Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес на пороге вступления в ВТО VIII Всероссийская конференция представителей малых предприятий'

Малый и средний бизнес на пороге вступления в ВТО VIII Всероссийская конференция представителей малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес на пороге вступления в ВТО VIII Всероссийская конференция представителей малых предприятий»

Малый и средний бизнес на пороге вступления в ВТО

VIII Всероссийская конференция представителей малых предприятий

16 мая 2007 года, Москва

16 мая 2007 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) прошла VIII Всероссийская конференция представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления в ВТО», организованная Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) при поддержке правительства Москвы, Ассоциации российских банков, банка ВТБ 24, Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, объединений предпринимателей и территориальных палат.

В работе конференции приняли участие президент ТПП РФ Примаков Е.М., вицепрезидент ТПП РФ Катырин С.Н., заместитель Министра экономического развития и торговли Шаронов А.В., заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Кушни-ренко А.К., директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Шаров А.В., директор департамента банковского регулирования и надзора Центрального банка Российской Федерации Симановский А.Ю., член национального банковского совета, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Госдума) Аксаков А.Г., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому и правовому арбитражному и процессуальному законодательству Груздев В.С., председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, генераль-

ный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Ермаков В.П., председатель подкомитета по микрофинансированию Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, директор Российского микрофинансового центра Мамута М.В., член правления банка ВТБ 24 Сучков С.В., глава представительства Европейской комиссии в Москве Франко Марк, представители малого и среднего бизнеса, общественные организации и средств массовой информации.

Открывая пленарное заседание конференции, президент ТПП РФ Е.М. Примаков рассказал о завершающем этапе 15-летнего процесса вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое, по его прогнозам, должно будет состояться в текущем году и, несмотря на многочисленные опасения, станет долгосрочным рычагом экономического и социального развития страны.

В качестве первоочередных задач, решение которых облегчит вступление России в ВТО, Е.М. Примаков назвал завершение затянувшегося процесса законодательного регулирования малого и среднего предпринимательства и защиты его интересов, максимально приблизив российское правовое пространство к мировой и европейской практике, выработку государственной политики по коренной перестройке всей системы организации малого и среднего бизнеса, работающего в торгово-посреднической сфере, стимулирование их инновационной деятельности и внедрение на рынок страны международной системы стандартов качества. Были также названы такие задачи, как налаживание информирования предп-

риятий и организаций о возможных скрытых барьерах и изощренных методах недобросовестной конкуренции и необходимость четко регламентировать диалог работодателей и трудовых коллективов (на с. 15 приведен полный текст доклада Е.М. Примакова).

Заместитель Министра экономического развития и торговли А.В. Шаронов сказал, что ТПП РФ является одним из лидеров организаций, которые формируют отношение бизнес-сообщества к идее вступления России в ВТО, результатом которого станут проведение Правительством Российской Федерации более сбалансированной политики по внешнеэкономическим вопросам, улучшение конкурентоспособности малого бизнеса и положительные изменения в экономике страны. Так, принцип режима наибольшего благоприятствования поможет сформировать систему регулирования рынка и облегчит условия доступа на внешние рынки, а законодательные аспекты улучшат инвестиционный климат в стране и снизят административное давление на предпринимателей. Он подчеркнул роль государства в процессе адаптации малого и среднего бизнеса в новых экономических условиях и коснулся возможных форм ее защиты.

А.В. Шаронов заверил, что обязательства в рамках юридической системы ВТО не повлекут радикальные изменения в системе законодательства о предпринимательской деятельности в России, а «наши предприниматели получат много новых возможностей доступа на иностранные рынки и возможность применения инструментов ВТО для защиты от недобросовестных конкурентов».

Заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России А.К. Кушниренко сообщил о завершении переговоров по вопросу вступления России в ВТО, которое предполагает создание внешнеторгового режима России, а также изменения ее внешнеэкономического законодательства. Договоренности по этим вопросам могут быть достигнуты к концу июля 2007 года с тем, чтобы осенью условия присоединения России к ВТО были окончательно сформированы и переданы на ратификацию в Госдуму.

«Есть все основания полагать, что с 1 января 2008 года мы будем в ВТО, - заявил господин Кушниренко. Вступление ужесточит конкуренцию на российском рынке, - продолжил он, - возникнут разного рода проблемы, однако взамен российские предприятия получат право отстаивать свои интересы в мировом сообществе и участвовать в переговорах внутри ВТО по выработке правил мировой торговли на следующие 10 лет». А.К. Кушниренко призвал представителей бизнеса активнее участвовать в выработке государственной внешнеторговой политики.

В рамках конференции прошли следующие секционные заседания:

• Развитие финансово-кредитной инфраструктуры и новые направления банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства при вступлении России в ВТО;

• Приоритетные направления совершенствования законодательного обеспечения малого и среднего предпринимательства на современном этапе;

• Перспективы развития программ венчурного финансирования и фондовых возможностей для малого и среднего бизнеса на пороге вступления России в ВТО;

• Принципы эффективного взаимодействия банков и региональных органов власти в области развития малого и среднего предпринимательства (на примере банка ВТБ 24);

• Малый и средний бизнес в модернизации и повышении конкурентоспособности российской промышленности на пороге вступления России в ВТО;

• Аналитическое обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в контексте вступления России в ВТО;

• О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в ходе вступления России в ВТО;

• Укрепление кадрового потенциала малого и среднего предпринимательства с учетом реалий ВТО;

• Интернет для обеспечения потребностей развития малого и среднего предпринимательства.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги конференции и принята Резолюция.

