УДК 37.015.3
ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ
Ясвин Витольд Альбертович - доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования, Московский городской педагогический университет. E-mail: vitalber@ yandex.ru
Белова Светлана Александровна - специалист лаборатории гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования, Московский городской педагогический университет. E-mail: [email protected]
Представлена авторская методика экспертного исследования толерантности как субъективного отношения к «иным», включающая шкалы «Сотрудничество» (активное принятие), «Симпатия» (пассивное принятие), «Терпимость» (пассивное непринятие) и «Агрессия» (активное непринятие). Каждая шкала включает эмоциональный, познавательный (когнитивный), практический и «поступочный» компоненты. «Иной» рассматривается как совокупность внешнего облика, поведения, культуры и идеологии. Представлены эмпирические данные исследования отношения старшеклассников к более младшим школьникам, к своим учителям, к родителям и старшим людям, к нормам и ограничениям поведения, к людям других национальностей и религиозных убеждений, к лицам противоположного пола, к маргинальным группам населения, к преступникам, к мигрантам, к инвалидам, а также к сторонникам нетрадиционного искусства. Ключевые слова: экспертиза, толерантность, субъективное отношение, старшеклассники, методика исследования, социально-возрастные группы.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-2-203-215
Особенности экспертной методологии
Перспективность использования экспертных методов в психологическом сопровождении образования обусловлена тем, что, во-первых, главный смысл экспертизы состоит в прояснении образовательной реальности как таковой, а не в получении нового знания, на что всегда ориентированы собственно научные исследования; во-вторых, экспертные методы, прежде всего, необходимы и используются именно там, где не срабатывают известные методологические алгоритмы или их вовсе не существует.
Экспертиза (от лат. expertus - опытный) -исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний. Экспертиза как метод предполагает ориентацию, прежде всего, на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и выступает главным «инструментом» исследования. Именно этим экспертный метод принципиально отличается от диагностического, в котором основным инструментом является та
или иная методика, а личность исследователя, наоборот, подлежит максимальному нивелированию. Если метод диагностики предполагает стремление к максимальной объективности результатов, то метод экспертизы основывается на субъективном мнении эксперта. Как подчеркивает А. У Хараш: «От эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и, если хотите, творческих озарений. В этом смещении акцента с исследовательского инструментария на самого исследователя и состоит, собственно, отличие экспертных исследований от фундаментальных и прикладных» [1, с. 114]. Специалист-эксперт после ознакомления с исследовательской проблемой принимает решение, какой методический аппарат и в какой степени будет им использован. Метод экспертизы предполагает осмысление специалистом всей совокупности разнообразных сведений, полученных им из самых различных источников. Необходимым условием реализации функций экспертизы является соответствующая профессиональная позиция, занимаемая специалистом, проводящим экспертизу. Эта позиция предполагает, прежде всего, «усомнение и способность работать с очевидностью как с неоформленным материалом», а также «отстранение от собственных вкусовых установок» [2, с. 464].
Одним из ключевых требований к организации экспертного сообщества является коллегиальность, т. е. создание экспертной группы из соответствующих независимых и компетентных лиц. И. С. Павлов подчеркивает, что субъектом экспертизы «может являться лишь позиционная группа или общность людей, но не конкретный человек» [2, с. 464]. Коллегиальность необходима «при рефлексии первичного усомнения как механизма распредмечивания шаблонов» [2, с. 464]. Коммуникация членов экспертной группы дает «шанс формированию принципиально нового онтологического видения, адекватного эксперти-руемому феномену и удовлетворяющего сообщество экспертов» [2, с. 464].
Существуют различные методы получения экспертных оценок: в одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто ещё является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов; в других экспертов собирают вместе для подготовки материалов для лиц, принимающих решения (руководителей), при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга и неверные мнения отбрасываются [3].
Выделяются четыре основных этапа проведения экспертизы: сбор фоновой информации, сбор основной информации, применение структурированных методик, подготовка экспертного заключения [1].
Теоретический конструкт методики
экспертного анализа толерантности
В основу теоретического конструкта методики «Индекс толерантности» [4] положено общее понимание толерантности как социальной установки [5] и формы отношения к другому, иному, отличающемуся, чужому, к тому, что не совпадает с собственными индивидуальными особенностями человека и с привычными формами культуры [6]. Процесс развития субъективного отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы людей, касаются осуществляемой ими практической деятельности и, самое главное, совершаемых поступков [7]. Соответственно, выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и «поступочный».
Для экспертного анализа отношения к иному важно также иметь структурно-содержательную модель этого иного, будь то отдельный человек, малая или большая группа. Могут быть выделены следующие основные структурные элементы, составляющие понятие «иной»: облик, поведение, культура, идеи. «Облик» характеризует внешние признаки объекта отношения («иного»). К таким признакам могут быть отнесены лицо, фигура, одежда, украшения, орудия труда и т.д. «Поведение» в данном случае характеризует действия и поступки объекта отношения («иного»), направленные на того, чья толерантность оценивается, или связанные с ним. «Культура» характеризует образ жизни «иного», его действия и поступки, направленные на других людей. Наконец, «идеи» характеризуют особенности мировоззрения «иного», его ценности, жизненные смыслы и приоритеты.
Таким образом, субъективное отношение к различным структурным элементам «иного» может как совпадать, так и иметь существенные различия или даже различаться кардинально. Например, можно восхищаться внешностью
представителей какого-либо народа, с симпатией относиться к особенностям его культуры и в то же время раздражаться высокомерностью и жесткостью поведения этих людей по отношению к нам, а также возмущаться их идеологией, скажем, националистической.
Критериальный комплекс методики «Индекс толерантности» для структурно-содержательного описания отношения к иному включает следующую систему дескрипторов (критериев экспертной оценки).
А.1. Характер эмоционального восприятия внешнего облика иного.
А.2. Характер эмоционального восприятия поведения (действий и поступков) иного по отношению к данному человеку (общности).
А.3. Характер эмоционального восприятия культурных особенностей (образа жизни) иного.
