Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ'

РОЛЬ И МЕСТО НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
направления поддержки / малое предпринимательство / национальный проект / региональная политика / areas of support / small business / national project / regional policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.К. Гонежук

Национальный проект – новый инструмент стратегического планирования в России, обеспечивающий синергию государственных и частных инвестиций. В статье рас смотрены основные вехи становления механизма реализации национальных проектов. С 2019 года по одному из стратегических направлений «Экономический рост» в целях развития и содействия малому и среднему предпринимательству сформирован национальный проект «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Проанализированы основные цели, задачи, а также структура данного наци онального проекта после его обновления в 2021 году в фокусе его реализации на территории Республики Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.К. Гонежук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF NATIONAL PROJECTS IN STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSI-NESS IN THE REPUBLIC OF ADYGEA

The National Project is a new tool for strategic planning in Russia, providing synergies of pu blic and private investment. The article discusses the main milestones of the implementation of the mechanism for the implementation of national projects. Since 2019, one of the strategic directions "Economic Growth" for the development and assistance of small and medium-sized businesses has been formed by the National Project "Small and Medium Business and Support for Individual Entrepreneurial Initiative". The main objectives, tasks, as well as the structure of this national project after its renewal in 2021 in the focus of its implementation in the territory of the Republic of Adygea were analyzed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ»

15. Glushchenko A.V., Yarkova I. V. Strategic accounting: textbook and practice for bachelor's, specialist's and Master's degrees-Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. - 240 p.

16. Information on segments: regulations on accounting: PBU 12/10: approved by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 143n of 08.11.2010. [Electronic resource] / Access mode: http://www.minfin.ru.

17. International Financial Reporting Standards and Interpretations. [Electronic resource] / Access mode:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140000;dst=0;ts=0229269922030B3CC2950A0 96214AA7;rnd=0.3874009633304335.

18. Improving management accounting on the basis of segmentation of agricultural holding activities [Text] / A.V. Glushchenko, L. S. Zakharova // International accounting. 2015. No. 35 (377). pp. 15-24.

19. Accounting management accounting [Text] / Vakhrushina M. A. Moscow, 2019.

20. Model of functional-strategic budgeting, result-oriented, as a basic element of the management accounting system of the university [Text] / A. V. Glushchenko, E. M. Egorova / / "Economics of education". 2011. No. 4. c. 147-155.

21. Metodika formirovaniya segmental reporting in agroholdings [Text] / A. V. Glushchenko, E. P. Kucherova // International accounting. 2016. No. 22 (412). pp. 2-13.

22. Agriculture 4.0: digital trends in the development of agriculture: Monograph [Text] / G. V. Fedotova, I. F. Gorlov, A.V. Glushchenko, M. I. Slozhenkina, N. I. Mosolova, D. A. Mosolova. - Volgograd: OOO "SPHERE", 2019 - - 168 p.

23. Standardization of accounting and its role in improving the reliability and transparency of information [Text] / A.V. Glushchenko // Bulletin of the Volgograd State University. Series 3: Economics. Ecology. 2003. No. 8. pp. 75-78.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11216

М.К. Гонежук - аспирант кафедры бизнес-аналитики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», marieta2776@mail.ru,

M.K. Gonezhuk - postgraduate student of the Department of Business Analytics of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Technological University".

РОЛЬ И МЕСТО НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ THE ROLE AND PLACE OF NATIONAL PROJECTS IN STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSI-NESS IN THE REPUBLIC OF ADYGEA

Аннотация. Национальный проект - новый инструмент стратегического планирования в России, обеспечивающий синергию государственных и частных инвестиций. В статье рассмотрены основные вехи становления механизма реализации национальных проектов. С 2019 года по одному из стратегических направлений «Экономический рост» в целях развития и содействия малому и среднему предпринимательству сформирован национальный проект «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Проанализированы основные цели, задачи, а также структура данного национального проекта после его обновления в 2021 году в фокусе его реализации на территории Республики Адыгея.

Abstract. The National Project is a new tool for strategic planning in Russia, providing synergies of public and private investment. The article discusses the main milestones of the implementation of the mechanism for the implementation of national projects. Since 2019, one of the strategic directions "Economic Growth" for the development and assistance of small and medium-sized businesses has been formed by the National Project "Small and Medium Business and Support for Individual Entrepreneurial Initiative". The main objectives, tasks, as well as the structure of this national project after its renewal in 2021 in the focus of its implementation in the territory of the Republic of Adygea were analyzed.

