Научная статья на тему 'Этические экспликации в творчестве Р. Мухамадиева'

Этические экспликации в творчестве Р. Мухамадиева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА КОНТРАСТОВ / ОБРАЗ / ВОСТОЧНАЯ МЕТАФОРИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ СЕНТЕНЦИИ / АВТОРСКИЕ ЭМОЦИИ / POETICS OF CONTRASTS / IMAGE / ORIENTAL METAPHORICAL / MORAL MAXIMS / AUTHOR''S EMOTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сеферова Эсма Энверовна

Творчество Р. Мухамадиева занимает особое место в современной татарской литературе. Его произведения отличаются смысловой глубиной, детализацией, художественным своеобразием, тонким народным юмором, что привлекает внимание не только литературоведов, но и специалистов-культурологов, массового читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL EXPLICATIONS IN THE WORKS OF R. MUHAMADIEV

The oeuvres of R. Muhamadiev occupies a special place in modern Tatar literature.His works are distinguished by their semantic depth, detailed elaboration, artistic originality, subtle folk humor, which attracts the attention of not only literary critics, but also cultural experts, the general reader.

Текст научной работы на тему «Этические экспликации в творчестве Р. Мухамадиева»

УДК 821.512. 19 (477.75-25)

Сеферова Эсма Энверовна 7 Email: seferova. esma@bk. ru

ЭТИЧЕСКИЕ ЭКСПЛИКАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Р. МУХАМАДИЕВА

Аннотация. Творчество Р. Мухамадиева занимает особое место в современной татарской литературе. Его произведения отличаются смысловой глубиной, детализацией, художественным своеобразием, тонким народным юмором, что привлекает внимание не только литературоведов, но и специалистов-культурологов, массового читателя.

Ключевые слова: поэтика контрастов, образ, восточная метафоричность, нравственные сентенции, авторские эмоции.

Имя видного татарского писателя и общественного деятеля Рината Сафиевича Мухамадиева стало известно крымским читателям в 80-ые годы ХХ века. Один за другим увидели свет его рассказы «Тишина», «Лесное пугало», «Ранняя осень в деревне», повести «Белые скалы», «Наличники», герои которых - люди инициативные, думающие. Уже в 1996 году читатель получил возможность познакомиться с романом «Мост над адом». Привлекая внимание литературной общественности, одно за другим выходят произведения «Мечта о белых скалах», «Львы и канарейки», «Крушение», «Тени в сумерках». Влюблённость в Татарстан, его славное настоящее и великое прошлое придаёт произведениям писателя ту степень реалистической достоверности, которая делает их интересными и важными не только у себя дома. Р. Мухамадиев - главный редактор федеральной просветительской газеты «Татарский мир», на страницах которой размышляет о насущных проблемах общества, духовной культуре татарского народа. Он зарекомендовал себя как создатель острых по проблематике произведений на темы современности. При этом прозу его органично дополняет публицистика, столь же острая и актуальная.

Критики с одобрением отмечают склонность автора к современной проблематике, умение живо и оригинально развивать сюжет, доброжелательную оценку творчеству писателя даёт поэт Валентин Сорокин, в статье «Слово о собрате»: «Рассказы, повести и романы писателя растут из глубинных душевных переживаний и размышлений, радостей и печалей, адресованных другу и соседу, встречному дню и всем нам, действующим на пользу самим себе и своему честному народу, стосковавшемуся по светлому благу и заслуженному счастью. Такова гражданская линия писателя, таково его слово, щедрое и ласкающее, гневное и пронзительное, но всегда - помогающее тебе» [1, с. 5]. Уже первые произведения писателя привлекли внимание душевной тонкостью, затаённой взволнованностью, вдумчивым и мечтательным взглядом на мир:

«Откуда они, эти добрые лучи радушия и тепла. Щедрое ли солнце льёт свет в распахнутые окна? Мощная, кудрявая зелень цветов ослепляет с подоконника? Или это пышущий жаром самовар? Не стоит гадать. Главное - на душе тепло. Ах, если бы не эта позванивающая в глубине прозрачная льдинка, необъяснимая, безотчётная, беспокоит, звенит и звенит», - пишет он в одном из рассказов [1, с. 145].

Мы видим, что природа в рассказе настолько очеловечена, настолько вписана в мир авторских эмоций, что читателя не покидает ощущение полной и гармоничной слитности человека и родной стихии. Таким образом, мы можем утверждать, что картина мира Р. Мухамадиева, воплощённая в его прозе, в соответствии с типологией, предложенной

7 Сеферова Эсма Энверовна, лаборант кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУВО РК КИПУ (Симферополь, Крым).

