Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯЦИИ И "ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ'

МАНИПУЛЯЦИИ И "ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИИ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБСУЖДЕНИЕ / ПРОВОЦИРОВАНИЕ / ТЕХНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ / БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Афтахова А.Х.

Статья посвящена одной из серьезных проблем в деятельности организации применению манипуляций и грязных технологий. Знание типичных манипуляций помогает их вовремя обнаруживать и противостоять им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯЦИИ И "ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ»

Стрекалова. - СПб.: 1996. - 366с.

7. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах Материалы 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах. 2013. С. 170-173.

8. Игебаева Ф.А. Имидж деловой женщины. В сборнике Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза. 2009. С.205-207.

9. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства» В сборнике: Бъдищите изследования - 2014. Материали за X международна научна практична конференция. 2014. С. 57-60.

10. Игебаева Ф.А. «Самопрезентация» в деловом общении. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С.38-40.за 2007. С.120-122.

11. Гимазова Н.Н., Игебаева Ф.А. Этические особенности деловых отношений мужчины и женщины. Инновационная наука.2016. №3-4. - С. 158-160.

12. Игебаева Ф.А. Демографические проблемы применения женского труда и регулирования рождаемости в Республике Башкортостан. В сборнике: Женщина в политике и обществе. III Всероссийская научно-техническая конференция, ноябрь 2007 г.: сборник статей. Пенза, 2007.С. 4244.

13. Игебаева Ф.А. Демографические факторы воспроизводства трудовых ресурсов в условиях города и региона в сборнике: Российский рынок труда.: новации, проблемы, перспективы развития сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф.Пенза, 2004. с. 44-46.

Афтахова А.Х. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа МАНИПУЛЯЦИИ И «ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Аннотация: Статья посвящена одной из серьезных проблем в деятельности организации применению манипуляций и грязных технологий. Знание типичных манипуляций помогает их вовремя обнаруживать и противостоять им.

Ключевые слова: манипуляции, манипулятивное общение, обсуждение, провоцирование, техники воздействия, беседа.

Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои

способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом. Однако в коллективах с неблагоприятным морально-психологическим климатом человек может столкнуться с одной из серьезнейших психологических проблем профессиональной карьеры личности - манипуляциями и «грязными технологиями» [1; 2].

Деловые переговоры не всегда проходят гладко и честно. Существуют виды различных часто используемых уловок, психологического давления, с целью скрытого влияния на собеседника, применяемых в любом общении, в том числе и деловом. Такие приемы и называются манипулятивными. Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Манипуляции, используемые в деловых отношениях, можно разделить на организационно-процедурные, логические и психологические [3].

Организационно-процедурные манипуляции обычно используются для того, создания обстановки, благоприятной для принятия желаемого решения или, наоборот, срыва принятия нежелательного варианта. В качестве примера можно привести ситуацию, когда слово может быть предоставлено в первую очередь тому, кто обладает авторитетом и чье мнение совпадает с «генеральной линией», для формирования у остальных участников определенной установки на оценку последующих выступлений с определенной точки зрения [4].

Логические манипуляции строятся на намеренном нарушении логических законов. Например, собеседник может намеренно формулировать свою исходную точку зрения расплывчато, чтобы в дальнейшем ее можно было интерпретировать так, как ему будет удобно.

Под психологическими уловками понимаются такие недопустимые с точки зрения нравственности приемы спора, дискуссии, полемики, которые основаны на психологическом воздействии на собеседника, с целью ввести его в состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда, использовать проявления и других тончайших особенностей психики человека.

Среди основных приемов манипуляции, целью которых является уже прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют:

> «раздражение собеседника» - введение его из состояния психологического равновесия насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения;

> «ошарашивание темпом» - использование быстрого темпа речи, требование принять решение «здесь и сейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность»

> перевод дискуссии в сферу домыслов перевод полемики в русло обличения, чтобы заставить собеседника либо оправдываться, либо говорить

о том, что не имеет никакого отношения к сути дела, тем самым тратя время и силы;

> отсылка к «высшим интересам» - намек на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать.

