Научная статья на тему 'Объединения деструктивного характера: уголовно-правовые и виктимологические аспекты'

Объединения деструктивного характера: уголовно-правовые и виктимологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
599
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ / СЕКТА / ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / DESTRUCTIVE CULT / SECT / ASSOCIATIONS OF DESTRUCTIVE CHARACTER / CRIME / VICTIM IZATION / VICTIMIZATION PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аниськина Эвелина Геннадьевна, Муллахметова Наталья Евгеньевна

Введение: криминальная деятельность деструктивных объединений в последние годы не подвергалась комплексному междисциплинарному исследованию. Основные понятия по теме по-разному трактуются в научных источниках, что также затрудняет поиск оптимальных путей решения проблемы. Цель: провести уголовно правовой и виктимологический анализ криминальной деятельности объединений деструктивного характера. Методологическая основа: анализ, синтез, сравнение, формально-юридический метод. Результаты: сформулировано определение «объедине ния деструктивного характера», рассмотрены особенности криминальной деятель ности различных объединений, существующих на территории России, приведены факторы, обуславливающие виктимность применительно к такой деятельности, а также предложены меры виктимологической профилактики. Выводы: криминальная деятельность деструктивного объединения осуществляется в трех направлениях: в ходе богослужения, других обрядов и церемоний; в процессе обучения и воспитания своих последователей; при разработке концептуальных основ учения (вероиспо ведания). К мерам виктимологической профилактики деятельности объединений деструктивного характера следует отнести целенаправленную информационную кампанию, а также девиктимизацию тех, кто уже пострадал от вовлечения в дея тельность таких объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аниськина Эвелина Геннадьевна, Муллахметова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATION OF A DESTRUCTIVE NATURE: CRIMINALLEGAL AND VICTIMOLOGICAL ASPECTS

Background: criminal activity of destructive associations in recent years has not been subjected to comprehensive interdisciplinary research. The basic concepts on the topic are interpreted differently in scientific sources. It complicates the search for optimal solutions of the problem. Objective: to make the criminal-legal and victimological analysis of associations of a destructive nature criminal activities. Methodology: analysis, synthesis, comparison, formal legal methods. Results: the definition of the notion of “association of a destructive nature” have been formulated, the features of criminal activities of various associations existing on the territory of Russia have been considered, factors causing the victimization of such activities have been presented, and measures of victimological prophylaxis have been proposed. Conclusions: the criminal activity of a destructive association is carried out in three directions: in the process of worship, other rites and ceremonies; in the process of training and educating their followers; in the process of developing a conceptual framework of teaching (religion). Measures of victimological prevention of activities of a destructive nature should include a targeted information campaign, as well as the devictimization of those who have already suffered from involvement in the activities of such associations.

Текст научной работы на тему «Объединения деструктивного характера: уголовно-правовые и виктимологические аспекты»

4. SmirnovAV., Kalinovsky K.B. Commentary to the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation / Ed. by A.V. Smirnov. St. Petersburg .: Piter, 2013. 1008 p.

5. Ozhеgov S.I., Shvеdova N.Yu. Dictionary of the Russian Language: 80000 words and phraseological expressions V. V. Vinogradova. 4th ed., Applied. M .: A TEMP, 2006. 938 p.

6. Soviet Encyclopedic Dictionary / Scientific. Ed. advice: A.M. Prokhorov and others; Ch. ed. CM. Kovalev. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1980. 1600 p.

7. Lopashеnko N.A., Yurin V.M., Nеkhoroshеv A.B. Questions of Qualification and Investigation of Crimes in the Sphere of Economy: a collection of scientific articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Seminar December 15-18, 1998 / ed. by V.M. Yurin, A.B. Nekhoroshev, N.A. Lopashenko. Saratov: Saratov Journal of Law. in-ta of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1999. 240 p.

8. Malyshеv S.Ya. Legal, Organizational and Tactical Foundations of the Operational Experiment (based on the materials of the internal affairs bodies). M. Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003. P. 78-80.

9. Cognitive Activity Efficiency Factors Conducted Using Information and Communication Technologies. E. Kravets, Yu. Steshenko, A. Likholetov, D. Kairgaliev, D. Vasiliev // Communications in Computer and Information Science. 2014. P. 589.