РЕЗОЛЮЦИЯ ВОСЬМОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ «Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО»

Участники конференции, обсудив проблемы развития малого и среднего бизнеса на пороге вступления России в ВТО, отмечают:

Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) обусловлено процессами глобализации экономических отношений и необходимостью общего повышения конкурентоспособности российской экономики. Членство в ВТО будет способствовать выходу отечественных производителей на международные рынки, в первую очередь в секторах экономики, выпускающих высокотехнологичную и наукоемкую продукцию или ориентированных на оказание интеллектуально-насыщенных видов услуг, а также в сырьевых и перерабатывающих секторах.

Вступление России в ВТО неизменно повлечет и либерализацию рынка финансовых услуг, создаст необходимые стимулы к совершенствованию деятельности российских финансовых организаций. Необходимо развить более многообразную систему розничных финансовых услуг, должна повышаться роль банков и иных финансовых институтов в социально-экономическом развитии регионов, в том числе в вопросах кредитования субъектов малого предпринимательства.

Вместе с тем членство в ВТО открывает широкий доступ конкурентоспособных зарубежных товаров и услуг на российские рынки, что представляет опасность для деятельности отечественного сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), располагающего ограниченными ресурсами и наименее подготовленного к жесткой конкурентной борьбе. Во многих странах - членах ВТО для развития малого и среднего предпринимательства за счет различных льгот и преимуществ на законодательном уровне созданы более выгодные, чем для крупных предприятий, условия; действуют специальные механизмы государственной поддержки, основанные на осознании не только экономической, но и социальной важности нормального функционирования малого и среднего бизнеса для государства и общества.

Это дает конкурентное преимущество иностранным предприятиям малого и среднего бизнеса. Российское законодательство о малом предпринимательстве устарело и не отвечает требованиям времени, в связи с чем необходимо скорейшее принятие нового федерального закона о малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации, который послужит базой для защиты интересов российских компаний при присоединении России к ВТО. Указанная задача была прямо сформулирована в апреле Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Мировой опыт показывает, что каждое из динамично и устойчиво развивающихся государств разрабатывает долговременную программу социально-экономических преобразований, во многом основанную на развитии и поддержке сектора МСП, являющимся наиболее динамичным фактором экономического роста. Эти государства, основываясь на объективном анализе всесторонней информации о состоянии сектора МСП и его реальном вкладе в экономику страны, разрабатывают политику поддержки и развития этого сектора. При этом широко используются меры по привлечению частного капитала при реализации всего спектра государственных программ поддержки МСП (политика частно-государственного партнерства). Разработка государственной политики по отношению к МСП во многом основывается на учете конструктивных предложений общественных организаций (торгово-промышленных палат, различных союзов и ассоциаций предпринимателей и т. д.). Такой подход обеспечил создание благоприятных условий для развития МСП и позволил этому сектору создавать до 40-60% объема ВВП в развитых странах, тогда как в России вклад в ВВП малых предприятий (без учета средних предприятий) составляет около 12%, и только в Москве - около 30%.

Стимулирование предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей - диверсификации экономики России и развития ее инновационного потенциала.

Можно констатировать, что за последние три года достигнут значительный прогресс в совершенствовании системы государственной поддержки малого предпринимательства. В первую очередь это происходит благодаря активизации позиций Совета Федерации Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), а также объединений предпринимателей. Большое значение имеет реализация мер Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), по государственной поддержке малого предпринимательства, предусматривающая эффективные принципы и механизмы софинансирования региональных программ поддержки предпринимательства.

В то же время на сегодняшний день существует ряд вопросов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, повышения его конкурентоспособности на пороге вступления России в ВТО, на решении которых необходимо сосредоточить усилия:

1) проведение целенаправленной работы региональных органов власти совместно с объединениями предпринимателей по подготовке регионов к вступлению России в ВТО: создание специальных рабочих групп, информирование бизнеса и общественности о ходе и последствиях присоединения к ВТО, реализация превентивных мер, направленных на снижение возможного шокового эффекта для экономик субъектов;

2) совершенствование законодательной базы в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки малого предпринимательства, сформированное на основе устаревшего Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», содержит в себе серьезные недостатки, пробелы и противоречия. В них также отсутствуют нормы, важные для защиты интересов МСП при их деятельности в условиях открытых рынков ВТО;

3) рассмотрение вопроса о целевом налоговом стимулировании деятельности инновационных МСП, более адресной имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности отечественных предприятий в преддверии вступления России в ВТО;

4) дальнейшее повышение эффективности механизмов финансово-кредитной поддержки МСП как на федеральном, так и на региональном уровнях, развитие программ микрофинансирования начинающего бизнеса, схем факторингового кредитования субъектов малого предпринимательства;

