Научная статья на тему 'МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ: ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ'

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ: ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ 4.0 / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦЕПОЧКИ / ФРАНШИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова Инна Васильевна, Иванова Татьяна Борисовна

Введение: в последние годы в мировой практике активно разрабатываются и внедряются различные модели решения таких задач, как индустриализация 4.0, импортозамещение, национальная безопасность и переход к низкоуглеродной экономике. Цель: оценка включенности малого и среднего бизнеса в реализацию основных стратегических императивов России. Методы: модифицированный GAP-анализ, качественный, статистический, структурный, табличный анализ. Результаты: сформирована база данных состояния малого и среднего бизнеса регионов Юга России на апрель 2022 года по показателям Росстата и цифровой платформы МСП, Федеральной налоговой службы, Яндекса. Исследовано участие малого и среднего бизнеса в российских моделях индустриализации 4.0, импортозамещения, национальной безопасности и декарбонизации. Выводы: существующие в России информационные базы не позволяют пока оценить вклад малого и среднего бизнеса в реализацию основных стратегических императивов. Государственное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства направлено на его расширение в целом и на импортозамещение, но в основном оно занимает сферы деятельности с быстрым сроком окупаемости и не связано с промышленным производством. Необходимо активизировать работу по развитию системы производственной франшизы для усиления включенности малых предприятий в производственные цепочки крупного бизнеса, расширив тем самым возможности реализации основных стратегических императивов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA: INCLUSION IN THE MAIN STRATEGIC IMPERATIVES

Introduction: In recent years, the world practices have developed various models for solving problems such as industrialization 4.0, import substitution, national security, and the transition to a low-carbon economy. Objectives: to assess the involvement of small medium-sized businesses in the implementation of the main strategic imperatives of Russia. Methods: modified GAP analysis, qualitative, statistical, structural, tabular analysis. Results: the database of small and medium-sized businesses in the regions of Southern Russia for April 2022 has been formed according to the indicators of Rosstat, the digital platform for small and medium-sized businesses, the Federal Tax Service, and Yandex. The participation of small and medium-sized businesses in the Russian models of industrialization 4.0, import substitution, national security and decarbonization has been studied. Conclusions: the existing information bases in Russia do not make it possible to assess the small and medium-sized businesses contribution to the implementation of the main strategic imperatives. Government incentives to development of small and medium-sized businesses are aimed at its general expansion and import substitution, but basically they enter the business areas with a fast payback period and not related to industrial production. It is necessary to intensify work on the development of a production franchise system to strengthen the involvement of small enterprises in the production chains of large businesses, thereby expanding the possibilities for implementing the country’s main strategic imperatives.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ: ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ»

Ars Administrandi (Искусство управления). 2022. Т. 14, № 3. С. 507-531.

Ars Administrandi. 2022. Vol. 14, no. 3, pp. 507-531.

Научная статья

УДК 338.246.2

https://doi.org/10.17072/2218-9173-2022-3-507-531

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ: ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ

Инна Васильевна Митрофанова1^, Татьяна Борисовна Иванова2, 3

1 Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук,

Ростов-на-Дону, Россия, mitrofanova@volsu.rus, https://orcid.org/0000-0003-1685-250X

2 Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, Волгоград, Россия, nika20021960@bk.ru,

https://orcid.org/0000-0002-1103-8210

3 Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

Аннотация. Введение: в последние годы в мировой практике активно разрабатываются и внедряются различные модели решения таких задач, как индустриализация 4.0, импор-тозамещение, национальная безопасность и переход к низкоуглеродной экономике. Цель: оценка включенности малого и среднего бизнеса в реализацию основных стратегических императивов России. Методы: модифицированный GAP-анализ, качественный, статистический, структурный, табличный анализ. Результаты: сформирована база данных состояния малого и среднего бизнеса регионов Юга России на апрель 2022 года по показателям Росстата и цифровой платформы МСП, Федеральной налоговой службы, Яндекса. Исследовано участие малого и среднего бизнеса в российских моделях индустриализации 4.0, им-портозамещения, национальной безопасности и декарбонизации. Выводы: существующие в России информационные базы не позволяют пока оценить вклад малого и среднего бизнеса в реализацию основных стратегических императивов. Государственное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства направлено на его расширение в целом и на импортозамещение, но в основном оно занимает сферы деятельности с быстрым сроком окупаемости и не связано с промышленным производством. Необходимо активизировать работу по развитию системы производственной франшизы для усиления включенности малых предприятий в производственные цепочки крупного бизнеса, расширив тем самым возможности реализации основных стратегических императивов страны.

Ключевые слова: индустрия 4.0, импортозамещение, экономическая безопасность, низкоуглеродная экономика, производственные цепочки, франшиза

Благодарности: статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Южного научного центра РАН, проект № 122020100349-6 «Стратегические векторы развития социохозяйственного комплекса Юга России с учетом региональной резилентности (экономические и демографические аспекты)».

Для цитирования: Митрофанова И. В., Иванова Т. Б. Малый и средний бизнес России: включенность в основные стратегические императивы // Ars Administrandi (Искусство управления). 2022. Т. 14, № 3. С. 507-531. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2022-3-507-531.

||2j ф I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Митрофанова И. В., Иванова Т. Б., 2022

507

Original article

SMALL AND MEDIuM-SIZED BuSINESSES IN RuSSIA:

inclusion in the main strategic imperatives

Inna V. Mitrofanova1^, Tatiana B. Ivanova2, 3

1 Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences,

Rostov-on-Don, Russia, mitrofanova@volsu.ruH, https://orcid.org/0000-0003-1685-250X

2 Volgograd Institute of Management, branch of RANEPA, Volgograd, Russia, nika20021960@bk.ru,

https://orcid.org/0000-0002-1103-8210

3 Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

Abstract. Introduction: In recent years, the world practices have developed various models for solving problems such as industrialization 4.0, import substitution, national security, and the transition to a low-carbon economy. Objectives: to assess the involvement of small medium-sized businesses in the implementation of the main strategic imperatives of Russia. Methods: modified GAP analysis, qualitative, statistical, structural, tabular analysis. Results: the database of small and medium-sized businesses in the regions of Southern Russia for April 2022 has been formed according to the indicators of Rosstat, the digital platform for small and medium-sized businesses, the Federal Tax Service, and Yandex. The participation of small and medium-sized businesses in the Russian models of industrialization 4.0, import substitution, national security and decarbonization has been studied. Conclusions: the existing information bases in Russia do not make it possible to assess the small and medium-sized businesses contribution to the implementation of the main strategic imperatives. Government incentives to development of small and medium-sized businesses are aimed at its general expansion and import substitution, but basically they enter the business areas with a fast payback period and not related to industrial production. It is necessary to intensify work on the development of a production franchise system to strengthen the involvement of small enterprises in the production chains of large businesses, thereby expanding the possibilities for implementing the country's main strategic imperatives.

Keywords: industry 4.0, import substitution, economic security, low-carbon economy, production chains, franchise

Acknowledgements: the article has been funded through the state target to the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, project no. 122020100349-6 "Strategic vectors of the Southern Russia socio-economic complex development in the view of regional resilience (economic and demographic aspects)".

For citation: Mitrofanova, I. V. and Ivanova, T. B. (2022), "Small and medium-sized businesses in Russia: Inclusion in the main strategic imperatives", Ars Administrandi, vol. 14, no. 3, pp. 507-531, https://doi.org/10.17072/2218-9173-2022-3-507-531.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Россия стоит перед необходимостью одновременного решения множества социально-экономических задач: переход к индустрии 4.0, структурная перестройка экономики на фоне беспрецедентных антироссийских санкций, импортозамещение в условиях разрыва цепочек как логистических, так и добавленной стоимости, обеспечение национальной безопасности, переход на низкоуглеродные производство и потребление.

К настоящему времени разработаны различные модели реализации этих императивов.

В развитии индустрии 4.0, основанной на автоматизации производственных процессов с применением искусственного интеллекта, межмашинных коммуникаций и Интернета вещей, выделяются немецкий, американский, сингапурский и российский подходы. В таблице 1 обобщены преимущества и недостатки в существующих подходах, выявленные путем изучения опыта различных стран.

