Научная статья на тему 'Противодействие деятельности деструктивных организаций криминальной направленности (сект), посягающих на личность и права граждан'

Противодействие деятельности деструктивных организаций криминальной направленности (сект), посягающих на личность и права граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступление / преступность / секты / деструктивные организации криминальной направленности / самоубийство / предупреждение / профилактика / противодействие. / crime / sects / destructive organizations of a criminal orientation / suicide / prevention / counteraction.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. Е. Шалагин, А. Д. Идиятуллов

В статье рассмотрены криминологические аспекты преступлений, связанных с созданием и участием в некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. Дается определение, рассматриваются характерные признаки таких организаций, приводится их классификация. Анализируются причины возникновения и функционирования деструктивных организаций (сект), показана их криминальная активность и взаимосвязь с феноменом самоубийства. Значительное внимание уделено личности организатора, активным участникам, адептам таких групп и сообществ. Выделены меры профилактического и корректирующего воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. Е. Шалагин, А. Д. Идиятуллов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING THE ACTIVITIES OF DESTRUCTIVE ORGANIZATIONS OF CRIMINAL DIRECTION (SECT), COMING ON THE PERSONALITY AND RIGHTS OF CITIZENS

The article discusses the criminological aspects of crimes related to the creation and participation in a non-profit organization encroaching on the personality and rights of citizens. A definition is given, characteristic features of such organizations are considered, their classification is given. The causes of the emergence and functioning of destructive organizations (sects) are analyzed, their criminal activity and their relationship with the phenomenon of suicide are shown. Considerable attention is paid to the personality of the organizer, active participants, adherents of such groups and communities. Measures of preventive and corrective action are highlighted.

Текст научной работы на тему «Противодействие деятельности деструктивных организаций криминальной направленности (сект), посягающих на личность и права граждан»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КРИМИНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (СЕКТ), ПОСЯГАЮЩИХ НА ЛИЧНОСТЬ И ПРАВА ГРАЖДАН

А.Е. Шалагин, канд. юрид. наук, доцент А.Д. Идиятуллов, адъюнкт

Казанский юридический институт МВД России (Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-12019

Аннотация. В статье рассмотрены криминологические аспекты преступлений, связанных с созданием и участием в некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. Дается определение, рассматриваются характерные признаки таких организаций, приводится их классификация. Анализируются причины возникновения и функционирования деструктивных организаций (сект), показана их криминальная активность и взаимосвязь с феноменом самоубийства. Значительное внимание уделено личности организатора, активным участникам, адептам таких групп и сообществ. Выделены меры профилактического и корректирующего воздействия.

Ключевые слова: преступление, преступность, секты, деструктивные организации криминальной направленности, самоубийство, предупреждение, профилактика, противодействие.

В эпоху глобального использования сети Интернет, научно-технического прогресса и культурного просвещения, человек, как и прежде, продолжает задаваться вопросами Бытия, смысла жизни, духовного совершенствования. Его, как и прежде, волнуют проблемы, связанные с моралью и религией, этикой и нравственностью, поиском своего предназначения. В то же время продолжают появляться и активно проявляют себя некоммерческие организации, противоправная деятельность которых связана с распространением антиобщественных, псевдорелигиозных, экстремистских идей (учений), создающих угрозу личности, обществу и государству.

По данным Министерства юстиции РФ и Федеральной службы государственной статистики в 2018 году общее количество религиозных организаций составило -30896, а общественных объединений, политических партий и некоммерческих формирований, зарегистрированных в Российской Федерации - 90835 [1].

В зависимости от степени воздействия на личность религиозный культ может быть позитивным, нейтральным или негативным (деструктивным) [2, с. 8]. Серьезную угрозу представляет деятельность де-

структивных религиозных организаций криминальной направленности, (сект) [3, с. 45]. В настоящее время, под запрет подпадает 74 организации экстремисткой, деструктивной и антисоциальной направленности [4].

В различные периоды данной проблеме свои научные труды посвящали Г.А. Ава-несов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, Л.Д. Башкатов, С.В. Бородин, М.Н. Гернет, А.А. Герцензон, А. Дворкин, А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Ф. Кириченко, Г.А. Крылова, В.Н. Кудрявцев, А. Кураев, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, А.А. Пионтков-ский, Э.Ф.Побегайло, А.Б. Сахаров, О.В. Старков, Н.С. Таганцев, В.Д. Филимонов и

др.

Секта (от лат. «secta» - учение, направление, школа) - религиозная и иная организация, представляющая собой группу лиц, замкнувшихся в собственнических интересах и противопоставляющих себя общепризнанным нравственным и духовным традициям [5, с. 548]. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Секта -это религиозное течение (община), отделившееся от какого-либо вероучения и противопоставляющее себя ему; группа лиц, вырабатывающая собственную идео-

логию, правила поведения и т.п. [6, с. 1054]. При этом преследуются цели завладения чужим имуществом, создания зависимого положения, психического воздействия на личность [7, с. 167].

