Научная статья на тему 'Взаимоотношения органов местного самоуправления и малого предпринимательства'

Взаимоотношения органов местного самоуправления и малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1183
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / LOCAL GOVERNMENT / SMALL BUSINESS / EFFICIENCY OF ACTIVITY / EFFECTIVE INTERACTION / INVESTMENT SUPPORT OF A SMALL-SCALE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кох И. А.

В статье рассмотрены некоторые проблемы развития малого предпринимательства и его взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, проанализированы результаты исследования причин их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents some problems of small business development and its interaction with state and municipal authorities, analyzed the results of investigations of their causes.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения органов местного самоуправления и малого предпринимательства»

№8 ОКТЯБРЬ 2010

Кох И.А., д. с. н., профессор Уральская академия государственной службы г. Екатеринбург, Россия

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

Во всех государствах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство составляет значительную долю. В некоторых развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет значительную долю валового национального продукта. Особая роль принадлежит малому бизнесу. В современном обществе малое предпринимательство рассматривается важным фактором устойчивого экономического и политического развития общества. В Российской Федерации в последние годы предпринимаются большие усилия по развитию малого бизнеса. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в конкретных мерах государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствуется законодательство, развивается инфраструктура и институциональные структуры поддержки малого бизнеса.

Успешно развивается малое предпринимательство и в Свердловской области. Согласно анализу американского экономического журнала Forbes, проведенного в 2010 году в 30 крупнейших по численности населения городах России, Екатеринбург вошел в тройку лучших городов для ведения бизнеса [http://www.ekburg.ru/ Официальный портал Екатеринбурга 28 мая 2010]. Рейтинг городов рассчитывался по шести группам показателей: деловой климат, покупательная способность населения, устойчивость во время кризиса,

* Статья подготовлена при поддержки гранта РГНФ 08-03

социальные характеристики, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний. Эксперты журнала отметили также, что «за два года, прошедших с момента публикации первого рейтинга, сильно изменилась и сама Россия, и бизнес, и ситуация в крупных городах» [Там же]. По мнению экспертов журнала, «лучше всего переживают кризис не только столицы сырьевых регионов и города, где реализуются крупные инвестпроекты, но и города, где еще до кризиса сформировалась диверсифицированная экономика, а власти не злоупотребляют протекционизмом» [Там же]. В первую десятку лучших городов для бизнеса в России, по версии журнала Forbes, вошли также Краснодар, Хабаровск, Челябинск, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи и Красноярск.

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации в 2007 и в первой половине 2008 года продолжалось увеличение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях Свердловской области. Это свидетельствует о том, что тенденция к росту этого сектора экономики отмечались в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив. Экономический кризис 2008-2009 гг. прервал эту положительную тенденцию.

-00626а

Однако в 2010 году темпы развития малого бизнеса поднялись, и фактически в Свердловской области почти достиг докризисного уровня.

Однако малое предпринимательство в Российской Федерации по-прежнему испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого предпринимательства, по устранению административных барьеров, преодолению коррупции, серьезно сдерживающей экономическое развитие страны.

Развитие предпринимательства является важной составляющей в процессе экономических и социальных преобразований, ведущих к созданию рыночной экономики и обеспечивающей стабильный экономический рост общества. Однако существуют определенные особенности российской экономики и политики, которые часто препятствуют успешному развитию малого бизнеса. Одна из проблем состоит в том, что органы власти и чиновники, а также население далеко не всегда адекватно оценивают потенциальные возможности сектора малого бизнеса для экономики и общества, для муниципальных сообществ. Наряду с этим, другой сложной задачей является то, что успешная разработка и внедрение политики по отношению к малому бизнесу требует понимания интересов и

нужд малых предприятий всеми правительственными и государственными органами власти на всех уровнях. С другой стороны, предпринимательство призвано активно участвовать в общественных делах, реально проявлять социальную ответственность перед населением.

