Научная статья на тему 'ЛЕКСИКА ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИУМА'

ЛЕКСИКА ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА / НЕОЛОГИЗМЫ / ОТОБРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИУМА В ЯЗЫКЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ВЕКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ ПАНДЕМИИ ОБЩЕСТВОМ / СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ ПАНДЕМИИ / КРИТИКА КАРАНТИННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Катермина В.В., Липириди С.Х.

В статье рассматривается лексика пандемии коронавируса как отражение эволюции социума. Актуальность тематики статьи обусловлена непрерывным расширением лексического поля, отображающего влияние пандемии коронавируса на развитие человечества. Цель исследования - выявление специфики репрезентации эволюции социума в языке путем комплексного анализа неологизмов пандемии коронавируса. Изучение лексики пандемии коронавируса позволяет проследить векторы социокультурных трансформаций как в синхроническом, так и диахроническом аспектах - в задачи настоящей работы входят как анализ столкновения противоположных тенденций восприятия пандемии, так и выявление изменений восприятия «коронавирусной эпохи» обществом. Материалом исследования является выборка неологизмов пандемии коронавируса, зафиксированных в сетевом пространстве. Данные неологизмы разделены на тематические группы, отражающие основные направления развития общества в условиях пандемии - трансформации в экономике, политике, образовательной системе, социальных и личностных отношениях. Методами исследования стали семантический, контекстуальный, лингвоаксиологический, социологический анализы, позволяющие рассмотреть как психолингвистические, так и экстралингвистические факторы создания лексики пандемии коронавируса. Анализ лексики пандемии коронавируса выявил многоаспектность влияния пандемии на развитие социума - вариативность лексики пандемии коронавируса объясняется значительным эволюционным потенциалом воздействия пандемии на большую часть аспектов общественной и частной жизни человечества в период борьбы с распространением коронавируса. В результате проведенного исследования нами были обозначены доминирующие направления восприятия вызванной пандемией эволюции социума коллективным самосознанием - от принятия ценностей сопротивления пандемии до критики карантинных ограничений. Выявление интенций создателей неологизмов позволяет определить две тенденции осознания общественного значения пандемии - восприятие новых социальных норм как воплощения гуманитарного прогресса и видение карантинного режима как тотального кризиса современного глобального порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCABULARY OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC AS A REFLECTION OF THE EVOLUTION OF SOCIETY

The article examines the vocabulary of the coronavirus pandemic as a reflection of the evolution of society. The relevance of the topic of the article is due to the continuous expansion of the lexical field reflecting the impact of the coronavirus pandemic on the development of mankind. The aim of the study is to identify the specifics of the representation of the evolution of society in the language through a comprehensive analysis of the neologisms of the coronavirus pandemic. The study of the vocabulary of the coronavirus pandemic allows us to trace the vectors of socio-cultural transformations in both synchronic and diachronic aspects - the tasks of this work include both the analysis of the collision of opposing trends in the perception of the pandemic and the identification of changes in the perception of the “coronavirus era” by society. The research material is a sample of neologisms of the coronavirus pandemic recorded in the network space. The research methods were semantic, contextual, linguistic and axiological, sociological analyses, which allow considering both psycholinguistic and extralinguistic factors in creating the vocabulary of the coronavirus pandemic. The analysis of the vocabulary of the coronavirus pandemic revealed the multidimensionality of the impact of the pandemic on the development of society - the variability of the vocabulary of the coronavirus pandemic is explained by the significant evolutionary potential of the pandemic’s impact on most aspects of public and private life of mankind during the fight against the spread of coronavirus.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИКА ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИУМА»

АПФ&ПЛ

Тематический выпуск ЛИНГВОКОННУНИКАТИВНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ: ИННОВАЦИИ И КРЕАТИВНОСТЬ

CIP&PL

LINGUISTICS AND COMMUNICATION STUDIES: INNOVATION AND CRTATIVITY

http://philjournal.ru 2022 No 1 95-105

НЕОЛОГИЗАЦИЯ И ЛИНГВОКРЕОТИВНОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ

NEOLOGIZATION AND LINGUISTIC CREATIVITY AS TRENDS IN LANGUAGE EVOLUTION

Оригинальная статья УДК 81'373.43

DOI: 10.29025/2079-6021-2022-1-95-105

Лексика пандемии коронавируса как отражение эволюции социума

В.В. Катермина1*, С.Х. Липириди2

'Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация, 350040, Краснодар, Российская Федерация, улица Ставропольская, 149;

ORCID ID1: 0000-0001-9141-9867;

ORCID ID2: 0000-0002-2049-5923; Researcher ID1: L-2817-2017;

Scopus Author ID2: 57191404821; *e-mail: katermina_v@mail.ru

Резюме: В статье рассматривается лексика пандемии коронавируса как отражение эволюции социума. Актуальность тематики статьи обусловлена непрерывным расширением лексического поля, отображающего влияние пандемии коронавируса на развитие человечества. Цель исследования - выявление специфики репрезентации эволюции социума в языке путем комплексного анализа неологизмов пандемии коронавируса. Изучение лексики пандемии коронавируса позволяет проследить векторы социокультурных трансформаций как в синхроническом, так и диахроническом аспектах - в задачи настоящей работы входят как анализ столкновения противоположных тенденций восприятия пандемии, так и выявление изменений восприятия «коронавирусной эпохи» обществом. Материалом исследования является выборка неологизмов пандемии коронавируса, зафиксированных в сетевом пространстве. Данные неологизмы разделены на тематические группы, отражающие основные направления развития общества в условиях пандемии - трансформации в экономике, политике, образовательной системе, социальных и личностных отношениях. Методами исследования стали семантический, контекстуальный, лингвоаксиологический, социологический анализы, позволяющие рассмотреть как психолингвистические, так и экстралингвистические факторы создания лексики пандемии коронавируса. Анализ лексики пандемии коронавируса выявил многоаспектность влияния пандемии на развитие социума - вариативность лексики пандемии коронавируса объясняется значительным эволюционным потенциалом воздействия пандемии на большую часть аспектов общественной и частной жизни человечества в период

* © Катермина В.В., Липириди С.Х., 2022.

