Научная статья на тему '"МАЛЫЙ ЖАНР" В ТВОРЧЕСТВЕ В.Г. НОСОВА'

"МАЛЫЙ ЖАНР" В ТВОРЧЕСТВЕ В.Г. НОСОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулейманова Ф.А.

Сулейманова Ф.А. «Малый жанр» в творчестве Носова В.Г. В статье рассматриваются особенности, своеобразие, проблематика произведений так называемого «малого жанра» в творчестве русского дагестанского писателя В. Г. Носова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"МАЛЫЙ ЖАНР" В ТВОРЧЕСТВЕ В.Г. НОСОВА»

УДК 882 Носов-32

«Малый жанр» в творчестве В.Г. Носова

Ф.А. Сулейманова

Дагестанский государственный университет

Читающей публике имя Владимира Георгиевича Носова известно давно. Это писатель, наш земляк, живущий и творящий в Дагестане. Он автор книг повестей и рассказов «Непутевый», «Зимним вечером», «Затяжные дожди», «В начале лета». Из-под его пера вышли романы «Жажда прекрасного мира», «Все о Багулове». В 2008 г. вышла юбилейная книга с новым романом «Гонка без правил». Носов не только профессиональный писатель, но и журналист, публицист. Он член Союза журналистов и Союза писателей России. Владимир Георгиевич перевел на русский язык рассказы дагестанских писателей, повесть даргинского прозаика Х. Алиева «Пора листопада» и его же роман «Батырай».

Творчество Носова многожанрово, разносторонне, но в контексте статьи хотелось бы остановиться на так называемом «малом жанре» в деятельности писателя, привлекающем своей многоликостью и глубиной. Это и рассказы в общепринятом их понимании, и рассказы-портреты, и психологические этюды, и зарисовки-раздумья.

Сюжеты его произведений незатейливы, характеры героев просты, но за этим кроется сложный мир человеческой души, в котором Носов выделяет главнейшие черты: доброту и любовь. Для него характер человека в его сложности и неисчерпаемости - основа литературного исследования. Писатель умело пользуется уникальным диапазоном содержательных функций сюжета, выявляет и характеризует связи человека с его окружением, тем самым - его место в реальности и судьбу; обнаруживает и впрямую воссоздаёт жизненные противоречия. Создаваемые им событийные ряды формируют для персонажей поле действия, позволяют им разнопланово и полно раскрыться перед читателем в поступках, а также в эмоциональных и умственных откликах на происходящее; становятся благоприятной площадкой для яркого, детализированного воссоздания начала в человеке.

Многие его произведения написаны на основе жизненных наблюдений и интересных встреч. Это и воспоминания военного, послевоенного детства, и работа в горах, и трудовая деятельность на заводе, активная репортёрская деятельность в разных изданиях и на различных объектах.

Действие рассказа «Пилотка» происходит в военное время. Семьи теряют своих кормильцев, дети - отцов. И в семье Крайновых случилось горе. Автору удаётся в небольшом объёме представить галерею различных образов, наметить психологические портреты героев, которые будут раскрыты шире в повести «Затяжные дожди»: Саньки, его тётки Екатерины Николаевны, Бурдяги, Ефимыча, фронтовика. Детали в описании быта, поведении героев поражают достоверностью и правдоподобностью, а события волнуют читателя, вовлекая в круговорот и делая их участником.

«Семовка» - трогательный рассказ-воспоминание о послевоенном детстве, трудном, но счастливом. Тяжёлый быт, безотцовщина, голод не сделали людей чёрствыми. В детях сохранилась потребность любить, сострадать,

совершать героические поступки (горячее желание воздвигнуть обелиск погибшему лётчику, помочь псу Смелому; отношение к Сёме - средоточию сердобольности, терпения, бескорыстия, человечности). «Сёмовка» - тёплые воспоминания, сохранившиеся спустя многие годы, и горькое щемящее чувство, что долг не вернуть. Здесь и в других рассказах ощущение автобиографичности не покидает читателя.

События рассказа «Ауфвидерзейн, Курт Иванович!» происходят в начале лета 1946 года. Трогательная дружба десятилетнего мальчика и немецкого военнопленного оставила след в душе ребёнка на всю жизнь. Автору удаётся в произведении незначительного объёма затронуть основополагающие гуманистические идеи о единстве людей, низости и ничтожности деления их по национальному признаку, об абсурдности войны как способа разрешения конфликтов. «Немцы - хорошие работники. Как Гитлеру удалось облапошить такой народ?» [1, с. 155].

