Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФРАНЧАЙЗИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурунян Т. В.

Франчайзинговая форма организации бизнеса представляет собой проверенный временем эффективный старт для малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в технологически развитых и быстроразвивающихся странах. Большинство мировых брендов сформировали развитую франчайзинговую сеть, в которую вовлечено более миллиона франчайзи, в том числе субъектов МСП. В условиях внешних вызовов усиливается необходимость обеспечения экономической безопасности страны. Развитие франчайзинговой формы организации бизнеса, в том числе для малого и среднего предпринимательства, внесет вклад в укрепление экономической безопасности. Франчайзинговые компании генерируют рабочие места, участвуют в импортозамещении. Определенным барьером для развития франчайзинговой формы организации бизнеса в России является недостаточное институциональное регулирование. Проведенные исследования и лучшие практики зарубежных стран, позволяют сделать вывод об основных направлениях совершенствования институционального регулирования франчайзинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL REGULATION OF THE FRANCHISING FORM OF BUSINESS ORGANIZATION IN RUSSIA AND IN FOREIGN COUNTRIES

The franchising form of business organization is a time-tested effective start for small and medium-sized businesses (hereinafter referred to as SMEs) in technologically advanced and rapidly developing countries. Most of the world brands have formed a developed franchise network, which involves more than a million franchisees, including SMEs. In the face of external challenges, the need to ensure the economic security of the country is growing. The development of a franchising form of business organization, including for small and medium-sized businesses, will contribute to strengthening economic security. Franchise companies generate jobs and participate in import substitution. A certain barrier to the development of a franchising form of business organization in Russia is insufficient institutional regulation. The conducted research and the best practices of foreign countries allow us to draw a conclusion about the main directions for improving the institutional regulation of franchising

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Институциональное регулирование франчайзинговой формы организации бизнеса в России и в зарубежных странах

Гурунян Татьяна Валентиновна,

канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и инвестиций Сибирского института управления, РАНХиГС, [email protected]

Франчайзинговая форма организации бизнеса представляет собой проверенный временем эффективный старт для малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в технологически развитых и быстроразвивающихся странах. Большинство мировых брендов сформировали развитую франчайзинговую сеть, в которую вовлечено более миллиона франчайзи, в том числе субъектов МСП. В условиях внешних вызовов усиливается необходимость обеспечения экономической безопасности страны. Развитие франчайзинговой формы организации бизнеса, в том числе для малого и среднего предпринимательства, внесет вклад в укрепление экономической безопасности. Фран-чайзинговые компании генерируют рабочие места, участвуют в импортозамещении. Определенным барьером для развития франчайзинговой формы организации бизнеса в России является недостаточное институциональное регулирование. Проведенные исследования и лучшие практики зарубежных стран, позволяют сделать вывод об основных направлениях совершенствования институционального регулирования франчайзинга

Ключевые слова. Малое и среднее предпринимательство, франчайзинг, экономическая безопасность, институциональное регулирование, государственная поддержка

Франчайзи в разных странах привлекает четкое институциональное регулирование, и государственная поддержка. Занятость во франчайзинговых сетях в мире около 12 млн. чел., выпуск франчайзинговых фирм около 13 % ВВП [6]. В сфере франчайзинга в нашей стране работает 1,14 млн.человек (1.6% от общего числа занятых) [5].

Аналитики считают, что франчайзинговая бизнес-модель наиболее устойчива к кризисным явлениям в экономике, к макроэкономической нестабильности [11]. Задача развития франчайзинговой формы организации бизнеса приобретает особое значение в условиях санкций, когда на первый план макроэкономической политики выходит требование обеспечения экономической безопасности страны. Вновь созданные компании-фран-чайзи генерируют рабочие места, активно развивают импортозамещение в сфере общественного питания, производства молочных и мясных продуктов, промышленного производства, 1Т-отрасли. На рисунке 1 представлена структура занятости франчайзи-субъектов МСП в Новосибирской области. Около половины франчайзи открыли франшизные точки в сфере общественного питания и торговли продовольственными товарами.