A.4. Характер эмоционального восприятия мировоззренческих особенностей иного, его идей.
Б.1. Познавательный интерес к особенностям внешнего облика иного.
Б.2. Познавательный интерес к поведению (действиям и поступкам) иного по отношению к данному человеку (общности).
Б.3. Познавательный интерес к культурным особенностям (образу жизни) иного.
Б.4. Познавательный интерес к мировоззренческим особенностям иного, его идеям.
B.1.Характер взаимодействия (общения) с иным, связанный с его внешним обликом.
В .2. Характер взаимодействия с иным, связанный с его поведением (действиями и поступками) по отношению к данному человеку (общности).
В .3. Характер взаимодействия с иным, связанный с его образом жизни, культурными особенностями.
В.4. Характер взаимодействия (общения) с иным, связанный с его мировоззренческими особенностями, идеями.
Г. 1.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с внешним обликом иного.
Г.2. Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с поведением (действиями и поступками) иного по отношению к данному человеку (общности).
Г.3. Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с образом жизни, культурными особенностями иного.
Г.4. Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с мировоззренческими особенностями, идеями иного.
Для экспертного анализа толерантности-интолерантности, рассмотрения толерантности как субъективного отношения к иному (другому, чужому) введена система координат с осями «принятие-непринятие» и « активность-пассивность» по отношению к этому иному. Соответственно, активное принятие иного может рассматриваться как «сотрудничество» с ним, а активное непринятие - как «агрессивность» по отношению к нему; в свою очередь, пассивное принятие - как симпатия, а пассивное непринятие - как терпимость, при этом агрессивность рассматривается как интолерантность.
Алгоритм экспертного анализа
В данном случае предметом экспертного анализа является субъективное отношение к иному, которое в случае констатации его активного непринятия рассматривается как интолерантность. В качестве объектов экспертной оценки может выступать совокупность отдельных поведенческих актов, высказываний текстов, изображений и т.п. В экспертную группу по анализу толерантности старшеклассников могут входить классные руководители, воспитатели, учителя и т.д. Опыт показывает, что в экспертную группу не стоит включать более 4-5 человек. Естественно, для оценки толерантности различных групп учащихся формируются различные экспертные группы. Оценку толерантности педагогов дают представители администрации школы и школьные психологи. Школьный психолог путём тематического собеседования с экспертами на основе предлагаемого ниже критериального комплекса заполняет экспертные матрицы для каждой группы по различным объектам оценки толерантности (отношение к другим учащимся, к учителям и т.п.). Экспертам предлагается на основе представленного выше критериального аппарата описать анализируемые объекты и квалифицировать степень толерантности соответствующих субъектов (лиц, демонстрирующих своё поведение, авторов высказываний, текстов или изображений и т.п.) по отношению к той или иной группе (сообществу) или же по отношению к отдельной личности.
Вначале экспертам надлежит отметить своё субъективное мнение о степени принятия-непринятия анализируемыми лицами определённого иного (иных) в соответствии с предлагаемым критериальным комплексом (дескрипторы от А 1 до Г 4), а также квалифицировать это принятие (непринятие) как активное или пассивное. По существу, анализируя поведение, высказывания или продукты деятельности, экспертам необходимо постараться определиться по представленному ниже ряду позиций.
А 1 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие внешнего облика иного? Можно говорить о принятии или, скорее, о непринятии этого облика?
А 1 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный (деятельный) или пассивный характер (просто, нравится или не нравится)?
А 2 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие поведения иного по отношению к данному человеку (общности)? Можно говорить о принятии или, скорее, о непринятии этого поведения?
А 2 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
А 3 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие культурных особенностей иного? Можно говорить о принятии или, скорее, о непринятии этого образа жизни?
А 3 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
А 4 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие мировоззренческих особенностей иного? Можно говорить о принятии или, скорее, о непринятии этих идей?
А 4 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
Б 1 а. Проявляется ли интерес к особенностям внешнего облика иного? Данный интерес обусловлен принятием или, скорее, непринятием этого облика?
Б 1 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
Б 2 а. Проявляется ли интерес к действиям и поступкам иного по отношению к данному человеку (общности)? Данный интерес обусловлен принятием или, скорее, непринятием этого поведения?
Б 2 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
Б 3 а. Проявляется ли интерес к культурным особенностям иного? Данный интерес обусловлен принятием или, скорее, непринятием этого образа жизни?
Б 3 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
Б 4 а. Проявляется ли интерес к мировоззренческим особенностям иного? Данный интерес обусловлен принятием или, скорее, непринятием этих идей?
Б 4 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
В1 а. Каков характер взаимодействия (общения) с иным, связанный с его внешним обликом? Взаимодействие обусловлено принятием или, скорее, непринятием этого облика?
В 1 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
В 2 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанный с его действиями и поступками по отношению к данному человеку (общности)? Взаимодействие обусловлено принятием или, скорее, непринятием этого поведения?
В 2 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
В 3 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанный с его культурными особенностями? Взаимодействие обусловлено принятием или, скорее, непринятием этого образа жизни?
В 3 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
В 4 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанный с его мировоззренческими особенностями? Взаимодействие обусловлено принятием или, скорее, непринятием этих идей?
В 4 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?
Г1. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанный с внешним обликом иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или, скорее, непринятием этого облика?
Г 2. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанный с действиями и поступками иного по отношению к данному человеку (общности)? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или, скорее, непринятием этого поведения?
Г 3. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанный с культурными особенностями иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или, скорее, непринятием этого образа жизни?
Г 4. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанный с мировоззренческими особенностями иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или, скорее, непринятием этих идей?
После констатации принятия либо непринятия иного по каждому из дескрипторов, а также степени его активности отмечается каждая оценка экспертной группы на экспертных матрицах (рис. 1).
Экспертам совершенно необязательно заполнять все возможные позиции на матрице, вполне достаточно отметить только те, по отношению к которым удалось собрать нужное количество информации. На одной экспертной матрице можно показать характер отношения к нескольким лицам или общностям (позиции на матрице отмечаются разным цветом), что позволяет сделать наглядным результат сравнительного анализа толерантности-интолерантности к различным субъектам.