Таблица 1 / Table 1

Преимущества и недостатки подходов к развитию индустрии 4.0 в мировой практике / Advantages and disadvantages of approaches to industry 4.0 development in world practice

Критерий Преимущества Недостатки

Государственно-частное партнерство (консорциумы, кластеры, нацпроекты) Разделение рисков между государством и частными инвесторами, расширение источников инвестирования Асимметрия информации, разнонаправленно влияющая на управленческие решения, принимаемые государством и корпорациями

Степень централизации разработок Развитие технических условий сетевого производства, обеспечивающих создание «сквозных» технологий;стандартизация применения Интернета вещей для формирования общих подходов дальнейшего технологического развития Ограниченность развития конкуренции при разработке новых технических решений

Акцент на определенную сферу деятельности Преимущественное внимание определенным видам деятельности (Германия - обрабатывающая промышленность, США - Интернет вещей, Сингапур - управление городским хозяйством и т.д.) Ограниченность направлений развития индустрии 4.0 за счет частно-государственного партнерства

Ориентация на разработки для бизнеса определенного масштаба Получение специализированного и готового для внедрения продукта (преимущественно для крупного, финансово устойчивого бизнеса) Барьеры перехода к индустрии 4.0 (преимущественно для мелкого и среднего бизнеса)

Источник: составлено авторами.

Модели развития индустрии 4.0 отличаются большим разнообразием: - немецкая модель - повышение конкурентоспособности за счет государственной поддержки новых форм хозяйствования (преимущественно цифровизации обрабатывающей промышленности), предоставляемой не только крупным, но и малым и средним предприятиям, и ориентированной на решение технических, юридических вопросов и формирование соци-

альной инфраструктуры, дающей возможность привлечь на рынок труда женщин и людей преклонного возраста. На практике это выразилось в создании кластера Intelligent Technical Systems OstWestfalenLippe. Он включает 173 компании, внедряющие концепцию «умная фабрика» (автоматизация управления различными аспектами производственного процесса; использование единой системы, объединяющей станки с датчиками; межмашинное взаимодействие; формирование «цифрового образа» товаров, который сопровождает их от момента разработки до утилизации) (Щетинина, 2017, с. 78-79). Идет подготовка к использованию платформ для сбора и анализа информации с производственных линий, предлагаются варианты оптимизации работы, оперативного реагирования на запросы клиентов. Компании-участники утверждают, что за счет этого на 82 % выросла энергоэффективность и на 45 % - удовлетворенность клиентов, а брак снизился на 49 %1. Начата работа над созданием «умного города» на базе Тюбингена в земле Баден-Вюртемберг (Федоров, 2020, с. 42): на официальном сайте города упоминается программа по сокращению углеводородных выбросов, за счет которой к 2030 году он должен стать климатически нейтральным2. Основной инструментарий поддержки малого бизнеса в программе «Индустрия 4.0» - «цифровая платформа I40, запущенная совместно немецкой Федеральной ассоциацией информационных технологий, телекоммуникации и новых медиа (BITKOM), Немецкой инжиниринговой федерацией (VDMA) и Ассоциацией производителей электрики и электроники (ZVEI)»3;

- американская модель - усиление мобильности и эффективности в энергетике и логистике, развитие Интернета вещей для любых, а не только производственных, активов. Крупнейшими корпорациями США создан Консорциум промышленного Интернета (Industrial Internet Consortium, IIC); сделан акцент не на технических условиях сетевого производства, как в Германии, а на стандартизации применения Интернета вещей в менеджменте зданий, энергетики, логистики, здравоохранения;

- сингапурская модель - это реализация проекта «Умная нация», включающего национальную цифровую идентичность, интеллектуальную городскую мобильность, электронные платежи, сенсорную платформу Smart Nation, электронные «моменты жизни». Сочетает технологическое и социальное развитие, повсеместный контроль со стороны государства, обеспечивает первые места в международном рейтинге конкурентоспособности. Органам правопорядка передаются сигналы о правонарушениях, например о выбросе мусора в неположенном месте; можно получить информацию о движении автобусов и их загруженности; дистанционно контролируется снабжение электричеством и газом, а при возникновении аварийных ситуаций сведения передаются на пульт управления.

1 Хвостик Е. Фабрики будущего добрались до настоящего [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2022. 19 янв. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5172561 (дата обращения: 28.04.2022).

2 Klima und Umwelt [Электронный ресурс] // Tübingen. Universitastadt. URL: https://tuebin-gen.de/4.html (дата обращения: 25.04.2022).

3 Индустрия 4.0: мировой опыт [Электронный ресурс] // Офиц. сайт АНО «Междунар. независимый ин-т аграр. политики». С. 3. URL: https://мниап.рф//repository/analytics/455/document. pdf (дата обращения: 29.04.2022).

В России стимулирование перехода к индустрии 4.0 осуществляется в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»4. В федеральном проекте «Цифровые технологии»5 для этого запланированы увеличение затрат на развитие «сквозных технологий» и выручки от их применения, рост международных патентных заявок по договорам о патентной кооперации. В рамках проекта были отобраны лидирующие исследовательские центры и компании6, среди которых Самарский государственный медицинский университет (виртуальная и дополненная реальность для оценки и развития человека), Сколковский институт науки и технологий (проектирование и развертывание сетей радиодоступа 5G), Университет Иннополис (верифицированная система распределенного реестра), ОАО «ГлобалИнформСервис» (технологии радиодоступа 5G/IMT-2020), Национальный исследовательский университет ИТМО (квантовая цифровая платформа цифровой экономики), ООО «Международный центр квантовой оптики и квантовых технологий» (квантовые вычисления, компьютеры, программное обеспечение), Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (сенсорные системы), НПФ «Микран» (модули 5G средней и большой зоны обслуживания), Пермская научно-производственная приборостроительная компания (миниатюрный резонансный оптический пироскоп широкого назначения), ООО «Фидесис» (линейка продуктов для создания специализированных решений и облачных сервисов), АО «Антиплагиат» (пан-языковой анализ больших текстовых коллекций).

На развитие индустрии 4.0 направлен и федеральный проект «Искусственный интеллект». Он включает такие мероприятия, как подготовка программного обеспечения, кадров, повышение доступности аппаратного обеспечения. К приоритетным технологическим направлениям отнесены здравоохранение, сельское хозяйство (точное земледелие, фермы с контролем за здоровьем скота), беспилотные транспортные средства, топливно-энергетический комплекс и др. Особое внимание уделено трансформации обрабатывающей промышленности: формированию отраслевых дата-сетов по загрузке промышленного оборудования, юз-кейсов по умному управлению цепочками поставок, предиктивному анализу и контролю с помощью компьютерного зрения7.

Импортозамещение, как и индустриализация 4.0, тоже реализуется с помощью различных моделей. В XX веке получила распространение модель

4 Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратег. развитию и нац. проектам, протокол от 04.06.2019 № 7. URL: https://sudact. ru/law/pasport-natsionalnogo-proekta-natsionalnaia-programma-tsifrovaia-ekonomika/ (дата обращения: 28.04.2022).

5 Там же.

6 Определены лидирующие исследовательские центры и компании-лидеры по сквозным цифровым технологиям [Электронный ресурс] // Информбюро 20.35. 2020. 10 янв. URL: https://ntinews.ru/news/tsifrovaya-ekonomika/opredeleny-lidiruyushchie-issledovatelskie-tsentry-i-kompanii-lidery-po-skvoznym-tsifrovym-tekhnolog.html (дата обращения: 26.04.2022).

7 Паспорт федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: приложение № 3 к протоколу президиума Правительств. комис. по цифр. развитию, использованию информ. технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимат. деятельности от 27.08.2020 № 17. URL: https://sudact.ru/law/pasport-federalnogo-proekta-iskusstvennyi-intellekt-natsionalnoi-programmy/ (дата обращения: 12.05.2022).

индустриализации, которая реализовывалась в странах Азии и Латинской Америки. На первом этапе индустриализация опиралась на внутренний спрос на товары широкого потребления и обеспечивала экономический рост. При переходе ко второму этапу - развитию капиталоемких отраслей (производство оборудования) - выигрыш получили только те страны, которые выбрали экспортно ориентированную стратегию и включенность в цепочки добавленной стоимости транснациональных корпораций. Наиболее яркий пример действенности такой стратегии - экономическое развитие Сингапура, с интеграцией в мировое сообщество и опорой на внутренний спрос и инновации (Прусова и др., 2017).

