Т. А. Трифонова
ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ .
ORIENTATIONS AND PREFERENCES OF PEOPLE IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION (on the example of the Republic of Tatarstan)
© 2014
T.A. Trifonova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Psychology of work and business psychology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The article considers the problem of professional self-determination of people. There it is considers guided at the choice of profession of high school students, career orientations of students of the college, sense in work is seen by jobless citizens.
Keywords: professional self-determination, professional preferences, expectations concerning work, career guidance, profession, professional diagnostics, career orientations.
УДК 159.922.761
ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
© 2014
М.А. Филатова-Сафронова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология»
Институт экономики, управления и права, Казань, (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с психологической реабилитацией семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Доказана эффективность использования метода иппотерапии при развитии детско-родительских отношений.
Ключевые слова: развитие, детско-родительские отношения, дети с ограниченными возможностями, эмоциональная сфера, методы психологической реабилитации, коррекция, иппотерапия.
Чрезвычайная значимость отношений между родите- S.K. Laccey, 1993; L. Satter, 1978; E. Tauffkirchen, 1977).
лями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ. Особенно актуальным является вопрос развития детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями (ОВ).
Для детей с ОВ, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении следующих вопросов: воспитания детей, включения их в социальную и трудовую сферу, становления детей с ОВ как активных членов общества. Однако, результаты многочисленных исследований (Г.А. Аринина [1], В.Н. Касаткин, Н.А. Коваленко [2], А.Г. Румянцев [3] и другие) свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с ОВ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат. В результате формируются дисгармоничные детско-родительские отношения [4]. Таким образом, становится актуальной проблема формирования и развития гармоничных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ОВ.
Развитие детско-родительских отношений может происходить на сеансах психотерапии и психокоррекции [5]. Однако данные мероприятия не подразумевают одновременной физической реабилитации ребенка с ОВ, которая для большинства родителей, имеющих детей с ОВ, наиболее значима.
В то же время разрабатывается достаточное количество коррекционных реабилитационных программ для детей с ОВ [6]. Как правило, новые методы реабилитации адресованы только детям, имеющим ограничения, и направлены в первую очередь на коррекцию у них физических дефектов. При этом остается невыясненным механизм влияния конкретного метода реабилитации на детско-родительские отношения.
Одной из новых стратегий, используемых в реабилитационной работе с детьми, имеющими физические и интеллектуальные ограничения, стал широко известный в зарубежных странах метод иппотерапии.
Название метода происходит от двух греческих слов «Hippos» - что значит «лошадь» и «therapy» - «лечение».
Как показывает анализ литературы, использование иппотерапии эффективно при различных соматических и психических заболеваниях. Большинство работ посвящено исследованию физических эффектов иппотерапии (D. Bertoti, 1988; M. Feldkamp, 1979; R. Horster, 1976;
Доказано, что иппотерапия помимо физических имеет и психологические эффекты. Так, D. Bertoti (1988), M. Feldkamp (1979) отмечают повышение самооценки пациентов; R. Horster (1976), E. Tauffkirchen (1977), L. Satter (1978) упоминают о возрастании мотивации людей с ОВ к участию в реабилитационном процессе [7]. По исследованиям Г.В. Дремовой (1996), иппотерапия способствует улучшению самочувствия, снижению тревожности, депрессивных состояний; развитию активности людей с ограниченными возможностями. Ю.Н. Жихарева (2002) в своем исследовании доказывает положительное влияние иппотерапии на эмоциональную и познавательную сферы личности детей с задержками психического развития [8]. Однако ни в работах отечественных, ни зарубежных авторов не приведены результаты исследований влияния иппотерапии, как на развитие детско-родительских отношений в целом, так на отдельные их компоненты (аффективный, когнитивный, поведенческий). Поскольку большинство авторов отмечает в качестве характерного нарушения родительского поведения наличие эмоциональной депривации, акцент в нашей работе сделан на эмоциональной составляющей взаимоотношений с детьми [9].
