Научная статья на тему 'Манипулирование толерантностью как компонент информационной войны'

Манипулирование толерантностью как компонент информационной войны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / PSYCHOLOGICAL WARFARE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ETHNOCENTRISM / УПРАВЛЯЕМЫЙ КОНФЛИКТ / ORCHESTRATED CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевцов Алексей Маркович

В статье рассматривается современное состояние проблемы внедрения в общественное сознание конструкта «толерантности». Указывается на избирательность применения требований и призывов к толерантному поведению и отношению к окружающим. Также рассматривается роль асимметричной толерантности в дестабилизации социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шевцов Алексей Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE MANIPULATION AS AN INFORMATIONAL WARFARE COMPONENT

In this article the modern state of a «tolerance» construct implementation to a public perception is reviewed. It is stated, that discriminative approach is used to enforce and encourage tolerant behavior one should practice toward another. It is also specified, that asymmetric tolerance is an effective means to destabilize a society.

Текст научной работы на тему «Манипулирование толерантностью как компонент информационной войны»

психолого-педагогическое направление

M.A. Филатова-Сафронова

ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ...

занятии втрое возросло число родителей, изменивших отношение к себе в положительную сторону.

б) Благодаря иппотерапии у детей снижаются подавленность, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности в семейной ситуации. При этом отмечено возрастание в глазах детей авторитета родителей, присутствующих на занятиях, в частности заметно повышается статус отца.

в) Выявлено общее повышение эмоционального фона отношений в семьях детей, занимающихся иппо-терапией.

5. Иппотерапия, показавшая свою эффективность в развитии детско-родительских отношений, может использоваться как метод социально-психологической коррекции детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, на материале применения метода иппотерапии для детей с ограниченными физическими возможностями получила реальное воплощение идея рассмотрения «развития» как прогрессивной тенденции изменения субъект - субъектных отношений между родителями и их детьми путем изменения ситуации общения. Иппотерапия может использоваться в психологии как метод эффективного развития эмоциональных характеристик межличностных отношений и быть причислена к числу действенных технологий развития в прикладных исследованиях.

116-124.

2. Касаткин В.Н., Михеева А.А., Смирнова Е.О., Чечельницкая С.М. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой // Школа здоровья, 1998. Т.5. № 1, С. 49-56.

3. Румянцев А.Г., Касаткин В.Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья, 1996. Т.3. №2, С.41-46.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996. - 479с.

5. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982. - 270с.

6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с. - (Педагогика

- родителям).

7. Cerebral Palsy and Therapeutic Riding / NARHA Strides magazine /October 1995 (Vol.1, No.1), Р.23-37.

8. Жихарева Ю.Н. Психологическое влияние иппотерапии на формирование готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. ..канд. психолог. наук., г. Ярославль, 2002. - 22с.

9. Сафронова М.А. Взаимодействие специалистов

- участников проекта / Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями с применением метода лечебной верховой езды / Серия «Социально-психологическая помощь населению» Выпуск №4 часть 2. - -МСО РТ, Казань, 2000. - С. 17-19.

10. Филатова - Сафронова М.А., Гафарова Р.М. Основы психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и членов их семей. - Казань, 2001. - 152 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аринина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья, 1995. Т.2 № 3. С.

THE INFLUENCE OF HIPPOTHERAPY ON THE DEVELOPMENT OF CHILD-PATERNAL RELATIONSHIPS IN FAMILIES HAVING CHILDREN WITH DISABILITIES

© 2014

M.A. Filatova-Safronova, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Psychology of development and psikhofiziologiya»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The article discusses issues related to the psychological rehabilitation of families having children with disabilities. Proved the effectiveness of the method of hippotherapy in the development of child-paternal relationships.

Keywords: development, child-paternal relationships, children with disabilities, emotional sphere, methods of psychological rehabilitation, correction, hippotherapy.

УДК 159.9.316.6

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

© 2014

А.М. Шевцов, кандидат психологических наук, доцент Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается современное состояние проблемы внедрения в общественное сознание конструкта «толерантности». Указывается на избирательность применения требований и призывов к толерантному поведению и отношению к окружающим. Также рассматривается роль асимметричной толерантности в дестабилизации социума.

Ключевые слова: психологическая война, толерантность, этноцентризм, управляемый конфликт.

Информационная война представляет собой открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической или же идеологической сферах. Информационная война осуществляется посредством «обработки» целевой аудитории с помощью новостных программ, транслируемых контролируемыми СМИ, а также музыки, кинопродукции и литературы.

При этом в стратегическом плане война такого типа ориентирована на достижение военных целей невоенными средствами. В этом смысле, перефразируя известное высказывание К. Клаузевица, можно утверждать, что «информационная война - это продолжение обычной войны другими средствами». Конечным результатом информационной войны является, как правило, смена режима в проигравшем государстве на управляемый из страны-победителя.

До 1945 года осуществить подобное было возможно только прямым военным столкновением. Союзники смогли сменить правящий режим в Германии только полностью уничтожив все возможности для функционирования государства: армия и силовые структуры были уничтожены, инфраструктура разрушена.

