Научная статья на тему 'МАРИО ПАЧИ (МЭЙ БАЙЧИ) - ДИРИЖЕР ШАНХАЙСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (1919-1942)'

МАРИО ПАЧИ (МЭЙ БАЙЧИ) - ДИРИЖЕР ШАНХАЙСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (1919-1942) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИО ПАЧИ / МЭЙ БАЙЧИ / ШАНХАЙ / ШАНХАЙСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лу Луин

Статья посвящена изучению жизни и творчества итальянского дирижера Марио Пачи, известного в Китае под именем Мэй Байчи. Он был значимой фигурой в истории Шанхайского симфонического оркестра. Под его руководством оркестр стал одним из самых известных и успешных профессиональных музыкальных коллективов Востока. С ним сотрудничали известные музыканты Европы и Америки. Мэй Байчи добился возможности участия китайской публики в концертах, а китайских музыкантов - в работе Шанхайского симфонического оркестра. Он был первым исполнителем симфонических произведений китайских композиторов. Благодаря Мэй Байчи и работе его оркестра Шанхай стал центром китайской музыкальной культуры первой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARIO PACHI (MEI BAICHI) - CONDUCTOR OF THE SHANGHAI SYMPHONY ORCHESTRA (1919-1942)

The article is devoted to the study of the life and work of the Italian conductor Mario Paci, known in China as Mei Baichi. He was a significant figure in the history of the Shanghai Symphony Orchestra. Under his leadership, the orchestra became one of the most famous and successful professional musical groups in the East. Famous musicians from Europe and America collaborated with him. Mei Baichi made it possible for the Chinese public to participate in concerts, and for Chinese musicians to participate in the work of the Shanghai Symphony Orchestra. He was the first performer of symphonic works by Chinese composers. Thanks to Mei Baichi and the work of his orchestra, Shanghai became the center of Chinese musical culture in the first half of the twentieth century

Текст научной работы на тему «МАРИО ПАЧИ (МЭЙ БАЙЧИ) - ДИРИЖЕР ШАНХАЙСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (1919-1942)»

УДК 78.071.1

Марио Пачи (Мэй Байчи) — дирижер Шанхайского симфонического оркестра (1919-1942)

© Лу Луин, 2021

Преподаватель

Фуцзяньского художественного профессионального колледжа (Фучжоу, Китай) E-mail: 25885827@qq.com

Статья посвящена изучению жизни и творчества итальянского дирижера Марио Пачи, известного в Китае под именем Мэй Байчи. Он был значимой фигурой в истории Шанхайского симфонического оркестра. Под его руководством оркестр стал одним из самых известных и успешных профессиональных музыкальных коллективов Востока. С ним сотрудничали известные музыканты Европы и Америки. Мэй Байчи добился возможности участия китайской публики в концертах, а китайских музыкантов — в работе Шанхайского симфонического оркестра. Он был первым исполнителем симфонических произведений китайских композиторов. Благодаря Мэй Байчи и работе его оркестра Шанхай стал центром китайской музыкальной культуры первой половины ХХ века. Ключевые слова: Марио Пачи, Мэй Байчи, Шанхай, Шанхайский симфонический оркестр, Китай

Композитор, пианист Александр Николаевич Черепнин однажды заметил: «Жизнь Мэй Байчи — это жизнь музыкального просветителя и миссионера. Одной из целей своей жизни он определил воспитание художественного вкуса аудитории. Его

9{Р

концерт всегда сопровождается рассказом о симфонической музыке, чтобы помочь публике лучше понимать исполняемые произведения. Он также знакомил слушателей с новейшими произведениями современных композиторов Китая и Западной Европы, даже опережая иностранных коллег-дирижеров, часто исполняя произведения впервые. Благодаря ему в Китае знают музыку Респиги, Равеля, Кодаи, Бартока, Хинде-мита и других. Не всегда власти воспринимали такой репертуар оправданным, не понимая художественного значения этих произведений. Однако Мэй Байчи всегда удавалось отстоять свою точку зрения. Его профессионализм, исполнительское мастерство и мировая известность останавливали поток критики»

[4].

