Научная статья на тему 'МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МИРОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахумова О.В., Хамукова М.У.

В статье рассматривается влияние глобализации мировой экономики на малый и средний бизнес. Проведен анализ положения данного сектора экономики в ряде стран. Изучено влияние правительства государства на развитие малого и среднего бизнеса. Даны практические рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировых рынках.In article influence of globalization of economies on small and medium business is considered. The analysis of a provision of small and medium business in a number of the countries is carried out. Influence of the government of the state on development of small and medium business is studied. Practical recommendations about enhancement of system of state regulation, for ensuring product competitiveness of small and medium business in the world markets are made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 339.9

Тахумова О.В., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности

Северо-Кавказский Федеральный Университет

Россия, г. Ставрополь Хамукова М.У. студент

3 курс, кафедра экономики и внешнеэкономической деятельности

Северо-Кавказский Федеральный Университет

Россия, г. Ставрополь МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В статье рассматривается влияние глобализации мировой экономики на малый и средний бизнес. Проведен анализ положения данного сектора экономики в ряде стран. Изучено влияние правительства государства на развитие малого и среднего бизнеса. Даны практические рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировых рынках.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, глобализация мировой экономики, мировая экономика, мировые экономические отношения.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF ECONOMIES

In article influence of globalization of economies on small and medium business is considered. The analysis of a provision of small and medium business in a number of the countries is carried out. Influence of the government of the state on development of small and medium business is studied. Practical recommendations about enhancement of system of state regulation, for ensuring product competitiveness of small and medium business in the world markets are made.

Keywords: small business, medium business, globalization of economies, world economy, world economic relations.

Глобализация мировой экономики ведет к изменениям в характере мирового производственного процесса, способствует совершенствованию международного разделения труда и усилению научно-технического прогресса, а также значительно ускоряет процесс интернационализации деятельности субъектов хозяйственных отношений. Глобализация мировой экономики открывает перед хозяйственными субъектами новые возможности для расширения бизнеса. Малый и средний бизнес (МСБ) в условиях глобализации оказывается более мобильным, оперативнее адаптируется к изменениям конъюнктуры рынка, активно внедряет новые технологии, нередко успешно конкурирует с крупным бизнесом.

Малый и средний бизнес является самостоятельным сектором, несущим определенную экономическую и социальную ответственность,

обладающим большим инновационно-производственными

экспорториентированным потенциалом. Создавая рабочие места и пополняя рынок товарами и услугами, дополняющих систему общественного потребления, малый и средний бизнес обеспечивают стабильность социально-экономического развития.

При освоении зарубежных рынков, малый и средний бизнес может действовать, как и самостоятельно, так и в взаимодействии с большими предприятиями, т.е. выступая в качестве субподрядчиков крупных фирм в соответствии с условиями контракта. Из-за разнообразия форм функционирования субъекты МСБ способствуют оживлению международной торговли. Для того, чтобы доказать данный факт, можно сослаться на конкретные примеры их участия МСБ во внешних связях. Так, в Японии показатель участия МСБ во внешнеэкономической деятельности находится на среднем уровне и составляет 50% от общего объема экспорта, а показатель участия МСБ Италии во внешнеэкономических отношениях достигает 65% от общего объема экспорта. Во Франции, в секторе обрабатывающей промышленности, экспортная доля МСБ равна экспортной доле больших предприятий. В странах с переходной экономикой, например, в Южной Корее эти показатели достигают 40%. А в развивающихся странах Восточной Азии - около 36%.

Следует также отметить, что субъекты МСБ имеют важную роль в развитии наукоемких и высокотехнологических производств, в быстром освоении новшеств. Так по данным, предоставленными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в настоящее время в Англии малые предприятия создают 28% значительных изобретений, во Франции - 30%, а в США 60% инновационной продукции создается предприятиями МСБ, на которых работают около 40% технического персонала страны. В Индии функционируют 13 миллионов малых предприятий, которые вырабатывают около 50% общего объема продукции промышленности. В КНР малый и средний бизнес обеспечивает более 65% национального ВВП, формирует более 50% налоговых поступлений, обеспечивает около 75% рабочих мест и 63% общего объема экспорта в стране.

