УДК 316.77
А. С. Согомонян
кандидат социологических наук; научный сотрудник 22 научно-исследовательского отдела научно-исследовательского центра ВА РВСН им. Петра Великого; e-maiL: [email protected]
РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ И УСТАНОВОК В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Полиэтничность одна из основных характеристик современного общества. Длительность и частота контактов между носителями различных культур формирует в сознании индивидов различные этнические стереотипы и установки от позитивных до крайне негативных. Данное обстоятельство является препятствием на пути к конструктивному межкультурному диалогу и толерантности -высшей степени проявления доброжелательного отношения одних этносов по отношению к другим и принятия чужой культуры во всей ее самобытности. Авторы стремятся, раскрыв содержание понятий этнический стереотип, установка, раскрыть их роль в определении вектора направленности толерантности.
Ключевые слова: толерантность; этнический стереотип; этническая установка; межкультурная коммуникация.
A. S. Sogomonyan
PhD (SocioLogy); research associate of 22 SRD SRC Peter the Great Strategic Missile Troops Academy; e-maiL: [email protected]
ROLE OF ETHNIC STEREOTYPES AND INSTALLATIONS IN FORMATION OF TOLERANCE
PoLyethnicity one of the main characteristics of modern society. Duration and frequency of contacts between carriers of various cuLtures forms in consciousness of individuaLs various ethnic stereotypes and instaLLations from positive to extremeLy negative. This circumstance is an obstacLe in a way to constructive cross-cuLturaL diaLogue and toLerance - the highest extent of manifestation of the benevoLent reLation of one ethnoses in reLation to others and adoptions of foreign cuLture in aLL its originaLity. Authors aspire, having opened the maintenance of concepts the ethnic stereotype, instaLLation to open their roLe in definition of a vector of orientation of toLerance.
Key words: toLerance; ethnic stereotype; ethnic instaLLation; cross-cuLturaL communication.
Проблема этнической толерантности как препятствие на пути к позитивному межкультурному диалогу и стабильности в поликультурном пространстве всегда стояла перед обществом, что
было вызвано множественными причинами, а также обусловлено влиянием различного рода факторов и условий. Однако, учитывая, что человеческое сознание является основной детерминантой всех социальных процессов и явлений, резонно предположить, что характер взаимоотношений между представителями различных национальностей и их взаимовосприятие зависят в первую очередь от осознания индивидом своей национальной принадлежности, места и роли своей и иных национальных культур в общественном развитии. В данной статье мы проанализируем связь этнической толерантности с установками и стереотипами.
В научной литературе под понятием стереотип понимаются некие «упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы» чего-либо или кого-либо [Социология 2003]. Стереотипы, как правило, некритически принимаются человеком как знание, в основном в силу конформности личности. Тем не менее в когнитивном аспекте, полученная информация имеет весьма обобщенный, неполный, односторонний и часто недостоверный образ о факте объективной реальности. Несмотря на сомнительность подобного «источника информации» для отдельного индивида или группы индивидов роль стереотипов в жизни человека достаточно велика, так как стереотипизация избавляет индивида от необходимости творчески перерабатывать полученные впечатления из окружающего мира.
Впервые термин социальный стереотип был введен У. Липма-ном и носил негативный оттенок, связанный с ложностью, неточностью суждений человека относительно картины мира, что, на взгляд ученого, обусловлено экономией умственных усилий при восприятии сложных социальных объектов. Применительно к этническим стереотипам, можно говорить о формировании упрощенных образов этнических групп и конкретных национальностей.
Этностереотипы, являясь разновидностью социальных стереотипов, формируются в силу некоторых особенностей человеческого сознания и имеют как положительную, так и чаще всего негативную окраску:
- стремление к конкретизации - для облегчения восприятия, абстрактные понятия ассоциируются с какими-либо конкретными образами (в том числе людьми), обладающими привычной
реальностью. Например, абстрактное понятие «американец» может ассоциироваться с конкретным человеком;
- стремление к упрощению - при восприятии сложных социальных объектов (явлений) выделяется одно или несколько существенных (на взгляд субъекта) признаков в качестве ведущих, позволяющих обозначить увиденное. Так, поведение и особенности отдельной личности, представителя какой-либо национальности могут восприниматься как типичный «национальный менталитет».