5) расширение возможности по привлечению малыми и средними предприятиями финансирования на рынках капитала и фондовых рынках. В особенности это важно для высокотехнологичных и инновационных компаний, в том числе в области нанотехнологий, содержащих максимальный потенциал роста капитализации сектора МСП;

6) совершенствование законодательной базы и механизмов, обеспечивающих приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства и инноваций;

7) развитие опыта и законодательного регулирования межфирменной кооперации, сетевых сообществ (кластеров), включающих в себя представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей, территориальных торгово-промышленных палат, финансово-кредитных организаций, структур безопасности и т. д.;

8) создание доступной и прозрачной системы защиты авторских и патентных прав на разработки и ноу-хау МСП, признаваемой на международных рынках;

9) расширение государственного заказа на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы по приоритетным направлениям инновационно-технологического развития с использованием потенциала малого и среднего предпринимательства;

10) реализация территориальных и отраслевых программ перехода крупных промышленных предприятий к субконтрактной модели производства с обязательным условием передачи части работ на субконтракт малым и средним предприятиям;

11) формирование полноценной системы подготовки кадров малого бизнеса для деятельности в условиях открытых рынков. Целевые мероприятия по развитию малого предпринимательства, реализуемые Минэкономразвития России, сформировали возможность для регионов получить поддержку из федерального бюджета на реализацию проектов в сфере подготовки кадров, однако единой политики по подготовке кадров для малого бизнеса в России пока нет;

12) создание единой эффективной системы информационного обмена между органами власти и бизнес-сообществом, информационного обеспечения предпринимательства, возможностей для совершения торговых операций и заключения сделок с партнерами через сеть Интернет. В большинстве стран мира Интернет стремительно становится главным посредником для малых и средних предприятий, существенно снижающим их затраты при операциях на внешних и внутренних рынках;

13) поддержка перехода производственных и инновационных МСП к международным стандартам менеджмента и сертификации; организация ускоренной сертификации качества продукции экспортно ориентированных малых и средних предприятий по нормам ВТО и Европейского союза (ЕС), содействие развитию экспортно ориентированных МСП;

14) повышение роли профессиональных объединений МСП как основных субъектов отраслевого лоббирования и защиты интересов бизнеса не только на российском, но и зарубежных рынках;

15) дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: промышленно-технологических парков, инновационных бизнес-инкубаторов, институтов бизнес-ангелов и т. д. Создание информационной базы о деятельности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также выработка четких критериев результативности мер по ее поддержке;

16) разработка особого порядка выделения земли, финансирования строительства промышленных и технопарков, решение проблемы технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, то есть к сетям естественных монополий, в особенности к электросетям;

17) разработка специальных программ стимулирования развития малого бизнеса в производственной сфере. Сегодня только 10-15% производственных предприятий имеют доступ к различным региональным программам поддержки малого бизнеса. Примерно такой же показатель информированности о программах Минэкономразвития России, стимулирующих развитие региональных программ поддержки МСП;

18) повышение уровня информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления;

19) совершенствование системы статистического учета деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время статистическая информация формируется на основе выборочной оценки данных о незначительном количестве субъектов малого предпринимательства, что ведет к большим погрешностям в итоговых показателях, а систематического формирования достаточной полноты сведений о финансово-экономических результатах деятельности индивидуальных предпринимателей, составляющих в масштабах страны значительное большинство малых предприятий, не осуществляется.

Для решения названных проблем и внедрения эффективных инструментов государственной политики, стимулирующих развитие отечественного малого и среднего бизнеса в рамках ВТО, необходимы активные действия государства, бизнеса и общества.

Рекомендации Конференции в адрес органов государственной власти, муниципального управления, объединений предпринимателей по созданию условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса на пороге вступления России в ВТО утвердить (прилагаются).

РЕКОМЕНДАЦИИ VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО»

I. ^ВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Правительству Российской Федерации:

• обеспечить комплексное совершенствование законодательной базы на основе единой концепции законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства;

• ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (Госдума) проекта федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Считать целесообразным на данном этапе развития малого и среднего бизнеса включение конкретных значений критерия по выручке от реализации товаров (работ, услуг) непосредственно в текст закона. Ввести единые для всех регионов Российской Федерации пороговые значения критерия выручки, определенные на основе исследования, проведенного ТПП РФ - гармонизированные с соответствующими показателями в законодательстве ЕС и направленные на стимулирование развития МСП в России;

• разработать поправки в существующее законодательство с целью:

1) предоставления организациям, применяющим обычный режим налогообложения, возможности учета «входящего» налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход;

2) совершенствования порядка применения специальных режимов налогообложения малого бизнеса, включая увеличение до 54 миллионов рублей предельного объема годового оборота, дающего право на использование упрощенной системы налогообложения;

3) освобождения плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применять контрольно-кассовую технику;

4) учета при определении элементов налогообложения специфики микрофинансовой деятельности, особенностей правоотношений в кредитной кооперации, принципиальное отличие дохода пайщика в кооперативе от прибыли акционера;

