Научная статья на тему 'О совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства в рамках вступления России в ВТО'

О совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства в рамках вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / SYSTEM OF BUSINESS SUPPORT / OBJECTS OF INFRASTRUCTURE / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палагина Анна Николаевна

Отдельный вопрос развития экономики РФ на современном этапе вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в августе 2012 г. Очевидным является тот факт, что субъекты малого и среднего предпринимательства наиболее уязвимые игроки открытого рынка..Представляется, что в существующих условиях формирование адекватной инфраструктуры поддержки предпринимательства является приоритетной задачей на уровне всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Another problem of the development of the Russian economy nowadays is Russia joining the World Trade Organization (WTO) in August 2012. Clearly, small and medium enterprises are the most vulnerable players in the open market. Thus, under current circumstances a formation of adequate enterprise support infrastructure is a top priority at the national level.

Текст научной работы на тему «О совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства в рамках вступления России в ВТО»

А.Н. Палагина

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Аннотация

Отдельный вопрос развития экономики РФ на современном этапе - вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в августе 2012 г. Очевидным является тот факт, что субъекты малого и среднего предпринимательства - наиболее уязвимые игроки открытого рынка. .Представляется, что в существующих условиях формирование адекватной инфраструктуры поддержки предпринимательства является приоритетной задачей на уровне всей страны.

Annotation

Another problem of the development of the Russian economy nowadays is Russia joining the World Trade Organization (WTO) in August 2012. Clearly, small and medium enterprises are the most vulnerable players in the open market. Thus, under current circumstances a formation of adequate enterprise support infrastructure is a top priority at the national level.

Ключевые слова

Система поддержки предпринимательства, объекты инфраструктуры, Всемирная торговая организация (ВТО), малый и средний бизнес.

Keywords

System of business support, objects of infrastructure, world Trade Organization (WTO), small and medium business.

Сектор малого и среднего предпринимательства в современных условиях представляет собой ключевой элемент системы эффективного развития полноценной рыночной среды. Большинство функций, осуществляемых этим сегментом рынка, носят принципиально важный характер, особенно в ракурсе кризисных тенденций, последствия которых на настоящем этапе преодолеваются на всех уровнях экономической системы, а также в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию. В этой ситуации именно на государство, с одной стороны, как на институт, осуществляющий регулирующую и контрольную функцию, с другой стороны, как на полноправного участника рыночных отношений, возложена ответственность за формирование благоприятной среды для роста ко-

личества и качества бизнес - структур в экономике региона.

Принимая во внимание опыт развитых стран, можно сказать, что важнейшим вопросом, стоящим перед государством сегодня, становится необходимость формирования адекватной инфраструктуры поддержки малых и средних предпринимательских структур, включающей в себя отдельные коммерческие и некоммерческие организации, обеспечивающие поддержку бизнеса путем выделения финансовых средств, имущественной поддержки, оказания консультационных услуг.

Правительство Российской Федерации последовательно реализует программу антикризисных мер, активно проводя реформы в сфере государственного регулирования малого и среднего бизнеса. В 2008 - 2010 годах эксперты, сравнивая зарубежный опыт и

отечественную государственную практику, отмечали отсутствие у нас серьезных институциональных реформ и явный крен в сторону финансовой поддержки отдельных категорий предприятий и граждан, в то время как «зарубежные» реформы характеризовались в основном снижением административной нагрузки и упрощением процедур создания новых предприятий.

2012 год - год вступления в должность Президента Российской Федерации В.В. Путина - отмечается многими аналитиками как начало нового этапа преобразований в российской экономике. В полной мере эти изменения затрагивают и сферу государственного регулирования бизнеса в целом, и сектора малого и среднего предпринимательства (далее - СПМ), в частности.

Так, существенно доработана ведомственная Программа развития СПМ, реализуемая уполномоченным органом

- Минэкономразвития -ежегодно, характерной чертой которой стало резкое усиление роли инфраструктуры поддержки предпринимательства - как государственной, так и негосударственной

- в реализации модернизационного сценария развития страны.

