Научная статья на тему 'МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / цифровая экономика / конкурентная среда / занятость / стратегия развития / функции предпринимательства / государственное регулирование / рынок труда / small and medium-sized enterprises / digital economy / competitive environment / employment / development strategy / business functions / state regulation / labor market
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крылова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

Крылова Е.Б.1

д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного

университета

ElenaBorisovna@yandex.ru

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РОССИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, конкурентная среда, занятость, стратегия развития, функции предпринимательства, государственное регулирование, рынок труда.

Keywords: small and medium-sized enterprises, digital economy, competitive environment, employment, development strategy, business functions, state regulation, labor market.

В настоящее время российская экономика оказалась в редких для рыночной экономики условиях, когда все наблюдаемые нами события краткосрочны и выглядят как поистине шоковые условия. Эти непростые условия корректируются еще и таким процессом, который сегодня носит название цифровизация. Цифровизация - повсеместное внедрение, в том числе и в область экономических и управленческих отношений цифровых технологий. В разных сферах жизни - экономике, образовании, культуре, политике, медицине - цифровизация может давать быстрый положительный эффект, когда осуществляемые затраты компенсируются значительным и быстрым результатом. В настоящее время стал доступен широкий спектр цифровых технологий, позволяющих значительно оптимизировать деятельность во многих сферах бизнеса. К таким ключевым технологиям относятся:

1. «Геопозиция». Спутниковые координаты, устанавливаемые на объекте (товар, курьер, транспортное средство и т.п.), позволяющие отслеживать его местоположение.

2. «Облачная». Данная технология включает аренду баз данных определенной мощности и позволяет осуществлять создание разнообразных приложений, позволяющих управлять ими, меняя их объем (масштабировать) в соответствии с текущими задачами. Появилась возможность арендовать такие сервисы, как базы данных, мощности для прикладных задач, пользовательского интерфейса и др.

3. «Социальные сети». Представляет собой вид связи рыночных субъектов, сгруппированной по различным интересам (профессиональным, бытовым, социальным, культурным, политическим, экономическим и др.) целью которого является доведение в доступной форме до сообщества сведений о рыночном объекте. Главным источником дохода и целью деятельности субъектов социальных сетей является реклама.

4. «Технология больших данных». Позволяет отслеживать путем анализа массива параметров-характеристик объекта его интересы и потребности.

5. «Распознавание речи». Стало возможным «подслушивать» разговоры и выявлять круг интересов субъекта.

6. «Биометрия». Способ точной идентификации субъекта (тембр голоса, лицо, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев).

Сегодня аналитики используют термин «цифровая трансформация» для обозначения изменения качественных и количественных параметров как самой системы «больших данных», так и деятельности, ее результатов всех субъектов рынка, эти данные использующих в своей хозяйственной практике. Не смогли стать исключением и предприятия малого бизнеса. В той или иной степени, все перечисленные цифровые технологии малыми предприятиями используются. Правительство России во всех средствах массовой информации и обращениях к народу ратует за сохранение стабильности на рынке труда, что воспринимается сегодня как новая парадигма ведения бизнеса. Реакция на кризис зависит от типа предпринимателя. Можно условно выделить четыре типа предпринимателей, по-разному реагирующих на кризис.

1. Инициаторы (первопроходцы) - склонны все бросить и уйти на госслужбу, если под угрозой окажется их бизнес-идея.

2. Новаторы - легко подхватывающие и внедряющие новые (но не свои) бизнес-идеи, оптимистично смотрят на будущее и думают, куда развиваться дальше.

3. Предприниматели, вырастившие бизнес из своей профессии, - будут предпринимать меры к спасению компании и сотрудников, т.к. этот бизнес - дело всей их жизни.

4. Копирующие свой бизнес у своего прежнего работодателя - будут пребывать в растерянности, поскольку в этот раз им не у кого скопировать образец антикризисного решения. Они останавливаются и просто ждут, когда все вернется в привычный режим, и можно будет работать «по-прежнему».

