Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике'

Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2533
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА ВВП / РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / SIZE CRITERIA / QUANTITATIVE CRITERIA / QUALITATIVE CRITERIA / COMPARATIVE ANALYSIS / TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY / GDP STRUCTURE / ROLE IN THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Передера Жанна Сергеевна, Гриценко Тарас Степанович, Теряева Анна Сергеевна

Эффективное развитие малого и среднего бизнеса способствует формированию сбалансированной рыночной конъюнктуры в результате гибкости и высокой адаптивности данного сегмента к экономическим изменениям. Однако, в настоящее время нет единых международных критериев по отнесению бизнеса к данному сегменту каждая страна выделяет свой способ дифференциации предприятий в силу индивидуальных особенностей их развития и институциональных различий. В работе приводится анализ международных подходов по отнесению экономических субъектов к малому и среднему бизнесу в количественном, качественном и комбинированном разрезах. Исследована и обоснована российская практика сегментирования предпринимательства, основанная на количественном подходе. Авторы приводят службы, занимающиеся ведением статистического учета малого и среднего бизнеса, базирующегося на выделенных на законодательном уровне критериях отнесения. Согласно рассматриваемому учету в работе проанализированы динамика количества действующих субъектов и структура в разрезе географий и видов экономической деятельности, а также актуализирована значимость сегмента для российской экономики через показатели занятости населения, стоимостей выпуска и экспорта. Исходя из проведенных анализов, получен вывод о высокой значимости развития малого и среднего бизнеса для экономики России. Кроме того, в статье приводится сравнительный анализ экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса России и ведущих стран мира, что позволяет сделать сравнительную оценку развития рассматриваемого сегмента. Авторы выделяют препятствия, связанные с формированием и развитием малого и среднего бизнеса в нашей стране, которые являются отражением современного состояния. В качестве позитивного изменения предложено формирование эффективной системы кредитования данного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Передера Жанна Сергеевна, Гриценко Тарас Степанович, Теряева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium business: criteria for definition and role in the economy

Effective development of small and medium-sized businesses contributes to the formation of a balanced market environment as a result of flexibility and high adaptability of this segment to economic changes. However, at present there are no uniform international criteria for classifying business to this segment each country distinguishes its own way of differentiation of enterprises due to individual characteristics of their development and institutional differences. The article presents an analysis of international approaches to classifying economic entities as small and medium-sized businesses in quantitative, qualitative and combined sections. The Russian practice of business segmentation based on the quantitative approach is investigated and substantiated. The authors cite the services involved in the statistical accounting of small and medium-sized businesses, based on the selected criteria at the legislative level of reference. According to the statistical accounting, the article analyzes the dynamics of the number of actors and the structure in terms of geography and types of economic activity and actualizes the importance of the segment for the Russian economy through indicators of employment, output and export values. Based on the analysis, it is concluded that the development of small and medium-sized businesses is of high importance for the Russian economy. In addition, the article provides a comparative analysis of the economic performance of small and medium-sized businesses in Russia and the leading countries of the world, which makes it possible to make a comparative assessment of the development of this segment. The authors highlight the obstacles associated with the formation and development of small and mediumsized businesses in our country, which reflect the current state. As a positive change, the formation of an effective system of lending to this business is proposed.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/38ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 09.11.2018; опубликована 28.12.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Передера Ж.С., Гриценко Т.С., Теряева А.С. Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/38ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Peredera Zh.S., Gritsenko T.S., Teryaeva A.S. (2018). Small and medium business: criteria for definition and role in the economy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https://esj.today/PDF/38ECVN618.pdf (in Russian)

УДК 33

Передера Жанна Сергеевна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Кафедра «Финансы и кредит» Профиль «Финансы» Магистрантка 1-ого курса E-mail: zhanna-peredera@yandex.ru

Гриценко Тарас Степанович

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Кафедра «Экономики предприятия» Профиль «Экономика фирмы и отраслевых рынков»

Магистрант 2-ого курса E-mail: taras-gricenko@mail.ru

Теряева Анна Сергеевна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия Старший преподаватель базовой кафедры «Современного банковского дела»