ф I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ¿^^■ESl^H https://creativecommons. org/licenses/by/4.0/

борьбы с распространением коронавируса. В результате проведенного исследования нами были обозначены доминирующие направления восприятия вызванной пандемией эволюции социума коллективным самосознанием - от принятия ценностей сопротивления пандемии до критики карантинных ограничений. Выявление интенций создателей неологизмов позволяет определить две тенденции осознания общественного значения пандемии - восприятие новых социальных норм как воплощения гуманитарного прогресса и видение карантинного режима как тотального кризиса современного глобального порядка.

Ключевые слова: лексика пандемии коронавируса, неологизмы, отображение эволюции социума в языке, социокультурные трансформации, векторы восприятия пандемии обществом, стратегия сдерживания пандемии, критика карантинных ограничений.

Для цитирования: Катермина В.В., Липириди С.Х. Лексика пандемии коронавируса как отражение эволюции социума. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. .№1. С. 95-105.

Статья подготовлена по результатам обсуждения доклада на IV Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и креативность в исследовании и преподавании иностранных языков и культур».

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00033 «Лингвистические модели социально-политической коммуникации в online-пространстве: дискурсивные поля, паттерны и гибридная методология анализа сетевых данных».

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2022-1-95-105

Vocabulary of the Coronavirus Pandemic as a Reflection of the Evolution of Society

Veronika V. Katermina1*, Sophia Ch. Lipiridi2

1,2Kuban State University, 149 Stavropolskaya Str., Russian Federation, Krasnodar, 350040;

ORCID ID1»: 0000-0001-9141-9867;

ORCID ID2: 0000-0002-2049-5923 Researcher ID1: L-2817-2017;

Scopus Author ID1: 57191404821; *e-mail: katermina_v@mail.ru

Abstract: The article examines the vocabulary of the coronavirus pandemic as a reflection of the evolution of society. The relevance of the topic of the article is due to the continuous expansion of the lexical field reflecting the impact of the coronavirus pandemic on the development of mankind. The aim of the study is to identify the specifics of the representation of the evolution of society in the language through a comprehensive analysis of the neologisms of the coronavirus pandemic. The study of the vocabulary of the coronavirus pandemic allows us to trace the vectors of socio-cultural transformations in both synchronic and diachronic aspects - the tasks of this work include both the analysis of the collision of opposing trends in the perception of the pandemic and the identification of changes in the perception of the "coronavirus era" by society. The research material is a sample of neologisms of the coronavirus pandemic recorded in the network space. The research methods were semantic, contextual, linguistic and axiological, sociological analyses, which allow considering both psy-cholinguistic and extralinguistic factors in creating the vocabulary of the coronavirus pandemic. The analysis of the vocabulary of the coronavirus pandemic revealed the multidimensionality of the impact of the pandemic on the development of society - the variability of the vocabulary of the coronavirus pandemic is explained by the significant evolutionary potential of the pandemic's impact on most aspects of public and private life of mankind during the fight against the spread of coronavirus.

Keywords: vocabulary of the coronavirus pandemic, neologisms, displaying the evolution of society in language, socio-cultural transformations, vectors of perception of the pandemic by society, pandemic containment strategy, criticism of quarantine restrictions.

For citation: Katermina V. V, Lipiridi S.Ch. Vocabulary of the Coronavirus Pandemic as a Reflection of the Evolution of Society. Current Issues inPhilology andPedagogicalLinguistics. 2022, no 1, pp. 95-105 (In Russ.).

The article is prepared on the basis of the report at IV International Conference "Innovative Technologies and Creativity in Foreign Languages Research and Teaching"

Acknowledgments. The research is given a financial support by The Russian Foundation for Basic Research, the research project № 20-012-00033 entitled "Linguistic models of sociopolitical communication in online space: discursive fields, patterns and hybrid methodology of network data analysis".

Введение

Распространение пандемии коронавируса привело к кардинальному изменению специфики общественных взаимоотношений во всем мире. Вызванные пандемией перемены стали доминирующим фактором эволюции социума - приспособление человечества к взрывному росту заболеваемости и карантинному режиму стало движущей силой социокультурных трансформаций «коронавирусной эпохи». Спровоцированный пандемией временный коллапс глобальной культуры потребления и последовавшая за ним общемировая тенденция к постепенному восстановлению статус-кво создали уникальную языковую ситуацию столкновения точек зрения коммуникантов, находящихся на заведомо различных мировоззренческих позициях. Отражение вариативного спектра мнений о последствиях пандемии в официальной, публицистической и разговорной речи привело к непрерывному росту новых слов и выражений. Кардинальные изменения в экономике, политике, образовательной системе, социальных и личностных отношениях не могли не отразиться в языке, фиксирующем значимые события и новации в неологизмах. Лексика пандемии коронавируса - один из наиболее актуальных и подверженных изменениям пластов неологического дискурса. Непрерывные трансформации общественного сознания, порожденные пандемией, породили предельно разнообразную лексику, обладающую отчетливо интердискурсивным характером. Изучение лексики пандемии коронавируса во всем ее разнообразии позволит проследить эволюцию социума во время распространения заболевания - от первоначального восприятия непривычной угрозы до адаптации к пандемии и постепенного преодоления ее последствий. Данный лексический пласт отразил как предельную мобилизацию общества перед пандемией, так и кризис доверия к истеблишменту. Конфликт намерений создателей лексики пандемии коронавируса выразился в становлении двух противоположных ценностных систем - стратегии сопротивления пандемии и идеологии отрицания значимости заболевания. Данные векторы восприятия пандемии можно рассматривать как действенные эволюционные механизмы адаптации человечества к экстренной ситуации. Не менее важным представляется изучение и нейтральной «короналексики». Помимо отчетливо идеологизированных речевых единиц, лексику пандемии коронавируса составляет множество неологизмов бытового характера, репрезентативно отображающих видение результатов пандемии рядовыми свидетелями изменений повседневной жизни в период карантинных ограничений. Анализ данных нейтральных неологизмов позволит выделить тенденции эволюции социума в ее частных проявлениях. Таким образом, рассмотрение порожденного пандемией лексического пласта является продуктивным способом анализа социального самосознания эпохи коронавируса.