В 2015 году на заседании ученого совета ИМЭМО РАН по теме «Российская экономика в условиях санкций: возможности и перспективы импортоза-мещения» были выделены модели диверсификации, характерные для России: «1) созидающая диверсификация (за счет создания новых видов продукции); 2) сугубо импортозамещающая диверсификация; 3) расширенная диверсификация (на основе транснационализации производства)» (Чебанов, 2016, с. 8).

Импортозамещение в России является вынужденным вследствие применения экономических санкций, но используются, хотя и в разной степени, все указанные выше модели. Это видно из анализа принимаемых начиная с 2014 года стратегических документов8, разработанных Минпромторгом России отраслевых планов импортозамещения9, запуска биржи импортоза-мещения10, позволяющей формировать прямые связи между российскими заказчиками и подрядчиками. В сводной стратегии приводится качественная характеристика результатов импортозамещения: конкурентоспособность, отказ от специализации продукции, имеющей в Российской Федерации сравнительное преимущество, высокие технологии и добавленная стоимость, экспортный потенциал. Тем не менее, согласно данным статистики Федеральной таможенной службы, объем импорта в России вырос в 2021 году по сравнению с 2020-м на 26,5 %11. Наибольший удельный вес составили закупки машин и оборудования: 49,2 % по сравнению с 47,6 % в 2020 году12. Хотя на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2021 года В. В. Путин и говорил

8 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 № 328. URL: http://government.ru/docs/all/91634 (дата обращения: 12.05.2022); Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года: [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 06.06.2020 № 1512-р. URL: http://static.government. ru/media/files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

9 Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Фонда развития промышленности. URL: https://frprf.ru/plany-importozameshcheniya/?docs=334 (дата обращения: 15.05.2022).

10 Дмитрий Чернышенко: «Биржа импортозамещения» обеспечит прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Правительства Рос. Федерации. 2022. 13 марта. URL: http://government.ru/news/44795/ (дата обращения: 15.05.2022).

11 ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь - декабрь 2021 года [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Федер. тамож. службы. 2022. 7 февр. URL: https://customs.gov.ru// press/federal/document/325325 (дата обращения: 16.05.2022).

12 Там же.

об успехах импортозамещения13, но санкции, введенные в связи со специальной военной операцией на Украине, показали недостаточность проделанной работы. Это выражается в отставании производимой продукции от зарубежной по качеству, более высоких ценах по сравнению с иностранными аналогами или отсутствии отечественных замещающих товаров.

Банк России, делая прогноз дальнейшего развития страны, указывал, что наиболее подвержены кризисному влиянию производители, включенные в глобальные цепочки стоимости. Их разрыв заставит переключиться на альтернативные технологии и поставщиков, вероятнее всего, с меньшей эффективностью, то есть провести вынужденное импортозамещение. Предполагается, что на первом этапе возможно применение адаптационной стратегии: использование запасов, поиск альтернативных поставщиков и логистических схем при сокращении привлекательности кредитования, а в качестве мер поддержки - снижение налогов, дерегулирование. На втором этапе возрастет роль сервисных и ремонтных предприятий, небольших посреднических внешнеторговых компаний, челночного малого бизнеса; произойдет сокращение отраслей, которые не смогут обеспечить замещающего расширения производства. На третьем этапе начнется расширение производства на базе более низкого уровня технологичности и экологичности, снизятся производительность труда и уровень цифровизации; на четвертом - стабилизация на менее развитой технологической базе и ее последующее наращивание. Для успешного прохождения этих этапов рекомендуется стимулировать предпринимательскую активность за счет либерализации, снижения государственного регулирования, контроля и налогообложения14.

Основные контуры моделей национальной безопасности были заложены в мировой практике в 1947 году принятием закона «О национальной безопасности США» и стали трансформироваться с 1990-х годов путем выделения экономической, экологической, продовольственной и тому подобных видов безопасности. Хотя национальная безопасность определяется, прежде всего, как сохранение территориальной целостности страны при обеспечении устойчивого социально-экономического развития, но сам вектор этого развития и используемые инструменты подвижны и во многом зависят от программы политической партии, победившей на выборах. Поэтому модели экономической безопасности, реализуемые в конкретной стране, повторяют ответы на вызовы, связанные с развитием индустрии 4.0, импортозамещением, решением экологических проблем.

В настоящее время можно считать, что наиболее эффективна модель национальной безопасности, в том числе экономической, реализуемая в Китае. Она основана на усилении регулирования общественной жизни с ограни-

13 Владимир Путин принял участие в XVIII Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». Стенограмма пленарной сессии [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Междунар. дискус. клуба «Валдай». 2021. 21 окт. URL: https://ru.valdaiclub.com/events/posts/ articles/vladimir-putin-xviii-ezhegodnoe-zasedanie-mezhdunarodnogo-diskussionnogo-kluba-valday-stenogramma/ (дата обращения: 16.05.2022).

14 О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки [Электронный ресурс] // Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования. 2022. № 2. С. 8-13. URL: https://cbr.ru/Collection/ Collection/File/40953/bulletin_22-02.pdf (дата обращения: 25.04.2022).

чением прав и личных свобод, ужесточении юридической ответственности (Лузянин и Трощинский, 2018). В 2020 году на пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая 19-го созыва было объявлено, что страна реализовала второй этап развития - строительство общества «среднего достатка» (сяокан)15. Для этого начиная с 1953 года осуществлялся переход от аграрной экономики к развитию тяжелой промышленности, с 1980-х стало сокращаться централизованное планирование экономики, с 2010-х - стимулируется развитие технологических инноваций (созданы совместные технопарки с Сингапуром, Республикой Беларусь). К 2035 году ожидается проведение новой индустриализации, расширение внутреннего рынка, активизация применения цифровых платформ, искусственного интеллекта, зеленой экономики.

Модель национальной безопасности России разработана в соответствующей Стратегии16. Обеспечение экономической безопасности предполагается за счет повышения конкурентоспособности и устойчивости российской экономики с опорой на внутренний потенциал страны, самостоятельное решение поставленных задач, выстраивание диверсифицированных связей с мировыми центрами развития, преодоление критической зависимости от импорта технологий, оборудования и комплектующих за счет ускоренного внедрения передовых российских технологических разработок, локализации производства. Здесь привлекает внимание акцент на импортозамещение, но с применением новой технологической основы.

Переход к низкоуглеродной экономике предполагает внедрение технологий, обеспечивающих снижение углеводородных выбросов. Разработаны различные планы декарбонизации: «Как нам избежать климатической катастрофы» Билла Гейтса, «Глобальный план декарбонизации» в рамках проекта «Ман-хеттен-2», "Net-Zero America" («чистый нуль») Принстонского университета и др. В них заложено использование таких инструментов, как переход на возобновляемые источники сырья (солнечная, ветровая энергия), развитие электромобилей, энергоэффективность в сфере сельского хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства, изменение стандартов потребления, например уменьшение использования бытовой техники и потребления мяса, приобретение местных товаров.

В Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года17 представлены две модели перехода к низкоуглеродному сценарию развития, но в качестве базового предлагается использовать интенсивный. В него заложено: технологическое развитие - использование технологий, обеспечивающих декарбонизацию эко-

15 Степанова А. Китайская экономическая политика на современном этапе [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Междунар. дискус. клуба «Валдай». 2021. 11 авг. URL: https://ru.valdaiclub. com/a/highlights/kitayskaya-ekonomicheskaya-politika/ (дата обращения: 26.04.2022).

16 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 02.07.2021 № 400. URL: https://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-02072021-n-400/ (дата обращения: 25.04.2022).

17 Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29.10.2021 № 3052. URL: http://static.government.ru/media/files/AD KkCzp3fW032e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

номики, в том числе за счет формирования замкнутого цикла; структурные сдвиги - увеличение доли постиндустриальных отраслей по сравнению с традиционными; развитие поглощающей способности экосистем; рост энергетической эффективности производства и потребления. Реализовать намеченное планируется за счет изменения требований к определенным видам деятельности (как пример - введение требований по энергоэффективности новых зданий), рекомендаций по распространению технологий, признанных эффективными, использования налоговой, финансовой, таможенной политики.