С появлением ядерного оружия военное противостояние стало слишком опасным: война экономических потенциалов невозможна после обмена ядерными ударами в силу уничтожения этих потенциалов. Следовательно, противостояние необходимо перевести в иную плоскость - в плоскость войны информационной.

Следует отметить, что информационная война, являясь частным случаем и компонентом любой современной войны, сама по себе является комплексом. В этот комплекс входят война технологий, война разоблачений, война культур и война идеологий. Коротко рассмотрим каждую из них.

А.М. Шевцов психолого-педагогическое

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ КАК КОМПОНЕНТ ... направление

Война технологий сводится к деморализации противника путём демонстрации собственных научно-технических достижений и доказательства его технологической отсталости. В случае, если основная задача, деморализация населения, не выполняется, задействуется альтернативный сценарий и страна-адресат втягивается в технологическую гонку с призрачными достижениями конкурента. Результатом является, как правило, неоправданное расходование ресурсов на создание «симметричного ответа» и ослабление экономического потенциала страны. В качестве примеров успешной операции в этой сфере стоит привести программы СОИ и «Шаттл». Первая так и осталась проектом (хотя Советский союз потратил огромные средства на компенсацию этой мнимой угрозы), а целесообразность второй до сих пор находится под вопросом (достаточно изучить статистику аварий и катастроф американской космической программы).

Война разоблачений ориентирована на дискредитацию действующей в стране власти и формирование недоверия к её представителям. При этом, в качестве представителей власти, как правило, выступают сотрудники силовых и правоохранительных структур. Основной задачей в данном случае является убедительное доказательство неспособности власти обеспечить приемлемый уровень безопасности и жизненного комфорта отдельно взятому индивиду. Посредством так называемых «независимых СМИ» (независимость которых от государства означает лишь зависимость от иных финансово-промышленных групп) гражданам прививают определённые стереотипы. В качестве примеров следует упомянуть: «власти насквозь продажны» (в кадре - сцена передачи взятки чиновнику), «власти не хотят вас защитить» (показывают людей, пострадавших при очередном теракте) и «в милиции нет честных людей» (сериалы «Бригада» и «Зона»). Результат - человек пойдёт с жалобой скорее к соседу с обширной криминальной биографией, чем к участковому инспектору. При этом попытки обжаловать подобного рода сообщения через суд как клеветнические мгновенно освещаются как «давление на свободу слова», а отсутствие реакции власти - как молчаливое согласие и пассивность.

Война идеологий заключается в смене существующей и господствующей в обществе идеологии на более удобную для агента влияния. Если рассмотреть в качестве примера бурный рост уличной преступности в 1980-90-е годы, то одним из способствовавших этому процессу факторов была ликвидация системы ДНД (добровольная народная дружина) и ОКОт (оперативный комсомольский отряд). В свою очередь, ликвидация этих систем стала возможной благодаря тому, что каждый отдельно взятый гражданин перестал считать коллективную безопасность своим личным делом, то есть от идеологии коллективизма перешёл к индивидуалистической идеологии.

Война культур применима в полиэтничных сообществах. Такие сообщества могут возникать естественным путём, в силу значительной территории государства (например, Россия как государство есть полиэтничная общность), или образовываться в областях, прилегающих к зоне гуманитарной катастрофы (беженцы формируют диаспору, в культурном плане отличающуюся от коренного населения). Естественно, что каждый этнос имеет свою уникальную культуру, отличающуюся от других, и стремится её сохранить. И в определённый момент перед жителем определённого региона встаёт вопрос о самоидентификации с культурной точки зрения. Естественно, что выбор в этой ситуации определяется двумя факторами. Во-первых, распространённость одной из культур в непосредственном социальном окружении индивида. Во-вторых, «силой» культуры, степенью репутации одной из культур на общемировом уровне.

Следует отметить, что важность фактора культурной самоидентификации осознавалась ещё в эпоху Римской империи. Сыновей вождей покорённых империей пле-76

мён отправляли в Рим, чтобы они усвоили культуру империи, идентифицировали себя с ней, и в дальнейшем являлись проводниками Римской культуры и её ценностей среди своего народа. Аналогичной цели служил расположенный в Москве Университет дружбы народов: представители различных стран изучали ведущие достижения советской науки, параллельно ассимилируясь в культурное и идеологическое пространство Советского Союза.

Если целенаправленного воздействия, направленного на регуляцию баланса культур, в полиэтничном (и, соответственно, поликультурном) обществе не производится, данный процесс происходит стихийно. При этом в действие вступает фактор толерантности, то есть готовности представителя одной культуры гармонично взаимодействовать с представителями иной культуры. Следует подчеркнуть, что речь идёт именно не о смене культурной самоидентификации, а о взаимодействии двух или более лиц, принадлежащих к различным этническим и культурным группам.

Крайне важно отметить, что именно в рамках войны культур представляется возможным эксплуатация идеи толерантности.