Поэтому развитие отечественных франчайзинговых сетей, вовлечение в них субъектов МСП представляется важной задачей обеспечения экономической безопасности. Но пока преимущества франчайзинговой формы организации бизнеса МСП российских регионов используют недостаточно. Например, в Новосибирской области только 3 % предпринимателей вовлечены в модель франчайзинга [4].

О

00 >

00 гп

о

Рисунок 1. Вид экономической деятельности субъектов МСП-франчайзи в Новосибирской области (по итогам НИР «Франшиза для малого и среднего предпринимательства: возможности и ограничения», Рег. № в ЕГСУ121101500034-4)

го о го го

В рамках НИР «Франшиза для малого и среднего предпринимательства: возможности и ограничения», выполненного в 2021 году в Сибирском институте управ-ления-филиале РАНХиГС, проходило интервьюирование франчайзи-субъектов МСП.

Значимым барьером в развитии франчайзинговой формы организации бизнеса респонденты назвали пробелы в законодательстве о франчайзинге (рисунок 2).

По мнению одного из экспертов НИР, «отношения франчайзинга достаточно хорошо регулируется через общие и специальные нормы договорного права». Но большинство предпринимателей считают, что законодательство в сфере франчайзинга разработано недостаточно, отсутствует нормативное регулирование некоторых вопросов. Многие высказывают мнение о необходимости принятия специального закона о франчайзинге (рисунок 2).

На практике отношения франчайзинга в России регулируются договором коммерческой концессии, лицензионным договором, и даже договорами купли-продажи, оказания услуг, агентским договором (таблица). Договор коммерческой концессии более других видов договоров защищает интересы начинающего франчайзи-субъекта МСП. Объект интеллектуальной собственности (товарный знак, знак обслуживания, и др.), как и сам договор коммерческой концессии, должен быть зарегистрирован в РОСПАТЕНТе. В договоре коммерческой концессии предусмотрено определенное консалтинговое сопровождение франчайзи со стороны франчайзера.

чайзер) может передать франчайзеру по лицензионному договору право на использование товарного знака. Все лицензионные договоры регистрируются в Роспатенте. Договоренности в сфере консалтингового сопровождения оформляются отдельно, или носят неформальный характер.

У российских франчайзеров товарные знаки, и другие средства индивидуализации, иногда не зарегистрированы в Роспатенте. В этом случае они не являются объектами интеллектуальной собственности, и не охраняются законом. Но такие товарные знаки иногда передаются другим предпринимателям в рамках договоров купли-продажи, и других договоров. Отношения между хозяйствующими субъектами в таких случаях трудно назвать франчайзингом.

Обратимся к опыту институционального регулирования франчайзинговой формы организации бизнеса в зарубежных странах, который сформировался в ходе более чем столетней истории системы франчайзинга.

В США существует разветвлённая система поддержки начинающих предпринимателей, в том числе франчайзи. Политика поддержки предпринимательства включает мероприятия содействия продвижению брендов, защите интеллектуальной собственности, обеспечения стандартов качества продукта и бизнес-процессов [6].

Таблица 1

Особенности форм регулирования отношений франчайзинга в России

Рисунок 2. - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Достаточно ли, по Вашему мнению, разработано законодательство в сфере франшизы?»

Отметим, что франчайзинговые отношения представляют собой более высокий уровень взаимодействия, чем договор коммерческой концессии. Автору представляется, что с позиций защиты начинающих предпринимателей-франчайзи крайне важно подробно прописать в договоре направления консалтингового, информационного и технологического сопровождения бизнеса со стороны франчайзера, и обязательства по их выполнению.