Сдерживающими факторами развития малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей, сегодня являются несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Кроме того, малый бизнес ориентируется преимущественно на обслуживание населения, поэтому его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом населения, что особенно ярко проявилось в период недавнего экономического кризиса.

Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства тормозится многочисленными административными барьерами, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, выделении и аренде производственных и торговых помещений, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций, многочисленными и не всегда оправданными проверками. По оценке авторитетных экспертов, каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров, весьма изощренно выстроенных чиновниками.

Для преодоления трудностей развития малого предпринимательства важно изучить их и выработать законодательные и иные меры их решения. Важнейшей задачей является улучшение взаимоотношений власти и малого бизнеса. В этом плане одна из задач - привлечь представительные и исполнительные органы власти, ответственных работников органов местного самоуправления, предпринимательское сообщество к обсуждению насущных проблем развития малого предприниматель-

№8 ОКТЯБРЬ 2010

ства, процессу выработки предложений для органов государственной власти всех уровней, создания соответствующего правового поля, способствующего развитию малого предпринимательства. Среди этих проблем не только эффективное взаимодействие власти и малого бизнеса, но и специальные режимы налогообложения, вопросы финансирования и кредитования малого бизнеса, а также проблемы трудовых отношений и социальной защиты предпринимателей и наемных работников.

Во взаимоотношениях власти и малого бизнеса необходима, прежде всего, ясность и прозрачность. Для этого важно построить взаимоотношения на основе законодательства, четко прописанных нормативных актов и договоров. Вот почему важным направлением взаимодействия власти и предпринимательства является вовлечение ассоциаций предпринимателей в нормотворческий процесс, в подготовку изменений законодательства о малых предприятиях, экспертизу проектов законов. К сожалению, на муниципальном уровне предприниматели пока разобщены и не способны должным образом отстаивать свои интересы. Помочь предпринимателям объединиться - это задача, которую необходимо взять на себя крупным объединениям предпринимателей, региональных ассоциаций малого бизнеса.

Для оценки эффективности взаимодействия предпринимателей, руководителей предприятий, организаций и учреждений с органами местного самоуправления нами был проведен экспертный опрос представителей бизнеса, предпринимателей и руководителей предприятий, организаций и учреждений, преимущественно малых. Всего в качестве экспертов ответили на наши вопросы 96 человек в трех уральских городах - Богдановиче, Реже и Ревде. В числе опрошенных 48% - владельцы малых предприятий, 26% - руководители предприятий, остальные - заместители руководителя или руководители подразде-

лений. Среди опрошенных представители промышленных предприятий (14,7%), производства и торговли продовольственными (51,6 %) и промышленными (14,7 %) товарами, предприятий по оказанию бытовых услуг (24,2 %). Одна треть опрошенных представляет организации с численностью до 5 человек, 23,2 % - с численностью от 6 до 10 человек, 28,4 % - с численностью от 11 до 40 человек, 5 человек - от организаций с численностью от 150 человек и более. Практически можно утверждать, что все организации представляют малый бизнес, малое предпринимательство, а экспертами являются владельцы малых предприятий и их руководители различных уровней. Вопросы охватывали широкий круг проблем предпринимательской деятельности и касались прежде всего проблем с регистрацией организаций, лицензированием деятельности, аренды помещений, налогообложения, рекламы и других аспектов предпринимательской деятельности, непосредственно зависящих от органов местной власти.

В проведенном нами социологическом исследовании только половина опрошенных экспертов (предприниматели и руководители организаций в трех уральских городах) считают взаимодействие администрации с малыми предприятиями эффективной, около 20 % оценили ее как неэффективную. Почти 30 процентов экспертов по разным причинам воздержались от оценки. В таблице 1 приведены комплексные экспертные оценки деятельности местной администрации трех уральских городов по различным направлениям работы с малыми предприятиями.