Таким образом, существует несколько направлений стратегического развития национальных экономик. Реализуемые параллельно, они дополняют друг друга, но в то же время при изменении глобальных условий функционирования предприятий какие-то из них могут выходить на первый план, а другие реализовываться в меньшей степени. Именно такая ситуация складывается и в настоящее время в связи со спецоперацией на Украине. Вынужденный акцент делается на применении импортозамещающих моделей, обеспечивающих экономическую безопасность, а остальные направления должны в первую очередь способствовать нивелированию антироссийских санкций и лишь затем обеспечить дальнейшую индустриализацию 4.0 и декарбонизацию.

Для максимально полной реализации рассмотренных императивов им должен следовать весь бизнес - крупный, средний и малый. Причем последнему должно уделяться особое внимание, так как поставлена цель повысить его долю в российском ВВП к 2025 году до 40 %18. Для этого важно разрабатывать инструментарий оценки включенности каждого сектора в индустриализацию 4.0, импортозамещение, обеспечение национальной безопасности, переход к низкоуглеродной экономике.

МЕТОДОЛОГИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ

В научной литературе преимущественно анализируются общие условия функционирования малого предпринимательства - специфика налогообложения (Мамонов, 2019; Мешкова, 2020; Чириканова, 2020), поддержка со стороны государства (Кремин, 2018; Шарипов, 2020; Глубокова и Еремкина, 2022), тенденции изменений субъектов малого бизнеса, в том числе под влиянием COVID-19 (Петровская и Ермакова, 2020; Синицына и др., 2020; Хаматханова, 2021; Касимова и Касимов, 2022). В ряде работ (Гусев и Жеребцов, 2018; Норин и Волкова, 2018; Кузьменкова, 2019) указывается на необходимость обеспечивать включенность малого бизнеса в инновационные процессы, в том числе за счет внедрения цифровых технологий.

Эксперты акцентируют внимание на необходимости совершенствования информационной базы малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) для выявления складывающихся тенденций его развития и корректировки мер государственного воздействия (Бухвальд, 2020; Виленский, 2020), в которых

18 Послание Президента Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Президента России. 2018. 1 марта. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902 (дата обращения: 25.04.2022).

предлагается фиксировать такие, например, показатели, как инвестиционные ресурсы, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, доля субъектов МСП, осуществляющих хозяйственную деятельность более десяти лет, ареал хозяйственной деятельности субъектов МСП и объем их кооперационных взаимодействий с крупным бизнесом и т.п.

Проводятся исследования специфики развития малого бизнеса по сравнению с крупным в промышленной сфере. В частности, отмечается, что малый бизнес растет гораздо более низкими темпами по сравнению с общими изменениями в промышленности, а наращивание инвестиций и выручки приводит к снижению его эффективности (Орехова и Кислицын, 2019). Вносятся предложения ввести особые меры государственного стимулирования малых высокотехнологичных предприятий (Русинов и Эмирбекова, 2019). Обращается также внимание на целесообразность применения франчайзинговых схем, но без конкретизации направлений их деятельности (Беспятых и Беспятых, 2018).

Необходимость привлечения малого бизнеса к решению проблематики данной статьи признается и зарубежными исследователями. Например, в работе, посвященной вопросам устойчивости малого бизнеса в Африке, отмечается, что необходимо начать переход к низкоуглеродной экономике, чтобы малые предприятия превратились в небольшие экологически чистые компании (Msomi and Olarewaju, 2021). Указывается, что малый бизнес не имеет достаточной государственной поддержки для внедрения Интернета вещей (Shukor et al., 2022). Анализируются проблемы внедрения цифровых технологий в малом предпринимательстве (Akpan et al., 2022). Авторы (Ada-mik and Sikora-Fernandez, 2021) изучают небольшие организации, называемые интеллектуальными IR 4.0, которые, благодаря своим уникальным характеристикам, лучше других справляются с технологическими прорывами, социальными и культурными проблемами, обеспечивают эффективную конкуренцию и экологически устойчивое развитие.

Приведенный обзор показывает, что проблема необходимости включения малых и средних предприятий в решение стратегических императивов человечества осознается в самых различных странах и ведутся поиски ее решения.

Если говорить о методологии исследования, то в идеале, абстрагируясь от антироссийских санкций, исходя из стратегических задач развития России, МСП должен решать задачи, описываемые следующей системой уравнений:

МСП е { F^ F2, F3> FJ,

где F. - соответствующие направления стратегического развития национальных экономик, указанные во введении (F - индустриализация 4.0, F2 -импортозамещение, F3 - национальная безопасность, F4 - декарбонизация).

Использован модифицированный GAP-анализ. Его суть - в реализации следующего алгоритма:

1) выявление существующих моделей направлений стратегического развития национальных экономик (пучка моделей);

2) формирование информационной базы современного диагностируемого состояния российского малого бизнеса;

3) оценка разрывов эталонного и достигнутого состояний на основе использования качественного, статистического и структурного методов;

4) разработка инструментов, способных сократить часть выявленных разрывов.

Табличный метод использован для систематизации аккумулированной информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Состояние малого и среднего бизнеса России по информационным базам Росстата, цифровой платформы МСП, Федеральной налоговой службы, Яндекса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим возможности диагностирования применения указанных стратегий на основе существующей информационной базы. Результаты сплошной переписи МСП, проведенной Росстатом в 2020 году, показали, что в этой сфере экономики преимущественно занимаются торговлей (оптовой и розничной) и авторемонтом, что дает более половины выручки сектора, 10 % - работают в строительстве и перерабатывающей промышленности19. Число занятых по этим направлениям составляет 47 % (всего занятых 25,2 млн чел., в том числе торговля - 6,6 млн чел., обрабатывающее производство - 3,2 млн, строительство - 2,1 млн)20. За период с 24 марта по 24 апреля 2022 года бизнес активно развивался. Например, в таблице 2 отражены изменения, происшедшие в Южном федеральном округе. Как видим, наблюдается рост, то есть существует заинтересованность (и необходимость в связи с увеличением безработицы) в создании своего бизнеса. Причем процентные значения роста числа ИНН по субъектам близки между собой, отличаясь по выручке и размеру среднего чека.

В сфере МСП выпускается 9 647 видов продукции из 99 направлений справочника, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы21, в том числе 4 049 видов (42 %) - по группе товаров, требующих первоочередного импортозамещения или составляющих основу существования страны:

- продовольствие (производство, пищевые продукты и напитки) - 586;

- потребительские товары (мебель, одежда) - 498;

- машины, оборудование, транспорт - 897;

- компьютеры, электрооборудование - 521;

- строительство - 1400;

- жилищно-коммунальное хозяйство - 147.

19 Более 50 % выручки МСП приходится на сферу торговли и авторемонт [Электронный ресурс] // Мой бизнес. 2022. 24 янв. URL: https://мойбизнес.рф/smi/bolee-50-vyruchki-msp-prikhoditsya-na-sferu-torgovli-i-avtoremont/ (дата обращения: 09.05.2022).

20 Статистика. Бизнес в России [Электронный ресурс] // Офиц. сайт АО «Корпорация «МСП». URL: https://мсп.рф/analytics/ (дата обращения: 10.05.2022).

21 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Федер. налоговой службы. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 10.09.2022).

Таблица 2 / Table 2

Характеристика малого и среднего предпринимательства в Южном федеральном округе за период 24.03.2022 - 24.04.2022 / Characteristics of small and medium-sized businesses in the Southern Federal District for the period 03/24/2022 - 04/24/2022

Субъект Выручка Средний чек Число ИНН

млн руб. % тыс. руб. % тыс. шт. %

Астраханская область 6 654 36,6 4,6 2,8 4,8 36,7

Волгоградская область 15 120 44,0 9,4 25,4 10,6 37,7

Краснодарский край 80 074 37,9 10,1 9,3 38,8 39,2

Республика Адыгея 3 741 25,1 7,2 3,8 2,1 37,9

Республика Калмыкия 1 352 5,1 3,2 6,9 1,3 28,4

Республика Крым 22 733 28,0 11,2 15,1 15,6 36,7

Ростовская область 37 576 33,8 9,3 14,0 23,3 36,0

Источник: составлено авторами.

К импортозамещающей продукции мы отнесли: сельскохозяйственную продукцию, пищевые продукты, текстиль и текстильные изделия, бумагу, химические вещества, лекарства, изделия из резины и пластмассы, прочую неметаллическую минеральную продукцию, металлы и изделия из них, персональные компьютеры, электрооборудование, прочие машины и оборудование. В таблице 3 приведена характеристика производящих эту продукцию субъектов МСП.