Отношения между франчайзером и могут закрепляться в форме лицензионных соглашений на использование объекта промышленной собственности (патента, полезной модели, промышленного образца). Франчайзи в этом случае изготавливает продукт на основе патента с целью последующей продажи. По лицензионному договору может предаваться и возможность использования товарного знака, знака обслуживания. Владелец зарегистрированного в Роспатенте товарного знака (фран-

Формы ре- Договор Лицензион- Договор Договор

гулирова- коммерче- ный договор купли-про- предостав-

ния отно- ской кон- дажи, дого- ления

шений цессии вор по- услуг,

фран- ставки, агентский

чайзинга агентский договор договор

Характери- Одна сто- Одна сто- По дого- Исполни-

стика рона (пра- рона (ли- вору купли- тель обязу-

формы вооблада- цензиар) продажи ется по за-

регулирова- тель) обязу- предостав- одна сто- данию за-

ния отно- ется предо- ляет другой рона (про- казчика ока-

шений ставить стороне (ли- давец) обя- зать услуги,

фран- другой сто- цензиату) зуется пе- а заказчик

чайзинга роне (поль- право ис- редать обязуется

зователю) пользова- вещь (то- оплатить

на право ния ИС в вар) в соб- эти услуги

использо- предусмот- ственность (ГК РФ, ста-

вать ком- ренных до- другой сто- тья 779)

плекс говором роне (поку-

исключи- пределах за пателю),

тельных вознаграж- (ГК РФ, ста-

прав, дело- дение (ГК тья 454)

вой репута- РФ статья По агентскому договору

ции и ком- 1235) агент обязуется за воз-

мерческого награждение совершать

опыта за по поручению (принци-

вознаграж- пала юридические дей-

дение (ГК ствия от своего имени,

РФ, статьи но за счёт принципала

1027 - (ГК РФ, статья 1005)

1040)

Условия Объекты Объекты ИС Объекты Объекты

применения ИС зареги- и лицензи- ИС не заре- ИС не заре-

стрированы онные дого- гистриро- гистриро-

в соответ- воры заре- ваны в со- ваны в со-

ствии с за- гистриро- ответствии ответствии

конодатель- ваны в соот- с законода- с законода-

ством. ветствии с тельством тельством

Договор законода-

коммерче- тельством

ской кон-

цессии ре-

гистриру-

ется

Достоин- Франчайзи Франчайзи Могут быть Могут быть

ства получает получает установ- установ-

права на права на лены пра- лены до-

объекты объект ИС, вила после- полнитель-

ИС, кото- который продажного ные усло-

рые подле- подлежит обслужива- вия

жат защите. защите по ния

Прописыва- законода-

ются поря- тельству, в

док и т.ч. тамо-

формы кон- женными

салтинго- средствами

вого сопро-

вождения

франчайзи

Недостатки Долгий срок Долгий срок Объекты Объекты

регистра- регистрации ИС не под- ИС не под-

ции дого- договора лежат за- лежат за-

вора ком- коммерче- щите. И щите по за-

мерческой ской концес- скорее конодатель-

концессии в сии в Роспа- всего, не ству. И ско-

Роспатенте тенте представ- рее всего,

ляют собой не пред-

бренд ставляют

собой

бренд

Составлено автором по: Бурсулая Т. Франчайзинг - достоинства и недостатки. Особенности применения этой схемы в России // Финансовая газета. - 2019. - N 30. - С. 10-11; Ку-леева И. Ю. Теоретические и практические проблемы соотношения договора коммерческой концессии и франчайзинга // Современое право. - 2021. - N 2; ГК РФ.

Институциональное регулирование отношений франчайзинга в США осуществляется и на федеральном уровне, и на уровне штатов. Закон о защите прав франчайзинговых инвестиций (California Franchise Investment Protection Law) был принят в Калифорнии в 1971 году, затем и в других штатах. Закон устанавливал обязательную регистрацию отношений франчайзинга. Кроме того, в обязанности франчайзера вменяется предоставление полной коммерческой информации покупателям франшиз. В 1979 г. был принят ещё один нормативный акт: «Правило предоставления обязательной предпродажной информации» («FTC Act and the Franchise Rule «Disclosure Requirements and Prohibitions Concerning Franchising and Business Opportunity Ventures») В «Правиле» установлена ответственность за сокрытие и непредставление сведений о существенных фактах франчайзинговой формы конкретного бизнеса со стороны франчайзера [7, 12]. Регулируются и отношения в сфере конкуренции применительно в фран-чайзинговым рынкам [11]. Это даёт некоторые преференции франчайзинговым компаниям.

