Научная статья на тему 'Межпоколенческий разрыв в цифровом пространстве: Актуальные вызовы в системе профессионального образования'

Межпоколенческий разрыв в цифровом пространстве: Актуальные вызовы в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпоколенческие отношения / цифровое пространство / совмещенная реальность / профессиональное образование / дистанционное образование. / intergenerational relations / digital space / combined reality / professional education / distance education.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хащенко Татьяна Геннадьевна, Житченко Олеся Николаевна

В статье рассматривается феномен цифрового «разрыва» между поколениями, особенности его проявления в системе профессионального образования в условиях «смешанного» обучения, связанные с ним риски в аспекте профессионального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хащенко Татьяна Геннадьевна, Житченко Олеся Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGENERAL GAP IN DIGITAL SPACE: CURRENT CHALLENGES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article discusses the phenomenon of the digital “gap” between generations, the features of its manifestation in the system of professional education in the conditions of “blended” learning, the risks associated with it in the aspect of professional development of the individual

Текст научной работы на тему «Межпоколенческий разрыв в цифровом пространстве: Актуальные вызовы в системе профессионального образования»

МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ РАЗРЫВ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хащенко Татьяна Геннадьевна (Ульяновск, Россия), доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Ульяновский ГАУ им. П.А. Столыпина. E-mail: taropsy@mail.ru

Житченко Олеся Николаевна (Ульяновск, Россия), педагог-психолог, Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ. E-mail: olesia.jitchenko@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается феномен цифрового «разрыва» между поколениями, особенности его проявления в системе профессионального образования в условиях «смешанного» обучения, связанные с ним риски в аспекте профессионального развития личности.

Ключевые слова: межпоколенческие отношения, цифровое пространство, совмещенная реальность, профессиональное образование, дистанционное образование.

INTERGENERAL GAP IN DIGITAL SPACE: CURRENT CHALLENGES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Khashchenko Tatiana Gennadievna (Ulyanovsk, Russia), Doctor of psychological Sciences, Docent, Head of department, Ulyanovsk SAU named after P.A. Stolypin. E-mail: taropsy@mail.ru

Jitchenko Olesya Nikolaevna (Ulyanovsk, Russia), an educational psychologist, Ulyanovsk Guard Suvorov Military School. E-mail: olesia.jitchenko@yandex.ru

Abstract. The article discusses the phenomenon of the digital "gap" between generations, the features of its manifestation in the system of professional education in the conditions of "blended" learning, the risks associated with it in the aspect of professional development of the individual.

Keywords: intergenerational relations, digital space, combined reality, professional education, distance education.

Кардинально изменившаяся информационная среда жизнедеятельности социума и индивида, «перемещение» социализации Z-поколения и профессионализации личности Y-поколения в пространство «смешанной», «совмещенной» реальности с размытыми границами между обычной и виртуальной реальностью, ускоряющееся обновление коммуникационных средств и информационных технологий, опосредующих взаимодействие человека с окружающей действительностью, социумом и с собственным «внутренним» содержанием, распространение агрессивных технологий информационного воздействия на внутренний мир человека на фоне межпоколенческого «разрыва», приобретшего особую — цифровую — специфику, актуализируют необходимость совершенствования методологии и психологических технологий профессионально-личностного развития в системе профессионального образования.

Согласно классической теории поколений, любое поколение представляет собой группу людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, окружающего мира и обладающих одинаковыми ценностями, которые могут не рефлексироваться, но которые влияют на решения и поступки.

В зарубежных и отечественных исследованиях были выявлены психологические различия (в том числе на отечественном материале) между поколениями беби-бумеров (1944—1963 гг.), Х-поколением (1964—1984 гг.), Y-поколением или поколением милле-ниумов, Next-поколением (1985—2003 гг.) и Z-поколением (2004—2024 гг.) [1, 2, 4, 6, 7, др.]. В большом массиве эмпирических данных о психологических особенностях этих поколений имеются данные о специфике их «цифрового» поведения, описываются риски, с которыми они сталкиваются в цифровом пространстве (деструктивно-контентные, коммуникативные, аддиктивные, потребительские и др.). Эти данные, несмотря на их фрагментарность и разрозненность, приводят к выводу о существовании особых рисков в

отношении межпоколенческого взаимодействия, обусловленных цифровым «разрывом» между поколениями.