Таблица 3 / Table 3

Характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих импортозамещающую продукцию / Characteristics of small and medium-sized businesses producing import-substituting products

Показатель Число субъектов, шт. Число работников, чел. Число позиций, шт.

Всего, из них 5 828 159 15 240 929 2 192

- По масштабу:

микропредприятия, из них 5 596 562 7 375 731 1 674

вновь созданные 735 743 0 44

малые 213 644 5 965 533 404

средние 17 953 1 899 665 114

- По организационной форме:

индивидуальные предприниматели 3 593 445 2 742 816 483

юридические лица 2 234 714 12 498 113 1 709

Источник: составлено авторами на основе Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства22.

22 Там же.

Анализ данных таблицы 3 показывает, что по организационной форме большее число позиций производят юридические лица (1 709 против 483 у индивидуальных предпринимателей), по масштабу - микро- и малые предприятия. Отношение числа позиций к числу предприятий больше у средних и составляет 0,006 (у малых - 0,002, у микро - 0,0003). Численность занятых на одно среднее предприятие составляет 105,8 человека, малое - 27,9, микро -1,3. То есть производственные возможности импортозамещения в большей степени есть у средних предприятий. Малые и микропредприятия фактически не обладают необходимой производственной базой.

В таблице 4 приведены характеристики развития МСП по двум наиболее важным товарным позициям - продовольствие (развитие сельского хозяйства) и выпуск компьютерного, электро- и оптического оборудования.

Таблица 4/ Table 4

Характеристики суммарного количества продукции и услуг по субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечивающим производство продовольствия и цифрового оборудования / Characteristics of the total number of products and services by small and medium-sized businesses providing food and digital equipment production

Показатель Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, шт. Оборудование компьютерное, электронное и оптическое, шт.

Всего, их них 180 302

микропредприятия, из них 95 275

вновь созданные 1 4

малые 48 26

средние 37 1

Источник: составлено авторами.

Заметно, что наиболее широкую линейку предлагают микропредприятия, работающие уже на протяжении некоторого времени, но, в силу своего размера, они имеют незначительные производственные мощности. Идет процесс активизации импортозамещения, хотя этот процесс является неоднородным: большие возможности есть у средних предприятий, но на более широкую номенклатуру ориентированы микропредприятия. Представляется, что импортозамещение пока является скорее потенциальным, чем фактическим. Такие выводы позволяет сделать характеристика запросов в Яндексе о том, какой бизнес хотят открыть россияне23. Наиболее привлекательными выступают виды деятельности с относительно небольшим сроком окупаемости и размером первоначального капитала. На протяжении всех десяти лет исследований - кафе и магазины одежды, последние годы - таксопарки, пункты выдачи заказов, курьерские компании, кухни с доставкой. Преоб-

23 Какой бизнес хотят открыть россияне. По данным поиска Яндекса [Электронный ресурс] // Яндекс. 2021. 14 апр. URL: https://yandex.ru/company/researches/2021/business (дата обращения: 07.05.2022).

ладающие в конкретном регионе бизнес-идеи различны, но все они связаны с предоставлением услуг, а не ведением производства.

К запрашиваемым видам бизнеса, связанным с производством, относятся: пекарня - небольшая, на дому, в маленьком городе, в деревне, по франшизе; пошив одежды - детской, на дому, мини-цех, с заказом через Интернет; строительная компания - строительство и ремонт, частные дома, каркасные дома, дорожное строительство; ферма - для разведения коров, страусовая, рыбная, для разведения птицы24. При этом обращает на себя внимание, что все виды деятельности в большей степени основываются на применении интернет-коммерции. Так, в 2020 году наиболее популярными стали пункты выдачи заказов, курьерские компании, кухни с доставкой; в последние годы в топ-3 вошли таксопарки25.

Таким образом, данные о состоянии малого бизнеса в Российской Федерации показывают, что этот сектор экономики активно развивается, но при этом степень его включенности в индустриализацию 4.0, импортоза-мещение, национальную безопасность и декарбонизацию диагностировать фактически невозможно. Более того, учитывая запросы в Яндексе, у потенциальных предпринимателей существует заинтересованность в организации видов деятельности с быстрым сроком окупаемости, что не характерно для рассматриваемых стратегических направлений.

Проанализируем, какие меры стимулирования приняты для включения малого бизнеса в основные стратегические императивы.

Малый и средний бизнес в российских моделях индустриализации 4.0, импортозамещения, национальной безопасности и декарбонизации

Общая стратегия развития МСП отражена в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Согласно ныне действующей редакции паспорта проекта, в него входят четыре федеральных проекта: поддержка самозанятых, предакселерация, акселерация субъектов МСП, цифровая платформа МСП26. Первые три связаны с развитием хозяйствующих субъектов на различных этапах их существования, последний - с созданием цифровой экосистемы поддержки субъектов МСП. Результативность первой группы федеральных проектов определяется по росту числа предпринимателей, их выручки, привлечения ими рабочей силы. Для этого предполагается использовать все формы поддержки: финансовую, информационно-консультационную, имущественную (льготная аренда), доступ к коммерческим электронным площадкам, сокращение отчетности. На стадиях самозанятых и предакселерации не выделяются какие-либо направления деятельности, отражающие решение

24 Там же.

25 Там же.

26 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] // Офиц. сайт М-ва экон. развития Рос. Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_ maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 07.06.2022).

приведенной выше системы уравнений. На стадии акселерации предусмотрена поддержка лизинговых отношений, инноваций, экспорта, поставок крупным заказчикам. Другими словами, направления работы малого бизнеса учитываются только на этой стадии. На остальных же этапах поддерживаются все виды деятельности МСП, безотносительно того, являются они инновационными или нет.

В соответствии с запланированными в национальном проекте мероприятиями к настоящему времени принят ряд мер, связанных с включенностью малого бизнеса в основные стратегические направления развития страны, а именно:

а) Корпорацией МСП:

- приняты антикризисные меры поддержки бизнеса: на федеральном уровне - обнуление налога на добавленную стоимость для гостиничного бизнеса, кредиты под 3 % для инновационных МСП, кредитные каникулы, субсидии при трудоустройстве молодежи; на региональном уровне - снижение ставок налога по упрощенной системе налогообложения в Волгоградской области для производственных предприятий, льготные условия предоставления микрозаймов в Ивановской, Курской областях, Ненецком автономном округе;

- обеспечена покупка программного обеспечения с 50 %-ной скидкой для автоматизации документооборота, управления персоналом, логистики, торговли и т.п.;

- предоставлен льготный лизинг станков, приборов, устройств, аппаратов и технологических линий в сферах машиностроения, химии, фармацевтики, электроники и т.п.;

- запущен сервис «Производственная кооперация и сбыт», способствующий импортозамещению за счет получения информации о заказчиках и поставщиках в реестрах промышленных предприятий, поставщиков продуктов питания. Разработаны «Витрина закупок малого объема» по 223-Ф327 (до 500 тыс. руб.) и Программа «выращивания» поставщиков. Последняя включает пока 11 крупнейших российских заказчиков. Этот сервис ориентирован на предприятия, осуществляющие инновации и/или локализацию производства на территории России;

- создан сервис «Бизнес-обучение», позволяющий определить свои компетенции, пройти дистанционное обучение, получить консультацию наставников;

б) Минпромторгом России совместно с Электронной торговой площадкой Газпромбанка и Агентством по технологическому развитию запущена биржа импортозамещения, включающая два каталога - санкционных товаров и импортозамещающих. Заказчики могут размещать заявки на приобретение необходимой продукции, поставщики - находить новые рынки сбыта, получать автоматические приглашения к торгам;

27 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: Федер. закон от 18.07.2011 № 223-Ф3. URL: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-18072011-n-223-fz-o/ (дата обращения: 12.04.2022).

в) регионами продолжена реализация планов импортозамещения, принятых в предыдущие годы. В таблице 5 на примере субъектов Южного федерального округа отражены мероприятия, включенные в эти планы и связанные с развитием МСП.

