Научная статья на тему 'Женские образы в современной татарской женской прозе'

Женские образы в современной татарской женской прозе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1590
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / РОМАН / ПОВЕСТЬ / ГЕРОИНЯ / ОБРАЗ / PROSE / COMPOSITION / ROMANCE / NOVEL / HEROINE / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хисматова Лилия Котдусовна

Исследованы проза татарского прозаика, первого автора женского романа Мадины Маликовой, особенности создания татарских женских образов автором женщиной. Проанализированы произведения писательницы, выделены проблемы, поднятые прозаиком, художественные способы создания женских образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMAN IMAGE IN THE MODERN TATAR WOMAN PROSE

Tatar novelist's prose had been analyzed, the first author woman novel of Madina Malikova. The main theme of article: to analyze features of creation tatar woman images by author-woman. Author's novels had been analyzed, novelist's problems had been distinguished, artistic methods of creation woman images.

Текст научной работы на тему «Женские образы в современной татарской женской прозе»

Л.К. ХИСМАТОВА

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ

Ключевые слова: проза, произведение, роман, повесть, героиня, образ.

Исследованы проза татарского прозаика, первого автора женского романа Мадины Маликовой, особенности создания татарских женских образов автором женщиной. Проанализированы произведения писательницы, выделены проблемы, поднятые прозаиком, художественные способы создания женских образов.

L.K. HISMATOVA WOMAN IMAGE IN THE MODERN TATAR WOMAN PROSE

Key words: prose, composition, romance, novel, heroine, image.

Tatar novelist’s prose had been analyzed, the first author woman novel of Madina Malikova. The main theme of article: to analyze features of creation tatar woman images by au-thor-woman. Author’s novels had been analyzed, novelist’s problems had been distinguished, artistic methods of creation woman images.

Женщины во все века несли в себе не только высокий свет материнства и преданности родному очагу, но и являли собой пример народной нравственности и морали, духовности. Прекрасны в этой связи слова ненецкой писательницы Анны Неркаги: «Мать помнит о том, о чем иногда забывает сама жизнь» [8, с. 4]. Женская судьба в своей философской сути как раз выступает, как хранительница всего лучшего, что накоплено развитием человечества и каждого народа в отдельности.

Так уж исторически сложилось, что произведения издавна писали больше мужчины и назвать имена даже нескольких писательниц древности, а тем более женщин-мусульман - дело непростое. Положение женщины-мусульманки даже в семье было неоднозначным. Большое значение здесь имеют исторические условия, традиции народов, роль женщины в обществе. Например, до революции только за попытку спеть песню горянке Анхил Марин зашили рот, а сегодня ее землячка Фазу Алиева - народная поэтесса Дагестана. С годами ситуация менялась, женщины все настойчивее стали заявлять о своих правах: начали получать образование, их жизнь уже не замыкалась в кругу семьи и в ведении хозяйства. Естественно, в связи с историческими переменами в обществе менялась и роль женщин. В татарской литературе первые женщины-писательницы, женщины-просветители: Галимателбанат Биктимерова, Ха-нифа Гисматуллина, Галима Рахматуллина, Хабира Насыйпия, Газиза Са-митова появляются в середине XIX в. В своих произведениях они пишут о воспитании детей, нравственности, семейных отношениях и поднимают другие жизненные проблемы. В ХХ в. развитие татарской женской литературы набирает обороты, появляются новые имена: Хаерниса Сафина, Гульшат Зайнашева, Мадина Маликова, Сажида Сулейманова Лабиба Ихсанова, Эльмира Шарифуллина, Набира Гиматдинова, Фаузия Байрамова, Клара Булатова, Лена Шагыйрзян, Шамсия Жигангирова и др.

Еще в XIX в. татарский просветитель Р. Фахретдинов писал, что необходимо давать образование и уделять особое внимание воспитанию девочек, ведь именно они связывают настоящее с будущим.