Мэй Байчи родился во Флоренции в 1878 году. В возрасте 8 лет он начал учиться игре на фортепиано, и уже в возрасте одиннадцати лет сыграл свой первый сольный концерт. Несмотря на очевидный талант сына, отец не поддерживал его в стремлении профессионально заниматься музыкой. В итоге, в

возрасте 14 лет Мэй Байчи сбежал из дома, в тайне от родителей уехав в Рим, чтобы учиться у известного пианиста Джован-ни Сгамбати. В 17 лет юноша стал победителем престижного Международного конкурса пианистов имени Ференца Листа и отправился с концертами в свое первое годовое турне. Играя сольные концерты и выступая с оркестрами, Мэй Байчи вдохновился работой дирижера. Он был впечатлен выразительными возможностями симфонического оркестра и решил освоить новую профессию.

Поступив с рекомендательным письмом от Дж. Пуччини в Миланскую консерваторию им. Дж. Верди Мэй Байчи продолжил изучать фортепиано, но кроме этого брал уроки композиции, теории музыки и оркестровки. В свободное время он работал помощником дирижера в трех оперных театрах, в том числе в Ла Скала, перенимая навыки профессии известных дирижеров, включая Артуро То-сканини. После окончания консерватории Мэй Байчи провел год, гастролируя по Италии как дирижер симфонического оркестра.

После итальянского турне, выступая с концертами по странам Азии, Мэй Байчи по чистой случайности задержался в Китае, заболев тяжелой формой пневмонии. В начале 1919 года после выздоровления он дал три сольных концерта в Шанхае. Он выступал как пианист и дирижер, наспех собрав оркестр из европейских музыкантов, которые жили в Шанхае. Выступления имели огромный успех,

23

24

и представители министерства промышленности и торговли Шанхая предложили Мэй Байчи работу дирижера ведомственного симфонического оркестра. С тех пор кочевая жизнь музыканта закончилась. Он перевез в Шанхай жену и дочь. Началась «эра Мэй Байчи» в китайской классической музыке и «золотой век» его карьеры.

Шанхайский симфонический оркестр — один из первых музыкальных коллективов такого типа на Востоке. Он был основан в 1879 году как Шанхайский публичный оркестр. Первоначально в его составе было 15 музыкантов с Филиппин, дирижером рабьотал французский флейтист Жан Ремюза. Следующий дирижер, немецкий музыкант Рудольф Бак, усилил оркестр восемью музыкантами из Германии и Австрии, установил расписание регулярных репетиций и публичных выступлений. Однако в начале Первой мировой войны он был обвинен в помощи немецким военным силам и выслан из Китая [5]. На некоторое время оркестр остался без руководителя.

Мэй Байчи стал третьим дирижером Шанхайского оркестра. Коллектив работал при финансовой поддержке муниципального министерства промышленности и торговли, что отразилось на названии — Шанхайский симфонический оркестр министерства промышленности.

Уже первое прослушивание оркестрантов (16 европейцев и 21 филиппинца) заставило Мэй Байчи искать пути усиления оркестра новыми музыкантами. Он приглашал к работе всех, кто умел играть на струнных и духовых инструментах, даже музыкантов, развлекающих публику в ночных заведениях. Затем он был командирован в Европу для ангажирования профессионалов

из Италии, Германии и других европейских стран. В итоге Мэй Байчи удалось организовать оркестр, способный играть самый разнообразный репертуар.

Маэстро увеличил количество концертных выступлений от 20 до 40 за один сезон, организовал серию концертов камерной музыки, серии джазовых, молодежных концертов, учредил и провел несколько специальных музыкальных фестивалей. Он был готов играть в любом зале, который вместил бы большое количество слушателей, создавая для публики максимально комфортные условия: например, разрешая зрителям курить во время исполнения или закрывая окна темными шторами, не отвлекающими публику от происходящего на сцене. Летом концерты часто проходили под открытым небом в парках и скверах.

Формируя программу концертных выступлений, Мэй Бай-чи всегда учитывал разные вкусы шанхайской публики, стараясь, чтобы программа и качество исполнения были максимально близки по уровню к любому крупному западному оркестру.