Таблица 5 / Table 5

Малое и среднее предпринимательство в планах импортозамещения субъектов Южного федерального округа / Small and medium-sized businesses in import substitution plans of Southern Federal District regions

Субъект МСП в контрольных показателях Меры стимулирования

Астраханская область Крестьянские, фермерские хозяйства при выращивании овощей Поручительства, микрозаймы субъектам МСП, бизнес-инкубатор, кластер, инжиниринговый и экспортный центры

Волгоградская область Отдельно не приведены Отдельно не приведены

Краснодарский край Субъекты МСП, поддержанные инжиниринговым центром унитарной НКО «Фонд развития бизнеса Краснодарского края» Развитие малых форм хозяйствования, предоставление грантов в сфере агропромышленного комплекса, услуги инжинирингового центра унитарной НКО «Фонд развития бизнеса Краснодарского края»

Республика Адыгея Число крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших с государственной поддержкой проекты создания и развития хозяйств начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм Компенсация затрат субъектов МСП на участие в выставках по импортозамещению, создание центра поддержки экспорта МСП, гранты фермерским хозяйствам на производство продукции животноводства

Республика Калмыкия Производство крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями молока, маточного поголовья овец и коз, крупного рогатого скота Информирование субъектов МСП о мерах по переработке продукции агропромышленного комплекса

Республика Крым Отдельно не приведены Отдельно не приведены

Ростовская область Количество субсидий субъектам МСП, осуществляющим инновационную деятельность Субсидии субъектам МСП, осуществляющим инновационную деятельность

Источник: составлено авторами на основе региональных нормативных правовых актов28.

28 Составлено по: О региональном плане по импортозамещению в Астраханской области на 2021-2024 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Астрахан. обл.

Анализ данных таблицы 5 позволяет сделать вывод, что разработанные меры направлены на развитие малого бизнеса в целом, без активизации его по стратегическим направлениям развития Российской Федерации. Корпорацией МСП делается упор на организацию импортозамещения с учетом интересов крупных заказчиков; в большей части планов импортозамещения субъектов Южного федерального округа - на повышение продовольственной безопасности (за исключением Ростовской области, особо активно стимулирующей инновационные предприятия). Проблема декарбонизации для малого бизнеса в настоящее время не рассматривается, а переход к индустрии 4.0 выражается в субсидировании приобретения отечественного программного обеспечения.

Таким образом, создаются условия для вовлечения малого бизнеса только в импортозамещение, хотя и ожидается, что оно будет происходить с использованием инноваций и цифровых технологий организации производства. Сложившаяся и развивающаяся система МСП не направлена на формирование индустрии 4.0 и переход к низкоуглеродной экономике.

Для того чтобы оценить, насколько малый бизнес самостоятельно заинтересован в развитии производственной деятельности, проанализируем, какие производственные франшизы приобретались предпринимателями.

Число фирм, предоставляющих франшизы, в 2020 году оценивалось в 2 60029. Из них на производственные приходилось менее 2 %, что, по данным бизнес-портала БИБОСС, совпадает с мировой практикой, но и они фактически предлагают наиболее простые виды производств (см. табл. 6).

от 16.08.2021 № 269-Пр. URL: https://docs.cntd.ru/document/574869550 (дата обращения: 12.05.2022); О региональном плане по импортозамещению в Волгоградской области на 20212024 годы [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Волгоград. обл. от 12.04.2021 № 153-п. URL: https://docs.cntd.ru/document/574688174 (дата обращения: 12.05.2022); Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]: Распоряжение главы Администрации (губернатора) Краснодар. края от 28.07.2016 № 257-Р. URL: https://docs.cntd.ru/ document/537824316 (дата обращения: 13.05.2022); Об утверждении Плана по импортозамещению Республики Адыгея на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Каб. Министров Респ. Адыгея от 26.08.2016 № 185-Р. URL: https://docs.cntd.ru/document/432993983 (дата обращения: 12.05.2022); Об утверждении Плана по импортозамещению Республики Калмыкия на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Респ. Калмыкия от 27.07.2016 № 278-Р. URL: https://docs.cntd.ru/document/441603794 (дата обращения: 12.05.2022); Об утверждении Плана по импортозамещению Республики Крым на 2016-2020 годы и признании утратившим силу распоряжения Совета министров Республики Крым от 19 января 2015 года № 4-р [Электронный ресурс]: Распоряжение Совета министров Респ. Крым от 15.08.2016 № 938-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/413915362 (дата обращения: 13.05.2022); Об утверждении Регионального плана по импортозамещению в Ростовской области [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Ростов. обл. от 28.08.2019 № 539. URL: https://docs.cntd.ru/ document/561539386 (дата обращения: 13.05.2022).

29 Что такое франчайзинг и чем он отличается от франшизы: плюсы и минусы, мнение экспертов [Электронный ресурс] // Дзен. 2020. 4 марта. URL: https://zen.yandex.ru/media/franshiza/ chto-takoe-franchaizing-i-chem-on-otlichaetsia-ot-franshizy-pliusy-i-minusy-mnenie-ekspertov-5e5e73d582f1425df7fa5790 (дата обращения: 25.04.2022).

Таблица 6/ Table 6

Производственные франшизы для малого бизнеса из каталога «500 лучших франшиз 2022» / Production franchises for small businesses from the "Top 500 franchises 2022" catalogue

Наименование Открыто Инвестиции, Окупаемость,

за год, шт. тыс. руб. мес.

«Умная БВЕБА» (экопроизводство улич- 21 4 500 8

ной мебели из вторсырья)

«Русская дымка» (самогонные аппараты) 64 1 300 6

«Копирка» (копировальный центр) 36 2 550 8

"ВюуаС (экозаводы по переработке втор- 5 15 000 13

сырья, производству целлюлозы, шумо-

и теплоизоляционных материалов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"ОгеепЬаг" (автономные конструкции 18 1 000 н/д

для выращивания растений без земли,

удобрений и постоянного ухода)

«Домашние самогоны» (домашние само- 20 700 7

гонные аппараты)

"ТеЬпоагш" (производства фасадного 6 2 300 2

декора и утеплителя)

«Любимая кухня» (производство кухонь и шкафов-купе) 9 1 500 2

"Есо^^огИ" (сортировка и переработка 2 4 600 15

мусора)

"Н-ротС (мастерские по производству 4 2 000 н/д

и ремонту рукавов высокого давления

и жесткого трубопровода)

«Стройтакси» (диспетчерская служба 31 250 4

по заказу строительной и спецтехники)

"ОеЫ:епа Р1ошЫг" (производство краф- 22 328 4

тового мороженого по итальянским

рецептам)

«Печати5» (изготовление печатей и 27 215 3

штампов на заказ)

'"ШегшоСо1ог" (мини-заводы по про- 4 1 300 3

изводству красок, защитных покрытий

и других материалов)

"Х-БОМ" (строительство домов по ка- 1 700 6

надской технологии из Б1Р-панелей)

Источник: составлено авторами на основе каталога франшиз30.

Анализ каталога «500 лучших франшиз 2022» показал, что производственные франшизы составляют всего 0,03 % и являются гораздо менее востребо-

30 500 лучших франшиз 2022: рейтинг [Электронный ресурс] // Каталог франшиз "Businessmens.ru". URL: https://businessmens.ru/franchise/rating (дата обращения: 05.05.2022).

ванными по сравнению с такими, как, например, "Ш1ЫЬете8" (в 2022 году приобреталась 8 500 раз), «Кофе с собой» (2 960 раз) или «Кофейни самообслуживания» (1 714 раза). Аналогичная картина складывается и по другим каталогам франшиз31. Очевидно, что самостоятельная инициатива развития МСП связана прежде всего с теми видами деятельности, которые быстрее окупаются и требуют минимального количества компетенций. Поэтому недостаточно полагаться на формирование инфраструктуры саморазвития МСП, необходимо появление устойчивого спроса на его потенциальные товары и услуги со стороны крупных производств. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в настоящее время, согласно 44-ФЗ32 и 223-ФЗ33, годовой объем закупок у МСП за счет средств бюджетов и государственных корпораций должен составлять не менее 25 %. Но еще в 2021 году по сравнению с 2020 годом, при меньших нормативах, контракты, заключенные по 44-ФЗ с МСП среди предназначенных для всех поставщиков выросло на 0,6 % по числу и 17 % по стоимости, а среди предназначенных только для МСП на 8 % и 16 % соответственно34. Доля расторгнутых контрактов в первой группе возросла на 6 % по числу и 19 % по стоимости, во второй - 6 % и 18 %35. Расторгнутые контракты означают, что предприниматели по различным причинам не выполнили условия государственной закупки, спрос заказчика остался неудовлетворенным, хотя мог бы обеспечить увеличение занятости, доходов, расширение сферы деятельности МСП. То есть даже в рамках контрактной системы существует нереализованный спрос на виды деятельности, в том числе предназначенные для выполнения исключительно МСП. Решение приведенной проблемы невозможно без расширения компетентностной поддержки развития МСП, которая позволяла бы ему переходить к выполнению производственных процессов, ориентируясь на длительный спрос со стороны крупных игроков рынка.

