Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИКИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ'

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИКИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА / МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИИ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ / НЕГАТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОППОНЕНТА / СТРАТЕГИЯ МИСТИФИКАЦИИ / СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ АДРЕСАТА / ИГНОРИРОВАНИЕ ФАКТОВ / СОЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЕЗИНФОРМАЦИИ / ТЕОРИИ ЗАГОВОРА / ВЕКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОБЩЕСТВОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Катермина Вероника Викторовна, Липириди София Христофоровна

Цель: выявление манипулятивного потенциала новой лексики пандемии коронавируса в сетевых медиа. Методы: основополагающим методом исследования стал семантико-аксиологический анализ текста. Рассмотрение семантико-аксиологического плана неологизмов пандемии коронавируса позволяет выявить смысловую и ценностную специфику, определяющую манипулятивный потенциал лексики, посвященной социальным последствиям пандемии. Данные методы дополняются стилистическим и контекстуальным анализом, позволяющим рассмотреть стилистические и экстралингвистические параметры создания лексических единиц, отражающих трансформации общественного сознания в период распространения пандемии. Результаты: стратегии манипуляции, применяемые статусными участниками социальной коммуникации, преследуют различные цели, зависящие от намерений манипуляторов. Выявлены три доминирующие тенденции манипулирования социумом - стремление использовать пандемию в политических целях, желание игнорировать последствия пандемии и максимальное распространение стратегии сдерживания пандемии. Стратегии формирования эмоционального настроя адресата и отрицательной репрезентации оппонента присущи всем трем тенденциям манипулирования общественным мнением, а игнорирование фактов, распространение дезинформации и теорий заговора, мистификаций - тенденции отрицания значимости пандемии, что позволяет рассматривать данное видение ситуации как предельно маргинальный способ мировоззрения. Каждый вектор видения пандемии отражает интересы профессионалов разных групп, члены которых создают неологизмы как реализацию своих интенций. Научная новизна: в статье впервые исследовано применение совокупности манипулятивных стратегий в создании новой лексики пандемии коронавируса. Практическая значимость: была выявлена перспектива педагогической рефлексии преподавателей данных дисциплин, перед которыми стоит задача адекватной передачи специфики данных манипулятивных практик учащимся. Анализ контекста применения лексики пандемии коронавируса в ходе учебного процесса позволит преподавателям использовать данный пласт неолексики как актуальный материал для иллюстрации теоретических положений курсов по медицине, экономике, социологии, политологии, психологии, религиоведению, лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIPULATIVE POTENCIAL OF CORONAVIRUS PANDEMIC VOCABULARY IN PROFESSIONAL DISCOURSE

Objective: to identify the manipulative potential of the new vocabulary of the coronavirus pandemic in online media. Methods: The semantic-axiological analysis of the text has become the fundamental research method. Consideration of the semantic and axiological plan of neologisms of the coronavirus pandemic allows us to identify the semantic and value specifics that determine the manipulative potential of the vocabulary devoted to the social consequences of the pandemic. These methods are complemented by stylistic and contextual analysis, which makes it possible to consider the stylistic and extralinguistic parameters of the creation of lexical units that reflect the transformations of public consciousness during the spread of the pandemic. Results: manipulation strategies used by status participants in social communication pursue various goals, depending on the intentions of the manipulators. Three dominant tendencies of social manipulation have been identified - the desire to use the pandemic for political purposes, the desire to ignore the consequences of the pandemic, and the maximum spread of the pandemic containment strategy. Strategies for forming the emotional mood of the addressee and negative representation of the opponent are inherent in all three tendencies of manipulating public opinion, and ignoring facts, spreading disinformation and conspiracy theories, hoaxes - tendencies to deny the significance of a pandemic, which allows us to consider this vision of the situation as an extremely marginal way of thinking. Each vector of the pandemic vision reflects the interests of professionals from different groups, whose members create neologisms as the implementation of their intentions. Scientific novelty: the article for the first time explored the use of a set of manipulative strategies in the creation of a new vocabulary of the coronavirus pandemic. Practical significance: the prospect of pedagogical reflection of teachers of these disciplines was identified, who are faced with the task of adequately conveying the specifics of these manipulative practices to students. An analysis of the context of the use of the vocabulary of the coronavirus pandemic during the educational process will allow teachers to use this layer of neolectics as an up-to-date material to illustrate the theoretical provisions of courses in medicine, economics, sociology, political science, psychology, religious studies, and linguistics.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИКИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ»