Цель статьи

Цель настоящей статьи заключается в выявлении специфики отображения эволюции социума в языке путем комплексного анализа лексики пандемии коронавируса.

Обзор литературы

Роль пандемии коронавируса в развитии общества была отмечена в ряде работ. В частности, влияние пандемии на глобальный мировой порядок была отмечена Е.В. Максимовой и В.В. Морозовым. Исследователи пришли к выводу, что пандемия стала «фактором ускоренного развития отраслей нового технологического уклада, продемонстрировав мировому сообществу выгоды развития IT-технологий, медицины, образования, электронной торговли, возобновляемой энергетики» [1: 86] Следствиями пандемии стали «ускорение процессов цифровизации, рост конкуренции на мировых рынках, изменение характера мирового энергетического рынка, либерализация социально-политических отношений» [1: 86]. В.И. Плещенко рассматривал пандемию как катализатор изменений в культурной сфере, и пришел к выводу, что «ситуация, сложившаяся ввиду распространения коронавирусной пандемии, влечет за собой неизбежные последствия, становясь катализатором дальнейшей трансформации культурной сферы.

Очевидно, что она все в большей степени будет уходить в онлайн-режим доступа, что объясняется относительным удобством, влиянием современной моды, а также безопасностью в условиях карантина» [2]. Г.А. Барышева рассматривала стратегии экономической помощи государства малоимущим гражданам [3], и выделила эффективность дотаций в борьбе с эконмическим коллапсом. Таким образом, одним из главных социокультурных последствий пандемии стало приспособление человечества к карантинному режиму, стремительный прогресс форм электронной коммуникации, изменения в экономике - рост конкуренции, изменения энергетического баланса в силу кризиса промышленности, стремление государства скомпенсировать последствия режима изоляции посредством социальных выплат.

Эти данные необходимо дополнить результатами лингвистических исследований, посвященных неологизмам коронавирусной эпохи. Лексика пандемии коронавируса привлекала внимание как русских, так и зарубежных исследователей. Аспекты генезиса и функционирования неологизмов коронавирусной эпохи были рассмотрены в статьях И. Алексеевой [4], Н.С. Данковой [5], И.П. Зайцевой [6], В.В. Катерминой и С.Х. Липириди [7], А. Мюллер [8], Т.Б. Радбиль и Л.В. Рацибурской [9; 10; 11], А.В. Савченко [12], О.И. Северской [13], А. Мустайоки [14], А. Хаддад-Хаддада [15], М. Халфан [16]. Общим выводом данных исследований стали тезисы о социальной значимости семантического плана лексики пандемии коронавируса, общности аксиологических полей разноязычной короналексики при всех различиях языкового менталитета ее создателей.

Также заслуживающим внимания является мнение о доминирующей роли сети Интернет в процессе создания новой лексики, посвященной последствиям пандемии. Так, роль сетевой культуры в генезисе и распространении лексике пандемии коронавируса была рассмотрена как А.В. Савченко [12], так и М. Халфан [16]. Данные выводы позволяют сделать предположение об общности паттернов создания неолексики пандемии коронавируса, обеспеченной сходством вызванных пандемией социокультурных ситуаций и идентичностью способов самовыражения рядовых участников сетевой коммуникации.

Методы исследования

Основным методом исследования является семантический анализ, применяемый для выявления смысловых доминант лексики пандемии коронавируса. Дополнительными лингвистическими методами являются контекстуальный анализ, используемый при рассмотрении исходного контекста неологизмов, и лингвоаксиологический анализ, позволяющий выделить ценностные приоритеты создателей неологизмов коронавирусной эпохи. Также применяется метод социологического анализа, необходимый для выявления социальной специфики функционирования данных неологизмов в публичном пространстве. Сочетание данных методов позволяет рассмотреть как психолингвистические, так и экстралингвистические факторы создания лексики пандемии коронавируса.

Результаты и дискуссия

Обратимся к анализу лексики пандемии коронавируса на примере репрезентативной выборки единиц онлайн-словарей Urban Dictionary [17] и Cambridge Dictionary [18], блога T. Thorne [19] и примеров из статьи И. Алексеевой [4], анализировавшей порожденную пандемией сетевую лексику. Нами были отобраны слова и выражения, выражающие ценностные установки коммуникантов - среди порожденных пандемией неологизмов часто встречаются единицы, в семантике которых присутствует явная или скрытая оценка иллюстрируемого ими явления. Данные материалы структурированы по тематическим блокам, отображающим влияние пандемии на какую-либо сферу деятельности.