> «Карфаген должен быть разрушен» - бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто, чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную.

> «недосказанность в связи с особыми мотивами» - намек на то, что полная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо;

> «ложный стыд» - использование ложного довода, с которым оппонент не будет спорить, опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетентности;

> «использование непонятных слов в общении» - аналогично предыдущему, прием построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином;

> «демонстрация обиды» - уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв спор изображением обиды на поведение собеседника.

> «мнимая невнимательность» - потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводов оппонента;

> «мнимое непонимание» - повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации.

> «многовопросье» - включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы», либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов;

> «а что вы имеете против?» - требование к оппоненту предоставить критические доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса;

> «принуждение к однозначному ответу» - давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ «да или нет», причем сразу.

> «рабулистика» - преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные.

> «сведение факта к личному мнению» - сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной позиции [5].

> «видимая поддержка» - мнимая поддержка доводов оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный контраргумент, создав впечатление очень основательного знакомства с данным тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность.

Подобного рода уловки можно и нужно стараться нейтрализовать. Самыми простыми и основными контрмерами можно считать [6; 7]:

• «Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии,

уклонении от прямых вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый телефонный звонок или попавшую в глаз соринку. Цель метода - выиграть время и увернуться от манипуляции.

• «Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать с обозначением его истинного мотива.

• Контрманипуляция. Использование приемов манипуляции, позволяющих отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Однако такая ситуация чревата резким обострением отношений и возникновению конфликтов. В ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружен не только знаниями, но и умением реализовывать их на практике.

Знание, что такое уловка, каковы бывают ее разновидности, каков характер ее использования, в чем состоит «коварство» ее применения, и умение эффективно нейтрализовать ту или иную уловку, используемую оппонентом, может помочь справиться со многими непростыми ситуациями в деловом общении. Однако победителем окажется тот, кто более умело реализует на практике либо приемы «нападения» (уловки), либо приемы «обезоруживания», т.е. их нейтрализации [8; 9].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, 2011. С. 118

- 119.

2. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.

3. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В.. Психология управления [Текст]: книга/ А.М. Бандурка - Харьков, Фортуна-Пресс., 1998. - 268с.

4. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация [Текст]: пособие/ В.Н. Панкратов - М., Издательство института психотерапии, 2000.

- 190 с.

5. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению [Текст]: учебное пособие /Е.Н. Скаженик. - Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2005. - 246с.

5. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе. В сборник: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний. 2010. - С. 34-36.

7. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо».2016. - С.55 -57.

8. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ»,

2010. - 112 с.

9. Игебаева Ф.А. Методы развития творческого мышления у студентов аграрного университета. Paradigmata poznani. 2016. № 1. С. 72-74.

Ахмаджанов С.И.

студент Шерстобитова А. А.,

доцент

кафедра «Финансы и кредит» Гудкова С.А., к.педаг.н.

доцент

кафедра "Теория и практика перевода " Тольяттинский государственный университет КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В данной статье мы рассмотрели, что такое конкурентоспособность предприятия, изучили методы оценки и пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, методы оценки, рынок, прибыль.

Akhmadzhanow Samir Ihtiyorovich Student of the Togliatti state university, Togliatti Sherstobitova Anna Anatolyevna PhD, Togliatti state university, Togliatti The Finance and Credit Dean Gudkova Svetlana Anatolyevna PhD, Togliatti state university, Togliatti The theory and practice of translation Dean THE WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF

ENTERPRISES Subject: Ways to improve the competitiveness of enterprises Abstract: In this article the authors reveal the definition of the competitiveness at the enterprises and study some methods of assessment and ways to improve the competitiveness of enterprises

Keywords: competitiveness, enterprise, methods of assessment, market profits.

In modern economies the competitiveness of enterprises is one of the key elements for business existence and its further development. Many scientists consider the category of competitiveness in the following way:

«The competitiveness of the enterprise is an advantage company in relation to other companies in the same industry both within the country and outside the country» [1].

Evaluation and assessment of competitiveness of the enterprise is essential

for:

- Development of measures aimed at improving its activity;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.