Целью исследования стало выявление влияния метода иппотерапии на развитие детско-родительских отношений. Объектом исследования выступили детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, предметом - развитие эмоционального компонента этих отношений в процессе занятий иппотерапией.
В качестве гипотезы исследования выступили следующие предположения:
• Поскольку метод иппотерапии, предусматривая включенность в него как детей, так и родителей, создает для них новую социальную ситуацию, наряду с решением реабилитационных задач коррекции физического здоровья детей с ограниченными возможностями происходит одновременное его влияние на развитие детско-родительских отношений.
• Участие родителей в процессе реабилитации детей с применением метода иппотерапии, в результате переживания ими совместно достигнутых успехов, способствует развитию эмоционального компонента дет-ско-родительских отношений.
Теоретической основой исследования стали кон-
М.А. Филатова-Сафронова
ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ...
цептуальные идеи, касающиеся различных социально-психологический теорий отношений (Б.Ф. Ломов, А.И. Уемов, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Парыгин, А.А. Леонтьев, В.М. Соковнин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Я.Л. Коломинский).
Методологическую основу исследования составили современные теории и концепции развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин); положения системно-деятельностного подхода (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); основные идеи об особенностях психического развития детей (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин), теория детско-родительских отношений (А.С. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер), подход к пониманию проблемы развития детей, имеющих ограниченные возможности (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.М. Мастюкова).
Методы исследования определялись в соответствии с утвердившимися в отечественной психологии методологическими принципами: развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, а также в соответствии с задачами исследования (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов).
В соответствии с принципом системности, предусматривающим необходимость изучения явлений во взаимосвязи и взаимозависимости, развитие детско-роди-тельских отношений изучалось нами в системе «ребенок
- лошадь - родитель».
Основываясь на принципе развития, в соответствии с которым закономерности всех психических явлений познаются лишь в их развитии, в процессе движения и изменения, мы изучали детско-родительские отношения в развитии.
Рассматривая детско-родительские отношения как систему и наблюдая ее изменения в процессе эксперимента, мы основывались на системно-деятельностном подходе.
Методы исследования включали в себя логико-теоретический анализ проблемы; диагностические методы (анкетирование, тестирование); методы наблюдения (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий эксперимент); методы количественной обработки данных (сравнительный анализ, дисперсионный анализ, корреляционный анализ). Общая численность лиц, принявших участие в исследовании, составила 163 человека в возрасте от 3 до 78 лет
- относительно здоровые дети, дети с ограниченными возможностями (ДЦП) и их родители.
На этапе первичной диагностики все испытуемые были поделены на четыре группы:
• Группу родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями (условное обозначение «родители «Б»») в количестве 37 человек;
• Группу родителей, имеющих относительно здоровых детей (условное обозначение «родители «ОЗ»») в количестве 57 человек;
• Группу детей с ограниченными возможностями (условное обозначение «дети «Б»») в количестве 32 человек;
• Группу относительно здоровых детей (условное обозначение «дети «ОЗ»») в количестве 37 человек.
По результатам первичной диагностики были выявлены основные особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями. В большинстве своем они дисгармоничные.
Проведение специально разработанного комплекса реабилитационных мероприятий с использованием метода иппотерапии позволило изменить психологическое содержание факторов, определяющих особенности дет-ско-родительских отношений.
Курс социально-психологической реабилитации с применением метода иппотерапии состоял из 10-18 за-
нятий для каждого ребенка, с частотой посещения 2 (в некоторых случаях 4) раза в неделю. В реабилитационную программу были включены занятия лечебной верховой ездой; индивидуальные занятия с педагогом; консультации родителей специалистом по социальной работе, психологом, врачом. Продолжительность занятий была не более 1 часа [10].