Некоторые слова и выражения отражают взгляд на общее воздействие пандемии на человечество. Одним из наиболее ярких примеров подобного рода неолексики является слово anthropause (A period of time during which human activity and movement is greatly reduced. E.g. Over the pastfew months, many countries around the worldwent into lockdown to control the spreadof COVID-19. Brought about by the most tragic circumstances, this period of unusually reduced human mobility - which we suggest be coined "anthropause" - may provide important insights into human - wildlife interactions in the twenty-first century [18] - период времени, в течение которого человеческая активность и движение значительно снижены. Пример: за последние несколько месяцев многие страны мира ввели режим карантина, чтобы контролировать распространение COVID-19. Вызванный самыми трагическими обстоятельствами, этот период необычайно ограниченной мобильности людей - который мы предлагаем назвать «антропаузой» - может дать важную информацию о взаимодействиях человека и дикой природы в XXI веке [здесь и далее перевод наш]). Неологизм anthropause имеет «апокалиптический» оттенок - человеческая активность во время жесткой фазы карантина словно поставлена на паузу. Данное слово, по всей видимости, вы-

шло из среды экологических активистов - в его семантике подчеркнуто разрушительное влияние современной стадии технического прогресса на окружающую среду. Таким образом, данное слово относится к экологической парадигме и отражает такую черту эволюции общества, как интерес к сохранению биосферы. В самой дефиниции данного слова изначально заложена опосредованная критика издержек технического прогресса и признаются не только негативные, но и позитивные стороны воздействия карантинного режима на цивилизационную активность человека. Другие неологизмы, описывающие общее воздействие пандемии на общества, имеют сугубо негативную семантику. Отчетливо негативное восприятие карантинного режима частью общества породило ряд неологизмов, в которых видна критика государственной политики сдерживания пандемии. Одним из самых ярких неологизмов данного рода является coronacaptivity (The condition of being imprisonedor confined during a dystopian time period that commenced in 2020, by various governmental bodies activating tyrant-mode and ordering otherwise law abiding citizens to remain in their homes unless these governmental bodies deemed them essential or they were going to conduct essential activities such as grocery shopping or picking up medication. E.g. When the f*ck is this coronacaptivity going to end? [17] - условия содержания в тюрьме или заключения в течение антиутопического периода времени, который начался в 2020 году, когда различные правительственные органы активировали режим тирана и приказали законопослушным гражданам оставаться в своих домах, за исключением необходимых или важных действий наподобие покупки продуктов или приема лекарств. Пример: когда, черт возьми, закончится это короназаключение?). Данный неологизм сравнивает карантин с пленом или тюремным заключением. Реальность карантинного режима также сравнивается с антиутопией - социальные ограничения уподобляются тирании. Критическое отношение к государственной пропаганде карантинного режима отражает неологизм coronaganda (The hype, fearmongering and propaganda by the government and media surrounding the covid19 outbreak. E.g. Those misleading figures are just a load of coronaganda! [17] - шумиха, разжигание страха и пропаганда со стороны правительства и СМИ вокруг вспышки covid19. Пример: эти вводящие в заблуждение цифры - всего лишь груз коронаганды!). Автор неологизма критикует официальную пропаганду борьбы с пандемией, считая ее лишь поводом для вредящих обществу панических настроений. В примере употребления данного слова подвергается сомнению официальная статистика заболевания - таким образом, данное слово иллюстрирует такую особенность развития массового самосознания в период пандемии как недоверие к истеблишменту. Промежуточную позицию между признанием катастрофических результатов непосредственно пандемии и восприятием карантинного режима как независящей от реального распространения заболевания рукотворной катастрофой отражает неологизм coronageddon (The near-certain, end-of-times condition created either by the actual COV1D-19 virus or the massive social, financial and political devastation generated on the back of global hysteria [17] - почти неизбежное состояние конца времен, созданное либо самим вирусом COV1D-19, либо массовым социальным, финансовым и политическим опустошением, вызванным глобальной истерией). Таким образом, неологизмы, отражающие общее эволюционное влияние пандемии коронавируса на человечество, могут выражать широкий спектр мнений, варьирующихся от признания положительных последствий карантинного режима до полного отрицания необходимости сдерживающих пандемию мер.

Ряд новых слов и выражений описывает варианты личного отношения к пандемии. «Народные» наименования типов поведения во время пандемии получают названия, отражающие точку зрения их создателей на типы поведения в условиях карантина. Сходные явления получает полярные оценки в зависимости от интенций авторов неологизмов. Так, неологизм coronasapien (A human being living in the corona virus era who is actively trying to stop the spread of covid 19. E.g. A more formal version of rona-sapien. Good day coronasapiens, how is your quarantine coming along? [17] - человек эпохи коронавируса, который активно пытается остановить распространение covid 19. Пример: более формальная версия [неологизма] ronasapien. Добрый день, коронасапиенс, как продвигается ваш карантин?) отражает точку зрения сторонников соблюдения карантинных мер. В их восприятии человек, соблюдающий требования режима изоляции, является подлинным «человеком разумным», в противовес «неразумным» индивидам, игнорирующим общественную важность соблюдения предписанных мер осторожности. Само звучание слова Coronasapien заставляет слушателя воспринимать описываемую им личность как следующую ступень эволюции человека как социального существа - таким образом, создание настоящей номинации является «народной» формой рефлексии по поводу эволюции человеческого общества во время карантина. Вместе с тем пример к словарной статье показывает, что в разговорной речи

данный неологизм иногда может приобрести завуалированно ироническое звучание - таким образом, разговорные номинации участников могут иметь двойственное значение, в зависимости от контекста употребления. Отчетливо негативный характер имеет противоположное «коронасапиенсу» слово coro-