В литературе немало произведений, где правдиво и честно описана женская доля. В этом аспекте хотелось бы проанализировать творчество татарского прозаика и драматурга Мадины Маликовой. Одной из особенностей ее

творчества является то, что все главные герои ее произведений - женщины различных специальностей: врачи, архитекторы, артисты, поэтессы, химики, ученые, художники, поэтессы, бизнесмены, руководитель благотворительного общества, первый секретарь обкома. Зачастую героями ее произведений становятся просто женщины-матери [2-7].

В то же время М. Маликова пишет высокохудожественные произведения, в которых ставит актуальные проблемы современности, выявляя их через призму женских судеб.

В свое время известный татарский писатель Аяз Гилязев назвал ее «интеллигентным писателем». Да, действительно, М. Маликова пишет на различные темы, иногда казалось бы, на несовместимые. Однако здесь нет противоречия: прозаик описывает не суть данной профессии, а, скорее, влияние данной специальности на становление личности. Повесть «Весенние венки», например, дополняет коллективный портрет современной женщины. Несмотря на присутствие колорита военного времени, атмосфера повести пронизана светлым лиризмом, добротой, заботой о близких. Произведение представляет собой воспоминания бабушки Газзи. В один миг перед ее глазами проходит вся ее трудная, бурная, значимая жизнь. Казалось бы, ничего особенного нет в истории, рассказанной автором читателю: жила сначала маленькая девочка, потом девушка, как и все, влюбленная и счастливая, далее молодая женщина со всеми житейскими проблемами... Именно таким простым методом прозаик создает образ женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-тыловика, женщины-фронтовика. Контрастом выделяются люди, ради корысти переступающие элементарные нравственные границы, черствые сердцем и душой.

В 60-70 годы ХХ в. в татарской литературе через образ матери раскрываются многие духовно-нравственные и социально-политические проблемы. Эта же традиция наблюдается и в произведениях М. Маликовой. В романе «Фидая» главная героиня - женщина, занявшая высокую должность, потерявшая мужа, которая одна растит дочку. Читая роман, мы радуемся успехам героини и рыдаем вместе с ней. Фидая поднимается по карьерной лестнице до должности секретаря обкома. Но в один миг весь мир рушится, ее снимают с должности, и Фидая остается наедине с собой. Этим романом М. Маликова показывает, насколько трудно женщине работать в мужском коллективе, строить свою карьеру; вдвойне труднее вдове, если она красивая, умная.

Мирные годы по-новому характеризуют коллективный портрет женщины. Все радости и печали современной жизни описываются в прозе М. Маликовой. Романом милосердия и нравственности считают произведение «Милосердие». Роман о врачах-гинекологах, которые дарят жизнь людям, надежду женщинам, счастье семьям. В то же время они обычные люди, у них такие же житейские проблемы, как и у всех женщин: семейные неурядицы, измена, несчастная любовь. Автор, описывая жизнь врачей-ученых, затрагивает проблему века: черствость душ, черную зависть, предательство близких и необходимость быть милосердными.

Роман «У каждого соловья свой сад» М. Маликовой привлекает читателя значением поднятых проблем. Это многоплановое произведение о людях искусства, сложных жизненных судьбах актеров национального театра. Театр ставит историческую драму «Кадимбике». Собственно вокруг этой пьесы и строится сюжет романа. Образом Кадимбике (в его разных толкованиях) проверяются творческая и нравственная суть персонажей, вовлеченных в работу

над спектаклем. Описывается обширный околотеатральный, бытовой фон. Здесь и интриги, и личные симпатии или антипатии, любовные похождения, житейская суета. Автору удается поставить проблему бескорыстного служения искусству, создать глубокие, психологически достоверные образы Сафии, Шафики, Исмегуль, Мукаррамы, Эльвиры.

