Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК'

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ВЫХОД НА ВНЕШНИЙ РЫНОК / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / EXPORT / ACCESS TO THE FOREIGN MARKET / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / KHABAROVSK KRAI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Е.А., Бойко Т.С.

Данная статья посвящена анализу проблем предприятий малого и среднего бизнеса Хабаровского края, в частности проблем, связанных с процессом выхода на внешние рынки. Сделан вывод о том, что ключевыми проблемами малого и среднего бизнеса Хабаровского края являются проблемы логистики и инновационного развития - стратегические и системные проблемы.The article analyzes the problems of small and medium-sized business of Khabarovsk Krai, in particular, the problems associated with the process of entering the foreign markets. It is concluded that the key problems of small and medium-sized business of Khabarovsk Krai are the issues of logistics and innovative development. These are the strategic and systemic problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК»

хг»э„ хг»э„ хгхэп ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

УДК 334.021:332.1 DOI 10.38161/2618-9526-2021-1-015-020

Е.А. Александрова,

ассистент кафедры мировой экономики и таможенного дела факультета международных экономических отношений Хабаровского государственного университета экономики и права

Т.С. Бойко,

канд. техн. наук, доцент, декан факультета международных экономических отношений Хабаровского государственного университета экономики и права

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

Данная статья посвящена анализу проблем предприятий малого и среднего бизнеса Хабаровского края, в частности проблем, связанных с процессом выхода на внешние рынки. Сделан вывод о том, что ключевыми проблемами малого и среднего бизнеса Хабаровского края являются проблемы логистики и инновационного развития - стратегические и системные проблемы.

Ключевые слова: экспорт, выход на внешний рынок, малый и средний бизнес, Хабаровский край.

UDC 334.021:332.1 DOI 10.38161/2618-9526-2021-1-015-020

E.A. Aleksandrova,

Research Assistant, Department of World Economy and Customs, School of International Economic Relations, Khabarovsk State University of Economics and Law

T.S. Boiko,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Dean of School of International Economic Relations, Khabarovsk State University of Economics and Law

PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS OF KHABAROVSK KRAI IN ENTERING THE FOREIGN MARKET

The article analyzes the problems of small and medium-sized business of Khabarovsk Krai, in particular, the problems associated with the process of entering the foreign markets. It is concluded that the key problems of small and medium-sized business of Khabarovsk Krai are the issues of logistics and innovative development. These are the strategic and systemic problems.

Keywords: export, access to the foreign market, small and medium-sized business, Khabarovsk Krai.

Обсуждение проблем предприятий малого и среднего бизнеса в целом и по выходу на внешний рынок в частности сохраняет свою актуальность. В России малый и средний бизнес (далее - МСБ)

является достаточно молодой структурой по сравнению с капиталистическими развитыми странами, поэтому он ещё не достигает показателей развитых стран.

В 2019 г. Росстат впервые опублико-

вал статистику, характеризующую роль МСБ в российской экономике: в 2017 г. доля МСБ в ВВП России составляла всего 21,9 % (20 трлн руб.), тогда как в развитых странах этот показатель держится на уровне 50-60 % [12]. Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., планируется увеличить этот показатель в 2 раза, до 40 % [4]. В перспективе развитие МСБ, в том числе развитие внешнеэкономической деятельности таких предприятий, должно способствовать диверсификации российской экономики, уходу от сырьевой направленности, развитию инновационного потенциала страны, формированию рабочих мест, созданию здоровой конкурентной среды и мобильности экономики [5]. Таким образом, развитие МСБ - основа качественного развития российской экономики, поэтому так важно изучать и искать пути решения проблем МСБ.

Что касается вклада МСБ в экспорт России, то по итогам 2018 г. около 42 тыс. предприятий из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) экспортируют свои товары из России. Доля экспорта МСБ составляет около 6 % (в развитых странах данный показатель составляет 25-35 %, а в отдельных странах превышает половину общего экспорта [12]). Согласно плану стратегии, данный показатель в 2030 г. также должен удвоиться и составить 12 %.

При этом в России большинство предприятий МСБ не готовы к выходу на внешний рынок и даже не задумываются об этой возможности, что связано с недостаточной информированностью, него-

товностью выделять и так ограниченные ресурсы для столь рискованного мероприятия. Поддержка предприятий МСБ, планирующих экспортную деятельность, осуществляется Российским экспортным центром и региональными центрами поддержки экспорта. В соответствии с национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» [3] разработаны региональные проекты, основной целью которых является создание новой волны экспортёров, с упором на малые и средние предприятия, расположенные в различных регионах страны. Поэтому имеет смысл изучать деятельность МСБ в регионах страны.

