Научная статья на тему 'Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина'

Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕКТАНТСТВО / SECTARIANISM / СЕКТА / SECT / НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА / SCIENTIFIC DISCIPLINE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СЕКТАЛОГИЯ / POLITICAL SEKTALOGIYA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

В статье обосновывается необходимость формирования новой социально-гуманитарной научной дисциплины по исследованию эволюции феномена религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства в политической сфере Политическая секталогия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political sektalogiya as socio-humanitarian scientific discipline

The article substantiates the necessity of forming a new socio-humanitarian scientific discipline for the study of the evolution of the phenomenon of religious, pseudo-religious, secular sectarianism in the political sphere Political sektalogiya.

Текст научной работы на тему «Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина»

А.В. ТОНКОНОГОВ доктор философских наук, профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»*

Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина

Продолжающиеся в современной России и Мире деструкции - разрушение системы общечеловеческих и национальных духовных (светских, христианских, исламских, буддистских и т.д.) ценностей, отсутствие официальной государственной идеологии создают в странах благоприятную почву для негативных процессов в общественной жизни, в частности, для деятельности религиозных, псевдорелигиозных, секулярных сект, подрывающих российскую государственность, представляющих опасность для жизни, здоровья людей, соблюдения их прав и свобод.

На данный момент научно ещё недостаточно изучены вопросы исторического развития сектантства как социального феномена, а также вопросы выявления, предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, и иных преступлений, связанных с их деятельностью, а также проблему причинения самим сектантам материального, духовного вреда, включая вред соматическому и психическому здоровью вплоть до склонения к суициду. Можно констатировать недооценку как в России, так и во многих других странах той угрозы, которую представляют собой для национальной безопасности религиозные, псевдорелигиозные, секулярные секты1.

Своевременные превентивные меры со стороны общества и государства по пресечению деятельности подобных организаций и групп, выраженные в совершенствовании законодательных актов, препятствующих распространению идей, культивируемых в сектах, всестороннем изучении сектантства как социального явления чрезвычайно важны для понимания сложившейся обстановки в Мире и в России, а также для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Безопасность отдельной личности и всего общества - главный вопрос жизнедеятельности любого государства. От решения этого вопроса зависят преобразования, происходящие, в том числе в России, которые могут привести как к возрождению великой Державы, так и к непоправимым социальным изменениям, ведущим к подрыву российской государственности. Это обусловлено, в частности, тем фактом, что некоторые секты просто целенаправленно ведут вербовку адептов в среде политической, экономической и культурной элиты разных стран, пытаясь влиять на социальную политику через своих последователей. Одной из таких сект, вне всякого сомнения, является так называемая церковь саентологии.

В 1950 г. Р. Хаббард (неудавшийся писатель-фантаст из США) издал книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья». В 1954 г. он создал секту под названием «Международная саентологическая церковь». Учение сектантов основано на вере в некое Высшее Существо и представляет собой смешение идей буддизма, христианства, ислама, брахманизма и каббалы. Р. Хаббард, восприняв идеи Алистера Кроули (одного из самых известных пропагандистов сатанизма в XX в.), предложил «гуманные» методы духовного и физического уничтожения личности путём дианетической терапии, которая заключается в том, что некий «одитор» выслушивает откровения пациента, используя специальный прибор «Е-метр»2 и рекомендует ему, в сущности, опасные для здоровья процедуры, приводящие часто к травмированию психики и летальному исходу.

В странах западной Европы секту обвиняют в практике «промывания мозгов», а также в насильственных методах принуждения к членству в секте3. Всех несектантов саентологи не считают людьми, Р. Хаббард открыто заявлял: «Человек, который не разделяет веры в Верховное Существо,

4 1-ч

не является человеком в полном смысле этого слова» . В секте сохраняется строгая иерархия членов. Высшая степень посвящения - «члены Морской организации - братского религиозного ордена, насчитывающего более чем 5000 членов во многих странах мира»5. Секта осуществляет активный сбор средств, пытается прикрыть свою антисоциальную деятельность работой организаций, использующих псевдонаучные методики для лечения наркоманов (организация «Нарконон») и реабилитации заключённых (организация «Криминон»)6.

* Тонконогов Александр Викторович; e-mail: [email protected]

1 См.: Тонконогов А.В. Сектантство как социальный феномен (исследование в среде осуждённых к лишению свободы). Дис. канд. филос. н. М., 2004.