KATERMINA Veronika Viktorovna and others Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 4(37)

MANIPULATIVE POTENCIAL OF CORONAVIRUS... ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

УДК 81'373 43 F1 I©,2021 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0

•УДг^. OI J/J.-Ю |(cc) кУ<$) I Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0063 (https://creat1vecQmmQns.0rg/i1censes/by-nc/4.o/)

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИКИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8749-9598 AuthorID: 340007 ResearcherID: L-2817-2017 ORCID: 0000-0001-9141-9867 ScopusID: 57191404821

КАТЕРМИНА Вероника Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры

английской филологии Кубанский государственный университет (350040, Россия, Краснодар, улица Ставропольская, 149, e-mail: katermina_v@mail.ru) SPIN: 8486-3129 AuthorID: 948944 ORCID: 0000-0002-2049-5923

ЛИПИРИДИ София Христофоровна, аспирант

Кубанский государственный университет (350040, Россия, Краснодар, улица Ставропольская, 149, e-mail: sofa.lipiridi@gmail.com) Аннотация. Цель: выявление манипулятивного потенциала новой лексики пандемии коронавируса в сетевых медиа. Методы: основополагающим методом исследования стал семантико-аксиологический анализ текста. Рассмотрение семантико-аксиологического плана неологизмов пандемии коронавируса позволяет выявить смысловую и ценностную специфику, определяющую манипулятивный потенциал лексики, посвященной социальным последствиям пандемии. Данные методы дополняются стилистическим и контекстуальным анализом, позволяющим рассмотреть стилистические и экстралингвистические параметры создания лексических единиц, отражающих трансформации общественного сознания в период распространения пандемии. Результаты: стратегии манипуляции, применяемые статусными участниками социальной коммуникации, преследуют различные цели, зависящие от намерений манипуляторов. Выявлены три доминирующие тенденции манипулирования социумом - стремление использовать пандемию в политических целях, желание игнорировать последствия пандемии и максимальное распространение стратегии сдерживания пандемии. Стратегии формирования эмоционального настроя адресата и отрицательной репрезентации оппонента присущи всем трем тенденциям манипулирования общественным мнением, а игнорирование фактов, распространение дезинформации и теорий заговора, мистификаций - тенденции отрицания значимости пандемии, что позволяет рассматривать данное видение ситуации как предельно маргинальный способ мировоззрения. Каждый вектор видения пандемии отражает интересы профессионалов разных групп, члены которых создают неологизмы как реализацию своих интенций. Научная новизна: в статье впервые исследовано применение совокупности манипулятивных стратегий в создании новой лексики пандемии коронавируса. Практическая значимость: была выявлена перспектива педагогической рефлексии преподавателей данных дисциплин, перед которыми стоит задача адекватной передачи специфики данных манипулятивных практик учащимся. Анализ контекста применения лексики пандемии коронавируса в ходе учебного процесса позволит преподавателям использовать данный пласт неолексики как актуальный материал для иллюстрации теоретических положений курсов по медицине, экономике, социологии, политологии, психологии, религиоведению, лингвистике.

Ключевые слова: английские неологизмы пандемии коронавируса, манипулятивный потенциал, стратегии манипуляции общественным сознанием, негативная репрезентация оппонента, стратегия мистификации, стратегия формирования эмоционального настроя адресата, игнорирование фактов, создание и распространение дезинформации, теории заговора, векторы восприятия заболевания обществом, педагогическая рефлексия.

MANIPULATIVE POTENCIAL OF CORONAVIRUS PANDEMIC VOCABULARY IN PROFESSIONAL

DISCOURSE

© The Author(s) 2021

KATERMINA Veronika Viktorovna, doctor of philological sciences, professor of the department of