1 Приоритетная сфера интересов: малое и среднее предпринимательство, занятость и рынок труда, социально-трудовые отношения. ElenaBorisovna@yandex.ru

Обратимся к статистике, предшествующей пандемии. В таблицах 1 и 2 представлена динамика по предприятиям малого бизнеса, микробизнеса и индивидуальных предпринимателей в России за последние годы. Отмечается отрицательная динамика количества микро- и малых предприятий и ИП на протяжении последних лет. Аналогичная ситуация и с количеством занятых на данных предприятиях - число работников медленно, но сокращается.

Таблица 1

Динамика количества предприятий малого бизнеса, микробизнеса и индивидуальных

предпринимателей в России, ед.

Размерпредприятия—-— 2017 2018 2019 2020 2020 (август)

микро (1-15) 2 556 939 2 558 536 2 473 561 2 314 128 2 120 809

малые (16-100) 239 904 239 030 223 335 197 842 191 382

ИП (микро+малые) 3 048 584 3 221 352 3 325 488 3 387 891 3 260 328

ВСЕГО 5 845 427 6 018 918 6 022 384 5 899 861 5 572 519

Источник: составлено автором на основе данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ. - https://rmsp.nalog.ru/

Таблица 2

Динамика занятых в предприятиях малого бизнеса и микробизнеса в России, чел.

Размерпредприятия—-— 2017 2018 2019 2020 2020 (август)

микро (1-15) 4 945 176 5 453 682 5 859 566 5 740 626 5 752 382

малые (16-100) 6 575 528 6 316 502 5 803 721 5 456 929 5 388 049

ИП (микро+малые) 2 376 224 2 358 811 2 398 335 2 421 240 2 593 539

ВСЕГО 13 896 928 14 128 995 14 061 622 13 618 795 13 733 970

Источник: составлено автором на основе данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ. - https://rmsp.nalog.ru/

Причинами этого могут быть:

1. Банкротство предприятий как следствие затянувшегося «Согопа-кризиса».

2. В отличии от микробизнеса и индивидуального предпринимательства, малый бизнес в гораздо большей степени представлен предприятиями промышленного производства. В период кризиса на такие предприятия перестали поставляться комплектующие от более крупных производителей.

3. Рост цен на электроэнергию, топливо, Интернет, особенно в регионах России, отдаленных (территориально и экономически) от Москвы и Санкт-Петербурга.

4. Крайне низкая информированность предпринимателей о мерах поддержки и непрозрачная система их получения.

5. Отдаленные последствия повышение ставки НДС с 18 до 20%.

Малый бизнес в России существует, но исходя из данных статистической службы ФНС, представленных в таблице 1, видно, что данный сектор на протяжении последних нескольких лет находится в стадии стагнации. Так же важна общая эффективность малого бизнеса и его вклад в ВВП страны. И по данному показателю Россия далеко не в лидерах. По открытым материалам Росстата и отчетам исследовательской лаборатории СберДанные можно сделать вывод, что сектор МП обеспечивает рабочими местами лишь 25,6% экономически занятого населения России, тогда как в ЕС и США - 67,4 и 50% соответственно. Вклад сектора МСП в ВВП в большинстве развитых стран колеблется в интервале от 50 до 60%. В США значение показателя составляет 60%. В ЕС МСП обеспечивают 58% валовой добавленной стоимости всех предприятий.

Следует учитывать, что данные, представленные в таблицах 1-2, - официальные данные ФНС о зарегистрированных предприятиях и ИП, которые уплачивают налоги и ведут бизнес в «белую». Число предприятий с учетом «теневого» сектора может быть больше.

Так же, помимо постоянного комплекса действующих мер государственной поддержки малого предпринимательства, стоит учесть ряд экстренных мер поддержки сектора МСП, которое было вынуждено принять Правительство РФ в связи с пандемией СОУГО-19 и последствиями всеобщей «самоизоляции»:

• Субсидии на профилактику СОУГО-19. МСП компенсируют затраты на профилактику коронавируса.