• разработать проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», предусматривающий создание благоприятных условий для инвестиций в малые и средние предприятия, в том числе инновационные;

• ускорить разработку и внесение в Госдуму проекта федерального закона «О микро-финансовых организациях»;

• разработать и утвердить федеральные целевые программы для формирования и реализации политики в области целевой поддержки малого и среднего предпринимательства и повышения его конкурентоспособности в ходе присоединения России к ВТО;

• ускорить внесение изменений в федеральные законы «О кредитных потребительских кооперативах граждан», «О сельскохозяйственной кооперации», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

• ускорить разработку и внесение в Госдуму законопроекта «О торговле», предусмотрев в нем недопустимость дискриминации малого предпринимательства в сфере потре-

бительского рынка, повышение конкурентоспособности отечественного предпринимательства, а также ввести аналогичные европейским ограничения деятельности крупных торговых сетей (режим работы, порядок размещения, снижение порогов доминирования и др.);

• разработать проект федерального закона, предоставляющего право субъектам Российской Федерации и муниципалитетам формировать перечни целевого имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого предпринимательства;

• в целях упрощения прохождения процедур лицензирования малыми и средними предприятиями в кратчайшие сроки принять необходимые нормативные правовые акты, утверждающие перечни, документы и условия, при наличии которых применяется упрощенный порядок лицензирования (пункт 6 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

2. Правительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации:

• разработать проекты нормативных правовых актов, направленных на стимулирование роста капитализации коммерческих банков;

• разработать проекты нормативных правовых актов с целью расширения ресурсной базы банков (за счет увеличения размера бюджетных средств, размещаемых в депозиты банков на конкурсной основе; расширения возможных направлений использования средств пенсионных накоплений; обеспечения рефинансирования банковских кредитных портфелей для малого бизнеса и др.);

• разработать проект изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и нормативные правовые акты с целью комплексного отражения особенностей осуществления микрофинансовой деятельности небанковскими депозитно-кредитными организациями;

• разработать программу мер по расширению спектра розничных финансовых услуг, системы дистанционного банковского обслуживания, уделив особое внимание развитию микрофинансовых организаций как структур, работающих в труднодоступных для банковского обслуживания регионах с начинающими предпринимателями и клиентами, традиционно непривлекательными для банков.

3. Центральному банку Российской Федерации:

• привести нормативно-правовое определение субординированного займа (кредита) в соответствие с определением, принятым в мировой практике.

4. Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации, ассоциациями кредитных кооперативов, Национальным партнерством участников микрофинансового рынка:

• разработать единую систему государственного регулирования и саморегулирования деятельности кредитных кооперативов;

• разработать необходимые изменения в банковское законодательство, законодательство о некоммерческих организациях, о кредитной кооперации, для отражения специфики правового положения и деятельности небанковских депозитно-кредитных организаций (НДКО); возможности учреждения кредитных кооперативов второго и последующих уровней; особенностей создания и деятельности кооперативных банков; развития частных микрофинансовых организаций.

5. Правительству Российской Федерации, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

• ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 94327-4 «О внесении дополнения в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете», внесенного Законодательным Собранием Пермской области (законопроект предусматривает освобождение налогоплательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности ведения полного бухгалтерского учета);

• при доработке проекта федерального закона № 391230-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» предусмотреть следующие дополнительные льготы для малых инновационных предприятий:

- пониженную ставку единого социального налога в размере 14%;

- освобождение от обложения налогом на прибыль организаций средств, полученных безвозмездно в рамках целевого финансирования на осуществление научной (научно-исследовательской), экспериментальной и образовательной деятельности независимо от источника такого финансирования;

- включение в состав расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, всех расходов, направленных на создание и внедрение новых технологий и оборудования;

- освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых в целях научной (научно-исследовательской), экспериментальной (опытно-экспериментальной, экспериментально-конструкторской) и образовательной деятельности;

- освобождение от налогообложения имущества организаций, используемого в целях научной, (научно-исследовательской), экспериментальной деятельности;

• ускорить рассмотрение законопроекта № 80974-4 «О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в части освобождения плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применять контрольно-кассовую технику);

• с целью наделения субъектов малого и среднего предпринимательства преимущественным правом приватизации арендованного ими государственного и муниципального имущества ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 193202-4 «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества»;

• содействовать скорейшему принятию проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (законопроект направлен на повышение защищенности субъектов предпринимательской деятельности при проведении в отношении них контрольно-надзорных мероприятий);

• способствовать рассмотрению в приоритетном порядке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (законопроект направлен на снятие барьеров для развития небанковских депозитно-кредитных организаций путем упрощения квалификационных требований к руководящему составу НДКО);

• ускорить доработку и принятие проекта рамочного федерального закона «О кредитной кооперации»;

• ускорить рассмотрение проекта федерального закона «О служебной тайне» с учетом мнений и предложений субъектов МСП.

6. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти (в свете предстоящего вхождения России в ВТО):

• разработать и реализовать комплекс мер по гармонизации стандартов и процедур подтверждения соответствия требованиям России и ЕС, определить направления сотрудничества в законотворческой деятельности по данному направлению;

• в рамках поддержки экспорта малых предприятий дополнительно расширить перечень субсидируемых услуг, включив субсидирование услуг по консалтингу, маркетингу на рынках иностранных государств.

7. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработать ведомственные (целевые) программы развития малого и среднего предпринимательства.

8. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам, Федеральной антимонопольной службе:

• разработать порядок тарификации платы за технологическое присоединение субъектов малого предпринимательства к инженерным коммуникациям.

9. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации:

• разработать программу поддержки на конкурсной основе проектов отраслевых объединений предпринимателей, направленных на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в промышленности.

10. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службе:

• разработать и реализовать комплекс мер, направленный на недопущение фактов дискриминации мелкорозничной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, а также комплекс мер, направленный на ограничение экспансии и деятельности крупных торговых сетей.

II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Правительству Российской Федерации:

В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечения этой сферы экономической деятельности населения высококвалифицированными кадрами, обладающими современным мышлением и способными организовать работу в наиболее важных для развития малого и среднего предпринимательства областях, осуществить систему мер по организации подготовки и повышения квалификации в российских образовательных учреждениях специалистов по следующим направлениям:

• кредитная, потребительская, сельскохозяйственная кооперация;

• специальные режимы налогообложения малого бизнеса;

• микрофинансовая деятельность;

• финансирование проектов малого и среднего бизнеса;

• венчурное инвестирование;

• создание и развитие территориальных производственных кластеров, промышленных и технопарков, бизнес-инкубаторов;

• координация и реализация государственных программ в сфере развития малого и среднего бизнеса.

Содействовать расширению подготовки управленческого персонала в области развития малого и среднего предпринимательства с проведением краткосрочных семинаров для руководителей высшего звена (первых лиц в администрациях регионов, руководителей федеральных и региональных министерств и ведомств), курсов повышения квалификации для руководителей среднего звена, государственных организаций.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральному агентству по образованию совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации:

• разработать и провести в 2008 году конкурс по отбору наиболее эффективных авторских программ и методик подготовки специалистов для малого бизнеса.

По итогам этого конкурса:

• обобщить и систематизировать опыт учебных заведений по созданию актуальных учебно-методических комплексов;

• предпринять шаги по созданию партнерской сети подготовки кадров для малого бизнеса, включающей малые и независимые образовательные учреждения (виртуальные кафедры, научно-образовательные союзы и центры и т. д.);

• реализовать меры по созданию актуальных модульных учебно-методических комплексов, которые обеспечат подготовку компетентных специалистов;

• приступить к разработке единых типовых образовательных программ для школьников и студентов, начинающих предпринимателей, финансовых консультантов, субъектов малого и среднего предпринимательства с обучением основам правовых знаний в рамках ВТО;

• обеспечить распространение полезного опыта регионов по созданию системы подготовки кадров для малого бизнеса, в том числе по вопросам деятельности в условиях вступления России в ВТО.

3. Торгово-промышленной палате Российской Федерации совместно с другими заинтересованными организациями:

• создать банк авторских программ и методик подготовки специалистов для малого бизнеса;

• рекомендовать внедрение в подготовку модульных технологий обучения, с целью обеспечения компетентности, индивидуализации программ и самого процесса обучения;

• ускорить работу по созданию системы региональных центров подготовки кадров на базе ТПП РФ и добровольной сертификации персонала.

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации (Росстат):

• уточнить состав показателей, включаемых в бухгалтерскую отчетность, которая должна представляться субъектами малого и среднего предпринимательства в органы Росстата, в частности, дополнив отчетность показателями, характеризующими социальную роль малого и среднего предпринимательства: численностью работников, величиной фонда оплаты труда;

• проводить один раз в 3-5 лет сплошные статистические обследования субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Федеральной налоговой службе:

• предоставлять Росстату обобщенную информацию о количественных, финансовоэкономических и социальных показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

• ввести самоидентификацию субъектов малого бизнеса при регистрации, предоставлении налоговой отчетности и ликвидации.

3. Федеральной службе государственной статистики, Федеральной налоговой службе, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральной таможенной службе:

• наладить обмен данными, характеризующими состояние сектора малого и среднего предпринимательства по основным показателям деятельности, учесть этот обмен при разработке административных регламентов.

4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службе государственной статистики, другим заинтересованным орга-

нам федеральной исполнительной власти совместно с объединениями предпринимателей:

• регулярно проводить мониторинг и осуществлять единую аналитическую оценку состояния сектора МСП и проблем его дальнейшего развития на основе всех имеющихся данных. Публиковать результаты в рамках ежегодных докладов Правительству Российской Федерации;

• разработать и утвердить единый перечень показателей деятельности МСП и методик их расчета;

• регулярно осуществлять отраслевые, территориальные, институциональные мониторинги:

1)уровня развития МСП,

2) проблем развития МСП (административных барьеров; финансовых и имущественных проблем; проблем доступа к новым технологиям, знаниям; проблем менеджмента в организации и т. д.);

3) рынка услуг для МСП, в том числе финансовых;

4)нормативно-правовой среды МСП;

5)эффективности выполнения мероприятий программ поддержки МСП;

• разработать систему базовых индикаторов и оценочных показателей малого бизнеса (а также соответствующие методики их оценки) для анализа уровня развития и эффективности МСП, его вклада в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом;

• предложить меры по сокращению административных процедур в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ассоциациями предпринимателей:

• способствовать распространению полезного опыта информационно-аналитического обслуживания предпринимателей на специальных Интернет-сайтах, специализированных выставках, в рамках конференций, конкурсов предпринимателей и других публичных мероприятий.