English philology Kuban State University (350040, Russia, Krasnodar, streetStavropolskaya, 149, e-mail: katermina_v@mail.ru) LIPIRIDI Sofia Christophorovna, post-graduate student Kuban State University (350040, Russia, Krasnodar, street Stavropolskaya, 149, e-mail: sofa.lipiridi@gmail.com) Abstract. Objective: to identify the manipulative potential of the new vocabulary of the coronavirus pandemic in online media. Methods: The semantic-axiological analysis of the text has become the fundamental research method. Consideration of the semantic and axiological plan of neologisms of the coronavirus pandemic allows us to identify the semantic and value specifics that determine the manipulative potential of the vocabulary devoted to the social consequences of the pandemic. These methods are complemented by stylistic and contextual analysis, which makes it possible to consider the stylistic and extralinguistic parameters of the creation of lexical units that reflect the transformations of public consciousness during the spread of the pandemic. Results: manipulation strategies used by status participants in social communication pursue various goals, depending on the intentions of the manipulators. Three dominant tendencies of social manipulation have been identified - the desire to use the pandemic for political purposes, the desire to ignore the consequences of the pandemic, and the maximum spread of the pandemic containment strategy. Strategies for forming the emotional mood of the addressee and negative representation of the opponent are inherent in all three tendencies of manipulating public opinion, and ignoring facts, spreading disinformation and conspiracy theories, hoaxes - tendencies to deny the significance of a pandemic, which allows us to consider this vision of the situation as an extremely marginal way of thinking. Each vector of the pandemic vision reflects the interests of professionals from different groups, whose members create neologisms as the implementation of their intentions. Scientific novelty: the article for the first time explored the use of a set of manipulative strategies in the creation of a new vocabulary of the coronavirus pandemic. Practical significance: the prospect of pedagogical reflection of teachers of these disciplines was identified, who are faced with the task of adequately conveying the specifics of these ma-274 OECD: 6.02 Languages and literature; ASJC: 3310; WoS Subject Categories: OY

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

КАТЕРМИНА Вероника Викторовна и другие МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИКИ...

nipulative practices to students. An analysis of the context of the use of the vocabulary of the coronavirus pandemic during the educational process will allow teachers to use this layer of neolectics as an up-to-date material to illustrate the theoretical provisions of courses in medicine, economics, sociology, political science, psychology, religious studies, and linguistics.

Keywords: English neological vocabulary of the coronavirus pandemic, manipulative potential, strategies for manipulating public consciousness, negative representation of an opponent, a hoax strategy, a strategy for forming the addressee's emotional mood, ignoring facts, creating and spreading disinformation, conspiracy theories, vectors of perception of the disease by society, pedagogical reflection.

ВВЕДЕНИЕ

Пандемия коронавируса повлекла за собой значимые изменения в сфере общественных отношений, породив ряд способов восприятия заболевания массовым самосознанием. Динамические трансформации сознания свидетелей распространения пандемии нашли отражение в создании новой лексики, посвященной пандемии коро-навируса. Ранее мы рассматривали данную лексику как часть просторечного медицинского дискурса и пришли к выводу, что многие неологизмы пандемии коронави-руса имеют неформальное происхождение и отражают точку зрения рядовых участников сетевой коммуникации [1]. Вместе с тем, данные выводы нуждается в существенном дополнении. Стоит отметить, что наряду со стихийным словотворчеством также наблюдается использование экспрессивного потенциала неологизмов пандемии коронавируса как средства манипуляции массовым сознанием. К данному виду коммуникативного воздействия прибегают статусные фигуры социальной коммуникации - врачи, политики, журналисты, блоге-ры, религиозные деятели. Анализ лексем, отражающих намерения их создателей, позволяют коснуться важнейшего фактора влияния пандемии на общественный организм - появление стратегий и тактик манипуляции коллективным сознанием. Изучение способов и векторов манипуляции позволяет рассмотреть как лингвистические, так и экстралингвистические особенности создания лексики пандемии коронавируса. Существенной трудностью исследования является то, что в анонимном пространстве сетевого словотворчества представляется сложным отследить непосредственное авторство неформального в своей сущности неологизма, но, несмотря на это препятствие, мы можем предположить, что имплицитно заложенный в лексических единицах семантико-аксиологический план отражает прагматические причины создания неологизмов. Анализ семантико-аксиоло-гического и прагматического планов лексики пандемии коронавируса позволит выявить интенции ее создателей (как частных лиц, так и коллективного автора). Также представляется важным выявление гипотетического манипулятивного потенциала данной лексики - не все рассматриваемые неологизмы позиционировались их создателями как инструмент манипуляции, но, несмотря на это, в их семантико-стилистическом плане может быть обнаружен манипулятивный потенциал, выявление которого создает перспективу его дальнейшего изучения профессионалами, от социологов до лингвистов. Актуальность настоящего исследования определяется социальной востребованностью материала - новая лексика пандемии коронавируса отображает наиболее важные события, вызванные распространением заболевания, и является показателем общественных настроений. Новизна работы обеспечена тем, что в статье впервые исследовано применение совокупности манипулятив-ных стратегий в создании новой лексики пандемии ко-ронавируса. Также, актуальной представляется возможность педагогической рефлексии по поводу применения материалов исследования манипулятивного потенциала лексики пандемии коронавируса в профессиональном дискурсе - связанные с распространением пандемии новые слова и выражения могут служить наглядным иллюстративным материалом для учебных курсов.