Находясь в многонациональном и растущем Шанхае, под определенным финансовым и политическим давлением представителей разных стран, Мэй Байчи строил концертные выступления оркестра вокруг «национальных тем»: «вечер французской музыки», «итальянские оперные композиторы» и т. п. В 1923-1924 годах было дано шесть подобных концертов: три вечера были посвящены соответственно французской, английской и итальянской музыке, два — русской [1, 14]. Мэй Бай-чи часто обращался за нотами в Италию, покупая их на деньги итальянского посольства.

Программы концертов редко повторялись. Каждый раз маэ-

стро искал, как удивить публику и привлечь новых слушателей. В одном из интервью он сказал, что хотел бы развеять стереотип, что музыка — это дорого и является привилегией только избранных и богатых [6, 5]. Поэтому его концерты должны были удивить, вдохновить и влюбить в музыку. А. Мариев, один из свидетелей выступления, впоследствии вспоминал «грандиозный концерт по случаю столетия со дня рождения П. Чайковского, с исполнением в финале увертюры "1812 год" в усиленном до сотни исполнителей составе симфонического оркестра и двумя другими военными оркестрами. <...> Финал увертюры и пальба из "крупнокалиберных ракет" китайского производства, оставил огромное впечатление и, как писали репортеры, незабываемое» [1, 14].

В репертуаре Мэй Байчи были и произведения европейских композиторов-классиков: Баха, Бетховена и Брамса, дирижер любил барочную музыку. Он также был поклонником и популяризатором современной музыки и произведений ХХ века, написанных в «классическом» стиле.

В результате репутация Шанхайского симфонического оркестра значительно выросла, и город стал обязательным пунктом гастрольных поездок всемирно известных музыкантов. Исполнители высокого профессионального мастерства и мировой известности, которые работали с оркестром, — Франц Крайслер, Артур Рубинштейн, Яша Хейфец, Федор Шаляпин, Ефрем Цимбалист, Джон МакКор-мак и другие.

В середине 1920-х годов японский музыковед Такао Та-набэ посетил несколько концертов и остался в восхищении. Он писал, что оркестр Шанхайского муниципального министер-

ства промышленности лучше любого симфонического оркестра Японии или всей Азии, и его можно было назвать оркестром № 1 во всем Дальнем Востоке [4].

1920-1940 годы — время становления китайской симфонической музыки. Безусловно, художественный уровень первых сочинений китайских композиторов не был высок, но все же их появление было важной вехой в истории национального искусства. Мэй Байчи не боялся быть новатором и первопроходцем. С тем же рвением, с каким он популяризировал европейскую музыку, дирижер включал в репертуар симфонические сочинения, написанные китайскими композиторами.

К примеру, 23 ноября 1930 года оркестр Министерства промышленности Шанхая под руководством Мэй Байчи в Большом театре Гуанмин участвовал в премьере первого симфонического произведения, написанного китайским музыкантом Хуан Цзы «Ностальгия». Музыка вызвала большой интерес публики и была тепло принята. 18 декабря 1935 года Мэй Байчи дирижировал хором и оркестром, исполняя сочинение «Победа демократии» китайского композитора Чжан Хао. В 1935 году Симфонический оркестр также исполнил «Фантазию о городских сценах» Хуан Цзы, а позже записал пластинку с китайской симфонической музыкой.

С момента своего основания Шанхайский оркестр полностью состоял из иностранцев и играл для приезжей европейской публики. Мэй Байчи не устраивала такая ситуация и много лет он боролся с местными властями, настаивая, что у китайцев есть музыкальный талант и что они должны участвовать в концертах. В 1935 году дирижер пригласил пятерых ки-

тайских студентов Шанхайской национальной консерватории для участия в репетиции оркестра Министерства промышленности Шанхая. За некоторых из этих учеников лично поручился директор вуза, музыкант Сяо Юмэй1, а некоторые прошли личное собеседование с Мэй Ба-йчи. 27 октября того же года эти китайские студенты — скрипачи и виолончелисты — впервые официально приняли участие в Симфоническом концерте «Берлиоз», организованном Мэй Ба-йчи в театре Лансинь. К 1941 году в оркестре Министерства промышленности Шанхая работали уже 7 китайских музыкантов. В 1930-е годы оркестр под руководством Мэй Байчи также начал сотрудничать с китайскими солистами-оперными певцами, в том числе с Ма Сиконгом.

