7. Тамарская Н.В. Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения Z // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5. С. 51—57.
8. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. [Электронный ресурс]. — Москва: Синергия, 2017. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=25275351
МАНИПУЛЯЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Вишневская Валентина Петровна (Минск, Республика Беларусь), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт пограничной службы Республики Беларусь; действительный член Академии военных наук Российской Федерации. Е-mail: Valentina. minsk@rambler.ru
Аннотация. В представленном материале излагаются некоторые аспекты негативного воздействия информационно-психологических технологий деструктивного характера на личность, общество, профессиональное сообщество. Обращается внимание на целесообразность развития нравственного потенциала личности, общества, профессионального сообщества в современных условиях информатизации. Указывается на то, что противодействие различного рода манипуляции в информационной сфере — прерогатива государства.
Ключевые слова: манипуляции, информационно-психологические технологии деструктивного характера, личность, общество, профессиональное сообщество, государство.
MANIPULATIONS IN THE INFORMATION SPACE -PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF SOCIALIZATION, PROFESSIONALIZATION OF PERSONALITY AND INTER-GENERATION RELATIONS
Vishnevskaya Valentina Petrovna (Minsk, Republic of Belarus), Doctor of Psychology, Professor, Chief researcher, The Border Service Institute of the Republic of Belarus. E-mail: Valentina.minsk@rambler.ru
Abstract. The presented material outlines some aspects of the negative impact of information and psychological technologies of a destructive nature on the individual, society, and the professional community. Attention is drawn to the advisability of developing the moral potential of the individual, society, and professional community in modern conditions of informatization. It is indicated that countering various kinds of manipulations in the information sphere is the prerogative of the state.
Keywords: manipulations, information-psychological technologies of a destructive nature, personality, society, professional community, state.
Научный прогресс всегда оказывал определяющее влияние на развитие человека. «Информационная революция», наблюдаемая в современное время, влечет за собой не только благо для человечества, но ряд вызовов и угроз, к которым, в частности, относится тенденция широкомасштабного использования в информационном пространстве информационно-психологических технологий деструктивного характера, включая манипуляции.
В настоящее время манипулятивные технологии широко используются в различных аспектах экономики, социальной сферы, религии, политики, оказывая влияние на способы реализации их решений. Например, в политической сфере — на принятие политических решений, формирование политического сознания и поведения граждан; в экономической сфере — на принятие решений правового регулирования рыночных отношений (распространение ложной информации является одним из способов совершения манипулирования рынком. Распространение заведомо ложной информации с
целью манипулирования может осуществляться одновременно с иными преступными действиями на финансовом рынке); в религиозной сфере — на принятие решений правового регулирования (многие приемы религиозных практик тоталитарных сект адаптированы в коммерческих целях и используются в мошеннической деятельности, имеет место тесная связь религиозного и экономического криминального манипулирования); в сфере медицины — на принятие управленческих решений, связанных с различными аспектами сохранения здоровья нации.
Проблематика, связанная с информационной безопасностью социума, информатизацией общества, развитием и использованием информационных, информационно-психологических технологий (включая технологии деструктивного характера), имеет междисциплинарный и международный характер.
Различным аспектам манипуляции в информационном пространстве посвящены многочисленные публикации. Например, вопросам скрытого управления массовым сознанием и поведением посредством СМИ, посвящены публикации Е.Д. Павловой, в которых обращается внимание на то, что миллионы людей не защищены от скрытого внедрения в их духовный мир чуждых идеалов и ценностных ориентаций. «Низкопробные развлекательные материалы, кинобоевики, подталкивающие на сомнительные подвиги, навязчивая и подчас безнравственная реклама подрывают духовное и интеллектуальное здоровье народа, содействуют распространению алкоголизма и наркомании, насилию и преступности» [1, с. 5—6]. По мнению Е.Д. Павловой, с которым нельзя не согласиться, наиболее эффективной профилактикой психологической зависимости, контроля сознания является развитие критического мышления и рефлексии, формирование навыков ассертивного поведения, а одним из методов ограничения деструктивного влияния СМИ может служить медиаобразование.
В публикациях И.Е. Козыревой подчеркивается специальная роль СМИ и сети интернет как инструментов негативного внушения и манипуляции массовым сознанием. Автором указывается на то, что обострившаяся информационная война влечет за собой дестабилизацию общественных отношений, провоцирует совершение многочисленных преступлений. В ряде случаев имеет место эффект прайминга (повторение негативных моделей поведения, в том числе и совершения преступления), который является следствием медианасилия [2].