Для предприятий МСБ Хабаровского края, планирующих выходить на внешний рынок, характерны общие проблемы предприятий МСБ [6; 8; 9]:

1. Проблемы, свойственные всем субъектам малого предпринимательства, в том числе:

1.1. Недостаточное ресурсное обеспечение (недостаток финансовых ресурсов, материальных и нематериальных ресурсов).

1.2. Административные барьеры на всех уровнях (проблемы в сфере осуществления таможенных процедур, налогового и технического регулирования).

1.3. Уровень развития инфраструктуры поддержки МСП.

2. Проблемы, свойственные именно экспортоориентированным предприятиям МСБ, которые, в свою очередь, можно классифицировать так:

2.1. Финансовые проблемы:

- недостаток собственных финансовых ресурсов;

- малая вероятность накопления капитала и расширения производства;

- сложность привлечения капитала;

- дороговизна участия в выставках и проч.

2.2. Кадровые проблемы:

- недостаток кадров;

- отсутствие структуры ВЭД;

- недостаточность квалификации персонала для организации экспорта;

- сложности с организацией коммуникации с зарубежными контрагентами.

2.3. Стратегические проблемы:

- сосредоточенность на краткосрочных целях;

- низкая информационная обеспеченность;

- относительная негибкость и отсутствие опыта в международном маркетинге;

- пренебрежение адаптацией стратегии для внешнего рынка.

2.4. Системные проблемы:

- вовлечённость большинства МСП в сферу оптово-розничной торговли;

- неравномерность экономического развития регионов России;

- чрезмерная зависимость предприятий от импорта;

- высокие тарифы естественных монополий, что снижает конкурентоспособность российской продукции;

- трудности с налоговой системой.

Предварительно можно выдвинуть гипотезу о том, что для предприятий МСБ Хабаровского края наибольшее значение играют стратегические и системные проблемы.

На Портале поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края [10] представлены две программы развития, в соответствии с которыми оказывается государственная помощь предприятиям края: это государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае» и госу-

дарственная программа «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края».

Выделим в данных программах моменты, важные для темы нашей работы:

1. В государственной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 20132020 гг.» указано, что по результатам проведённых научными, общественными и образовательными организациями социологических исследований на развитие малого и среднего предпринимательства оказывает влияние ряд факторов, имеющих как общероссийское, так и местное значение [2].

Наиболее значимые из них:

1) недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;

2) высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;

3) неразвитость инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;

4) недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;

5) сложные стартовые условия для начала бизнеса;

6) низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса;

7) недостаточно позитивное восприятие предпринимательства населением, а также недостаточно активное взаимодействие власти и бизнеса;

8) недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.

Проблемы 3, 6-8 являются в большей

степени проблемами местного масштаба, то есть специфическими для Хабаровского края. В целом вышеперечисленные проблемы подтверждают гипотезу о том, что для предприятий МСБ Хабаровского края наибольшее значение имеют стратегические (низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса; недостаточно позитивное восприятие предпринимательства населением, а также недостаточно активное взаимодействие власти и бизнеса) и системные проблемы (неразвитость инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях; сложные стартовые условия для начала бизнеса; недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства).

Несмотря на то, что данные факторы фактически не имеют прямого отношения к проблемам, связанным с выходом на внешний рынок, однако инфраструктурные проблемы имеют огромное значение для предприятий МСБ, выходящих на внешний рынок, так как увеличивают стоимость экспортируемого товара и время доставки и, следовательно, снижают конкурентоспособность краевых предприятий.

Стратегические и системные проблемы влияют на то, что в крае достаточно мало экспортирующих предприятий, так как:

а) мало предприятий в принципе;

б) мало предприятий-производителей (в основном - торговые);

в) мало инновационных предприятий;

г) мало предприятий, производящих конкурентоспособный товар.

Когда в государственных программах развития речь заходит об увеличении та-

кого целевого показателя, как экспорт МСБ регионов, возникает вопрос: за счёт каких предприятий планируется его увеличение, если производственных предприятий с конкурентоспособным продуктом в регионах малое количество?

2. Относительно инновационного развития Хабаровского края, следует отметить, что низкое инновационное развитие МСБ косвенно влияет на экспорт предприятий МСБ, так как именно инновационные компании наиболее активно предпринимают попытки в выходе на внешний рынок и наиболее успешны впоследствии на международной арене.

В государственной программе «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» выделен ряд проблем, которые должны быть решены путём реализации данной программы [1]. Косвенно к теме работы относятся следующие проблемы:

- недостаточная развитость инновационной инфраструктуры;

- неразвитость элементов рынка интеллектуальной собственности;

- низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и низкая востребованность инновационной продукции в Хабаровском крае.