Теоретическую базу исследования составили работы лингвистов, психологов и политологов, изучающих методы манипуляции массовым сознанием в про-

странстве текстов массмедиа. В рассмотрении понятия манипулятивного потенциала мы опираемся на работу А.А. Казакова, понимавшего под данным термином «силу возможного воздействия журналистского произведения на аудиторию, его суггестивный заряд» [2, с. 77]. Исследователь использовал данное понятие в расширительном смысле: «манипулятивным потенциалом обладают не только дезинформирующие тексты, но и те, которые не предполагают целенаправленного доведения до адресата заведомо ложной информации или намеренно искаженных данных. В нашем понимании, любой медиатекст - даже самый фактологически выверенный и лексически выдержанный - может нести в себе манипулятивный потенциал» [2, с. 79]. Таким образом, манипулятивный потенциал текста или лексической единицы может появиться как в силу непосредственного стремления автора-манипулятора, так и в силу неосознаваемой создателями возможности использования речевого акта в целях манипуляции его рецепиентом. Манипулятивный потенциал собственно новой лексики анализировался в работе С.А. Виноградовой, отметившей, что неологизмы «передают более точное значение или, наоборот, маскируют его, приближаясь к словам-амебам или терминам, но в любом случае, они всегда приковывают внимание читателя» [3].

Теоретическую базу работы дополнили работы исследователей, изучавших стратегии манипуляции - труды О.Н. Торговановой [4], Е.И. Шейгал [5], О.С. Иссерс [6], В.В. Козлова [7], Е.В. Гориной [8]. Так, среди рассмотренных авторами стратегий выделяются отрицательная репрезентация оппонента [4], стратегия мистификации [5], стратегия формирования эмоционального настроя адресата [6], вуалирование [4], игнорирование или тенденциозный подбор фактов [7], создание и распространение дезинформации, теорий заговора в пространстве массмедиа [8].

Данные, связанные с манипулятивным потенциалом и стратегиями манипуляции были дополнены материалами, имеющими отношение непосредственно к анализу последствий пандемии коронавируса на общество: работами исследователей, изучавших психологические последствия пандемии коронавируса, в том числе рост стресса - статьи С.К. Брукса [9], К. Куртенэ [10], С. Мацца [11], В. Вольперта [12]. Данные материалы позволяют расширить рамки исследования благодаря рассмотрению экстралингвистических параметров анализа общественной ситуации, порожденной пандемией коронавируса. Также теоретическую базу работы расширили материалы, посвященные непосредственно функционированию неологизмов пандемии коронавируса в медиа - работы А. Хаддад Хаддада [13], М. Халфан

[14], И.Ю. Есиной [15], С. Аль-Салмана [16], Ф. Прието-Рамоса [17], С. Рафи [18], А. Ройг-Марин [19], Х.Т. Кима [20], К.О. Аль-Аззави [21]. Особенный интерес с этой точки зрения представляют исследования, в которых поднимается вопрос манипуляции общественным мнением путем создания ряда неологизмов пандемии коро-навируса - работы Ф. Прието-Рамоса [17], И.Ю. Есиной

[15] и М. Халфан [14], в которых были рассмотрены политические аспекты лексики, отображающей последствия пандемии.

В понимании понятия «профессиональный дискурс» как общности дискурсов профессионалов мы опираемся на работу Л.С. Бейлинсон [22], выделившей профессиональный дискурс как отдельный тип дискурса, в который

KATERMINA Veronika Viktorovna and others

MANIPULATIVE POTENCIAL OF CORONAVIRUS..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

входят дискурсы различных групп специалистов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования является выявление манипуля-тивного потенциала новой лексики пандемии коронави-руса в сетевых медиа.

Основополагающим методом исследования стал се-мантико-аксиологический анализ текста. Рассмотрение семантико-аксиологического плана неологизмов пандемии коронавируса позволяет выявить смысловую и ценностную специфику, определяющую манипулятив-ный потенциал лексики, посвященной социальным последствиям пандемии. Данные методы дополняются стилистическим и контекстуальным анализами, позволяющими рассмотреть стилистические и экстралингвистические параметры создания лексических единиц, отражающих трансформации общественного сознания в период распространения пандемии.