Таким образом, для включения МСП в основные стратегические императивы: индустриализацию 4.0, импортозамещение, национальную безопасность, декарбонизацию - необходимо дальнейшее совершенствование государственного регулирования деятельности МСП, так как без этого оно по-прежнему будет заниматься преимущественно сферой услуг и наиболее простыми видами производств.

31 Франшизы для малого бизнеса 2021-2022 [Электронный ресурс] // Каталог франшиз frmall. URL: https://frmall.ru/katalog-franshiz/dlya-malogo-biznesa/ (дата обращения: 06.05.2022).

32 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-05042013-n-44-fz-o/ (дата обращения: 12.04.2022).

33 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц...

34 Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за 2021 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт М-ва финансов Рос. Федерации. 2022. 1 июня. С. 18. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/06/main//2021_Year.pdf (дата обращения: 06.06.2022).

35 Там же.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующие в России информационные базы на сегодняшний день не позволяют оценить вклад МСП в реализацию основных стратегических императивов. Проведенный анализ показал, что в России стимулируется расширение МСП, активизация его деятельности преимущественно по импор-тозамещению и связанным с ним параметрам индустрии 4.0. МСП занимает сферы деятельности с быстрым сроком окупаемости и не связано с промышленным производством.

Необходима корректировка принимаемых Правительством Российской Федерации мер для обеспечения большей включенности МСП в производственные цепочки.

Для этого мы предлагаем следующее:

- передать от крупного бизнеса малому на аутсорсинг узкоспециализированные услуги, например маркетинга и доставки, использовать шеринг заказов и ресурсов;

- стимулировать привлечение МСП маркетплейсами;

- модифицировать программу «Вырасти поставщика», участниками которой к настоящему времени стали 25 корпораций. Ее недостаток заключается в том, что необходимым условием вступления в программу является производство продукции, определенной заказчиком, то есть МСП заранее должно обеспечивать выпуск конкретной продукции. Такой подход не позволяет создавать новые малые производственные предприятия. Требуется работать над привлечением специалистов, способных осуществлять производство необходимых комплектующих, предоставлять им помощь в организации бизнеса путем передачи в лизинг оборудования. Выгода крупного бизнеса очевидна -разделение рисков производственного процесса с МСП, повышение загрузки производственных мощностей, появление заточенных под конкретные нужды кадров. Одна из задач, встающая при этом перед крупными предприятиями, -проводить обучение МСП как по организации производственного процесса, так и по ведению предпринимательской деятельности, что даст выигрыш в качестве получаемой продукции, формировании конкурентной среды потенциальных исполнителей. Такие задачи могут решаться при интеграции крупного бизнеса и технических вузов и в будущем привести к росту популярности производственных франшиз. Все это позволит не только стимулировать развитие МСП, но и повысить его включенность в решение стратегических императивов развития России: индустриализации 4.0, импортозамещения, роста национальной безопасности, перехода к низкоуглеродной экономике.

Список источников

Беспятых В. И., Беспятых А. В. Продвижение инноваций в малый бизнес через франчайзинговые схемы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 3, № 8. С. 76-82.

Бухвальд Е. М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10, № 5. С. 1319-1336. ЬИрв:// ао1огд/ 10.18334/ерр.10.5.110134.

Виленский А. В. От свободных экономических зон к территориям опережающего развития // Федерализм. 2020. № 1. С. 27-43. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-1-27-43.

Глубокова Н. Ю., Еремкина К. А. Малый и средний бизнес в России сегодня // Экономические исследования и разработки. 2022. № 2. С. 22-28.

Гусев А. К., Жеребцов В. И. Малый бизнес и инновации: основные проблемы и пути решения // Вестник национального института бизнеса. 2018. № 35. С. 21-27.

Зарубежный опыт импортозамещения / сост. С. Чебанов // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 5. С. 5-19.

Касимова Д. Ф., Касимов Т. С. Малый бизнес: анализ предварительных итогов экономической переписи 2020 г. // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 3. С. 104-112. https://doi.Org/10.34773/EU.2022.3.20.

Кремин А. Е. Направления государственной поддержки развития малого бизнеса регионов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 12-1. С. 184-188. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2018-10245.

КузьменковаВ.Д. Проникновениецифровыхтехнологийв малыйисреднийбиз-нес российских компаний//Экономика устойчивого развития. 2019.№4.С. 143-147.

Лузянин С. Г., Трощинский П. В. Обеспечение национальной безопасности Китая на современном этапе (нормативно-правовой аспект) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 1. С. 60-69. https://doi.org/10.12737/art.2018.1.8.

Мамонов М. В. Малый бизнес в экономике России // Научное обозрение. Экономические науки. 2019. № 3. С. 15-19.

Мешкова Д. А. Малый бизнес без ЕНВД: организации переходят на иной налоговый режим // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2, № 6. С. 4-7. https://doi.org/10.34684/ek.up.p.r.2020.06.02.001.

Норин В. Г., Волкова Я. С. Инновации в малый бизнес как инструмент национальной безопасности // Управление инвестициями и инновациями. 2018. № 2. С. 80-87. https://doi.org/10.14529/iimj180213.

Орехова С. В., Кислицын Е. В. Малый бизнес и структурные сдвиги в промышленности // Тет Его^т^т. 2019. Т. 17, № 4. С. 129-147. https://doi. org/10.23683/2073-6606-2019-17-4-129-147.

Петровская А. В., Ермакова Ю. С. Малый бизнес в условиях пандемии: проблемы и пути решения // Экономика: теория и практика. 2020. № 2. С. 133-139.

Прусова В. И., Безновская В. В., Губжокова Д. Х. Особенности экономического развития Сингапура // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 5. С. 42-47.

Русинов В. М., Эмирбекова А. А. Высокотехнологичные предприятия в Российской Федерации: малый бизнес // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2019. № 2. С. 60-62. https://doi. org/10.26163/GIEF.2019.70.32.010.

Синицына И. В., Пучкова Е. М., Никулина О. Н. Современные реалии влияния пандемии СОУШ-19 на малый бизнес и потребность в государственной поддержке // Вестник института дружбы народов Кавказа (теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2020. № 2. С. 93-96.

Федоров В. П. Германия: в окружении проблем // Современная Европа. 2020. № 2. С. 33-44. https://doi.org/10.15211/soveurope220203344.

Хаматханова М. А. Малый и средний бизнес в условиях пандемии коро-навируса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11, № 2-1. С. 208-215. https://doi.org/10.34670/AR.2021.54.11.026.

Чириканова Е. А. Малый и средний бизнес в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 7. С. 257-259. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10633.

Шарипов С. А. Личные подсобные хозяйства и малый аграрный бизнес нуждаются в государственной поддержке // Продовольственная политика и безопасность. 2020. Т. 7, № 1. С. 59-70. https://doi.org/10.18334/ppib.7.1. 100922.

Щетинина Н. Ю. Индустрия 4.0: практические аспекты реализации в российских условиях // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2017. № 1. С. 75-84.

Adamik A., Sikora-Fernandez D. Smart organizations as a source of competitiveness and sustainable development in the age of industry 4.0: Integration of micro and macro perspective // Energies. 2021. Vol. 14, № 6. P. 15-72. https://doi. org/10.3390/en14061572.

Akpan I. J., Udoh E. A. P., Adebisi B. Small business awareness and adoption of state-of-the-art technologies in emerging and developing markets, and lessons from the COVID-19 pandemic // Journal of Small Business and Entrepreneurship. 2022. Vol. 34, № 2. P. 123-140. https://doi.org/10.1080/08276331.2020.1820185.