В период 2009-2010 гг. были детально проработаны, в том числе с точки зрения бюджетного финансирования, механизмы создания и эффективного функционирования гарантийных фондов, микрофинансовых организаций, фондов прямого и венчурного инвестирования, бизнес - инкубаторов, технопарков - тех элементов инфраструктуры, которые довольно долгое время были отдельными элементами существующих эффективных практик некоторых регионов. (Так, например, зональный бизнес-инкубатор в г. Новошахтин-ске Ростовской области, Воронежский Фонд поддержки предпринимательства существовали с конца 90-х годов прошлого века).

Особо востребованными и эффективными, в том числе с точки зрения самих предпринимателей, оказались те объекты инфраструктуры, которые, наряду с отдельными «специализированными» мерами содействия, например, выдачей микрозаймов или предоставлением гарантий, оказывали бизнесу информационно-консультационную поддержку, комплексно сопровождали его, особенно на ранних стадиях развития.

Сыграв свою важную роль в помощи малому и среднему бизнесу в кризисный период, система инфраструктуры вошла профессионально окрепшей и в новый период экономического развития страны - в период ее модернизации.

В числе приоритетных мероприятий, обозначенных Минэкономразвития в 2011 - 2012 г. г.: создание и обеспечение деятельности центров поддержки предпринимательства, центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -СПМ), Евро- Инфо-корреспондентских центров и других организаций, активно совмещающих различные услуги с консультированием и обучением бизнесменов.

Принятый в январе 2013 года приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации», внес серьезные коррективы в отдельные аспекты функционирования инфраструктуры поддержки СПМ.

Серьёзное внимание уделено малому и среднему бизнесу, активно занимающемуся разработкой различного рода инноваций. На 40% снизилось требуемое количество среднесписочного состава работников инновационных компаний, претендующих на получение

субсидии из бюджета - 30 человек против 50 в 2012 году. Большинство форм поддержки доступно теперь для организаций - участников инновационных территориальных кластеров.

Введены дополнительные требования к организациям, управляющим деятельностью бизнес-инкубаторов инновационного типа.

В данном приказе представлена новая форма объекта инфраструктуры поддержки -региональный центр инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства (РЦИ).

РЦИ призваны осуществлять мероприятия, нацеленные на развитие механизмов использования субъектами малого и среднего предпринимательства инновационных технологий, повышения их технологической готовности.

Следует отметить, что принятый приказ имеет ярко выраженную направленность на решение проблем социальной сферы через стимулирование развития предпринимательства.

Так, в документе нашли отражение основные положения об организации Центров инноваций социальной сферы, работа которых направлена на продвижение и поддержку социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрено предоставление субсидий федерального бюджета на развитие деятельности Центров времяпрепровождения детей и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Еще одним принципиальным нововведением является отдельный параграф, посвященный организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также микрофинансовых институтов на компенсацию расходов по потерям, по-

несенным при предоставлении микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Несмотря на то что ключевой документ, регулирующий формирование и функционирование инфраструктуры поддержки СПМ, претерпел, безусловно, положительные изменения, соответствующие трансформации рыночных условий, вместе с тем ряд проблем в данной области остаются нерешенными и требуют более детального анализа.

В августе 2012 года наша страна стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Присоединение к этой авторитетной мировой организации имеет как свои преимущества, так и определенные риски. Среди выгодных последствий для отечественного предпринимательства - интеграция в мировую экономику, устранение барьеров для российского экспорта, ослабление дискриминации российского бизнеса на международных рынках, стимулирование экономики, рост производства. Последовательно реализуя политику государственной поддержки предпринимательства, Россия не приняла обязательств о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители, о доступе иностранных компаний к природным ресурсам, об отказе от регулирования импорта или экспорта, о прекращении деятельности компаний с государственным участием, о разрешении ввоза продовольственных товаров или медикаментов, употребление которых может нанести ущерб здоровью.