Прозаик критически оценивает реальность, которая нас окружает: неустроенность быта, бесконечные материальные трудности, разрушающие семьи, всеобщее ожесточение душ, черствость, грубость и невнимание. Все эти пороки общества в первую очередь ложатся на хрупкие женские плечи. И уже привычные для всех картины семейных скандалов, разводов, сюжеты о детях-сиротах при живых родителях, спившихся родителях, молоденьких проститутках, наркоманах, алкоголиках ложатся в основу новых произведений. Например, повесть «Цветочный мед» охватывает все эти проблемы. В произведении повествуется о судьбах двух мальчиков, которых еще в роддоме поменяли по равнодушию и невнимательности врачей. Каждая семья жила по-своему. Макар - сын счастливой в браке пары Гамиля и Сагъдии, жил в чужой семье с родителями-алкоголиками и строил свою жизнь сам. Связался с уличными бандитами и стал наркоманом, преступником. Джамиль, родившийся с алкогольным синдромом, воспитывался и был любим в семье Гамиля. В произведении автор антитетически повествует о судьбах двух женщин-матерей. Сагъдия - жена Гамиля, представляет собой практически идеал женщины-татарки, благодаря ее терпению и любви Макар вылечивается от наркомании, семья обретает сына. Эльза же, жена Геннадия, не смогла сохранить семью. Сын - наркоман, дочь - пока еще маленькая, судьба ее еще неизвестна, потому что отец алкоголик и мама сама часто выпивает. В финале у М. Маликовой традиционная счастливая развязка: семья Сагъдии и Гамиля возвращают родного сына Макара (Мухтара), вылечивают его от страшной зависимости наркомании.

На рубеже веков М. Маликова обрела новое дыхание. Перо ее стало более острым, энергичным и сатиричным. Это проявилось в ее произведениях начала XX в., особенно в повести «Золотые цепи». Судьба героини Таслимы круто и трагично переменилось в связи с коренными изменениями в стране. Раньше она служила красоте, искусству, вела детский танцевальный кружок. Таслима была счастлива и уверена, что нашла свое призвание и место в жизни, что имеет любимую семью, детей, работу. Но жизнь все изменила, и все рухнуло. Дворец культуры остался без средств, детские кружки распались, она потеряла любимую работу, да и муж-инженер после закрытия завода остался без работы... Чтобы прокормить семью, Таслима стала «челночницей-торгашкой». В дом вернулся достаток, но исчезли душевное равновесие и покой.

Детективный роман М. Маликовой «Вихрь» охватывает все те же проблемы бытия. Простая женщина - Жаухария, видя все трудности жизни: нищету, голодных и голых детишек, инвалидов, организует благотворительное общество, делает все возможное, чтобы помочь им. Но, к сожалению, есть такие люди (Даниф), которые из-за корыстных целей разрушают все, что сделано во благо людей, для них нет ничего святого [3].

В повести «Утраченные сокровища» показываются трагические последствия для общества утраты и забвения освященных веками народных обычаев и традиций. На небольшом пространстве повести исследуется, в силу каких причин происходило обесценивание этих «сокровищ» и как это может отразиться на последующих поколениях, конкретных человеческих судьбах. Идеи, положенные в основу повести, придают оттенок нравоучительности, но читается она

с удовольствием, потому что сюжет построен мастерски. Повесть отличается философской глубиной, твердой нравственной позицией автора [7].

Одно из последних произведений М. Маликовой «Красный цветок» Ф. Ла-тифи назвал: «Лебединой песней», считая роман одним из лучших в ее творчестве. Произведение не похоже на предыдущие ни по тематике, ни по форме, ни по сюжетному построению. Здесь автор охватывает судьбы двух поколений и поднимает проблему ответственности человека перед обществом и наоборот. Может ли обычный человек повлиять на государственный режим, кто несет ответственность за разбитые строем судьбы, должны ли дети расплачиваться за преступления родителей? В то же время в романе описываются две истории любви. Загида - Вилен, сын Загиды Муртаза и Илюса. Вокруг этих судеб и строится сюжет романа. Произведение получилось трагичным, остросюжетным и с традиционным счастливым концом [5].

