Научная статья на тему 'Над чем смеются дети…'

Над чем смеются дети… Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4986
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИЗМ ХАРАКТЕРА / КОМИЗМ ПОЛОЖЕНИЯ / ЯЗЫКОВОЙ КОМИЗМ / THE COMIC / CHARACTER ELEMENT / THE FUNNY SIDE / THE LINGUISTIC COMIC ELEMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Москвичева О. А.

Вниманию читателей предлагаются размышления о творчестве Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского ведущих художников слова ХХ века, адресовавших свои произведения детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflections about literature work of the twenty"s century main artists of the word N.Nosov and V.Dragunskiy, who addressed their works to children, are offered to reader"s attention.

Текст научной работы на тему «Над чем смеются дети…»

О.А. Москвичёва

НАД ЧЕМ СМЕЮТСЯ ДЕТИ...

Вниманию читателей предлагаются размышления о творчестве Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского - ведущих художников слова ХХ века, адресовавших свои произведения детям.

Ключевые слова: комизм характера, комизм положения, языковой комизм.

В реализации дидактических задач, направленных на воспитание и развитие целостного человека, неоспорима роль именно высокого искусства слова. Поэтому предлагаю вниманию читателей размышления о творчестве художников слова, которое имеет уже свои корни в опыте чтения не одного поколения. Рассмотрим проблему, вынесенную в заглавие, на произведениях Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского - едущих художников XX века, адресовавших свои произведения детям. Их рассказы составляли и представляют сегодня классическое совершенство в утверждении идеалов добра через раскрытие юмористического в жизни. Это направление в отечественной литературе для детей в XX веке было одним из наиболее продуктивных и в теории эстетики, и в собственно литературном процессе. Вспомним, например, писателей: М.М. Зощенко, раннего В.К. Железникова, В. Медведева; поэтов: Сашу Черного, С.В. Михалкова, Р.С. Сефа, И.П. Токмакову, В.А Берестова... Жизнеутверждающий юмор - характерная эстетическая особенность литературы, адресованной читателям старшего преддошкольного и младшего школьного возраста. Н.Н. Носов и В.Ю. Драгунский - из числа художников слова, чьи произведения составляют золотой фонд и сегодня ценной литературы для детей.

Веселые рассказы, повести, сказки Н.Н Носова становятся любимыми с момента первой встречи с ними. Назову для примера широко известные рассказы: «Мишкина каша», «Огурцы», «Фантазеры», «Затейники» и, конечно, сказочная трилогия про Незнайку...

В.Ю. Драгунский больше всего стал известен как автор «Денискиных рассказов». В них талантливо, обаятельно и весело автор ведет повествование о жизни мальчишек Дениски и его друге Мишки. Рассматривая особенности юмора в рассказах названных авторов обратим внимание на комизм характера, комизм положений и языковой комизм.

Н.Н. Носов любит своих героев и раскрывает образы живого, жизнерадостного ребенка. Эту мысль не случайно и обоснованно акцентирует Станислав Борисович Рассадин в своей книге «Николай Носов»: «Носов с самого начала стал сторонником «юмора характера» - юмора, идущего от жизни, от полноты ее восприятия. Уже в одном из самых ранних - и лучших своих рассказов, в «Мишкиной каше», он создал смешной и удивительно полнокровный характер ребенка. Характер того самого Мишки, которому суждено было стать героем целого цикла рассказов и одним из известнейших персонажей нашей детской литературы» (1, 9) Характер Дениски Кораблева у В.Ю. Драгунского такой же, как и у большинства его сверстников: он любознателен и любопытен, склонен к фантазии, к выдумке. Нередко к такой, которая становится озорством. Но при этом в своих поступках он сам чаще всего не видит ничего плохого и увлеченно объясняет причинность происходящего. У Дениски своя логика. Выразительность его рассказов усиливает юмористический эффект, потому что герой-рассказчик сливается с восприятием читателя. Герой-повествователь, рассказывая о себе, пробуждает интерес ребенка-читателя к собственному состоянию, настроению, к личной оценке происходящего в произведении. Он включается в развитие и события, и реакции героя произведения, потому что писатель повествует о том, что близко каждому ребенку-ровеснику персонажей. Писатель же сливается в своей личной реакции на происходящее, приближается к своему читателю, относясь к нему с полным и открытым доверием. Таким образом, читающий ребенок становится реальным соучастником происходящего с персонажами, увлекается их радостностью жизни, обогащается их чувствами. Духовно, нравственно богатеет.

