основе «яналиф» [12].

Таким образом, тематика газет «Дус» и «Ки-няш» соответствовала духу времени и отражала общественное мнение кряшен 1917-1920-х гг. Революционные события 1917 г. дали небывалый толчок консолидации и движению кряшен. Кря-шенское население в Башкирской республике в указанный период периодически организовывали собрания и сходы, на которых активно решали «кряшенский вопрос». В 1920-е годы кряшены, как и в наши дни, представляли конкретное общественно-политическое течение и являлись носителями особой культуры. Они, также как и кряшены Татарской республики, ясно осознавали свою обособленность по отношению к татарскому населению и активно отстаивали свои интересы до 1930-х гг., пока в годы сталинских репрессий, во время очередной переписи населения кряшены не были переписаны татарами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Та1апса: энциклопедия / Сост. М. С. Глухов. Казань: Ва-тан, 1997. 503 с.

2. Красная Татария. 1925. № 274 (2351). 4 декабря.

3. Киняш. 1928. №10 (165). 15 марта.

4. Киняш. 1929. №41 (244). 7 ноября.

5. Киняш. 1928. №26 (181). 17 июля.

6. Дус. 1917. №12. 12 сентября.

7. Дус. 1917. №5. 16 февраля.

8. Дус. 1918. №14. 5 (18) мая.

9. Киняш. 1929. №33 (236). 13 сентября.

10. Киняш. 1929. №40 (243). 29 октября.

11. Мухамадеева Л. А. Политика ТАССР «по слиянию кряшен с основной массой татарского населения» в 1920-е гг. (по материалам периодической печати) // Научный Татарстан. 2012. №2. С. 85-93.

12. Киняш. 1929. № 35 (238). 25 сентября.

Поступила в редакцию 29.04.2014 г.

KRYASHEN POPULATION OF BASHKIR REPUBLIC ON THE PAGES OF NEWSPAPERS 'DUS" AND "KINYASH" (1917-1920s)

© L. A. Mukhamadeeva

Institute of History named after Sch. Marjani Tatarstan Academy of Science 5th staircase, Kremlin, 420014 Kazan, Republic of Tatarstan, Russia.

Phone: +7 (843) 292 84 82.

E-mail: zgel21@mail.ru

The article is devoted to the little-known subject - the history of Kryashens of 1917-1920s. The revolutionary events of 1917 gave impetus to the consolidation and unprecedented movement Kryashens. Recent studies of Kryashen history still largely remain influenced by scientific stereotypes of the Soviet period. The author reconstructs the events of that period concerning "Kryashen question" with the help of materials of periodicals - newspapers "Dus" and "Kinyash". Kryashen livelihoods of people living in the Bashkir Republic (including education, print media and literature) are analyzed. The role and efforts of the authorities in the elimination of the antagonism between "Tatars-Muslims" and "Tatars-Christians", the implementation of the Tatar language and literature among Kryashens are shown. Kryashens of Bashkir republic as well as TASSR Kryashens were clearly aware of their isolation in relation to the Tatar population and actively defended their interests before the 1930s. Newspaper "Dus" and "Kinyash" providing on its pages various types of articles and materials, objectively perceived happening around Kryashen public events and changes. Periodical press in the face of these newspapers has become a genuine mouthpiece of Kryashen local population aspirations.

Keywords: Kryashens, "Kryashen question", newspaper "Dus", newspaper "Kinyash", A. Grigoriev, "Yanalif.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Tatarica: entsiklopediya [Tatarica: Encyclopedia]. Comp. M. S. Glukhov. Kazan': Vatan, 1997.

2. Krasnaya Tatariya. 1925. No. 274 (2351). 4 dekabrya.

3. Kinyash. 1928. No. 10 (165). 15 marta.

4. Kinyash. 1929. No. 41 (244). 7 noyabrya.

5. Kinyash. 1928. No. 26 (181). 17 iyulya.

6. Dus. 1917. No. 12. 12 sentyabrya.

7. Dus. 1917. No. 5. 16 fevralya.

8. Dus. 1918. No. 14. 5 (18) maya.

9. Kinyash. 1929. No. 33 (236). 13 sentyabrya.

10. Kinyash. 1929. No. 40 (243). 29 oktyabrya.

11. Mukhamadeeva L. A. Nauchnyi Tatarstan. 2012. No. 2. Pp. 85-93.

12. Kinyash. 1929. No. 35 (238). 25 sentyabrya.

Received 29.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.