Соотнесение результатов вторичного тестирования с результатами первичной диагностики в группах родителей «Б» и «ОЗ» в целом не показало значимых и достоверных различий. Для уточнения мы разбили каждую из групп на две - экспериментальную и контрольную - по критерию «посещаемость занятий вместе с детьми». Экспериментальные группы составили группы родителей «Б» и «ОЗ», посещавшие все занятия вместе с детьми. Контрольные группы - родители «Б» и «ОЗ», присутствовавшие на занятиях детей от случая к случаю. Применив к полученным данным процедуру статистического сравнения средних значений показателей по t - критерию Studenta для связанных выборок, мы обнаружили следующее.
Изменение эмоционального компонента детско-ро-дительских отношений в обеих контрольных группах родителей оказалось не значимым. Зато в экспериментальных группах можно выделить несколько эмоциональных характеристик детско-родительского отношения, достоверно отличающих их по этим показателям от контрольных групп.
В экспериментальной группе родителей «Б» отмечено повышение результатов почти по всем показателям эмоционального компонента детско-родительских отношений. Достоверно улучшились такие характеристики, как понимание причин состояния ребенка 0=-2,54, при р< 0,05), безусловное принятие ребенка 0=-2,13, при р< 0,05), преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (1=-2,55, при р< 0,05), стремление к телесному контакту (1=-2,73, при р< 0,05), и оказание эмоциональной поддержки (г=-2,0б, при р< 0,05). Произошедшие изменения наглядно отображены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Средние показатели эмоциональных характеристик детско-родительских отношений экспериментальной группы родителей «Б» до и после иппо-терапии
Примечание:
1. Способность воспринимать состояние ребенка
2. Понимание причин состояния
3. Способность к сопереживанию
4. Чувства, возникающие при взаимодействии с ребенком
5. Безусловное принятие
6. Отношение к себе как к родителю
7. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия
8. Стремление к телесному контакту
9. Оказание эмоциональной поддержки
10. Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия
11. Умение воздействовать на состояние ребенка Кроме того, в ходе занятий иппотерапией возросло
число родителей, отметивших у себя высокие показатели по таким параметрам эмоционального компонента детско-родительских отношений помимо перечислен-
М.А. Филатова-Сафронова
ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ .
ных, как ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (от 7,7 до 19,2%) и отношение к себе как к родителям (от 3,8 до 11,5%).
В экспериментальной группе родителей «ОЗ» также произошли изменения в детско-родительских отношениях, которые можно увидеть на рисунке 2.
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации
5. Враждебность в семейной ситуации
В группах детей «ОЗ», независимо от характеристики, произошли положительные изменения в семейной ситуации (рис.4). Это может свидетельствовать о том, что для детей «Б» постоянное присутствие родителей на занятиях более значимо, чем для детей «03».
□ эко1 .группа после ятогерапии ■ группы до тпотераг ии
□ контр.группа после иппоте рапии
показатели
Рисунок 2 - Средние показатели эмоциональных характеристик детско-родительских отношений экспериментальной группы родителей «ОЗ» до и после иппотерапии
Примечание: см. Рис.1.
У родителей изменились способность воспринимать состояние ребенка 0=-2,32, при р< 0,05), и чувства, возникающие при взаимодействии с ребенком (1=-2,34, при р< 0,05). Анализ результатов показывает, что в выборках испытуемых, составленных из членов семей, имеющих относительно здоровых детей, так же произошли изменения в количестве родителей, показавших большую выраженность эмоциональных характеристик. Возросло количество родителей, способных воспринимать состояние ребенка (от 11,1 до 33,3%); понимать причины его состояния (от 7,4 до 14,8 %), стремящихся к телесному контакту с ним (от 7,4 до 14,8%).
Оценивая результаты в целом, применив к ним процедуру дисперсионного анализа двухфакторных комплексов для несвязанных выборок, где фактор А - посещаемость / непосещаемость занятий (экспериментальные и контрольные группы), фактор В - уровень здоровья детей («Б» и «ОЗ»), мы выяснили, что взаимодействие этих факторов оказывает влияние на одну из характеристик детско-родительского эмоционального взаимодействия - способность воспринимать состояние ребенка. Наиболее сильное проявление данной характеристики в экспериментальной группе родителей «ОЗ».