Членство России в ВТО и соответствие всем требованиям и правилам, установленным данной организацией, существенно изменят условия прежде всего для предприятий малого и среднего бизнеса. Вхождение в торговое пространство, объединяющее 150 стран мира, открывает огромные возможности для выхода на внешние рынки. Тем не менее существуют и риски. Очевидно

неизбежное и значительное усиление конкуренции. Российскому бизнесу придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с серьезными международными структурами.

Результаты различных исследований показывают, что малый и средний бизнес пока не осознал всех возможностей и последствий, которые принесет для данного сектора российской экономики в целом присоединение России к ВТО и последующее открытие внутренних рынков для более конкурентоспособных международных предприятий.

В частности, такие выводы можно сделать, анализируя итоги мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской

Федерации, проведенного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации совместно с Минэкономразвития в первой половине 2012 года с целью выявления проблем и ключевых потребностейСПМ в условиях присоединения России к ВТО.

Анализ полученных ответов респондентов демонстрирует неоднозначность отношения предпринимателей разного уровня к факту вступления России в ВТО. Большинство предпринимателей сектора малого и среднего бизнеса (60 и 56,3% соответственно), принимавших участие в опросе, высказали предположение о том, данный факт приведет в целом к отрицательным последствиям (рисунок 2).

Крупный бизнес

Средний бизнес

Малый бизнес

45,5%

60,0%

56,3%

□ К положительным последствиям □ Никак не повлияет □ К отрицательным последствиям

Рис. 1. Как Вы считаете, вступление в ВТО приведет для бизнеса, в зависимости от размера компании, к..., %

Таким образом, по мнению респондентов, именно сектор малого и среднего бизнеса является наиболее уязвимым в рамках Всемирной торговой организации. Только пятая часть всех опрошенных рассчитывает на положительные тенденции, что в большей степени обусловлено отрывающимися

возможностями выхода на новые внешние рынки.

Главным вопросом, встающим перед предпринимателями на данном этапе, становится стратегия развития в рамках изменившихся условий внешней среды. Нельзя забывать о том, что вступление во всемирную торговую сеть

существенным образом повышает конкуренцию на всех рынках, включая те, на которых традиционно функциониро-

вали исключительно малые и средние предприятия.

75,7%

73,0%

Повышать качество продукции/услуг Закрывать нерентабельный бизнес

Снижать издержки

Разработать стратегию адаптации к ВТО

Расширять ассортимент Выходить на другие рынки Снижать цены Сокращать персонал Другое

Рис. 2. Что должен предпринимать малый и средний бизнес в условиях возросшей конкуренции?

86,5%

45,9%

В рамках опроса о возможных инструментах и методах повышения конкурентоспособности (рисунок 3) большинство малых и средних предприятий (86,5%) отметили необходимость повышения качества работ/услуг. Данная тенденция в целом легкообъяснима. Малый бизнес изначально, не имея возможности конкурировать с крупным ценовыми инструментами за счет более высоких издержек производства, делал акцент на качество и индивидуальность товаров.

Несмотря на все вышесказанное, снижение издержек в целях повышения конкурентоспособности отметили 73% респондентов. Формально, выход в гло-

бальную торговую сеть действительно позволит упростить доступ предпринимателей к ресурсам компаний-поставщиков, что в целом может выступить механизмом уменьшения затрат производителей.

Требует более внимательного анализа со стороны органов власти готовность 75,7 % опрошенных предпринимателей закрывать нерентабельный бизнес. Этот факт обусловливает острую необходимость поддержки субъектов СПМ приоритетных и социально ориентированных видов деятельности государственными структурами в рамках перехода на новый уровень хозяйственных отношений.