2 См.: Саентология. Теория и практика современной религии. Копенгаген, 1998, с. 36.

3 Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., 1997, с. 202.

4 Саентология, с. 26, 69.

5 Там же, с. 60.

6 Там же, с. 84-85.

Практически во всех странах, где существуют подразделения секты, государственные органы занимаются расследованием её преступной деятельности. В Австралии специальная комиссия штата Виктория сделала категоричный вывод о том, что применяемые в секте техники и приёмы представляют серьёзную «опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек

4

зрения» .

Саентологи активно действуют в России с 90-х гг. XX в. Как и многие другие секты, изначально саентологи осуществляли свою программу идеологической экспансии в нашу страну под прикрытием организаций, не имеющих прямого отношения к учению секты - «Дианетики». Секта начала действовать в России в виде организации «Нарконон». В 1996 г. Министр здравоохранения своим приказом запретил использование любых методик, связанных с именем Р. Хаббарда, в государственной медицине, так как они являются псевдонаучными5. Однако уже к 1998 г. саентологи имели 38 центров по всей стране. Презентацию первого издания «Дианетики» саентологи провели в Кремлёвском Дворце съездов.

Как и многие другие секты, саентологи пытаются активно увеличивать своё богатство. Для этих целей действуют всевозможные курсы и колледжи, где обучают «науке душевного здоровья» за вполне определённую цену. Тот факт, что основа деятельности секты лежит в «области экономической преступности», подтверждается выводами, которые изложены в заключении МВД ФРГ от 6 мая 1994 г.7. Секта скупает акции предприятий, банков, скрывая свои доходы от налогообложения. 25 февраля 1999 г. в Москве в четырёх офисах секты были проведены обыски в рамках уголовного дела о незаконном предпринимательстве, посягательстве на личность и права граждан, в ходе которых были выявлены существенные нарушения в деятельности саентологических центров. В октябре 1999 г. Останкинский суд Москвы вынес постановление о ликвидации «Гуманитарного центра Хаббарда», 13 февраля 2000 г. Московский городской суд, рассмотрев кассационную жалобу сектантов, поддержал решение Останкинского суда. Но секта действует до сих пор и какое количество политических деятелей и представителей бизнеса являются её адептами доподлинно неизвестно.

Вместе с тем, секты опасны своей латентной деятельностью, которая часто направлена и против самих сектантов. В этой связи одним из самых ужасных примеров социальной опасности сект, чья деятельность осуществляется на основе тайной доктрины; манипулирования - общественным мнением, политическими деятелями, СМИ и собственно сознанием адептов - является коллективный суицид, совершённый сектантами «Народного храма»8.

Основал секту в 1957 г. в Индианаполисе (США) Д. Джонс, практиковавший ритуалы «массовых исцелений» на собраниях секты, которые были ловким мошенничеством (исцеленными оказывались нанимаемые сектантами здоровые люди). К началу семидесятых секта приобрела множество последователей, на деньги которых лидер секты устраивал бесплатные обеды, открывал приюты для бездомных. Политики и журналисты хвалили Д. Джонса за активное участие его «церкви» в христианско-просветительской деятельности и в программах социальной помощи.

В 1977 г. после разоблачительного материала в журнале «Нью Уэст» глава секты объявил о необходимости переселения в Гайану. За сотни километров от столицы страны было основано поселение «Джонстаун», порядки в котором напоминали концентрационный лагерь. Адептов секты наказывали за малейшее непослушание, в избиении и изнасиловании детей участвовал и сам основатель секты. В поселении постоянно проводились репетиции массового самоубийства (так называемые - «Белые ночи»).

Информация о зверствах секты, обосновавшейся в Гайане, встревожила общественное мнение США и член Конгресса от округа Сан-Матео, демократ Лео Райан предпринял инспекторскую поездку в «Джонстаун», где был убит охраной главы секты вместе с другими членами комиссии, в число которой входил представитель правительства Гайаны. После совершения этого преступления Д. Джонс приказал адептам секты совершить акт массового самоубийства. Всего в «Джонстауне» погибло 914 человек, из них - 276 детей. Основатель и руководитель секты, его жена тоже покончили с собой (застрелились)9.