6. Торгово-промышленной палате Российской Федерации:

• обеспечить дальнейшее наращивание ресурсов и сервисов «Сети обмена деловой информацией системы ТПП России», в том числе предназначенные специально для малого и среднего бизнеса;

• рассмотреть решения по интеграции в «Сети обмена деловой информацией системы ТПП России», наиболее востребованных среди предпринимателей информационных ресурсов и сервисов, в том числе в области дистанционного обучения, субконтрактации, маркетинга и др.;

• распространить опыт реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве (в том числе по созданию специализированной программной системы «Конструктор сайтов малых предприятий»), опыт и наработки ТПП Чувашской Республики в области стандартизации представления информации региональными ТПП.

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Правительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти регионов, объединениями предпринимателей:

• содействовать распространению регионального опыта поддержки малого и среднего предпринимательства, облегчению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации:

• обобщить и систематизировать положительный региональный опыт по организации поддержки малого бизнеса.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в рамках реализации решения Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации (протокол от 30.09.2005 № 4):

• ускорить создание и развитие территориальных производственных кластеров;

• ускорить разработку мер государственной поддержки развития промышленных и технопарков.

4. Органам власти субъектов Российской Федерации:

• разработать региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства; активнее участвовать в реализации целевых мероприятий по федеральной поддержке малого предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России;

• при разработке и принятии программ поддержки малого предпринимательства предусматривать раздел по созданию гарантийных механизмов и содействию кредитованию малого бизнеса (с использованием опыта Банка ВТБ 24 по организации системы гарантийных механизмов, механизмов субсидирования процентной ставки и сотрудничеству с объектами инфраструктуры малого бизнеса);

• в рамках реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства создавать совместные с Минэкономразвития России рабочие группы, направленные на подготовку регионов к деятельности в условиях открытых рынков ВТО, а также реализовать специальные проекты, направленные на создание мер превентивной защиты региональных экономик;

• расширить сеть региональных традиционных, инновационных и студенческих бизнес-инкубаторов;

• содействовать развитию венчурной инфраструктуры финансирования проектов МСП, в том числе бизнес-ангелов, частных и частно-государственных венчурных фондов;

• осуществлять мероприятия по поддержке малых предприятий в научно-технической сфере;

• разработать и внедрить региональные нормативно-правовые акты, исключающие возможность как дискриминации субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка по отношению к крупным торговым сетям, так и предоставления преференций крупным торговым сетям, а также обеспечивающие реальное равенство и равноправную конкуренцию мелкорозничного и сетевого торговых форматов;

• рассмотреть возможность (по примеру города Санкт-Петербурга) наложения моратория на принудительную приватизацию помещений, арендуемых субъектами малого предпринимательства у органов государственной власти и управления, до внесения необходимых изменений в федеральное законодательство;

• рассмотреть возможность (по примеру города Москвы) создания реестров добросовестных субъектов малого предпринимательства с предоставлением им определенных льгот и преференций (понижающие коэффициенты при расчете арендных платежей и др.);

• с участием торгово-промышленных палат регионов шире применять имеющиеся программно-технологические и методологические наработки по оценке вклада МСП в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, анализа ведения бизнеса в регионах (на примере города Москвы, а также бизнес-порталов «Бизнес в Центральном федеральном округе», «Бизнес в Тульской области», «Бизнес в Вологодской области» и др.).

* * *

Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО

Выступление президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М. Примакова

Почти 15 лет назад Россия подала заявку на присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО). Переговорный марафон практически завершен и, как ожидается, уже в текущем году состоится официальное вступление России в ВТО. По мнению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, которое она последовательно отстаивает, у нас нет альтернативы присоединению к ВТО, поскольку это отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны. Став полноправным участником действующих в ВТО многосторонних договоренностей, Россия получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продаже своих товаров. При этом важно отметить, что наша страна не утратит право защищать внутренний рынок и интересы отечественных производителей, используя методы, принятые в международном деловом сообществе.