nasaurus (A person over infatuated with the COVID-19 pandemic. Every chance they get, they bring up the spreading cases. Complaining about the lack of social distancing, they scold anyone who may be unmasked in public. E.g. Crab: Better put your mask on, here comes an old coronasaurus ready to squawk at us [17] - человек, чрезмерно увлеченный пандемией COVID-19. При каждом удобном случае он начинает распространяться [о нарушениях режима карантина]. Жалуясь на отсутствие социального дистанцирования, он ругает любого, кого могут разоблачить публично. Пример: Крэб: лучше надень маску, вот идет старый короназавр, готовый кричать на нас). Данный неологизм уподобляет динозаврам личностей, чрезмерно увлеченных публичной критикой нарушителей режима карантина. Сатирический характер также имеет неологизм, описывающий моду на селфи в защитной маске: Corona-selfie (A picture of you taken by a smartphone without purpose - while you are out wearing a face mask to show how responsible you are. Although it's a lockdown and you shouldn't go out unless absolutely necessary. E.g. BF: Honey, that corona-selfie doesn't show your flirty smile, why you posted it?! GF: I haven't been to a beauty salon for over a month, so I can't post a normal selfie until I get rid of my mustache [17] - фотография, на которой вы сфотографированы смартфоном без всякой цели - когда вы находитесь в маске, чтобы показать, насколько вы ответственны. Хотя это изоляция, и вы не должны выходить на улицу без крайней необходимости. Примерм: BF: Милый, на этом корона-селфи нет твоей кокетливой улыбки, зачем ты его разместил?! GF: Я не была в салоне красоты больше месяца, поэтому не могу опубликовать обычное селфи, пока не избавлюсь от усов). Здесь осуждается показная готовность предстать перед читателями своего блога в образе борца с пандемией. Осуждается также и полное игнорирование социальных норм ковид-диссидентами: ярким примером подобного отношения является неологизм anti-quarantine (A person who is protesting against stay-at-home orders by the government. E.g. That anti-quarantine activist will get Covid-19 because he is minimizing the confirmed infections in his neighborhood [17] - человек, протестующий против приказа правительства оставаться дома. Пример: этот антикарантинный активист заразится Covid-19, потому что он сводит к минимуму число подтвержденных инфекций в своем районе). Общественное порицание нарушителей карантинного режима действенна и по отношению к статусным фигурам, отрицающим правила общественного поведения во время пандемии - подобную реакцию социума на антиобщественное поведение иллюстрирует неологизм corona-shaming (Publicly criticising those, particularly celebrities, who have infringed public health regulations [19] - публичная критика личностей, особенно знаменитостей, нарушающих правила общественного здравоохранения). Одним из наиболее ярких примеров критики нарушителей режима карантина является неологизм covid-collaborator (An individual who chooses not to comply with lawful restrictions and guidance in relation to the COVID-19 virus pandemic and collaborates with the virus to the detriment of law-abiding citizens. E.g. That man over there is not wearing a mask, he is a COVID Collaborator [17] - лицо, которое решает не соблюдать законные ограничения и инструкции в отношении пандемии вируса COVID-19 и сотрудничает с вирусом в ущерб законопослушным гражданам. Пример: этот человек вон там без маски, он COVID-коллаборационист). Данное выражение уподобляет нарушителя карантинных мер предателю родины - слово Collaborator в данном контексте вызывает ассоциацию с постыдным явлением коллаборационизма, характерным для эпохи Второй мировой войны. Таким образом, индивид, игнорирующий общественную безопасность, становится своего рода изменником человечеству - данный неологизм продолжает частотную для лексики пандемии коронавируса тему борьбы с пандемией как вооруженных действий [5]. В целом появления ряда слов, осуждающих безответственное игнорирование пандемии, свидетельствует о повышении общественной сознательности.

Отдельную категорию лексики пандемии коронавируса составляют слова, описывающие романтические отношения во время пандемии. Разнообразные виды личных отношений получили общее название coromance (defines a relationship started during the Corona Pandemic of2020; a romantic relationship that could not exist beyond the virtual world due to risk of infection, government-mandated shut downs and travel restrictions. E.g. Although their Coromance was intense, they had yet to touch each other [17] - определяет отношения, начатые во время пандемии короны 2020 года; романтические отношения, которые не могли существовать за пределами виртуального мира из-за риска заражения, закрытия по требованию правительства и ограничений на поездки. Пример: хотя их короманс был интенсивным, они

еще не соприкоснулись друг с другом). Чаще всего романтические отношения во время пандемии были общением на расстоянии - данную черту ярким образом отражает слово coronacourting (Maintaining a romantic relationship via the phone, video chat, actual dates when the couple get no closer than six feet apart [4: 208] - поддержание романтических отношений по телефону, видеочату, или настоящие свидания, когда пары становятся не ближе шести футов друг от друга). Данное слово исчерпывающе описывает градацию возможных во время пандемии отношений - от отношений в электронной форме до свиданий в реальной жизни. Партнеры, входящие в подобные отношения, получили наименования corona boyfriend/corona girlfriend (A partner during the lockdown period that implies brevity of the relationship [4: 207] - партнер во время карантина, предполагающего краткость отношений). Таким образом, пандемия коронавируса стала дополнительным катализатором процесса распространения дистанционных романтических отношений.