Проблема взаимоотношений между людьми в сложные исторические периоды находит продолжение в рассказе «Ефимыч».

Тяжёлое военное время не делает людей бездушными. Автор говорит о важных вещах: о значимости участия в судьбах людей, необходимости понимания между детьми и взрослыми, о том, что губительно оставлять детей на произвол судьбы; необходимо, чтобы рядом с маленьким человечком был отзывчивый, умный, ответственный взрослый друг. Война уродует людей, важно остаться непокалеченными душой, особенно детям. Активная авторская позиция, проповедующая любовь, уважение к тем, кто от нас зависит: старикам и детям, - ответственность за них чувствуется в большинстве произведений Носова. Вот и здесь: «Нам с тобой, Илья Семёныч, за этих детей перед фронтовиками ответ держать» [2, с. 143].

«Владимир Носов - писатель неторопливый, вдумчивый, в каждом произведении он пытается дойти до сути явления и характера» [3, с. 4]. На первый взгляд, его вещи просты, незатейливы. Но, как мне кажется, в этом и состоит секрет (или сила) его творчества. Он пишет об обычных людях, действующих в рядовых ситуациях, однако при этом умеет построить сюжет, наполнить его такими размышлениями, рассуждениями, что чётко вырисовываются сложные человеческие отношения, глубина понимания мира.

Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение. Своё понимание, оценку жизненных характеров писатель и передаёт читателю, домысливая и претворяя прототипы, создавая вымышленные индивидуальности.

«Дорога в Берендеево царство» - рассказ о перипетиях жизни. Жизнь - это дорога в Берендеево царство: завораживающая, манящая, красочная, фантастическая, непредсказуемая, полная сюрпризов, открытий, радости, разочарований. В основе сюжета непростые отношения между братьями, сочетающие, тем не менее, в себе нежность, трепетность, беспокойство, мужскую братскую привязанность. Носову не чужды символы. В рассказе «Дорога в Берендеево царство» огнище - это не только объединяющий об-

раз. Костёр здесь - горнило жизни; искры - человеческие судьбы: одни потухают быстро и некрасиво, путь других долог и эффектен, но не всегда предсказуем.

Тепло, пронзительно пишет В. Носов об утерянном счастье в рассказах «Сюсю», «Не плачь, моя радость». Повествования об утраченных иллюзиях, упущенных возможностях, жизненных разочарованиях. «Счастье -штука неопределимая» [1, с. 188]. Случайная встреча заставляет вспомнить, задуматься, оценить, переоценить. Через конкретные судьбы автор как бы умоляет нас: «Всмотритесь внимательнее в глаза друг другу! Судьба столкнула вас на счастье. Одумайтесь, пока не поздно!».

Талантливые творческие натуры способны смотреть на мир шире, глубже и видеть гораздо больше, чем мы, обычные люди. Вот и В. Носов в рассказе «Заброшенная аллея» описывает эпизод в парке, обычный, повседневный, но не ушедший от внимательного писательского взгляда; и окунает нас в размышления об одиночестве, о брошенных родителях-стариках, о равнодушии, о том, как важно замечать, любить, ценить тех, кто рядом, пока они есть. При этом конструктивны и названия, и место действия, и детали.

Проповедуя общечеловеческие ценности, автор не парит в заоблачных высотах, не абстрагируется от действительности, он в ней (авторское присутствие чувствуется во всем: в стилевой индивидуализации, в художественно-речевом выражении, в отборе и осуществлении в тексте соответствующих лексических и синтаксических единиц, в общем композиционном воплощении; иногда повествование и вовсе ведётся от первого лица как участника художественного события), а потому ему хочется верить.

В литературе, ориентированной на воплощение характеров, домысливание и составляет основное содержание - предмет рефлексии, а часто споров и читателей и критиков. В одном и том же персонаже критики видят разные характеры. У Носова нет отрицательных и положительных героев в обычном, хрестоматийном понимании. В его рассказах человек поставлен в такие обстоятельства, при которых обнажается его нравственный стержень. Обстоятельства эти, скажем, не экстремальны, наоборот, обыденны; однако позволяют выявить, кто есть кто.