Механизм работы в этом случае сводится к следующему. В сущности, толерантность как отношение человека к окружающим, может варьироваться между двумя полюсами: «некритическое восторженное принятие» и «абсолютное непринятие». Точка равновесия, в соответствии с общепсихологическим законом оптимума, находится строго между этими полюсами. В случае, если в обществе преобладает уравновешенная позиция (в соответствии с нормальным распределением не менее 50%), отношение к иностранцам и лицам, морфологически отличающимся от коренного местного населения, определяется в большей степени поведением самих этих лиц. При этом у местных жителей не выражено предосудительное отношение к «инородцам», что позволяет им благополучно сосуществовать, интегрироваться и ассимилироваться в местные системы социальных связей.

Такое положение дел делает социальную общность стабильной и относительно защищённой от вредоносных информационных воздействий.

Необходимо отметить, что для достижения такого равновесия необходимо предпринимать значительные усилия. В частности, на этом направлении целесообразно задействовать средства массовой информации и различные формы искусства. При этом крайне важно соблюдать осторожность при проведении воздействий. При избыточности информационного давления психика адресата задействует защитные механизмы и приобретает «иммунитет» от воздействий со стороны определённого источника.

Целью информационной войны, как уже отмечалось, является дестабилизация общества. В отношении толерантности как точки приложения силы, будет, следовательно, внедрение в сознание как можно большего числа членов общества крайних её форм.

В частности, привитие установки на «некритическое восторженное принятие» имеет целью фактическое уничтожение традиционной местной культуры и её замену на некий внешний продукт. В качестве наглядного примера стоит привести целенаправленную популяризацию американской поп-культуры в 1990-х годах и турецкой эстрады в 2003-5-х. Характерно при этом, что популяризацией традиционной российской культуры как в 1990-е, так и в наши дни, никто не занимается. Все усилия так называемой творческой элиты ориентированы на осквернение прошлого России и Советского Союза.

В перспективе, отсутствие собственной культурной традиции чревато культурной ассимиляцией и последующей постановкой под недружественный контроль рычагов государственного управления. При этом данный процесс не встретит сопротивления в массе населения.

В противоположном случае, когда у коренного на-Карельский научный журнал. 2014. № 1

психолого-педагогическое направление

А.М. Шевцов

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ КАК КОМПОНЕНТ ...

селения формируется установка на «абсолютное непринятие», возникают различного рода «националистические», а точнее - этноцентристские настроения. Целью привития такой установки является провокация столкновений между коренным и некоренным населением региона. При этом используется контраст между традиционной культурой региона и культурой иммигрантов. Воздействие при использовании данной модели идёт на обе стороны конфликта: местным внушается, что «мигранты отбирают ваши рабочие места» и «мигранты сплошь преступники», а мигрантам прививается идея, что «местное население глупое и ленивое, а мы - настоящие люди». Поскольку обе стороны считают себя безусловно правыми, со временем возникают бытовые конфликты. Постепенно формируются «боевые отряды», которые вооружаются сначала холодным, а потом и огнестрельным оружием.

Типичный пример использования такой модели наблюдался в нашумевшей истории о событиях в Кондопоге в 2006 году.

Идеальной с точки зрения эффективности является комбинация обеих моделей. В этом случае само сообщество коренных жителей региона раскалывается на союзников мигрантов (некритическое принятие) и их непримиримых противников (абсолютное непринятие). Как правило, первых обозначают как «антифа», а вторых - как «нацистов». При этом столкновения между «нацистами» и «антифа» сами по себе не требуют уча-

стия третьих сил в лице диаспоры мигрантов. Впрочем, в отношении данных групп уместно поставить вопрос о наличии какой-либо реальной идеологической основы под действиями, обусловленными вполне криминальной формулой «кто не с нами, тот против нас».

Соответственно, данный управляемый конфликт позволяет потенциальному противнику единовременно иметь дело только с половиной местного населения. Сначала под предлогом борьбы с экстремизмом производится «миротворческая операция», хорошо иллюстрируемая событиями в Ираке начиная с 2003 года. Затем оставшаяся половина постепенно сокращается вследствие высокой преступности, голода и болезней вплоть до полного вымирания (примером являются события в Афганистане с 2001 года по сей день).

Таким образом, толерантность представляет собой не только психологическую категорию, но и является фактором информационной войны в условиях соперничества в геополитической сфере. Следовательно, только пристальное внимание специалистов от различных сфер человекознания позволит обеспечить полноценную защищённость страны и народа от возможного вредоносного использования этого инструмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шевцов А.М. Частные случаи применения масс-медиа в качестве инструмента психологической войны // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 122-123.

TOLERANCE MANIPULATION AS AN INFORMATIONAL WARFARE COMPONENT

© 2014

A.M. Shevtsov, candidate of psychological science, associate professor of the chair «General psychology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: In this article the modern state of a «tolerance» construct implementation to a public perception is reviewed. It is stated, that discriminative approach is used to enforce and encourage tolerant behavior one should practice toward another. It is also specified, that asymmetric tolerance is an effective means to destabilize a society. Keywords: psychological warfare, tolerance, ethnocentrism, orchestrated conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.