В.Е. Хализевым, соответствует определению «обновлённая классическая (неоклассическая)», поскольку вбирает в себя «представления как об извечной динамике универсума и неустранимых диссонансах в его составе, так и об устойчивости, упорядоченности бытия и его гармонических начал» [4, с. 26]. И, действительно, в творчестве Р. Мухамадиева поэтика контрастов, яркая восточная метафоричность соседствует с - импрессионистскими мягкими полутонами; явно идущая от восточной поэтики афористическая заострённость нравственных сентенций и нормативная определённость тематики - с психологизмом, с интонацией вопроса, намёка и раздумья. Основной тон произведений писателя - исповедальность, искренность признаний. Обращаясь к осмыслению бытия, автор достигает философских глубин, стремление к познанию сущности жизни и смерти, добра и зла, места человека в мире у него, несомненно, присутствует. Ощущением зыбкости, призрачности времени проникнуты рассказы «Мадам Аннет», «Капризуля», «Крылья ангела», «Пряничные сны», повести «Наличники», «Белые скалы. Интересно, как писатель, пользуясь различными средствами (здесь мы имеем в виду образную систему, звукопись, созвучие образов-метафор) передаёт и динамику восторга и разочарования, зрелости и мудрости - целую гамму чувств человека... В рассказе «Глаза души» Р. Мухамадиев обнаруживает социальную и психологическую наблюдательность. Автор ведёт повествование в неторопливом, раздумчивом ритме, что и ритм жизни героя. Внимательно всматривается он во внутренний мир незрячего Зуфар абыя. Главная причина его переживаний - одиночество. Обида. А тут ещё и деревенские судачат. Мысли Зуфар абыя, подобно «ручейку, текущего по мелким камушкам», меняя направление, оспаривают одна другую, причиняя ему душевную боль. Нет, не за себя, а за людей, за их очерствелые души страдает он:

«Не бойся, братишка, уже надоели неискренние слова. Все относятся ко мне как к несчастному человеку. Только и слышишь: «Братишка Зуфар», да «Зуфар абый». Любят меня. А за что? За то, что играю на гармони? Нет! Они жалеют меня, жалеют. За то, что я вот такой!..» [1, с. 180].

Изображая взаимоотношения отцов и детей в современной жизни, Р. Мухамадиев отмечает возросший потенциал душевного эгоизма, черствости и равнодушия молодых людей. Этой проблеме посвящены такие рассказы, как «Ранняя осень в деревне», «Удравший балеш», «Жук» и др. Традиционные, испокон веков ценимые женщинами ценности - любовь, семья, ребёнок, слагаемые понятия Дом, - под пером Р. Мухамадиева обретают особое звучание. Согретая авторской любовью из рассказа «Ранняя осень в деревне» тётушка Фатыма вызывает к себе не жалостливое, а уважительное чувство.

Её «жизнь протекла, как большая река. Нет, не протекла, а всё течёт, не больно-то показывая глубину. Чего только не было на её берегах, какие льдины сплыли вниз по течению, истаяли. Да на расстоянии - что за удивление, вблизи же - изумляться и окатываться тревогой...» [1, с. 20].

В образе тётушки Фатымы воплощает прозаик свой идеал женщины, сумевшей через всю жизнь пронести верность мужу Мухаметвали. Фатыма-апа неизменно принципиальна, ненавидит ханжество, лицемерие, нравственную нечистоплотность. Она не попрекнула Эльмиру, не рассказала о легкомысленных увлечениях молодой женщины мужу. Эльмира не живёт - скользит по жизни в поисках эфемерного счастья. У этой женщины как бы несколько правд одновременно. Она любит мужа, увлекается деревенским парнем, не обделяет ласками тех, кого судьба посылает на её пути. Автор, опираясь на народную мудрость (всегда к месту вспоминая ту или иную пословицу, поговорку), пытается понять современных молодых людей, слишком уж по-разному смотрящих на жизнь. Перед нами возникает диалог тётушки Фатымы и горожанки Эльмиры, диалог двух поколений:

Эльмира: И как вы живёте совсем одна? - Никто вас не видит по утрам. И ведь не месяц, не год, а так долго-долго. Как представлю... Нет даже представить страшно.

Тётушка Фатыма: Кто же выбирает для себя? Жизнь по-своему поворачивает. Пусть тебе пух под ножку стелется. А я уж потерплю.

Эльмира: Зачем?

Тётушка Фатыма: Бог всё знает и сердцем движет. Для нетерпения уздечка есть.

Эльмира: Какая уздечка?

Тётушка Фатыма: Долг... Так-то, доченька.

Эльмира: И вы за эти сорок лет ни разу не полюбили?

Тётушка Фатыма: Я мужняя жена, а не вертихвостка. Голова ещё в порядке.