«Интерес и симпатии Носова привлекают по преимуществу люди самые что ни на есть рядовые, с их будничными заботами, радостями и печалями, из которых и состоит человеческая жизнь, но которая от этого не становится менее значительна» [4, с. 3]. Это пристальное внимание к жизни, душам и чувствам так называемых простых людей чем-то сближает рассказы Носова с рассказами В. Астафьева, В. Распутина, В. Шукшина, но не лишает их самостоятельности. А мастерское умение поднимать в небольшом по объёму произведении проблемы, достойные широких эпических полотен, ставят Носова в ряд значимых российских писателей.

Точно, умело и уместно используемые детали, пейзажные зарисовки, композиционные зигзаги усиливают, обостряют восприятие читателем материала. В рассказе «В большом городе» раскрытие замысла осуществляется на контрастах обстановки, внешности, поведения, образа жизни, речевых особенностей. Пропасть между городом и деревней сильно действует на героя.

Он растерян от невнимания и равнодушия толпы, насмешек окружающих, суетности и лихорадочности жизни. Чистые душевные порывы наталкиваются на стену непонимания; детскость, чуткость, ранимость воспринимаются как слабость. Костя чувствует себя чужим в этой среде; она, среда, выталкивает героя из себя.

«На пляже» - трилогия («Рыболовы», «Студенты», «Один») - череда судеб, разных, необъятных, непредсказуемых, интересных; природа в тесной связи с людьми и пляж как объединяющий лейтмотив.

В рассказе «Вот раньше...» Носов затрагивает вопросы об отношениях поколений: извечное недовольство молодёжью («молодые поспать любят, поесть, нарядиться да погулять, а матери за них работай» [2, с. 154]); твёрдое убеждение, что теперь хуже, чем раньше. Визит к доктору становится отправной точкой для бесед на темы свободы и деспотизма, взаимоотношений представителей разных поколений, современного жизнеустройства, неизбежности перемен.

Повествование в «Дорожном романе» ведётся от первого лица. Это воспоминания о мимолётной встрече, о неожиданных сильных чувствах, оставивших глубокий след. Не красота, не изысканные манеры, а обаяние, идущее от сердца, от душевной доброты - вот то важное и главное, что притягивает людей, сохраняя памятные эпизоды, мгновения жизни, которые не возвратить. «Веди мы себя иначе.» [5, с. 152].

«Непутёвый» - рассказ автобиографичный. Но интересен он не только из-за документальности сюжета, но и тем, что дает пищу для размышлений. Это рассказ о переоценке жизненных приоритетов, смещении ориентиров, трансформации представлений об истинных ценностях бытия - «На зарплату жить - дураков смешить» [2, с. 33], «.дельце какое подвернётся, ухватись. Рви по-волчьи.» [2, с. 35], «Честный». Ишь, невидаль какая» [2, с. 36]. Он о невостребованности честности, порядочности, человечности. Когда порядочность воспринимается как слабость, мягкотелость, а честность, принципиальность - как порок.

В этюде «Бинокль» слышится мысль о душевной холодности и слепоте к ближним. Невнимание и невнимательность отдаляют друг от друга, переходят в равнодушие. Неизвестный с биноклем встряхнул Бурова, помог ему по-новому взглянуть на сына, жену, на его внутрисемейные отношения.

Налаживание быта, жизненного комфорта не приносит душевного уюта герою произведения «Глубокий снег». Трансформируется характер, уходит тепло, гаснут «теплые участки» [2, с. 62], «властвует холодный разум прогресса» [2, с. 63]. Желание обособиться, не выделяться, инертность и прагматизм овладевают людьми. Из уст одного из героев звучит точное определение такого рода людей: «Человек без энтузиазма, как потушенная печь» [2, с. 63]. Когда Зандер был молод и жил просто - всё было правильно и хорошо; а теперь - «.ватман. покоробился и пожелтел» [2, с. 64].