Рис. 1. Пример заполнения экспертной матрицы по итогам экспертизы
Методика также позволяет характеризовать интенсивность отношения респондентов к какому-либо объекту. Интенсивность показывает, в какой степени проявляется это отношение, для характеристики интенсивности отношения введены «индекс принятия» и «индекс непринятия». Чем выше значения данных показателей, тем выше интенсивность отношения, низкие значения этих показателей свидетельствуют о безразличном отношении респондентов к данному объекту.
Таким образом, алгоритм описания экспертом субъективного отношения к иному в контексте анализа толерантности-интолерантности состоит из следующих аналитических операций:
1) обоснование и определение принятия-непринятия иного, а также активного либо пассивного характера отношения к иному по возможно большему количеству предложенных дескрипторов; отметка констатированных позиций на экспертной матрице;
2) качественный и количественный анализ отмеченных позиций в различных секторах аналитической матрицы;
3) определение «индекса толерантности» отношения к иному по формуле: 100 - 6,4Х, где X - количество позиций, отмеченных в секторе «Агрессивность» (с округлением до целых значений);
4)определение интенсивности принятия объекта отношения по формуле: 1007 : 32, где 7 - количество позиций, отмеченных в секторах «Симпатия» и «Сотрудничество»;
5) определение интенсивности непринятия объекта отношения по формуле: 1007 : 32, где 7 - количество позиций, отмеченных в секторах «Терпимость» и «Агрессия»;
6) написание экспертного заключения, содержащего обоснование позиции эксперта по каждому из дескрипторов и необходимые выводы.
Результаты экспертного анализа
толерантности старшеклассников
Экспертный анализ толерантности учащихся 9-11-х классов проводился в 2009 г. в двух московских образовательных организациях (гимназии и лицее), а также в подмосковной общеобразовательной школе (всего 474 учащихся, 267 юношей и 207 девушек). Изучалось отношение старшеклассников к более младшим школьникам, своим учителям, родителям и старшим людям, нормам и ограничениям поведения, людям других национальностей и религиозных убеждений, лицам противоположного пола, маргинальным группам населения, преступникам, мигрантам, инвалидам, а также к сторонникам нетрадиционного искусства [8]. В качестве экспертируемых объектов выступали тексты, изображения и высказывания старшеклассников.
Форма и метод проведения методики: групповое интервью, работа с бланками. Работа велась в группах по 6—10 человек. Учащимся предлагалось изобразить свое отношение к определенному объекту, затем велась беседа с учащимися на тему их отношения к данному объекту, параллельно фиксировались результаты интервью. Работа в каждой группе проводилась в течение примерно сорока минут. Полученные данные анализировались, и результаты вносились в экспертную матрицу. В итоговую матрицу по определённой категории объектов отношения вносились только те позиции, которые были отмечены не менее чем у двух третей опрашиваемых старшеклассников.
Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к учащимся младшего и среднего подросткового возраста (рис. 2) позволили зафиксировать следующие позиции: пассивное эмоциональное принятие внешнего облика младших и средних подростков (А 1 в секторе «Симпатия»); активное эмоциональное принятие поведения других учащихся по отношению к старшеклассникам (А 2 в секторе « Сотрудничество»); нейтрально-эмоциональное принятие подростков (А 3 в секторе «Симпатия»); пассивное эмоциональное непринятие образа жизни подростков и их мировоззренческих позиций и идей (А 4 в секторе «Терпимость»); низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику других учащихся (Б 1 в секторе «Симпатия»); активный интерес к действиям других учеников по отношению к старшеклассникам и позитивные суждения о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»); неодобрение образа жизни и мировоззренческих позиций под-
ростков и низкий интерес к ним (Б 3, Б 4 в секторе «Терпимость»); отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом учащихся, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»); взаимодействие с подростками, связанное с их действиями и поступками по отношению к старшеклассникам, обусловлено принятием и носит активный характер (В 2 в секторе «Агрессивность»); периодические мероприятия, проводимые вне школы, обусловлено активным принятием (В 3 в секторе «Сотрудничество»); заинтересованное участие в обсуждении различных идей своих сверстников, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Симпатия»); нейтрально-позитивные высказывания о внешности учащихся (Г 1 в секторе «Симпатия»); отсутствие публичной критики старшеклассников по отношению к подросткам (Г 2 в секторе «Терпимость»); нейтрально позитивные высказывания об образе жизни (Г 3 в секторе «Симпатия»); отсутствие публичной критики неразделяемых мировоззренческих идей подростков (Г 4 в секторе «Терпимость»).
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО АГРЕССИВНОСТЬ
О
о о о
ООО! • О 01
о • а о <
о
о •
о
• о
о о
о о
• о
СИМПАТИЯ
()1 поступочный К) о о о
()| практический 1С) • о о
()| познавательный К) о о о
()| эмоциональный К) о о о
Й а а X а 1 л а
•1 эмоциональный К) О о •
•1 „„ЗН,»,,«™ К) о • •
•1 практический К) о о о
•1 поступочный К) • о •
И и и ч
в
в »
н
в
и
ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 94% Индекс принятия 31% Индекс непринятия 19%
Рис. 2. Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к учащимся подросткового возраста
Из расположения позиций (см. рис. 2) хорошо видно, что «агрессивность», «терпимость», т.е. интолерантность отношения старшеклассников к подросткам связана с активным непринятием их ценностей, действий и поступков. Толерантность отношения проявляется в пассивном принятии их внешнего облика.
При экспертной оценке толерантности старшеклассников по отношению к своим учителям были отмечены следующие позиции (рис. 3): пассивное эмоциональное непринятие
старшеклассниками внешнего облика педагогов и их поведения по отношению к учащимся («Терпимость»); низкий интерес к педагогам на фоне общего их принятия («Симпатия»); активно протестное поведение старшеклассников по поводу критики их поведения со стороны учителей («Агрессия»); стремление к совместному обсуждению с педагогами мировоззренческих вопросов («Сотрудничество»).
