Научная статья на тему 'Маринистика в изобразительном искусстве морских держав XVII века'

Маринистика в изобразительном искусстве морских держав XVII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
782
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
марина / пейзаж / композиция / романтизм / морской пейзаж / жанровая живопись / французские Салоны. / marine / landscape / composition / romanticism / waterscape / genre paintings / French salons

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлана Бородина

В статье рассматривается развитие жанра маринистики в XVII веке на примере голландских и французских художников, чье творчество послужило образцом для живописцев периода романтизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the development of the genre of the marine industry in the XVII century on the example of the Dutch and French artists, whose work served as a model for painters of the romantic period

Текст научной работы на тему «Маринистика в изобразительном искусстве морских держав XVII века»

МАРИНИСТИКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОРСКИХ ДЕРЖАВ XVII ВЕКА

Светлана Бородина, д.п.н., редактор редакции масс-медиа ASG

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается развитие жанра маринистики в XVII веке на примере голландских и французских художников, чье творчество послужило образцом для живописцев периода романтизма.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: марина, пейзаж, композиция, романтизм, морской пейзаж, жанровая живопись, французские Салоны.

ABSTRACT: The article discusses the development of the genre of the marine industry in the XVII century on the example of the Dutch and French artists, whose work served as a model for painters of the romantic period.

KEYWORDS: marine, landscape, composition, romanticism, waterscape, genre paintings, French salons

Освоение морского пространства является важнейшей вехой в истории человечества. Эволюция способов мореплавания, строительство кораблей, маяков являются важной частью истории материальной культуры [5], а воспроизведение моря в различных видах искусства, его интерпретация вызвали к жизни особый жанр литературы и изобразительного искусства - мари-нистику. В Большом собрании изящных искусств АБС имеется несколько марин, отражающих различие подходов к интерпретации моря у голландских, французских и итальянских художников XVII века - времени становления маринистики как самостоятельного жанра. В их числе произведения голландца Питера Мулира Младшего, француза Жана-Анри д' Арля и итальянца Антонио Марини.

ТИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа «токацулгА

(Чир искусств

Рёйсдал, Якоб Исаакс, ван Морской пейзаже Холст, масло 61х49 см

Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

В изобразительном искусстве марина (от латинского maгinus - морской) - изображение морского пейзажа или сцены морских сражений. Изображения кораблей, лодок встречаются, начиная уже с древнейшего времени, но как самостоятельный жанр морской пейзаж появился в Европе в начале XVII века. В Голландии морские образы эпохи барокко воплощает в своем творчестве Якоб ван Рёйсдал (1628/29-1682).

Дидро отмечал, что у Рёйсдала есть немало прекрасных картин, с небесами пронзительной синевы, рассматриваемых французскими художниками [3, с. 300, 302], (то есть являющихся образцом для них, - прим. С.Б.).

Во Франции морские пейзажи, проникнутые духом гармонии, появляются в творчестве классициста Клода Лоррена (1600-1682), которого Дидро называл великим пейзажистом, правда, менее правдивым, чем Верне [4].

Излюбленным объектом изображения море становится на рубеже XVШ-XIX веков в эпоху романтизма. У романтиков морская бушующая, как правило, стихия противопоставляется спокойной земле, море уподобляется мятежной человеческой душе, буре мирских страстей, олицетворяет вечное и непостижимое божественное начало. Художественный образ человека в море воплощает идею противостояния стихии, силу воли, что наиболее ярко проявилось в творчестве английского художника Джозефа Уильяма Тёрнера (1 775-1851).

Безусловным авторитетом в живописи для Тёрнера был Клод Лоррен, поскольку Лоррен первый поместил на свои полотна сияющее солнце, главное божество Уильяма Тёрнера. Когда Тёрнер впервые увидел картины Лоррена, то от

Лоррен, Клод Морской порт (1674) Старая пинакотека, Мюнхен

полноты чувств разрыдался и заявил, что повторить такое никому не под силу. Однако именно ему удалось встать в один ряд со своим кумиром и оказаться достойным преемником, воспевающим солнце [6]. Творчество Тёрнера - первый в европейской живописи смелый эксперимент в области изображения взаимодействия формы и цвета предметов с окружающей световоздушной средой [1, с. 80].