10. Quintiеri P. Admissibility of False Confession Testimony: Know Thy Standard / P. Quintieri, K.J. Weiss // Journal of the American Academy of Psychiatry and the Law Online. 2005. P. 537.

11. Rossi P.G. Recommendation without Experts. Epistemological Implications in the Development of Screening Guidelines // Preventive medicine. 2016. P. 83.

12. Stoughton S.W Evidentiary Rulings as Police Reform / S.W. Stoughton // University Of Miami Law Review. 2015. P. 444.

13. Bozhеnok S., Gavrilov B.Ya. On the Issue of Provocation of Crimes (taking into account the decisions of the European Court of Human Rights) // Russian Justice. M .: Jurid. World, 2006, No. 5. P. 44-50.

УДК 343.97: 343.341

Э.Г. Аниськина, Н.Е. Муллахметова

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Введение: криминальная деятельность деструктивных объединений в последние годы не подвергалась комплексному междисциплинарному исследованию. Основные понятия по теме по-разному трактуются в научных источниках, что также за-

§ © Аниськина Эвелина Геннадьевна, 2019

^ Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин (Саратовская

1 государственная юридическая академия (Смоленский филиал); e-mail: evashkredova@mail.ru

S © Муллахметова Наталья Евгеньевна, 2019

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин (Саратовская государственная юридическая академия (Смоленский филиал); e-mail: nati16011978@mail.ru

© Aniskina Evelina Gennadievna, 2019

Candidate of law, Associate professor, associate professor of the Criminal-law disciplines department (Saratov State Law Academy (Smolensk branch)

© Mullakhmetova Natalia Evgenievna, 2019

Candidate of law, Associate professor, associate professor of the Criminal-law disciplines department (Saratov 160 State Law Academy (Smolensk branch)

трудняет поиск оптимальных путей решения проблемы. Цель: провести уголовно-правовой и виктимологический анализ криминальной деятельности объединений деструктивного характера. Методологическая основа: анализ, синтез, сравнение, формально-юридический метод. Результаты: сформулировано определение «объединения деструктивного характера», рассмотрены особенности криминальной деятельности различных объединений, существующих на территории России, приведены факторы, обуславливающие виктимность применительно к такой деятельности, а также предложены меры виктимологической профилактики. Выводы: криминальная деятельность деструктивного объединения осуществляется в трех направлениях: в ходе богослужения, других обрядов и церемоний; в процессе обучения и воспитания своих последователей; при разработке концептуальных основ учения (вероисповедания). К мерам виктимологической профилактики деятельности объединений деструктивного характера следует отнести целенаправленную информационную кампанию, а также девиктимизацию тех, кто уже пострадал от вовлечения в деятельность таких объединений.

Ключевые слова: деструктивный культ, секта, объединения деструктивного характера, преступление, виктимизация, виктимологическая профилактика

E.G. Aniskina, N.E. Mullakhmetova

ASSOCIATION OF A DESTRUCTIVE NATURE: CRIMINAL-LEGAL AND VICTIMOLOGICAL ASPECTS

Background: criminal activity of destructive associations in recent years has not been subjected to comprehensive interdisciplinary research. The basic concepts on the topic are interpreted differently in scientific sources. It complicates the search for optimal solutions of the problem. Objective: to make the criminal-legal and victimological analysis of associations of a destructive nature criminal activities. Methodology: analysis, synthesis, comparison, formal legal methods. Results: the definition of the notion of "association of a destructive nature" have been formulated, the features of criminal activities of various associations existing on the territory of Russia have been considered, factors causing the victimization of such activities have been presented, and measures of victimological prophylaxis have been proposed. Conclusions: the criminal activity of a destructive association is carried out in three directions: in the process of worship, other rites and ceremonies; in the process of training and educating their followers; in the process of developing a conceptual framework of teaching (religion). Measures of victimological prevention of activities of a destructive nature should include a targeted information campaign, as well as the devictimization of those who have already suffered from involvement in the activities of such associations.

Key-words: destructive cult, sect, associations of destructive character, crime, victimization, victimization prevention.

Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на 1 свободу совести и свободу вероисповедания, а в соответствии со ст. 30 Основного К закона — каждый имеет право на объединение и свобода деятельности обще- 1 ственных объединений гарантируется.