Материалом исследования послужила репрезентативная выборка из материалов статей электронного словаря Urban Dictionary [23]. Выбор источника был вызван необходимостью дать адекватную картину распространения неологизмов с манипулятивным компонентом - неформальная стилистика волонтерского словаря Urban Dictionary отображает видение пандемии массовым сознанием. Единицы лексики пандемии коронави-руса были отобраны в соответствии с тематикой статьи - нами были выбраны неологизмы, заключающие в себе непосредственный или опосредованный манипулятив-ный потенциал, соотносящиеся с той или иной стратегией манипуляции (иные проанализированные нами ранее лексические единицы остались за рамками настоящего исследования).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы разделяем лексику пандемии коронавируса на две основные группы: неологизмы, обладающие непосредственно манипулятивной направленностью и лексику со скрытым манипулятивным потенциалом. Наиболее яркими примерами лексики с непосредственно манипу-лятивной окраской являются единицы, содержащие в себе критику или дискредитацию знаковых политических фигур - создание и распространение данных неологизмов вписывается в рамки стратегии негативной репрезентации оппонента. К данного рода лексике мы относим Trump Flu (the name of the fully contracted illness brought on by coronavirus COVID-19. Since the disease is most deadly to the old, fat, and unwell the current president easily fits into the vulnerable demographic. As the same time, his vainglorious incompetence is largely responsible for the rapid increase of COVID-19 infections and cases of Trump Flu. Also known as Boomer Flu [23] - название чрезвычайно заразного заболевания, вызванного коро-навирусом COVID-19. Поскольку эта болезнь наиболее смертельна для старых, толстых и нездоровых людей, нынешний президент легко вписывается в уязвимую демографическую группу. Как и в то же время, его тщеславная некомпетентность в значительной степени ответственна за быстрый рост инфекций COVID-19 и случаев заболевания гриппом Трампа. Также известна как грипп поколения бумеров [здесь и далее перевод наш]) и Maralagovirus (a common name for COVID-19 or CoronaVirus [23] - общее название для COVID-19 или коронавируса). (Мар-а-Лаго (Mar-a-Lago) - место резиденции президента США Д. Трампа). Очевидно, что данные неологизмы были созданы политическими противниками бывшего президента США Д. Трампа. Явленный в данных сатирических неологизмах образ Трампа отчетливо снижен - дефиниция первого выражения создает непривлекательный образ президента путем нагнетания черт, не соответствующих статусу главы страны - в дефиниции используются образы старческой немощи, болезненности, полноты, явственно снижающие образ Трампа как обобщенного представителя консервативного поколения бумеров (здесь также используется формирование эмоционального настроя адресата). Негативная

репрезентация оппонента заключена и непосредственно в составе неологизма - фигура президента неразрывно связывается с просторечным, усеченным названием коронавируса, тем самым, создавая ассоциацию личности президента с заболеванием. В целом, Трамп показан как вероятная жертва собственной политики реагирования на угрозу угрозы пандемии, которую авторы неологизма считают неадекватной условиям динамического распространения заболевания. Семантика второго неологизма определена понятным для читателя контекстом (названием резиденции Трампа), таким образом, смысл данного слова идентичен смыслу приведенного ранее выражения. Манипулятивный характер данных неологизмов очевиден - манипуляция сознанием потенциальных избирателей является главной целью создания неологизмов. Очевидно, что вышеприведенные слова и выражения используются профессионалами (политиками и журналистами), ставящими своей задачей дискредитацию правящего режима. Изучение данных неологизмов раскрывает такой вектор восприятия пандемии как стремление извлечь практическую, в данном случае политическую, пользу от распространения заболевания.

