Научная статья на тему 'Анализ развития малого бизнеса в современных условиях'

Анализ развития малого бизнеса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7696
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любушин Н.П., Ионова Е.С.

В статье анализируются сложившиеся условия и препятствия для развития малого предпринимательства в России, рассматриваются пути повышения эффективности малого бизнеса на рынке на основе зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития малого бизнеса в современных условиях»

32 (335) - 2013

Эффективность

организационных форм предприятий

УДК 330.34.01, 658.11

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ*

Н. П. ЛЮБУШИН,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и бухгалтерского учета E-mail: lubushin@fnf.unn.ru

Е. С. ИОНОВА,

аспирантка кафедры финансов и бухгалтерского учета E-mail: Lenar2003-2004@mail.ru Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

В статье анализируются сложившиеся условия и препятствия для развития малого предпринимательства в России, рассматриваются пути повышения эффективности малого бизнеса на рынке на основе зарубежного опыта.

Ключевые слова: малый бизнес, взаимодействие государства и бизнеса, кредитование малого бизнеса.

Малое предпринимательство - один из основных стабилизирующих элементов экономического развития, синоним гибкости и приспособления к окружающей обстановке, преодоления кризисных ситуаций.

П. ХОУКЕН, американский предприниматель и публицист

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

Малый бизнес является основой развития экономики многих стран, обеспечивая их динамичный рост. Россия находится на одном из последних мест по ряду показателей развития малых предприятий, что свидетельствует о недостаточном развитии малого бизнеса в стране. Данный факт существенно снижает темпы перехода России к экономике, ориентированной на инновации.

Бизнес представляет собой систему неких подсистем, представленных малыми, средними и крупными предприятиями. Из всех перечисленных элементов малые предприятия самые мобильные и восприимчивые к внешним изменениям. Вместе с тем из-за восприимчивости к внешним изменениям малые предприятия зачастую становятся неустойчивыми. После вступления в силу с 2013 г. изменений в Налоговый кодекс РФ и в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» нагрузка на малые предприятия вновь возросла, в связи с чем ожидается сокращение индивидуальных предприятий. Особенно

сильно это коснется предприятий, имеющих в штате не более пяти наемных работников. Например, если до 2013 г. ежегодный суммарный взнос индивидуального предпринимателя «за себя» составлял 17 207 руб., то с 01.01.2013 он составил 35 664 руб. Получается парадокс: малые предприятия легко реагируют на изменения рынка и способны быстро удовлетворять меняющийся на рынке спрос, но под воздействием меняющихся политических и прочих внешних изменений являются легкоразрушающейся системой. Таким образом, основная цель самоорганизующейся системы - это постоянное преодоление разрушительного разнообразия окружающего мира.

Тем не менее крупные организации активно развиваются в России. Дело в том, что когда рассматривается эффективно действующая система, в первую очередь приходится задуматься о том, сможет ли она выжить, т. е. противостоять разрушительному воздействию внешней среды. Первое, что обычно предпринимается - это создание пассивной защиты, т. е. создание различного рода барьеров для конкурентов - ресурсных, финансовых, информационных и технологических. Крупным компаниям гораздо легче создавать такие барьеры. Однако, как показывает многовековой исторический опыт, одной пассивной защиты для противостояния агрессивной среде недостаточно. Необходима активная защита, т. е. защита посредством искусного противодействия, которое разрешается необходимым разнообразием управляющей системы и ее сложностью. Требование разнообразия вытекает из закона необходимого разнообразия, сформулированного У Р. Эшби: «Только разнообразие может уничтожить разнообразие». У малого бизнеса уникальное положение относительно крупных брендов: они могут построить лучшие взаимоотношения с клиентами, что приводит к росту продаж.

Закон необходимого разнообразия и сложности систем, оказывающий влияние на содержание экономического анализа [7], имеет принципиальное значение для разработки оптимальной структуры бизнеса. Укрупнение бизнеса приводит к монополизации экономики со всеми негативными последствиями. Поддержание необходимой конкуренции должно осуществляться за счет обеспечения необходимого разнообразия на более низких уровнях бизнеса. Развитие системы должно происходить за счет перехода с макро- на микроуровень1. Крупные предприятия, государственные структуры должны

1 Закон перехода с макро- на микроуровень (см. законы развития систем).