Как показывает мировая практика, по доле МСБ в общем количестве предприятий, занятости и ВВП они занимают лидирующие позиции во многих странах. (Таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что МСБ преобладает количественно в национальных экономиках ряда стран. МСБ показывает свою самостоятельную и довольно успешную траекторию хозяйственного развития. Сравнивая статистику разных стан, мы можем сделать вывод: чем больше влияние МСБ на национальную экономику, тем больше экономические показатели данной страны и конкурентоспособность ее предприятий на мировом рынке.

Таблица 1 - Тенденции развития МСБ и его значение в национальной экономике в ряде стран_

Страна Доля МСБ в общем количестве предприятий, % Доля МСБ в общем количестве занятости, % Доля МСБ в структуре ВВП, % Доля МСБ в экспорте, %

1990 -2000 гг. 20122014 гг. 1990 -2000 гг. 20122014 гг. 1990 -2000 гг. 20122014 гг. 1990 -2000 гг. 20122014 гг.

США 85-87 97,798,1 42-45 58-61 43-45 51-53 28-30 38-41

Япония 88-90 98,599,7 58-60 76-79 46-49 53-56 29-33 39-41

ЕС 86-87 97,698,5 55-59 70-73 51-56 66-68 45-50 69-72

Германия 87-89 98,599,8 50-53 66-70 43-47 55-57 38-41 50-53

Италия 89-90 98-99,8 56-58 70-74 46-50 60-62 43-48 59-62

Великобритания 82-86 98-99,2 38-40 51-53 42-47 54-57 35-41 50-53

Франция 82-85 98-99,6 40-45 59-61 46-50 55-57 36-43 49-52

Китай 70-75 98-99 50-56 71-76 37-43 59-6 39-41 66-70

Россия 20-25 40-42 15-18 35-38 10-12 24-26 15-21 39-41

Следует отметить, что развитие малого и среднего бизнеса не может происходить стихийно и требует от субъектов МСБ профессионального подхода к анализу рынка и повышения конкурентоспособности производимой продукции не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

Общеизвестный факт, что глобализация мировой экономики создает возможности развития МСБ, но глобализация может также и негативно влиять на малый и средний бизнес. К негативным последствиям можно отнести: неравномерное распределение преимуществ глобализации между странами, увеличение конкуренции и нестабильности в условиях высокой степени взаимозависимости национальных экономик; постоянно изменяющаяся рыночная конъюктура, высокие темпы совершенствования производственных и технологических процессов, которые предполагают увеличение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Из-за негативных влияний глобализации мировой экономики 50% малых предприятий закрываются в первые два года своей предпринимательской деятельности, а успешными к своему десятилетнему рубежу оказываются только 15% малых предприятий. В разных странах эта динамика различна. Например, в США 69% предприятий МСБ закрываются впервые пять лет, продолжительность жизни 14% предприятий составляет более 10 лет. Средняя продолжительность жизни

МСБ в Японии и в ряде Европейских стран составляет 12 лет, в КНР - 3,7 года. Более 65% негосударственных предприятий в КНР терпят банкротство в течении пяти лет. Проведя исследование продолжительности жизни МСБ в различных странах можно выделить ряд внутренних и внешних факторов, определяющих необходимость трансформации государственного регулирования МСБ в условиях глобализации.

К внутренним факторам можно отнести: низкий уровень менеджмента предприятий, недостаточность собственных оборотных средств, устаревшее оборудование и технологии, трудности привлечения квалифицированных сотрудников.

Внешние факторы условно можно разделить на факторы на национальном уровне и на факторы на мировом уровне.

К внешним факторам на национальном уровне следует отнести: несовершенство нормативно-правовой базы, уровень инфляции, платежеспособный спрос населения, высокие налоговые ставки, низкий уровень финансовой поддержки, повышение цен на сырье и рабочую силу, неблагоприятное отношение общества к частному сектору.