Учеными выделяются два основных вида этнических стереотипов:
- аутостереотипы - представление человека о себе и о других представителях своей национальности;
- гетеростереотипы - представления человека о людях других национальностей.
Формирование этнических стереотипов осуществляется двумя основными способами: в процессе взаимодействий индивидов в социуме либо опосредовано, в процессе коммуникационного воздействия, т. е. через СМИ, пропаганду, обучение.
Согласно проводимым социологическим опросам в нашей стране, наиболее устойчивый и негативный гетеростеротип «врага» сформирован у представителей славянских национальностей по отношению к представителям национальностей Северного Кавказа и Закавказья. Особенно этот гетеростереотип распространен в больших городах России, например, в Москве и Санкт-Петербурге (fom.ru).
У этнических стереотипов как феномена мультикультурализма существует ряд особенностей:
- они обусловливают поведение индивидов в полиэтничной среде, частоту, избирательность и длительность социальных контактов, культурную дистанцию в новой среде и получение нового опыта;
- этнические стереотипы имеют, как правило, стихийную природу возникновения, но и формируются (в том числе целенаправ-лено) под влиянием социального окружения;
- являются защитной реакцией человека при соприкосновении с чуждой для себя культурой и ценностями, при этом отчуждение от
неизвестного нового направлено на оправдание индивидом традиционных для своей культуры норм, ценностей и представлений;
- выражены в виде категоричных оценочных суждений, эмоционального отношения одних этносов к другим однозначного свойства, то есть либо негативные, либо позитивные;
- экономят умственные усилия по творческому восприятию и осмыслению иных культур и нравов, суммируют и накапливают жизненный и исторический опыт взаимоотношений этносов;
- стереотипы не являются отражением действительности, а лишь ее отдельным проявлением, выражением восприятия индивидом индивида, сквозь призму своей этнической и культурно-ценностной идентичности;
- являются предельно устойчивым свойством личности, но в то же время подвержены изменениям под влиянием нового личностного опыта в процессе интериоризации, социальной зрелости, влияния социального окружения и институциональных норм;
- в своей сути не являются абсолютно истинными взглядами, но в отдельных случаях могут основываться на относительно близких к действительности представлениях в основном носят ложный и односторонний характер суждений;
- обострение национальных чувств и, как следствие, более отчетливая враждебность в восприятии других этносов и усиление стереотипа происходят при возникновении социальной напряженности между группами.
При рассмотрении этнических стереотипов необходимо также обратить внимание на их отдельную форму - этнические установки. По мнению Д. Н. Узнадзе, который впервые ввел в научный оборот это понятие, установка - это «детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности» [Узнадзе 1966, с. 48]. Ученый выделяет два основных вида установок:
- установки, направляющие поведение личности в каждый момент, т. е. при установлении первичного контакта с представителем другой национальности, индивид воспринимает ситуацию и действует в отношении своего собеседника в течение всего контакта, исходя из полученного первого впечатления;
- установки, сформированные и зафиксированные посредством жизненного опыта. В данном случае, индивид, на основе имеющихся накопленных впечатлений и эмоциональной предрасположенности выстраивает взаимоотношение с представителем другой национальностей.
В. А. Ядов рассматривал социальные установки личности как «диспозиции, имеющие системное образование, в которое включены все жизненные устремления личности, обеспечивающие целенаправленное формирование состояния готовности человека к деятельности. Диспозиции как взаимосвязь конкретных социальных условий деятельности индивида и его субъективного отношения к ним зависят, по его мнению, от предшествующего опыта и обобщенных психологических особенностей субъекта, обеспечивая регуляцию, саморегуляцию и прогнозирование социального поведения личности» [Ядов 1979].