Нередко романтики вносили в свои картины ноты пессимизма, неукротимое море противостоит человеку, на фоне необъятной и неукротимой стихии очевиднее ничтожность земного существа. Корабль становится метафорой человеческой жизни, а прибытие в порт или отплытие, крушение и т.д. символизируют благополучное или трагическое начало/конец земного пути.

Тёрнер был выдающимся маринистом, море в его картинах всегда грозное и непокорное, которому человек отваживается противостоять. Отсюда множество картин имеет трагический сюжет: ломающиеся мачты, гигантские волны, нависающие над лодкой, гибнущие корабли... Особенность этого художника, чья жизнь пришлась на период бурных общественных перемен, заключается в том, что даже тихие морские виды,

Тёрнер, Джозеф Рыбаки в море (1796) Холст, масло 91 x 122 см

Тейт Британ, Лондон, Великобритания

ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

напоенные светом, несут трагическое начало предощущения бури.

Значительный вклад в становление жанра ма-ринистики внесли голландцы. Голландия - одна из самых первых морских держав. Именно в этой стране в XVII веке морской пейзаж сформировался как отдельный жанр, а до этого он существовал только как элемент религиозной живописи. Море кормило голландцев, они были ему благодарны, поэтому море часто изображалось на полотнах «малых голландцев», их картины украшали стены каждого приличного дома той поры. Не склонные к фантазиям, голландцы добросовестно отображали то, что видели в жизни. Например, голландский маринист Адам Сило (1674-1760), до 30 лет занимавшийся кораблестроением и ходивший по морю на судах в качестве капитана, изображал корабли так подробно и точно, что Петр I (бравший у Сило уроки рисования) обучал российских моряков по этим изображениям мореходному делу [1, с. 51].

Сило, Адам

Парусные суда во время волнения (1730-е гг.) Холст, масло 36х52 см

Государственный Эрмитаж

Одним из самых известных голландских маринистов является Ян Порселлис (ок. 1584-1632), фламандец, с 1620 года обосновавшийся в Голландии. Историк искусства Борис Виппер считает его первым маринистом европейской живописи, изобразившим море не ради какой-нибудь исторической битвы или подробного изображения большого корабля, а ради него самого: его прелести, его жизни, единства с облачным небом, ради создания впечатления атмосферы, напоенной влагой [2].

Порселлис был виртуозом в передаче прозрачной, пенистой холодной волны северного моря и по-

Порселлис, Ян

Голландские корабли во время шторма (1620) Холст, масло 30х40 см

Национальный морской музей, Лондон

степенно его, как впоследствии Тёрнера, увлекает образ не спокойного, а разбушевавшегося моря.

В Большом собрании изящных искусств АБС имеется марина Питера Мулира Младшего, отец которого, художник-маринист, был современником Порселлиса. Мулир родился в Харлеме, учился в мастерской отца, а затем перебрался в Антверпен, где поступил в мастерскую выдающегося анималиста Франса Снайдерса, и сам рисовал животных. Примерно в 19 лет Мулир уехал в Италию и больше никогда не посещал родину. Он жил в Риме, Венеции, Генуе, Милане, был весьма колоритной личностью, сибаритствовал, но при этом восемь лет провел в тюрьме якобы за убийство первой жены. Заключение не сломило,

Мулир Младший, Питер Корабли в бушующем море Голландия, XVII в. Холст, масло. 59*84 см БСИИ ASG, инв. № 04-3700

ЧИ* аЕстикмэадунарсщного шстиряа «токацулгА

(Чир искусств

а отточило мастерство художника. Мулир писал пейзажи, в которых изображал бурное море, за что получил прозвище Темпеста (ит. tempesta -«буря, шторм, гроза»), которым гордился.