Правовая поддержка, консультирование (возможно, на базе центров поддержки экспорта, ЕИКЦ, ТПП)

Внедрение систем менеджмента качества (СМК), защита интеллектуальной собственности, внедрение программ ресурсо- и энергосбережения

Мероприятия по продвижению продукции в России и

за рубежом (деловые миссии, выставки, ярмарки, информационные дни и пр.), субсидирование участия МСП в таких мероприятиях

Стимулирование производства инновационной продукции МСП, финансовая поддержка инновационных МСП

Информационная поддержка - создание портала, горячей линии, система обратной связи с малым бизнесом

Обучение (возможно, на базе центров поддержки экспорта, ЕИКЦ, ТПП)

Повышение квалификации персонала организаций инфраструктуры поддержки МСП по вопросам адаптации МСП к условиям присоединения России к ВТО

74,3% 71,4% 68,6% 68,6% 65,7% 62,9% 54,3%

Другое

11,4%

Рис. 3. Какие первоочередные меры поддержки по вопросам адаптации к вступлению в ВТО будут наиболее востребованы среди СПМ?

Более 74% респондентов отметили необходимость правовой и консультационной поддержки в рамках вступления в ВТО (рисунок 4). Этот факт показывает, во-первых, готовность бизнеса учиться и совершенствоваться, а во-вторых, иллюстрирует острую востребованность государственных программ по данному виду поддержки предпринимательства.

Крайне важно предложить и реализовать комплекс мер системного характера, направленный на то, чтобы выгоды и преимущества для малого и среднего бизнеса стали реальными, а риски - минимальными.

В 2012 году была проделана масштабная работа по улучшению условий функционирования экспортно-

ориентированных предприятий, так, например, в целях обеспечения внедрения упрощенных таможенных процедур при экспорте в части определения порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени вы-борочности применения мер по мини-

мизации рисков в отношении лиц, осуществляющих вывоз собственной продукции, был издан приказ ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2676, нацеленный на освобождение экспортера товаров, не подлежащих экспортному контролю, от таможенных досмотров и принятия решений по декларации структурными подразделениями таможни. В тот же период было принято постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. № 1302 «Об утверждении Правил предоставления субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции» и другие. И тем не менее достаточно большое количество проблемных поросов поддержки доступа на рынки зарубежных стран остаются нерешенными по сей день.

С учетом имеющегося опыта государственного участия в этих процессах,

в том числе в Ростовской области, представляется целесообразным реализовы-вать стратегию поддержки экспортно-ориентированных СПМ посредством дальнейшего развития соответствующих организаций инфраструктуры: Ев-ро-Инфо- Консультационных центров (ЕИКЦ) и региональных центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

В действующих программах ключевым элементом инфраструктуры поддержки экспортно - ориентированных СПМ являются Евро-Инфо- Консультационные центры, задача которых - оказание информационно-консультационной поддержки и содействие предприятиям СПМ российских регионов и стран Европейского сообщества в установлении и развитии делового взаимовыгодного сотрудничества.

Российское представительство Европейской сети поддержки предпринимательства и региональные ЕИКЦ призваны выполнять следующие задачи:

• развитие инфраструктуры содействия экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим или планирующим осуществить реализацию продукции (товаров, работ, услуг) за пределы субъекта Российской Федерации на федеральном и региональном уровне с качественными стандартами услуг;

• поддержка экспортно ориентированных малых и средних предприятий в выходе на внешние и межрегиональные рынки (поиск партнеров в Российской Федерации и за рубежом, организация бизнес миссий и деловых переговоров, бирж контактов, проведение маркетинговых исследований;

• содействие модернизации и переоборудованию производств экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;

• развитие единого информационного пространства посредством интеграции существующих деловых сетей и баз данных.