Указанные положения, безусловно, являются неотъемлемым атрибутом демократического государства, но есть у них и другая, «оборотная» сторона медали. Значительные перемены экономического, идеологического, правового характера, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, привели к тому, что многие граждане почувствовали себя социально незащищенными, ^^

оказались дезориентированы в выборе жизненных ценностей. Это стало благодатной почвой для появления и распространения на территории нашей страны различных организаций деструктивного характера, которые, скрываясь за внешне привлекательными идеями и безобидными уставными целями, осуществляют разрушительную деятельность. Активная экспансия таких организаций, часто называемых сектами, из-за рубежа в нашу страну началась еще в 1990-е гг. Как отметил еще пятнадцать лет назад в одном из своих выступлений президент Центра религиоведческих исследований А. Дворкин, сейчас Россия переживает второй этап развития этой ситуации. На первом этапе происходило накопление людских ресурсов, и сейчас происходит увеличение активности. К тому же возникают секты собственного «отечественного производства» [1].

Председатель Комитета Госдумы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов в 2016 г. отмечал, что в России действуют от 300 до 500 сект, в которых состоят до 800 тыс. чел., при этом основная доля — это молодые люди1.

Научных работ, посвященных уголовно-правовым аспектам деятельности объединений деструктивного характера, не так уж и много в России. В основном они касаются либо криминальной деятельности религиозных объединений [2; 3; 4], либо в них проводится анализ преступлений, совершенных по религиозному мотиву [5; 6]. За рамками научных исследований остается деструктивная деятельность объединений коммерческой направленности, в частности, работающих по принципу сетевого маркетинга, а также иных структур, не связанных с религиозными культами (например, АУЕ). Виктимологические аспекты деятельности объединений деструктивного характера изучались отдельными учеными и представлены в ряде опубликованных работ [7]. В них приведены некоторые правила безопасного поведения для потенциальных жертв вовлечения в деятельность деструктивных объединений, а также для близких тех людей, кто уже подвергся виктимизации. В отдельных научных работах акцент делается на психолого-педагогическое направление предупреждения вовлечения в деструктивные секты [8]. Однако отсутствует комплексный подход к решению проблемы, предполагающий разработку соответствующей нормативной базы, а также принятие организационных мер с использованием административного ресурса государства.

Если обратиться к лексическому значению слова «секта», то согласно словарю С.И. Ожегова секта — это: 1) религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее; 2) группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.)2! Похожее определение дается в словаре Д.Н. Ушакова3. В. Даль определяет секту как братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь4! Очевидно, что часто данное понятие применяется с неодобрительным оттенком. В материалах судебной практики, например по делам о клевете, тоже можно встретить анализ термина «секта»5.

1 См.: Зыкова Т. Сект-бомба. URL: https://rg.ru/2016/02/18/sergej-gavrilov-organizatory-sekt-dolzhny-proveriatsia-na-ekstremizm.html (дата обращения: 25.01.2019).

2 См.: URL: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 25.01.2019).

3 См.: URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=68974 (дата обращения: 25.01.2019).

4 См.: URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=37450 (дата обращения: 25.01.2019).

162 5 См.: URL: http://www.sektam.net/forum/topic/3015 (дата обращения: 25.01.2019).

Было также много обращений в Европейский Суд по правам человека со стороны членов различных религиозных организаций, например Церкви объединения. В принятых по итогам решениях ЕСПЧ использовались термины «тоталитарная секта», «деструктивный культ»6. Отметим, что некоторые религиозные объединения, члены которых жаловались в ЕСПЧ на нарушение их прав, признаны в России экстремистскими (например: Свидетели Иеговы). Таким образом, признание той или иной секты деструктивной может осуществляться через включение ее в список экстремистских организаций либо посредством признания литературы, издаваемой данной организацией, экстремистскими материалами (например, как в случае с Белым братством). Однако не всякая деструктивная секта относится к экстремистским организациям. Если снова обратиться к словарям, то слово «деструктивный» означает «ведущий к разрушению чего-нибудь, неплодотворный»7! Как отмечает Е.В. Ильюк, деструк-тивность секты проявляется в совершении ритуальных убийств, причинении вреда, в т.ч. здоровью (самопричинению вреда); в склонении к суициду; причинении имущественного ущерба, склонению к передаче имущества или денег организации или лидеру организации [9, с. 50]. Однако деструктивный характер секты, по нашему мнению, не всегда связан с криминальной деятельностью. Разрушающее, негативное влияние может осуществляться в рамках закона и выражаться в психологическом воздействии на сознание и психику человека, приводящем впоследствии к искажению его мировоззрения, распаду семейных связей, депрессивным состояниям. И не всегда причинная связь между принадлежностью к секте и деструктивными изменениями личности очевидна, в этом и заключается одна из главных проблем противодействия деятельности таких структур. Тоталитарная (от лат. totalis — весь, полный) секта также относится к деструктивным. При этом ее следует понимать как организацию, устанавливающую полный, всеобъемлющий контроль над образом жизни и образом мысли своих членов [10, с. 90].