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО АГРЕССИВНОСТЬ
№ ¡2
Е-
«
X
¡2 ре
О о о ^"поступочный ]0 О О О
• о о ^практический ю • о о
о о о — :о о о о
о о о ОБ— ю о о о
СИМПАТИЯ
II О О
ю о о о ю о о о ]0 о о о
ТЕРПИМОСТЬ
и
к
и ^
и ¡а
н Й
к
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 94% Индекс принятия 38% Индекс непринятия 9%
Рис. 3. Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к своим учителям
Таким образом, отношение старшеклассников к педагогам характеризуется в основном симпатией - пассивным принятием. Некоторые проявления агрессивности связаны в основном с «защитными реакциями» на критику со стороны педагогов, при этом, как отмечено Н. В. Недорезовой [5],
столкновения старшеклассников с учителями если возникают, то не заслуживают внимания, поскольку «учителя - люди, проходящие в массе своей». Старшеклассники готовы к сотрудничеству с педагогами в сфере обсуждения мировоззренческих проблем, различных идей и т. п.
Отметим, что у педагогов по отношению к старшеклассникам подобного стремления отмечено не было. Более того, оказалось, что отношение педагогов к старшеклассникам характеризуется пассивным непринятием («Терпимостью») с элементами активного непринятия («Агрессивности»), связанного с их внешним обликом и поведением в школе. Индекс толерантности учителей к старшеклассникам существенно ниже - 0,75. Подчеркнём, что экспертами не было отмечено у учителей ни одной позиции по отношению к старшеклассникам по шкале «Принятие» в секторах «Симпатия» и «Сотрудничество».
В отношении старшеклассников к старшим (родителям и пожилым людям) характерна амбивалентность (рис. 4), с одной стороны, присутствует установка: «родители и старшие хотят нам только добра, все, что они делают, - к лучшему», с другой стороны - «мы имеем право на свою точку зрения, и не надо нам мешать, пожалуйста, оставьте нас в покое». Отмечается амбивалентность также в эмоциональном отношении к внешнему облику старших: пассивное принятие или непринятие («Симпатия» - 60%) и «Терпимость» - 40%) и пассивное эмоциональное непринятие поведения старших, их образа жизни, «сидят на лавочке и все время бурчат» («Терпимость»), а также принятие мировоззренческих позиций старших (30%), пассивное эмоциональное непринятие «советского мировоззрения» старших (50%) - «Симпатия» (30%), «Терпимость» (50%).
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО АГРЕССИВНОСТЬ
О
о
» о
Е-
№
Б рЕ
О О 0[ О О 0[
о о ОС
ООО!
поступочный ^^^ ^^ ^^ ^^
практический~| ^^ ^^ ^^ ^^
ю о о о
ю о о о
О О ФИ—о • О #[
ю
о о
о •
о о о[
практически«
поступочный
О о о о
СИМПАТИЯ ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е Индекс толерантности 94% Индекс принятия 25% Индекс непринятия 38%
Рис. 4. Пример тематического рисунка и результат экспертного анализа отношения старшеклассников к родителям и пожилым людям
Интерес к особенностям внешнего облика старших обусловлен, скорее, его принятием, но этот интерес носит пассивный характер - «Симпатия». Отмечается низкая степень интереса к поведению старших и вместе с тем выражение непринятия этого поведения («Терпимость»). Внешний облик старших оценивается чаще положительно, чем отрицательно («Симпатия» - 60% и «Терпимость» - 40%). Конфликты со старшими («Агрессия») связаны с тем, что «они стараются навязать свою точку зрения», но вместе с тем отмечается осознание и принятие того, что «старшие стараются хорошо влиять на ребенка» («Симпатия» и «Терпимость»). В рисунках с изображениями «дедулек» и «старушек», внешне неприятных, не отмечается демонстрации агрессивного настроя («Терпимость»). Говоря о своем непринятии поведения старших, старшеклассники вместе с тем признают их право на такое поведение: «родители и старшие хотят нам только добра, все, что они делают, -к лучшему» («Терпимость»).
Экспертами анализировалось отношение старшеклассников к нормам поведения, которые налагают ограничения на «облик» - манеру одеваться и выглядеть соответствующим образом; на «поведение» - манеру вести себя в обществе других людей; на «культуру» - ограничения на поведение других людей по отношению к подросткам; на «идеи» - ограничения идеологического характера. Было выявлено общее непринятие старшеклассниками подобных норм (рис. 5).
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО АГРЕССИВНОСТЬ
О
о о о
о о а
ООО!
О
о о
ООО
01 поступочный О • о о
01 практический О • о о
01 ш,з„„„„е„ь„ь,й К) • о о
01 эмоциональный • • о о
§ ■5
1' За 1 идеи
01 эмоциональный • • • •
01 _™„Ь„Ь,Й • О • •
О практический • о • •
01 поступочный • о о о
=
т
в в £ н
в
к
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 68% Индекс принятия 3% Индекс неприятия 50%
Рис. 5. Результат экспертного анализа отношения старшеклассников к нормам и ограничениям
Наиболее остро старшеклассники реагируют на ограничения, связанные с их поведением («Агрессивность»), а вот на замечания, направленные на внешность, манеру одеваться и т.п., а также на особенности образа жизни и мировоззренческие позиции (смыслы, ценности, приоритеты), они реагируют менее агрессивно, хотя тоже болезненно («Терпимость»). Старшеклассники не склонны обсуждать со взрослыми ограничивающие их нормы и запреты (отсутствие позиций в секторе «Сотрудничество»), они их просто не принимают, хотя и выполняют, «чтобы лишний раз не связываться и не иметь проблем с родителями и педагогами».
В экспертируемых образовательных организациях учатся подростки различных национальностей. Можно констатировать полную толерантность старшеклассников к представителям других национальностей, к которым по всем анализируемым позициям проявляется «Симпатия». Отмечаются эмоционально положительное отношение и активный интерес к образу жизни и культуре людей других национальностей, а также к особенностям их мировоззрения. Старшеклассники готовы к обсуждению с представителями других национальностей мировоззренческих особенностей и различий взглядов на окружающую действительность («Сотрудничество»).