При анализе сравнительных результатов тестирования детей «Б» обеих групп (рис.3) можно отметить следующее: благоприятность семейной ситуации детей экспериментальной группы улучшилась вдвое, в контрольной группе практически осталась на прежнем уровне. Конфликтность в семьях детей экспериментальной группы снизилась вдвое, в то время как в контрольной группе она увеличилась на 25%. Однако стоит отметить положительный эффект и в контрольной выборке - тревожность в этой группе отмечена у 25% детей, в экспериментальной группе снижение данного показателя выражено не столь ярко.
Рисунок 3 - Выраженность признаков симптомоком-плексов семейной ситуации в контрольной и экспериментальной группах детей «Б» Примечание:
1. Благоприятная семейная ситуация
2. Тревожность
3. Конфликтность в семье
Рисунок 4 - Выраженность признаков симптомоком-плексов семейной ситуации в контрольной и экспериментальной группах детей «ОЗ»
Примечание: см. Рис.3
В целом, в обеих экспериментальных группах детей отмечена тенденция к снижению подавленности, тревожности, чувства неполноценности в семейной ситуации, к повышению благоприятного климата в семье, установлению более сильных эмоциональных связей. Помимо этого, для детей экспериментальных групп после занятий иппотерапией члены их семей стали более значимыми, причем возрос авторитет не только мам, но и пап (52% детей «Б» и 48% детей «ОЗ» признали папу после занятий иппотерапией, как более значимого члена семьи). О возрастании роли отца для детей экспериментальных групп свидетельствует и тот факт, что он изображен на рисунках всех детей, в семьях которых есть отец.
В контрольных группах детей «Б» и «ОЗ» также можно отметить небольшую тенденцию к возрастанию роли отца, однако, наиболее значимыми членами семей для детей этих групп остались другие родственники (бабушки, дедушки, тети, братья и др.). При дополнительных вопросах было установлено, что это как раз те родственники, которые присутствовали вместе с детьми на занятиях лечебной верховой ездой.
Проведенное исследование подтвердило первоначально выдвинутые положения гипотезы, правильность постановки задач исследования и позволило сделать следующие выводы:
1. Практические методы реабилитации детей с ограниченными возможностями, предполагающие коррекцию физических недостатков, не всегда предусматривают целенаправленного воздействия на личность больного и характер его межличностных отношений. Это упущение вызвано недостаточной изученностью психологического влияния коррекционных процедур.
2. Анализ исследований, выполненных в рамках проблемы детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, показал, что наиболее проблемным звеном является эмоциональный компонент этих отношений.
3. В результате эмоциональной депривации, вызванной нарушениями родительского поведения, проявляющегося в характерных стилях отношения к больному ребенку (гиперопека, фобия утраты), у детей формируются тревожность, замкнутость, агрессивность, снижение коммуникативных способностей, конфликтность.
4. Приобретающий все большую популярность в терапии детей с ограниченными возможностями метод иппотерапии одновременно способствует изменению детско-родительских отношений:
а) Присутствие родителей на занятиях и их активное участие в процессе овладения детьми верховой ездой ведет к улучшению эмоционального компонента в отношении к больному ребенку: возрастает эмпатийность, усиливается стремление к телесному контакту и оказанию эмоциональной поддержки. Установлено, что после
MA. Филатова-Сафронова
ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ...
занятии втрое возросло число родителей, изменивших отношение к себе в положительную сторону.
б) Благодаря иппотерапии у детей снижаются подавленность, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности в семейной ситуации. При этом отмечено возрастание в глазах детей авторитета родителей, присутствующих на занятиях, в частности заметно повышается статус отца.
в) Выявлено общее повышение эмоционального фона отношений в семьях детей, занимающихся иппо-терапией.