обеспечивать условия работы малых предприятий, тем самым приводя в движения основные работающие механизмы системы. В США вклад малого бизнеса в ВВП составляет 50-52 %, в России же этот показатель составляет пока только 12 % (табл. 1). Из-за монополизации российского рынка, коррупции, бюрократии государственные заказы направляются исключительно определенным генподрядчикам. Считается целесообразным на конкурсной основе заключать договоры субподряда с малыми предприятиями для выполнения определенных работ, особенно в строительстве. Однако проследить за объективностью конкурсного отбора, исключением связанных компаний является, как показывает практика, невыполнимой задачей.

Чтобы сегмент малых предприятий был привлекательным для инвесторов, необходимо налаживать их взаимодействие с крупными промышленными компаниями, давая шанс на выживание. Как показывает зарубежная практика, благодаря передаче крупными компаниями субподрядов, малые предприятия бурно развиваются. Японская компания Toyota имеет 30 тыс. малых предприятий. Причем малые предприятия активно конкурируют между собой, что удешевляет продукцию и повышает качество.

Проблемы развития малых предприятий в России продолжают оставаться актуальными, что следует из результатов опроса субъектов малого и среднего бизнеса относительно сложностей, которые мешают развиваться (рис. 1).

Анализ данных, приведенных на рис. 2, показывает, что основная проблема развития российских малых и средних предприятий - высокие процентные ставки коммерческого кредита и вытекающий из этого дефицит финансовых ресурсов. Ставка абсолютного большинства банков зависит от суммы и срока кредитования. В настоящее время банками не проводится сегментация предприятий, и риски невозвратов по всем сегментам усредняются. Соответственно, рентабельный бизнес должен платить за предприятия, находящиеся на стадии стагнации. Аналитика сегментов по невозврату - очень важный этап для российских банков. Необходимо комплексное маркетинговое исследование, которое позволит выделить приоритетные и перспективные направления малых предприятий по видам экономической деятельности. Дифференцированный подход к распределению финансового потока кредитных средств позволит снижать ставки финансирования менее рискованных видов деятельности.

Таблица 1

Основные показатели развития малых предприятий в разных странах [1, 2, 6, 8, 9, 10, 12]

Страна Доля работающих в общей численности занятых, % Минимальная процентная ставка для бизнеса, °% Количество малых предприятий, тыс. Количество малых предприятий к общему числу, °% Количество малых предприятий на 1 000 жителей Доля малых предприятий в ВВП страны, °% Положительные аспекты

Южная Корея 87 2 3 000 (включая средние) 97 60 50 Развитие крупного предпринимательства привело к кризису. После этого государство стало поддерживать малый бизнес. Основная деятельность малых предприятий направлена на экспорт. После финансового кризиса правительство начало поддерживать некоторые малые и средние предприятия, погасив часть их кредитной задолженности

Япония 78 4 6 450 49,6 52-55 Регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции. Корпорация страхования малого и среднего предпринимательства и ассоциации по гарантированию кредитов. Субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства (наукоемкая и высокотехнологичная промышленность)

Китай 75 6 3 000 90 2,2 60 Информационная служба CSMEO, предоставляющая услуги по консультированию населения и предпринимателей. Китайский центр по координации и кооперации бизнеса - создает специальные условия для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса. Жесткая борьба с коррупцией

Италия 73 5 3 920 68 57-60 Налоговые льготы, гарантии займов, страхование экспортных кредитов и т. п. Льготы могут покрывать до 50 % необходимых предприятию капиталовложений. Страхование экспортных кредитов доходит до 90, а в некоторых случаях и до 100 %о

Сингапур 70 5 130 92 25 25 Государство покрывает до 90 %о расходов на обучение и переподготовку кадров, работающих на малых и средних предприятиях. Льготное налоговое законодательство: отсутствует пошлина на перечисление прибыли. Spring - агентство по консультированию и оказанию помощи субъектам малого предпринимательства. Отсутствие бюрократии и коррупции. Вероятность получения взятки должностным лицом исключается практически на 100 %о. Чиновникам Сингапура запрещено принимать любые подарки

Германия 66 2 2 290 37 50-54 Низкие процентные ставки по кредитам (5-8 %о) и увеличение срока пользования кредитными средствами до 5-15 лет по правительственным программам.