Вместе с тем внешний облик и поведение представителями других национальностей, а также их мировоззренческие идеи нередко отмечаются в области «пассивного непринятия» («Терпимость»), при этом по отношению к культурным особенностям людей других национальностей какого-либо проявления непринятия не было отмечено. Представляется особенно важным, что ни по одной позиции также не была отмечена агрессивность старшеклассников по отношению к представителям других национальностей (рис. 6).
По оценкам экспертов отношение старшеклассников к людям различных религиозных убеждений характеризуется, прежде всего, амбивалентным равнодушным безразличием (сектор «Пассивность»), которое может выражаться как пассивным принятием («Симпатия»), так и пассивным непринятием («Терпимость»). Интересно, что старшеклассники неприязненно реагируют, скорее, на внешние проявления религиозности («облик», «поведение», «культура»), чем на саму религиозную идеологию. Старшеклассники совсем не проявляют агрессивности по отношению к людям других религиозных убеждений, однако совершенно не готовы и к сотрудничеству с ними (см. рис. 6).
Отношение к представителям других национальностей
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО
АГРЕССИВНОСТЬ
№ Б Е-
65 Б
Б р.
Б
О О о 01 поступочныи ю О О о
• о о ()1 практический К) О о о
• • о ()1 „„з„„„„,„ь„ь,й 1С) О о о
• • о ()| эмоциональный К) о о о
5 14 5 1 Л ч 5 = ч в с 5 ч в о ь 5 Р5 а о £ а 5 1 1 а Й а
• • • •1 эмоциональный !• • о •
• • • •1 _„„ь„ь,й !• • о •
• • • •1 практический !• • о •
• • • •1 поступочныи 1# • о •
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 100% Индекс принятия 66% Индекс непринятия 38%
В И Б т Б
Б *
н Б
в
Отношение к религиозным убеждениям людей различного вероисповедания
А К Т И В Н О Е
АГРЕССИВНОСТЬ
№ Б Е-
65 Б
Б р.
Б
СОТРУДНИЧЕСТВО
О о О о1
о о о ()|
о о о ()|
о о о ()|
14 культура поведение облик
• • • •1
• • • •1
• • • •1
поступочныи
практический
познавательный
эмоциональный
эмоциональный
познавательный
ю о О О
К) о о о
К) о о о
К) о о о
облик поведение культура идеи
• • О
|# • • о
• • о
• • о
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 100% Индекс принятия 50% Индекс непринятия 38%
=
Б
Б *
н Б
в
Рис. 6. Результат экспертного анализа отношения старшеклассников к представителям других национальностей
и людям различных религиозных убеждений
Отношение старшеклассников к сверстникам противоположного пола отличается полной толерантностью. При этом если юноши полностью принимают девушек по всем анализируемым позициям (отсутствие позиций в секторе «Непринятие»), то девушки более критичны к поведению
юношей по отношению к ним, а также к их ценностям и жизненным приоритетам («Терпимость»). Вместе с тем девушки в основном относятся с симпатией к сверстникам противоположного пола, хотя более осторожны в плане сотрудничества с ними, по сравнению с юношами (рис. 7).
Отношение девушек к сверстникам противоположного пола А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО АГРЕССИВНОСТЬ
О
о о
о о о
о ОС
О #[ О ф[
поп у............ПО ^^ ^^ ^^
ю о о о ю о о о
практический
№ Б Е-
65 Б Б
С
• • • •1 эмоциональный К) о О о к н
идеи культура поведение облик облик поведени культура идеи Б Б ¡я
О О • •1 эмоциональный К) • О • н Б
• • • •1 „„з„,„тельный К) • о • н
• • • •1 практический К) • о •
• • • •1 поступочныи К) • о •
СИМПАТИЯ ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 100% Индекс принятия 75% Индекс непринятия 25%
Отношение юношей к сверстникам противоположного пола
А К Т И В Н О Е
№ Б
Е-
65 Б
Б р.
Б
СОТРУДНИЧЕСТВО АГРЕССИВНОСТЬ
• о о •1 поступочныи К) о о о
• о о •1 практический К) о о о
• о • •1 и»— К) о о о
• • • •1 — К) о о о
идеи культура поведение облик облик поведение культура идеи
о О О ()| К) О О о
• • • ()| К) о о о
• • • ()| практический К) о о о
• • • ()| поступочныи К) о о о
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 100% Индекс принятия 60% Индекс непринятия 0%
В ^
Б Б
Б
н Б
м
Рис. 7. Результат экспертного анализа отношения старшеклассников к сверстникам противоположного пола
Можно констатировать, что показатели толерантности по отношению к сверстникам противоположного пола значительно выше, чем к остальным социально-возрастным группам.
Экспертный анализ отношения старшеклассников к мигрантам, бродягам и детям-попрошайкам показал высокий уровень их толерантности к этим социальным категориям. Наибольшей степенью принятия со стороны старшеклассников обладают дети-попрошайки, по отношению к которым старшеклассники демонстрируют большую симпатию, а также значительную готовность к сотрудничеству. Непринятие детей-сирот носит исключительно эмоциональный характер (рис. 8).
Более низкую толерантность старшеклассники демонстрируют в отношении мигрантов
^
Б Н К В Б в. С
Удивительными оказались результаты анализа отношения к финансовым преступникам (неплательщикам налогов, финансовым махинаторам), которых старшеклассники считают «высокостатусными бандитами», «преступниками мирового масштаба» и т.п., «обманывающими по-крупному», и к которым они продемонстрировали полное принятие. К этой категории преступников старшеклассники проявляют симпатию, кроме одобрения их поведения. Более того, старшеклассники готовы к конструктивному взаимодействию с такими людьми, проявляя интерес к их культуре, образу жизни, философии и мировоззрению («Сотрудничество») (рис. 9).