E-mail: kemishis@mail.ru

Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике

Аннотация. Эффективное развитие малого и среднего бизнеса способствует формированию сбалансированной рыночной конъюнктуры в результате гибкости и высокой адаптивности данного сегмента к экономическим изменениям. Однако, в настоящее время нет единых международных критериев по отнесению бизнеса к данному сегменту - каждая страна выделяет свой способ дифференциации предприятий в силу индивидуальных особенностей их развития и институциональных различий. В работе приводится анализ международных подходов по отнесению экономических субъектов к малому и среднему бизнесу в количественном, качественном и комбинированном разрезах. Исследована и обоснована российская практика сегментирования предпринимательства, основанная на количественном подходе. Авторы приводят службы, занимающиеся ведением статистического учета малого и среднего бизнеса, базирующегося на выделенных на законодательном уровне критериях отнесения. Согласно рассматриваемому учету в работе проанализированы динамика количества действующих субъектов и структура в разрезе географий и видов экономической деятельности, а также актуализирована значимость сегмента для российской экономики через показатели занятости населения, стоимостей выпуска и экспорта. Исходя из проведенных

анализов, получен вывод о высокой значимости развития малого и среднего бизнеса для экономики России. Кроме того, в статье приводится сравнительный анализ экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса России и ведущих стран мира, что позволяет сделать сравнительную оценку развития рассматриваемого сегмента. Авторы выделяют препятствия, связанные с формированием и развитием малого и среднего бизнеса в нашей стране, которые являются отражением современного состояния. В качестве позитивного изменения предложено формирование эффективной системы кредитования данного бизнеса.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего бизнеса; критерии определения размера; количественные критерии; качественные критерии; сравнительный анализ; виды экономической деятельности; структура ВВП; роль в экономике

Эффективное функционирование рыночной инфраструктуры страны неразрывно связанно с развитием малого и среднего бизнеса [1]. Выступая в роли производительной силы рыночной экономики, субъекты малого и среднего бизнеса оказывают стимулирующее воздействие на экономические субъекты, обеспечивая гармоничное формирование экономики страны в целом. В связи с высокой экономической значимостью развитие малого и среднего бизнеса считается одним из важных и приоритетных направлений экономической и социальной политики страны.

В западной и отечественной экономической литературе трактовка понятия «малый и средний бизнес» несколько варьируется, однако, можно выделить общее. Так, под малым и средним бизнесом в различных странах понимается совокупность хозяйствующих субъектов (коммерческие организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели -физические лица), отнесенных законодательством на основании определенных критериев к субъектам малого и среднего бизнеса, деятельность которых связана с получением прибыли [8].

Единых международных стандартов по отнесению экономических субъектов различной организационно-правовой формы к сектору малого и среднего бизнеса не существует. Каждая страна выделяет и основывается на определенной комбинации различных критериев. Так, Германия, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Португалия используют в качестве критерия показатель оборота компании, а Италия и Ирландия - показатель величины недвижимости [2]. Общее количество таких критериев по данным Всемирного банка находится в пределах пятидесяти [2]. Из них можно выделить те, которые применяются наиболее часто (рисунок 1).

Количественные критерии

Рисунок 1. Основные количественные критерии определения малого и среднего бизнеса (источник: составлено авторами)

Численность персонала является одним из основополагающих критериев разграничения малого и среднего бизнеса во многих странах. Однако, вследствие различий в уровне развития субъектов малого и среднего бизнеса используются разные предельные значения численности населения. В США, например, к малому бизнесу относятся предприятия с численностью работников от 20 до 100 человек, к среднему бизнесу - от 101 до 500 человек, в странах Евросоюза предприятия с численностью персонала 10-49 человек относятся к малому бизнесу,

Численность персонала

Величина уставного капитала

Величина активов

Объём оборота (прибыли, дохода)

50-249 человек - к среднему бизнесу [5]. Кроме этого, многие страны при определении предельных значений числа работников малого и среднего бизнеса учитываю вид деятельности предприятия.

Другим распространенным критерием является уставный капитал, анализ величины и структуры которого позволяет дифференцировать малый и средний бизнес более точно. Так, в Австрии доля собственников не должна превышать 25 % в отношении малого и среднего бизнеса. Применение такого критерия позволяет исключить несамостоятельные и зависимые субъекты (дочерние, ассоциированные или государственные предприятия) из субъектов малого и среднего бизнеса [5].

В некоторых странах в совокупности с такими критериями, как численность персонала и объём оборота, применяется критерий «величина активов». Величина активов позволяет определить размер предприятия в зависимости от имущественных прав, однако, применение критерия ограничено.

