Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях'

Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ECONOMIC SANCTIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шидов А. Х., Батова Б. З., Гедгафова И. Ю.

В статье рассмотрен малый и средний бизнес как важный фактор развития экономики в условиях нестабильной внешнеэкономической среды. Обосновано, что только при эффективном использовании инструментов государственного регулирования эта сфера сможет занять достойное место в экономике страны. Для этого проанализированы данные по количеству субъектов малого и среднего бизнеса; определены основные факторы, влияющие на низкий уровень участия в формировании ВВП, обозначены перспективы развития в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES, THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

In the article, small and medium business as an important factor of development of economy in conditions of unstable external environment. It is proved that only with the effective use of tools of state regulation of this sphere will be able to take its rightful place in the economy of the country. For that analyzed data on the number of subjects of small and average business; identifies the main factors influencing low participation in GDP, the perspectives of development in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях»

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

А.Х. Шидов, д-р экон. наук, профессор Б.З. Батова, канд. экон. наук, доцент И.Ю. Гедгафова, канд. экон. наук, доцент

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (Россия, г. Нальчик)

Статья публикуется при поддержке РГНФ, проект №17-02-00467

Аннотация. В статье рассмотрен малый и средний бизнес как важный фактор развития экономики в условиях нестабильной внешнеэкономической среды. Обосновано, что только при эффективном использовании инструментов государственного регулирования эта сфера сможет занять достойное место в экономике страны. Для этого проанализированы данные по количеству субъектов малого и среднего бизнеса; определены основные факторы, влияющие на низкий уровень участия в формировании ВВП, обозначены перспективы развития в современных условиях.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, конкурентоспособность, инвестиции, инновационное развитие, финансирование, экономические санкции, экономический кризис, государственное регулирование.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является малый бизнес, способный оживить экономику страны, формируя так необходимый в наше время средний класс, составляющий значительную долю экономически активного населения. Именно с возрастанием значимости малого бизнеса связывают стабильный экономический рост в высокоразвитых западных странах, где данному сектору экономики отводится ведущее место.

Инновационное развитие малого бизнеса способствует созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, росту доходов населения, созданию благоприятных условий для формирования научно-производственного потенциала, что особенно актуально в условиях нестабильной внешнеэкономической среды [1].

Российская практика и мировой опыт свидетельствуют о необходимости государственного вмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общественно значимых функций, чему и уделяется особое внимание в России. А в условиях кризиса, санкций, а так же ограниченности бюджетных средств возникает необходимость выбора эффективных механизмов и новых форм стимулирования развития такого рода предприятий. Но для

выработки действенных мер государственной политики необходимо иметь реальное представление современного состояния этого сектора экономики, его особенностей развития в стране.

В России под малым бизнесом подразумевается совокупность мелких и средних предприятий, которые непосредственно являются участниками экономического рынка. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства количество этих предприятий за первое полугодие 2016 года снизилось на 650 000 единиц. Уже во втором полугодии наблюдалась положительная динамика роста, что связано с пересмотром критериев отнесения к числу малого и среднего предпринимательства (МСП) и включением в этот перечень микропредприятий. В результате чего у них появилась возможность воспользоваться соответствующими льготами, что повлияло на рост количества.

На начало ноября 2017 года в России насчитывалось 5862360 субъектов МСП, в том числе малых предприятий 265339, средних предприятий - 19813, микропредприятий - 5577208 единиц. В I и II кварталах текущего года их количество возрастает, а затем в начале III квартала начинает

резко снижаться (уменьшение на 10%), переходя в медленный рост с сентября по ноябрь. Причиной такого снижения темпов роста субъектов МСП является банкротство предприятий, вызванное измене-

Несмотря на стабильный рост количества субъектов МСП, по данным Министерства экономического развития их вклад в ВВП России минимальный, в сравнении с другими развитыми странами.

Как видно из рисунка 2, их вклад в ВВП России в 2011 году составил 19,4%, в 2012 году - около 20%, в 2013 году - 20,1%, в 2014 году - 19,2%, в 2015 году - 19,9%, в 2016 году - 21,2%, а в 2017 данный показатель может достигнуть только 21%.

Снижение показателя в 2014 году до минимального уровня объясняется усиле-

21,5 21 20,5 20 19,5 19 18,5 18

Одной из главных причин недостаточного участия МСП в формировании ВВП считаем именно влияние периодов спада в

нием ключевой ставки ЦБ и падением потребительского спроса, связанное со снижением реальных доходов населения (рис. 1).

нием мирового экономического кризиса и влиянием экономических санкций, направленных против России [4].