Совершенно иначе относятся старшеклассники к уголовным преступникам и несовершеннолетним преступникам, демонстрируя их полное непринятие. Однако это непринятие носит полностью пассивный характер по отношению к малолетним правонарушителям («Терпимость»),
(приезжих, чужаков, «людей со стороны»). Значителен показатель агрессивности по отношению к ним, связанный с их неадекватным поведением по отношению к местным жителям (по мнению московских и подмосковных старшеклассников). В основном старшеклассники относятся к мигрантам с терпимостью, оставаясь абсолютно безразличными к их мировоззрению и жизненным ценностям. Интересно отметить, что культура и образ жизни приезжих вызывают у старшеклассников чётко выраженную симпатию (рис. 8). К бродягам («бомжам») старшеклассники в основном относятся с терпимостью, проявляют к ним некоторый интерес и симпатию на эмоциональном уровне и даже готовы помогать им практически (см. рис. 8).
в
я
в ^
в в а
в
я
сохраняя, таким образом, толерантное отношение к ним. Агрессию старшеклассники демонстрируют только по отношению к поведению уголовных преступников (см. рис. 9). Общая высокая толерантность старшеклассников к людям, совершившим преступления, связана с установкой многих из них: «В России все бандиты, только есть бандиты хорошие, и есть плохие».
Экспертный анализ зафиксировал полное принятие старшеклассниками инвалидов и больных детей. Причём, если по отношению к инвалидам преобладает их пассивное принятие («Симпатия»), то в отношении больных детей ярко выражено стремление к активному взаимодействию с ними («Сотрудничество»). Иначе старшеклассники относятся к наркоманам и алкоголикам, проявляя к ним пассивное непринятие («Терпимость»). В целом отмечается полная толерантность к этим категориям людей (рис. 10).
Отношение к мигрантам
(приезжим, чужакам, людям со стороны и т.п.)
Отношение к бродягам («бомжам»)
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО
о о о о
О О О О О О О О
о о о о
о о о о
о о о о о о о о
СИМПАТИЯ
АГРЕССИВНОСТЬ
ООО О • О
о • о о • о
• • • •
о
ТЕРПИМОСТЬ
о о о о
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО
СИМПАТИЯ
АГРЕССИВНОСТЬ
о о о о
• о о • практика
о о о о интерес
о о о о
1 1 £ 1 1
• о о •
• о о • интерес
о о о о практика
о о о о
ООО ООО ООО
о • о
• о • •
о
ТЕРПИМОСТЬ
Отношение к детям-попрошайкам
А К Т И В Н О Е СОТРУДНИЧЕСТВО
О •
о о
ООО • • •
о о • о о •
• • • • • • • • • • • •
СИМПАТИЯ
АГРЕССИВНОСТЬ
О О О О
о о о о о о о о о о • о
• • • •
о о о о о о о о о о о о
ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е
П А С С И В Н О Е
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 81% Индекс принятия 12% Индекс непринятия 44%
Индекс толерантности 94% Индекс принятия 20% Индекс непринятия 48%
Индекс толерантности 94% Индекс принятия 70% Индекс непринятия 15%
Рис. 8. Результат экспертного анализа отношения старшеклассников к мигрантам, бродягам и детям-попрошайкам
Отношение к уголовным преступникам
А К Т И В Н О Е
Отношение
к финансовым преступникам (неуплата налогов, финансовые махинации)
Отношение к несовершеннолетним преступникам
А К Т И В Н О Е
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО
о о о ОС о о о о о о о о о о о о
АГРЕССИВНОСТЬ
СОТРУДНИЧЕСТВО
ю о о о • о о • о • • о
о о о о
о о о ОС о о о ОС о о о ос ООО ос
• о •
• о •
• о •
ООО
о
о о
о о • •
о о
• о
о о
о о о о о о о о
о • о • о •
о о
АГРЕССИВНОСТЬ
о о о о о о о о о о о о о о о о
СОТРУДНИЧЕСТВО
о о о о о о о о о о о о о о о о
АГРЕССИВНОСТЬ
_
о о о о
о о о о
о о о о
о о о о
ООО ООО ООО ООО
о о о о
о о о о
о о о о о о о о
о •
_ о •
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 75% Индекс принятия 0% Индекс непринятия 40%
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 100% Индекс принятия 31% Индекс непринятия 0%
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 100% Индекс принятия 0% Индекс непринятия 40%
Рис. 9. Результат экспертного анализа отношения старшеклассников к преступникам
Отношение к наркоманам и алкоголикам
Отношение к инвалидам
Отношение к больным детям
А К Т И В Н О Е
А К Т И В Н О Е
А К Т И В Н О Е
СОТРУДНИЧЕСТВО
О О О О 0 0 0 0 О О О О О О О О
О О О О О О О О О О О О О О О О
АГРЕССИВНОСТЬ
О О О О ОООО О О О О ОООО
СОТРУДНИЧЕСТВО
• • • • • • • • •
ООО
о о о о
о о о о о о о о
о
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ
о о о о
СИМПАТИЯ
о
АГРЕССИВНОСТЬ
ОООО ОООО ОООО ОООО
СОТРУДНИЧЕСТВО
О
ОООО ОООО ОООО ОООО
ТЕРПИМОСТЬ
о о
• о
• о
• о
о • о • о •
о о
о •
о о • о
СИМПАТИЯ
ТЕРПИМОСТЬ
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 100% Индекс принятия 0% Индекс непринятия 40%
П А С С И В Н О Е Индекс толерантности 100% Индекс принятия 31% Индекс непринятия 0%
П А С С И В Н О Е
Индекс толерантности 100% Индекс принятия 53% Индекс непринятия 0%
Рис. 10. Результат экспертного анализа отношения старшеклассников к наркоманам (алкоголикам), инвалидам
и больным детям
АГРЕССИВНОСТЬ
ОООО ОООО ОООО ОООО
О О О О к
ОООО ОООО
В беседах со старшеклассниками обсуждалось эстетическое восприятие альтернативных видов искусства («облик»), его влияние на представления об окружающем мире и на поведение людей («портит или улучшает»), а также влияние такого искусства на человеческую культуру в целом и отношение старшеклассников к идеям, которые проповедует такое искусство.