Объем оборота (прибыли, дохода) имеет более широкое распространение в качестве критерия определения малого и среднего бизнеса. В совокупности с численностью персонала данный критерий детализирует разграничение бизнеса благодаря однозначности интерпретации показателя, отсутствию необходимости применять специальный учёт, а также легкости определения необходимой группы субъектов хозяйственной деятельности [5].

Многие зарубежные и отечественные ученые такие, как В. Хорн, Х. Велу, А. Мишин, В. Дуденков и другие, считают применение количественных критериев недостаточно точным и, в связи с этим, выделяют достоверность исключительно качественных параметров. Так, Х. Велу наряду с другими экономистами предлагает использовать определенный ряд качественных критериев (рисунок 2).

Цели

Менеджмент

Продукт

Персонал

Финансы

О

о о

о о

Корректировка рынком и разработанной стратегией на интуитивном уровне

Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований

Личные отношения «наниматель - коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов

Семья, банк

Качественные критерии

Рисунок 2. Качественные критерии определения малого и среднего бизнеса по Х. Велу (источник: составлено авторами на основе данных [2])

Качественных подход определения размера бизнеса используется, прежде всего, для теоретических исследований. Применение на практике такого подхода достаточно затруднено вследствие присущего ему субъективизма. В связи с этим существует множество дискуссий по этой проблеме: одни страны склоняются к использованию качественной информации, другие к количественной, некоторые страны (США, например) используют комбинированный подход.

Связано это, прежде всего, с особенностями экономического развития стран, а также с уровнем развития сектора малого и среднего бизнеса в них.

В Российской Федерации, согласно Федеральному закону №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России», применяются количественные критерии определения малого и среднего бизнеса, что обусловлено разнотипностью существующих в российской экономике предприятий и диспропорциями их отраслевой специализации (таблица 1).

Таблица 1

Критерии определения размера бизнеса

Критерий Размер рбизнеса

Малый Средний

Максимальная средняя численность персонала за предшествующий календарный год, чел. 100 250

Максимальный доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и применяемый по всем налоговым режимам, млн р. 800 2000

Максимальная суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, % 25

Максимальная суммарная доля участия собственников, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, % 49

Источник: составлено авторами на основе данных1

Выделение сегмента на основе количественных показателей обеспечивает простоту оценки, а также позволяет избежать субъективизма и экспертных ошибок. Согласно вышеприведенным критериям, к малому и среднему бизнесу в России относят небольшие предприятия как по численности персонала, так и по объему дохода, с суммарной долей участия в уставном капитале собственников, выступающих в роли крупных компаний и иностранных юридических лиц, не более 49 %. Такие унифицированные критерии определения размеров бизнеса, закрепленные на законодательном уровне, необходимы, прежде всего, для осуществления государственной поддержки и предоставления индивидуальных программ финансирования. Так, с 1 августа 2016 г. на сайте Федеральной налоговой службы (далее ФНС) начал функционировать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (до 2016 года данные о количестве действующих субъектов малого и среднего бизнеса предоставляла Федеральная служба государственной статистики (далее Росстат)). В реестр включены сведения о коммерческих организациях и индивидуальных предпринимателях, соответствующих законодательно установленным требованиям для малого и среднего бизнеса. Данные вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства автоматически на основе информации, полученной из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРИП), Министерства экономического развития России (далее Минэкономразвития России), ФНС и других официальных источников.

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 24.07.2007 г. №° 209-ФЗ: принят Гос. Думой 06.07.2007 г.: [ред. от 27.11.2017 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854.

Страница 4 из 10

38БСУК618

Согласно статистическим данным, количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса в 2008-2018 гг. имеет невысокую вариативность (рисунок 3).

350 -

300

250

200

150

100

50

счЧ

чт

V

V3

сч\

счЧ'

CxV

N

сч\

счЧ-

счЧ

Г

ч' л>

cn\

V*

<0*

K.V

ЧУ

Î.V

сч\

сч\

сч\

счЧ

ЧЛ f

ч®

сч\

ч° с\>

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о>

Год

0

Рисунок 3. Динамика количества действующих субъектов малого и среднего бизнеса в России в 2008-2018 гг. (источник: составлено авторами на основе данных2)

Анализ динамики количества действующих субъектов малого и среднего бизнеса позволяет сделать вывод о том, что в период с 2014 года по 2018 год наблюдается положительный темп прироста рассматриваемого показателя. Это обусловлено, прежде всего, гибкостью сектора к рыночным изменениям. Являясь более варьируемым в период антироссийских санкций, которые, в первую очередь, коснулись крупного бизнеса, малый и средний бизнес оказался более стабильным. Стоит отметить, что количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса как показатель является несовершенным, так как не отражает территориальное развитие сегмента [7].