Окончание табл. 1

Страна Доля работающих в общей численности занятых, % Минимальная процентная ставка для бизнеса, °% Количество малых предприятий, тыс. Количество малых предприятий к общему числу, °% Количество малых предприятий на 1 000 жителей Доля малых предприятий в ВВП страны, °% Положительные аспекты

Торгово-промышленные палаты (ТПП) - первые объединения предпринимателей для сотрудничества в области развития торговли и производства; функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты. Все законодательные акты, относящиеся к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены ТПП

Испания 65 2,5 3 478 77 72 Общества взаимного гарантирования дают гарантии для кредиторов, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями. Общества взаимного финансирования инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. Низкий уровень бюрократии. Для регистрации малого предприятия и получения лицензии требуется не более 24 ч, включая нерезидентов страны. В результате иностранные граждане принимают участие в развитии малого бизнеса. Наибольшая часть малых предприятий - сельскохозяйственные - до 80 %

США 54 8 19 300 74,2 50-52 В первый год работает так называемый бонус первого года, когда налоговые льготы доходят до 50 %, причем государство самостоятельно погашает около 90 % кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках

Франция 54 3,15 1 980 35 55-62 В первые два года предприниматели вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от сборов на акционерные общества, причем подоходный налог тоже считается по пониженной ставке

Великобритания 49 2 2 630 80 46 50-53 Существует федерация малого бизнеса. Участие в ней гарантирует льготы во всех сферах, правовые консультации, страхование. Государственный банк финансирует расширения малого бизнеса

Австралия 48 8 96 20 Государство само предлагает предпринимателю несколько помещений на выбор. Как правило, они уже заранее бывают оснащены всем необходимым оборудованием и отвечают всем требуемым по закону стандартам, остается лишь набрать персонал и работать

Россия 19 11 836,2 — 5,65 10-12 Агентство гарантий и поручительств для предоставления обеспечения по кредитам

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

12

Средние предприятия

45 Малые предприятия

Рис. 1. Результаты социологического опроса о проблемы развития малых предприятий в России, проведенного в 2012 г, % [2]: 1 - недостаток финансовых средств; 2 - сложность получения кредита; 3 - конкуренция со стороны других организаций, осуществляющих лизинговую деятельность; 4 - высокий процент коммерческого кредита; 5 - существующий уровень налогообложения; 6 - несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности

Снижение процента банковского кредита для заемщиков до размеров, установленных в Китае и Европе, оживит предпринимательство в России. Эта задача - снижение ставки по кредитам примерно до 6 % - является одной из приоритетных для правительства страны [10].

Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства2 в настоящее время предоставляет в России льготные ставки для 50 % суммы кредита, но это осуществляется только при условии, если оставшиеся 50 % берутся в банке под коммерческую ставку. Таким образом, средняя ставка при поддержке государства может быть 12,5 %. Даная ставка также далека от приемлемого уровня. Этим объясняется рост компаний с иностранным капиталом в стране: «дешевый» иностранный капитал позволяет выигрывать конкуренцию с российскими предприятиями.

С вступлением в ВТО иностранный бизнес благодаря своему «дешевому» финансированию окончательно может вытеснить малые предприятия

2 Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // ОАО «МСП Банк» URL: http://www. mspbank. ru/ru/government_program_fin_msp_

support.

с российского рынка. После официального опубликования условий вступления России в ВТО (февраль 2012 г.) специалисты центра «ВТО-Информ» [1] попросили оценить последствия вступления руководителей целого ряда отраслевых объединений. Данные показали, что механизмы защиты производителей и компенсации потерь не были проработаны практически ни для одной отечественной отрасли реального сектора экономики.