«Выздоровление» - мысли о прошлом, о том, что связывает людей сегодня и как мы будем жить завтра. Героем овладевает чувство вины необъяснимого происхождения, тревоги, беспокойства, неопределённости:

«... меня беспокоит время, не то бесконечное, которое существует само по себе, а время, отпущенное нам: с его секундами и минутами, часами, голами. Почему оно, неизменное, выверенное и высчитанное - бывает разным: одни и те же отрезки времени протекают неодинаково - то час блеснёт молнией, то секунды кажутся вечностью.» [2, с. 73] Автор и тут погружает читателя в раздумья о смысле жизни, об истинных человеческих ценностях, о своевременном осознании их и следовании им. «Так уж мы, грешные, устроены, пока здоровы - многого не замечаем, о многом не задумываемся, .человек должен тяжело заболеть. Ему должно быть очень плохо, так плохо, как только бывает раз в жизни» [2, с. 69].

«Привалило счастье». Драматическая, сентиментальная история семьи Зимогора, потерявшего двух сыновей в войну и дочь в мирное время. Убитых горем стариков возвращает к жизни их беззаветная, без всякой системы, дружба с внуком: «Человека под теорию не подгонишь, что ни человек, то своя теория. Ум - он холодный, рассудочный, а дитя живого тепла требует. Люди - они по природе своей живут, а не по теории» [2, с. 87].

Творчество Носова интересно еще и тем, что действия его произведений разворачиваются в Дагестане, что чувствуется и по описаниям пейзажей, улиц, городов, обычаев, традиций. Он использует дагестанские имена, названия; специфическую лексику. Это, безусловно, привлекает читателя, особенно дагестанского, вызывает любопытство и интерес, формирует чувство сопричастности к происходящему. Но надо отдать должное авторскому мастерству. Как настоящий художник слова он не злоупотребляет средствами выразительности, они сюжетно мотивированны и функциональны, используются по мере необходимости для подчёркивания самобытности и колорита изображаемых картин, для раскрытия внутреннего мира героя, понимания характера.

«Встреча в горах» - рассказ, повествующий о случайной встрече автора и его сына в горах с мальчиком-каменотесом, делающим надгробие на могилу своей матери. Юный Герей, взрослый не по годам, поражает своей степенностью, рассудительностью. «Откуда они у мальчонки с тонкими, слабыми руками, с несформировавшейся, остроплечей фигурой? Откуда такая сосредоточённость во взгляде, движениях?» [1, с. 214]. Он внимательный собеседник и трудолюбивый, целеустремлённый человек. Он ответственный сын и брат. Но за всем этим хрупкая, ранимая душа героя, потерявшего маму, рано повзрослевшего, но остающегося ребёнком.

В. Носов обладает достаточно зорким писательским глазом, знанием жизни и пристальным интересом к людям. «Он умеет из самых, казалось бы, незначительных фактов и ординарных событий извлекать их глубокий смысл, а подчас и обнаруживать скрытую в них поэзию» [4, с. 3].

«Пузанок» - новелла о восприятии мира глазами четырёхлетнего карапуза, совершающего своё самостоятельное, стремительное и небезопасное путешествие к морю. Любознательность, пытливость, необузданность чувств, желаний; стремление познать, увидеть, ощутить, почувствовать -это то, из чего соткан наш маленький герой. Это то, что движет им, проявляя человеческую сущность, являясь показателем качества человека, его

ценности. Жажда прекрасного, неизведанного - великое желание. Миссия взрослых - способствовать ему, оберегая. Вот и в этом рассказе «кто-то сильный поднял из воды» нашего сорванца, но можно быть совершенно уверенным, что завтра пузанок повторит свою попытку. Такую энергию не обуздать - «не простой человек растёт» [2, с. 145].

Художественный текст - это «как бы контрапункт двух сплошных не рвущихся линий. Одна линия складывается из наименований фактов вне-словной действительности, другая - из монологов и диалогов как таковых» [6, с. 13]. Развитие сюжета, в особенности драматического, организуется речью действующих лиц. Диалогичность же (термин «диалогичность» и «монологичность», вошли в научный обиход благодаря М.М. Бахтину) имеет место там, где высказывания являются звеньями живого и плодотворного общения людей и обогащают их духовный опыт.

В носовских рассказах это общение людей, диалоги функциональны и используются как средство психологического раскрытия героя. В диалогах зачастую и проявляются характеры, отчётливо проступают типы. Они, диалоги, являются мощными, сильными мазками и автора, как художника слова. В такие минуты герои Носова кажутся настолько живыми, что начинаешь чувствовать, ощущать их рядом с собой.