Комизм положения тоже излюбленный прием и Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского. В рассказе «Шляпа гроссмейстера» с

Дениской произошел нелепый случай: на бульваре во время прогулки мальчик увидел как у мужчины, увлекшегося игрой в шахматы, улетела шляпа и «красиво спланировала прямо в пруд». Дениска побежал спасать шляпу. Добрые побуждения руководили им. Вместе с незнакомыми ребятами, он увлеченно вылавливал, вытаскивал и даже отжимал вымокшую шляпу. Стремясь максимально быть полезным, он даже чуть не подрался с мальчишками. И вот «драгоценный» трофей был в его руках. Дениска с радостью бросается к владельцу несчастной шляпы.

«Я подбежал к нему и сказал:

- Дяденька, вот Вам ваша шляпа!

- Где? - спросил он.

- Вот, - сказал я и протянул ему шляпу.

- Ты ошибаешься, мальчик! Моя шляпа здесь. - И он оглянулся назад.

А там, конечно, ничего не было.

Тогда он закричал:

- В чём дело? Где моя шляпа, я вас спрашиваю?

Я немножко отошёл от него и опять сказал:

- Вот она. Вот. Разве вы не видите?

А он прямо задохнулся:

- Что ты мне суешь этот кошмарный блин? У меня была новенькая шляпа, где она?! Отвечай сейчас же!

Я ему говорю:

- Вашу шляпу унёс ветер, и она попала в пруд. Но я её уцепил гвоздём. А потом мы выжали из нее воду. Вот она. Берите. А это подкладка!» (2, 96)

Перед нами, конечно, комизм положения. Герой попал в нелепую ситуацию из-за своей естественной детской неопытности. Но он был упрям не только из-за желания выделиться, а более всего из-за желания сделать добро. Он рад был помочь другому. Он рассчитывал, что его похвалят. Одобрят старание спасти чужую шляпу. Обратим внимание на приведенный диалог: «.Я подбежал к нему и сказал: Дяденька, вот Вам ваша шляпа!» Мальчик искренен. Это - главное, что определяет его личную радость - помог другому по личной инициативе. Что получилось? Это уже - итог личного открытия и героя и читателя. Оба полу-

чили отличный урок. И радость личного открытия в понимании того что - хорошо, что плохо. Здесь видим снова секрет мастерства художника: знание того, что помогает ребенку увидеть себя в смешном, как оказалось, положении. Но ведь побуждение было хорошее: спасти шляпу. Значит важно не только побуждение. Важен также итог реализации доброго побуждения. Ребенок задумывается и растет. Он оценивает свои возможности, принимая жизненное кредо писателя, выраженное естественно и точно. Замысел художника точен, исходит из предпосылки - ребенок добр и добросердечен по своей природе. Недоразумения -следствие того, что добродетельная инициатива ребенка не имеет должного жизненного опыта. Несоответствие благих намерений и фактического жизненного опыта, жизненных знаний и составляют суть недоразумений. Точно характеризуют возраст. Это и составляет основу психологической и художественной правды. В этом своеобразие эстетической платформы художника и доброе действие на читетеля.

Источником собственно языкового комизма часто служат нелепые фразы, неточное понимание смысла слов.

У Н.Н. Носова встречаются, как правило, в диалогах детей своего рода «мыслительные завихрения» - когда мысль ребенка, невладеющего в должной степени речью, к тому же взволнованного, повторяется: «Ну мы этот ботинок и выбросили, потому что если б первый не выбросили, то и второй бы не выбросили, а раз первый выбросили, то и второй выбросили. Так оба и выбросили» («Елка»).

Однако чтобы разобраться, как через юмор проявляется жизненная позиция авторов, было бы на наш взгляд не верно останавливаться только на уже приведенной выше трактовке юмористического своеобразия их творчества. Юмор в таком случае получил бы несколько однобокую трактовку: только с позиции природы и формы, комического эффекта. Поэтому следует обратиться к смысловой природе юмора.

Всем известен герой носовской трилогии Незнайка - веселый хвастунишка, который ничего не умеет. Но он за все берется. Он по-детски непосредственный, то и дело попадающий из-за своей предприимчивости в разные смешные передряги.

Но в этом и состоит интерес его деятельной жизни. Н.Н. Носов пробуждает интерес детей к героям своих произведений, именно потому что сложные проблемы решаются весело, с доброй шуткой, что вызывает ответное расположение, понимание, активизирует последующую личную деятельность.