Ключевые слова: направления поддержки, малое предпринимательство, национальный проект, региональная политика.

Keywords: areas of support, small business, national project, regional policy.

Реализация проектов национального масштаба, как в России, так и за рубежом по настоящее время остается проблемой. Программы, реализуемые в общенациональных интересах в стратегических отраслях и требующие существенного государственного финансирования и участия, принято принимать за понятие «национальный проект».

По мнению Беднякова А.С., Миэринь Л.А., «национальные проекты - это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат. В зависимости от этапа развития государства, состояния его бюджета и уровня развития предпринимательства к таким проектам могут привлекаться частные инвесторы, что выражается в развитии проектов по моделям государственно-частного партнерства.» [1].

Рассмотрим этапы становления проектного метода управления стратегическими целями в России.

В период развития Российской Федерации и перехода к рыночной экономике тема национальных проектов принимала различные очертания и организационные формы управления. Государство постоянно пыталось найти оптимальные формы осуществления инвестиций в масштабные проекты и привлечь к этим проектам частных инвесторов. Основные вехи становления механизма реализации национальных проектов следующие:

— с 2002 г. начали готовиться и приниматься Федеральные целевые программы (ФЦП);

— в 2005 г. было объявлено о запуске четырех приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье» и «Образование»;

— в 2010 г. ФЦП были преобразованы в государственные программы, в том числе по причине невыполнения многих из целевых показателей ФЦП;

— в 2012 г. было подписано 11 «майских» указов Президента России, нацеленных на приоритетные сферы развития государства и определяющие целевые показатели, которые требовалось достигнуть к 2018 г. или 2020 г.;

— в 2016 г. произошла реорганизация в области управления стратегическими проектами в виде создания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Департамента проектной деятельности Аппарата правительства РФ и упразднения двух других консультативных органов. Сформированный перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г. послужил основой для подготовки 29 приоритетных проектов. Ряд ранее принятых государственных программ также был переведен на проектное управление.

— Национальные проекты (2019-2030 гг.) представляют собой новые национальные проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и разработанные по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» [2].

— Эффективность национальных проектов определяется, прежде всего, используемыми при их реализации механизмами и технологиями. Данные механизмы и технологии являются более эффективными в отличие от федеральных целевых программ.

— По направлению «Экономический рост» в целях развития и содействия МСП сформирован национальный проект «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее — НП «МСП» или национальный проект).

— НП «МСП» ставит целью расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

— Он должен достичь следующего целевого показателя: увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2030 году до 25 млн человек.

— Проектом предусмотрено решение следующих задач:

— улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, применяющих контрольно -кассовую технику;

— создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

— совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

— упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёма льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивид у-альных предпринимателей;

— создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно -технологическая сфера, социальная сфера и экология;

— модернизация системы поддержки экспортёров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортёров в общем объёме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов;

— создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

— обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчётность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

Согласно паспорту проекта на сайте Минэкономразвития Российской Федерации общий бюджет реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2024 года составит 408,3 млрд. рублей, из которых 384,2 будут направлены из федерального бюджета, еще 161,0 из региональных, а 11,8 будут привлечены из внебюджетных источников [3]. Федеральные проекты, вошедшие в состав первоначального НП «МСП» (с 2019 по 2020 гг.):

— «Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства»;

— «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;

— «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»;

— «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию»;

— «Популяризация предпринимательства».

Национальный проект структурирован и включал пять федеральных проектов, предусматривающих необходимые меры поддержки предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития его бизнеса: от появления самой идеи начать бизнес, регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт.

Однако, по итогам мониторинга, проведенного специалистами Счетной палаты Российской Федерации, результаты реализации НП «МСП» за 10 месяцев 2019 г. подверглись критике.

Выявлено, что «включенные в НП «МСП» мероприятия ранее проводились в ходе реализации государственной программы «Экономическое развитие инновационная экономика» и приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и не оказали существенного влияния на рост численности занятых в сфере МСП» [4].