Старшеклассники продемонстрировали не только полное принятие нетрадиционного искусства («Симпатия» и «Сотрудничество»), но очень высокую степень интенсивности отношения к нему (72%) (рис. 11).
Обобщения
В целом отношение старшеклассников к «иным», людям, обладающим теми или другими социально-возрастными отличиями от них, можно
АКТИВНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО АГРЕССИВНСТЬ
О о
поступочный
практический
ООО
ю о о
• • • •1 —но О о о
• • • •1 — о о о
• • • ()1 практический^^ ^ ^ о о о
• о О ()| поступочный^^^ ^ ^ о о о
СИМПАТИЯ ТЕРПИМОСТЬ
ПАССИВНОЕ Индекс толерантности 100% Индекс принятия 72% Индекс непринятия 0%
Рис. 11. Результат экспертного анализа отношения старшеклассников к нетрадиционным, альтернативным направлениям в искусстве и художественном творчестве
охарактеризовать как, несомненно, толерантное. Наименьшая степень толерантности столичных и подмосковных старшеклассников была отмечена экспертами по отношению к уголовным преступникам, а также к мигрантам (табл. 1).
Некоторая степень агрессивности (активного непринятия) проявляется старшеклассниками по
Характеристики принятия-непринятия стар
отношению к лицам, которые делают им замечания по поводу их поведения (учителя, родители и старшие люди, транслирующие правила и запреты), а также к тем, чьё поведение расходится с их собственными представлениями о поведенческих нормах (уголовные преступники, младшие и средние подростки, мигранты).
Таблица 1
слассниками различных объектов отношения
Объекты отношения Принятие (отмечено позиций) Непринятие (отмечено позиций) Индекс принятия, % Индекс непринятия, % Индекс толерантности, %
Активное Пассивное Активное Пассивное
К младшим и средним подросткам 3 7 1 5 31 19 94
К своим учителям 1 11 1 2 38 9 94
К родителям и другим старшим людям 1 7 1 11 25 38 94
К людям других национальностей 5 16 0 12 66 38 100
К людям других религиозных убеждений 0 16 0 12 50 38 100
Девушек к юношам 6 14 0 8 75 25 100
Юношей к девушкам 11 9 0 0 60 0 100
К мигрантам, приезжим людям 0 4 3 11 12 44 81
К бродягам, бездомным 2 4 1 14 20 48 94
К детям-попрошайкам 6 16 1 4 70 15 94
К уголовным преступникам 0 0 4 9 0 40 75
К финансовым преступникам 2 8 0 0 31 0 100
К несовершеннолетним преступникам 0 0 0 10 0 40 100
К наркоманам и алкоголикам 0 0 0 13 0 40 100
К инвалидам 0 10 0 0 31 0 100
К больным детям 10 7 0 0 53 0 100
К нормам, правилам, ограничениям 0 1 5 11 3 50 68
К нетрадиционному искусству 11 12 0 0 72 0 100
Рассматривая толерантность старшеклассников к значимым факторам их жизни, следует отметить непринятие ими норм и правил, ограничивающих их поведение. Наиболее выражено непринятие старшеклассниками бездомных людей («бродяг»), а также приезжих, наркоманов и алкоголиков, уголовных преступников, в том числе и несовершеннолетних.
Что касается объектов отношения, к которым старшеклассники продемонстрировали наибольшую степень принятия, то это, прежде всего, сверстники противоположного пола, дети-попрошайки, учителя и приверженцы нетрадиционных направлений искусства. Старшеклассники показали готовность помогать, прежде всего, больным детям и детям-попрошайкам.
Представляется интересным соотнести полученные нами результаты с типологией «чужаков», представленной Е. В. Рягузовой [9]. Выделяются следующие категории: «другой» (неизвестный, странный, интересный, непонятный, неместный, враждебный, иноземный); «незнакомец» (враж-
дебный, не такой, дикий); «враг» (лживый, подлый, злобный, жестокий, расчётливый, опасный) и «посторонний» (настороженный, изгой, неуверенный, неприятный, отстранённый, наглый).
Старшеклассникам оказалась свойственна амбивалентность отношения к ряду категорий «иных». Согласно Р. Штихве [10], амбивалентность отношения к чужакам обусловлена противоречием их восприятия. С одной стороны, они воспринимаются как «чужаки-враги», претендующие на некоторые наши материальные и культурные ресурсы, а с другой стороны, как «чужаки-гости», по отношению к которым следует проявлять правила гостеприимства. Добавим, что в состав потенциально или реально «поглощаемых врагами» ресурсов могут быть включены также наша свобода, спокойствие и т.п. В то же время «иные» также часто являются источником новых для нас ресурсов, которые могут быть получены только от них. В таких случаях к «иным» формируется амбивалентное отношение, характеризующееся высокой степенью своей интенсивности. Именно
такое отношение отмечено у старшеклассников к представителям противоположного пола, других национальностей и религиозных убеждений, а также к родителям и другим старшим людям.
Наиболее низкая интенсивность отношения старшеклассников (безразличие, равнодушие) была отмечена экспертами по отношению к инвалидам и бродягам, наркоманам и алкоголикам, которых
Таким образом, можно констатировать, что московские и старшеклассники из Подмосковья преимущественно с симпатией (пассивным принятием) относятся к своим учителям, детям-попрошайкам, инвалидам, больным детям, к сторонникам альтернативного искусства, а также финансовым махинаторам. Пассивное непринятие (терпимость) преобладает в их отношениях к бродягам, наркоманам и алкоголикам, уголовным преступникам, несовершеннолетним преступникам, а также к нормам и ограничениям, регулирующим их поведение. Амбивалентное отношение проявляется к социально-возрастным группам, с которыми старшеклассники наиболее тесно соприкасаются в ежедневной реальности: к родителям и старшим людям, подросткам, сверстникам противоположного пола, представителям других национальностей и религиозных убеждений, а также к мигрантам.
Список литература
1. ХарашА. У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях : идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996. С. 87-129.