Для защиты интересов франчайзи в США были приняты законодательные нормы, которые регулируют франчайзинговые отношения. Это, прежде всего, правило, по которому франчайзер должен предоставить информацию о своей франшизе потенциальным франчайзи ещё до подписания договора. Франчайзер предоставляет документ о раскрытии франшизы (Franchise Disclosure Document (FDD). FDD содержит подробную информацию коммерческого характера о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

франшизе: характеристика бизнеса франчайзера, бизнес-опыт, данные собственников и их доли в уставном фонде. Необходимо дать описание всех судебных тяжб франчайзера. Представить финансовую отчётность за три года (балансы, отчёты о прибылях и убытках, денежные потоки). В FDD даётся описание торговых знаков, знаков обслуживания, патентов, ноу-хау, авторских прав. Предоставляются расчёты с обоснованием точной суммы инвестиций в бизнес, в том числе паушальный взнос, ежемесячной прибыли. Обосновывается эффективность маркетинговых инструментов, определяются и описываются программы обучения франчайзи. Даётся подробная информация о конкурентном окружении и о мерах государственного регулирования. Кроме того, предоставляется и информация о закрытии франшизных точек: «Не должна скрываться информация относительно того, какое количество франчайзи прекратило свою деятельность и по каким причинам. Здесь также могут потребовать контактную информацию и франчайзер обязан её предоставить; детальные данные о финансовых и экономических показателях минимум трёх лучших франчайзи данной франчайзинговой сети; указание срока действия договора» [8].

В быстроразвивающихся странах мира франшизную модель бизнеса так же рассматривают в качестве удачного старта для начинающих предпринимателей. Приведём пример Китая, где принят специальный закон о франшизе - Положение об управлении коммерческими франшизами («Regulations on Administering Commercial Franchises» от 6 февраля 2007 г. №485) [9]. Цель этого нормативного акты - поддержание порядка на рынке труда и регулирование отношений. В «Положении об управлении коммерческими франшизами» установлено, что деятельность франчайзера должна основываться на высоких моральных принципах (честности, справедливости, добросовестности). Франчайзер не должен проводить рекламу и рекламные акции, которые могут вводить в заблуждение. И в рекламе не должны раскрываться доходы франчайзи от франчайзинговой деятельности.

В странах ЕС история развития франчайзинга так же имеет глубокую историю и устоявшиеся практики институционального регулирования франчайзинговой формы организации бизнеса [10, 12].

Обратимся к опыту регулирования франшизных рынков стран ЕАЭС. В Республике Беларусь заключение договоров франшизы было запрещено законодательно до 2005 года. Реальное развитие рынка началось только в 2012 году усилиями ассоциации «Белфранчайзинг». С 2015 года рынок франчайзинга в Республике Беларусь ежегодно растёт на 10-25 %, показывая даже более впечатляющие темпы, чем российский рынок. В Республике Беларусь самый крупный и посещаемый каталог работает на сайте ассоциации «Белфранчайзинг» (https://belfranchising.by/katalog-franshiz/). Существует еще около 10 небольших каталогов, в основном на сайтах компаний, занимающихся продажей готового бизнеса. В Беларуси ежегодно силами ассоциации «Бел-франчайзинг» проводится до 30 мероприятий в столице и регионах. В рамках таких событий и проходят презентации франшиз. Как правило, эти мероприятия имеют долгосрочный эффект, поскольку активно освещаются интернет-ресурсами и местными СМИ.