Минимальный размер субсидии федерального бюджета на выполнение мероприятий ЕИКЦ в 2013 году составляет 4,0 млн. рублей1.Можно выделить следующие направления расходования субсидии федерального бюджета на финансирование Российского представительства Европейской сети поддержки предпринимательства и регионального ЕИКЦ:

• приобретение основных средств(только для ЕИКЦ, создаваемых в 2013 году);

• приобретение расходных материалов;

• командировки (при условии представления плана командировок (с указанием количества сотрудников ЕИКЦ и страны пребывания), а также плана проведения бизнес-миссий на текущий год;

• услуги связи;

• коммунальные услуги, включая аренду помещений;

• расходы на семинары, конференции, круглые столы;

• оплата услуг сторонних организаций и физических лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера.

Российская сеть ЕИКЦ представлена более чем 40 региональными центрами и является членом и официальным информационным агентом общей европейской сети поддержки предпринимательства и инноваций, которая объединяет около 250 центров в 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Приказ Минэкономразвития России от 9 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»

странах мира. В единой европейской информационной базе данных ЕИКЦ представлено более 1500 запросов о сотрудничестве. В распоряжении сети находится закрытая для общего доступа международная база данных для поиска деловых партнеров во всех странах ЕС. С 2008 года сеть Евро-Инфо-Корреспондентских Центров вошла в новую международную интегрированную сеть поддержки предпринимательства - ЕЕК (Еп1егрп8еЕигореКе1,^гк), что позволяет обеспечить доступ субъектов СПМ не только к информационно-консультационным услугам и бизнес -кооперации, но к услугам по трансферу технологий и инновациям.

На сегодняшний день Российская сеть Евро-Инфо-Корреспондентских Центров включена в самую крупную единую бизнес - инновационную сеть мира (ЕЕК). Типовая модель Евро-Инфо-Корреспондентского Центра представлена на рисунке 5 (составлен автором) (см. ниже).

Таким образом, эффективность работы Евро-Инфо-Центров должна определяться количественными показателями по основным направлениям деятельности этих объектов инфраструктуры.

Это общее количество за отчетный период:

• обработанных зарубежных запросов;

• созданных профилей региональных СПМ и выполненных запросов в зарубежные страны, в том числе по инновационным СПМ;

• созданных (сформулированных) и полученных выраженных интересов со стороны зарубежных стран и компаний к региональным СПМ, являющимся клиентами центра, в том числе инновационным;

• обработанных межрегиональных запросов;

• созданных профилей и запросов в регионы России, в том числе по инновационным малым и средним хозяйствующим субъектам;

• созданных и полученных выраженных интересов со стороны других регионов и региональных компаний к клиентам центра, в том числе инновационным;

• заключенных соглашений между компаниями, в том числе инновационными.

Так как в задачу центров входит и общее продвижение регионов на межрегиональные и международные рынки, то необходимо давать количественную оценку мероприятий по продвижению презентаций и деловых миссий.

Экспертами отмечается необходимость разработки на уровне субъектов РФ новой - адаптационной - стратегии развития региональной экономики, повышения ее конкурентоспособности и эффективности в условиях открытых рынков ВТО, а также минимизации возможных негативных последствий для реального сектора экономики, важной составляющей которой, в свою очередь, должно стать повышение эффективности деятельности организаций региональной инфраструктуры поддержки конкурентоспособных предприятий с выделением необходимого финансирования в соответствии с приоритетами государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России.

Уже сложившаяся в общих чертах система Евро-Инфо-Центров может быть дополнена созданием в каждом субъекте РФ, как на то нацеливает Приказ Минэкономразвития, центров координации поддержки экспортно- ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЕВРО ИНФО КОРРЕСПОНДЕНТСКИЙ ЦЕНТР

_I_

Размещение в единой международной информационной сети информации об

экспортно-ориентированных СМП

I

^ Обработка и подготовка запросов субъектов СПМ, в соответствии с требованиями ЕС для поиска потенциальных партнеров.

^ Информационный обмен коммерческими предложениями, запросами и деловой информацией с использованием возможностей сети Евро- Инфо-Центров и других российских и европейских ресурсов.

^ Содействие развитию делового сотрудничества и продвижению малых и средних предприятий регионов на европейские и межрегиональные рынки.