• Продление лицензий и разрешений. Продлен срок действия лицензий и разрешений, истекающих с 15 марта по 31 декабря 2020 года.

• Субсидии для самозанятых граждан. Возврат самозанятым налога, который был уплачен за 2019 год.

• Субсидии предпринимателям. Безвозмездная помощь бизнесу. За апрель и май выплатят по 12130 рублей на одного сотрудника.

• Беспроцентные кредиты на зарплату. Разработана программа выдачи кредитов на зарплаты сотрудникам по ставке 0% для предприятий в пострадавших отраслях.

• Отсрочка по аренде. Предоставлена отсрочка до октября 2020 года по аренде государственной и коммерческой недвижимости для пострадавших отраслей.

• Льготное кредитование. Расширены программы льготного кредитования по ставке 8,5% и микрокредитования для МСП.

• Налоговые каникулы (пострадавшие отрасли). Продлены сроки уплаты налогов до 6 месяцев, отсрочки по уплате до 1 года, рассрочка до 3 лет.

• Снижение страховых взносов. Для малого и среднего бизнеса страховые взносы с части зарплат, превышающей МРОТ, снижены до 15%.

• Кредитные каникулы. Предоставляется отсрочка по кредиту на 6 месяцев для МСП из пострадавших отраслей, и особые условия для ИП.

• Продление срока уплаты налогов для МСП. Продлены сроки уплаты всех налогов, кроме НДС, до 6 месяцев для МСП из пострадавших отраслей.

• Освобождение ИП от налогов. Индивидуальные предприниматели из пострадавших отраслей освобождаются от налогов за 2 квартал 2020 года.

• Освобождение МСП и НКО от налогов. МСП из пострадавших отраслей, а также НКО освобождаются от налогов за 2 квартал 2020 года.

• Фиксированные страховые взносы для ИП. Для ИП из пострадавших отраслей фиксируются пенсионные взносы за 2020 год - 20 318 рублей.

• Дистанционное открытие счета ИП и юрлицам. ИП и организации могут открывать счета для получения кредитов на неотложные нужды в дистанционном формате.

• Освобождение от налога субсидий МСП. Субсидии МСП не облагаются налогом на прибыль.

• Освобождение от НДФЛ субсидий ИП. Субсидии ИП не облагаются НДФЛ и др.

В России, как и во всем мире, не существует постоянно действующей и продуманной программы поддержки МСП в условиях кризиса. Данные меры были приняты в спешке, и их эффективность возможно будет оценить только со временем.

Можно сказать, что в России в целом, а в Московском регионе в частности, был выбран курс «поддерживающей» государственной политики в области малого предпринимательства. Особенность данного подхода заключается не в создании максимально благоприятных условий для ведения бизнеса в целом, а в точечной помощи и работе с «попавшими в беду» предприятиями. Стоит отметить, что такая политика не подходит для экономики страны, где сфера малого предпринимательства только развивается.

В Московском регионе, по данным Департамента финансов города Москвы, в 2019 году поступления от субъектов МП и ИП составили всего около 22,7% от всех поступлений в бюджет.

Главная задача Правительства в сфере развития и поддержки малого предпринимательства - создать общие условия для устойчивого развития малого предпринимательства в нашей стране, а не реализовывать политику, направленную лишь на поддержку субъектов.

Переход к стратегии «точечной» поддержки сектора малого предпринимательства возможен только после создания экономически комфортной предпринимательской среды.

В этой связи крайне важно уйти от устойчивой формулировки «поддержка малого бизнеса» к созданию условий именно для развития малых предприятий. Использование термина «поддержка» приводит к тому, что государство, в лице органов власти, во главу угла ставит точечные меры, фактически направленные на «раздачу» бюджетных средств. Это приводит к неравномерности доступа к бюджетным ресурсам для малых предприятий. В итоге нарушаются принципы справедливой конкуренции, и повышается коррупционный фактор.