Как трудно им понять и принять друг друга! Потому великий смысл видит прозаик в самом институте семьи - это отчаянная попытка человека победить всесокрушающее время. Вкус и чувство меры позволили писателю обойтись, рассказывая о столь сложных жизненных перепетиях, без пикантных деталей. Лишь в нескольких портретных описаниях, сделанных в духе гиперреализма, прозаик, на наш взгляд, чрезмерно натуралистичен. Автор напоминает какой невосполнимой утратой для общества является пропадающий втуне морально-этические ценности старшего поколения.

В рассказе «Удравший балеш» писатель, повествуя о жизни своих персонажей с чуть заметной улыбкой, тщательно и обстоятельно прописывает мир, в котором живут его герои. В характеристике таких персонажей как Байрамгали, Миляуши, Амины, Сулейман абзыя и других на первый план часто выходит особая этическая оценка. В рассказе писатель показывает себя мастером живого диалога. В афористичных репликах героев ощутимо проступают разные характеры и темпераменты.

В начале 90-х годов ХХ века Р. Мухамадиев обращается к исторической теме и пишет роман «Мост над адом». Был ли случайным, неожиданным этот поворот к исторической теме или же он подготовлен сложной эволюцией творческого пути прозаика? Думается, верно последнее. Созданию романа предшествовала серьёзная работа по изучению эпохи, сохранившихся документов славного сына татарского народа Мирсаида Султан-Галеева. Писатель рисует образ Султан-Галеева, «по воле судьбы оказавшегося рядом с Лениным и Троцким и являвшимся первым заместителем Наркома по делам национальностей И. Сталина» [2, с. 479]. Перед нами личность яркая, но в то же время и трагическая. Само положение Султан-Галеева, «выдающегося идеолога и практика национально-освободительного движения народов Востока» и одновременно «жертвы большевистского режима» содержит в себе ядро противоречия столь острого, что оно не может не вызвать нравственной коллизии. Мучимый недугами, он находит в себе силы для противоборства с жестоким представителем «режима». Перед лицом неизбежной гибели Султан-Галеев говорит о Родине, о мире, о людях, о том, что представляет неиссякаемый интерес для истории, а значит и для народа. Характерны, в частности, последние слова Султан-Галеева: «Ах, мои народ! Видишь, как нелегко пройти по мосту Сират, который тоньше волоса, острее лезвия клинка. И всё же я верю, что... Закончить фразу ему не дали. Её оборвал глухой звук выстрела» [2, с. 478]. Образ Султан-Галеева- не единственная удача писателя в романе. Художественно убедительны и другие образы. Особенно удались автору образы Заки Валиди, Хади Атласова, Раузы, Шамиля Усманова изображён и коварный Лаврентий Берия. В столкновении Султан-Галеева и представителя «режима» Л. Берии автор воспроизвёл не только противостояние двух конкретно исторических, политических тенденций, порождённых эпохой, но нечто большее. Перед нами извечное столкновение добра и зла в их обнажённой сущности. На одном полюсе свет знания, забота о благе человечества, на другом - своекорыстие, невежество, раздувшиеся до невероятных размеров амбиции. И этот аспект делает роман Р. Мухамадиева особенно современным и по-настоящему актуальным.

Среди произведений Р. Мухамадиева есть и роман «Тени в сумерках», книга о быте и бытие, о делах и буднях правящей «перестроечной элиты», о том, как добывается власть и вершится «большая политика». В эпиграфы взяты слова автора:

«Героев моего произведения, прошу: не ищите в высоких кабинетах и стадах, что пасутся на просторах необъятной страны нашей. Если кто-то себя увидел, то простите, я тут ни при чём. Все равно мои бараны лучше» [1, с. 402].

Роман «Тени в сумерках» столь же захватывающе-остросюжетен как и «Мост над адом». Автор начинает с чудовищной фигуры Фаляха, линия же Лейсан выводит на

драматическую ситуацию: честная девушка в бесчестном окружении. Так из небольших, но впечатляющих деталей встаёт «славный жизненный путь» Фаляха Экзамыча, Алмаза, Исмагиль абыя и других персонажей. По воле автора, герои романа постоянно как бы «проговариваются», разоблачая себя той или иной, казалось, совсем случайной, репликой:

«Богатство, дорогой мой друг Алмаз, это такая штука, которая сегодня есть, а завтра ты можешь пойти с протянутой рукой и никто тебе не подаст. Ты умный парень, надеюсь, что всё понимаешь как надо. А если не будет ни денег, ни положения, никто с тобой даже здороваться не станет. Ни друзьям, ни врагам, ни даже любимой жене уже будешь не нужен. Так ведь?!» [1, с. 508].