Вместе с тем опыт многих стран, вступивших в ВТО за последнюю четверть века, показывает, что в процессе присоединения к этой организации существует вероятность того, что этот шаг повлечет за собой значительные экономические и социальные издержки. Их цена зависит не только от условий присоединения, но и от умения национального бизнеса адаптироваться к новым правилам игры. Несомненно в зоне повышенного риска окажется российский малый и средний бизнес, так как более широкий доступ на наш рынок зарубежных производителей существенно обострит конкуренцию в тех сегментах экономики, где как раз и работают отечественные малые предприятия. Это серьезная проблема, которая затрагивает всю российскую экономику. В России доля малого и среднего бизнеса в производстве внутреннего валового продукта (ВВП) значительно ниже, чем во многих странах. Однако нельзя не отметить, что в 2006 году российский малый бизнес

рос в 2,5 раза быстрее остальных секторов экономики - его оборот увеличился на 20, а инвестиции - почти на 30 процентов. Общее число малых предприятий увеличилось на 5 процентов, причем наиболее быстрый рост малых фирм происходил на Дальнем Востоке, Урале и в Сибири. Безусловно, нельзя допустить, чтобы вступление России в ВТО пагубно сказалось на динамике развития малого предпринимательства.

Еще в 2002 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин говорил: «ВТО - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин - обречен».

Какие шаги, по мнению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, должны быть предприняты для того, чтобы сделать процесс вхождения отечественного малого и среднего предпринимательства в глобальную конкурентную среду наименее болезненным?

Первое. Необходимо еще до вступления в ВТО завершить непомерно затянувшийся процесс законодательного регулирования малого и среднего предпринимательства и защиты его интересов, максимально приблизив наше правовое пространство к мировой и европейской практике.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации самым активным образом участвовала в разработке проекта нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Сегодня внесению Правительством Российской Федерации этого законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (Госдума) мешает только одно - неконструктивная, я

бы сказал близорукая, позиция Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России). Мы считаем абсолютно необоснованным требования Минфина России исключить из проекта закона следующие положения:

1) освободить малые и средние предприятия от обязанности ведения бухгалтерского учета;

2) разрешить вести торговлю без кассовых аппаратов;

3) ввести заявительный принцип регистрации и ускоренную амортизацию;

4) получать офисы в аренду из муниципальных фондов недвижимости.

Одновременно законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» внесен рядом депутатов Госдумы. Главное для Торгово-промышленной палаты Российской Федерации не в том, какой из этих двух проектов станет законом, а будет ли этот закон отвечать в максимальной степени интересам малого и среднего бизнеса.

Второе. В результате вступления России в ВТО сильное давление зарубежных конкурентов ощутит на себе отечественный малый и средний бизнес, работающий на потребительских рынках. Уже сегодня нужно обдумывать меры по защите его интересов, тем более что, судя по существующей практике, от решения этой задачи еще далеко. Не прекращаются попытки усложнить жизнь малым предприятиям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, под надуманным предлогом необходимости воспрепятствовать делению бизнеса на мелкие компании. Кстати, никто из чиновников до сих пор не привел реальных примеров дробления бизнеса с целью сокращения налогов. Очень медленно преодолеваются и административные барьеры, сложившиеся на российском рынке.

Нужно прямо сказать, что сформированные у нас цепочки посредников неконкурентоспособны по сравнению с современными дистрибьюторскими сетями, и они же делают неконкурентоспособными многие отечественные товары. Да и как может быть иначе, если в розничной цене, например, сельскохозяйственной продукции, на долю

самого производителя - крестьянина или фермера - в лучшем случае приходится лишь четверть доходов.

Необходимо, чтобы государство проводило политику по коренной перестройке всей системы организации малого и среднего бизнеса, работающего в торгово-посреднической сфере.

Третье. Вступление в ВТО обязывает нас обратить особое внимание на стимулирование инновационной деятельности малых и средних предприятий. В США и других развитых странах малые фирмы дают 40-46 процентов от всех крупных научно-технических нововведений. В России этот показатель на порядок меньше.

В марте текущего года Госдума приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми малые и средние предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, смогут вычитать из налогооблагаемой прибыли расходы на патентование и осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это хорошо, но недостаточно.

Исключительно важное значение имеет налаживание взаимодействия инновационно-ориентированных российских малых предприятий с зарубежными корпорациями. Сегодня иностранцы проявляют большой интерес к российскому малому и среднему бизнесу, занятому в сфере программирования, интеллектуальных сервисов, биотехнологий, производства новых материалов. Однако то, что при этом такие предприятия зачастую оказываются в собственности зарубежного инвестора целиком, вряд ли отвечает национальным интересам России.

Мы считаем, что сотрудничество отечественных малых высокотехнологичных предприятий с зарубежными производителями и инвесторами должно строиться преимущественно на основе создания совместных предприятий и инжиниринговых центров на условиях тиражирования полученных образцов в основном на наших производственных мощностях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертое. Одним из приоритетных направлений работы по подготовке малых и

средних предприятий к вступлению России в ВТО является внедрение международной системы стандартов качества. Во многих странах вопросы соответствия бизнес-структур международным стандартам качества являются не только сферой заботы самих предпринимателей, но и предметом активной государственной политики. К сожалению, в нашей стране даже в преддверии вступления в ВТО эта проблема не решается с должной ответственностью. В настоящее время сертификаты соответствия международным стандартам ИСО 9001:2001 имеют около 100 тысяч российских предприятий, хотя, по официальной статистике ИСО, таковых не более 5 тысяч. Остальные 95 тысяч хозяйствующих субъектов приобрели их по адресам, указанным в рекламных объявлениях, - «сертификат ИСО 9000 за три дня, цена - от 80 тысяч рублей». В нашей стране такие сертификаты служат допуском к участию в торгах лишь по муниципальным заказам.