Действующие меры государственной поддержки не однозначны: с одной стороны, они облегчают положение предприятий в условиях рыночной экономики, периодически позволяя бизнесу «выжить» в критической ситуации, но с другой - поощряют «слабость» предпринимателей, допускают к предпринимательской деятельности тех, кто совершенно к ней не готов, что в дальнейшем все равно приводит к большому числу закрытий малых предприятий. Это приводит к отрицательной динамике основных показателей состояния малого предпринимательства, так как глобального улучшения качества предпринимательской среды, способствующей открытию и стабильному развитию малых предприятий, не происходит.

Сложилась стандартная практика, когда в разработке программ поддержки малого предпринимательства большее участие принимают чиновники, а не само предпринимательское сообщество. Очень часто представители власти принимают решения, руководствуясь только собственным видением ситуации, позицией и логикой, и этот «взгляд» очень часто противоречит реалиям рынка и бизнеса, что значительно снижает эффективность данных программ. Бывает и так, что некоторые программы в большей степени ориентированы на создание впечатления и видимости активной деятельности, а не на конечный результат, носят чисто формальный характер и делаются ради отчетности.

Выявление потребностей бизнеса является базовой задачей как в вопросах продвижения продукта, так и при постановке долгосрочных и краткосрочных целей и в проектном управлении.

Для их выявления возможно эффективное применение анкетирования как основного механизма, позволяющего определить проблемы создания, развития и модернизации бизнеса.

Однако анкетирование значительно усложняется рассредоточенностью и разобщенностью сферы малого предпринимательства, что связано с отсутствием обязательных профессиональных объединений. В результате это может привести к существенному искажению исследования, а также большим трудозатратам на его проведение. Да, существует реестр МСП, но здесь речь идет именно о «живой» структуре, где предприниматели могут быстро и качественно получать последнюю экономическую информацию, общаться, давать «обратную связь» и т.д.

Было бы полезно организовать профессиональное объединение всех малых предприятий на обязательной основе в единой структуре. Данную структуру можно создать на базе уже действующих бизнес-объединений (Деловая Россия, Опора России, ГБУ «Малый бизнес Москвы» и др.) и установить определенный членский взнос (данные расходы можно принять к уменьшению базы ПН, например). Сделать членство в этой организации обязательным для всех малых предпринимателей. Помимо сбора актуальной и достоверной информации это также обеспечит создание единой информационной системы между малыми организациями с целью решения одной из ключевых проблем - осведомленности о механизмах поддержки и деятельности органов исполнительной власти по поддержке МП. Например, разработать специализированную предпринимательскую социальную сеть наподобие «ВК» или «Одноклассников», куда будут входить не только предприниматели, но и представители власти, занимающиеся вопросами создания программ развития и поддержки, инвесторы и др.

Обучение и повышение квалификации самих предпринимателей и сотрудников малых предприятий должно быть одним из приоритетных финансируемых государством или регионом мероприятий, так как это является основой для формирования развитого и эффективного предпринимательского слоя населения. На сегодняшний день ГБУ «Малый бизнес Москвы» и портал «Малый бизнес Подмосковья» предлагают как начинающим предпринимателям, так и существующим уже ИП и организациям участие в бесплатных семинарах, мастер-классах, менторских проектах и т.д., организованных при их непосредственном участии и с привлечением специалистов со стороны бизнес-сообщества с богатым опытом. Но этого очень часто бывает недостаточно - одно дело когда-то прочитать и где-то услышать, и совершенно другое - увидеть собственными глазами, получить консультацию на месте и опыт «из рук в руки».

Еще одной формой поддержки может явиться внедрение программы компенсации затрат на привлечение отраслевых специалистов и сторонних консультантов, имеющих опыт развития бизнеса в требуемой отрасли, в т.ч. и зарубежных специалистов с непосредственным выездом на предприятие. Дополнительно нужна подготовка своих собственных кадров из числа молодых людей, студентов, поэтому так же актуальна разработка и реализация в вузах системы поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций у будущих выпускников на базе инновационной инфраструктуры.