Улучшение взаимоотношений власти и предпринимательства является важнейшей задачей органов государственного и муниципального управления в деле хозяйственного и социокультурного развития территории. В этом плане одна из задач - привлечь представительные и исполнительные органы власти, ответственных работников ор-

Таблица 1. Оценка эффективности деятельности муниципальной администрации при взаимодействии с малыми предприятиями

Направления деятельности Оценка в баллах по десятибалльной шкале

Богданович Реж Ревда Средняя

Регистрация малых предприятий 6,5 6,8 6,7 6,7

Лицензирование деятельности 5,7 7,3 6,6 6,6

Регулирование аренды 4,5 4,7 4,8 4,7

Регулирование рекламной деятельности 4,1 3,5 5,1 4,1

Взаимодействие с предпринимателями 5,9 6,2 7,8 6,7

ганов местного самоуправления, предпринимательское сообщество к обсуждению повседневных проблем развития малого предпринимательства, процессу выработки предложений для органов государственной власти всех уровней, создания соответствующего правового поля, способствующего развитию малого бизнеса.

Среди этих проблем не только эффективное взаимодействие органов местного самоуправления и малого бизнеса, но и специальные режимы налогообложения, вопросы финансирования и кредитования малого бизнеса, а также проблемы трудовых отношений и социальной защиты предпринимателей и наемных работников.

Успех развития малого бизнеса зависит, в первую очередь, от муниципальной администрации. Ответственность органов власти перед предпринимательством проявляется в поддержке бизнеса, направления и способы которой весьма разнообразны. Администрация муниципальных образований занимается формированием предложений или рекомендаций по месторасположению и профилю новых малых предприятий. На стадии развития малых предприятий муниципальная администрация может оказать маркетинговую поддержку, а также полностью или частично обеспечивать малые предприятия заказами. Инвестиционная поддержка малого бизнеса может быть связана с получением льготных кредитов на развитие производства, если предприятие доказало свою со-

циальную значимость для муниципального образования.

Существенное влияние на эффективное взаимодействие власти и предпринимательства оказало расширение сферы социальной ответственности бизнеса. Последнее обстоятельство способствовало осознанию предпринимателями необходимости отказа от традиционного узкого понимания роли бизнеса, сводившейся обычно к эффективному использованию ресурсов для производства товаров и услуг по ценам, устраивающим потребителей, и при этом позволяющие получать максимум прибыли. Все сильнее утверждается мнение, что бизнес должен действовать в соответствии с целями и ценностями не отдельных лиц или групп, а местного сообщества и общества в целом, другими словами, проявлять большую социальную ответственность в своей деятельности.

В последнее время на федеральном уровне и в Свердловской области были приняты новые законы о развитии малого предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, в том числе направленных на устранение административных барьеров. Приняты поправки к федеральному закону об ограничении проверок малого бизнеса контролирующими органами. Одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке на территории Свердловской области, действует система правовой поддержки предпринимателей.

№8 ОКтяБрь 2010

Одним из важнейших направлений деятельности органов муниципального управления является экономическое и социокультурное развитие местного сообщества. На территории любого муниципального образования, как правило, расположены промышленные предприятия, организации и учреждения, которые не только обеспечивают занятость населения, но и являются основным источником пополнения муниципального бюджета. Предприятия, организации и учреждения различаются по характеру и профилю деятельности, по значимости для местного хозяйства, по размерам - крупные, средние и малые. Среди них особого внимания местных органов власти заслуживают предприятия малого бизнеса в силу их особой значимости для жизнедеятельности местного сообщества. Именно эти предприятия придают гибкость муниципальной экономической политике, производят товары и услуги непосредственно для местного населения, обеспечивают занятость и немалые поступления в муниципальный бюджет.