До 1938 года жалование в оркестре получали только иностранные музыканты. Мэй Ба-йчи добился, чтобы оркестрантам-китайцам также платили жалование, к тому же равное с иностранными музыкантами.

Итальянский дирижер проявлял большую заинтересованность в профессиональном росте именно китайских музыкантов, видя большой интерес китайской публики к симфоническим произведениям соотечественников, поддержку китайских оркестрантов. Это в итоге способствовало не только росту популярности оркестра и окупаемости его концертов, но и развитию музыкального образования в Шанхае. Многие музыканты из оркестра Шанхайского министерства промышленности по совместительству работали преподавателями в местной консерватории — первом музыкальном вузе Китая.

Сам маэстро течение всех 28 лет жизни в Шанхае в свободное время обучал игре на фортепиано. Многие из его учеников

стали профессиональными музыкантами и педагогами. Среди самых известных — Дун Гуан-гуан, Фу Цонг, Чжоу Гуанжэнь, Ву Или, Ву Лей, Ян Цзяжен и другие.

Мэй Байчи с большим энтузиазмом использовал любую возможность привлечения внимания к работе оркестра и просвещения публики. Шанхайский коллектив давал живые радиоконцерты, записывал пластинки и саундтреки для кино.

С 3 ноября по 31 декабря 1932 года в режиме радиотрансляции, в том числе и на европейские страны, состоялось 9 симфонических концертов. Тысячи людей писали восторженные отзывы на радиостанцию XCBL и лично дирижеру.

В августе 1929 года, по случаю 10-летия работы Мэй Ба-йчи с Шанхайским оркестром, известная звукозаписывающая компания Gordon Records в Берлине выпустила первую пластинку Симфонического оркестра Министерства промышленности. Пластинка вызвала большой резонанс. На ней можно услышать и сольные выступления оркестрантов. Впоследствии оркестр Мэй Байчи будет также сотрудничать со звукозаписывающей компанией «EMI».

В середине 1930-х были сняты фильмы, музыку к которым играл Симфонический оркестр. Например, в 1935 году музыканты сыграли сочинения «Городская фантазия» к фильму «Городской пейзаж» (по сценарию Хуан Цзы), произведения «Ноктюрн» (работа Хэ Лютин-га) и «Большой мир» (работа Хэ Лютинга) для фильма «Ангелы на дороге» в 1937 году.

Сохранилась запись музыки композитора Хуан Цзы к фильму «Городской пейзаж» (1935) [2], сделанная Шанхайским оркестром под управлением Мэй Байчи.

25

26

Это первая в Китае инструментальная партитура, специально созданная для фильма, а также первое записанное на пластинку симфоническое произведение китайского композитора. До этого большая часть китайской киномузыки использовала в качестве саундтрека музыкальные произведения, написанные композиторами для концертного исполнения.

Имея возможность не только слушать аудиозапись исполнения, но и изучить партитуру, можно понять некоторые особенности дирижерского стиля Мэй Байчи. В первую очередь, Мэй Байчи максимально верен тексту композитора, он не допускает никаких вольностей и не отходит от текста ни на шаг. Во-вторых, несмотря на давность лет и качество аудиозаписи, слышно, что оркестр под управлением Мэй Бай-чи — действительно высокопрофессиональный коллектив. Музыкантам с легкостью даются сложные пассажи и довольно быстрый темп произведения. Вызывает восхищение исполнительское мастерство не только струнных, но и духовых и ударных инструментов, высококлассная игра арфиста.

Впоследствии трактовка этого произведения Мэй Байчи стала эталонной. Если сравнить аудиозаписи с исполнением данного сочинения современными музыкальными коллективами, мы увидим, что они идут вслед за Шанхайским оркестром, во многом копируя манеру Мэй Ба-йчи.