Совершенно новый роман М. Маликовой «Очарование». Он также о женских судьбах. Автор в контексте сравнивает двух девушек: Ленизу и Анису. В начале произведения их судьбы чем-то схожи: обе сироты, выросли с чужими людьми, влюблены в одного и того же человека - Мидхата. Но характеры у девушек совершенно разные. Лениза по природе своей ревнивая, беспомощная, всегда ждет помощи со стороны. А Аниса решительная, знает, чего она хочет и умеет ждать своего момента и вести себя достойно. Лениза не может найти себе места в жизни, ее что-то тревожит, она не доверяет мужу, не умеет любить и быть любимой, что так важно для каждой женщины. В итоге она теряет все то, что щедро подарила ей судьба: ребенка, любимого мужа, семью, попадает в секту и сама тоже пропадает без вести. А Аниса, напротив, приобретает все, о чем мечтала: любимого человека, достойную профессию. Автор еще раз доказывает, что вера, надежда и любовь должны жить в каждом человеке.

М. Маликовой в своих произведениях удалось точно описать женскую психологию, последовательность мыслей женщины, ее логику. «Женский» взгляд проявляется в том, что очень большое внимание уделяется таким понятиям, как семья, дом, верность, муж, жена, любовница, неверность, жертва ради любви, карьера, личная жизнь. Даже страна представлена не с точки зрения политики, отношения с внешним миром, а описанием ситуации на работе, в семье, на улице, в интернате, театре, больнице и т.д.

Особенность творчества М. Маликовой состоит в том, что она исследует социально-психологические и нравственные координаты современной жизни: отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа обычного, «маленького» человека для этой прозы не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Основные задачи, решаемые прозаиком, - это проблема отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы отношения и сохранения нравственности.

Книги М. Маликовой с увлечением читает уже не одно поколение. Главная причина их популярности, конечно же, в искренности, задушевности, эмоциональности. Как истинный художник слова, прозаик пишет словно акварелью, умея передать тончайшие движения человеческой души. Ее проза достоверна, поэтому во многих ее романах и повестях читатели узнают себя. А ведь именно в этом и заключается высшее назначение литературы - установить духовную связь с читателем.

Итак, в рассмотренных нами произведениях нет романов, повестей и рассказов о любви в «чистом» виде, что было бы естественно в беллетристике.

Значит, можно сделать вывод - автора волнуют не только взаимоотношения мужчины и женщины, но и другие не менее важные вопросы.

Проанализировав произведения женщины-прозаика, можем сказать, она талантлива, ее романы интересны для читателя. Она пишет в основном о обществе, семье, любви, смерти, предательстве, рассказывает о судьбах разных людей, показывает реальный мир, ищет ответы на самые актуальные и сложные жизненные вопросы.

Литература

1. Ахмадуллин А. Словарь литературоведческих терминов / А. Ахмадуллин. Казань: Тат. кн. изд., 1990, 238 с.

2. Маликова М. Весенние венки: повести / М. Маликова. М.: Советская Россия, 1984, 288 с.

3. Маликова М. Вихрь / М. Маликова. Казань: Тат. кн. изд., 2003, 352 с.

4. Маликова М. Золотые цепи / М. Маликова. Казань: Тат. кн. изд., 2001. 384 с.

5. Маликова М. Красный цветок: романы / М. Маликова. Казань: Тат. кн. изд., 2005, 414 с.

6. Маликова М. Милосердие / М. Маликова; пер. Е. Корнеевой. М.: Современник, 1988. 256 с.

7. Моя судьба: повести и рассказы / сост., вступ. ст. В.В. Дементьева. М.: Современник, 1991. 462 с.

8. Маликова М. Потерянные сокровища / М. Маликова. Казань: Тат. кн. изд., 2004. 386 с.

9. Татарская литература: теория. История / Д.Ф. Загидуллина, А.М. Закирзянов и др. Казань: Магариф, 2006. 319 с.

ХИСМАТОВА ЛИЛИЯ КОТДУСОВНА родилась в 1980 г. Окончила Казанский государственный педагогический университет. Аспирантка Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Область научных интересов - татарская литература. Автор 7 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.