Совершенно очевидно, что если не принять срочных мер по решению злободневных вопросов стандартизации и сертификации, то буквально на следующий день после вступления в ВТО отечественные бизнес-структуры, не сертифицированные в соответствии с международными стандартами серии ИСО, начнут немедленно и безжалостно вытесняться с российского внутреннего рынка зарубежными компаниями. Понятно, что вопрос о проникновении на иностранные рынки вообще будет снят с повестки дня.

Пятое. Важнейшей задачей всей системы торгово-промышленных палат в России и других общественных организаций предпринимателей является налаживание информирования предприятий и организаций обо всех возможных скрытых барьерах, которые ожидают российских производителей в случае массового прихода зарубежных конкурентов под лозунгом свободной торговли. Далеко не все хорошо осведомлены об изощренных методах недобросовестной конкуренции, применяемых крупными иностранными компаниями в отношении новых членов ВТО. Это, например, временное применение демпинговых цен на това-

ры и услуги с целью вышибить конкурентов с рынка, скупка долгов предприятий, являющихся важным звеном в технологических цепочках, с последующим их банкротством и ликвидацией и т. п.

Территориальным палатам предстоит улучшить систему правовой поддержки всех категорий предпринимателей и научить их эффективно противодействовать явным и скрытым рискам и угрозам.

Шестое. Необходимо иметь в виду, что одним из важнейших средств повышения конкурентоспособности компаний в глобальной экономике является четко регламентированный диалог работодателей и трудовых коллективов. К сожалению, в настоящее время на большинстве отечественных малых и средних предприятий не заключаются какие-либо коллективные договоры, а их владельцы зачастую вообще не признают трехсторонние соглашения, ежегодно подписываемые представителями профсоюзов, работодателей и администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. От этой негодной практики необходимо избавляться.

В условиях поворота государства к социальной проблематике нельзя мириться с тем, что руководители малых и средних предприятий уделяют явно недостаточное внимание вопросам охраны труда и здоровья сотрудников. Это общая беда современного отечественного бизнеса.

Сегодня мы не можем похвастаться серьезными успехами в борьбе с «теневым» бизнесом, в котором по-прежнему действует значительная часть малых предприятий. Занижение выручки, уход от налогов, оплата труда работников по «серым» и «черным» схемам - все это, к сожалению, имеет широкое распространение. Разве можно поверить в то, что согласно официально представленным в соответствующие ведомства данным рентабельность российских малых предприятий в среднем составляет менее 4 процентов? По данным Федеральной налоговой службы, сейчас в государственном реестре числятся 1,5 миллиона недействующих фирм, которые задолжали бюджету около 100 миллиардов рублей, и в

подавляющем большинстве таковыми являются малые предприятия-однодневки.

Предпринимательская общественность призвана поддержать те усилия, которые сейчас принимаются по линии властных структур для искоренения коррупционных сделок, контрафакта, посягательств на интеллектуальную собственность, которые нередко являются главным фактором процветания отнюдь не отдельных субъектов малого предпринимательства.

За годы рыночных реформ российский малый бизнес преодолел сложный и тернистый путь своего становления. Сейчас он вышел из стадии стагнации. Совместные усилия государства, структур гражданского общества и самих предпринимателей должны быть направлены на то, чтобы присоединение России к Всемирной торговой организации в конечном счете привело к завоеванию малым и средним бизнесом более весомых позиций в социально-экономическом развитии нашей страны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «ЗЕМЛЯ»

18-21 сентября 2007 года Приглашают принять участие в практическом консультационном семинаре УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЯХ

правовое регулирование землеустройства и особенности его проведения в населенных пунктах полномочия муниципалитетов по управлению земельными ресурсами.

применение государственного кадастра недвижимости в управлении муниципальными образованиями предоставление земельных участков для строительства

переоформление прав на земельные участки. Особенности приватизации земель из муниципальной собственности в крупных городах

особенности межевания и инвентаризации земельных участков в городах

условия и порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения

порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд аренда земельных участков

кадастровая оценка земель поселений. Расчет и начисление налогов. Платежи за городские земли оценка застроенных земельных участков промышленных предприятий порядок выкупа земельных участков под приватизированными зданиями порядок проведения торгов и конкурсов по продаже земельных участков

порядок регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

государственная регистрация прав на земельные участки в городах и сделок с ними

рыночный оборот земельных участков в городах (операции: продажа, покупка, выкуп, ипотека и др.)

ответственность за нарушения земельного законодательства

судебная практика решения споров в сфере городского землепользования

международный опыт регулирования землеустроительной деятельности

определение координат опорной геодезической сети в городских поселениях с помощью спутниковых измерений современные геоинформационные технологии обеспечения городского строительства и хозяйства картографическими данными

государственный кадастровый учет объектов недвижимости

правовые проблемы управления и распоряжения земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: тел /факс: (495) 436-0521, 436-9027, 436-0325;

E-mail: fedoseev@ur.rags.ru, korneev@ur.rags.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.