В 1942 году японские оккупационные силы взяли под свой контроль культурную жизнь концессии и реорганизовали Шанхайский муниципальный оркестр в «Шанхайский филармонический оркестр». Они рассчитывали, что Мэй Бай-чи останется дирижером. Но

даже беседы с пристрастием и угрозами не привели к результату — итальянец отказался от сотрудничества и не принял должность.

В последующие четыре года Мэй Байчи вложил свою страсть к музыке в обучение игре на фортепиано. Он давал частные уроки китайским музыкантам. 3 августа 1946 года Мэй Байчи скончался от инсульта.

Музыкант сыграл значительную роль в популяризации западной классической музыки и развитии профессионального музыкального образования в Китае. Шанхайский оркестр стал одним из самых профессиональных музыкальных коллективов мира, с легкостью играющим произведения любой сложности, разных стилей и жанров. Профессионализм оркестра Мэй Байчи отмечали критики, известные музыканты, политики. Успех оркестра вдохновил китайских педагогов открыть первое высшее музыкальное заведение в Китае именно в Шанхае. Студенты консерватории учились у педагогов-оркестрантов, а после окончания вуза могли работать в оркестре.

Мэй Байчи дал возможность китайским композиторам и музыкантам быть услышанными в своей стране. Он активно популяризировал симфоническую музыку китайских авторов, добился возможности играть для китайской публики, дал работу и обеспечил заработной платой китайских оркестрантов.

Маэстро оказался довольно тонким политиком, умеющим договариваться с властью (в начале работы Мэй Байчи подчинялся девяти непосредственным начальникам), находить средства для финансирования работы коллектива.

Мэй Байчи — наверное, самый известный итальянский

дирижер в Китае. Он был выдающимся музыкантом, прекрасным организатором и просветителем.

Примечание 1 Шанхайская консерватория была открыта в 1927 году.

Литература

1. Айзенштадт С. А. Творческая деятельность итальянских музыкантов М. Пачи и А. Фоа в контексте художественной жизни российской эмиграции в Шанхае // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (57). Ч. II. C. 13-18.

2. Аудиозапись «Городской пейзаж». Музыка к одноименному фильму. Исполняет Шанхайский оркестр под управлением Мэй Байчи. URL: https://www.bilibili. com/video/av66698882 (дата обращения: 20.04.2021).

3. Вехи истории Шанхайского симфонического оркестра. URL: https://www. shsymphony.com/about-memorabilia.html (дата обращения: 03.02. 2021).

4. Вклад Мэй Байчи в развитие музыки. URL: http://www. condomarinaindependence. com/17/d3/c6380a137171/ page.htm (дата обращения: 05.04.2021).

5. Янь Ян. Пути развития шан-ханского симфонического оркестра (к 140-летию со дня основания) // European Journal of Arts. 2019. № 3. С.55-62.

6. Austin A. «Under the Baton of Maestro Paci»: Director of Shanghai's Symphony Orchestra Reviews His Career as a Music «Dictator» // The China Press Sunday Magazine. 1939. May 7. P. 5. URL:

https://searchworks.stanford. edu/view/fc870hd0726 (дата обращения: 05.04.2021).

7. Mario Paci, Maestro Direttore d'Orchestra. URL: https:// italianiashanghai.blogspot. com/2010/08/lorchestra-municipale-di-shanghai-e-il. html#more (дата обращения: 03.02.2021)

8. Paci Zaharoff Floria. The Daughter of the Maestro.

New York, Lincoln, Shanghai: IUniverse, Inc., 2004. 304 p.

9. Shanghai Municipal Orchestra (1923-1924). URL: http:// www.concertprogrammes. org.uk/html/search/verb/ GetRecord/5257/ (дата обращения: 05.04. 2021).

10.Sheila Melvin and Jindong Cai. Rhapsody in Red: How Western Classical Music Became Chinese. New York:

Algora Publishing, 2004. С. 34-37. URL: https:// books.google.ru/books?id =PxzNLwDPP0EC&pg=PR 9&hles&cad=3#v=onepage& q&f=false (дата обращения 05.04.2021).

11. The 1935 film «Urban Scenery». URL: https://w. mgtv.com/b/338666/8087109. html?cxid=90f0zbamf (дата обращения: 20.04.2021).

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.