К внешним факторам на мировом уровне относятся: рост издержек производства и выхода на внешний рынок, увеличение давления инфляции, подъем торгового протекционизма, увеличение технических и экологических барьеров, последствия финансово-экономического кризиса, обострение конкуренции на мировом рынке, политические риски, валютный риск, риск непредвиденных обстоятельств.

Все вышеназванные внутренние и внешние факторы связаны не только со слабой выживаемостью малого и среднего бизнеса, но и зачастую с некомпетентным вмешательством государства в экономические процессы. Это, в свою очередь, вызывает необходимость трансформации государственного регулирования и поддержки МСБ в новой экономической среде.

Для обеспечения быстрого и стабильного развития МСБ в условиях глобализации и финансового кризиса правительства многих стран оказывают активную существенную поддержку субъектам МСБ, которые объективно не могут выдержать конкуренции с крупным бизнесом. Для создания действенного механизма стимулирования развития малого и среднего бизнеса наиболее эффективными являются экономические методы, которые предусматривают разработку финансовой, налоговой, информационной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных экономических политик.

Снижение налогового бремени у субъектов МСБ в настоящий момент является одним из важнейших косвенных методов поддержки и стимулирования МСБ в ряде стран. Например, льготы для начинающих субъектов: отсрочка по уплате налогов на прибыль на срок от одного-двух (Франция, США, Швейцария и другие) до пяти лет (Словакия).

В настоящее время, в мире принята практика специализированных

государственных кредитных организаций (называемых банками развития), главная цель которых финансовое содействие в реализации инвестиционных проектов МСБ, а также облегчение экономического состояния многих экспорториентированных МСБ, пострадавших от резкого падения объемов продаж на мировом рынке. В правительстве таких стран, как Дания, Канада, Чили начали активнее использовать такие инструменты, как предоставление экспортных кредитов и расширение гарантийных обязательств. Более частое применение механизмов страхования экспортных кредитов осуществляется в таких странах как Нидерланды, Германия, Новая Зеландия. Также правительства этих стран предоставляют инвестиционные кредиты для улучшения качества ассортимента товаров и услуг.

Основными приоритетами государственной политики в области поддержки МСБ в условиях глобализации экономики является стимулирование наукоемкой и высокотехнологической деятельности, кооперации МСБ с крупными предприятиями и выстраивание отечественных предприятий в технологические цепочки глобальной экономики с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств. Следует отметить, что в странах с переходной экономикой наблюдается значительное отставание от экономически развитых стран по объему и темпам инвестирования в инновационную сферу. Например, в Швеции государственные расходы на научно-прикладные исследования составляют 3,4% а расходы частных фирм 1,3% ВВП, в США - 0,8% и 2%, в Германии 0,8% и 1,9%, во Франции 0,4% и 0,2% соответственно.

В русле тенденции развития малого и среднего бизнеса во всех странах все больше внимания стало уделяться стимулированию интернационализации его деятельности. Основой эффективной внешнеэкономической деятельности (ВЭД) субъектов МСБ и залогом экономической безопасности страны в условиях глобализации экономики является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала. В мировой практике, для стимулирования развития ВЭД субъектов МСБ используется широкий набор инструментов. Классификация мер регулирования ВЭД основана на применении тарифных мер (пошлин) и нетарифных мер (лицензий, квот). В соответствии с данными мерами проводится прямое и косвенное субсидирование экспортеров в сфере МСБ, разнообразные тарифные льготы, освобождения от уплаты пошлин, снижение кредитных ставок, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, информационное обеспечение, государственные закупки новой продукции, система лицензирования и сертификации.

Изучение основных форм поддержки МСБ при выходе на внешний рынок в развитых странах показали, что на сегодняшний день функционирует мощная система государственной поддержки, которая представляет собой развитую скоординированную структуру центральных

и местных органов власти, государственные программы по финансовой, информационной, консультационной поддержке экспорториентированных предприятий, а также эффективно взаимодействующая инфраструктура поддержки экспорта МСБ.