Несколько другой характер манипулирования общественным мнением приобретают единицы, заключающие в себе явное или скрытое, но априорно считываемое адресатом сомнение в адекватности видения пандемии обществом. Наиболее ярким примером подобного рода лексики является слово coronaphobia (the fear of catching the current strain (COVID-19 in March 2020) of human coronavirus, expressed by wearing a face mask in public, or simply avoiding public places, public events and public transport [23] - страх подхватить текущий штамм (COVID-19 в марте 2020 г.) коронавируса, выражающийся в ношении маски для лица в общественных местах или просто избегании общественных мест, общественных мероприятий и общественного транспорта). В семантике данного неологизма заложена имплицитная критика страха перед пандемией - по форме неологизм повторяет стандартное наименование какой-либо фобии, тем самым боязнь коронавируса попадает в ряд психических болезней и дискредитируется. Схожий характер имеет и слово Pandemishegoss (madness that's related to the 2020 coronaviruspandemic [23] - безумие, связанное с пандемией коронавируса 2020 г.). Данное слово передает атмосферу паники, порожденной распространением пандемии, определяя ее как приступ массового психоза. (Примечательно, что лежащая в основе данных неологизмов идея о связи порожденной пандемией паники с ухудшением психического здоровья коррелирует с итогами исследований психологических последствий распространения заболевания [9], [10], [11], [12]). Близко к упомянутым выше неологизмам стоит русский аналог коронабесие, зафиксированный на сайте телеканала «Царьград» [24]. Все три неологизма имплицитно содержат в себе недоверие к официальному видению пандемии - но при этом эти слова образуют некую градацию скептицизма по отношению к пандемии. Социальный план лексемы Pandemishegoss имеет противоречивый характер - в его смысловом плане можно увидеть как неадекватное серьезности ситуации пренебрежение угрозой пандемии, так и адекватную критику разрушительных последствий паники. Слово coronaphobia уже является однозначно формой отрицания социально приемлемого поведения, а единица коронабесие становится предельной формой отрицания значимости пандемии, стоящее в ряду многочисленных попыток связать пандемию с заговором элит - таким образом, такого рода лексика связана со стратегиями игнорирования фактов, распространения теорий заговора. К неологизмам с очевидным манипулятивным компонентом могут быть близки слова и выражения сами по себе идеологически нейтральные, но потенциально применимые пропагандистских целях. К ним относятся Hand Sanitizer (the most expensive thing during the corona virus [23] - самая доро-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

КАТЕРМИНА Вероника Викторовна и другие МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИКИ...

гая вещь во время коронавируса). В дефиниции данного слова присутствует ирония по отношению к возросшему спросу на антисептики - саркастическая стилистика выражения может быть использована как психологически близкая коллективному сознанию форма признания вызванной пандемией ситуации заговором элит. Слово Covid-38 (a person who has been unlucky enough to contract the covid-19 virus twice [23] - человек, которому не повезло и кто дважды заразился вирусом ковид-19) распространяет слабо верифицируемую версию о повторном заражении коронавирусом и может считаться формой дезинформации и мистификации. Ироническое выражение Social distancing zombies (in order to maintain a safe distance from others, people were conditioned to raise their arms in front of them. When everyone shuffled around with their arms raised in front of them, the advised level of social distancing was maintained. In lockdown, only a few social distancing zombies were out and about [23] -чтобы держаться на безопасном расстоянии от других, люди были вынуждены поднять руки перед собой. Когда все шаркали с поднятыми перед ними руками, рекомендованный уровень социального дистанцирования сохранялся. Во время локдауна только немногие социально дистанцирующие зомби были на свежем воздухе) также может быть использовано в целях манипуляции. Социально-приемлемое поведение может быть истолковано ангажированными интерпретаторами неформального народного юмора как дополнительное доказательство их гротескных теорий о зомбировании населения официальной пропагандой (здесь также может быть применена стратегия отрицательной репрезентации оппонента и формирования эмоционального настроя адресата). Создателями и распространителями такого рода лексики могут являться статусные фигуры - конспиро-логи, от религиозных и квазирелигиозных деятелей до бизнесменов и блогеров, старающиеся распространить свои маргинальные ценности во время пандемии.

Противоположной, наиболее распространенной тенденцией манипулирования коллективным сознанием является стремление распространить мысль об опасности пандемии в публичном пространстве. Этой точки зрения придерживаются профессионалы, стоящие во главе борьбы с пандемией - врачи, политики и деятели масс-медиа, призывающие общество к повышенной осторожности. Главенствующей манипулятивной стратегией подобного рода пропаганды является отрицательная репрезентация оппонента - в данном случае ковид-дисси-дентов. Экспрессивные лексемы Covidiot (relating to the 2020 Covid-19 virus: someone who ignores the warnings regarding public health or safety. A person who hoards goods, denying them from their neighbors [23] -относящийся к вирусу 2020 Covid-19: Кто-то, кто игнорирует предупреждения, касающиеся общественного здоровья или безопасности) и Maskhole (assholes who don t wear masks publicly during the Coronavirus/COVID 19 Pandemic [23] - придурки, которые не носят маски публично во время пандемии коронавируса/КОВИДА 19) передают негативное отношение статусных манипуляторов к нарушителям мер безопасности во время распространения заболевания. Данные неологизмы формируют эмоциональный настрой их адресата, диктуя от противного позитивную ценность сохранения человеческих жизней в условиях пандемии.