Также следует пояснить, что секта не обязательно должна существовать в качестве зарегистрированного юридического лица: это может быть и группа единомышленников, придерживающаяся конкретных идеологических приоритетов и взглядов. Мы не ставим своей задачей рассмотреть все известные подобные объединения (это практически невозможно) но отметим, что краткая история и основные направления деятельности наиболее известных деструктивных сект описаны в работе А.Л. Дворкина [11].

Наряду с понятием «деструктивная секта» используется и другое — «деструктивный культ». Лексическое значение слова «культ» — 1) в религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды; 2) перен. преклонение перед кем-чем-нибудь, почитание кого-чего-нибудь8. То есть, говоря о культе, следует иметь в виду не организацию, а деятельность, хотя иногда эти понятия отождествляются.

6 См., например: решение ЕСПЧ от 30 ноября 2006 г. «По вопросу приемлемости жалобы £3 № 2512/04 «Патрик Фрэнсис Нолан и К. (Patrick Francis Nolan and K.) против Российской Фе- ш дерации» // Российская хроника Европейского Суда. 2008. № 1; Постановление Европейского

Суда по правам человека от 10 июня 2010 г. Дело «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве » против Российской Федерации (жалоба № 302/02) // Российская хроника Европейского Суда. 2011. № 2; Постановление Европейского Суда по правам человека от 11 января 2007 г. Дело «Кузнецов и другие против России» [Kuznetsov and Others v. Russia] (жалоба N 184/02) // Российская хроника Европейского Суда. 2008. № 1

7 См.: URL: https://slovar.cc/rus/tolk-enc/1461185.html (дата обращения: 25.01.2019).

8 См.: URL: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 25.01.2019). 163

Анализ научных публикаций и судебной практики позволяет выделить признаки тоталитарных сект или деструктивных культов: авторитаризм, иерархичность, применение методов вербовки новых членов с использованием обмана, контроль сознания членов организации, наличие харизматического лидера, использование в деятельности различных психотехник, в том числе гипноза, внушения, вызывающих психологическую дестабилизацию личности, зависимость, изменение сознания, приводящие к асоциальному и саморазрушающему поведению адептов секты (разрыву с родными и друзьями, отказу от жизненно необходимого медицинского вмешательства, от брачных отношений, от имущества и пр.).

Многие исследователи критически относятся к необходимости введения легального определения секты, опасаясь неоправданного его применения. По мнению Р.Н. Муру и А.А. Со, определение термина «секта», не содержащее юридически значимых признаков, носит оценочный характер, а его применение позволит излишне широко трактовать правомерность либо неправомерность деятельности религиозных организаций [12]. Но в этом направлении все же ведется законотворческая деятельность [13].

В Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом РФ 20 сентября 2000 г., к числу угроз в сфере духовной жизни отнесена возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект91В новой Доктрине, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, уже не упоминается слово «секта», здесь говорится о том, что в деятельность по оказанию информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира, вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий (п. 12 Доктрины информационной безопасности).

Таким образом, использование даже самого термина «секта» без добавления признака деструктивности, уже вызывает неоднозначные трактовки, поэтому в рамках нашего исследования мы предлагаем его заменить на термин более нейтральный: «объединение деструктивного характера». Определения предлагаемого термина также нет в законодательстве, но нормативно определены такие понятия как «общественные объединения» (в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 20 декабря 2017 г.10)), «религиозное объединение» (в ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 5 февраля 2018 г.11)). Мы же будем использовать термин «объединение» без добавления признака «общественное» по причине возможности деструктивной деятельности и коммерческих организаций. Под объединением будем понимать формирование людей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, причем оно может быть как оформлено в виде юридического лица, так и представлять собой группу лиц с единой целью и интересами.

9 См.: Российская газета. 2000. 28 сент.