Исходя из этого, можно утверждать, что установка как свойство личности формируется в процессе социализации, накапливает в себе обобщенные традиционные суждения, ожидания и имеет оценочную валентную природу. Наиболее устойчивым видом социальной установки является этническая установка. Данные установки обусловливают поведение, количество социальных контактов и характер взаимодействия личности в поликультурной среде. Л. М. Дробижева описывает этническую установку как «готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах» [Дробижева 2011]. Социальные установки негативной направленности по отношению к каким-либо этносам носят название «национальных предрассудков», или предубеждений, т. е. их смысловое содержание является искаженным отражением действительности, как уже говорилось выше, данные установки отличаются устойчивостью и консервативностью. «Словарь по общественным наукам» ЮНЕСКО определяет предубеждение как «негативную, неблагоприятную установку к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь» [Словарь по общественным наукам 2012]. Социолог Робин М. Уильямс считает
предубеждение разновидностью установки, противоречащей важным социальным нормам и ценностям, принятым конкретной культурой [Робин 1947].
В обществах, в которых социальные нормы и ценности гуманизма подменялись официально принятыми предубеждениями в отношении национальных меньшинств, не было места толерантности, так как национализм и этноцентризм были основой идеологии. Примером тому может служить антисемитизм в фашистской Германии и апартеид в ЮАР.
В научной литературе толерантность понимается как одно из личностных свойств, заключающееся в умении индивида принять другого во всей самобытности, проявить к нему доверие и оказать помощь. Данное личностное образование является одним из основных проявлений добродетели, залогом стабильности общества, мирного и бесконфликтного сосуществования разных по своему внутреннему миру людей. В Декларации принципов толерантности искомое понятие определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»1.
Этническая толерантность предполагает гармонию во взаимоотношениях в поликультурном социуме, отсутствие стереотипов и предубеждений. Гармония в межнациональных отношениях в социуме невозможна без формирования толерантности
1 Декларация принципов толерантности утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
у индивидов - акторов межкультурной коммуникации. Строго говоря, данное свойство, качество личности сформировано практически у каждого человека в той или иной степени, в отношении той или иной национальности.
Формирование толерантности представляет собой процесс усвоения личностью совокупности норм и ценностей конструктивного общения, приобретение навыков бесконфликтной коммуникации и развития умений преодолевать возникающее межэтническое напряжение.
Говоря о типологии этнической толерантности, уместно отметить классификацию, предложенную С. Т. Барановым, как одну из наиболее методологически обоснованных [Баранов 2003]:
1) активная этническая толерантность - открытость актора, харатеризующаяся готовностью к межэтническим контактам;
2) пассивная этническая толерантность - стремление к общению с представителями своей национальности, нерегулярные межэтнические контакты, в целом позитивное отношение к представителям других национальностей;
3) избирательная этническая толерантность - межэтнические контакты носят ограниченный характер на основании какого-либо признака;
4) вынужденная этническая толерантность - контакты с представителями других национальностей возникают вследствие обстоятельств и имеют сугубо деловой характер;
5) интолерантность - неприятие, категорическое нежелание взаимодействовать с представителями других национальностей, в том числе выражающееся во враждебном отношении к «иным».