Цифровая среда стала частью жизненного контекста, в котором на современном этапе формируются, проявляются и развиваются межпоколенческие взаимоотношения. Обусловленные объективными культурно-историческими причинами психологические отличия поколений усиливаются различиями в их способе существования в цифровой среде, в виртуальной и обычной реальности. Если для Х-поколения характерно в большей степени инструментальное отношение к «цифре» и к виртуальной реальности, то у 2-поколения это отношение приобретает оттенок ценностно-смысловой, поскольку представители этого поколения «живут» в виртуальной реальности как естественной для них среде, порой теряя связь с обычной реальностью или субъективные границы между этими реальностями. Сложные для поколения беби-бумеров цифровые технологии являются привычными и неотъемлемыми элементами жизни 2-поколения и атрибутами профессионального функционирования миллениалов, однако речь идет не о банальном различии в цифровой грамотности поколений.

Если в классическом понимании феномена «разрыва» поколений имеются в виду противоречия в аспектах культуры, интересов, взглядов и мировоззрения [4], то цифровой «разрыв» проявляется в несовпадении не только уровня цифровой компетентности разных поколений (в семье, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах и т.п.), но и в особенностях существования их представителей в phygital-реальности, способности перемещаться из обычной реальности в виртуальную без потери (или с потерей) восприятия границ между ними, в особенностях когнитивной и эмоциональной саморегуляции в цифровом пространстве. Поэтому психолого-педагогическое обеспечение социализации 2-поколения, как и разработка методологии и психолого-педагогических технологий профессионально-личностного развития представителей разных поколений в процессе их профессиональной подготовки и переподготовки в цифровом формате профессионального образования (с онлайн-технологиями и дистанционными средствами обучения, ограничением непосредственного психологического контакта между субъектами образовательного пространства) требуют всестороннего изучения проблемы цифрового «разрыва» между поколениями субъектов образовательной среды. Практическое решение этой проблемы предполагает разработку его научных оснований, научное изучение «цифрового» аспекта взаимодействия между поколениями на современном этапе, его барьеров, создание теоретико-методологических оснований и психолого-педагогических технологий оптимизации взаимодействия поколений в цифровом пространстве профессионального образования.

С вышесказанным связан еще один актуальный вызов, заключающийся в изменении психолого-педагогических условий профессионализации личности в образовательных учреждениях, обусловленный активным внедрением дистанционных форматов учебных занятий. Ссылаясь на данные о психологических особенностях 2-поколения, авторы призывают преподавателей не просто к осознанию, но принятию этих особенностей и использованию форм и методов, «комплементарных им» [7], в том числе к персонализации обучения с использованием онлайн-чатов.

Однако внедряемые «цифровые» форматы при их несомненных плюсах ограничены в решении задач развития личности. Цифровые инструменты, используемые в современной образовательной практике, способны обеспечить преимущественно формирование и развитие профессионально-важных качеств (знаний, умений, навыков, способности их применить на практике), формирование учебной мотивации и позитивного отношения к деятельности и к себе как ее субъекту, но применительно к формированию и развитию профессионально-значимых качеств личности возможности этих инструментов пока

ограничены. Акцентируя на этом внимание, В.П. Зинченко предложил, по аналогии с явлением «mothering» (живым непосредственным контактом с заботящейся матерью, исключение которого или замена которого суррогатом приводит к нарушению развития дитя), понятие "teachering", стержневым элементом которого выступает живой не опосредованный контакт преподавателя и обучающихся [3].

Ключевая задача профессионального образования — порождение и становление субъектности будущего профессионала в процессе обучения — требует особых (субъект-порождающих и субъект-развивающих) психолого-педагогических условий, поскольку необходимой предпосылкой перехода человека к субъектному способу жизнедеятельности и профессионального функционирования выступает изменение уровня и качества его рефлексии [5]. В психологической науке разработаны теоретико-методологические основания и успешно интегрированы в образовательную практику эффективные психолого-педагогические технологии преобразования адаптивного способа жизнедеятельности личности в субъектный путем актуализации и направления ее рефлексивного ресурса на собственный внутренний мир, который становится предметом ее собственного преобразования [5]. Однако эти технологические решения «отработаны» в условиях непосредственного психологического контакта. Возникает вопрос о возможности разработки психолого-педагогических методических приемов актуализации рефлексивного ресурса личности, новых технологических решений, которые, встраиваясь в форматы дистанционного обучения, хотя бы ограниченно решали эту проблему. Ответ на этот вопрос приобретает особую актуальность на фоне последовательного и неуклонного замещения непосредственного психологического контакта преподавателя со студентами онлайн-форматами их взаимодействия.