На территории Российской Федерации зарегистрировано 284691 предприятие малого и среднего бизнеса по состоянию на 10 апреля 2018 г. согласно сведениям реестра (рисунок 4).

Современное состояние развития малого и среднего бизнеса характеризуется неравномерностью распределения субъектов на территории страны. Так, наибольшее количество предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, находится на территории Центрального федерального округа, наименьшее - на территории Северо-Кавказского федерального округа. Такой диаметральный уровень развития бизнеса сопряжен с различиями в социально-экономическом положении округов и, как следствие, с наличием благоприятной платформы для создания и развития субъектов малого и среднего бизнеса.

2 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https ://ofd. nalo g. ru/index. html.

Рисунок 4. Состояние малого и среднего бизнеса по федеральным округам России на 10.04.2018 г. (источник: составлено авторами на основе данных?)

Роль малого и среднего бизнеса в России отражена основными экономическими показателями деятельности рассматриваемого сектора экономики (рисунок 5).

Субъекты малого и среднего бизнеса

Количество работников (от общего числа занятых)

> 284 тыс. ед.

> 9 млн чел. (14 %)

Виды продукции Доля в ВВП страны

1197

21 %

Доля в общем объёме экспорта 6 %

Рисунок 5. Основные экономические показатели деятельности малого и среднего бизнеса на 01.01.2018 г. (источник: составлено авторами на основе данных4)

Субъекты малого и среднего бизнеса предоставляют рабочие места большому количеству граждан страны - каждый седьмой работник задействован в сфере малого и среднего бизнеса. Обеспечивая занятость населения, данный сектор экономики насыщает

3 Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org.

4 Financing SMEs and Entrepreneurs [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.oecd.org.

бюджет страны финансовыми потоками в виде отчислений из заработного фонда. Помимо этого, малый и средний бизнес способствует развитию многих отраслей. Малый бизнес специализируется в основном на торговле и предоставлении услуг населению, а средний бизнес - на реальном секторе экономики: строительство, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство (рисунок 6).

Рисунок 6. Структура малого и среднего бизнеса России по видам экономической деятельности на 01.01.2018 г. (источник: составлено авторами на основе данных5)

Существенный вклад в становлении реального сектора экономики отражает экономическую значимость развития малого и среднего бизнеса [4]. Продукция этого сектора формирует часть экспорта страны (6 %), а также характеризует структуру и качество ВВП (удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП - около 21 %).

Кроме результатов ведения деятельности малого и среднего бизнеса, выраженных в количественных показателях, роль рассматриваемого сектора отражается ещё и в трудноизмеримых явлениях:

• гармоничное развитие рыночной конъюнктуры страны путём обеспечения баланса между спросом и предложением;

• траектория сбалансированного роста макроэкономических процессов в результате гибкости и высокой адаптивности малого и среднего бизнеса к экономическим изменениям;

• качественная структура рынка благодаря поддержанию высокого уровня конкуренции;

• научно-технический прогресс, обусловленный высокой восприимчивостью сектора к внедрению инноваций.

Однако, несмотря на высокую экономическую значимость для страны, развитие малого и среднего бизнеса в России значительно отстает от зарубежных стран (таблица 2).

5 Федеральная служба государственной статистики России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.gks.ru.

Страница 7 из 10

38БСУК618

Таблица 2

Сравнительный анализ экономических показателей деятельности малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

Показатель На 01.01.2018 г. На 01.01.2016 г.

Россия США Великобритания Германия Япония Китай

Количество действующих субъектов, тыс. ед. 284 1825 572 657 1650 1673

Доля работников от общего числа занятых, % 14 42 55 69 77 79

Доля в ВВП страны, % 21 62 50 57 63 65

Доля в общем объеме экспорта, % 6 71 56 65 60 73

Источник: составлено авторами на основе данных6

Экономические показатели деятельности малого и среднего бизнеса в России 2017 года значительно ниже показателей зарубежных стран 2015 года. Связано это, прежде всего, с сравнительно поздним началом зарождения данного сектора экономики в России в сравнении с за рубежом [3].