Деятельность секты направлена на психологическую дестабилизацию человека, его физическую эксплуатацию, разрушение общественных и семейных связей, совершение противоправных деяний» [8, с. 148].

В настоящее время, в научной и учебной литературе дается подробная классификация сект, которые делятся на: псевдохристианские, иудаистские, исламские, индуистские, буддистские, синтоистские, синкретические, новые религиозные течения деструктивной направленности и проч. [9, с. 315]. П. Туманов в своей работе секты классифицирует на: а) религиозные; б) тоталитарные; в) сексуальные; г) оккультные; д) коммерческие; е) сатанинские [10, с. 6].

Шапарь В.Б. выделяет следующие виды сект: теократические, иерархические, авторитарные, экстатические, националистические, атеистические, эсхатологические [2, с. 8; 11, с. 38]. Секты могут быть классифицированы на восточные и западные; рационалистические и мистические; псевдонаучные, неоязыческие, «психолого-терапевтические», культы «Новой эры» др. [12, с. 701]. Е.С. Прокшина акцентирует внимание напсевдохристианских, нео-ориенталистских и оккультно-

мистических сектах.

Религиозные и культовые идеи, вырабатываемые в деструктивных (антисоциальных) организациях служат прикрытием противозаконной, корыстной, асоциальной деятельности организатора и его ближайшего окружения. Мотивами создания и функционирования секты являются: стремление к незаконному обогащению, жажда власти, самоутверждение и др. [13, с. 36]. Преступная деятельность таких лиц наносит непоправимый вред не только обманутым адептам, но также их семьям и охраняемым общественным отношениям. Функционирование такой организации в отдельных случаях представляет угрозу жизни и здоровью людей, общественной

нравственности, государственному управлению и национальной безопасности.

К основным признакам деструктивных организаций (сект) следует отнести: фанатизм ее участников, жесткую дисциплину, ослабление семейных связей, принуждение к отчуждению имущества, отказ от медицинской помощи, воспрепятствование свободному выходу из состава группы, закрытость и конспирацию [14, с. 65]; эксплуатацию адептов в целях личной выгоды [15, с. 681], применение психологических приемов вербовки, использование методов нейролингвистического программирования (НЛП), создание собственной субкультуры, безграничную преданность и верность лидеру [16, с. 28], совершение преступлений и правонарушений, склонность к употреблению психоактивных веществ, половым перверсиям, промискуитету, суицидальному поведению, уклонение от исполнения гражданских обязанностей, использование сети Интернет для популяризации псевдоидей [17, с. 32]. В отличие от традиционных конфессий криминальным сектам свойственны радикализм, экстремизм, анархизм, навязывание собственных взглядов и образа жизни, тотальный контроль за жизнедеятельностью адептов.

Секты криминальной направленности, как правило, имеют вид классической преступной пирамиды, которая включает в себя представителей нескольких уровней:

а) лидер (руководитель) совмещает как организационную, так и духовную функции;

б) ближайшее окружение лидера - осуществляет общее управление, выработку стратегии и тактики деятельности, решение финансовых проблем и т.п.;

в) активные участники (им доверяют управление отдельными ячейками секты, решение сложных задач);

г) участники (обеспечивают бесперебойное функционирование организации, поступление финансовых ресурсов, проводят подбор и агитацию новых адептов) [18, с. 171].

По мнению А.В. Демидова личность преступника (адепта религиозной секты) выглядит следующим образом: мужчины

составляют (53,2%), женщины (46,8%). Наиболее многочисленной оказывается возрастная группа от 20 до 30 лет (33,3%), до 20 лет (27%), от 30 до 45 лет (22,4%), старше 45 лет (17,3%). Из них высшее образование имеют - 32,9%, неполное высшее - 6,8%, среднее-специальное - 31,2 %, среднее - 29,1%. Указанные сведения опровергают распространенное мнение, что адептами деструктивных организаций (сект) становятся лица с низким уровнем образования. В браке состоят (46%), находятся в состоянии бракоразводного процесса (35%), не состоят в браке (19%). Среди таких лиц учащиеся составляют (38,8%), сотрудники различных коммерческих и некоммерческих организаций (33,3%), бизнесмены (13,1%), рабочие (10,1%), пенсионеры (3,4%). Наибольшее число участников представлено последователями псевдорелигиозных идей (46%), язычества (14,8%), сатанизма (7,2%), коммерческих культов (32%) [19, с. 107].