Общество США довольно быстро забыло об этой трагедии, государственная политика в отношении сект там весьма лояльна. Однако угроза, исходящая от них, уже давно всерьёз воспринимается в странах Западной Европы 0, где созданы серьёзные общественные и государственные организации, занимающиеся противодействием социально опасной деятельности сект, реабилитацией пострадавших от сект, в том числе и бывших адептов.

Для решения проблем выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, необходимо проведение на государственном уровне целого комплекса мероприятий,

4 Религии и секты в современной России. Краткий справочник. Новосибирск, 1997, с. 166.

5 Вестник «Медицина для вас», 1996, № 14 (21). Июль, с. 18.

7 Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Сост. А.Л. Дворкин. М., 2000, с. 563.

8 См.: Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США - экономика, политика, идеология,1979, № 6, с. 7.

9 См.: Бойл Дж.Дж. Секты-убийцы // Контроль сознания. М., 2003, с. 536-562.

10 См.: Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века» 23-25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, с.13-25.

которые должны обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы личности и одновременно с этим будут направлены на укрепление национальной безопасности.

Исследования сектантства как уникального социального явления до настоящего времени велись за редким исключением только в одном узкопредметном и узкоконфессиональном направлении, а именно в области религиозного сектантства, в котором в наибольшей степени учёных интересовало европейское христианское сектантство.

Следует отметить, что в рамках отдельных дисциплин, в частности, социологии, социологии религии, религиоведения исследование практических и теоретических проблем сектантства не сможет избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена. Это особенно актуально в современных условиях. Ещё сложнее исследовать сектантство в контексте политической сферы, имеющей свою уникальную специфику.

Кризис в духовной жизни постсоветского российского общества, образовавшийся идеологический плюрализм, отсутствие хотя бы общенациональной идеи ведут к деградации отдельной личности и всего социума. Существующий нравственный, интеллектуальный и эстетический вакуум стремятся заполнить, в том числе, представители различных религиозных, псевдорелигиозных, светских сект. Не вызывает сомнений, что социальная напряженность в мире вызвана в значительной степени и их антисоциальной деятельностью.

Практика показывает, что преступления, совершаемые адептами сект, а также преступления, связанные с их деятельностью, не принимаются за особый вид преступлений. Понятий «ритуальное преступление», «агрессивные методы манипулирования», «контроль» и «деформация сознания», «секта» законодатель избегает как в России, так и во многих странах Мира. Это приводит к эффекту «злокачественной опухоли»: часть преступления раскрывается, а его глубинные причины и, возможно ещё более тяжкие (латентные) последствия, остаются не выявлены до совершения нового (правильнее будет сказать до продолжения не до конца раскрытого) преступления. Всё это указывает на необходимость создания эффективной системы по противодействию преступной деятельности сект.

Сектантство несмотря на всё своё многообразие как по идеологической, так и организационной структуре является монолитным самостоятельным социальным феноменом, имеющим ряд существенных отличительных признаков: адепты являются носителями негативного сознания, асоциальной (секулярной или религиозной) веры; ритуальная сторона состоит из отправления деструктивного (секулярного, религиозного или псевдорелигиозного) культа; организационно сектантство представлено в виде (секулярных, религиозных и псевдорелигиозных) сект.

Сектантство как социальный феномен развивалось и непрерывно существовало в разных политических, социальных, экономических условиях, являясь одной из форм девиантно-деструктивной и делинквентной деятельности личности в обществе. Сектантство не есть прерогатива какой-то определённой категории людей: в секты попадают лица разного возраста, пола, социального положения, физического и психического здоровья. Многие просто ищут острых ощущений или пытаются быть оригинальными в поисках смысла жизни или просто хобби. Сектантство представляется адептам как путь к познанию и пониманию окружающего мира; способ влияния на него и окружающих людей; способность совершенствовать свои способности в обмен на использование (тайно или явно) сектой материального и духовного потенциала личности.

Таким образом, сектантство - это деструктивно-инновационная деятельность в обществе, основанная на присущей каждому человеку определённой форме сознания (позитивной или негативной), применительно к сектантству - негативной; проявляющаяся в возникновении качественно нового (и неповторимого), что приводит к деградации отдельной личности и способствует развитию регрессивных процессов в обществе. В этом смысле сектантство является антиподом конструктивно-девиантного, творческого развития личности и так же, как преступность, имеет девиантно-деструктивную, делинквентную духовно-мотивационную социальную направленность.