Вместе с тем указано на отсутствие методологических основ отраслевой оценки влияния реализу е-мых мероприятий на численность занятых в МСП, взаимосвязи вклада НП «МСП» и национальных целей Указа № 204, а также связи между целевыми индикаторами Стратегии развития МСП России и НП «МСП», под сомнение поставлена статистика прироста численности занятых в секторе МСП к 2024 году.

С 2021 года Минэкономразвития России внесло изменение в состав национального проекта, включающего четыре федеральных проекта: «Акселерация субъектов МСП» («Акселерация»); «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» («Предакселерация»); «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятых граждан» («Поддержка самозанятых»); «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами («Цифровая платформа МСП»). Схема применения федеральных проектов на всех этапах жизненного цикла развития бизнеса приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Схема применения федеральных проектов на всех этапах жизненного цикла развития бизнеса

Мероприятия по повышению привлекательности предпринимательства и стимулирования интереса различных групп граждан с использованием всех современных медиа технологий предусмотрены фед е-ральным проектом «Популяризация предпринимательства». С 2021 года мероприятия и показатели проекта вошли в состав проекта «Акселерация».

Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» направлен на создание и популяризацию нового режима налогообложения для самозанятых граждан. Цель проек-

та - вывод из тени предпринимательски активных граждан путем формирования для них приемлемого налогового режима с уплатой единого налога по приемлемой ставке, включающей страховой взнос. Финансирование мероприятий в рамках федерального проекта не предусмотрены. С 2021 года проект не реализуется.

Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» существо изменит действующую систему финансовой поддержки МСП. Проектом предусмотрена многоканальная система оказания финансовой поддержки: в рамках Национальной гарантийной системы с участием Корпорации, МСП Банка, региональной финансовой инфраструктуры, а также расширение лизинговой поддержки, внедрение альтернативных источников финансирования МСП. С 2021 года проект трансформирован в проект «Акселерация». Данный проект позволит в рамках предложенной конструкции увеличить к 2025 году совокупный объем долгового портфеля субъектов МСП по России до 9,5 трлн. рублей в год.

Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предусматривает весомую роль регионов, в том числе в части развития региональной инфраструктуры поддержки МСП, оказывающей комплекс услуг бизнесу. Значительные средств федерального бюджета запланированы для регионов на создание центров «Мой бизнес», федерального центра компетенций по обучению региональных команд, на обеспечение производственных и высокотехнологичных МСП соответствующими площадями для создания и развития бизнеса. По итогам реализации этих мероприятий предполагается существенный прирост объема инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших поддержку.

С 2021 года данный проект переформатирован и расширен в целях формирования комплекса мер поддержки для действующих и развивающихся субъектов предпринимательства: сохранены финансовые и нефинансовые инструменты поддержки для действующих субъектам МСП, развитие экспортно ориентированных субъектов, расширение инфраструктуры поддержки, создание промышленных (индустриальных) парков, технопарков.

В целом к 2025 году будет сформирована сервисная модель оказания услуг и мер поддержки субъектам МСП в 85 субъектах Российской Федерации, в том числе создан федеральный центр компетенций по обучению региональных команд представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» с 2021 года закрыт. Мероприятия и показатели проекта вошли в федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». В рамках данного направления продолжится предоставление грантовая поддержки начинающим фермерам, выдача «Агростартапов» и субсидирование части расходов сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

С 2021 года в новой редакции нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» утверждено два новых федеральных проекта.

Федеральный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятых граждан» предусматривает обеспечение доступа ко всем услугам и мерам поддержки для самозанятым, в т.ч. на льготных условиях, для них расширен пакет образовательных услуг, реализуется возмо ж-ность льготного доступа к коммерческим электронным площадкам, обеспечен доступ к имущественной поддержке.

Другой федеральный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса в Республике Адыгея» нацелен на содействие начинающим субъектам МСП и содержит соответствующие меры поддержки в части налогообложения и создания комфортной среды для деятельности, скорректированные финансовые и нефинансовые меры поддержки с учетом данной категории бизнеса.

Новый федеральный проект, реализуемый с 2021 года «Цифровая платформа МСП», содержит результаты и мероприятия только федерального уровня. Данный проект нацелен на создание цифровой платформы для предоставления услуг и мер поддержки посредством сервиса «Цифровая платформа».