Прозаик не жалеет сатирических красок для образа Фаляха Экзамыча - самодовольного чиновника, ничего не делающего бескорыстно.. Главное его свойство - это, пожалуй, гибкость, умение ловко лавировать в различных обстоятельствах. Если вышестоящее начальство потребует, он вмиг «перестроится», хотя сущность его при этом останется неизменной. Однако реалистическое изображение жизни в романе не исключает лиризма, романтического пафоса. В романе «Тени в сумерках» прозаик показывает, что в изменившемся мире по-прежнему любовь, преданность ей, память остаются важнейшими точками опоры, помогающими человеку узнавать и преобразовывать мир, стойко переносить удары судьбы. Потому так горячо отстаивает свою любовь, спорит с Фаляхом юная Лейсан, героиня романа «Тени в сумерках». И оказывается, что нет на свете страшнее чувства, чем ощущение полной своей свободы от общественных, родственных, профессиональных связей. Потому так искренне звучат слова Исмагиль абыя, утешающего своего начальника и родственника Фаляха, ушедшего с высокого поста не по своей воле:

«А ты, братик, не убивайся особо. Ну и что, что ушёл ты из этой власти. Что-то изменилось? Что, земля встала, небо упало? Ничего подобного! Вы же не приспособлены жить, как обычный человек в нормальных условиях. Живёте вы, как тени ... Как тени в сумерках. А сумеркам как бы долго они не затянулись, всё равно когда-то приходит конец» [1, с. 638].

Повествование подкупает глубоким психологизмом. Писатель пытается раскрыть потаённые движения души своих героев, проследить, как совершается процесс нравственного созревания. Р. Мухамадиев успешно работает и в автобиографическом жанре. Известно, что автобиографический жанр дает неограниченные возможности индивидуального и неповторимого проявления таланта [3, с. 147]. Автобиографические рассказы непритязательны по сюжету, но несут в себе глубокую мысль, большой эмоциональный заряд. Это могут подтвердить такие произведения, как «Капризуля», «Два Андрея», «Счастье наших матерей» и т.д. Автор в своей цепкой детской памяти запечатлел то, что позволило ему утверждать главное:

«Секрет счастья наших матерей, видимо, в глубокой привязанности к родному дому, к родной земле. Они больше чем кто-либо другой, чувствуют её тепло и берегут. Матери - хранительницы наших корней и тёплого семейного очага, ведь пока живы наши мамы, мы - всё ещё дети...» [1, с. 170].

Он обращается не просто к воспоминаниям, а воссоздаёт из пережитого то, что запечатлелось наиболее ярко. Известно, что сравнение, метафора тонко и точно характеризуют не столько сравнительный предмет, сколько самого рассказчика, того, кто сравнивает, потому черпаются из глубинных сфер его сознания, из подсознания, обусловленной генетической памятью народа, к которому рассказчик причастен. Следует отметить, что предисловие и финал рассказа «Крылья ангела» очень эффектны:

«С течением лет всё чаще вспоминаются детские и отроческие годы. Вот и я, видимо, приблизился к таким дням. Стоит остаться одному, как всплывают воспоминания.Возможно, кому-то покажется смешным - разве можно задумываться, не ведая о чём. А у меня бывают моменты, когда не знаешь: то ли смеяться, то ли плакать. Вероятно, это от одиночества.Вдруг, откуда не возьмись, возникают, точно табун, и, обволакивают разные мысли» [1, с. 171].

Как видим, слово в его рассказах образно, содержание глубоко философично. Автор экономен в метафорах, не разрушает их своими объяснениями. Здесь есть психологически точные детали, хорошо выписаны образы персонажей. И это задевает душу, заставляя снова и снова мысленно возвращаться к рассказу.

Ринат Мухамадиев - талант крупный, многогранный. Тематика его произведений разнообразна: это и философские размышления о жизни и смерти, о любви, о человеческом долге, рассказы о природе родного края. Его произведения презентуют картину мира писателя, важным свойством которого является цельность, гармоничность и динамизм.

Seferova Esma Enverovna

ETHICAL EXPLICATIONS IN THE WORKS OF R. MUHAMADIEV

Summary. The oeuvres of R. Muhamadiev occupies a special place in modern Tatar literature. His works are distinguished by their semantic depth, detailed elaboration, artistic originality, subtle folk humor, which attracts the attention of not only literary critics, but also cultural experts, the general reader.

Keywords: poetics of contrasts, image, oriental metaphorical, moral maxims, author's emotions.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мухамадиев Р. Свои люди. Избранное / Р. Мухамадиев. - М. : Дружба литератур, 2012. - 640 с.

2. Мухамадиев Р. Мост над адом. Роман / Р. Мухамадиев. - М. : Голос, 1996 - 480 с.

3. Сеферова Ф. Этические идеалы крымскотатарской прозы 60-80 гг ХХ века: монография / Ф. Сеферова - Симферополь : Доля, 2009 -208 с.

4. Хализев В. Теория литературы: учеб. / В. Хализев. - 3-е изд. - М. : Высш. шк., 2002. -437 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.