Из вышесказанного следует вывод о необходимости не только и не столько повышения «цифровой» компетентности субъектов образовательного пространства, сколько поиска оптимального соотношения дистанционных и непосредственно-контактных форматов обучения одновременно с совершенствованием уже существующих, расширением их возможности в работе с личностью, ее внутренним содержанием.

Описанные выше вызовы, встречаясь в пространстве профессионального образования в условиях активно внедряемого в образовательный процесс «смешанного» обучения, актуализируют важный, но недостаточно изученный аспект фундаментальной проблемы профессионализации личности, связанный с ее профессиональным становлением в условиях phygital-взаимодействия.

Литература

1. Воробьева А.А., Кузнецова Т.В. Поколение Y: психологические особенности современных людей в рамках проблемы разрыва поколений // Прикладная психология на службе развивающейся личности / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. — Коломна: ГСГУ, 2017. — С. 37—42.

2. Иванова А.Ю., Малышкина М.В. Психологические проблемы деятельности поколения цифровых технологий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 221-228.

3. Зинченко В.П. Distant, content... и образование // Высшее образование в России, 2005. № 7. С. 76-87.

4. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988.

5. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности: монография. — М.; СПб: Нестор-История, 2019.

6. Нестерцова С.Г. Индивидуально-психологические и познавательные особенности «Поколения Y» // Наука ЮУрГУ: Материалы 66-й научной конференции Секции социально-гуманитарных наук. — С. 1634—1638.

7. Тамарская Н.В. Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения Z // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5. С. 51—57.

8. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. [Электронный ресурс]. — Москва: Синергия, 2017. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=25275351

МАНИПУЛЯЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Вишневская Валентина Петровна (Минск, Республика Беларусь), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт пограничной службы Республики Беларусь; действительный член Академии военных наук Российской Федерации. Е-mail: Valentina. minsk@rambler.ru

Аннотация. В представленном материале излагаются некоторые аспекты негативного воздействия информационно-психологических технологий деструктивного характера на личность, общество, профессиональное сообщество. Обращается внимание на целесообразность развития нравственного потенциала личности, общества, профессионального сообщества в современных условиях информатизации. Указывается на то, что противодействие различного рода манипуляции в информационной сфере — прерогатива государства.

Ключевые слова: манипуляции, информационно-психологические технологии деструктивного характера, личность, общество, профессиональное сообщество, государство.

MANIPULATIONS IN THE INFORMATION SPACE -PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF SOCIALIZATION, PROFESSIONALIZATION OF PERSONALITY AND INTER-GENERATION RELATIONS

Vishnevskaya Valentina Petrovna (Minsk, Republic of Belarus), Doctor of Psychology, Professor, Chief researcher, The Border Service Institute of the Republic of Belarus. E-mail: Valentina.minsk@rambler.ru

Abstract. The presented material outlines some aspects of the negative impact of information and psychological technologies of a destructive nature on the individual, society, and the professional community. Attention is drawn to the advisability of developing the moral potential of the individual, society, and professional community in modern conditions of informatization. It is indicated that countering various kinds of manipulations in the information sphere is the prerogative of the state.

Keywords: manipulations, information-psychological technologies of a destructive nature, personality, society, professional community, state.

Научный прогресс всегда оказывал определяющее влияние на развитие человека. «Информационная революция», наблюдаемая в современное время, влечет за собой не только благо для человечества, но ряд вызовов и угроз, к которым, в частности, относится тенденция широкомасштабного использования в информационном пространстве информационно-психологических технологий деструктивного характера, включая манипуляции.

В настоящее время манипулятивные технологии широко используются в различных аспектах экономики, социальной сферы, религии, политики, оказывая влияние на способы реализации их решений. Например, в политической сфере — на принятие политических решений, формирование политического сознания и поведения граждан; в экономической сфере — на принятие решений правового регулирования рыночных отношений (распространение ложной информации является одним из способов совершения манипулирования рынком. Распространение заведомо ложной информации с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.