В 2019 году Минфином был разработан и принят законопроект постепенного повышения в период 2021-2024 гг. фиксированных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхования для ИП, уплачивающих взносы за себя. В 2021 году страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование должны были увеличиться на 10,6%, что выше процента инфляции в 2,65 раза, до 45,2 тыс. руб. (36,4 тыс. и 8,8 тыс. руб. соответственно). Но в связи с пандемией СОУГО-19 Минфин внес в правительство законопроект о сохранении страховых взносов для МП в 2021 году на уровне 2020 года - 40,9 тыс. руб. Начиная с 2022 года данные взносы продолжат индексироваться, пусть и на меньшие суммы, чем предполагалось ранее. В результате фиксированные страховые взносы для ИП в 2022 году составят 43,2 тыс. руб. (34,4 тыс. руб. в ПФР и 8,8 тыс. руб. в ФОМС), в 2023 году - 45,8 тыс. руб. (36,7 тыс. руб. в ПФР и 9,1 тыс. руб. в ФОМС).

На фоне пандемии СОУГО-19 Правительством РФ и Правительством Москвы был принят ряд поддерживающих мер, в том числе связанных с налоговой нагрузкой предприятий малого бизнеса. Но это лишь отсрочки по уплате налогов и авансовых платежей, за исключением НДС, на 3-6 месяцев в зависимости от вида налога.

Следует увеличить отсрочку по уплате налогов в 2020 году до 1-1,5 лет с выплатой части «долга» ежемесячно в равных долях на протяжении всего периода отсрочки; временно снизить ставку НДС на период «реабилитации малого бизнеса» с 20 до 18%. Начать разрабатывать специализированную программу государственной поддержки малого предпринимательства в условиях форс-мажора, основанную на принятых ранее пакетах мер экстренной поддержки МП в условиях пандемии, и включить в нее данное предложение.

Зачастую меры поддержки, в частности финансовые, нивелируются деятельностью контрольно-надзорных органов. Необходима некая реформа контрольно-надзорной системы по отношению к малому предпринимательству.

Необходимо внести в законодательство изменения, направленные на дифференциацию размера административных штрафов в зависимости от категории субъекта предпринимательской деятельности. В частности, установить троекратную разницу максимального размера штрафа для субъектов МП по сравнению с максимальными штрафами для иных, в частности крупных, хозяйствующих субъектов. Разработать процедуру досудебного обжалования действий, решений должностных лиц и органов власти с целью устранения бюрократических барьеров, связанных с разрешительной практикой, лицензированием, сертификацией, регистрацией, проблемами аренды помещений и землеотво-да для предпринимательской деятельности. Создать службу, работающую по принципу «одного окна» с пакетным оформлением документов (разрешения на право торговли, документы для Роспотребнадзора, лицензии, конкурсной документации для участия в тендерах и др.) в согласующих инстанциях для малых предприятий в целях экономии времени как предпринимателей, так и регулирующих организаций.

Несмотря на все меры по импортозамещению и всеобщей поддержке малого предпринимательства в России и в Московском регионе, до сих пор в полной мере невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции малых предприятий по сравнению с импортными товарами и товарами крупных российских предприятий, что является одной из актуальных и «острых» проблем.

Следует разработать меры налогового стимулирования потребления товаров малого предпринимательства, например, снижение НДС для МП, предоставление льготных условий по сертификации продукции, снижение налога на прибыль с продажи товаров малого бизнеса для розничных сетей и дополнительно разработать меры налогового, финансового и имиджевого стимулирования предприятий малого бизнеса, конкурирующих на рынке с иностранными компаниями.

Таким образом, развитое малое предпринимательство является гарантом стабильности любой экономики, в том числе и цифровой, поскольку через его грамотную поддержку решаются проблемы повышения качества жизни населения, увеличения «среднего класса» населения, увеличения налоговых поступлений в бюджет, занятости населения и т.д. Цифровая среда создает целый ряд дополнительных возможностей субъектам малого предпринимательства для активизации своей деятельности и антикризисной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.