2. Павлов И. С. Позиция, предмет и средства деятельности эксперта социокультурных (образовательных) систем // Экспериментальное образовательное пространство города Москвы : альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. М., 2005. С. 462-466.
3. Орлов А. И. Допустимые средние в некоторых задачах экспертных оценок и агрегирования показателей качества // Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях. М., 1974. С. 388-393.
можно отнести к категории «чужаков-посторонних». Как уже подчёркивалось, особое место среди преступников занимают финансовые махинаторы, которые вызывают у старшеклассников повышенный интерес и готовность взаимодействовать с ними, что соответствует типу «чужака-незнакомца». К данному типу могут быть отнесены также больные дети и дети-попрошайки (табл. 2).
4. Ясвин В. А. Экспертная методика «Индекс толерантности» // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2007. № 2. С. 277-282.
5. Недорезова Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников : дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 189 с.
6. Леонтьев Д. А. К операционализации понятий «толерантность» // Вопр. психологии. 2009. № 5. С. 3-16.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 226 с.
8. Ясвин В. А. Исследование толерантности в школе // Школьный психолог 2009. № 20 (450). С. 17-32.
9. Рягузова Е. В. Репутация чужака как вид контекстной репутации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 48-53.
10. Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого // Социология и социальная антропология. 1998. Т. 1, № 1. С. 41-53.
Expert Research of Tolerance of Senior Pupils to Different Social and Age-related Categories
V. A. Yasvin
Moscow City University
4, 2-j Selskohozyajstvennyj proezd, Moscow, 129226, Russia E-mail: [email protected]
5. A. Belova
Moscow City University
4, 2-j Selskohozyajstvennyj proezd, Moscow, 129226, Russia E-mail: [email protected]
Authorial methodology of expert research of tolerance is presented as subjective attitude toward «another», including scales «Collaboration» (active acceptance), «Liking» (passive acceptance), «Tolerance» (passive non-acceptance) and «Aggression» (active non-acceptance). Every scale includes emotional, cognitive, practical and active components. «Another» is examined as totality of appearance, behavior, culture and
Таблица 2
Типология восприятия старшеклассниками различных социально-возрастных групп
Тип чужака Соответствующе социально-возрастные категории
Другой Младшие и средние подростки
Незнакомец Финансовые преступники, больные дети, дети-попрошайки, мигранты
Враг Уголовные преступники
Враг-гость (Враг-ресурс) Учителя, родители, старшие, представители других национальностей и религиозных убеждений, сверстники противоположного пола
Посторонний Несовершеннолетние преступники, бродяги, инвалиды, наркоманы и алкоголики
ideology. These empiric researches of relation of senior pupils are presented to more junior schoolchildren, to the teachers, to the parents and senior people, to the norms and limitations of behavior, to the people of other nationalities and religious persuasions, to the persons of opposite sex, to the asocial groups of population, to the criminals, to visitors, to the invalids, and also to the supporters of unconventional art. Key words: examination, tolerance, subjective relation, senior pupils, research methodology, age-related groups.
References
1. Harash A. U. Gumanitarnaya ehkspertiza v ehkstremal-nykh situatsiyakh: ideologiya, metodologiya, protsedura (Humanitarian expertise in extreme situations: ideology, methodology, procedure). Vvedenie v prakticheskuyu sotsialnuyu psikhologiyu (Introduction to practical social psychology). Eds. Yu. M. Zhukova, L. A. Petrovskaya, O. V. Soloveva. Moscow, 1996, pp. 87-129.
2. Pavlov I. S. Pozitsiya, predmet i sredstva deyatelnosti eksperta sotsiokulturnykh (obrazovatelnykh) system (Position, and means subject to the activities of expert social and cultural {educational} systems). Eksperimentalnoe obrazovatelnoe prostranstvo goroda Moskvy: albom po ehksperimentalnoy i innovatsionnoy deyatelnosti Departamenta obrazovaniya goroda Moskvy (Experimental educational space of the city of Moscow: album of experimental and innovative activity Department of education of the city of Moscow). Moscow, 2005, pp. 462-466.
3. Orlov A. I. Dopustimye srednie v nekotorykh zadachah ehkspertnykh otsenok i agregirovaniya pokazateley kachestva (Valid average in some problems of expert assessments and aggregation of indicators of quality). Mnogomernyy statisticheskiy analiz v sotsialno-ehko-
nomicheskikh issledovaniyakh (Multivariate statistical analysis in socio-economic research). Moscow, 1974, pp. 388-393.
4. Yasvin V. A. Ekspertnaya metodika «Indeks tolerantnos-ti» (Expert technique «Index of tolerance»). Vestn.Mos-kovskogo gos. obl. un-ta. Ser. Psikhologicheskie nauki (MRSU magazine. Ser. Psychological Science). 2007, no. 2, pp. 277-282.
5. Nedorezova N. V. Tolerantnost v mezhlichnostnom ob-shchenii starsheklassnikov: dis. ... kand. psihol. nauk (Tolerance in interpersonal communication of high school students: dis. ... candidate psychol. sciences). Moscow, 2005. 189 p.
6. Leontev D. A. K operatsionalizacii ponyatiy «tolerantnost» (To the operationalization of the concepts of «toleranc»). Voprosy Psychologii (Voprosy Psychologii), 2009, no. 5, pp. 3-16.
7. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskieproblemy psikhologii (Methodological and theoretical problems of psychology). Moscow, 1984. 226 р.
8. Yasvin V. A. Issledovanie tolerantnosti v shkole (The study of tolerance at school). Shkolnyy psikholog (School psychologist), 2009, no. 20 (450), pp. 17-32.
9. Ryaguzova E. V. Reputatsiya chuzhaka kak vid kontek-stnoy reputatsii lichnosti (The reputation of the stranger as a kind of context of personal reputation). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, vol. 15, iss. 2. pp. 48-53.
10. Shtihve R. Ambivalentnost, indifferentnost i sotsiologiya chuzhogo (Ambivalence, indifference and sociology of the alien). Sotsiologiya i sotsialnaya antropologiya (Sociology and social anthropology), 1998, vol. 1, no. 1, pp. 41-53.