Конечно, не только став объектом насмешек, человек научится с критической точки зрения смотреть на себя. Но все же это один из важных моментов, который должен быть в развитии, становлении деятельного субъекта. Благодаря тому, что герои учатся осмысливать свои поступки, они растут, развиваются. Вспомним рассказ Н.Н. Носова «Автомобиль»: ребята не побоялись взять вину на себя, не солгали. Они написали письмо милиционеру, потому что их волновала судьба шофера. «Дорогой товарищ милиционер! - написали они в письме московскому постовому, стоявшему на углу улицы Горького и Большой Грузинской. - Вы несправедливо записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно». Дети не могли допустить, что их озорство доставит неприятности ничего не подозревавшему водителю. Таким образом писатель как бы непосредственно включается в реальную жизненную ситуацию, помогая растущему человеку - читателю увидеть сложные опосредованные взаимодействия разных фактов и взаимоотношений.

Н.Н. Носов - противник показного. Противник нравоучительных лозунгов, педагогических выводов. Он рисует жизненные ситуации так, чтобы читатель сам «пошевелил мозгами» -сделал вывод из прочитанного. Именно это важно видеть в рассказах веселых и одновременно аналитически раскрывающих смысл жизненных ситуаций, чтобы оценивать произведения, рисующие жизнь детей и рекомендуемых детям. Над чем смеется и заставляет смеяться своих друзей-читателей. В авторской иронии содержится осуждение, но его отношение к своему герою и к читателю - отечески теплое. Смех - добрый: он производен от любви, от созидания добродетели.

У В.Ю. Драгунского есть рассказ, который так и называется: «Надо иметь чувство юмора». Он говорит о том, что отно-

шение человека к окружающему миру в той или иной степени должно происходить сквозь призму юмористического видения. История человеческой жизни - история формирования характера. Как следствие поступков и действий. С возрастом появляются все новые и новые качества, влияющие на внутренний мир растущего человека. Умножаются и противоречия. От того, какие это будут новые качества, черты, зависит и его смысл жизни. И отношение к ней: будет ли человек достойным, честным, добрым или впитает низменные свойства человеческой природы. В гуманистическом юморе видит В. Драгунский «прививку» от возможного возникновения и развития недостойного характера. В этом -смысл авторской позиции, особо значимый для «профилактики» именно в детстве, когда человек растет активно, живо, когда его чувства противоречивы. В восприятии искусства детьми эмоции, вызванные искренне выраженным, живым юмором, нравственно созидательны и этим бесценны.

Юмористический взгляд на ребенка, закладывает нравственные основы характера. Позиции названных выше авторов в том, что юмор выступает борцом против самоуверенности, лени, хитрости. Он пробуждает добродетельные качества: любовь к другому человеку, умение дружить, помогать людям, радоваться. Стремление потребности познавать, открывать мир; осознавать свою значимую роль в нем. Если человек с раннего возраста будет подходить к своим поступкам критически, он не вырастет эгоистом. Его минуют высокомерие, тщеславие, лицемерие.

Конечно, дети постоянно меняются. Приобретают новые взгляды и привычки. Новые знания и навыки. Ребенок XXI века уже не тот, каким был его сверстник двадцать - тридцать лет назад. Дети иначе воспитываются и развиваются. Появляются иные, чем в XX веке, требования и представления о жизни. Но в своей природной основе детская душа во все времена склонна радоваться добру, открыто смотреть на мир, наслаждаясь и любя жизнь. Поэтому творчество Н.Н Носова и В. Ю. Драгунского всегда будет актуально, а главное - необходимо для духовного и душевно-нравственного становления. Они ценны как художники, чувствующие вечно удивительный мир детства. Поэтому сюжетам их произведений свойственна реальность и неподдельная ис-

кренность, эмоциональность. Живость и заразительность. Отсюда

- их обаяние. То, что у детей возникает желание соучаствовать и брать пример с героев - прямое следствие таланта автора, ведущего живой внутренний диалог с читателем. Детям приятна и близка, понятна позиция автора: отношение к героям, а герои -близки и понятны читателю. Ребенок-читатель принимает их горячо, искренне.

Различные исследования и мой личный опыт убеждают: восприятие юмора в наибольшей мере зависит от таланта, мастерства, от жизненной позиции художника, проявляющего свое отношение к факту, составляющему смысл комизма в произведении. Учитывая созидательную природу юмора, мы и обращаем особое внимание на актуальность произведений из отечественной классики, к сожалению почти забытой современным литературоведением и литературной критикой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рассадин Ст. Николай Носов: Критико-биографический очерк. М.: Дет. лит., 1961.

2. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. М.: Дет. лит., 1982.

3. Носов Н.Н. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Дет. лит., 1979-1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.