ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Е.А. ЭМ,
кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета 13.00.00 - педагогические науки [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования и трансформации этнических стереотипов и предубеждений в детском возрасте.
Ключевые слова: этнические стереотипы, этнические предубеждения, автостереотип, гетеростереотип, этническая толерантность.
ETHNIC STEREOTYPES AND BIASES AT CHILDREN'S AGE
Е.А. EM,
the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university
Annotation. in given article problems of formation and transformation of ethnic stereotypes and biases at children's age are considered.
Key words: ethnic stereotypes, ethnic biases, an autostereotype, a heterostereotype, ethnic tolerance._
Социальная ситуация в России характеризуется увеличением межкультурных, межэтнических контактов, усилением этнической миграции населения. В образовательных учреждениях учителю все чаще приходится работать в этнически смешанных классах. В подобной ситуации возникает проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к «иному» облику, поведению, языку, в целом к другой культуре. При этом проблемам воспитания толерантности в сфере педагогической деятельности все еще уделяется недостаточное внимание.
В этносоциологической и этнопсихологической литературе принято рассматривать автостереотип «как образ собственной этнической группы именно в контексте межэтнических отношений, т.е. как образ для других», гетеростереотип — как «образ другой этнической группы, построенный в соответствии с ожиданиями, связанными с этой группой». Совпадение содержания этнических стереотипов исследовалось на основе разработанных этнопсихологами (в частности, Г.У. Солдатовой) показателей понимания и близости. При этом важно отдавать себе отчет, что изучение этнических стереотипов, по существу, приписывание каких-либо качеств тому или иному народу, является важным инструментом исследования межэтнических отношений. Однако при всем том, что стереотипы могут отражать более или менее реальную картину, их отнюдь не следует воспринимать как данность, неотъемлемую характеристику того или иного народа. В основе стереотипов лежит деление людей на группы. Стереотипы состоят их множества характеристик (позитивных, негативных и нейтральных), приписываемых разным группам людей. Зачастую они носят собирательный, обобщенный и негатив-
ный оттенок. Этнические стереотипы — упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо определенной группы, легко распространяемые на всех ее представителей (Н.М. Лебедева). Однако стереотипы выполняют ряд социальных функций (упорядочение социальной реальности; защита позитивной этнической идентичности и др.), что обусловливает трудность освобождения от них. Стереотипы усваиваются в процессе социализации. Сознательная или неосознаваемая активизация стереотипов искажает переработку информации (а в случае устойчивых этнических и расовых — искажение возрастает).
В отличие от этнических и расовых стереотипов, этнические предубеждения — это унифицированная, устойчивая и согласованная тенденция негативно реагировать на членов определенной этнической группы. Их особенностью является ранний возраст появления. Н.М. Лебедева, О.В. Лунева и Т.Г. Сте-фаненко, ссылаясь на исследования зарубежных авторов, приводят неутешительную статистику: в США за последние 40 лет отмечается устойчивая тенденция снижения этнических предубеждений у взрослых, в то время как у детей этот показатель остается неизменным. Авторы приходят к выводу, что от этнических стереотипов страдают и их объект, и их обладатель — искажение в восприятии информации негативно сказываются на когнитивном и эмоциональном развитии личности ребенка. Наиболее яркая характеристика предубеждений — негативизм, неприятие, ненависть. К признакам предубеждений относятся негативная оценка, которая вызвана только этнической принадлежностью человека; организованная предрасположенность реагировать негативно. В ос-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
нове их появления лежат переход от аффективных и перцептивных процессов к когнитивным, переключение фокуса внимания с себя на группу и индивида в ней. Все это приводит к тому, что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинает изменяться физиологически и психологически. В этот период ребенок достраивает фундаментальный пласт своей мировоззренческой картины, ищет новые пути и способы взаимодействия с миром, познает нового себя и определяет место в этом мире. Именно сейчас подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия. Часто в этом возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления — становится членом какого-либо религиозного течения, любительского клуба, ищет себе кумира для подражания. Это позволяет достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения. К сожалению, в настоящее время многие подобные организации действуют нелегально и оказывают деструктивное влияние на психику человека для подчинения и управления им.
Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. С.Д. Щеколдина отмечает, что при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу).
Подростковый возраст является промежуточным между детством и взрослостью. Соответственно, с одной стороны, подросток имеет многие характеристики ребенка, в частности склонен к игре и игровым ситуациям, а с другой — ведущая деятельность подростка — общение. Исследования ИЭА РАН проблем этнонационального самосознания и межэтнических отношений, а также результаты проекта «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации» показывают, что рост этнического самосознания не обязательно
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
способствует повышению интолерантности, скорее само развитие конфликтной ситуации стимулирует гиперидентичность и этническую непримиримость.
При всей противоречивости ситуации в отдельных субъектах Федерации, потенциал сдерживания межэтнических противоречий достаточно высок. Не случайно большинство населения России выражает категорическое неодобрение применения силовых способов разрешения данных противоречий, что само по себе символично и служит манифестацией высокой степени избегания любых возможных форм проявления насилия. Безусловно, этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна прежде всего формироваться в культуре. Реальными формами проявления толерантности можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, в ряде случаев двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения. Однако, в этой сфере в России присутствует определенный конфликтогенный потенциал.
Существует ряд факторов преимущественно этно-политического характера, способствующий развитию интолерантности в межэтническом общении. При этом нет необходимости связывать рост проявлений интолерантности с повышением значимости для них своей этничности. Тем не менее пока нет возможности утверждать, что толерантность — это явление либо исключительно ситуативное, либо, напротив, обусловлено происходящими в жизни общества закономерностями. Безусловно, на формирование толерантности оказывают воздействие и психологические особенности личности, и имеющие место социально-экономические, этнокультурные, этнополитические явления. Вместе с тем уровень проявления толерантности весьма существенно различается в зависимости от ситуации, степени интенсивности контактов, что отражается в исследованиях с привлечением шкал социальной дистанции. Все это подтверждает сложность феномена толерантности в межэтнических отношениях, что требует дополнительных исследований, особенно в сложных в этнокультурном отношении регионах.
Толерантность во многом определяется сформи-рованностью социальных норм и правил поведения, а значит, можно утверждать о достаточно ранней возможности создания толерантной личности, поскольку нравственные ценности приобретаются еще в дошкольном возрасте с процессом социализации и адаптации в современном обществе. Однако, как показывают множественные наблюдения, не все дети верно принимают эти нормы поведения.