Исследование тактики, стратегии и механизмов государственного регулирования МСБ в наиболее развитых странах мира позволяет выявить общие элементы, присущие каждой из этих стран, а также возможности их использования при разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования в других странах. Нет сомнения в том, что комплекс национальных мер государственного регулирования малого и среднего бизнеса должен определяться его целями конкретно в каждой стране и учитывать исторические, экономические, социальные, культурные особенности каждых стран.

Усиление конкуренции на мировых рынках обуславливает качественное изменение в системе организации и управления бизнесом, который должен уметь адаптироваться к постоянным меняющимся условиям в конкурентной борьбе на международном уровне.

На наш взгляд, во-первых, в условиях возрастающей международной конкуренции по приоритетным направлениям государственной поддержки МСБ следует уделить особое внимание развитию инновационной и транснациональной деятельности, акцентировать внимание на производстве качественно-брендовой и экологической продукции с целью повышения долгосрочной конкурентоспособности предприятий МСБ как на национальном, так и на мировых рынках.

Во-вторых, правительствам государств необходимо совершенствовать систему государственного регулирования МСБ, нормативно-правовой, инфраструктурную и экономическую поддержку. Эти поддержки можно свести к следующему:

-правомерно выделить блок взаимосвязанных законов и подзаконных актов и государственных органов, регулирующих МСБ: устранение по возможности дублирования функций государственных органов в сфере МСБ; усиление контроля государства в области качества, в целях повышения конкурентоспособности и имиджа предприятий МСБ; обеспечение равных условий использования ресурсов для субъектов различных форм собственности; упрощение административных процедур в сфере регулирования налогообложения, ценообразования, лицензирования; приведение законодательства в соответствии с нормами международного права, регламентирующими ВЭД МСБ с целью улучшения инвестиционных вложений; усиление роли государства в экспортном и инвестиционном страховании рисков, включая риски связанные с колебанием валютных курсов.

- для создания более оптимальных условий эффективного ведения МСБ необходимо использовать такие экономические инструменты, как

повышение роли и значимости частного сектора в экономике на основе приватизации государственной собственности; дифференцирование налоговых ставок; предоставление льгот для субъектов МСБ, ориентированных на развитие инновационной и экспертной деятельности; расширение каналов финансирования субъектов МСБ.

-необходимо усилить инфраструктурную поддержку; предоставить услуги бесплатного консультирования по законодательствам, организационным, техническим и финансовым проблемам для предпринимателей на различных уровнях развития малого и среднего бизнеса; способствовать установлению межфирменных контактов и повышению квалификации специалистов и административных сотрудников по реализации кластерной политики, экологической безопасности продукции.

Источники литературы:

1.Администрация малого бизнеса США // SBA gov. - Режим доступа: http//www.sba.gov/about-sba. - Дата доступа: 15.04.2013.

2.Блинов, А. Условия регулирования малого бизнеса / А. Блинов // Экономист. - 1990. - № 2. - С. 7.

3.Данильцев, А. В. Международная торговля: инструменты регулирования: учебно-практическое пособие / А. В. Данильцев. - 2-е изд., перераб. - М.: Деловая лит, 2004. - 320 с. 6. Доклад о мировом развитии 2010 (World Development Report 2010) - World Bank). - Режим доступа: http://issuu.com/world.bank.publications/ docs/ 97808213869927/1/.

УДК 338.467.6

Тахумова О.В., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности

Северо-Кавказский Федеральный Университет

Россия, г. Ставрополь Ильюх Т.М. студент

института экономики и управления Северо-Кавказский Федеральный Университет

Россия, г. Ставрополь ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В статье раскрываются современные тенденции формирования сферы услуг на основе развития туристической деятельности. Показывается важность данной отрасли для экономики большинства стран. Приводятся примеры функционирования курортов Европейских стран.

Ключевые слова: экономическое развитие, туризм, горнолыжные курорты, экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.