Характерной чертой рыночной экономики является многообразие субъектов хозяйствования по формам собственности, организационно-правовому устройству, масштабам и направлениям деятельности, размерам капитала и численности работающих. Эти предприятия относятся к разным отраслям производства и услуг, но чаще всего они представляют общераспространенные отрасли, типичные для всех регионов и направленные на обслуживание населения: сфера услуг, общественное питание, бытовое обслуживание, транспорт, а также частично образование и здравоохранение. Другими словами, это те отрасли, которые активно развиваются в любом регионе и составляют часть социальной инфраструктуры любого муниципального образования. Предприятия этого профиля гибче и быстрее реагируют на новые условия рынка - спрос и возможности его удовлетворения,

конкуренция различных производителей, изменение цен и др. Средние и малые предприятия занимают все более весомое место в экономике муниципального образования, особенно в сфере обслуживания населения и создании соответствующей муниципальной инфраструктуры.

Создание и успешное функционирование малых предприятий стало отличительной чертой развития многих регионов. В последние годы темпы создания новых малых предприятий по производству товаров и услуг существенно замедлились, уровень рентабельности их работы упал. Некоторые предприятия попадают в тяжелое финансовое состояние и находятся на грани разорения. Развитию малого бизнеса отводится существенная роль во многих региональных программах и стратегических планах развития муниципальных образований.

Главным вопросом развития малого бизнеса в регионах является грамотно разработанная стимулирующая система поддержки малого бизнеса, включая развитие соответствующей инфраструктуры поддержки. Как показывает практика, желающих открыть свое собственное дело не так уж мало. Среди них и высококвалифицированные специалисты, потерявшие работу в результате сокращения производства, и высококвалифицированные рабочие, стремящиеся наиболее полно реализовать свои способности в творческом труде, а также предприимчивые организаторы, которые хорошо чувствуют рыночную конъюнктуру. Но при этом многие начинающие предприниматели слабо представляют возможные варианты формирования первоначального капитала и первые шаги в развитии бизнеса. Есть и такие, которые успешно начинают свою предпринимательскую деятельность, но попадают в сложное положение при расширении производства, привлечении большего числа наемных работников, изменении ассортимента продукции. Здесь особенно не-

обходима поддержка малого предпринимательства со стороны органов местного самоуправления.

Успех развития малого бизнеса зависит, в первую очередь, от муниципальной администрации. Мировой опыт развития малого бизнеса в индустриально развитых странах и в передовых регионах России убедительно подтверждает эффективность поддержки бизнеса со стороны местных органов власти. Направления и способы такой поддержки малого предпринимательства могут быть разнообразными.

Администрация муниципальных образований занимается формированием предложений или рекомендаций по месторасположению и профилю новых малых предприятий, включая развитие организаций сферы обслуживания. Разумеется, каждый предприниматель имеет право сам выбрать место, профиль и сферу своей деятельности. Однако информационное обеспечение, определение приоритетных областей деятельности остается за администрацией муниципального образования. Выбор социально значимого направления деятельности гарантирует поддержку предпринимателю со стороны местных органов власти. Администрация может предложить выгодные условия аренды с учетом специфики, актуальности и доходности новых предприятий, а также полезности для муниципального образования.

Муниципальная администрация способна также полностью или частично обеспечивать малые предприятия заказами. Возможны и другие формы поддержки, в частности установление обязательной кооперации крупных предприятий с малыми (передача части госзаказа), прямые заказы малым предприятиям от администрации за счет финансирования из средств местного бюджета. Инвестиционная поддержка малого бизнеса может быть связана с получением льготных кредитов на развитие и расширение производства, если предприятие доказало свою социальную значимость

для муниципального образования, показало экономическую и социальную эффективность своей деятельности.

Самой существенной поддержкой малого предпринимательства будет создание или содействие в создании инфраструктуры малого бизнеса, т. е. инициирование создания транспортных, организаций снабжения и сбыта, ремонтных организаций, обслуживающих малые предприятия.