10 См.: Российская газета. 1995. 25 мая.

11 См.: Российская газета. 1997. 1 окт.

Деструктивность — понятие оценочное, и не каждая деструктивная идея или поведение может быть преступным, нас же интересует именно криминальная деятельность деструктивных объединений. При этом стоит отграничивать криминальную активность отдельных членов организаций и групп по своей собственной инициативе на основе мотива религиозной ненависти, фанатизма, идеологической ненависти, от криминальной деятельности самого объединения деструктивного характера, также выражающейся в отдельных преступлениях, совершенных его членами. Чтобы отличить первое от второго, воспользуемся ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», где приводятся следующие признаки религиозного объединения: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Эти сущностные признаки можно взять за основу в любом мировоззренческом объединении, и именно по ним следует определять криминальную деятельность деструктивного объединения. Таким образом, уголовно-противоправная деятельность организаций и групп может обуславливаться и заключаться в следующем: 1) в концептуальных основах учения (в вероисповедании у религиозных объединений); 2) во время совершения обрядов, церемоний и служб; 3) в процессе обучения основам учения, воспитания адептов и вовлечения в объединение. Следовательно, нас будет интересовать преступная деятельность, осуществляемая в этих трех направлениях. На примере отдельных уголовных дел мы рассмотрим деятельность деструктивных объединений.

Итак, первое — криминальные начала самого учения (вероисповедания), они могут выражаться:

1. В обосновании необходимости насилия и даже причинения смерти (ст. 105, 111, 112, 115, 116-117, 125 УК РФ). Примером тому являются сатанисты, в гимне у которых имеется такая строка: «Христианской крови трибуны жаждут»12. Примеров преступной деятельности (чаще убийств) сатанистов достаточно много13.

2. В экстремистских воззрениях (ст. 280, 280.1, 282.2-282.3 УК РФ). Так, местная религиозная организация Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов — Инглингов была признана экстремистской в связи с тем, что «Славяно-Арийские Веды содержат доктринальные утверждения о том, что община инглингов объединяет всех людей с белым цветом кожи. Славяно-Арийские Веды, а также заповеди богов, выполнение которых является обязательным для членов общин, налагают прямой запрет на межрасовые браки. Данное положение заключает в себе идею расового превосходства, пропаганда которого запрещена ст. 29 Конституции РФ»14.

3. В обмане из корыстных побуждений (ст. 159 УК РФ). Примером тому может быть уголовное дело, возбужденное в отношении Андрея Попова, лидера религиозной организации — секты «Бог Кузя» по ч. 4 ст. 159 УК РФ1! Согласно сектантскому новоязу, все люди, не принявшие учение Кузи, — «демоны», или по-другому «овощи», «огурцы». Их, по словам Кузи, «можно обманывать, и

12 См.: Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. URL: http://www.vernost.ru/ pogib00.htm (дата обращения: 25.01.2019).

13 См.: Хвыля-Олинтер А. Религиозные культы зла как источник преступности. [URL: http://www.vernost.ru/pogib03.htm (дата обращения: 25.01.2019).

14 См.: Определение Верховного Суда РФ. Дело № 50-Г04-10. URL: http://www.vsrf.ru/ stor_pdf.php?id=97738 (дата обращения: 25.01.2019).

15 См.: URL: http://tass.ru/proisshestviya/5222881 (дата обращения: 25.01.2019). 165

Господь вас за это не накажет». От родственников, не согласных с учением бога Кузи, надо не просто отказываться, как в других сектах, надо заставлять их переписывать на себя недвижимость и обманывать любыми средствами16.

4. В доведении до самоубийств, склонении и побуждении к ним (ст. 110-110.2 УК РФ). Примеры таких случаев встречались еще в судебной практике советского периода17.

5. В террористической деятельности (ст. 205-206 УК РФ).

Второе направление преступной деятельности может быть осуществлено во время исполнения религиозных обрядов, церемоний и служб. Чаше всего членами объединения во время обрядов могут быть совершены следующие преступления:

1. Изнасилования, насильственный действия сексуального характера (ст. 131, 132 УК РФ). Так, лидер псевдорелигиозной общины Александр Куренков совершал насильственные действия в отношении несовершеннолетних адептов своей псевдорелигиозной организации Почитатели Калагии18.

