Научная статья на тему 'Малый бизнес как трудовая экономика и функции власти'

Малый бизнес как трудовая экономика и функции власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МАЛИЙ БіЗНЕС / СОЦіАЛЬНО-ЕКОНОМіЧНИЙ РОЗВИТОК / SMALL BUSINESS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамов Б.И.

Розглянуто змістовну природу малого бізнесу, функції влади щодо його підтримки та регулювання та кількісні результати його регіонального розвитку.Рассматриваются содержательная природа малого бизнеса, функции власти по его поддержке и регулированию и количественные результаты его регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the content nature of small business and functions of powers as for its support and regulation, as well as quality results within the regional development.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как трудовая экономика и функции власти»

Б.И. Адамов

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ТРУДОВАЯ ЭКОНОМИКА И ФУНКЦИИ ВЛАСТИ

Проблема состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос, почему и насколько малому бизнесу необходимо сочетание поддержки и свободы.

Состояние решения проблемы характеризуется тем, что самыми распространенными являются

количественные анализы и выводы, в то время как социально-экономическая природа этого особого сектора экономики и общества остается до конца не выясненной.

Цель статьи - предпринять попытку описания социальных особенностей и регионального состояния социально-экономического развития и поддержки малого бизнеса со стороны органов управления.

Многотысячелетняя история

становления и развития малого предпринимательства в мире, его короткая легальная история в независимой Украине и опыт зарубежных развитых стран позволяют сделать ряд содержательных выводов, имеющих значение для формирования политики отношения государства, региональных и местных органов власти к тому, как и насколько им поддерживать, регулировать и стимулировать это направление развития отечественной экономики.

Малый бизнес, возникший как ремесло много тысяч лет тому назад, явился исторической предтечей последующей индустриализации и современной

промышленности. Уже один этот факт заслуживает признания и уважения. По крайней мере - памяти.

Малый бизнес, еще без оформления этого термина в далекой древности, преобразуясь в последующем через мануфактуры в фабрики и заводы, сохранялся, самоидентифицировался,

саморазвивался вопреки всем историко-экономическим и военным катаклизмам, демонстрируя уникальные способности самосохранения. Он стал «генной прописью»

современной экономики. Это требует учета его значимости.

Основным фактором динамической устойчивости малого бизнеса является фактор самообеспечения. Здесь труд и доход соединены непосредственно, что позволяет определить сектор малого бизнеса как сектор непосредственной трудовой экономики. Здесь также максимально сближены производство и потребление, что непосредственно связывает экономические интересы с социальной ответственностью; поэтому нет нужды во вмешательстве извне. Это требует обоснования необходимости и возможности, взвешенных, но эффективных инструментов регулирования условий функционирования малого бизнеса.

Из малого бизнеса произросли современные крупные капиталы, в том числе и те, кто определяет лицо современной промышленности и экономики в целом. Достаточным будет вспомнить Генри Форда - 1-го и Билла Гейтса - имена, которые у всех на слуху. Малый бизнес всегда был и остается гибким, поисковым, творческим, способным к обновлению. Это требует уважения к нему, обращения на «Вы», а не панибратского похлопывания по плечу.

Вместе с тем малый бизнес, в силу своей гибкости и адаптивности, легче, чем крупный, уходит в тень, когда условия его функционирования становятся

некомфортными или когда экономические отношения претерпевают не лучшие времена. Эта способность позволяет ему выживать, адаптироваться к любым экономическим условиям и требует от власти, во-первых, учитывая возможности «скрытности» бизнеса, преобразовывать их в условия благоприятствования.

«Тень» у бизнеса - это проявление самозащиты и самовыживания как у представителей фауны принцип

самосохранения. Но уход в «тень» развивает приспособление к условиям, в которых бизнес окружен финансово-экономическими опасностями. В природе, чем выше и ярче

© Адамов Борис Исаевич - доктор экономических наук, профессор. Донецкий государственный университет управления.