Оказание информационно-

консультационных услуг экспортно-ориентированным компаниям

^ Распро-

странение информации и консультирование по вопросам о: -возможностях, политике, программах и законодательстве ЕС и России среди экспортно-ориентированных СМП;

-проводимых конкурсах государственных закупок (тендерах) ЕС и возможностях участия компаний региона; -заинтересованных российских компаниях и их намерениях по установлению деловых связей с европейскими партнерами.

Продвижение экспортного потенциала регионов

^ Подготовка ответов на вопросы о регионе на английском языке, задаваемые предприятиями из стран-членов ЕС.

^ Подготовка информационных бюллетеней о развитии и возможностях региона (на английском языке) е для распространения в единой бизнес-инновационной сети мира (ЕЕЫ).

^ Размещение информации о клиентах ЕИКЦ на сайте на английском и русском языке

Рис. 4. Модель типового Евро-Инфо-Корреспондентского Центра

Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства - самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение иного юридического лица, относящегося к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства или инфраструктуре поддержки внешнеэкономической деятельности, содействия

привлечению инвестиций, (одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации), созданное для целей информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия выходу экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринима-

тельства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на иностранные рынки2.

Объекты инфраструктуры подобного толка приобрели особую актуальность в условиях открытых рынков. Привлечение иностранных инвесторов в российскую экономику, с целью сотрудничества с отечественными компаниями, а также помощь в обеспечении равных условий функционирования субъектов СПМ являются в настоящий момент основной задачей инфраструктуры поддержки бизнеса.

Законодательной базой определен ряд критериев, позволяющих проводить мониторинг эффективности деятельности центров:

1. Объем экспорта субъекта Российской Федерации, тыс. руб.

2. Стоимость объемов несырьевого экспорта субъекта, тыс. руб.

3. Прирост объемов несырьевого экспорта субъекта Российской Федерации, %.

4. Индекс сложности экспорта, %.

5. Прирост доли объема товаров (работ, услуг), производимых на экспорт, в общем объеме ВВП, %.

6. Количество стран, в которые экспортировались товары, %.

7. Номенклатура экспортных поставок товаров (работ, услуг), %.

8. Прирост числа субъектов СПМ, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на территории субъекта РФ.

9. Количество субъектов СПМ, получивших информационную и консультационную поддержку в центрах (чел.), в том числе на безвозмездной основе (чел.).

2Приказ Минэкономразвития России от 9 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»

10. Количество (ед.) выставок, ярмарок, круглых столов, презентаций региона и иных промоутерских мероприятий, организованных для поддержки участников внешнеэкономической деятельности региона, в том числе в разбивке по видам мероприятий.

11. Количество бизнес-миссий, организованных для поддержки участников внешнеэкономической деятельности региона.

12. Количество (ед.) экспортных контрактов, заключенных в результате промоутерских мероприятий, организованных для поддержки участников внешнеэкономической деятельности региона.

13. Количество (ед.) стажировок, семинаров, курсов повышения квалификации, организованных для участников внешнеэкономической деятельности региона.

14. Количество тематических интернет-ресурсов субъектов СПМ, электронных каталогов экспортной продукции, виртуальных выставок на иностранном языке.

Представленный комплекс, отражающий количественные изменения ключевых показателей работы центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов СПМ, позволит отслеживать основные тенденции в области деятельности экспортно-ориентированных предприятий, а также своевременно реагировать на изменения потребностей рынка.

При создании центров поддержки экспорта или совершенствовании работы уже действующих представляется необходимым предусмотреть возможность участия в качестве учредителей (партнеров), наряду с субъектом РФ в лице уполномоченных органов, представителей бизнес - структур, имеющих опыт внешнеэкономической деятельности и информационно - консультационного сопровождения предпринимателей, Торгово-промышленных палат, других

профессиональных объединений предпринимателей. Такое партнерство повысит практическую значимость работы центров для предпринимателей и усилит контроль за эффективностью их работы.