Рынок франчайзинга в Казахстане - гораздо более зрелый, чем в Республике Беларусь. Как следствие, темпы роста здесь чуть ниже - 15-20 %, конкуренция

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

сч сч о сч

о ш Ш X

<

m о х

X

чуть выше, а сам рынок больше похож на рынок России. Поэтому неудивительно, что продвижение франшиз в Казахстане очень похоже на продвижение в России. Большинство успешных франшизных концепций из России имеет нескольких франчайзи и в крупнейших городах Казахстана. В Казахстане представлены многие российские каталоги франшиз: businessmens.ru, beboss.kz [3]. Проводятся выставки и презентации франшиз. В Казахстане принят закон «О комплексной предпринимательской лицензии» (франчайзинге). Следует отметить, что как и в Республике Беларусь, в Казахстане ключевая роль в популяризации франчайзин-говой форме организации бизнеса для МСП принадлежит отраслевым сообществам и объединениям предпринимателей - Казахстанской Ассоциации франчайзинга «Kazfranch», Ассоциации Семейного Бизнеса Казахстана.

В странах ЕАЭС создается благоприятная институциональная среда для франчайзинговой формы организации бизнеса. Принимаются специальные законы, регулирующие отношения франчайзинга. Значительная роль в популяризации франчайзинга принадлежит отраслевым сообществам и объединениям предпринимателей.

Учитывая наилучшие мировые практики, необходимо принять комплекс мер по улучшению институционального регулирования франчайзинга. Для вовлечения субъектов МСП во франчайзинговую форму организации бизнеса предлагается усилить меры государственной поддержки, расширить информирование субъектов МСП о преимуществах франчайзинга. При разработке мер поддержки особое внимание необходимо уделить франшизам в сфере производства и импортозамеще-ния. Принятие закона «О франчайзинге» повысит устойчивость предпринимателей-франчайзи, прозрачности отношений франчайзинга. В законе должно подробно должны быть регламентированы полнота информации, предоставляемая франчайзером, и обязанности франчайзера и франчайзи. Улучшение институционального регулирования в сфере франчайзинга поможет обеспечить экономическую безопасность страны в условиях внешних вызовов.

Литература

1. Бурсулая Т. Франчайзинг - достоинства и недостатки. Особенности применения этой схемы в России // Финансовая газета - 2019. -N 30. С.- 10-11.

2. Кулеева, И. Ю. Теоретические и практические проблемы соотношения договора коммерческой концессии и франчайзинга// Современое право. - 2021. -N 2/

3. Ляшевский, В. Франшиза на 3б0: от покупки готовой до создания собственной: практическое руководство / В. Ляшевский. - Москва : Альпина ПРО, 2022. -472 с. - ISBN 978-5-907394-49-0. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1842389 (дата обращения: 06.03.2022).

4. Модель инвестиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства: моногр. / Т. В. Гурунян, О. Ю. Щербина, В. В. Завадовский, Н. Ю. Каменская ; РАНХиГС, Сиб.ин-т упр. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2017. -306 с.

5. Российский франчайзинг 2022 - статистика от franshiza.ru. Сайт franshiza.ru. URL https://franshiza.ru/article/read/statistica_rynka_franshizing a_2022/ (дата обращения 20.04.2022).

6. Статистика. Все о франчайзинге. Сайт Российской Ассоциации Франчайзинга URL: https://www.rusfranch.ru/franchising/statistics/ (дата обращения: 01.04.2022)

7. Шекера, Е. А. Правовое регулирование франчайзинга в США / Е. А. Шекера // Закон. Право. Государство. - 2019. - № 2(22). - С. 192-198. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44413237 (дата обращения: 26.03.2022). - Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.

8. Что такое FDD (Franchise Disclosure Document)?Сайт Franchise Capital URL: https://franchise-capital.com/ru/blog/fdd/ (дата обращения: 08.03.2022).

9. Ющенко Н. А., Гайфутдинова Р. З, Хасимова Л. Н. Правовое регулирование франчайзинга в Китае//Вест-ник экономики, права и социологии.- 2021.- №1. -С. 110113. - Режим доступа: Б-ка электрон. изд. Сиб. ин-та упр. - фил. РАНХиГС, требуется авторизация. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-reguNrovanie-franchayzinga-v-kitae/viewer (дата обращения: 03.03.2022).

10. Сербин, М. В. Правовое регулирование франчайзинга во Франции / М. В. Сербин, Е. А. Шекера // Закон. Право. Государство. - 2019. - № 4-1(24). - С. 221226. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44671701 (дата обращения: 26.03.2022). - Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.