Msomi T. S., Olarewaju O. M. Climate change and the sustainability of small businesses in Africa // Handbook of research on climate change and the sustainable financial sector / Ed. by O. M. Olarewaju, I. O. Ganiyu. Hershey: IGI Global, 2021. P. 252-266. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-7967-1.ch015.

Shukor R. A., Kian M. W., Ahmad M. N. Small and medium enterprises' business sustainability based on the industry 4.0 internet of things adoption: A Malaysian Bumiputera case study // Serbian Journal of Management. 2022. Vol. 17, № 1. P. 99-110. https://doi.org/10.5937/sjm17-35505.

Информация об авторах

И. В. Митрофанова - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории региональной экономики ФГБУН «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук», 344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр-т Чехова, 41

SPIN-код (РИНЦ): 1339-6800

AuthorID (РИНЦ): 251182

Web of Science ResearcherID: S-8203-2016

Т. Б. Иванова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративного управления Волгоградского института управления -филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 400066, Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8; профессор кафедры экспертизы и эксплуатации

объектов недвижимости Института архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», 400074, Россия, г. Волгоград, ул. Академическая, 1

SPIN-код (РИНЦ): 9190-9220

AuthorlD (РИНЦ): 221498

Web of Science ResearcherlD: E-9478-2019

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 12.07.2022; одобрена после рецензирования 12.09.2022; принята к публикации 12.09.2022.

References

Bespyatykh, V. I. and Bespyatykh, A. V. (2018), "Promotion of innovations in small business through franchising schemes", Economics and management: problems, solutions, vol. 3, no. 8, pp. 76-82.

Bukhvald, E. M. (2020), "Will Russia's small business survive the shock of2020?", Economics, Entrepreneurship and Law, vol. 10, no. 5, pp. 1319-1336, https:// doi.org/ 10.18334/epp.10.5.110134.

Vilensky, A. V. (2020), "From free economic zones to territories of advanced development", Federalism, no. 1, pp. 27-43, https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-1-27-43.

Glubokova, N. Yu. and Eremkina, K. A. (2022), "Small and medium-sized business in Russia today", Economic development research journal, no. 2, pp. 22-28.

Gusev, A. K. (2018), "Small business and innovations: Main problems and solutions", Bulletin of the National Institute of Business, no. 35, pp. 21-27.

Chebanov, S. (ed.) (2016), "Foreign experience of import substitution", World economy and international relations, vol. 60, no. 5, pp. 5-19.

Kasimova, D. F. and Kasimov, D. S. (2022), "Small business: Analysis of preliminary results of the 2020 economic census", Economics and Management: Research and Practice Journal, no. 3, pp. 104-112, https://doi.org/10.34773/EU.2022.3.20.

Kremin, A. E. (2018), "Directions of state support of development of small business of regions", Journal of Economy and Business, no. 12-1, pp. 184-188, https:// doi.org/10.24411/2411-0450-2018-10245.

Kuzmenkova, V. D. (2019), "Performance of digital technologies in small and medium businesses of Russian companies", Economics ofSustainable Development, no. 4, pp. 143-147.

Luzyanin, S. G. and Troshchinsky, P. V. (2018), "Ensuring China's national security at the present stage (normative and legal aspect)", Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, no. 1, pp. 60-69, https://doi.org/10.12737/art.2018.L8.

Mamonov, M. V. (2019), "Small business in Russian economy", Scientific Review. Economic Sciences, no. 3, pp. 15-19.

Meshkova, D. A. (2020), "Small business without UTII: Organizations go to a other tax regime", Economics and management: problems, solutions, vol. 2, no. 6, pp. 4-7, https://doi.org/10.34684/ekup.p.r.2020.06.02.001.

Norin, V. G. and Volkova, Y. S. (2018), "Innovations in small business as a tool of national security", Investment and Innovation Management Journal, no. 2, pp. 80-81, https://doi.org/10.14529/iimj180213.

Orekhova, S. V. and Kislitsyn, E. V. (2019), "Small business and structural changes in industry", Terra Economicus, vol. 17, no. 4, pp. 129-147, https://doi. org/10.23683/2073-6606-2019-17-4-129-147.

Petrovskaya, A. V. and Ermakova, Yu. S. (2020), "Small business in a pandemic: Problems and solutions", Economics: Theory and Practice, no. 2, pp. 133-139.

Prusova, V. I., Beznovskaya, V. V. and Gubzhokova, D. K. (2017), "Features of economic development of Singapore", Economics and business: theory and practice, no. 5, pp. 42-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rusinov, V. M. and Emirbekova, A. A. (2019), "High-tech enterprises in the Russian Federation: Small business", Herald of education and science development of Russian Academy of Natural Sciences, no. 2, pp. 60-62, https://doi. org/10.26163/GIEF.2019.70.32.010.

Sinitsyna, I. V., Puchkova, E. M. and Nikulina, O. M. (2020), "Modern realities of the impact of the COVID-19 pandemic on small business and the need for state support", Bulletin Peoples' Friendship Institute of the Caucasus (Theory of Economics and Management of the National Economy). Economic Sciences, no. 2, pp. 93-96.

Fedorov, V. P. (2020), "Germany: Encircled by problems", Contemporary Europe, no. 2, pp. 33-44, https://doi.org/10.15211/soveurope220203344.

Khamatkhanova, M. A. (2021), "Small and medium-sized businesses in the context ofthe coronavirus pandemic", Economy: Yesterday, Today and Tomorrow, vol. 11, no. 2-1, pp. 208-215, https://doi.org/10.34670/AR.2021.54.11.026.

Chirikanova, E. A. (2020), "Small and medium business in Russia", Economics and business: theory and practice, no. 7, pp. 257-259, https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10633.

Sharipov, S. A. (2020), "Private subsidiary farms and small agricultural business in need of state support", Food Policy and Security, vol. 7, no. 1, pp. 59-70, https://doi. org/10.18334/ppib.7.1.100922.

Shchetinina, N. Yu. (2017), "Industry 4.0: Practical aspects of introduction in the Russian conditions", Models, systems, networks in economics, technology, nature and society, no. 1, pp. 75-84.

Adamik, A. and Sikora-Fernandez, D. (2021), "Smart organizations as a source of competitiveness and sustainable development in the age of industry 4.0: Integration of micro and macro perspective", Energies, vol. 14, no. 6, pp. 15-72, https://doi. org/10.3390/en14061572.

Akpan, I. J., Udoh, E. A. P. and Adebisi, B. (2022), "Small business awareness and adoption of state-of-the-art technologies in emerging and developing markets, and lessons from the COVID-19 pandemic", Journal of Small Business and Entre-preneurship, vol. 34, no. 2, pp. 123-140, https://doi.org/10.1080/08276331.2020. 1820185.

Msomi, T. S. and Olarewaju, O. M. (2021), "Climate change and the sustainabi-lity of small businesses in Africa", in Olarewaju, O. M. and Ganiyu, I. O. (eds.), Handbook of research on climate change and the sustainable financial sector, pp. 252-266, IGI Global, Hershey, PA, US, https://doi.org/10.4018/978-1-7998-7967-1.ch015.

Shukor, R. A., Kian, M. W. and Ahmad, M. N. (2022), "Small and medium enterprises' business sustainability based on the industry 4.0 internet of things adoption: A Malaysian Bumiputera case study", Serbian Journal of Management, no.17, no. 1, pp. 99-110, https://doi.org/10.5937/sjm17-35505.

Information about the authors

I. V. Mitrofanova - Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Regional Economics, Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, 41 Chekhov ave., Rostov-on-Don, 344006, Russia

SPIN-code (RSCI): 1339-6800

AuthorID (RSCI): 251182

Web of Science ResearcherID: S-8203-2016

T. B. Ivanova - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Corporate Management, Volgograd Institute of Management, branch of RANEPA (Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation), 8 Gagarin str., Volgograd, 400066, Russia; Professor ofthe Department of Expertise and Operation of Real Estate, Institute of Architecture and Construction, Volgograd State Technical University, 1 Academic str., Volgograd, 400074, Russia SPIN-code (RSCI): 9190-9220 AuthorID (RSCI): 221498 Web of Science ResearcherID: E-9478-2019

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 12.07.2022; approved after reviewing 12.09.2022; accepted for publication 12.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.