Научная статья на тему 'БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муртазина Д.К.

В статье рассматриваются барьеры общения, приводящие к снижению эффективности коммуникации. Основной акцент делается на психологические и коммуникативные барьеры общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

4. Дутова, Н. В. Гендерное невербальное поведение в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / Н. В. Дутова // Забайкальский государственный университет: монография / Н. В. Дутова. - Чита, 2014. -120 с.

5.Папченко, Е. В. Роль невербальной коммуникации в культуре [Текст] / Е. В. Папченко // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 5. - С. 2 - 7.

6. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

7. Игебаева Ф.А. О некоторых закономерностях воспроизводства населения в сборнике: актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2013. с. 123 - 124.

8. Игебаева Ф.А. Регулирование демографического воспроизводства населения города. В сборнике: Потенциал развития России XXI века сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Приволжский дом знаний. Пенза. 2006. - С. 82 - 84.

9. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. В сборнике информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. - С.81- 83.

10. Игебаева Ф.А., Сафина Р.Р. Влияние перцептивной стороны делового общения на её эффективность. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. - С. 81- 82.

Муртазина Д.К. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются барьеры общения, приводящие к снижению эффективности коммуникации. Основной акцент делается на психологические и коммуникативные барьеры общения.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные барьеры, психологические барьеры, эффективность общения.

Барьеры общения - это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы:

психологические и коммуникативные [1].

♦ Психологические барьеры возникают вследствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия) [2].

Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.

Основные виды психологических барьеров:

Эстетические - возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.

Интеллектуальные - заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй - акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.

Мотивационные - проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.

Моральные или этические - эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.

Барьер установки - если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.

Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния -относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими [3; 8].

♦ Коммуникативные барьеры - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [4; 5; 13].

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.

Основные виды коммуникативных барьеров:

Семантические - возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой - как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.

Логические - проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.

Фонетические - плохая техника речи, когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации [6; 7; 11].

Как преодолеть барьеры общения? Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.

Чтобы минимизировать вероятность возникновения барьеров необходимо следующее:

> следить за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации;

> пытаться воспринимать собеседника объективно и безоценочно.

На самом деле, барьеры общения - это препятствие только до того момента, пока вы не задумались, как их преодолеть. Больше практики, внимания к собеседнику, искреннего интереса к тому, что вам рассказывают, и половина проблемы будет решена [9; 10: 12].

Использованные источники:

1. Измайлова М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие / М.А.Измайлова. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. - 252с.

2. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии [текст]: Учебное пособие / Г.Г.Камардина. - Ульяновск, 2000. - 52с.

3. Скаженик Е.Н. Деловое общение [текст]: Учебное пособие/ Е.Н. Скаженик - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 287с.

4. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

5. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее

профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.

6. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

7. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.

8. Панфилова А.П. Психология общения [текст]: Учебник для студентов сред. проф. образования / А.П.Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368с.

9. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 - 119.

10. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 - 98.

11. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой - залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. - С.194 -196.

12. Игебаева Ф.А. Социальные проблемы воспроизводства населения и укрепления городской семьи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 1989.

13. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах Материалы 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах. 2013. С. 170-173.

Мухаметдинова А.Р.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА Аннотация: В статье формулируются основные этические правила и нормы этикета телефонных разговоров как деловых, так и личных. Общение по телефону является одной из необходимых потребностей, важной составляющей личной и деловой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.