ISSN 1562-109X

солнце, тем меньше тень. Так и в экономике. Чем благоприятнее условия хозяйствования, тем меньше экономической тени. Безусловную роль в формировании условий благоприятствования играет власть разных уровней ее осуществления. Чем больше уважительного внимания оказывает власть бизнесу, чем справедливее и плотнее учитывает его интересы, тем меньше стимулов ухода в тень, и наоборот. Но и во внимании и в поддержке бизнеса нужно знать меру. Избыток того и другого может удушить бизнес в объятиях власти и/или детренировать его предпринимательские мышцы. Функция властных организаций - не подминать личность, а напротив, обеспечивать взаимосвязи между

личностями как стимул их развития.

Малый бизнес самым тесным образом соединяет труд и доход и поэтому, если и не исключает полностью, то минимизирует условия воровства и побуждения к нему: у себя не крадут. Поэтому в этом секторе наиболее полно реализуется принцип «зарабатывать прибыль, а не воровать убытки». Это значит, что сфера малого бизнеса меньше, чем какая-либо другая, могла бы нуждаться в жестком контроле и ревизиях. Если уж контроль, то косвенный. Но и без контроля не обойтись, учитывая наш национальный экономический характер, нашу, скажем мягко, недостаточную экономическую культуру и развитость в связи с привычкой к государственной опеке, воспитавшей в нас мораль притязаний и ожиданий, от которой мы постепенно освобождаемся.

В характере нашего народа причудливо соединились две наследованные

особенности, нашедшие отражение и в украинской литературе, и в народном фольклоре.

Первая из них - это трудолюбие, сравнительно высокая организованность домашних хозяйств и способность самообеспечения, по крайне мере, необходимым.

Вторая особенность - это довольно распространенное чувство зависти к более успешным, которое нередко подменяет конкуренцию тихим противодействием сегодня уже в сфере малого бизнеса.

Какая из особенностей доминирует, зависит от условий, в которых живет и действует малый бизнес.

Самообеспеченный гражданин

независим, а потому свободен. Экономический достаток, обеспеченный собственным трудом, делает человека достойным. Свободный, достойный человек - это действительный гражданин. Такие люди формируют демократию. Чем их больше, тем демократия крепче и содержательнее, потому что личность становится ответственнее.

Круг организационно-правовых форм малого предпринимательства весьма широк. Согласно Закону Украины «Про внесення змш до деяких законодавчих акпв Украши з питать регулювання шдприемницько! дiяльностi» (18.09.2008 № 523 - VI) малые предприятия трактуются как юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы хозяйствования со средней численностью работающих, не

превышающей 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год не превышает 70 млн. грн. (на тот период около 10 млн. евро).

Исходя из понятого и принятого социально-экономического значения малого бизнеса, его «привязки к местности», в регионах регулярно принимались и принимаются программы его развития.

Программное управление стало ведущей формой регуляторных отношений власти и бизнеса. Оно не стоит на месте и развивается, а успехи или неудачи развития определяются общегосударственным

состоянием того, как проводятся реформы в стране или не проводятся, или их проведение тормозится. В этом смысле региональные органы власти порой становятся заложниками общей правовой и политико-экономической обстановки.

Кроме того, развитие малого бизнеса в сегодняшних условиях в немалой степени зависит от финансовой поддержки государства - согласно Закону Украины «Про державну тдтримку малого шдприемництва». Местные органы власти, руководствуясь методическими

рекомендациями, подготовленными

Госкомпредпринимательств, разрабатывают

и реализуют региональные стратегии и программы развития и поддержки малого бизнеса.

Как видно из этой, весьма краткой информации, роль государства достаточно весома в управлении и во взаимоотношении с бизнесом.

При этом права, обязанности и ответственность не всегда уравновешены. Права, естественно, в лице центральных органов власти. Обязанности в большей степени возложены на региональные и местные органы власти. На них же лежит и ответственность за формирование и реализацию программ.

Конечно, это не оправдание издержек и недостатков регионального управления, а только констатация факта - того, что при несовпадении прав и обязанностей ответственность размывается. Ее место занимают взаимные упреки, распыляющие силы, средства и время, которые, будучи сосредоточенными, могли бы быть реализованы более эффективно.

В соответствии с особенностями регионов каждая региональная программа имеет свои приоритеты и ключевые задачи.

Реализация государственной политики поддержки предпринимательства на региональном уровне осуществляется на основе программного подхода.