Данная ситуация, связанная с развитием малых предприятий в России, вряд ли изменится, пока государство не изменит условия взаимодействия бизнеса и государства. Одним из препятствий для роста малого бизнеса в стране в настоящий момент является отечественная бюрократическая система (а точнее -коррупция и административное давление). Весьма противоречиво описал эту ситуацию председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков: «Банкиры просто боятся давать малому бизнесу кредиты, а малый бизнес, в свою очередь, просто банально боится их брать, потому что все понимают, что малый бизнес находится в сфере чрезвычайно высокого административного риска. Каким бы вы ни были гениальным предпринимателем, какой бы вы бизнес-план ни написали, завтра какой-нибудь чиновник не захочет тебя здесь видеть - и все. Учитывая эти административные риски, банки готовы кредитовать предпринимателей, но именно из-за этого растет процент и именно из-за этого они требуют большие залоги» [3]. Малый бизнес, действительно, для большинства банков достаточно рискованный заемщик. Поддержку малым предприятиям оказывают в основном региональные банки, такие как ОАО «НБД-Банк»3, председатель которого А. Г. Шаронов оценивает положение нижегородского бизнеса как достаточно сложное, поскольку в стране много факторов снижают эффективность экономики: монополии, коррупция, высокая инфляция. Развития

' ОАО «НБД-Банк» - http://nbdbank.ru/.

3

определенных видов экономической деятельности в регионе за 2012 г. не отмечается, но приоритетными являются энерго- и ресурсосберегающие проекты, так как это позволяет снижать предпринимателям расходы; рост тарифов на энергоресурсы - основная причина инфляции.

Развитию малого предпринимательства в России мешает также несовершенство налоговой системы по отношению к малому бизнесу, а именно:

- неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;

- постоянно изменяющееся налоговое законодательство;

- сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;

- большие размеры взимаемых налогов;

- неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

Что касается положительных сторон налогообложения малых предприятий, то малый бизнес в отдельных видах деятельности (инновационные технологии, наукоемкие виды экономической деятельности) имеет некоторые льготы по налогам. Но предприниматели считают недостаточной государственную поддержку малого бизнеса и требуют снижения налогового бремени для большинства молодых предприятий (опыт работы которых не достиг хотя бы трех лет). С 2011 г. более чем в два раза выросла нагрузка на малый бизнес по социальным налогам. Пока государство пытается регулировать, дорабатывать налоговое законодательство, предприниматели адаптируются, минимизируют свои налоги, прибегая к серым схемам, уходя в теневую экономику. По имеющимся оценкам, за первую половину 2013 г. малый бизнес сократился на 400 тыс. предприятий. Именно большие и маленькие проблемы заставляют компании не развиваться, а выживать.

Следует создавать механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства. Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, затягивают процесс принятия решения о кредитовании. При этом небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.

Получается парадокс: государство препятствует развитию малого бизнеса, тогда как уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Из статистических данных следует, что на 1 000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах Евросоюза - не менее 35. В России доля малых предприятий в общем числе составляет только 30 %, в странах ЕС -70-90 % от общего числа предприятий.

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение малым предприятиям и оказывают им поддержку на федеральном уровне, так как это влияет на социальный климат в стране.

Вместе с тем у малых предприятий наряду с сильными сторонами есть и слабые, которые являются одним из препятствий развитию данного сегмента в России (рис. 2).

Несмотря на возможные внешние и внутренние угрозы малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого и среднего бизнеса совершили экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и др.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития экономики в целом от этих темпов.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 млн предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70 %. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. К 2020 г. в России на малых предприятиях должна быть задействована половина трудоспособного населения.

Проведя анализ состояния малого бизнеса в ряде стран, можно выделить положительные аспекты, стимулирующие развитие малого бизнеса, а вместе с тем развитие экономики стран в целом.

Выделим факторы, препятствующие развитию малого бизнеса в России.

Во-первых, направленность государственной поддержки преимущественно на крупный бизнес. Развитие сетевой торговли с регистрацией в офшорных зонах, собственниками которых являют-

Рис. 2. SWOT-анализ се]

ся государственные служащие. Законодательная дискриминация мелкой розницы в пользу крупных розничных сетей подтверждает указанный фактор. Только последние два примера - продажа пива (алкоголя) и табачных изделий - гарантируют устранение конкурентов (малый бизнес). Данные ограничения являются необоснованной дискриминацией мелкой розницы в пользу крупных розничных сетей как с точки зрения экономики, так и с точки зрения здравоохранения, противоречат действующему законодательству, в частности в сфере защиты конкуренции. По приблизительным оценкам специалистов, вынуждены будут закрыться более 200 000 нестационарных розничных торговых объектов, что приведет к массовым сокращениям рабочих мест в этой сфере розничной торговли, а это повлечет за собой и сокращения на смежных

нта малых предприятий

с ними малых перерабатывающих предприятиях. Великобритания, которая ведет непримиримую борьбу с табакокурением, проводит изменения, давая максимально выживать малому бизнесу, ввела с 2012 г. жесткие ограничения для сетей и только с 2015 г. ограничивает торговлю сигаретами в малых магазинах.

