Научная статья на тему 'О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / БЮДЖЕТНЫЕ ВЫПЛАТЫ И СУБСИДИИ / ЛЬГОТЫ / ОТСРОЧКИ ПО НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / CORONAVIRUS PANDEMIC / GOVERNMENT SUPPORT MEASURES / BUDGET PAYMENTS AND SUBSIDIES / BENEFITS / TAX DEFERRALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шукаева А.В.

В данной статье рассматриваются меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, разработанные в условиях пандемии коронавируса. Актуальность темы обусловлена необходимостью финансовой помощи от государства период как малому и среднему бизнесу, так и всей экономике в целом в условиях сокращения объемов деятельности в связи с ограничительными мерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

This article discusses measures of state support for small and medium-sized businesses, developed in the context of the coronavirus pandemic. The relevance of the topic is due to the need for financial assistance from the state for both small and medium-sized businesses and the entire economy as a whole in the context of a decrease in the volume of activities due to restrictive measures.

Текст научной работы на тему «О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

А.В. Шукаева, канд. соц. наук, доцент

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11163

Аннотация. В данной статье рассматриваются меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, разработанные в условиях пандемии коронавируса. Актуальность темы обусловлена необходимостью финансовой помощи от государства период как малому и среднему бизнесу, так и всей экономике в целом в условиях сокращения объемов деятельности в связи с ограничительными мерами.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, пандемия коронавируса, меры государственной поддержки, бюджетные выплаты и субсидии, льготы, отсрочки по налоговым платежам.

Серьёзным испытанием как для экономики, так и для общества в целом в 2020 году стала всемирная пандемия - СОУГО-19, или пандемия коронавируса. Перед Правительством РФ встал вопрос о принятии необходимых мер, направленных на снижение и прекращение распространения вируса в стране, а также появилась необходимость ограничения деятельности большей части хозяйствующих субъектов, то есть малого и среднего бизнеса, в принудительном порядке. Несомненно, предприятия и организации, особенно малого бизнеса не были готовы к такому испытанию, что повлекло за собой приостановление их деятельности, в частности, сокращение роста производства товаров, работ и предоставления услуг. Это также спровоцировало безработицу, так как предприятия отправляли своих работников в отпуска или увольняли из-за нехватки денежных средств на выплаты заработной платы [3].

Малый и средний бизнес, на сегодняшний день, считается важной частью предпринимательской деятельности, поскольку составляет около 6 млн. хозяйствующих субъектов, более 15 млн. рабочих мест и одну пятую валового внутреннего продукта в России. Из-за чего это существенно сказалось на падении экономики в стране в 2020 году. Так, по данным Минэкономразвития, за январь-май месяц ВВП снизился на 3,7%, в сравнении с прошлым годом. За

апрель месяц, который Указом Президента был объявлен нерабочим, ВВП упал на 12%, в мае - на 10,9%.

Возможности развития малого предпринимательства на территории России напрямую зависят от способности государства создать определенную систему, которая поможет защитить права предпринимателей. Для разрешения данных вопросов необходим комплекс мер, прежде всего, по повышению эффективности региональных программ развития малого предпринимательства, финансовой поддержки малого бизнеса, устранению административных барьеров [4].

Основными задачами Государственной Думы и Правительства РФ по разработке мер поддержки выступали [1]:

- обеспечение непрерывной обратной связи между бизнесом и государством;

- информирование предпринимателей о мерах поддержки, предпринятых и действующих на федеральном, региональном и местном уровнях;

- проработка распространения мер на некоммерческий сектор;

- проработка вопроса об организации поддержки МСП через стимулирование спроса на выпускаемую малым и средним бизнесом продукцию, в том числе в рамках госзакупок;

- разработка мер поддержки самозанятых.

В 2020 году поддержка малого и среднего бизнеса от государства осуществлялась сразу по нескольким направлениям, которые включали в себя бюджетные выплаты и субсидии, льготы, отсрочки обязательных платежей и налоговые послабления. Система поддержки состояла из нескольких пакетов мер. По заявлению Президента РФ Владимира Путина, основной упор во втором пакете был сделан на помощь малому и среднему бизнесу, так как данная сфера оказалась наиболее пострадавшей.

Что касается выплат и субсидий, то Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 направлено на безвозмездную помощь малым и средним предпринимателям на выплату зарплат сотрудникам и решения других срочных вопросов. Предоставленные средства, исчислялись в расчёте МРОТ на каждого сотрудника, за апрель и май, при этом сохранить рабочие места работодатель должен был на уровне не менее 90%. Для выдачи беспроцентных кредитов на выплаты заработной платы, банки дополнительно получили 3,5 млрд. рублей.

Субсидии для малого бизнеса предполагали:

1. От Минэкономразвития организациям, чья деятельность составляла менее двух лет, в приоритете находились сельскохозяйственные предприятия и производители товаров народного потребления:

- предельный размер субсидии - 500 тыс. рублей;

- полученная сумма должна быть израсходована только на предусмотренные цели.

2. От Центра занятости населения неработающим гражданам, которые планировали открыть своё дело:

- выплата на регистрацию ИП, в сумме 60 тыс. рублей, при подаче заявления до начала открытия ИП.

