Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСУДАСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЧАСТНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS / ENTREPRENEURSHIP / STATE / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / INSTITUTIONALISM / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / STATE SUPPORT / INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS / PRIVATE MANAGEMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишмухаметов Эдгар Маратович, Хисаева Алия Инисовна, Гайсина Радмила Руслановна

В статье изложены организационно-экономические аспекты развития предпринимательского сектора Республики Башкортостан. В контексте исследуемого региона определены ключевые проблемы в системе государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которые в совокупности отразили: неразвитость системы государственно- и муниципально-частного партнёрства, слабость политической организации мероприятий по поддержке и развитию частного предпринимательского сектора, отставание управленческих властных механизмов региона в формировании институционального бизнес-климата и, как следствие, снижение уровня хозяйственного и производственного потенциала региона. На основе анализа количественных показателей состояния малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан сформирована концептуальная модель факторов воздействия институциональной среды на уровень развития бизнес-сектора, позволяющая систематизировать направления стратегий роста и популяризации форм малого и среднего бизнеса в Республике. Согласно данной модели, наиболее важными векторами государственной поддержки субъектов частного хозяйствования являются: развитие систем финансирования, субсидирования и кредитования инвестиционных ГЧП-проектов, прикладных разработок и бизнес-проектов по развитию малых форм хозяйствования; формирование эффективной системы партнёрства между правительственным и частным секторами, предоставляющей возможность бизнес-структурам принимать участие в преобразовании предпринимательской инфраструктуры региона, в организации проектов финансирования, налогообложения, инвестирования субъектов МСП; развитие информационной сферы поддержки предпринимательства на базе создания системы цифрового правительства и использовании актуальных электронно-цифровых технологий; стимулирование формирования качественной конкурентной среды и конкурентоспособности малого бизнеса в рыночной экономике региона и страны. По каждому выделенному направлению согласно разработанной модели факторов воздействия институциональных условий были предложены комплексы мер, обеспечивающие: формирование и улучшение имиджа предпринимательского сектора, расширение полномочий субъектов малого и среднего бизнеса в реализации государственно-частных проектов и инициатив; нормализацию инвестиционных потоков, повышающих рентабельность малых фирм; становление эффективных институциональных основ в цепи взаимоотношений «государство-муниципалитет-бизнес-общество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ишмухаметов Эдгар Маратович, Хисаева Алия Инисовна, Гайсина Радмила Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL TRENDS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article sets out the organizational and economic aspects of the development of the business sector of the Republic of Bashkortostan. In the context of the study region, the key problems in the system of state support for small and medium-sized businesses were identified, which together reflected: the underdevelopment of the system of public-private and municipal-private partnerships, the weakness of the political organization of events to support and develop the private entrepreneurial sector, the lag of the region’s administrative power mechanisms in the formation of an institutional business climate and, as a consequence, a decrease in the level of economic and production potential and the region. Based on the analysis of quantitative indicators of the state of small and medium-sized enterprises of the Republic of Bashkortostan, a conceptual model of the factors of the influence of the institutional environment on the level of development of the business sector has been formed, which allows to systematize the directions of growth and popularization of forms of small and medium-sized businesses in the Republic. According to this model, the most important vectors of state support for private business entities are: development of financing systems, subsidies and loans for investment PPP projects, applied developments and business projects for the development of small business forms; the formation of an effective partnership system between government and private sectors, which provides an opportunity for business structures to take part in transforming the region’s entrepreneurial infrastructure, in organizing financing, taxation, and investment projects for SMEs; development of the information sphere of entrepreneurship support through the creation of a digital government system and the use of relevant electronic-digital technologies; stimulating the formation of a high-quality competitive environment and the competitiveness of small businesses in the market economy of a region and a country. For each identified area, according to the developed model of the factors of the impact of institutional conditions, a series of measures were proposed that provide: the formation and improvement of the image of the business sector, the expansion of the powers of small and medium-sized businesses in the implementation of public-private projects and initiatives; normalization of investment flows that increase the profitability of small firms; the establishment of effective institutional foundations in the chain of relations «state-municipality-business-society».

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

Ишмухаметов Э.М. Ishmukhametov Е.М.

магистрант, ФГБОУВО «Уфимский

государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Хисаева А.И.

Khisaeva А.1.

доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Уфимский

государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Гайсина Р.Р. Gaysina R.R.

магистрант, ФГБОУ ВО «Уфимский

государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 330.1

DOI: 10.17122/2541-8904-2020-2-32-92-100

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В статье изложены организационно-экономические аспекты развития предпринимательского сектора Республики Башкортостан. В контексте особенностей исследуемого региона определены ключевые проблемы в системе государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которые в совокупности отразили: неразвитость системы государственно-и муниципально-частного партнёрства, слабость политической организации мероприятий по поддержке и развитию частного предпринимательского сектора, отставание управленческих властных механизмов региона в формировании институционального бизнес-климата и, как следствие, снижение уровня хозяйственного и производственного потенциала региона.

На основе анализа количественных показателей состояния малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан сформирована концептуальная модель факторов воздействия институциональной среды на уровень развития бизнес-сектора, позволяющая систематизировать направления стратегий роста и популяризации форм малого и среднего бизнеса в республике. Согласно данной модели, наиболее важными векторами государственной поддержки субъектов частного хозяйствования являются: развитие систем финансирования, субсидирования и кредитования инвестиционных ГЧП-проектов, прикладных разработок и бизнес-проектов по развитию малых форм хозяйствования; формирование эффективной системы партнёрства между правительственным и частным секторами, предоставляющей возможность бизнес-структурам принимать участие в преобразовании предпринимательской инфраструктуры региона, в организации проектов финансирования, налогообложения, инвестирования субъектов МСП; развитие информационной сферы поддержки предпринимательства на базе создания системы цифрового правительства и использовании актуальных электронно-цифровых технологий; стимулирование формирования качественной конкурентной среды и конкурентоспособности малого бизнеса в рыночной экономике региона и страны. По каждому выделенному направлению согласно разработанной модели факторов воздействия институциональных условий были предложены комплексы мер, обеспечивающие: формирование и улучшение имиджа предпринимательского сектора,

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории

расширение полномочий субъектов малого и среднего бизнеса в реализации государственно-частных проектов и инициатив; нормализацию инвестиционных потоков, повышающих рентабельность малых фирм; становление эффективных институциональных основ в цепи взаимоотношений «государство - муниципалитет - бизнес - общество».

Ключевые слова: организационно-экономические аспекты, предпринимательство, государство, малый и средний бизнес, институционализм, институциональная среда, государственная поддержка, институциональные преобразования, частное хозяйствование, государственно-частное партнёрство.

INSTITUTIONAL TRENDS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article sets out the organizational and economic aspects of the development of the business sector of the Republic of Bashkortostan. In the context of the study region, the key problems in the system of state support for small and medium-sized businesses were identified, which together reflected: the underdevelopment of the system of public-private and municipal-private partnerships, the weakness of the political organization of events to support and develop the private entrepreneurial sector, the lag of the region's administrative power mechanisms in the formation of an institutional business climate and, as a consequence, a decrease in the level of economic and production potential and the region.

Based on the analysis of quantitative indicators of the state of small and medium-sized enterprises of the Republic of Bashkortostan, a conceptual model of the factors of the influence of the institutional environment on the level of development of the business sector has been formed, which allows to systematize the directions of growth and popularization of forms of small and medium-sized businesses in the Republic. According to this model, the most important vectors of state support for private business entities are: development of financing systems, subsidies and loans for investment PPP projects, applied developments and business projects for the development of small business forms; the formation of an effective partnership system between government and private sectors, which provides an opportunity for business structures to take part in transforming the region's entrepreneurial infrastructure, in organizing financing, taxation, and investment projects for SMEs; development of the information sphere of entrepreneurship support through the creation of a digital government system and the use of relevant electronic-digital technologies; stimulating the formation of a high-quality competitive environment and the competitiveness of small businesses in the market economy of a region and a country. For each identified area, according to the developed model of the factors of the impact of institutional conditions, a series of measures were proposed that provide: the formation and improvement of the image of the business sector, the expansion of the powers of small and medium-sized businesses in the implementation of public-private projects and initiatives; normalization of investment flows that increase the profitability of small firms; the establishment of effective institutional foundations in the chain of relations «state - municipality - business - society».

Key words: organizational and economic aspects, entrepreneurship, the state, small and medium-sized businesses, institutionalism, institutional environment, state support, institutional transformations, private management, public-private partnership.