Частотными стали выражения, отражающие специфику экономической ситуации коронавирусной эпохи. Так, государственные дотации получили множество синонимических разговорных наименований - corona bucks/corona cash/corona checks (Money given by the state as benefit because of the COV1D-19 pandemic [17] - деньги, выделенные государством в качестве пособия из-за пандемии COV1D-19). Близко к ним стоит выражение corona coin (The term for the $1200 stimulus money given out during Covid. E.g. Yo 1 just bought a cheap jet ski and a mediocre hooker with my $1200 corona coin [17] -выплата стимулирующих денег в размере 1200 долларов США, выданных во время пандемии коронавируса. Пример: Йоу, я только что купил дешевый водный мотоцикл и посредственное рыболовецкое судно на свою дотацию в размере 1200 долларов), имеющее отчетливо юмористический характер. Данная дотация описывается иронически, что намекает на недостаточность единовременной экономической помощи гражданам США во время пандемии. Широкое распространение получили и различного рода скидки, предоставляемые частными предпринимателями и компаниями - данную черту экономической активности во время пандемии отразил неологизм covid coupon (The deep discounts or free services offered by retailers, websites, telecom providers, or restaurants in response to the global pandemic CoV1D-19. the covid coupon may also take the form of a deferred payment, such as insurance, credit card or car loans. all in an effort to generate revenue while the quarantine/lockdown persists and help consumers in times of financial or health crises and mass unemployment. E.g. pornhub encourages you to stay home with a covid coupon for free premium during the quarantine. doordash has a covid coupon for free deliveries on saturdays this month [17] - значительные скидки или бесплатные услуги, предлагаемые розничными торговцами, веб-сайтами, поставщиками услуг связи или ресторанами в ответ на глобальную пандемию CoV1D-19. Ковид-купон может также иметь форму отсрочки платежа, например страховки, кредитной карты или автокредитования. все это делается для того, чтобы получить доход, пока сохраняется карантин /изоляция, и помочь потребителям во время финансовых кризисов или кризисов в области здравоохранения, а также массовой безработицы. Пример: pornhub рекомендует вам оставаться дома с ковид-купоном на бесплатную премию во время карантина. У doordash есть ковид-купон на бесплатную доставку по субботам в этом месяце). Таким образом, приспособление бизнеса к пандемии воспринимается обществом как действенная стратегия сохранения экономического процветания. Вместе с тем, в разговорной речи были отмечены и явственно деструктивные явления в экономике коронавирусной эпохи. Характерной иллюстрацией негативных явлений в экономике стал неологизм covidpreneur (A person or organization that exploits panic related to the COV1D-19 pandemic by purchasing and reselling household goods to persons unable to sufficiently gather and horde "necessities" independently [19] - человек или организация, которые эксплуатируют панику, связанную с пандемией COV1D-19 для покупки и перепродажи предметов домашнего обихода лицам, не способным в достаточной мере самостоятельно собирать и собирать «предметы первой необходимости»), описывающий стратегии ряда предпринимателей, использующих панические слухи для спекуляции товаров широкого потребления. Наиболее яркий пример хищнической экономической деятельности во время пандемии описывается в выражении covid carpetbagger (Someone, or some entity, which will come in during the aftermath of Covid restrictions which destroyed economic activity and killed many small businesses, which will buy up those businesses for significant discounts once restrictions are removed and economic activity is allowed again in that sector. Many of these entities will have political connections and will have helped institute these restrictions in the first place. E.g. That corporation was a Covid Carpetbagger for that local restaurant chain, that family lost their entire livelihood [17] - некто или некоторое лицо, которое появится после связанных с коронавирусом ограничений,

которые разрушили экономическую активность и убили многие малые предприятия, скупающие эти предприятия со значительными скидками, как только ограничения будут сняты и экономическая деятельность снова будет разрешена в этом секторе. Многие из этих организаций будут иметь политические связи и в первую очередь помогли установить эти ограничения. Пример: эта корпорация была ковидсаквояжником для местной сети ресторанов, и эта семья полностью лишилась средств к существованию). Данный неологизм сравнивает нечестных бизнесменов, пользующихся последствиями пандемии для собственного обогащения, с «саквояжниками» - предпринимателями-северянами периоде «Реконструкции Юга», воспринимаемыми коренными южанами как мошенники. В настоящем неологизме нашло отражение недоверия американцев к крупным корпорациям, уничтожающим малый бизнес. На примере данных неологизмов можно проследить восприятие широкими слоями населения тенденций экономических трансформаций во время пандемии - наряду с принятием экономической помощи от государства, население США и многих других стран столкнулось с усилением экономической конкуренции, становлением новых монополий. Данные тенденции свидетельствуют о новом витке эволюции мировой экономики, запущенном кризисом глобального мирового порядка в условиях пандемии.

Восприятие пандемии обществом нашло свое отражение в современной культуре. Появление произведений массовой культуры, так или иначе описывающих последствия пандемии, получило название

corona-fi (Fiction or science-fiction produced during/inspired by the pandemic [19] - художественная литература или научная фантастика, созданная во время пандемии или вдохновленная ею). Близко к данному слову стоит его относительный аналог coronalit (Literature produced during/inspired by the pandemic [19] - литература, созданная во время пандемии или вдохновленная ею). Важной частью современной молодежной культуры являются рейвы - приспособление рейв-культуры к реалиям пандемии описывает неологизм coronarave (A hidden party where there are more people gathered than is allowed by the authorities during the fast spread of the coronavirus pandemic COVID-19. E.g. Jim: F*ck! The festival has been canceled because of this corona bullshit! Chris: F*ck it, let's have a Coronarave! Jim & Chris: Harharharhar-har..! [17] - тайная вечеринка, где собрано больше людей, чем разрешено властями во время быстрого распространения пандемии коронавируса COVID-19. Пример: Джим: Блин! Фестиваль был отменен из-за этой бредовой короны! Крис: Черт возьми, давай устроим коронарейв! Джим и Крис: Harharhar-harhar..!). Данные примеры показывают, что массовая культура быстро приспособилась к последствиям пандемии. Более сложной оказалась ситуация с вызванным пандемией тотальным кризисом образовательной системы. Критическое отношение к результатам дистанционного обучения нашло свое отражение в неологизме COVID education (A COVID education is an education many students received during the COVID-19 pandemic. The COVID education is an incomplete and faulty education due to cheating and not being focused during classes. People who have received a COVID education are slower to comprehend subjects that they should have learned when they were in school. E.g. Person 1: Man, that guy is dumb as hell! Person 2: Go easy on him man, he has a COVID education. The teacher was confused about why her students could not comprehend the problem that they should have learned last year, little did she know, her class has a COVID education [17] - образование, которое многие студенты получили во время пандемии COVID-19. COVID-образование - это неполное и неправильное образование, получаемое учениками из-за применения обмана и отсутствия внимания во время занятий. Люди, получившие COVID-образование, медленнее понимают предметы, которые они должны были выучить в школе. Пример: Человек 1: Чувак, этот парень чертовски тупой! Человек 2: Полегче с ним, чувак, у него COVID-образование. Преподаватель был сбит с толку, почему ее ученики не могли понять проблему, которую они должны были изучить в прошлом году, она мало что знала, ее класс получил COVID-образование). Автор неологизма отразил распространенное в обществе восприятие дистанционного образования как части общей деградации социума в условиях карантинного режима.