2. Физическое насилие, приводящее к разным последствиям (ст. 105, 111, 112, 115, 116-117, 125 УК РФ). Так, 19 сентября 1999 года 17-летний Алексей Шевалдин и 16-летний Евгений Платов во время совершения «обряда усиления магических способностей» убили Илью Белова в его собственной квартире. Стоявшему на коленях подростку нанесли два удара ножом в живот, затем ударили ритуальным ножом-мечом, а потом ему практически отсекли голову. Убийцы же таким образом надеялись перейти на следующую ступень посвящения19.

3. Преступления, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 230 УК РФ). О.В. Старков и Л.Д. Башкатов в работе «Криминотеология» приводят пример интервью одного из членов сатанинской организации: «...Второй целью ритуала было психическое порабощение этих парней посредством приучения их к употреблению наркотиков, что также входило в ритуал» [14].

4. Доведение до самоубийств, склонение и побуждение к ним (ст. 110-110.2 УК РФ). Примером является не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев»20.

И, наконец, третье направление криминальной деятельности объединений деструктивного характера осуществляется в процессе обучения, воспитания и вовлечения в группу. Для этой преступной деятельности характерно чаще всего применение насилия (ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117 УК РФ).

Помимо изложенного, на любом этапе деятельности деструктивного объединения, при наличии в действиях членов или руководителей изучаемых групп насилия над гражданами или иного причинения вреда их здоровью, а также при побуждении граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных

16 См.: Как попасть в секту с православной ярмарки — секта бога Кузи. URL: http://iriney. ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/sekta-boga-kuzi/novosti-o-sekte-boga-kuzi/ kak-popast-v-sektu-s-pravoslavnoj-yarmarki-sekta-boga-kuzi.html (дата обращения: 25.01.2019).

17 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1961. № 9.

18 См.: URL: https://rg.ru/2017/05/15/reg-ufo/blagodaria-rassledovaniiu-rg-sozdatel-sekty-popal-za-reshetku.html (дата обращения: 25.01.2019).

19 См.: URL: http://ansobor.ru/articles.php?id=154 (дата обращения: 25.01.2019).

20 См.: Хвыля-Олинтер А. Религиозные культы зла как источник преступности. URL: 166 http://www.vernost.ru/pogib03.htm (дата обращения: 25.01.2019).

противоправных деяний должна вменяться ст. 239 УК РФ «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан»21.

Рассматривая виктимологические аспекты деятельности объединений деструктивного характера, следует назвать факторы, которые обуславливают виктимность применительно к вовлечению в нее: это низкая самооценка, активизация чувства вины, различные навязчивые страхи — фобии, повышенная внушаемость; аддиктивность — как склонность к зависимому поведению; слабый тип нервной системы; несовершеннолетний возраст; низкий уровень образования и культуры, снижающий способность критического восприятия информации [8].

Виктимность применительно к рассматриваемым ситуациям обуславливают или усиливают различные формы зависимости: алкогольная, наркотическая, в силу которых также снижается способность критически мыслить, противостоять негативному воздействию. Так, в Докладе уполномоченного по правам человека в РФ за 2016 г. отмечается, что при осуществлении реабилитации лиц, страдающих наркоманией, допускается нарушение прав человека, эксплуатация потребителей наркотиков, в организации реабилитации принимают участие тоталитарные секты, иностранные религиозные организации и миссионеры22.

На процесс виктимизации посредством вовлечения в деструктивные секты влияет социальная незащищенность отдельных граждан, низкий уровень их правовой культуры, образования, наличие психических расстройств, утрата социальных связей, иногда желание быстро обогатиться, самоутвердиться, добиться «личностного роста».

Очевидно, что меры девиктимизации населения в данной сфере необходимы. Прежде всего, это оптимизация законодательного регулирования миссионерской деятельности, а также деятельности религиозных объединений. На пленарном заседании Совета Федерации 29 ноября 2016 г. зампред Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина выразила предложение своего комитета создать рабочую группу для борьбы с деструктивными сектами, которых, по мнению экспертов, в стране насчитывается порядка 500, и в феврале 2017 года такая рабочая группа была создана и провозгласила о начале своей работы23.