5. Иппотерапия, показавшая свою эффективность в развитии детско-родительских отношений, может использоваться как метод социально-психологической коррекции детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, на материале применения метода иппотерапии для детей с ограниченными физическими возможностями получила реальное воплощение идея рассмотрения «развития» как прогрессивной тенденции изменения субъект - субъектных отношений между родителями и их детьми путем изменения ситуации общения. Иппотерапия может использоваться в психологии как метод эффективного развития эмоциональных характеристик межличностных отношений и быть причислена к числу действенных технологий развития в прикладных исследованиях.
116-124.
2. Касаткин В.Н., Михеева А.А., Смирнова Е.О., Чечельницкая С.М. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой // Школа здоровья, 1998. Т.5. № 1, С. 49-56.
3. Румянцев А.Г., Касаткин В.Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья, 1996. Т.3. №2, С.41-46.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996. - 479с.
5. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982. - 270с.
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с. - (Педагогика
- родителям).
7. Cerebral Palsy and Therapeutic Riding / NARHA Strides magazine /October 1995 (Vol.1, No.1), Р.23-37.
8. Жихарева Ю.Н. Психологическое влияние иппотерапии на формирование готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. ..канд. психолог. наук., г. Ярославль, 2002. - 22с.
9. Сафронова М.А. Взаимодействие специалистов
- участников проекта / Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями с применением метода лечебной верховой езды / Серия «Социально-психологическая помощь населению» Выпуск №4 часть 2. - -МСО РТ, Казань, 2000. - С. 17-19.
10. Филатова - Сафронова М.А., Гафарова Р.М. Основы психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и членов их семей. - Казань, 2001. - 152 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аринина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья, 1995. Т.2 № 3. С.
THE INFLUENCE OF HIPPOTHERAPY ON THE DEVELOPMENT OF CHILD-PATERNAL RELATIONSHIPS IN FAMILIES HAVING CHILDREN WITH DISABILITIES
© 2014
M.A. Filatova-Safronova, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Psychology of development and psikhofiziologiya»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The article discusses issues related to the psychological rehabilitation of families having children with disabilities. Proved the effectiveness of the method of hippotherapy in the development of child-paternal relationships.
Keywords: development, child-paternal relationships, children with disabilities, emotional sphere, methods of psychological rehabilitation, correction, hippotherapy.
УДК 159.9.316.6
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
© 2014
А.М. Шевцов, кандидат психологических наук, доцент Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается современное состояние проблемы внедрения в общественное сознание конструкта «толерантности». Указывается на избирательность применения требований и призывов к толерантному поведению и отношению к окружающим. Также рассматривается роль асимметричной толерантности в дестабилизации социума.
Ключевые слова: психологическая война, толерантность, этноцентризм, управляемый конфликт.
Информационная война представляет собой открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической или же идеологической сферах. Информационная война осуществляется посредством «обработки» целевой аудитории с помощью новостных программ, транслируемых контролируемыми СМИ, а также музыки, кинопродукции и литературы.
При этом в стратегическом плане война такого типа ориентирована на достижение военных целей невоенными средствами. В этом смысле, перефразируя известное высказывание К. Клаузевица, можно утверждать, что «информационная война - это продолжение обычной войны другими средствами». Конечным результатом информационной войны является, как правило, смена режима в проигравшем государстве на управляемый из страны-победителя.
До 1945 года осуществить подобное было возможно только прямым военным столкновением. Союзники смогли сменить правящий режим в Германии только полностью уничтожив все возможности для функционирования государства: армия и силовые структуры были уничтожены, инфраструктура разрушена.
С появлением ядерного оружия военное противостояние стало слишком опасным: война экономических потенциалов невозможна после обмена ядерными ударами в силу уничтожения этих потенциалов. Следовательно, противостояние необходимо перевести в иную плоскость - в плоскость войны информационной.
Следует отметить, что информационная война, являясь частным случаем и компонентом любой современной войны, сама по себе является комплексом. В этот комплекс входят война технологий, война разоблачений, война культур и война идеологий. Коротко рассмотрим каждую из них.