Решение большинства социально-экономических задач региона видится в развитии предпринимательского сектора и, в частности, малых и средних форм хозяйствования. Данный силлогизм о значимости малого бизнеса в становлении рыночной экономики территориальной единицы основывается на фактах, подкрепленных практикой ведущих раз-

витых стран и государств. Так, функционирование частных организаций и компаний обеспечивает: формирование благоприятной конкурентной среды в регионе, насыщение рынка разнообразным ассортиментом товаров и услуг, повышение уровня занятости граждан и, как следствие, снижение показателя безработицы, увеличение налоговых

- 93

платежей в бюджеты муниципальных образований и государства и пр. Кроме этого, субъекты малого и среднего бизнеса характеризуются особой мобильностью и гибкостью в функционировании в периоды государственных и мировых экономических реформ, вспышек экономического кризиса, когда корпорации и крупные интегрированные компании несут большие убытки и часто теряют значительные доли продаж на рынке. Следовательно, частный предпринимательский сектор в малых и средних формах деятельности приобретает особое значение в развитии хозяйствования страны и укреплении экономических позиций территории, является опорой и фундаментом национальной экономики. Вместе с тем следует отметить, что актуальные изменения в социально-экономической жизни как крупных, так и малых бизнес-деятелей имеют совершенно иную природу происхождения - институциональную, характеризующуюся одновременным развитием и взаимовлиянием множества разноотраслевых институтов, между субъектами которых формируются константные социальные и экономические связи, правила, нормы. В России и её регионах элементы институциональной среды в цепи взаимоотношений «государство - бизнес - общество» не являются определенными в связи с тем, что сама теория институционализма была общепринята в относительно недавнем времени и до сих пор остается необъявленной, но основополагающей доминантой во многих областях и, в частности, в экономике. Следовательно, явление институциональных преобразований в деятельности частного предпринимательства и связанных с ним экономических, политических, социальных процессов закономерно. Для того чтобы в регионе установилась тенденция устойчивого развития сфер хозяйственной деятельности, необходимо совершенствовать организационно-экономические механизмы государственного и рыночного регулирования согласно институциональным условиям и представлениям.

Для регионов России поставленная задача является актуальной, но практически трудновыполнимой. Институциональная среда национальной экономической системы не является благоприятной в связи с присутствием в ней множества административных барьеров [1]. Иными словами, наибольшую трудность в развитии малого и среднего бизнеса субъекты сектора частного предпринимательства испытывают при столкновении с муниципальными и государственными управленческими решениями. Не являются исключением экономико-политические реалии Республики Башкортостан, где явно прослеживается разобщенность в задачах и целях деятельности, интересах, стремлениях между представителями предпринимательского и государственного секторов, что, безусловно, отрицательно сказывается на развитии общественного капитала региона [2]. И хотя задачи по формированию компетентного аппарата местного самоуправления часто находят отражение в целевых программных документах, существующий предпринимательский потенциал Республики Башкортостан остается нереализованным ввиду отсутствия административных реформ и несоответствия качества государственного управления современным институциональным требованиям. В этой связи целесообразно провести анализ развития предпринимательства в регионе, определить специфику проблем, возникающих во взаимодействии органов местной власти и субъектов частного хозяйствования в рамках глобализации институционализма как современной теории экономики.

Структура доли малого и среднего предпринимательства в хозяйственных отраслях Республики Башкортостан представлена на рисунке 1, согласно которому наибольшее число бизнес-деятелей сосредоточено в сфере розничной и оптовой торговли, наименьшее - в сфере сельского и лесного хозяйства.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории

Структура: А - сельское и лесное хозяйство, рыболовство; В - обрабатывающие производства, С - строительство, D - розничная и оптовая торговля, Е - деятельность по операциям с недвижимым имуществом, F - научная, техническая деятельность, G - иные виды деятельности Рисунок 1. Субъекты малого и среднего бизнеса РБ по видам хозяйственной деятельности на январь 2019 года [3]

В региональном разрезе Приволжского федерального округа Республика Башкортостан по численности субъектов сектора малого и среднего предпринимательства занимает четвёртое место, уступая в количественном показателе Республике Татарстан, Самарской и Нижегородской областям (рис.