Так, началом развития и официальным признанием на законодательном уровне малого и среднего бизнеса в России принято считать 1988 год с момента утверждения положения комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР «Об организации деятельности малых предприятий» [6]. Этот период характеризуется переходом страны от плановой экономики к рыночной, перманентным реформированием, а также реструктуризацией источников финансирования. Затяжной переход к рыночной экономике отразился на скорости формирования и развития малого и среднего бизнеса.

Таким образом, можно выделить основные препятствия, связанные с развитием малого и среднего бизнеса в России:

• позднее зарождение сектора;

• перманентное реформирование законодательства, регулирующего деятельность бизнеса;

• несовершенство системы кредитования малого и среднего бизнеса, выраженное труднодоступностью привлечения заемных денежных средств.

Являясь индикатором развития национальной экономики, субъекты малого и среднего бизнеса не имеют обширных возможностей по привлечению достаточного финансирования, которое является основой функционирования любого сектора экономики. Формирование эффективной системы кредитования данного сегмента приведет к позитивным изменения: развитие малого и среднего бизнеса, наличие сбалансированной рыночной конъюнктуры и, как накопительный эффект, экономический рост страны.

6 Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/index.

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Ахмедалиев, С.М. Повышение эффективности кредитования малого и среднего бизнеса как основа экономического роста / С.М. Ахмедалиев // Проблемы современной экономики. - 2014. - №3. - С. 155-158.

Гурьянов, П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса / П.А. Гурьянов // Экономика, предпринимательство и право. - 2014. - № 10. - С. 3-12.

Демкович, В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы / В.И. Демкович // Деньги и кредит. - 2015. - № 11. - С. 26-31.

Иругов, Э.З. Сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования / Э.З. Иругов, Р.Р. Сабанов // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 10-1. - С. 51-52.

Конищева, Д.В. Критерии определения малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Д.В. Конищева // Молодой учёный. - 2018. - № 9. - С. 83-86.

Чепуренко, А.Ю. Теория предпринимательства: новые вызовы и перспективы / А.Ю. Чепуренко // Форсайт. - 2015. - №2. - С. 44-57.

Шпынова, А.И. Кредитование малых и средних предприятий: зарубежный и российский опыт: учеб. пособие / А.И. Шпынова. - М.: ПОЛПРЕД Справочники, 2013. - 156 с.

Mason, C. Creating good public policy to support high-growth firms / C. Mason, R. Brown // Small Business Economics. - 2013. - Vol. 40, № 2. - P. 211-225.

Peredera Zhanna Sergeevna

Far eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: zhanna-peredera@yandex.ru

Gritsenko Taras Stepanovich

Far eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: taras-gricenko@mail.ru

Teryaeva Anna Sergeevna

Far eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: kemishis@mail.ru

Small and medium business: criteria for definition and role in the economy

Abstract. Effective development of small and medium-sized businesses contributes to the formation of a balanced market environment as a result of flexibility and high adaptability of this segment to economic changes. However, at present there are no uniform international criteria for classifying business to this segment - each country distinguishes its own way of differentiation of enterprises due to individual characteristics of their development and institutional differences. The article presents an analysis of international approaches to classifying economic entities as small and medium-sized businesses in quantitative, qualitative and combined sections. The Russian practice of business segmentation based on the quantitative approach is investigated and substantiated. The authors cite the services involved in the statistical accounting of small and medium-sized businesses, based on the selected criteria at the legislative level of reference. According to the statistical accounting, the article analyzes the dynamics of the number of actors and the structure in terms of geography and types of economic activity and actualizes the importance of the segment for the Russian economy through indicators of employment, output and export values. Based on the analysis, it is concluded that the development of small and medium-sized businesses is of high importance for the Russian economy. In addition, the article provides a comparative analysis of the economic performance of small and medium-sized businesses in Russia and the leading countries of the world, which makes it possible to make a comparative assessment of the development of this segment. The authors highlight the obstacles associated with the formation and development of small and medium-sized businesses in our country, which reflect the current state. As a positive change, the formation of an effective system of lending to this business is proposed.

Keywords: small and medium-sized businesses; size criteria; quantitative criteria; qualitative criteria; comparative analysis; types of economic activity; GDP structure; role in the economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.