Между тем предприниматели, руководители предприятий, организаций и учреждений при взаимодействии с органами местного самоуправления сталкиваются с многочисленными трудностями. Ряд этих проблем имеет объективный характер, например несовершенное законодательство или кризисные явления в экономике. Однако многие из них порождены субъективными причинами, ошибками и недостатками деятельности органов местного самоуправления, бюрократизмом и волокитой. Предприниматели сталкиваются с трудностями при регистрации своей организации, при лицензировании деятельности, оформлении аренды помещений и многими другими проблемами. Не исключены и случаи нарушения законодательства или вольного применения отдельных его положений, факты откровенного вымогательства.

В процессе нашего исследования эксперты отметили, что для предпринимателей проблемы часто возникают уже на первом этапе - регистрации организации. Как выяснилось, не всегда всем понятны установленные правила регистрации. Простыми и понятными их назвали только 56,8% экспертов. Десятая часть экспертов заявила, что правила регистрации организации «сложны и запутанны». Главной причиной этого назвали то обстоятельство, что «требования постоянно меняются», «нет четкой и ясной системы регистрации», а также противоречивое законодательство. По мнению экспертов, служащие администрации, занимающиеся регистрацией, достаточно компетентны и настроены в

№8 ОКтяБрь 2010

Таблица 2. Формы помощи администрации предпринимателям

Ответ Количество ответивших, % к числу опрошенных

Богданович Реж Ревда Всего

Предоставлять имеющиеся помещения 9,4 19,4 15,6 14,7

Информировать об имеющихся помещениях 21,9 22,6 25,0 23,2

Льготные кредиты и помощь в их приобретении 9,4 6,5 15,6 10,5

Другое 0,0 3,2 0,0 1,1

Не ответили 59,4 61,3 46,9 55,8

основном благожелательно. Лишь немногие считают, что «местная администрация преднамеренно чинит препятствия». Заметим, в последние годы процедура регистрации предприятий была значительно упрощена и вызывает меньше жалоб.

По результатам наших исследований, в трех уральских городах примерно четверть предпринимателей сталкивается с трудностями в поиске помещения, причем большинство из них возлагает вину за это на местную администрацию. Около трети предпринимателей имеют помещения на правах собственности, примерно две трети арендуют помещения, чаще всего у администрации муниципального образования, реже - у других собственников. Более половины опрошенных представителей малого предпринимательства считает, что органы власти должны помогать в поиске и аренде помещений. Некоторые эксперты отмечают факты чиновничьего произвола при предоставлении помещений в аренду. Половина опрошенных экспертов считают взаимодействие муниципальной администрации с малыми предприятиями эффективной, только 20 % оценили ее как неэффективную. Почти 30 % опрошенных экспертов по разным причинам воздержались от оценки.

Что необходимо сделать для развития предпринимательства? Какую помощь ожидают предприниматели от местных органов власти? По этому поводу ясности у них нет, о чем можно судить по ответам экспертов, приведенным в таблице 2.

Половина экспертов не смогла назвать ожидаемую от администрации помощь. Только 7,4% опрошенных экспертов отметили, что администрация помогла им в поиске помещения для предпринимательской деятельности. Удивительно, но в некоторых случаях, как отметили эксперты, администрация мешала предпринимателям в поиске помещения. Одна из проблем, на наш взгляд, заключается в особенностях современной российской бюрократии, заинтересованной не в развитии конкуренции, а в сохранении монополии, позволяющей ей продавать свои услуги по своему усмотрению. Бюрократия блокирует развитие конкурентных рыночных отношений и тем самым делает заведомо неэффективными любые программы по стимулированию малого и среднего предпринимательства.

Таковы некоторые проблемы развития малого предпринимательства и его взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. Наше исследование показало, что огромный потенциал малого бизнеса зачастую не реализуется из-за административных барьеров, произвола чиновников. Одним из стратегических направлений решения этих проблем является совершенствование законодательства, разработка правовых и этических аспектов взаимодействия органов муниципального управления и бизнеса, а важнейшим средством закрепления и развития достигнутых результатов - институционализация сложившихся позитивных реалий. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.