В работах В.А. Хрюновой рассматриваются некоторые психологические аспекты манипулятивного воздействия сект. Автором указывается на использование в сети Интернет принципиально новых способов влияния на сознание потенциального адепта через взаимодействие с сайтами тоталитарных сект. Воздействие секты направлено на многоплановое изменение личности в целом, затрагивая практически все сферы ее жизни. И невзирая на то, что секты основаны на отличающихся друг от друга догматах, «все они нацелены на изменение ценностей, образа Я и картины мира, используют все виды установок (на изоляцию доверительных отношений, на использование всего свободного времени для занятий ритуальными практиками секты, на избранность); меняют смысл и значение важных для каждого человека понятий и слов» [3, с. 13].
Либерализация манипулирования в религиозной сфере «привела к возникновению и даже легализации тоталитарных сект, типичными для которых, как показывает обзор различных исследований, являются приемы манипулирования поведением своих адептов: формирование негативного отношения к наиболее близким людям, в первую очередь к родителям; формирование психологической и физиологической усталости, в том числе минимизации сна; контроль мышления (дискредитация критического, рационального мышления); принудительное принятие групповой доктрины как истины; внушение идеи полярного деления мира на «Мы» (избранные, просвещенные) и «Они»
(духовно слепые, тупые, заслуживающие презрения); целенаправленное групповое воздействие и др.» [4, с. 13].
Разделяя точку зрения вышеуказанных авторов, следует отметить, что в манипулировании сознанием преобладают приемы манипуляции, направленные на изменение мотивации получателя информации. Имеют место выраженные тенденции репрессивного воздействия технологий массовой манипуляции на субъективацию личности.
Деструктивный характер манипуляции в информационном пространстве ярко продемонстрирован на примере освящения проблемы, вызванной пандемией корона-вируса. Манипуляции касаются не только личности, профессионального сообщества, нравственных аспектов межпоколенческих отношений, но представляют угрозу психическому здоровью нации, политическому и социально-экономическому состоянию государства. Масштабы использования информационно-психологических технологий деструктивного характера, включая манипуляции в информационном пространстве, в той или иной степени затрагивают все мировое сообщество, оказывая негативное влияние на его функционирование. В этой связи целесообразно подчеркнуть, что противодействие различного рода манипуляциям в информационном пространстве — прерогатива государства и должна решаться с помощью законодательных мер как в рамках государства так и на межгосударственном уровне.
На основании теоретического анализа данных, представленных в научной литературе, проведенных исследований, опыта практической деятельности следует заключить:
1. Проблема манипуляции в информационном пространстве, невзирая на наличие многочисленных публикаций, требует дальнейшего изучения на междисциплинарном уровне, в связи с необходимостью выработки эффективных механизмов использования антиманипулятивных технологий, обеспечивающих безопасность личности, общества, профессионального сообщества, государства.
2. Актуальность проблемы социализации, профессионализации личности и межпо-коленческих отношений в условиях информатизации общества не вызывает сомнений и требует дальнейшего всестороннего изучения.
3. Высокий уровень развития нравственного потенциала личности, профессионального сообщества, нации — гарант гуманных, конструктивных межпоколенческих отношений, значимая составляющая противостояния различного рода манипуляции.
4. Дезориентация в понимании значения роли и результатов манипуляции в информационном пространстве на уровне личности, общества, профессионального сообщества, межпоколенческих отношений и т.п. может повлечь принятие неверных политических решений, которые негативно отразятся на функционировании отдельных социальных систем и государств в целом.
Литература
1. Павлова Е.Д. Средства массовой информации — инструмент скрытого воздействия на сознание: социально-философский анализ / Отв. ред. А.Е. Лукьянов. Научный совет РАН «История мировой культуры». — М.: Наука, 2007. — 206 с.
2. Козырева И.Е. Роль внушения и внушаемости в генезисе преступного поведения // Эксперт-криминалист. 2017. № 3. С. 21—22.
3. Хрюнова В.А. Психологические аспектам манипулятивного воздействия сект с использованием интернета // Криминальная психология. 2010. № 1. С. 11—13.
4. Федоров А.Ю. Криминальное манипулирование в сфере экономической деятельности: криминологическая характеристика и предупреждение. — Омск, 2006. — 25 с.