Членам деструктивных организаций (сект) присущи следующие психологические черты (низкая самооценка, чувство вины, страхи и фобии, повышенная внушаемость, нервозы и психозы, склонность к аддиктивному поведению, мировоззренческая незрелость) [20, с. 53]. В секту нередко попадают лица, переживающие глубокие потрясения в личной жизни. Сектант характеризуется готовностью перешагнуть через общепринятые моральные нормы и ценности для достижения желаемого результата. Им свойственны такие поведенческие особенности как: агрессивность, жестокость, мстительность, доверчивость, ригидность, психическая неуравновешенность, замкнутость. Лица, желающие покинуть секту, подвергаются психологическому давлению, угрозам, шантажу, насилию.

С целью удержания адептов в деструктивной организации используются следующие методы: ограничение потоков информации, поступающей из внешнего мира, строгая регламентация поведения, исключение контактов вне религиозной общины, групповое давление, разрыв прежних межличностных связей [21, с. 649].

Для достижения желаемого результата лидер, духовный наставник и т.п. используют различные психологические приемы:

1) подавление сопротивления (через ограничение еды, сна, интересов и потребностей);

2) опора на мистицизм и мифологию;

3) контроль за эмоциями и поведением личности;

4) отрицание любых идей кроме тех, которые поддерживаются участниками секты;

5) ставка на лиц, испытывающих материальные трудности, душевные травмы, семейные трагедии.

Широкое распространение деструктивных учений во многом взаимосвязано с действием социально-психологических механизмов подражания и внушения, которые умело используются организаторами сект для усиления религиозных чувств, эмоций, влечений. Психология сектантства основывается на искажении и ложной интерпретации основных постулатов традиционных конфессий, спекулирует на нравственных чувствах человека, а также развивает страх перед смертью или необратимыми последствиями [22, с. 53].

Сектантская литература (книги, брошюры, газеты, листовки) содержит призывы к уклонению от воинской службы, отказу от общественно-полезной деятельности, исполнения гражданских обязанностей. В псевдорелигиозных догмах, концепциях широко используются различные приемы фальсификации научных знаний с целью формирования ошибочных стереотипов мышления. Пропагандистские материалы дифференцированы, избирательны и ориентированы на различные группы адептов в зависимости от половозрастных и социально-демографических характеристик.

Социально-негативные последствия сектантства нередко сопряжены с алкоголизмом, наркоманией, проституцией, различными видами психических заболеваний. В отдельных случаях членство в секте заканчивается причинением вреда здоровью, доведением до самоубийства, систематическими побоями, истязанием, сексуальными преступлениями, хищением де-

нежных средств, организацией массовых беспорядков, надругательством над местами захоронений граждан, жестоким обращением с животными, похищением и незаконным удержанием людей в рабстве. Такие действия могут быть сопряжены с созданием финансовых пирамид, мошенничеством, вымогательством [23, с. 295].

Статьей 239 УК РФ предусмотрена ответственность за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. Данная норма направлена на защиту интересов общества и государства от противоправных проявлений таких организаций, представляющих угрозу здоровью населения и общественной нравственности [24, с. 63]. Кроме того статьей 330.1 УК РФ уголовная ответственность предусматривается за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.

В последние годы значительный общественный резонанс вызывает деятельность распространившихся псевдообразовательных организаций, предлагающих платные услуги по созданию успешного бизнеса (центры «личностного развития», бизнес курсы, психологические тренинги). Заметим, что существуют положительно зарекомендовавшие себя центры дополнительного образования и повышения квалификации, способствующие личностному росту и развитию предпринимательства, отвечающие требованиям лицензирования, аккредитации, сертификации.

В настоящее время деятельность псевдообразовательных организаций часто не подпадает под законодательные запреты. К признакам подобных организаций можно отнести:

1) отсутствие сертификата (лицензии) на оказание образовательных (просветительских) услуг;

2) ложность, поверхностность и фрагментарность обучающих курсов;

3) отсутствие реальных бизнес-идей и

4) использование приемов психологической обработки участников;

5) популизм и упрощение учебного материала (создание иллюзии о том, что бизнес - это просто, быстрый результат при минимальных затратах).

В этой связи особую актуальность приобретают методы защиты от негативного информационного воздействия и попыток манипуляции сознанием. К эффективным механизмам психологической защиты следует отнести:

1) своевременную осведомленность о деятельности деструктивных сект;

2) сформированную установку на критический анализ поступающей информации;

3) обеспечение безопасности персональных данных;

4) консультацию со специалистом относительно того или иного религиозного объединения, центра «личностного роста»;

5) помощь семьи и близких родственников;

6) игнорирование деструктивных религиозных культов и ориентирование населения на традиционные формы вероисповедания;

7) разработку и внедрение в практику методических рекомендаций по профилактике вовлечения граждан в деструктивные объединения (секты).