В городах растет количество крупных сетевых магазинов, малый бизнес поставлен в условия жесткой конкуренции. Чтобы занять свою нишу, малым предприятиям необходимо найти действительно уникальный продукт, а для этого нужны ресурсы. Малым предприятиям трудно конкурировать с крупной промышленностью, где благодаря большим объемам производства цена на товар может быть низкой. Остается один вариант - обыграть цену фирменной маркой малого предприятия.

Однако если взглянуть на заграничный опыт, то будущее - за маленькими уютными гостиницами, небольшими кофейнями и эксклюзивными кондитерскими, ресторанами, туристическими компаниями. Данный факт подтверждает пример Индии, где профсоюзы устроили забастовку, протестуя против развития сетевых розничных магазинов, опасаясь разорения и безработицы.

Во-вторых, коррупция на всех уровнях. Системная коррупция угрожает национальной безопасности России. Бегство капиталов (в 2010 г. более 38 млрд долл.), отсутствие инвестиций, в первую очередь в несырьевой сектор, стимулируют превращение России в сырьевой придаток не только Запада, но уже и Китая. Колоссальная коррупция стремительно толкает Россию в третий мир, препятствуя модернизации, инновационной экономике. Борьба с коррупцией - одна из основных задач правительства на ближайшие годы, на что указал В. В. Путин: «Есть исторический соблазн победить коррупцию путем репрессий - борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер. Тем не менее проблема здесь принципиально глубже»4. По мнению В. В. Путина, в условиях коррупции репрессивные методы борьбы с ней могут также стать предметом коррупции. Чтобы решить проблему взяточничества, необходимо сделать борьбу с этим явлением общенациональным делом.

В-третьих, эмиграция. Каждый год Россию покидают от 100 тыс. до 150 тыс. чел. С 2001 по 2011 г. Россию покинуло около 30 тыс. финансистов, предпринимателей и бизнесменов. Многие из них объясняют свой отъезд невозможностью легально вести дела, а сотрудничать с коррумпированными чиновниками или рисковать своей свободой многие не хотят. Бизнесмены также говорят об ухудшении экономической ситуации - экономический рост в России в последнее время снизился с 8 до 3 % в год.

В-четвертых, высокие процентные ставки на финансирование бизнеса, трудности с получением банковских кредитов, отсутствие лояльных программ start-up для предпринимателей, только начинающих свою деятельность, недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств.

Следует отметить снижение доли инвестиций в основной капитал с 2001 по 2011 г. в общем обороте малых предприятий с 5 до 2 %. Причин отрицательной динамики данного показателя множество. Основ-

4 Демократия и качество государства» // Коммерсантъ. 2012. № 20. URL: http://www. kommersant. ru/Doc/1866753.

ными же причинами для многих предприятий становятся нехватка собственных финансовых средств и высокий процент коммерческого кредита, так как основным источником инвестиций (65 %) в основной капитал для средних предприятий являются именно привлеченные средства. Для малых предприятий использование данного источника связано с большими препятствиями: чтобы получить инвестиционный кредит малому предприятию необходимо иметь долю собственных средств не ниже 40 %. То есть баланс должен иметь вид, приведенный в табл. 2.

В табл. 2 представлены две даты: до выдачи инвестиционного кредита банком и после выдачи кредита. На первую дату у предприятия доля собственного капитала, рассчитанная по формуле Кавт=СК/ ВБ 100 %, где Кавт - коэффициент автономии (доля собственного капитала); СК - собственный капитал; ВБ -валюта баланса, составила минимальный порог в 40 % для большинства российских коммерческих банков. Хотя среди аналитиков распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть больше - не менее 50 %. Установление критического уровня в размере 50 % является результатом следующих рассуждений: если в определенный момент кредиторы предъявят все долги к взысканию, то предприятие за счет собственного капитала сможет рассчитаться по обязательствам. Но многие банки пренебрегают данным показателем.