По характеру и механизму деятельность сект и преступных организаций в обществе можно отнести к деструктивной инновационной деятельности. Cекты - это особые социальные группы, имеющие свои ценности, принципы, цели (явные и тайные). Для достижения истинных целей (в соответствии с тайной доктриной, существующей в каждой секте при наличии официально пропагандируемого учения) руководители сект применяют к адептам методы агрессивного манипулирования личностью (контроля и деформации сознания), что приводит личность в состояние частичной или полной психологической зависимости, при которой адепт готов выполнить любой приказ. Таким образом, адептов сект можно рассматривать одновременно как потенциальных преступников и как жертв, требующих после пребывания в секте длительной реабилитации.

В современном мировом социуме, в том числе и в России можно констатировать появление и развитие такого феномена, как сектантское движение, которое имеет явную антисоциальную направленность и подобно криминальному движению является совокупностью особых форм преступных объединений, пытающихся влиять на социально-политическую жизнь разных стран. Поэтому

сектантству нужно активно противостоять и это требование должно быть учтено при совершенствовании системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Сектантство как социально-опасный феномен не является чем-то принципиально новым, присущим только современной цивилизации, также его нельзя рассматривать исключительно в виде религиозного сектантства (как это делают некоторые исследователи), а, изучая лишь религиозное сектантство, обращают внимание на один объект исследования - христианские и псевдохристианские секты. Однако существует также феномен и псевдорелигиозных, и светских (например, псевдонаучных) сект.

Секта - это объединение (организация или группа), характеризующееся следующими основными признаками: руководство осуществляется харизматическим лидером или лидерами, которые имеют контроль над адептами, применяя методы манипулирования личностью (контроля и деформации сознания); существуют два учения - официально пропагандируемое и тайное, известное узкому кругу сектантов; моральный и материальный вред (в том числе вред духовному, физическому и психическому здоровью) стремятся причинить как всем нечленам секты, так и рядовым адептам.

Таким образом, в общем смысле секта это:

- религиозные, псевдорелигиозные, светские объединения и группы лиц, следующие учению (официальному, открыто пропагандируемому, и тайному, известному только руководителям секты и посвящённым), основанному на особом негативно-деструктивном типе светской или религиозной идеи, открыто или тайно противопоставляющих себя отдельным социальным группам, обществу, государству и мировому социуму в целом;

- религиозные, псевдорелигиозные, светские объединения и группы лиц, создающие в своей среде особую систему ценностей, подавляя при этом одних членов и наделяя особыми правами других, используя духовные и материальные результаты деятельности личности в узкогрупповых интересах, осуществляя контроль за всеми сферами жизни адептов (тотальный - полный и жёсткий в тоталитарных сектах или локальный - выборочно-приоритетный в сектах со слабой организационной структурой), применяя любые (в том числе преступные) средства и методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания) для привлечения неофитов и удержания адептов в секте.

В целях эффективного противодействия распространению и развитию сектантства необходимо всестороннее изучение этого антисоциального феномена в рамках отдельной научной светской дисциплины. Исследование сектантства светскими учёными позволит избежать узкоконфессионального и узкопредметного подхода в изучении этого явления. Можно с уверенностью говорить о том, что давно существует необходимость в создании научной дисциплины, изучающей негативные аспекты духовного развития общества. Такой наукой должна стать Секталогия11.

Исследование сектантства необходимо проводить во всех сферах общественной жизни, используя все отрасли современной науки. Поэтому кроме Секталогии (как базовой научной дисциплины, изучающей сектантство) необходимо создание таких дисциплин, как Философия секталогии, Социология секталогии, Психология секталогии, Уголовно-правовая секталогия, Гражданско-правовая секталогия.

Также следует отметить, что особое значение в современных геополитических условиях управляемого хаоса приобретает особое значение вопрос влияния сект на социально-политические процессы в отдельных странах и мировом социуме в целом. Секты часто открыто участвуют в деструктивных общественных событиях под прикрытием так называемых новых религиозных объединений, некоммерческих или коммерческих организаций. Сектантские лидеры всё чаще занимают (при поддержке специальных служб стран НАТО) ключевые государственные посты в странах-протекторатах США и их союзников. Самым ярким примером последнего времени является внедрение на высший уровень политиков Украины А. Яценюка, чьи родственники, как и он сам, являются адептами секты саентологов; а также протестантского пастора А. Турчинова12, который сам лично читает проповеди в одной из псевдохристианских сект.