За исследуемый период этот показатель не превышал 21,2%, когда в Англии, США, Франции он составляет 50% ВВП, а в Японии и Китае достигает 60%, обеспечивая до 70% рабочих мест. Когда в России, по данным Росстата, число занятых в данном секторе в 2015 году составляло чуть более 28% всех рабочих мест в экономике, а в 2016 году около 32%.

и среднего ¡П РФ, в %.

отечественной экономике, так как этим предприятиям труднее выжить в тяжелых условиях конкурентной среды.

5576939 5636789

5690202

5793307

5879644

5514930

0

лу- ла* ЛУ- ла*

. > . > ч > . > Jy Sy Jy jy jy

y b> b> tv ^ V ^

Л Л Vй . vy

V V ■ъ

■ Малые предприятия ■ Средние предприятия ■ Микропредприятия

Рис. 1. Динамика роста субъектов МСП в России за 2017 г. [3]

Доля малого бизнеса в ВВ

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 2. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП РФ за 2011-2017 гг.

2,2% 3% 7,8% 7%

8,9%

I Оптовая и розничная торговля I Операции с недвижимым имуществом I Обрабатывающее производство I Строительство I Транспорт и связь I Сельское хозяйство I Гостиницы и рестораны I Прочие виды деятельности

Рис. 3. Структура малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в

2016 г. [2].

Рассматривая отраслевую структуру МСП в 2016 году видно, что большую долю составили предприятия оптовой и розничной торговли - около 37%. На втором месте - предприятия осуществляющие операции с недвижимым имуществом с долей в 21,7%. На третьем месте предприятия сферы строительства, составляющие около 9%. Хотя и перерасчет по оптово-розничной торговле и операциям с недвижимостью добавил совокупной валовой добавленной стоимости дополнительные 0,5 п.п., считаем, что данная структура свидетельствует о неэффективной государственной политике по поддержке малых предприятий, о чем свидетельствуют высокие темпы развития именно в сфере торговли (рис. 3).

В этой связи считаем, что должны быть разработаны мероприятия, созданы нормы и должны реализовываться программы по увеличению доли МСП в других отраслях экономики. В частности, должны быть предприняты меры по привлечению малых предприятий в сельское хозяйство, учитывая актуальность проблемы импотозаме-щения сельскохозяйственной продукции сегодня.

Таким образом, основными направлениями повышения эффективности функционирования МСП считаем:

1. Улучшение условий кредитования, направленные на снижение процентной ставки и решение проблем залогового обеспечения.

2. Предоставление долгосрочных займов инновационным предприятиям с высокопроизводительными рабочими местами.

3. Грантовая поддержка предприятий относящихся к таким сферам как сельское хозяйство, промышленность, товарное производство, 1Т-технологии, социальные услуги.

4. Создание гибкой системы налогообложения, предусматривающей льготы для развития новых видов деятельности.

5. Создание инфраструктурных объектов, оказывающих различные виды помощи предпринимателям.

6. Проведение постоянного мониторинга эффективности предпринимаемых государством мер по поддержке предприятий данной сферы и их совершенствование.

К сожалению, в условиях экономического кризиса первым страдает МСП, как менее защищенный от внешних экономических воздействий. Несмотря на многочисленные попытки правительства поддержать малое предпринимательство предоставляя налоговые каникулы, субсидии, кредиты, гранты, предпринимая прочие меры ему тяжело встать на новый уровень развития в современных условиях. Поэтому только эффективное использование всех инструментов государственного регулирования поможет МСП занять свое место в экономике России и стать решением ее современных проблем.

Библиографический список

1. Батова Б.З. Проблемы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике / Б.З. Батова, З.М. Яхутлова // Современные концепции научных исследований. - 2015. - №4. - С. 9.

2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: URL: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).

3. Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ (дата обращения: 27.11.2017).

4. Шидов А.Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сельхозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизводителями / А.Х. Шидов, Б.З. Батова, Л.Х. Шидова // Экономика и предпринимательство. -2014. - №8 (49). - С. 964-967. URL: http://www.intereconom.com/component/content/article/213.html.

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES, THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT

IN MODERN CONDITIONS

A.H. Shidov, doctor of economic sciences, professor

B.Z. Batova, candidate of economic sciences, associate professor I.Y. Gedgafova, candidate of economic sciences, associate professor Kabardino-Balkarian state university of H.M. Berbekov (Russia, Nalchik)

Abstract. In the article, small and medium business as an important factor of development of economy in conditions of unstable external environment. It is proved that only with the effective use of tools of state regulation of this sphere will be able to take its rightful place in the economy of the country. For that analyzed data on the number of subjects of small and average business; identifies the main factors influencing low participation in GDP, the perspectives of development in modern conditions.

Keywords: small and medium businesses, competitiveness, investment, innovation development, financing, economic sanctions, economic crisis, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.