На вторую дату - после выдачи кредита - происходит следующее: приобретенные основные средства ставятся на баланс, по пассиву же отражается кредит как долгосрочные обязательства предприятия. Данная операция снижает долю собственных средств в балансе, и коэффициент выходит за допустимые значения. Таким образом, организация сталкивается с непреодолимой преградой: для приобретения основных средств предприятие нуждается в кредите, но банк такой кредит выдаст только при условии, что

Таблица 2 Структура прогнозного баланса

малого предприятия, %

Показатель До выдачи кредита После выдачи кредита

Внеоборотные активы 40 60

Оборотные активы 60 40

Валюта баланса 100 100

Собственный капитал 40 20

Долгосрочные обязательства 0 20

Краткосрочные обязательства 60 60

Валюта баланса 100 100

у заемщика есть достаточное количество собственных средств. Кроме того, большинство банков не осуществляет инвестиционное кредитование предприятий только под залог приобретаемых основных средств, требуя залог собственности.

В-пятых, дефицит квалифицированных специалистов.

В-шестых, сложности с получением помещений, крайне высокие арендная плата и стоимость недвижимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-седьмых, ограниченные возможности получения лизинговых услуг.

В-восьмых, усиление давления криминальных структур. Отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий.

В-девятых, исторический аспект. Мировой опыт показывает, что частная собственность незаменима для эффективной организации малого бизнеса. Тогда как в Европе частная собственность существует более 500 лет, российский этап предпринимательского движения начинается только с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 1980-х гг. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. До этого были оброк, барщина, опричнина, крепостное право и социализм.

В-десятых, отсутствие стандартов в отношении многих видов продукции является одним из главных препятствий на пути развития малого предпринимательства в России. Стандартизация всегда служила мощным средством ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества продукции, роста производительности труда, повышения эффективности производства. Роль стандартизации хорошо отражена Генри Фордом: «В своем настоящем смысле стандартизация есть сочетание наилучших качеств изделий с наилучшими способами производства, для того чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене» [11]. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач позволит повысить конкуренцию среди производителей, что даст малым предприятиям ресурсы для развития.

В-одиннадцатых, менталитет предпринимателей. Вложение в бизнес осуществляется зачастую для моментального обогащения. Это одна из причин

того, что основная доля малого и среднего бизнеса связана с перепродажей товаров, а не с производством. Данный вид экономической деятельности занимает 58 % от общего оборота по малым предприятиям при доле инвестиций в развитие основного капитала неинновационного характера менее 10 %, инновационного характера - менее 2 %. Однако стоит помнить, что малый бизнес зародился более 40 веков назад в восточной части Средиземноморья и играл основную роль в распространении цивилизации. Исследования показывают, что основные инновационные идеи и изобретения поступают от малых предприятий. Творчество малых предприятий стимулирует создание новых продуктов и услуг, например для потребителей США.

Основные показатели деятельности российских субъектов малого бизнеса по итогам 2010 г. представлены в табл. 3.

Для характеристики малого бизнеса важное значение имеют вид экономический деятельности, свидетельствующий о включенности предприятий в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т. д.

Основная масса малых предприятий действует в торговле - определяющей сфере интересов малого бизнеса (рис. 3).

Анализ объема инвестиций в основные средства малыми предприятиями (без учета микропредприятий) показал, что вложения в основные средства со стороны торговли составляют не более 10 %. Основными же инвесторами по приобретению в собственность основных средств являются сфера строительства (27 %), организации, занимающиеся недвижимостью (19 %), обрабатывающие производства (16 %) и сельское хозяйство (15 %). Предприятия сферы торговли не заинтересованы в развитии и инвестициях в основные фонды.

Для сравнения степени развития малого бизнеса за 10 лет в России (в частности, докризисного, кризисного и посткризисного этапов) использовалась методика, предложенная в трудах А. И. Карпухина, на основе расчета индекса развития малого предпринимательства /ДО. Расчет его производился для «методической поддержки обеспечения принятия управленческих решений в малом бизнесе, в том числе в отдельных его секторах» [5].

В авторском исследовании используется информационная база из четырех частных показателей, формируемых Росстатом за период с 2001 по 2012 г.

Таблица 3

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего бизнеса по итогам 2010 г.