Заключение

Анализ лексики пандемии коронавируса выявил многоаспектность влияния пандемии на развитие социума - вариативность лексики пандемии коронавируса объясняется значительным эволюционным потенциалом воздействия пандемии на большую часть аспектов общественной и частной жизни человечества. Рассмотрение лексики пандемии коронавируса позволило проследить главные направления эволюции социума - приспособление человечества к пандемии и ее последствиям, становление новых ценностных систем. В частности, неологизмы пандемии коронавируса отразили трансформа-

ции в таких сферах как экология, экономика, массовая культура, образование, общественные и личностные отношения. Таким образом, слова и выражения, связанные с пандемией коронавируса, раскрыли роль карантинного режима как катализатора социокультурных изменений «коронавирусной эпохи». Результаты лингвистического исследования последствий пандемии коронавируса позволяют дополнить выводы экономистов, социологов и культурологов, исследовавших особенности эпохи распространения коронавируса, привести адекватные языковые иллюстрации их концепций, выявить аспект эмоционального восприятия рассмотренных исследователями новаций создателями неолексики пандемии коронавируса. В целом, рассмотренный нами лексический пласт отражает успех мобилизации общества в борьбе с пандемией. Большая часть рассмотренных неологизмов обладает отчетливо экспрессивным характером, отражающим намерения творцов новой лексики, особенности их социальной позиции по отношению к описываемым явлениям. Изучение интенций создателей неологизмов коронавируса также позволило выделить такой важный социальный феномен, как ослабление доверия к государству и элитам, усиление критики истеблишмента со стороны рядовых участников сетевой коммуникации. В результате проведенного исследования нами были обозначены доминирующие направления восприятия вызванной пандемией эволюции социума коллективным самосознанием - от принятия ценностей сопротивления пандемии до критики карантинных ограничений. Выявление интенций создателей неологизмов позволяет определить две взиамодополняющие тенденции осознания общественного значения пандемии - восприятие новых социальных норм как воплощения гуманитарного прогресса и видение карантинного режима как тотального кризиса современного глобального порядка.

Список литературы

1. Максимова Е.В., Морозов В.В. COVID-19 и глобализация. Инновации и инвестиции. 2020;5:86-90.

2. Плещенко В.И. Между традициями и виртуальной реальностью: эпидемия коронавируса как катализатор изменений в культурной сфере. Культурологический журнал. 2020;2(40).

3. Барышева Г.А., Антипанова О.А., Бинь Дао Тхань. Влияние пандемии COVID-19 на социально-экономическое развитие и положение наиболее уязвимого населения. Векторы благополучия: экономика и социум. 2020;4(39):105-117.

4. Alyeksyeyeva I. Chaiuk T., Galitska E. Coronaspeak as Key to Coronaculture: Studying New Cultural Practices Through Neologisms. 1nternational Journal of English Linguistics. 2020;10:202-212. Доступно по: https://doi.org/10.5539/ijel.v10n6p. 202.

5. Данкова Н.С., Крехтунова Е.В. Репрезентация пандемии в СМИ: метафорический образ войны (на материале американских газет). Научный диалог. 2020;1(8):69-83. Доступно по: https://doi. org/10.24224/2227-1295-2020-8-69-83.

6. Зайцева И.П. «Коронапсихоз», «коронаскептики», «covidism», «covidophobia» и другие социолингвистические маркеры 2020 г. Коммуникативные исследования. 2020;7(4):801-813. Доступно по: https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).801-813.

7. Катермина В.В. Липириди С.Х. Особенности отображения пандемии коронавируса в лексике медицинского дискурса (на основе английских неологизмов). Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020;4(147):170-175.

8. Мюллер А. Об отражении пандемии в разнокультурных лингвистических ландшафтах (на примере элементов публичного пространства Минска, Нюрнберга и Варшавы). Коммуникативные исследования. 2020:7(4):846-864. Доступно по: https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).846-864.

9. Радбиль Т.Б. «Самоизоляция» как новейший русский культурный концепт: когнитивно-дискурсивный аспект. Коммуникативные исследования. 2020;7(4):759-774. Доступно по: https://doi. org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).759-774.

10. Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В., Палоши И.В. Активные процессы в лексике и словообразовании русского языка эпохи коронавируса: лингвокогнитивный аспект. Научный диалог. 2021;1:63-79. Доступно по: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-63-79.

11. Рацибурская Л.В., Радбиль Т.Б., Палоши И. Диалектика национального и интернационального в активных процессах в русском языке новейшего периода. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020;6:170-176.

12. Савченко А.В., Лай Янь-Цзюнь. «Коронавирусные неологизмы»: от лексики и фразеологии к интернет-мемам (на материале русского и китайского языков). Коммуникативные исследования. 2020;7(4):865-886. Доступно по: https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).865-886.

13. Северская О.И. Ковидиоты на карантикулах: коронавирусный словарь как диагностическое поле актуальных дискурсивных практик. Коммуникативные исследования. 2020;7(4):887-906. Доступно по: https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).887-906.

14. Mustajoki A., Zorikhina Nilsson N., Tous-Rovirosa A., Guzman Tirado R., Dergacheva D., Vepreva I., Itskovich T. Covid-19: A Disaster in the Linguistic Dimension of Different Countries. Quaestio Rossica. 2020; 8(4):1369-1390. Доступно по: https://doi.org/10.15826/qr.2020.4.533.

15. Haddad Haddad A., Montero-Martínez S. COVID-19: a metaphor-based neologism and its translation into Arabic. Journal of Science Communication 2020;19(05).A01. Доступно по: https://doi. org/10.22323/2.19050201.