Обыденный рядовой разговор за жизнь, за судьбы людские, за близких родных в рассказе «На завалинке» наталкивает на раздумья о сложностях жизни, о, её несправедливости, о важности тёплых отношений между поколениями, о том, что счастье человеческое в простом: в полной семье, во взаимопонимании и любви, в уважении друг к другу.

Вот и «Зыков, Медведь и Пташка» - рассказ-разговор случайных попутчиков: Зыкова - ведущего специалиста, двадцать лет проработавшего на заводе и отправляющегося на отдых в деревню после перенесённого производственного стресса, и седобородого сухонького старика, в котором любопытство и детская хитрость сочетаются с подкупающей искренностью и душевной открытостью. Деревенский юмор, чудаковатость, простота, наивность располагают к беседе. «Не привык возница молчать, когда живая душа рядом» [2, с. 118].

О чем говорит возница? О том, что веру терять - хуже смерти, о том, что и один человек - воин, о том, как важно найти правильного попутчика по жизни. Зыкову в этом пути с попутчиком Медведем повезло. Он возвращается назад, на завод, к проблемам своего коллектива, к решениям этих проблем.

Иной разговор с простым мужиком даёт столько сил, оздоравливает физически, морально, нравственно больше, чем любой отдых в санатории, потому что сила от земли, от людей этой земли, потому что люди эти и есть совесть и сила, Открытый, честный разговор стал для Зыкова отдушиной, лекарством, излечившим его и обозначившим выход из сложной ситуации.

Большой жизненный опыт, тонкое психологическое чутьё Носова позволяют ему не только безошибочно разглядеть неоднозначность и противоречивость человеческого устройства, разносторонность его натуры, но и суметь мастерски вовлечь читателя в этот человековедческий процесс.

В рассказе «Что мог он знать о любви?» автор, выходя из кинотеатра, становится свидетелем спора двух мальчиков 11-12 лет о просмотренном фильме «Дубровский».

Ну, казалось бы, что можно вынести из этого спора: несколько реплик, отрывистые вопросы, ответы. Но и тут поневоле задумываешься о влиянии искусства, о том, что есть то, к чему никогда не ослабевает интерес человека: это он сам, с его страстями, сомнениями, метаниями, стремлениями, поисками путей. Детский спор становится толчком для размышлений на взрослые темы. Разный подход в оценке, категоричность в суждениях, решительность в отстаивании своего мнения достойны уважения, а горячность и эмоциональность впечатляют и подкупают.

Риторический вопрос в начале и в конце произведения значим. 10 - 11 лет - возраст небольшой, но это время, когда происходит самоосознание, формируется личностное восприятие мира, проявляется индивидуальность - человек образуется. Что эти мальчики могут знать о любви? Конечно, мало. Но уж точно можно сказать о том, чего в них нет совсем: это равнодушия, беспринципности, лицемерия. Такие не обидят слабого, не предадут.

Хочется отметить несомненное, на мой взгляд, достоинство писателя -стремление привлекать для своих рассказов лишь хорошо знакомый жизненный материал, раскрывать его, как правило, с помощью бесхитростного, но как бы в соответствии с движением самой жизни развивающегося сюжета, когда нет никакой необходимости специально «закручивать» нечто для большей «интересности».

«Читать самого себя - вот чего хочет читатель», - утверждал Ж. Кокто. Владимир Носов предоставляет нам прекрасную возможность самоидентификации. Мудрые, вдохновенные книги захватывают ум и чувства, вызывают раздумья об окружающем, о себе. Чтение становится источником диалогических взаимосвязей не только с писателем, но прежде всего - с самим собой, со своей сущностью. Эти отношения, являясь личностноформирующими, и определяют нравственное содержание человека.

Литература

1. Носов. В.Г. Затяжные дожди. - Махачкала, 1983.

2. Носов. В.Г. Непутёвый. - Махачкала, 1976.

3. Ахмедов М. О таланте простом и мудром // Дагестанская правда. 1994. № 245.

4. Грунин М. От жизни // Комсомолец Дагестана. 1976. № 158.

5. Носов. В.Г. Зимним вечером. - Махачкала, 1979.

6. Хализеев В.Е. Драма как род литературы. - М., 1986. УДК 894.332 - 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.