2). Аналогичная ситуация наблюдается в показателе «среднесписочная численность работников, занятых в секторе МСП»: Башкортостан занимает четвертое место (329 975 человек), что на 25 % меньше показателя Республики Татарстан, занимающей первое место (440 945 человек).

Рисунок 2. Совокупное количество малых, средних и микропредприятий РБ в региональном разрезе ПФО на 01.10.2019 г. [4]

Согласно данным Федеральной налоговой единиц, малых организаций - 4763 единиц, службы, на октябрь 2019 года количество средних организаций - 310 единиц (табл. 1). микропредприятий в РБ составило 118 236 При этом с 2016 по 2018 год совокупный

- 95

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 2 (32), 2020

количественный показатель численности субъектов МСП имел тенденцию к росту, в частности за счет увеличения количества микропредприятий. Меньше, чем за год данный показатель сократился на 2,7 %: начиная

с июля 2019 года, малые и средние предприятия, в том числе и индивидуальные предприниматели, стремительно ликвидируются, навсегда закрывая собственный бизнес.

Таблица 1. Динамика численности субъектов МСП в Республике Башкортостан в период с 2016 по 2019 гг. [4]

Общее Юридические лица Индивидуальные предприниматели

Месяц количество Разряд предпринимательства

Микро Малое Среднее Микро Малое Среднее

01.10.2019 123 309 45 232 4 141 302 73 004 622 8

01.01.2019 126 847 47 790 4 420 339 73 657 632 9

2018 125 157 46 204 4 454 346 73 503 641 9

2017 121 800 46 113 4 509 387 70 195 595 1

2016 121 420 45 674 4 493 416 70 178 650 9

Со стремительным сокращением количе- сектором МСП аналогично приобрели тен-ства малых и средних фирм в регионе инве- денцию к снижению (рис. 3). стиционные вложения в основной капитал

Млн.руб.

35 000,0

30 000,0 25 000,0 20 000,0 15 000,0 10 000,0 5 000,0 0,0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Ш Инвестиции в основной капитал малых фирм Я Инвестиции е основной капитал средних фирм

Рисунок 3. Динамика инвестиционных вложений в основной капитал сектором МСП

в Республике Башкортостан [3]

Нестабильное положение предпринимательства в Республике Башкортостан, с точки зрения авторов, обусловлено неэффективностью функционирования институциональной среды, которая является первоисточником ряда проблем, проявляющихся в социальной

и экономической сферах деятельности хозяйственников, например:

- безрезультативность работы институтов налогового контроля и администрирования и, как следствие, несовершенство нало-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории

гообложения, затрудняющие деятельность малых организаций и микропредприятий;

- административные барьеры, возникающие перед предпринимателями в процессах регистрации деятельности, лицензирования, ликвидации бизнеса, согласования документации, получения финансовой и кредитной помощи со стороны фондов государственной поддержки, в процессах делопроизводства, при заключении контрактов на основе государственно-частного партнерства, делопроизводства и пр.;

- противоречивость, неполнота нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы развития предпринимательской деятельности на территории республики;

- незащищенность субъектов сектора МСП в социальной сфере, проявляющаяся в отсутствии социальных льгот и социально-экономических гарантий гражданам, развивающим бизнес-деятельность [5];

- диссонанс в деятельности институтов государственной, региональной и муниципальной поддержки частного бизнеса: неэффективная реализация правительственных программ, направленных на стимулирование частного хозяйствования внутри региона;

- несовершенство форм финансовых отношений между государственным и предпринимательским секторами (неразвитость методов кредитования, субсидирования, финансирования через системы рынка капитала);

- отсутствие эффективной структурированности информационной составляющей института государственной (муниципальной) поддержки бизнес-деятелей и пр.

Вышеперечисленные проблемы в совокупности оказывают негативный эффект на развитие предпринимательской деятельности в исследуемом регионе. Соответственно, полифункциональность выделенных институтов имеет особое влияние на «социально-экономическое самочувствие» субъектов малого и среднего бизнеса: сектор МСП способен видоизменяться в рамках институциональных преобразований, которые задаются, прежде всего, действующей политической системой и направленностью социально-эко-

номических процессов, генерируемых на государственном, региональном и муниципальном уровнях правления. Вследствие этого актуальное состояние бизнес-сектора на определенной территории необходимо анализировать не только путем оценки количественных, статистических данных, но и методом аналитики институциональных факторов воздействия и развития малого предпринимательства (рис. 4).