Показатель Средние предприятия Малые предприятия Доля малых предприятий в общем числе малых и средних предприятий, %

Общее количество Количество микропредприятий

Юридические лица

Число предприятий, всего 25 170 1 644 269 1 415 186 98

В том числе осуществлявших деятельность в 2010 г. 24 084 1 242 309 1 015 544 98

Число замещенных рабочих мест, тыс. 2 582,9 11 149 3 883,3 81

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС и акцизов, млрд руб. 7 416,2 18 933,8 5 609,2 72

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 254,2 520,3 199 67

Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд руб. 1 309,1 3 073,2 1 269,7 70

Число юридических лиц, имеющих затраты на инновации в 2010 г. 669 19 621 13 491 97

Индивидуальные предприниматели

Численность индивидуальных предпринимателей, всего 676 2 926 812 2 885 736 100

В том числе осуществлявших деятельность в 2010 г. 674 1 913 483 1 872 453 100

Число замещенных рабочих мест, тыс. 57,8 5 292,4 4 135,8 99

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) с НДС и акцизами, млрд руб. 284,1 4 209,5 2 635,2 94

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 2,5 128,1 103,1 98

Основные фонды (по полной учетной стоимости), млрд руб. 15,5 1 111,5 914,9 99

Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики - www.gks.ru. 70

60

50

40

30

20

59

_28_

15

16

__р

00 ^ II м _

19

10

ТЕ

1

10

у* щ 00 л

11

3456789 10 11 ] Оборот Инвестиции в основной капитал

12

13

Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики - www.gks.ru.

Рис. 3. Объем инвестиций в основные средства и оборот малых предприятий по видам экономической деятельности за первое полугодие 2012 г, млрд руб.: 1 - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 2 - рыболовство и рыбоводство; 3 - добыча полезных ископаемых; 4 - обрабатывающие производства; 5 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 6 - строительство; 7 - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 8 - гостиницы и рестораны; 9 - транспорт и связь; 10 - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление посреднических услуг; 11 - образование; 12 - здравоохранение и предоставление социальных услуг; 13 - предоставление прочих услуг

2

2

Показатели для расчета характеризуют социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации и выбраны на основании постановления Правительства РФ от 15.04.2009 N° 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Индекс развития малого предпринимательства (0 рассчитывался по формуле

1 Ы

ь С) =1X

п 1г

(

X (() X «-1)

Л

-1

100%,

где Л-количество показателей в группе; i - номер показателя в группе; х.(0 - значение показателя в момент времени (. Результаты расчета индекса развития малого предпринимательства в России приведены в табл. 4.

Представленные значения индекса позволяют выделить в развитии малого бизнеса России несколько этапов (рис. 4):

- активизация (2002-2004 гг.);

- спад (2005 г.);

- активизация (2006-2008 гг.);

- пик (2008 г.);

- кризис (2009 г.);

- активизация (2010 г.);

- спад (2011-2012 гг.).

Если говорить о прогнозе, наблюдается общая тенденция спада развития малого предпринимательства. Значительное падение индекса наблюдается в 2008-2009 гг. (посткризисный период). Для большей наглядности тренд представлен линейной зависимостью, хотя коэффициент детерминации свидетельствует о низкой адекватности полученного прогноза (рис. 6).

Анализ изменения основных показателей показал, что на этапе выхода экономики из кризиса наиболь-

шее влияние на положительную динамику индекса развития малого предпринимательства оказал оборот малых предприятий. Это говорит о том, что малые предприятия оказывают положительное влияние на экономический рост. Как показывает международный опыт, малые предприятия являются самыми мобильными и эффективными для инновационного развития. В Брюсселе на конференции в 2013 г. политики и ведущие экономисты Европейского Союза подчеркнули значимость малых предприятий для развития экономик. Цель - найти баланс интересов бизнеса и людей и допустить продолжение инноваций в ЕС малыми и средними предприятиями [12].

В развитых странах до 80 % организаций имеют статус малых, что свидетельствует о существовании свободной конкуренции и о самостоятельности малого предпринимательства. Развитие этого сегмента в России - одно из приоритетных направлений государственной политики. По словам депутата Государственной Думы РФ Е. Федорова, малый бизнес должен стать источником новой прослойки российского общества - среднего класса. К 2020 г. не менее 70 % трудоспособного населения должно быть задействовано в этой сфере. Малый бизнес воспитывает большое количество хозяев, собственников, придавая устойчивость и стабильность курсу на развитие страны. В России должен появиться инновационный и промышленный малый бизнес, который должен занять до 10 % экономики страны [4].