В п. 82 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»24! отмечается, что укреплению национальной безопасности в области культуры способствует обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществление контроля в информационной сфере и недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и

21 См.: Житель Красноярского края создал в глухой деревне религиозную организацию. £3 URL: http://www.krsk.aif.ru/society/zhitel_krasnoyarskogo_kraya_sozdal_v_gluhoy_derevne_ religioznuyu_organizaciyu (дата обращения: 25.01.2019); Создатель секты «Ашрам Шамбалы» с

10 000 адептов, пропагандирующей сексуальные оргии, осужден на 11 лет. URL: https://pravo. ru/news/view/82367/ (дата обращения: 25.01.2019).

22 См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

23 См.: Парламентская газета. 2016. 29 нояб.; 2017. 13 февр.; 2017. 11 апр.

24 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ч. II. ст. 212. 167

межнациональной нетерпимости. Но пока это только общие концептуальные положения, нуждающиеся в конкретизации.

Мерой виктимологической профилактики вовлечения в деструктивные секты должна стать целенаправленная информационная кампания. В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 1 июля 1999 г. № 58 «О создании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви»25 был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви, одним из основных направлений деятельности которого является противодействие осуществляемой в образовательных учреждениях и средствах массовой информации деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья учащихся и студентов.

Но, чтобы выработать цельную концепцию противодействия деструктивным сектам, необходимо провести глубокое, всестороннее исследование проблемы. И такая работа уже ведется. Так, 28, 29 сентября 2017 г. на Ямале проходила Международная конференция с участием более 200 экспертов из разных стран, итогом которой стала резолюция с рекомендациями по противодействию деятельности деструктивных и псевдорелигиозных организаций, сект и культов [15].

Виктимологическое направление противодействия вовлечению в деструктивные объединения включает также работу с теми, кто уже попал под негативное влияние. Девиктимизация их членов должна способствовать тому, что они не только сами «излечатся», но помогут спасти своих близких, не приведут новых адептов. В отдельных регионах принимаются концептуальные документы, предусматривающие в числе прочих меры по виктимологической профилактике вовлечения в деструктивные секты. Так, в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 10 июля 2012 г. № 695 «О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы»26 указано, что одним из направлений развития, повышения доступности и качества социальных услуг, отвечающих потребностям и укрепляющих ресурсы семей разного типа, должно быть развитие системы помощи для семей, пострадавших от деятельности деструктивных сект.

Учитывая изложенное, мы приходим к следующим выводам:

1) под объединением деструктивного характера следует понимать формирование людей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, разрушительных по отношению к естественному гармоническому состоянию личности — духовному, психическому и физическому, а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом;

2) уголовно-противоправные деяния отдельных членов объединений деструктивного характера следует отличать от криминальной деятельности самой организации. Криминальная деятельность объединения в отличие от преступлений, совершенных отдельными членами, характеризуется тремя направлениями: преступления, совершаемые в процессе богослужения, осуществлении других

25 См.: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=872361591079615842

8020223&cacheid=9D16B809C6C7BEF9DA5351D39A074B41&mode=splus&base=EXP&n=28356 9&rnd=80C3A6407C52026B0E313DD7AAA1C41E#2iveyz305rg (дата обращения: 24.05.2019). 168 26 См.: Там же.

обрядов и церемоний; преступления, совершаемые в процессе обучения и воспитания своих последователей; преступления, совершаемые на основе концептуальных идей самого объединения. В отличие от изложенного, преступления, совершаемые отдельными членами объединения, не обусловленные вышеперечисленными направлениями, нельзя признать криминальной деятельностью объединений;

3) комплексные психолого-медико-юридические меры по реабилитации жертв объединений деструктивного характера, а также продуманная просветительская работа с потенциальными и реальными их жертвами должны приводить к снижению виктимизации населения.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Берновская Е. Социальная инфекция // Российская газета. 2003. 29 окт.

2. Василенко М.М. Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 260 с.

3. ДемидовА.В. Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 246 с.

4. Фокин М.С. Уголовно-правовая характеристика организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2000. 183 с.

5. Кияткина ИА. Преступления, совершенные по мотиву религиозной ненависти или вражды: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 180 с.