Согласно рисунку 4, определим качество деятельности институтов поддержки и развития предпринимательского сектора в Республике Башкортостан и систематизируем направления стратегий роста и популяризации бизнес-деятельности в регионе.

В области финансирования и кредитования субъектов сектора МСП в регионе сформировалась тенденция к сокращению новых заёмщиков и, следовательно, к сокращению инвестиционных кредитов и программ [6]. Одной из причин стагнации численности предприятий, готовых получать финансирование по региональным и муниципальным программам, является недостаточность информирования субъектов МСП о государственно-частных тематических проектах и продукции банков. В этой связи авторам видится целесообразным усовершенствование информационной системы путем внедрения: облачных технологий в государственно-частном секторе, пакета организационных мер «цифровое правительство», мобильных государственных приложений (в том числе мобильных программных обеспечений для региональных и муниципальных проектов поддержки и развития сектора МСП).

Согласно данным Министерства экономического развития Республики Башкортостан, исследуемый регион входит в пятёрку лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства [8]. Однако, по мнению некоторых исследователей, данное место не является реальным отражением положения системы ГЧП в республике [7]. На практике существует ряд проблем, отражающих:

- несовершенство социально-правовой защиты субъектов малого и среднего предпринимательства;

Косвенное воздействие

Экономическая нестабильность

Международные события

Научно-техническая революция

Конъюнктура мирового рынка

Политическая обстановка

Институциональные условия развития

Рисунок 4. Факторы воздействия институциональной среды на малое и среднее предпринимательство

- противоречивость нормативно-правовой документации в области развития взаимодействий между государством и бизнесом;

- неразвитость системы гарантий по договорам займа частных бизнес-деятелей в рамках государственно-частных проектов;

- несовершенство пакета долгосрочных планов в сфере ГЧП, структура которых противоречит региональной программе стратегического планирования Республики Башкортостан.

В связи с вышеперечисленным, комплекс мероприятий, направленных на устранение наиболее острых проблем в рамках организации государственно-частного партнёрства, должен включать: корректирование нормативно-правовой базы в сфере ГЧП согласно

действующему законодательству РБ (систематизация сроков долгосрочных проектов, разработка дополнительных нормативных актов, устанавливающих порядок реализации государственно-частных проектов и пр.); создание и внедрение в информационно-цифровую государственную систему сервисов для государственно-частного партнёрства, позволяющих субъектам малого и среднего предпринимательства вести диалог с уполномоченными органами власти.

К ключевым проблемам развития инновационных форм предпринимательской деятельности республики аналогично следует отнести консультационно-информационный дефицит, обусловленный отсутствием специализированных веб-сервисов с раскрытым

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории

информационным контентом и возможностью государственно-частного диалога в онлайновом режиме. Кроме этого, важно отметить недостаток ориентированности политики региона на человеческий капитал - количество специалистов в области инноваций остается неудовлетворительным [9]. Актуальными направлениями в сфере развития инновационности частных организаций могут стать: разработка портала по развитию и поддержке инновационного предпринимательства на основе технологий цифрового правительства; совершенствование системы патентования путем внедрения льготных режимов для наиболее значимых видов бизнес-деятельности в контексте национального хозяйствования Республики Башкортостан; создание тематических муниципальных программ по повышению квалификаций сотрудников частных компаний, а также использование актуального маркетингового инструментария (в том числе стриминговые и социальные платформы, мобильные приложения) по продвижению образовательных проектов в сфере инноваций и пр.

Важным институциональным условием развития предпринимательства в трансформационной экономике является развитость конкурентной среды. Согласно итогам мониторинга состояния конкуренции среди субъектов сектора МСП РБ, показатель отсутствия конкурентов в сфере малого предпринимательства в регионе увеличился почти в два раза [10], что является итерационным

Список литературы

1. Игнатова Т. А. Институциональная среда малого предпринимательства в повышении конкурентоспособности экономики // Сибирский журнал науки и технологий. -2009. - № 1-2. - С. 129-133.

2. Иванова В.Ю. О малом предпринимательстве и проблемах его развития в Республике Башкортостан // Вестник Башкирск. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 14651468.

3. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) / Территориальный орган федеральной

следствием масштабной ликвидации частных фирм в первом и втором квартале 2019 года. Для нормализации показателей конкурентоспособности малых и средних организаций Республики Башкортостан органам местной власти необходимо обеспечить субъектам МСП: недискриминационный доступ к программам муниципальной и региональной поддержки, прозрачность государственно-частных контрактов; реформировать систему налогообложения согласно принципу справедливости; закрепить на законодательном уровне методы партнёрской интеграции малых и крупных организаций в целях организационно-экономической и финансовой поддержки субъектов малого бизнеса и усиления мобильности и гибкости региональной экономической системы.

Выводы

Анализ актуальных организационно-экономических аспектов развития частного хозяйствования Республики Башкортостан указывает на зависимость состояния экономики региона от уровня распространения институциональных идей в государственном секторе. Следовательно, именно государство в лице региональной и муниципальной власти посредством развития институтов-акселераторов способно вывести малый бизнес на качественно новый уровень и обеспечить рост экономического потенциала региона, необходимый для повышения качества жизни российских граждан.

службы государственной статистики по Республике Башкортостан // [Электронный ресурс] https://bashstat.gks.ru/ (дата обращения: 14.10.2019).

4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // [Электронный ресурс] URL: https://rmsp. nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 20.10.2019).

5. Салчак А.К., Масканова А.В. Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды // Скиф. - 2018. - № 6 (22). -C. 105-108.

6. В Башкирии банкам не хватает качественных заемщиков - эксперты // [Электронный ресурс] URL: https://ufa.rbc.ru/ ufa (дата обращения: 21.10.2019).

7. Латыпова Г.У., Аввакумов А.А. Государственно-частное партнерство как перспективное направление территориального развития Республики Башкортостан // УЭкС. - № 115. - [Электронный ресурс] URL: http://uecs.ru (дата обращения: 23.10.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Государственно частное партнерство в РБ // [Электронный ресурс] URL: https:// economy.bashkortostan.ru/ (дата обращения: 25.10.2019).

9. Алтуфьева Н.В. Проблемы недостаточного развития малого и среднего инновационного бизнеса и пути их решения // Экономика качества. № 1 (17). - [Электронный ресурс] URL: http://eq-journal.ru (дата обращения: 25.10.2019).

10. Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Башкортостан по итогам первого полугодия 2019 года // [Электронный ресурс] URL: https://economy.bashkortostan.ru (дата обращения: 25.10.2019).

References

1. Ignatova T. A. The institutional environment of small business in improving the competitiveness of the economy // Siberian Journal of Science and Technology. - 2009. - No. 1-2. - S. 129-133.

2. Ivanova V.Yu. On small business and the problems of its development in the Republic of Bashkortostan // Bulletin of Bashkir. un-that. -2011. - No. 4. -C. 1465-1468.

3. Key performance indicators of small enterprises (including microenterprises) / Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Republic of Bashkortostan // [Electronic resource] https://bashstat.gks.ru/ (accessed: 10/14/2019).

4. The unified register of small and medium-sized enterprises // [Electronic resource] URL: https://rmsp.nalog.ru/ statistics.html (accessed: 10/20/2019).

5. Salchak A.K., Maskanova A.V. Small business and its role in the formation of a competitive environment // Skiff. - 2018 .-- No. 6 (22). - C. 105-108.

6. In Bashkiria, banks lack quality borrowers - experts // [Electronic resource] URL: https:// ufa.rbc.ru/ufa (accessed: October 21, 2019).

7. Latypova G.U., Avvakumov A.A. Public-private partnership as a promising area of territorial development of the Republic of Bashkortostan // UEkS. - No. 115. - [Electronic resource] URL: http://uecs.ru (accessed: 10.23.2019).

8. Public-private partnership in the Republic of Belarus // [Electronic resource] URL: https:// economy.bashkortostan.ru/ (accessed: 10.25.2019).

9. Altufieva N.V. Problems of insufficient development of small and medium-sized innovative businesses and ways to solve them // Quality Economics. No. 1 (17). - [Electronic resource] URL: http://eq-journal.ru (date of access: 10.25.2019).

10. Results of monitoring the state and development of the competitive environment in the markets of goods, works and services of the Republic of Bashkortostan according to the results of the first half of 2019 // [Electronic resource] URL: https://economy.bashkortostan. ru (accessed: 10.25.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.