16. Khalfan M., Batool H., Shehzad W. Covid-19 Neologisms and their Social Use: An Analysis from the Perspective of Linguistic Relativism. Linguistics and Literature Review. 2020;6(2):117-129. Доступно по: https://doi.org/10.32350/llr.62.11.

17. Urban Dictionary. Доступно по: http://www.urbandictionary.com/ Ссылка активна на 09.10.2021.

18. Cambrige Dictionary. Доступно по: https://dictionaryblog.bridge.org Ссылка активна на 09.10.2021.

19. Thorne Т. #CORONASPEAK - the language of Covid-19 goes viral Доступно по: https://lan-guage-and-innovation.com/2020/04/15/coronaspeak-part-2-the-language-of-covid-19-goes-viral/ Ссылка активна на 09.10.2021.

References

1. Maksimova EV., Morozov VV COVID-19 and globalization. Innovation and investment. 2020;5:86-90. (In Russ.).

2. Pleshchenko VI. Between tradition and virtual reality: the coronavirus epidemic as a catalyst for cultural change. Culturologicaljournal. 2020;2(40). (In Russ.).

3. Barysheva GA., Antipanova OA., Bin' Dao Tkhan'. Impact of the COVID-19 pandemic on socio-economic development and the situation of the most vulnerable population. Well-being vectors: economy and society. 2020;4(39):105-117. (In Russ.).

4. Alyeksyeyeva I. Chaiuk T., Galitska E. Coronaspeak as Key to Coronaculture: Studying New Cultural Practices Through Neologisms. International Journal of English Linguistics. 2020;10:202-212. Available at: https://doi.org/10.5539/ijel.v10n6p. 202.

5. Dankova NS., Krekhtunova EV. Representation of the pandemic in the media: a metaphorical image of war (based on the material of American Newspapers). Scientific dialogue. 2020;1(8):69-83. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-69-83.

6. Zaytseva IP. "Coronapsychosis", "coronasceptics", "covidism", "covidophobiya" and other sociolin-guistic markers of 2020. Communicative research. 2020;7(4):801-813. (In Russ.). Available at: https://doi. org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).801-813.

7. Katermina VV., Lipiridi SCh. Peculiarities of the reflection of the coronavirus pandemic in the vocabulary of the medical discourse (based on the English neologisms). Volgograd State University Bulletin. 2020;4(147):170-175. (In Russ.).

8. Myuller A. On the reflection of the pandemic in multicultural linguistic landscapes (on the example of elements of the public space of Minsk, Nuremberg and Warsaw). Communicative research. 2020;7(4):846-864. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).846-864.

9. Radbil TB. "Self-Isolation" as the newest Russian cultural concept: cognitive-discursive aspect. Communicative research. 2020:7(4):759-774. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).759-774.

10. Radbil TB., Ratsiburskaya LV., Paloshi IV. Active Processes in the Vocabulary and Word Formation of the Russian Language in the Era of Coronavirus: Linguo-Cognitive Aspect. Nauchnyi dialog. 2021:1:63-79. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-63-79.

11. Ratsiburskaya LV, Radbil, TB., Paloshi IV. Dialectics of national and international in active processes in the Russian language of the latest period. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after NI. Lo-bachevsky. 2020;6:170-176. (In Russ.).

12. Savchenko AV., Lai Yan-Jun. "Coronavirus neologisms": from lexicon and phraseology to Internet memes (based on the material of Russian and Chinese languages). Communicative research. 2020;7(4):865-886. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).865-886.

13. Severskaya OI. Covidiotes on quarantines: coronavirus dictionary as a diagnostic field of actual discursive practices. Communicative research. 2020:7(4): 887-906. (In Russ.). Available at: https://doi. org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).887-906.

14. Mustajoki A., Zorikhina Nilsson N., Tous-Rovirosa A., Guzman Tirado R., Dergacheva D., Vepreva I., Itskovich T. Covid-19: A Disaster in the Linguistic Dimension of Different Countries. Quaestio Rossica. 2020;8(4):1369-1390. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.15826/qr.2020.4.533.

15. Haddad Haddad A., Montero-Martínez S. COVID-19: a metaphor-based neologism and its translation into Arabic. Journal of Science Communication. 2020;19(05).A01. Available at: https://doi. org/10.22323/2.19050201.

16. Khalfan M., Batool H., Shehzad W. Covid-19 Neologisms and their Social Use: An Analysis from the Perspective of Linguistic Relativism. Linguistics and Literature Review. 2020;6(2):117-129. Available at: https://doi.org/10.32350/llr.62.11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Urban Dictionary. Available at: http://www.urbandictionary.com/ Accessed October 09, 2021.

18. Cambrige Dictionary. Available at: https://dictionaryblog.bridge.org/Accessed October 09, 2021.

19. Thorne T. #CORONASPEAK - the language of Covid-19 goes viral. Available at: https://lan-guage-and-innovation.com/2020/04/15/coronaspeak-part-2-the-language-of-covid-19-goes-viral/ Accessed October 09, 2021.

История статьи:

Получена: 19.01.2022 Принята: 07.02.2022 Опубликована онлайн: 25.03.2022

Article history:

Received: 19.01.2022 Accepted: 07.02.2022 Published online: 25.03.2022

Сведения об авторах:

Катермина Вероника Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация; e-mail: kater-mina_v@mail. ru.

Липириди София Христофоровна, преподаватель кафедры английской филологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация; e-mail: sofa.lipiridi@gmail.com.

Bionotes:

Veronika V. Katermina, Prof.Dr.habil., Professor of the Department of English Philology, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation; e-mail: katermina_v@mail.ru.

Sophia Ch. Lipiridi, lecturer of the Department of English philology, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation; e-mail: sofa.lipiridi@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.