Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хлыстов Е.А.

В данной работе содержится анализ условий экономической интеграции в регионах России, рассматрива- ется роль и место организаций малого бизнеса в социально-экономическом развитии региона. Автором предлага- ются основные направления совершенствования экономической политики региона в интересах развития малого предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN A REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION

The article contains an analysis of the conditions of economic integration in Russias regions, examines the role and place of small businesses in the socio-economic development of the region. The author suggests the main directions of economic policy in the region for the development of small business.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

Е.А. Хлыстов, канд. ист. наук, доц. кафедры Государственно-правовых дисциплин, ВСГТУ Научное направление: Эволюция предпринимательства

УДК: 338. 22: 332.1

МАЛЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В данной работе содержится анализ условий экономической интеграции в регионах России, рассматривается роль и место организаций малого бизнеса в социально-экономическом развитии региона. Автором предлагаются основные направления совершенствования экономической политики региона в интересах развития малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, экономическая интеграция, регион.

E.A. Khlystov, Ph.D., Associate Prof. SMALL BUSINESS IN A REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION

The article contains an analysis of the conditions of economic integration in Russia's regions, examines the role and place of small businesses in the socio-economic development of the region. The author suggests the main directions of economic policy in the region for the development of small business.

Key words: small business, economic integration, region.

Новые условия хозяйствования, переход к рыночным отношениям вызвали к жизни и поставили перед региональной экономической наукой множество разнообразных и сложных проблем. Россия занимает обширную территорию, разные регионы которой значительно отличаются между собой природными, демографическими ресурсами, климатическими условиями и др.

Недооценка, а часто игнорирование региональных особенностей перехода к рынку являются одной из основных причин низкой эффективности общественного воспроизводства в стране. Дальнейшее углубление экономических реформ во многом связано с перенесением центра тяжести в их проведении на региональный уровень. В этой связи весьма актуальным представляется осуществление анализа и выявление территориальных особенностей формирования рыночных отношений, изучение их влияния на развитие бизнеса в различных регионах России, что в определенной мере восполнит имеющийся пробел в этой области исследований.

Как известно, развитие экономики региона носит комплексный характер. При этом регионально-воспроизводственный комплекс, с одной стороны, является мезоэкономическим, а с другой - интегрирующим воспроизводственные процессы, происходящие на микроуровне. Интеграция процессов, происходящих на уровне субъектов микроэкономики данного региона в единый региональный воспроизводственный процесс, осуществляется через воспроизводственные циклы, которые обеспечивают создание продукции и услуг, удовлетворяющих потребности всех субъектов экономики региона.

Известно также, что воспроизводство всех необходимых условий жизнедеятельности региона включает фазы производства, распределения, обмена и потребления. Осуществление воспроизводственного процесса в данных фазах требует постоянного воспроизводства трудовых, финансово-кредитных и денежных, природных, продовольственных ресурсов, производственных и социально-бытовых услуг, а также услуг рыночной инфраструктуры, воспроизводства знаний, информации, инвестиционно-строительного комплекса.

Каждой экономической системе присущ определенный инструментарий реализации региональной политики, то есть меры, применяемые властными структурами в процессе управления, организации, планирования, стимулирования развития регионов. Критерием оценки действенности данного инструментария является эффективность региональной политики. Инструменты реализации региональной политики по своему составу многообразны. Они обусловлены целями региональной политики, состоящими, прежде всего, в воспроизводстве материально-технических и социально-экономических условий жизнедеятельности регионов, объектов инфраструктуры регионов, а также обеспечении оптимальных пропорций в хозяйственной системе региона.

Реализуя свою воспроизводственную функцию, регион, во-первых, должен быть ориентирован на удовлетворение определенных социально-экономических потребностей макроуровня на основе разработки ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Залогом успешного включения региона в систему об-

щественного разделения труда на макроуровне является более высокая эффективность производства то -варов и услуг, необходимых обществу, чем в других регионах.

Вторым важнейшим аспектом, характеризующим воспроизводственные процессы на региональном уровне, является необходимость удовлетворения потребностей населения данного региона в товарах и услугах, обеспечение условий нормального воспроизводства социума, населяющего регион.

Процесс экономической интеграции субъектов в условиях федерализма должен быть направлен на создание целостной совокупности региональных хозяйств, обеспечивающих единое экономическое пространство, с сохранением особенностей в специализации хозяйственных комплексов регионов. Принципы единообразия целостной экономической системы не противоречат концепции федерализма, так как предполагают создание между регионами системы взаимодействий и коммуникаций, имеющей характер органичной структуры, которая обеспечивает единство при внутреннем многообразии.

При реализации экономико-интеграционных процессов в регионах возникают определенные объективные сложности. Они обусловлены тем, что эти процессы протекают параллельно с регионализацией экономики. Решение этих проблем сопряжено с необходимостью дальнейших институциональных преобразований во всех сферах жизнедеятельности [1, С.31].

Развитие региона осуществляется в результате взаимодействия различных звеньев хозяйственной системы, и сложность решения проблемы согласования интересов состоит в том, что конечная результативность региональной хозяйственной системы формируется в результате решений, принимаемых экономически самостоятельными субъектами региональной экономики. Простая сумма решений не может автоматически обеспечить комплексное социально - экономическое развитие региона. Это объясняется различием интересов субъектов, которые могут принимать характер противоречий, поэтому главное требование к механизму управления экономикой региона состоит в разрешении противоречий между отдельными субъектами и сведению к минимуму возможных негативных последствий от столкновения интересов, к созданию таких условий деятельности, при которых достигался бы определенный баланс интересов.