В дополнение мы можем сказать, что в связи с попытками создания адекватной комплексной картины влияния пандемии на общество актуальной становится перспектива продуктивного анализа экстралингвистических и лингвистических параметров манипулятивного потенциала лексики пандемии коронавируса представителями профессионального дискурса, исследователями естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает перспектива педагогической рефлексии преподавателей данных дисциплин, перед которыми стоит задача адекватной

передачи специфики данных манипулятивных практик учащимся. Анализ контекста применения лексики пандемии коронавируса в ходе учебного процесса позволит преподавателям использовать данный пласт неолексики как актуальный материал для иллюстрации теоретических положений курсов по медицине, экономике, социологии, политологии, психологии, религиоведению, лингвистике. Экспрессивность и интердискурсивный характер лексики пандемии коронавируса позволяет использовать ее как уникальный материал для изучения современного мира в совокупности социально-психологических аспектов. Таким образом, манипулятиый потенциал лексики пандемии коронавируса может быть употреблен не только профессионалами-создателями неологизмов (политиками, журналистами, религиозными деятелями), но и профессионалами-педагогами.

ВЫВОДЫ

Стратегии манипуляции, применяемые статусными участниками социальной коммуникации, преследуют различные цели, зависящие от намерений манипуляторов. В целом, мы можем выявить три доминирующие тенденции манипулирования социумом - стремление использовать пандемию в политических целях, желание игнорировать последствия пандемии и максимальное распространение стратегии сдерживания пандемии. Стратегии формирования эмоционального настроя адресата и отрицательной репрезентации оппонента присущи всем трем тенденциям манипулирования общественным мнением, а игнорирование фактов, распространение дезинформации и теорий заговора, мистификаций - тенденции отрицания значимости пандемии, что позволяет рассматривать данное видение ситуации как предельно маргинальный способ мировоззрения. Каждый вектор видения пандемии отражает интересы профессионалов разных групп, члены которых создают неологизмы как реализацию своих интенций. Противостояние противоположных тенденций манипуляции порождает многочисленную лексику, семантико-аксиологический план которой отражает намерения ее создателей. Каждая тенденция связана с определенными наборами манипуля-тивных стратегий. Многие рассмотренные неологизмы являются первоначально нейтральными, но могут быть использованы как средство манипуляции впоследствии. Представляется целесообразным разграничить лексику пандемии коронавируса на непосредственно манипуля-тивную и опосредованно манипулятивную. Важнейшим аспектом изучения манипулятивного потенциала лексики пандемии коронавируса является перспектива использования результатов исследования в преподавательской деятельности, что расширяет рамки профессионального дискурса за счет добавления педагогической рефлексии к первоначальному профессиональному восприятию лексики ее создателями и распространителями - специалистами, использующими свои познания как ресурс манипуляции общественным мнением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Катермина В.В, Липириди С.Х. Особенности отображения пандемии коронавируса в лексике медицинского дискурса (на основе английских неологизмов) //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (147). С. 170-175.

2. Казаков А.А. Манипулятивный потенциал поляризованного политического медиатекста: вариант измерения //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. № 6. С. 75-93.

3. Виноградова С.А. Инструменты речевой манипуляции в политическом медиадискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 2. С.95-101.

4. Торгованова О.Н., СкугареваИ.В., ГалкинаМ.В. Злоупотребление дискурсной властью // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (28 ноября 2015 г., Челябинск): в 3 ч. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САИНС, 2015. Ч. 3. 280 с.

5. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: Дис. ... док. филол. наук. Волгоград, 2000. 440 с.

6. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. 284 с.

7. Козлов В.В., ГордеевМ.Н., Власов Н.А. «Основные приемы манипуляции массовым сознанием» — журнал ВАК «Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова», 2016. № 4. С.

KATERMINA Veronika Viktorovna and others MANIPULATIVE POTENCIAL OF CORONAVIRUS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. ^ 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

98-105.

8. Горина Е.В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности: [учеб.-метод. пособие]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 67 с.

9. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodlan L., Wessely S, Greenberg N., Rubin G.J. (2020). The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. In: The Lancet 395 912— 920. Published: February 26, 2020. DOI: 10.1016/S0140-6736(20)30460-8

10. Courtenay K., Perera B. (2020). COVID-19 and people with intellectual disability: impacts of a pandemic. In: Irish Journal of Psychological Medicine. Published online by Cambridge University Press: 14May 2020. DOI: 10.1017/ipm.2020.45

11. Mazza C., Ricci E., Biondi S., Colasanti M., Ferracuti S., Napoli Ch., Roma P. (2020). A Nationwide Survey of Psychological Distress among Italian People during the COVID-19 Pandemic: Immediate Psychological Responses and Associated Factors. Int. J. Environ. In: Res. Public Health 2020, 17(9) 3165DOI: 10.3390/ijerph17093165

12. Volpert V., Banerjee M., d'Onofrio A., Lipniacki T., Petrovskii S., Viet Chi Tran. (2020). Coronavirus: Scientific insights and societal aspects. In: Math. Model. Nat. Phenom. Vol. 15. DOI: 10.1051/mmnp/2020010

13. Haddad Haddad A., Montero-Martínez S. (2020). COVID-19: a metaphor-based neologism and its translation into Arabic. JCOM 19 (05), A01. DOI: 10.22323/2.19050201.

14. Khalfan M., Batool H., Shehzad W. (2020). Covid-19 Neologisms and their Social Use: An Analysis from the Perspective of Linguistic Relativism, Linguistics and Literature Review 6(2): 117-129. DOI: 10.32350/llr.62.11

15. Essina I.Yu. (2020). The role of neologisms in political discourse. Russian Linguistic Bulletin, № 3 (23), 9-13. DOI: 10.18454/ RULB.2020.23.3.28

16. Аль-Салман С., Хайдер А.С. COVID-19 как причина возникновения неологизмов и словообразовательных процессов в английском языке // Russian Journal of Linguistics. 2021. Т. 25. № 1. C. 24-42. DOI: 10.22363/2687-0088-2021-25-1-24-42

17. Prieto-Ramos F., Pei J., Cheng L. (2020). Institutional and news media denominations of COVID-19 and its causative virus: Between naming policies and naming politics. Discourse & Communication, 14, 635 - 652.

18. Rafi, S. (2020). Language of COVID-19: Discourse of Fear and Sinophobia. Social Sciences & Humanities Open. DOI: 10.2139/ ssrn.3603922

19. Roig-Marín A. (2020). English-based coroneologisms: A short survey of our Covid-19-related vocabulary. English Today First View, 1-3. DOI: 10.1017/S0266078420000255

20. Kim H.T., Woods P., Azman H., Abdullah I.H., Hashim R.S., Abdul Rahim H., Idrus M.M., Said N.E.M., Lew R., Kosem I. (2020). COVID-19 Insights and Linguistic Methods. 3L: The Southeast Asian Journal of English Language Studies, 26(2), 1-23. DOI: 10.17576/3L-2020-2602-01

21. Al-Azzawi Q.O., Ali Haleem H. (2021). «Do you speak Corona?»: Hashtags and Neologisms since the COVID-19 Pandemic Outbreak. International Journal of Linguistics, Literature and Translation; Vol. 4 No. 4: International Journal of Linguistics, Literature and Translation ; 113122. DOI: 10.32996/ijllt.2021.4.4.12

22. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс как предмет лингвистического изучения // Вестн. Волгогр. гос. унта. Сер. 2, Языкознание. 2009. № 1 (9). С 145149.

23. Urban Dictionary. Режим доступа http://www.urbandictionary. com/(дата обращения: 20.11.2020)

24. Тюренков М. Коронабесие Фанара: Константинопольский патриархат решил оставить православных без богослужений // Сайт телеканала «Царьград» Режим доступа https://tsargrad.tv/ articles/koronabesie-fanara-konstantinopolskij-patriarhat-reshil-ostavit-pravoslavnyh-bez bogosluzhenij_243928 (дата обращения: 07.08.2020)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук) в рамках научного проекта № 20-012-00033 «Лингвистические модели социально-политической коммуникации в опИпе-пространстве: дискурсивные поля, паттерны и гибридная методология анализа сетевых данных» (2020-2022 гг., рук. В.В. Катермина).

Статья поступила в редакцию 27.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.