Обновленный НП «МСП» подвергся критике со стороны Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. В переформатированном с 2021 года НП «МСП» достижение цели по увеличению числа занятых в секторе МСП к 2024 году до 25 млн человек снижена до 23 млн человек и как показатель исключен из обновленного НП «МСП», а также исключен показатель вклада МСП в ВВП.

«Мы считаем, что наша страна не может развиваться без малого и среднего бизнеса. Это основа экономики, это основные рабочие места, самые доступные товары и услуги для населения, огромная роль социальная. Если мы с самого начала планку занижаем, то реально конкурентной экономики, действующей на основе частной инициативы, не произойдет.», - пояснил российский бизнес-омбудсмен [5].

На региональном уровне в соответствии с федеральными проектами субъектами Российской Федерации разработаны и утверждены региональные проекты. Объем финансового обеспечения НП «МСП», реализуемого на территории Республики Адыгея, составляет 1,318 млрд. рублей. Распределение средств по уровням бюджета приведены на рисунке 2.

Республиканский бюджет 0,018 млрд.

ВСЕГО

1,318 млрд. рублей

Рисунок 2 — Мероприятия федеральных проектов, реализуемые на территории Республики Адыгея [разработано автором]

Несомненно, успешная реализация любого национального проекта зависит от организации проектного управления, финансового обеспечения и его информационного сопровождения [6].

Однако за 2 года реализации НП «МСП» не наблюдается роста числа субъектов МСП и уровня занятости на них.

Обновленный НП «МСП» не взаимосвязан по отдельным мероприятиям, результатам и показателям с предыдущей его редакцией, таким образом, с 2021 года статистика результативности НП «МСП» формируется вновь, что затрудняет проводить оценку развития предпринимательства и его динамику как по России в целом, так и в ее субъектах.

Вместе с тем следует отметить в качестве положительного момента выделение в отдельные федеральные проекты перспективных направлений по поддержке самозанятых и начинающих субъектов МСП.

Источники:

1. Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия СПбГЭУ. 2019. №4 (118). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/natsionalnye-proekty-rossii-problemy-i-resheniya (дата обращения: 19.06.2021).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения 01.01.2020).

3. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный доступ]: Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ nacionalny y_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_ individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 01.04.2021).

4. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. Реализация национальных проектов. 2020. №265. С. 121 [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/statements/9645.

5. Бизнес-омбудсмен раскритиковал обновленный нацпроект МСП [Электронный доступ]: Режим доступа: https://www.business.ru/news/23301-biznes-ombudsmen-raskritikoval-obnovlennyy-natsproekt-msp (дата обращения 10.04.2021).

6. Иваненко Л. В., Тимощук Н. А. Процесс реализации национальных проектов в регионе. Проектное управление // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-realizatsii-natsionalnyh-proektov-v-regione-proektnoe-upravlenie (дата обращения: 01.05.2021).

References:

1. Bednyakov A. S., Mierin L. A. National projects of Russia: problems and solutions // Izvestiya SPbGEU. 2019. №4 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-proekty-rossii-problemy-i-resheniya (date of request: 19.06.2021).

2. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.05.2018 [Electronic resource]: Access mode: https://base.garant.ru (date of request: 01.01.2020).

3. Passport of the national project " Small and medium-sized entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative [Электронный Electronic access]: Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_ proe kt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (date of request: 01.04.2021).

4. Bulletin of the Accounting Chamber of the Russian Federation. Implementation of national projects. 2020. No. 265. p. 121 [Electronic resource]. URL: https://ach.gov.ru/statements/9645.

5. The business Ombudsman criticized the updated national project of SMEs [Electronic access]: Access mode: https://www.business.ru/news/23301-biznes-ombudsmen-raskritikoval-obnovlennyy-natsproekt-msp (date of request :10.04.2021).

6. Ivanenko L. V., Timoshchuk N. A. The process of implementing national projects in the region. Project management / / Bulletin of USNTU. Science, education, economics. Series: Economics . 2020. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-realizatsii-natsionalnyh-proektov-v-regione-proektnoe-upravlenie (date of request: 01.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.