В Донецкой области реализуется долгосрочная Стратегия экономического и социального развития на период до 2015 года и концепция повышения экономической конкурентоспособности региона до 2025 года, в которых развитие малого бизнеса рассматривается в качестве важного фактора структурной перестройки экономики области и формирования среднего класса.

В текущем году завершается выполнение Региональной стратегии развития малого и среднего бизнеса в Донецкой области на период до 2010 года, главной целью которой является

обеспечение интенсивного развития малого и среднего бизнеса за счет устранения диспропорций и увеличения доли экономически активного населения, работающего в этой сфере. Реализуется данная стратегия посредством двухгодичных программ.

Данная стратегия разрабатывалась на основе сценария благоприятных тенденций развития мировой и отечественной экономики и не учитывала их приближения к структурному кризису. Вместе с тем практика разработки и реализации двухгодичных региональной и местных программ поддержки малого

предпринимательства позволила более оперативно и продуктивно осуществлять координацию деятельности органов управления, ответственных за регуляторную политику, и ослабить деструктивное влияние кризиса. В настоящее время разрабатывается аналогичная «стратегия» до 2015 года и соответствующие программы её реализации.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день в стране, в области имеется полное понимание важности и значимости малого и среднего бизнеса не только в экономическом, но и в социальном аспекте. Поскольку развитие этой сферы деятельности решает вопросы занятости, насыщения внутреннего рынка

необходимыми товарами и услугами, наполнения местных бюджетов, которые являются основой повседневной жизни территориальных громад городов и районов и области в целом.

Стабильная, успешная реализация как государственной, так и региональных программ развития малого

предпринимательства требует такого же стабильного, и в соответствии с установленными сроками, ее

финансирования. Последнее предусмотрено в каждой из программ. Но не всегда обеспечивается в полной мере.

Так, из запланированных на выполнение мероприятий региональных программ развития малого

предпринимательства на 2007-2008 годы 126,6 млн. грн. в целом по Украине фактически из областных и местных бюджетов было истрачено 92,85 млн. (73,3% от запланированного). При этом общий объем направленных ресурсов из года в год увеличивается, но в то же время остается недостаточным.

Анализ структуры финансирования региональных программ показывает основные направления использования выделенных средств. Это субсидирование

или компенсация части стоимости

банковских кредитов для субъектов малого бизнеса за счет бюджетных средств (почти 70% от всех направленных на поддержку финансовых ресурсов);

предоставление информационной

помощи, организация семинаров,

конференций, обеспечение участия предпринимателей в выставках и других мероприятиях;

льготное кредитование

инвестиционных проектов, финансирование их на возвратной и безвозвратной основе (9,66 % средств региональных бюджетов, направленных на реализацию программ);

создание новых и обеспечение функционирования уже существующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (эти средства возрастают).

Финансовые и государственные регуляторные ограничения мало кого из граждан интересуют. За все, конечно, и за собственные ошибки, недочеты и недоделки с упущениями приходится отвечать местным (региональным) исполнительным органам власти. И это справедливо. Тем не менее, как было отмечено ранее, ответственность должна быть сопоставлена с правами, а следовательно, дифференцирована.

Просто критика мало продуктивна. Более того, она неэффективна. Эффективен критический анализ. Именно он вскрывает недостатки, раскрывая положение дел, выявляет потенциальные возможности и механизмы реализации, в нашем случае программ, реальные способы упреждения недостатков и просчетов, субъектов, в компетенции которых находится

осуществление программных задач и рычаги их решения.

Таким образом, критический анализ позволяет не только выявлять «что делать», «как» может быть сделано дело, но и адресно обосновывать ответственность.

Опираясь на заявленный подход, проанализируем, как обстоит дело с программным управлением малым бизнесом в Донецкой области.

Содержание Программы исходит из следующих принципиальных положений:

1) целевой установки на повышение конкурентоспособности и эффективного

использования малого предпринимательства как одного из важных факторов решения социальных и экономических задач;

2) учета таких важных социальных функций малого бизнеса, как обеспечение занятости, насыщение внутреннего и непосредственно региональных рынков товарами и услугами, наполнение бюджетов разных уровней и, прежде всего, местных, повышение уровня и качества жизни, формирование и расширение социального сектора среднего класса;

3) обеспечения выполнения законодательства в регуляторной, регистрационной и разрешительной сферах и настойчивой работы по его совершенствованию, повышению уровня прозрачности регуляторной деятельности государственных и местных органов власти;

4) развития инфраструктуры поддержки бизнеса;

5) стимулирования возрастания инновационного потенциала малого бизнеса и финансового наполнения Регионального фонда поддержки предпринимательства.