11. Франшизы снижают порог входа. Сайт корпорации МСП URL:https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/franshizy_s nizhayut_porog_vkhoda/?sphrase_id=124891 (Дата обращения 08.04.22).

12. Pitegoff, T. M. International Franchising. New York State Bar Association. Franchise, Distribution and Licensing Law. N. Y., 2002.

Institutional regulation of the franchising form of business organization

in Russia and in foreign countries Gurunyan T.V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The franchising form of business organization is a time-tested effective start for small and medium-sized businesses (hereinafter referred to as SMEs) in technologically advanced and rapidly developing countries. Most of the world brands have formed a developed franchise network, which involves more than a million franchisees, including SMEs. In the face of external challenges, the need to ensure the economic security of the country is growing. The development of a franchising form of business organization, including for small and medium-sized businesses, will contribute to strengthening economic security. Franchise companies generate jobs and participate in import substitution. A certain barrier to the development of a franchising form of business organization in Russia is insufficient institutional regulation. The conducted research and the best practices of foreign countries allow us to draw a conclusion about the main directions for improving the institutional regulation of franchising Keywords: small and medium business, franchising, economic security,

institutional regulation, government support References

1. Bursulaia T. Franchising - advantages and disadvantages. Features of the

application of this scheme in Russia // Financial newspaper - 2019. -N 30. P. - 10-11.

2. Kuleeva, I. Yu. Theoretical and practical problems of the relationship

between the contract of commercial concession and franchising// Modern law. - 2021. -N 2/

3. Lyashevsky, V. Franchise at 360: from buying a ready-made one to

creating your own: a practical guide / V. Lyashevsky. - Moscow: Alpina PRO, 2022. - 472 p. - ISBN 978-5-907394-49-0. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1842389 (date of access: 03/06/2022).

4. Model of investment and innovation elevator for small and medium-sized

businesses: monograph. / T. V. Gurunyan, O. Yu. Shcherbina, V. V.

Zavadovsky, N. Yu. Kamenskaya; RANEPA, Siberian Institute of Management. - Novosibirsk: SibAGS Publishing House, 2017. -306 p.

5. Russian franchising 2022 - statistics from franshiza.ru. franchisa.ru

website. URL

https://franchiza.ru/article/read/statistica_rynka_franshizinga_2022/ (accessed 04/20/2022).

6. Statistics. All about franchising. Website of the Russian Franchising

Association URL: https://www.rusfranch.ru/franchising/statistics/ (date of access: 04/01/2022)

7. Shekera, E.A. Legal regulation of franchising in the USA / E.A. Shekera //

Law. Right. State. - 2019. - No. 2 (22). - S. 192-198. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44413237 (date of access: 03/26/2022). - Access mode: scientific-electronic. eLibrary.ru library, authorization required.

8. What is FDD (Franchise Disclosure Document)? Franchise Capital website

URL: https://franchise-capital.com/ru/blog/fdd/ (Accessed: 03/08/2022).

9. Yushchenko N. A., Gayfutdinova R. Z., Khasimova L. N. Legal regulation

of franchising in China // Bulletin of Economics, Law and Sociology.-2021.- No. 1. -WITH. 110-113. - Access mode: B-ka electron. ed. Sib. in-ta ex. - Phil. RANEPA, authorization required. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-franchayzinga-v-kitae/viewer (date of access: 03.03.2022).

10. Serbin, M. V. Legal regulation of franchising in France / M. V. Serbin, E. A. Shekera // Law. Right. State. - 2019. - No. 4-1(24). - S. 221-226. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44671701 (date of access: 03/26/2022). - Access mode: scientific-electronic. eLibrary.ru library, authorization required.

11. Franchises lower the barrier to entry. SME corporation website URL: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/franshizy_snizhayut_porog_v khoda/?sphrase_id=124891 (Accessed 04/08/22).

12. Pitegoff, T. M. International Franchising. New York State Bar Association.

Franchise, Distribution and Licensing Law. N.Y., 2002.

X X O OD A C.

X

OD m

o

ho o ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.