В свою очередь, к профилактическим и корректирующим мероприятиям относятся: просвещение населения, популяризация науки, образования и спорта, создание привлекательного имиджа различных видов профессий [25, с. 85], формирование благоприятных условий для физического и духовно-нравственного развития личности, помощь лицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию [26, с. 19], противодействие деструктивным интернет-сообществам, предупреждение домашнего (семейного) насилия, социальная адаптация и ресоциализация лиц, ставших жертвами криминального сектантства [27, с. 365].

алгоритмов решения сложных задач;

Библиографический список

1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.12.2019).

2. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. - Мн.: Харвест, 2004. - 384 с.

3. Митрохин Л.Н. Нетрадиционные религии // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; / под науч. ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2010. - 2816 с.

4. Сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.ru (дата обращения: 05.12.2019).

5. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус.яз.,1992. - 740 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Мир и образование, 2014. - 1376 с.

7. Аникин Д.А. История религии: конспект лекций. - М., 2007. - 182 с.

8. Воронкова М.Л. Конституционные основы светского государства в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. - 179 с.

9. ТаевскийД. Секты мира. - СПб.: Северо-Запад, 2007. - 571 с.

10. Туманов П. Под грифом секретности. Самые опасные учения, секты и культы. -Харьков: Виват, 2019. - 221 с.

11. Шапарь В.Б. Секты - угроза национальной безопасности России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 352 с.

12. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2014. - 816 с.

13. Василенко М.М. Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006.- 260 с.

14. Лапунова Ю.А. О содержательной стороне понятия «псевдорелигиозная группа» («деструктивная религиозная организация») и ее основных признаках // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2017. - № 4 (47). - С. 61-70.

15. Маркин Д.Н. Феномен тоталитарных сект на постсоветском пространстве // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1 (30). - С. 679-682.

16. Костылева Г.В. К вопросу о характеристике сект, совершающих убийства с исполнением религиозного обряда // Следователь. - 2002. - № 7. - С. 27-29.

17. Смирнова Н.С., Дворянчиков Н.В. Исследование манипулятивных стратегий воздействия, реализуемых тоталитарными сектами посредством сети Интернет // Психология и право. - 2015. - Т. 5. № 2. - С. 16-40.

18. Кобец П.Н. Общесоциальное предупреждение проявлений экстремизма религиозных тоталитарных сект деструктивного характера, действующих в России // Общество и право. - 2007. - № 4 (18). - С. 168-174.

19. Демидов А.В. Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 246 с.

20. Ильюк Е.В. Деструктивная секта как «психологическая тюрьма» (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах) // Виктимология. - 2018. - № 1 (15). -С. 50-57.

21. Куликов Л.В. Власть псевдорелигий // Россия. Планетарные процессы / под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002. - 676 с.

22. Воробьев В.В. Уголовно-правовое противодействие преступлениям в сфере функционирования некоммерческих организаций: дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2014. - 177 с.

23. Старков О.В., Башкатов Л.Д. Криминотеология: религиозная преступность / под общ.ред. О.В. Старкова. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. -386 с.

24. Шалагин А.Е. Ответственность за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, по Уголовному Кодексу Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - № 2 (12). - С. 60-65.

25. Шалагин А.Е., Идиятуллов А.Д. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, связанных с понуждением к суициду, совершаемых с использовани-

ем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2018. - Т. 3. № 6. - С. 82-87.

26. Предупреждение суицидов несовершеннолетних подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: методические рекомендации / Р.Б. Иванченко [и др.]. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2018. -28 с.

27. Шалагин А.Е., Идиятуллов А.Д. О мотивации преступного и суицидального поведения // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2019. - №3 (37). -С. 361-368.

COUNTERING THE ACTIVITIES OF DESTRUCTIVE ORGANIZATIONS OF CRIMINAL DIRECTION (SECT), COMING ON THE PERSONALITY AND RIGHTS

OF CITIZENS

A.E. Shalagin, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor A.D. Idiyatullov, Adjunct

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Kazan)

Abstract. The article discusses the criminological aspects of crimes related to the creation and participation in a non-profit organization encroaching on the personality and rights of citizens. A definition is given, characteristic features of such organizations are considered, their classification is given. The causes of the emergence and functioning of destructive organizations (sects) are analyzed, their criminal activity and their relationship with the phenomenon of suicide are shown. Considerable attention is paid to the personality of the organizer, active participants, adherents of such groups and communities. Measures of preventive and corrective action are highlighted.

Keywords: crime, sects, destructive organizations of a criminal orientation, suicide, prevention, counteraction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.