Так, в 2008 г. количество малых предприятий составило 28700, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 2700. По принятым в статистике показателям, их число в расчете на 10000 человек населения увеличилось на 10% (63 предприятия).

Конечно, внутри области география интенсивности развития малого бизнеса неоднородна. Активнее всего малый бизнес развивался и развивается, что понятно, в крупных городах - Донецке, Мариуполе, Краматорске и др.

В малом бизнесе занято 408,6 тыс. человек - собственно предпринимателей и наемных работников. Это 19% трудоспособного населения области. И хотя по сравнению с развитыми странами, это немного, не будем забывать, что мы совсем недавно только стали на путь индивидуального частного

предпринимательства. Рост общего числа занятых в малом бизнесе связан не только с ростом числа предприятий, но и увеличением средней численности работников на малых предприятиях (рис. 1), а также ростом объемов реализации производимых ими товаров и услуг (рис. 2).

Для нас сегодня эти цифры более чем значительны, потому что доходы практически каждой четвертой семьи зависят от успешности развития этого молодого сектора экономики. А это вопрос не только экономический, но и социальный.

Динамика развития (по числу предприятий и занятых на них) малого бизнеса отразилась и на финансовых результатах его деятельности. Так,

поступления налогов от малого бизнеса в бюджеты всех уровней в 2008 г. составили почти 1,9 млрд. грн., что в 1,5 раза больше того же показателя за 2007 г. Почти половина из этой суммы (890 млн. грн.) поступила в местные бюджеты. Это означает, что 13 % доходной части местных бюджетов формируется за счет поступлений от малого бизнеса (рис. 3 и 4).

2005

2006

2007

2008

I - Количество МП, единиц

- Количество МП на 10 тыс. чел. населения, единиц > - Средняя численность работников на МП, тыс. чел.

Примечание. Донецкий региональный фонд в 2007 и 2008 гг. по результатам рейтинга занимал первое место в Украине среди аналогичных фондов.

Рис. 1. Динамика количества и средней численности работников малых предприятий

> 11,3

О

2005 2006 2007 2008 2009

- Объем реализованной продукции, млрд.грн. - Удельный вес малых предприятий в общем объеме реализации продукции области, %

Рис. 2. Диаграмма объема реализации продукции (работ, услуг) малых предприятий 13,1 13,1

2007

2008

2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Поступления от СМП в бюджеты всех уровней, млн.грн.

О - Удельный вес поступлений от СМП в доходной части бюджета области, % Рис. 3. Поступления налогов и сборов от субъектов малого предпринимательства

Новоазовский р-н г. Шахтерск В.Новоселковский р-н Александровский р-н Константиновский р-н Область г. Красный Лиман г. Новогродовка Старобешевский р-н

3,1 2,9

2,8

12,8

50,7 49,3

37,5

81,1

67,6

г. Ждановка г. Докучаевск

2,7 2,6

Рис. 4. Удельный вес поступлений в местные бюджеты от субъектов малого предпринимательства в общей сумме поступлений в 2009 г., %

На результаты 2009 г. бъективно повлияли кризисные явления в экономике Украины и её регионов.

Как видим, налоговые показатели дифференцированы по городам и районам области в зависимости от структуры экономики в них: так, в 2009 г. в районах с низкой диверсификацией экономики, аграрных, этот показатель значительно выше, и наоборот. Например, в Новоазовском районе он составляет 81,1 %, а в Константиновском - 37,5% и т.д. В среднем по области удельный вес поступлений в местные бюджеты в общей сумме доходов бюджетов - 12,8 %.

Конечно, перспективы у малого бизнеса, возможности расширения, в том числе и за счет венчурных предприятий, больше. Но они связаны как с самой возможностью получения кредитов, так и с их стоимостью - суммой «тела» кредита и величиной процента за пользование им. А это проблема, которая может быть отрегулирована только государством, особенно в условиях последствий кризиса финансового рынка.