3. Льготное кредитование:

- получение субсидии на уплату процентов по кредиту;

- получение займа на сумму до 100 тыс. рублей под 5-10% годовых;

- сельскохозяйственным предприятиям возможность получения займа со ставкой

5%, где остальные проценты уплатил бы Минсельхоз.

Что касается отсрочек, то в наиболее пострадавших областях увеличили срок уплаты ранее полученных административных штрафов с 60 до 180 дней.

Основные налоговые послабления и льготы.

1. При определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты для покупки масок и тест-систем, не учитывали в расходах большинства непрофильных организаций. Также не будут учитываться субсидии, выплаченные из бюджета, на борьбу с последствиями распространения короно-вирусной инфекции.

2. В Федеральный закон РФ от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ были внесены изменения, касающиеся снижения нагрузки для участников госзакупок: упрощение закупочных процедур, уменьшение размера обеспечения контракта, что впоследствии сохранило для малых и средних предприятий возможность претендовать на участие в госконтрактах.

3. За второй квартал 2020 года были списаны налоги и страховые взносы с предпринимателей и компаний, наиболее пострадавших отраслей.

4. Индивидуальным предпринимателям предоставили налоговый вычет на страховые взносы, исчисляемый в размере одного МРОТ.

5. Тем, кто включён в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, перенесли сроки уплаты налогов и подачи деклараций. В зависимости от вида налога и потерь в доходах срок отсрочки может варьироваться от 3 месяцев до 1 года. Отсрочка предоставлялась после подачи заявления в налоговые органы, по следующим видам налогов:

- налог на прибыль;

- налог по УСН;

- единый сельскохозяйственный налог.

6. В соответствии со ст. 6 ФЗ №102-ФЗ, в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики страховых взносов, внесённые в реестр, могут применять пониженные ставки:

- в случае если выплата меньше МРОТ 22% на обязательное пенсионное страхо-

вание и 10%, если в пределах и свыше лимита;

- 5% на обязательное медицинское страхование;

- 0% на обязательное социальное страхование.

И такие общие льготы как [5]:

1. Приостановление всех налоговых проверок в срок до 31 мая 2020 года.

2. Отмена налоговых санкций за нарушения в период с 1 марта по 31 мая 2020 года.

3. Отсрочка по уплате кредита для малого бизнеса в виде кредитных каникул.

4. Отсрочка по уплате аренды - либо на период ПГ и ЧС, либо до 1 октября 2020 года.

При предоставлении государственной финансовой помощи главным фактором было время, так как пока Правительство РФ решало, кто в первую очередь нуждается в поддержке, разрабатывало методики распределения денежных средств, деятельность предпринимателей малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавших сфер, была мгновенно приостановлена.

Возникло множество вопросов, которые нуждались в решении, но на тот момент невозможно было предугадать, что это затянется на неопределенный срок. Поэтому для предпринимателей одним из таких вопросов стал - как уплачивать за аренду, когда и на каких условиях вернуться к прежней деятельности.

Несомненно, Правительство РФ и Центральный банк РФ приняли правильные решения по поводу того, что выделенные средства должны носить строго целевой характер и должны быть направлены на поддержку наиболее уязвимых субъектов малого и среднего предпринимательства, а не только включенных в перечень наиболее пострадавших от пандемии.

Как показали итоги, своевременность принятия решений требует доработки. В результате, несмотря на все, принятые государством антикризисные меры, восстановление экономики не будет быстрым. Так как по прогнозам Банка России ВВП за год упадёт на 4-6%. Возвращение ВВП к уровню 2019 года ожидается только в первой половине 2022 года [5].

Библиографический список

1. Громов В.В. Рекомендации по дополнению мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии в части снижения налоговой нагрузки на труд / В.В. Громов, Н.С. Милоголов // Экономическое развитие России. - 2020. - №5. - С. 83-89.

2. Татаринова Л.В. Малый и средний бизнес в период пандемии в России: поддержка со стороны государства и банковского сектора в частности / Л.В. Татаринова, Т.С. Ященко // Международный журнал прикладных наук и технологий. - 2020. - №3. - С. 420-427.

3. Савостьянова С.А. Финансово-правовой аспект государственной поддержки малого бизнеса в чрезвычайных условиях /С. А. Савостьянова // Образование и право. - 2020. -№4. - С.189-194.

4. Шукаева А.В. Системный подход к проблемам регионального развития малого предпринимательства // Финансовая экономика. - 2018. - №7. - С. 1634-1635.

5. Федеральная налоговая служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/

ABOUT STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

A.V. Shukaeva, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service (Russia, Ryazan)

Abstract. This article discusses measures of state support for small and medium-sized businesses, developed in the context of the coronavirus pandemic. The relevance of the topic is due to the need for financial assistance from the state for both small and medium-sized businesses and the entire economy as a whole in the context of a decrease in the volume of activities due to restrictive measures.

Keywords: small and medium business, coronavirus pandemic, government support measures, budget payments and subsidies, benefits, tax deferrals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.