Рабочей группой по ВТО, созданной при Минэкономразвития , предложено также подготовить типовые методические рекомендации по созданию и функционированию региональной инфраструктуры в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и требования к ним (стандарты, регламенты) для обеспечения эффективного функционирования организаций инфраструктуры в этой сфере и достижения всех запланированных результатов по поддержке и развитию СПМ. Обозначена также необходимость внедрения в деятельность малых предприятий принципов системы менеджмента качества.

Таким образом, бесспорной является необходимость дальнейшей разработки - и на уровне субъектов РФ - новой - адаптационной - стратегии развития региональной экономики, повышения ее конкурентоспособности и эффективности в условиях открытых рынков ВТО, а также минимизации возможных негативных последствий мировой экономической глобализации.

Библиографический список

1. Обобщенные результаты анкетирования территориальных торгово-промышленных палат, проведенного в рамках мониторинга, организованного ТПП России совместно с Минэкономразвития России «Мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации» // ТПП РФ. Москва, июнь 2012г.

2. Приказ Минэкономразвития РФ от 29 апреля 2011 «О порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федера-

3 Автор является членом рабочей группы по ВТО при Минэкономразвития России. (г. Москва)

ции, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации»;

3.Приказ Минэкономразвития РФ от 12 марта 2012г.№107 «О порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации»;

4.Приказ Минэкономразвития России от 9 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»;

5.Рекомендации Международной конференции «Модернизация и инновации как стратегия успешной интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое пространство в условиях ВТО». Москва, 15.02.2012[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.siora.ru;

6. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. - Москва, 2007.

Bibliographic list

1.The summarized results of questioning the territorial commercial and industrial chambers, held in the framework of monitoring, organized jointly with the the Russian CCI Russian Economic Development Ministry, "Monitoring the status of small and medium enterprises in the Russian Federation" / / RF CCI. Moscow, June 2012;

2.Order of Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 29 April 2011 "On the procedure of competitive selection of subjects of the Russian Federationwhose budget in 2011, provides grants to fund activities in the framework of state support for small and medium enterprises in the Russian Federation"; 3.Order of Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 12 March 2012 № 107 "On the procedure of competitive selection of subjects of the Russian Federation whose budget in 2012, provides grants to fund activities in the framework of state support for small and medium enterprises in the Russian Federation";

4.Order of Ministry of Economic Development of the Russian Federation of Janu-

ary 9, 2013 № 1 "On the procedure of competitive selection of subjects of the Russian Federation whose budget in 2013, provides grants to fund activities in the framework of state support for small and medium enterprises in the Russian Federation";

5.Recommendations of the international conference "Modernization and innovation strategy as the successful integration of small and medium businesses in Russia the world economic space within the WTO." Moscow, 15.02.2012 [electronic resource]. - Mode of access: http:// www.siora.ru;

6.Federal Law № 209-FZ "On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation" dated July 24, 2007 - Moscow, 2007.

И.Н.Ефременко, Ю.В.Карая

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СТРАН БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА

Аннотация

Процессы глобализации мировой экономики способствовали активизации трансграничного сотрудничества, что позволило регионам значительно расширить возможности экономического развития, выстроить внешние отношения с другими регионами по трансграничному взаимодействию. Примером является Балтийский регион как один из наиболее перспективных в экономическом развитии регионов Европы, а также пограничный регион между Россией и Европейским союзом.

Annotation

The processes of economic globalization have enhanced cross-border cooperation, which will enable the region to expand economic development opportunities, build external relationships with other regions on cross-border collaboration. One such example is the Baltic region, as one of the most promising economic development of the regions of Europe, as well as border region between Russia and the European Union.

Ключевые слова

Балтийский регион, трансграничное сотрудничество, глобализация, экономическая интеграция, институциональная архитектура.

Keywords

Baltic region, cross-border cooperation, globalization, economic integration, institutional architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.