Данная классификация отражает степень влияния различного рода факторов и условий на сознание конкретной личности, обусловливающих его этнические установки и формирование авто- и гетеростереотипов. Этнические установки и стереотипы -конечный результат межкультурной коммуникации, в которой проявляется весь предыдущий накопленный опыт социализации акторов в полиэтничном обществе. По мнению П. Р. Коваля, этнические установки свидетельствуют о степени готовности проявления толерантности в отношении всех национальностей либо конкретных национальностей [Коваль 2014]. Стереотипы и вектор их
социальной направленности в первую очередь говорят об устойчивости сознания человека, его психики ко внешнему воздействию, способности рационально мыслить - чем устойчивей сознание личности и предрасположеннее к беспристрастной, безэмоциональной оценке факта социальной реальности (интеракции, поведенческой ситуации), тем меньше вероятность формирования стереотипов. Некоторые исследователи относят этнические установки и стереотипы к числу личностных факторов, обусловливающих формирование толерантности, но на наш взгляд, как уже говорилось ранее, этнические установки и стереотипы складываются в процессе социализации личности, которая продолжается в течение всей жизни и выражается в усвоении норм общественной жизни, приобретенных в различных социальных институтах и условиях. Усвоение личностью норм, морали и моделей поведения позволяет соотносить с ними свое поведение и поведение окружающих, оценивать социальные действия и формировать свою жизненную позицию, в том числе толерантное (интолерантное) отношение к «иным». В исследовании И. Б. Резниковой этнические стереотипы и установки выступают в качестве аспектов этнической толерантности, наряду с толерантностью (интолерантностью), межнациональными конфликтами, культурой, традициями и религией [Резникова 2007].
Этнические установки и стереотипы, как и этническая толерантность, также являются личностными образованиями (качеством личности). Однако, если толерантность гораздо более сложное системное образование, то этнические стереотипы и установки, являясь разновидностью социальных - лишь обусловленные эволюцией и психофизиологическими особенностями человека, социально-психологические механизмы адаптации, тем не менее влияющие на формирование и вектор направленности этнической толерантности.
Существующие в обществе устоявшиеся негативные этнические стереотипы и установки препятствуют гармонизации межэтнических отношений и создают предпосылки для возникновения социальной напряженности. Основным источником формирования этнических стереотипов и установок, образа «врага» в настоящее время являются СМИ [Дзялошинский, Дзялошинская 2007] -мощный источник информационно-психологического воздействия
на сознание людей, формирующий с помощью средств, методов и форм передачи информации мировоззрение и общественное мнение, что делает их важным инструментом манипуляции масс. Этничность - важнейший рычаг для подрыва национальной безопасности. Эксплуатация этнической темы является средством психологической и идеологической борьбы в медиасреде. Сегодня складываются новые СМИ, возрастает роль Интернета, заметно сократилась доля радиовещания, печатных СМИ и телевидения. Медиа, становясь главной возможностью получения информации о происходящем в мире, способны существенно повлиять на общественное мнение, кроме того, это одно из эффективнейших средств ведения «информационной войны».
Таким образом, этнические установки и стереотипы являясь свойством личности, представляют собой конечный результат межкультурной коммуникации, в которой проявляется весь предыдущий накопленный опыт социализации акторов в полиэтничном обществе. Они оказывают существенное влияние на процесс формирования этнической толерантности, но как личностные образования имеют менее сложную структуру и эволюционно обусловлены необходимостью социально-психологической адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М. :
Аспект Пресс, 1999. 271 с. Баранов С. Т. Этническая толерантность: сб. науч. тр. СевКавГТУ Серия
Гуманитарные науки. №3. 2003. URL: www.ncstu.ru Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Российские СМИ: как создается образ врага / статьи разных лет. М. : Московское бюро по правам человека : Academia, 2007. 168 с. Дробижева Л. М. Российская идентичность и тенденции в межэтнических установках за 20 лет реформ // Россия реформирующаяся : Ежегод-ник-2011 / отв. ред. академик РАН М. К. Горшков. Вып. 10. М.-СПб. : Институт социологии РАН ; Нестор-История, 2011. С. 72-85. Коваль П. Р. Формирование этнической толерантности в многонациональных воинских коллективах: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2014. 26 с.
Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова ; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М. : Общественное мнение, 2004. 384 с.
Резникова И. Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Владикавказ, 2007. 26 с.
Робин М. Уильяме. Снижение межгрупповой напряженности: монография. Ирвин : Северная Каролина,1947. С. 68.
Словарь по общественным наукам ЮНЕСКО. М. : Просвещение, 2012. 262 с.
Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск : Интерпрес-сервис : Книжный Дом, 2003. 1312 с. (Сер. Мир энциклопедий.)
Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М. : Наука, 1966. 452 с.
Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : монография. Ленинград : Наука, 1979, 264 с.