Малый бизнес способен обеспечивать важную социальную функцию, а именно решение проблем занятости, создания новых рабочих мест, поглощения избыточной рабочей силы во время циклических спадов экономики. Деятельность малых предприятий является основой формирования среднего класса. Существование богатых и бедных - источник социальной напряженности. В масштабах общества средний класс заполняет разрыв между бедностью и

Таблица 4

Показатели развития малого бизнеса в России в 2001-2012 гг.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Число малых предприятий, тыс. 843 882 893 953 979 1 033 1 137 1 348 1 602 1 266 1 644 1 836

Инвестиции в основной капитал, 44 51 67 99 121 171 259 472 346 775 432 139

млн руб.

Среднесписочная численность 6 484 7 220 7 459 7 815 8 045 8 583 9 239 10 437 10 248 13 732 10 422 6 312

работников (без внешних

совместителей), тыс. чел.

Оборот малых предприятий, 853 1 161 1 686 2 230 9 613 12 099 15 469 18 728 16 873 26 350 22 613 16 800

млн руб.

Индекс развития малого - 8 9 15 7 14 17 28 -2 34 -10 -24

пре дпринимательства

-30

Рис. 4. Динамика индекса развития малого предпринимательства в России в 2001-2012гг

богатством и служит своего рода буфером. В России средний класс находится в стадии становления. Его основную часть должны составлять мелкие и средние предприниматели. Вот почему важная роль в процессе создания среднего класса отводится малому бизнесу. При наличии мобильного класса предпринимателей-промышленников российская экономика будет развиваться, а классовые различия не вызовут бурных потрясений. Положение в стране будет стабильным, что в свою очередь благоприятно отразится на развитии малого бизнеса. Эконометрическое исследование П. Джонсона и А. Дарнелла, охватившее период с 1950-х до начала 1970-х гг., показало, что образование нового малого бизнеса тесно связано с динамикой уровня безработицы: малый бизнес имеет тенденцию увеличиваться с ростом безработицы, и наоборот.

Субсидии малым предприятиям начала предоставлять Ирландия, столкнувшись с высоким уровнем безработицы еще в 1960-е гг. В странах с развитым сектором малого бизнеса (выше уровень доходов, больше компенсации при массовых сокращениях, и ресурсы более доступны) наблюдается тенденции более быстрого экономического роста.

Для экономики в целом развитая инфраструктура малого предпринимательства является существенным фактором стабильности в финансовой, социальной и других сферах.

Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о необходимости повышения роли малого предпринимательства,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффективность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния. В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах.

Список литературы

1. Аналитический центр ВТО-информ -www. wto-inform. ru.

2. Бизнес в России: Исследования и аналитика Национального института системных исследований предпринимательства. URL: http://www.smb.ru/analitics.html.

3. Государство делает деньги дороже // Сравни. ru. URL: http://www.sravni.ru/novost/2010/4/8/gosudarstvo-delaet-dengi-doroje/.

4. Евгений Федоров: Малые фирмы возьмут на себя роль основного локомотива инновационного бизнеса // Сайт депутата Государственной Думы Е. А. Федорова. URL: http://www.efedorov.ru/node/626.

5.Карпухин А. И. Индекс развития малого бизнеса // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 30. С. 58-64.

6. ЛапустаМ. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Любушин Н. П. Теоретические основы экономического анализа развития организаций и законы развития систем / Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 36. С. 2-12.

8. Ивасюк Р. Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4. С. 66-71.

9. Малое предпринимательство в России: стат. сб. // Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_47/Main. htm.

10. Путин пообещал снизить ставки по кредитам до 6 процентов // Lenta. ru. URL: http://lenta.ru/ news/2009/09/18/stavka.

11. Форд Г. Сегодня и завтра. Продолжение книги «Моя жизнь, мои достижения». Л.: Время, 1927. URL: http://scilib-technics. narod. ru/Ford2/today_and_tomorrow_ 1926.html/.

12. Rennie J. Small Business and the Future of Privacy in the EU. URL: http://www.truste.com/blog/2013/02/06/ small-business-and-the-future-of-privacy-in-the-eu/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.