Наиболее объективный анализ участия сект, их руководителей, адептов в политической жизни социумов в процессе исторической эволюции, а также в современных условиях, возможность точного прогнозирования развития феномена сектантства в данном контексте может быть осуществлено только в рамках новой научной дисциплины - Политическая секталогия.

Политическая секталогия должна находиться во взаимосвязи с другими научными дисциплинами -философией, философией религии, историей философии, социальной философией, социологией религии, культурологией, религиоведением, общей историей, уголовным и уголовно-процессуальным правом (иными дисциплинами). Политическая секталогия будет изучать сектантство на уровне общества, социальных групп и личности в контексте политических отношений отдельных стран и мировой геополитики в целом.

11 См.: Тонконогов А.В. Секталогия (социально-философский анализ сектантства). Монография. М., 2012.

12 См.: Никонов В. Депутат Государственной Думы - Короткая телеграмма: «Не надорвитесь» // Российская газета, 2014, № 68 (6340), 26 марта, с.3.

Приоритетной областью в Политической секталогии может стать не столько её теоретическое -философско-историческое содержание, сколько содержание практическое - социально-политическое, социолого-психологическое и психолого-политологическое. Изучать сектантство невозможно без проведения классификации понятий и терминов. Следует выделить общефилософские и социально-философские, специальные социологические, психологические и религиоведческие категории: духовность, деструктивная духовность, сознание (формы сознания), вера (формы веры), личность (типы личности), религия (формы религий), культ (виды культов), секты (виды и типы)13.

Политическая секталогия как комплексная научная дисциплина должна использовать различные методы познания. При этом следует отметить, что в связи со спецификой деятельности сект и, в большинстве случаев, их конспиративным характером, такие методы, как анкетирование, интервью не могут способствовать получению полной и объективной информации. Эту задачу возможно выполнить лишь с помощью наблюдения, обобщения, личной доверительной беседы, анализа и синтеза.

Политическая секталогия может избежать необъективных оценок социальных явлений. Для этого при изучении теоретического и практического материала необходимо реализовать следующие принципы: соблюдать объективность при конкретно-историческом рассмотрении предмета; рассматривать сектантство в контексте духовного развития мирового социума - изучая социальный феномен сектантства, анализировать вопросы, касающиеся отдельной личности; излагать вопросы не на специфическом, а общедоступном, понятном языке.

Тотальное противодействие антисоциальному феномену сектантства на данном этапе развития мирового социума практически невозможно. Поэтому не исключено, что под видом борьбы именно с сектантством политики США и их союзники будут осуществлять свою циничную геополитическую и геоэкономическую экспансию в будущем, как это они делали в конце ХХ в. под прикрытием идеи ликвидации угроз терроризма. Следовательно, принятие срочных мер по профилактике сектантства как в России, так и во всём Мире жизненно необходимо с разных, в том числе геостратегических точек зрения.

Научное изучение исторической эволюции сектантства в политической сфере создаст базу для разработки социально-правовых, духовных (в основном психолого-идеологических) мер противодействия экспансии в политическое пространство отдельных стран и мирового социума в целом адептов религиозных, псевдорелигиозных, светских сект; а также позволит осуществлять прогнозирование и анализ развития данного феномена, его влияния на все сферы общественной жизни, в том числе национальную безопасность. Данная работа будет наиболее эффективной в рамках новой социально-гуманитарной научной дисциплины - Политическая секталогия.

Тонконогов А.В. Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина. В статье обосновывается необходимость формирования новой социально-гуманитарной научной дисциплины по исследованию эволюции феномена религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства в политической сфере - Политическая секталогия.

Ключевые слова: сектантство, секта, научная дисциплина, политическая секталогия.

^nkonogov A.V. Political sektalogiya as socio-humanitarian scientific discipline. The article substantiates the necessity of forming a new socio-humanitarian scientific discipline for the study of the evolution of the phenomenon of religious, pseudo-religious, secular sectarianism in the political sphere - Political sektalogiya.

Key words: sectarianism, sect, scientific discipline, political sektalogiya.

13 См.: Тонконогов А.В. Сознание, дух, разум: гомогенность и гетерогенность феноменов // Социально-гуманитарные знания, 2012, № 2; Тонконогов А.В. «Деструктивная духовность» как социально-философская категория // Социально-гуманитарные знания, 2011, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.