Всё вышеперечисленное - это инфраструктурные проблемы, проблемы защиты интеллектуальной собственности и низкая конкурентоспособность продукции - имеет большое значение для выхода предприятий МСБ Хабаровского края на внешний рынок и относится также к группе системных проблем.

В научных статьях, посвящённых деятельности МСБ Хабаровского края, также

основное внимание уделяется инфраструктурным проблемам и проблемам, связанным с инновационным развитием бизнеса. Так, для развития инновационного МСБ, в том числе ориентированного на экспорт, государству необходимо предпринимать ряд мер, основанных на положительном опыте зарубежных стран АТР [7]: во-первых, это улучшение инфраструктуры, что является основополагающим фактором успешного развития дальневосточных малых и средних предприятий; во-вторых, необходимо создание центров развития технологий и технопарков на базе ведущих высших учебных заведений Хабаровского края, где малым предприятиям не только будет предоставляться доступ к новейшим техническим разработкам, но и будет проводиться повышение квалификации сотрудников МСБ. Также необходимо функционирование организаций, которые смогут оказывать информационную и консультационную помощь МСБ на стадии поиска своей ниши в экономической системе и установления необходимых деловых связей с возможными партнёрами на территории регионов России и за рубежом.

Обратимся к журналу РЭЦ за октябрь 2018 г. [11],который был посвящен Дальнему Востоку. В основном журнал ссылался на итоги Восточного экономического форума 2018 года. Согласно данному источнику, основными проблемами экс-портоориентированного МСБ Дальнего Востока (в частности, Хабаровского края) являются логистика и инновации.

По поводу логистики было отмечено, что основной акцент следует делать на развитие дорог и оптимизацию поставок,

например создание оптово-

распределительных центров - ОРЦ. Это важно в первую очередь для производителей и экспортёров сельскохозяйственной продукции, так как, во-первых, их продукция скоропортящаяся, а ОРЦ позволяет увеличить скорость распределения; во-вторых, экспорт будет возможен через инфраструктуру федеральной сети ОРЦ.

Итак, подводя итог, следует отметить, что к МСБ края относятся абсолютно все проблемы, характерные для МСБ в целом, такие как финансовые, кадровые, стратегические и системные проблемы. При анализе данных различных источников видно, что основными для региона являются проблемы логистики и инноваций - внешние проблемы предприятия, которые могут быть решены только благодаря комплексной работе на уровне государства.

Список использованных источников

1 Государственная программа «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» // URL: https://docs.google.com/ viewer?url=https% (дата обращения 02.09.2020).

2 Государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 гг.» // URL: https://msb.khabkrai.ru/government-programmes/development-of-business/ (дата обращения 02.09.2020).

3 Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» // https://www.exportcenter.ru/company/intern ational-cooperation/priority/ (дата обращения 03.10.2020).

4 Стратегия развития малого и средне-

го предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года // Правительство России : [сайт] // URL: http://static.government.ru/media/files/ (дата обращения 15.10.2020).

5 Балдина, Ю. А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях / Ю. А. Балдина // Вестник Удмуртского унта. 2016. № 4. (Экономика и право): cyber-leninka. ru/article/n/rol-i-mesto-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения 03.10.2020).

6 Королев, В. И. Проблемы организации выхода компании на внешний рынок /

B. И. Королев // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 11; www.rfej.ru/rvv/id/ 1002AE364/$file/70-77.pdf (дата обращения 03.10.2020).

7 Сергиенко, Е. Е. Возможности развития малого и среднего предпринимательства Хабаровского края в современных условиях / Е. Е. Сергиенко // Российское предпринимательство. 2016. № 17.

C. 2061-2072; cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-habarovskogo-kraya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 03.10.2020).

8 Соловьева, А. Б. Экспортный потенциал малого и среднего предпринимательства Тверской области / А. Б. Соловьева, Е. Н. Ястребова // Вестник ТвГУ. 2017. № 1. (Экономика и управление); eprints.tversu.ru/6760/1/ (дата обращения 04.10.2020).

9 Шуть, П. А. Особенности и проблемы экспортной деятельности малого и среднего бизнеса в России / П. А. Шуть // Сибирский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

торгово-экономический журнал. 2015. № 2; cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-problemy-eksportnoy-deyatelnosti-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (дата обращения 05.10.2020).

10 Портал поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края // URL: https://msb.khabkrai.ru/ (дата обращения 02.10.2020).

11 Российский экспортёр. 2018. № 6 (8); www. exportcenter. ru/ press_center/magazins (дата обращения 04.10.2020).

12 Экспорт Российской Федерации субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) // URL: http://customs .gov.ru/ stati stic/exp-rf-msp (дата обращения 01.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.