6. Минекаева А.Ф. Религиозная ненависть или вражда как мотив совершения преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005. 198 с. н

7. Телегина Е.Г., Бандурьян М.Г. Виктимологические основы предупреждения пре- | ступлений, совершаемых членами сект // Национальная безопасность и стратегическое р планирование. 2016. № 1 (13). С. 43-47. |

8. Мухина Т.К. К вопросу о профилактике вовлечения молодежи в религиозные °

й

секты // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 15. С. 61-65. с

9. Ильюк Е.В. Деструктивная секта как «психологическая» тюрьма (методы вовле- 1 чения и изменения сознания в деструктивных сектах) // Виктимология. 2018. № 1. в С. 50-56. о

10. Журлова И.В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций. Мозырь: ю УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2010. 172 с. и

' и

11. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического ис- е следования. 3-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород: ООО Издательство «Христианская й библиотека», 2014. 816 с. к

ш

12. Муру Р.Н., Со А.А. Правовое определение понятия «секта» // Власть. 2009. № 4. M С. 85-88. I

13. Петин В. Правозащитники предложили принять закон против сект // Россий- № ская газета. 2015. 8 дек. 1

14. Криминотеология: религиозная преступность / Башкатов Л.Д., Старков О.В.; ) под общ. ред. Старков О.В. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 386 с. 1

15. Мационг Е. На Ямал прибыли эксперты по борьбе с деструктивными культами // Российская газета. 2017. 28 сент.

References

1. Bernovskaya E. Social Infection // Rossiyskaya Gazeta. 2003. 29 Oct.

2. Vasilenko M.M. Prevention of Crimes Committed by Members of Religious Totalitarian Sects: dis. ... cand. of law. Saratov, 2006. 260

р. 169

3. Demidov A.V. Religious Organizations of Destructive Character and Specifics of the Prevention by Law-enforcement Bodies of Their Criminal Activity: dis. ... cand. of law. M., 2010. 246 p.

4. Fokin M.S. Criminal-legal Characteristics of the Organization of Religious Associations that Infringe on the Personality and Rights of Citizens: dis. ... cand. of law. Omsk, 2000. 183 p.

5. Kiyatkina I.A. Crimes Committed on the Grounds of Religious Hatred or Enmity: dis. ... cand. of law. M., 2017. 180 p.

6. Minekaeva A.F. Religious Hatred or Enmity as a Motive of the Crime: Criminal-legal and Criminological aspects: dis. ... cand. of law. Kazan, 2005. 198 p.

7. Telegina E.G., Banduryan M.G. Victimological Bases of Prevention of Crimes Committed by Members of Sects // National security and strategic planning. 2016. № 1 (13). P. 43-47.

8. Mukhina T.K. On the Prevention of Youth Involvement in Religious Sects // Siberian pedagogical journal. 2007. No. 15. P. 61-65.

9. Ilyuk E.V. Destructive Sect as a «Psychological» Prison (Methods of Involvement and Change of Consciousness in Destructive Sects) // Victimology. 2018. No. 1. P. 50-56.

10. Zhurlova I.V. Socio-pedagogical Victimology: a course of lectures. Mozyr: UO MGPU namd after I.P. Shamyakin, 2010. 172 p.

11. Dworkin A.L. Sectarianism. Totalitarian Sect. Systematic Study Experience. 3-e ed., revised and suppl. N. Novgorod: publishing House «Christian library», 2014. 816 p.

12. Muru R.N., So A.A. Legal Definition of the Concept «Sect» // Power. 2009. No. 4. P. 85-88.

13. Petin V. Human Rights Activists Proposed to Adopt the Law against Sects // Ros-siyskaya Gazeta. 2015. 8 Dec.

14. Criminotheology: Religious Criminality / Bashkatov L.D., Starkov O.V.; General editorship by: Starkov O. V. S.Pb.: Law. press center, 2004. 386 p.

15. Matsiong E. Experts Combatting Destructive Cults Have Come in the Yamal Region // Russian newspaper. 2017. September 28.

УДК 343.9

В.О. Касимов

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЛИЦАМИ ЗРЕЛОГО, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Введение: зависимость противоправного поведения преступников от их возрастных изменений является одним из малоизученных в российской юридической науке и практике явлений. Его исследование не только чрезвычайно актуально, но и представляет большую сложность как в теоретическом, так и в практическом отношении, что обусловлено широким полем исследовательской деятельности, находящейся на стыке наук — антропологии, возрастной психологии, социологии,

© Касимов Вадим Олегович, 2019

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминологии и прокурорского надзора (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: kasimov_vadim@list.ru © Kasimov Vadim Olegovich, 2019

Candidate of law, senior lecturer of the Department of criminology and prosecutorial supervision (Saratov 170 State Law Academy)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.