Все многообразие субъектов экономических интересов, действующих на региональном экономическом пространстве, можно объединить в три интегральные группы: властные структуры, бизнес-сообщество и население (общественность). Субъекты экономических интересов в регионе, взаимодействуя друг с другом, вносят определенный вклад в регион и ожидают от этого некоторых выгод для себя, что должно учитываться органами власти региона, осуществляющими управление региональной экономической системой.

Власть региона выступает основным субъектом, осуществляющим процесс согласования собственных интересов с интересами других участников. Власть и бизнес обладают значительными ресурсными возможностями (финансовыми, информационными, административными) и выступают как основные держатели активов в регионе. В это же время население находится в положении субъекта с ограниченными ресурсами, которое делегирует свои права властным структурам, указывает цели и ограничения бизнеса и выступает как «независимый контролер» за деятельностью этих групп интересов.

Власти региона должны создавать равные условия для всех соучастников региональной квазикорпорации: для бизнес-структур - это формирование благоприятного предпринимательского, хозяйственного климата; для населения - возможности свободно распоряжаться личной собственностью, обеспечение социальных гарантий, равных прав для участия в предпринимательской деятельности; для муниципалитетов - предоставление большей свободы в распоряжении местными ресурсами.

Системное сочетание указанных элементов, по мнению автора, будет способствовать упорядочиванию и синхронизации интересов субъектов региональной экономики, развитию взаимоотношений между властными и бизнес - структурами и общественностью в регионе.

Анализ экономического содержания интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса, показал, что на базе крупных организаций реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде форм:

1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или разработки некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);

2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);

3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов - различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически существенно зависящих от коренной структуры, и т.д.).

Если взаимодействие малой и крупной фирм базируется только на получении взаимной выгоды, то между предприятиями с сателлитной формой связи образуется «экономический симбиоз». Экономический симбиоз предприятий представляет собой союз малого и крупного предприятий - партнеров по бизнесу, работающих на дочерних отношениях. В связи с этим величина эффекта от совместной деятельности оказывается больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий [2, С.20].

Структурные социально-экономические реформы объективно выдвинули необходимость одновременного гармоничного развития предпринимательской среды, в которой государственная поддержка основываться на принципах упрощения, не ухудшения, а равенства и публичности для субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка должна стать частью многопланового институционального партнерства, формы и содержание которого весьма многообразны. Оно предполагает участие различных организаций и ведомств, множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного государственного органа, наличие института, вырабатывающего национальную политику в данной области и координирующего ее осуществление.

Автором предлагается усовершенствовать модель инфраструктуры малого бизнеса, которая основана на преимущественном использовании механизмов самофинансирования и привлечения частного капитала при снижении бюджетных затрат. Основой новой институциональной структуры должны стать: фонды поддержки, технопарки, бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта, потребительские кооперативы, общества взаимного страхования и кредитования, лизинговые компании, консультационные центры. В этой связи необходимо создать организации, которые являются проводниками политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, а также сформировать инструментарий, который обеспечивал бы прохождение форм поддержки до конечного потребителя - малого предприятия.

Прошедшее время показало, что в стране не удалась еще создать эффективные организационно-экономические рычаги заинтересованности организаций малого бизнеса в росте экономики. В частности, исследование предпринимательского климата показывает, что усиливается дифференциация в региональных темпах развития. Крупные и развитые регионы, как Москва, Санкт - Петербург, Московская область, Красноярский край и другие, характеризующиеся как регионы, где малый и средний бизнес сложился, продолжают охватывать другие регионы, вытесняя и сворачивая малый бизнес в них за счет жесткой конкурентной борьбы.

Оздоровление данного сектора экономики сможет начаться только тогда, когда будут с учётом современных реалий определены взаимоотношения «государство - местное самоуправление - малый бизнес». С этой точки зрения анализ сложившихся экономических отношений в организациях малого бизнеса, с одной стороны, и выработка предложений по их совершенствованию, создание научно обоснованных условий функционирования со стороны государства и органов местного самоуправления - с другой, являются необходимым условием развития всего воспроизводственного процесса.

В целях совершенствования экономической политики региона в интересах развития малого предпринимательства нами предложены следующие приоритетные направления.

1. Оперативное реагирование на изменение конъюнктуры спроса. Особо учитывается дифференциация потребительского спроса, инновационные последствия научно-технического прогресса.

2. Мобилизация значительных финансовых, производственных и интеллектуальных ресурсов самого населения, которые не используются ещё в полной мере.

3. Формирование конкурентной среды на основе законодательных инициатив региональных органов управления.

4. Решение проблемы занятости с учётом профессиональных, национальных и других особенностей трудового потенциала региона.

5. Осуществление прорыва по ряду важнейших направлений науки и техники с участием науки и развития творчества самих предпринимателей.

6. Смягчение социальной напряженности и демократизации рыночных отношений.

Разработка указанных направлений актуальна как с теоретических, так и с практических позиций,

так как результаты исследования данных процессов направлены на совершенствование и ускорение влияния механизмов регионального развития на эффективное функционирование бизнеса.

Библиография

1. Басарева В.Г. Институциональные особенности развития малого бизнеса в регионах России. -М.: ББЯС, 2002. - 60 с.

2. Сошникова Е.А. О развитии бизнес-инкубаторов в России // Бизнес-предложения. - 2002. - № 4. -С.17-21.

Bibliography

1. Basareva V.G. Institutional features of small business development in the regions of Russia. - M.: EERC, 2002. - 60 p.

2. Soshnikova E.A. On the development of business incubators in Russia // Business Proposals. - 2002. -№ 4. - P. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.