Пейзаж из БСИИ изображает трагический момент бури, когда корабли, носимые по морю штормовым ветром, потеряли управление. На переднем плане один корабль почти прижат к молу, только удача и высшие силы могут помочь команде переправиться на сушу, а вероятнее всего в следующую секунду ветер снова отнесет корабль в открытое море или бросит на прибрежные камни. Черные волны сливаются с черным небом, а белый мертвый цвет солнца, видного в редких разрывах туч, делает картину еще мрачнее.

Совсем другим изображал море французский художник, ученик непревзойденного мариниста Франции Клода Жозефа Верне (1714-1789) Жан-Анри д' Арль.

Жан-Анри (1734-1784) родился в семье клерка в Провансе в Арле, некогда могущественном сопернике Марселя в борьбе за торговые пути. Он был увлечен рисованием с самого раннего возраста и познакомился с художником Жаном Жозе-фом Капеллером (1706-1790), который приехал в Арль, чтобы украсить гостиную отеля, где работал отец Анри. К жанру маринистики Капеллер также пристрастился под влиянием Верне.

Каппелер оценил юное дарование и отвез Жа-на-Анри в Марсель, взяв его на учебу в Академию скульптуры и живописи, одним из основателей которой он стал в 1752 году. Жану-Анри было уготовано стать его лучшим учеником, в 1753 году он стал победителем первого же конкурса. Знакомство д' Арля и Верне состоялось в Марселе, куда знаменитый маринист прибыл, чтобы нарисовать его порт в рамках заказа, сделанного Людовиком XV для всех портов Франции. Он просит Капелле-ра добавить в помощь одного из своих учеников. Анри получает это место, и на него в такой степени влияет мастер морских картин, что к нему пристает колкое прозвище «Обезьяна Верне».

Верне был одним из самых выдающихся пейзажистов своего времени, прославившимся, в основном, изображением морских бурь, которые, в частности, нравились российскому императору Павлу I. Его большие холсты приобретались для украшения дворцов по всей Европе. Просветитель и постоянный обозреватель парижских Салонов Дени Дидро высоко ценил этого художника и протестовал против отнесения его к жанристам, заявляя, что марины Верне, предлагающие взору целое собрание сюжетов и сцен, являются... историческими

Верне, Клод Жозеф

Корабль, терпящий бедствие в бурю (1771)

полотнами [4, с.12]. Как известно, именно исторический жанр занимал высшую позицию в иерархии живописи. Если Верне вызывает бурю, писал Дидро в 1 763 году, вы слышите, как свищут ветра и рыскают волны; вы видите, как бьются они о волны и окропляют их белой пеной. Верне умеет собрать грозовые тучи, разверзнуть небеса, залить потопом сушу; и он же, если ему заблагорассудится, может утихомирить бурю, вернуть морю покой, а небесам - ясность [4, с.80-81].

О картине «Корабль, терпящий бедствие в бурю», выставленной в Салоне 1771 года, Дидро писал: «Еще один шедевр г-на Верне. Корабль, разбитый бурей, терпит крушение средь прибрежных утесов, на воде видны одни обломки. Буря, едва начавшая стихать, все еще затмевает небеса мраком, вдали блистают разящие молнии. Вот в этой-то картине полностью соблюден принцип Горация: все подчинено сюжету, все тяготеет к действию. Там матросы спасают несчастного: волны сорвали с него одежду; борясь с гибелью, он из последних сил цепляется за канат, который бросили ему, и пытается добраться до мачты, его последней надежды. Здесь женщина, избежавшая ярости волн, распростерта на берегу, куда вынесли ее спасители-матросы. Неустанный труженик, г-н Верне, как мне кажется, превзошел самого себя в этой правдивейшей картине, которая производит сильнейшее впечатление. Все полотно как будто насыщено влажным воздухом бури - лишнее доказательство того, что в живописи всякий жанр заключает в себе свою собственную магию.» [3, с. 263].

Работая с Верне, Анри часто посещает порт Марселя, набережные, строительные площадки и, не колеблясь, отправляется туда в бурный день, чтобы лучше проникать в великие явления природы.

Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Благодаря своему благодетелю, богатому любителю живописи Жану-Батисту Рею, Анри смог пробыть два года в Риме, чтобы улучшить искусство живописи. Он вернулся из Италии в полной зрелости своего таланта с новым именем - Жа-на-Анри д' Арля. В 1 755 году он был принят в Академию живописи, через двадцать лет, в 1 776 году, назначен на должность профессора. Он украшал не только дом своего благодетеля Рея, но и Гийома де Пола, генерал-лейтенанта из Марселя, которому принадлежали несколько его картин.

В апреле 2018 года пара картин этого мариниста была продана на аукционе Доротеум (Вена) за 61,447 тыс. евро при эстимейте 40 тыс. Обе картины имеют тщательно сбалансированную композицию, фланкированную с одной стороны крутым обрывистым берегом, поросшим растительностью. Архитектурное сооружение, скорее всего, маяк, идеально вписано в ландшафт, залитый неярким рассеянным светом, переходящим в туманную даль, где на горизонте море и небо сливаются в единое целое. В данных работах ощутима традиция франко-итальянской пейзажной живописи.

Верне, Клод Жозеф

Вид на порта Марселя (между 1754-1762) Холст, масло Лувр, Париж

д' Арль, Жан-Анри Пара сцен в гавани (1768) Холст, масло 53,2x76,8 см

д' Арль, Жан-Анри

Флот с солдатами у подножия древних руин (1760) Холст, масло 212х126 см

Из коллекции Гийома де Пола, Марсель

Работы этого художника часто можно встретить на европейских аукционах. Так, еще одно его произведение, изображающее кораблекрушение возле скалистого берега, было продано за 77, 39 тыс. евро.

ЧИ* аЕстикмэадунарсщного шстиряа «ткацулгл

(Чир искусств

д' Арль, Жан-Анри Кораблекрушение Холст, масло 97x129 см

Сравнение картин Жана-Анри д' Арля с произведениями Рёйсдала, Порселлиса, Сило и Мулира доказывает, что он был чисто французским пейзажистом, чьи несколько театрально освещенные марины демонстрируют тем не менее глубокое знание мельчайших деталей явлений природы. Некоторые его итальянские сцены на море следуют традициям классических пейзажей, созданных Клодом Лорреном. Французский вкус того времени не простирался дальше идеализированных сцен, чуждых собственному опыту и зрителя, и художника. Спросом пользовались ласкающие взгляд виды заливов и Неаполя, горы, пещеры, штормы, кораблекрушения, потому что горожане вряд ли когда-либо бывали свидетелями этих вещей в жизни. Кроме того, итальянские сцены были популярны среди аристократических клиентов, поскольку они отражали места, которые те

д'Арль, Жан-Анри Марина

Музей Энгра, Монтобан

д' Арль, Жан-Анри Кораблекрушение у побережья (1758) Холст, масло 223x135,5 см

посещали во время своих путешествий. К числу таких произведений относится картина из БСИИ АБС, в которой очевидное желание понравиться зрителю искупается виртуозностью исполнения.

Список использованной литературы:

1. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художеств. произведения на примере истории живописи. - Калининград: Янтар. сказ, 1999. - 703 с.

2. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве /вступительная статья Т.Н. Ливановой. - Москва: Искусство, 1970. -591 с.

3. Дидро Д. Салоны /Пер. с фр.- М. : Искусство, 1989.- Т. 2. -398с.

4. Дидро Д. Салоны /Пер. с фр.- М. : Искусство, 1989.- Т. 1. -267с.

5 Терещенко Е.Ю. Искусство в системе морской культуры // Общество: философия, история, культура. -2016. -№ 2.- С. 108-111.

6. Художественная галерея. Тёрнер.-2005.-№ 19.-30с.

д'Арль, Жан-Анри Руина в порту Франция, 1768 г. Холст, масло, 212*126 см БСИИ ASG, инв. №04-2050

ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.