В налаживании поддержки малому бизнесу органы власти взаимодействуют с другими организациями и прежде всего с такой крупнейшей бизнес-ассоциацией области, как Донецкая торгово-промышленная палата. Так, Донецкая облгосадминистрация совместно с Торгово-промышленной палатой взяли на себя функцию выработки стратегии объединения малых предприятий в кластеры (сетевые структуры), позволяющую формировать системы кооперированных поставок товаров, предоставления услуг и работ, обслуживания предприятий, входящих в сферу крупного бизнеса.

В рамках программы намечено проводить работу по поддержке молодежного предпринимательства -

направление особо важное с социальной точки зрения.

Большое социальное значение имеет определение территориальных приоритетов предоставления финансовой помощи за счет областного бюджета. Их смысл состоит в том, что в первую очередь поддерживается предпринимательская деятельность в сельской местности и в малых шахтерских городах, в которых ликвидированы градообразующие предприятия.

По установившейся традиции управление реализацией Программы разделено, что затрудняет установление ответственности в случае неэффективного руководства, неадресного использования финансовых средств или их размывания. Так, в управлении Программой выделяются: исполнитель Программы; орган, которому предписано осуществлять мониторинг;

координаторы Программы. Исполнители - это целый «букет» органов власти: структурные подразделения облгосадминистрации,

райгосадминистраций; территориальные подразделения центральных органов исполнительной власти; органы местного самоуправления; бизнес - ассоциации, а также субъекты деловой инфраструктуры региона.

Как видим, структура управления весьма размыта. Поэтому актуализируется работа по интеграции функций управления программами, концентрации использования финансовых ресурсов на их реализацию в одном центре управления. Выводы

Малый бизнес - единственный сектор экономики, где труд и доход соединены непосредственно, а потому доход определяется реальным трудовым вкладом, не искаженным различного рода финансовыми опосредованиями.

Малый бизнес - наиболее мобильный сектор экономики, изменения в котором могут стать мультипликатором инноваций. При этом он не в состоянии нанести непоправимый вред экономике и обществу, вред, отражающийся в кризисах.

Малый бизнес играет значительную (если не первостепенную) роль в обществе, раскрывая перспективные возможности для каждого из инициативных граждан и создавая условия для обретения личной экономической свободы - основы государственной экономической

независимости.

1. В силу своих весьма ограниченных индивидуальных возможностей малый бизнес является наименее защищенным и наиболее уязвимым, а потому нуждается в особом признании и защите со стороны власти.

2. Финансовая поддержка малого бизнеса со стороны власти позволяет упреждать сворачивание предпринимательства, рост безработицы и способствует разрешению многих социальных проблем как в регионах, так и в стране в целом.

3. Несмотря на все трудности становления новых условий хозяйствования, малый бизнес развивался не только «благодаря», но и «вопреки».

Учитывая его социально-экономическое значение, малому бизнесу всегда уделялось внимание государственных и местных органов власти. Факты, несмотря на, чаще всего, справедливую критику власти, поддерживают этот вывод.

Внимание власти всегда

ограничивается ее финансовыми ресурсами, возрастание которых зависит от развития экономики.

4. Для повышения эффективности поддержки в рамках наличных финансовых возможностей необходимо совершенствование организации управления этим процессом, возможное, как один из вариантов, путем интеграции различных центров управления с дифференцированными функциями в единый с соответствующей консолидацией функций, ресурсов, прав и ответственности.

5. Малый бизнес нуждается не только в финансовой поддержке, но и в совершенствовании налогового законодательства, основными направлениями которого представляются такие как:

отказ от неэффективных и обременительных налогов и сборов из тех, которые не играют существенной роли в формировании доходов государственного и местных бюджетов;

разрешенная законом возможность снижения налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования в части местных налогов и сборов;

упрощение администрирования налогообложения и сборов и, как следствие, уменьшение затрат на эти процессы.

6. Самое главное - это взаимное доверие и уважение бизнеса и власти, возможное при условии, что каждый будет ответственно действовать в рамках своих общественных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.