Научная статья на тему 'Эффективность поддержки малого бизнеса и критерии ее оценки'

Эффективность поддержки малого бизнеса и критерии ее оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1023
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубарева Л.И.

Досліджено стан малого бізнесу в Україні, подано прогноз тенденцій його розвитку, розроблено систему показників та узагальнено результати оцінки ефективності підтримки малого бізнесу у країні.Исследовано состояние малого бизнеса в Украине, дан прогноз тенденций его развития, разработана система показателей и обобщены результаты оценки эффективности поддержки малого бизнеса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small business state in Ukraine is investigated. Trends in its development are forecasted, system of indicators is developed and results of estimation of small business support in the country are generalized.

Текст научной работы на тему «Эффективность поддержки малого бизнеса и критерии ее оценки»

Л.И. Чубарева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ

Мировой опыт свидетельствует о том, что успех рыночных преобразований и поступательное развитие национальной экономики в значительной степени определяются тем, насколько удается реализовать потенциал малого бизнеса -наиболее динамичного и гибкого сектора экономики. Актуальность исследования процессов становления и развития малого бизнеса в Украине, изучения вопросов их поддержки обусловлена не только тем, что характерной особенностью субъектов малого бизнеса является особая восприимчивость к воздействию негативных факторов, но и тем, что становление и развитие этого сектора экономики происходит в условиях структурной перестройки экономики, противостояния бюрократическим

структурам, преодоления

многочисленных экономических,

правовых и административных барьеров. Для того чтобы малый бизнес в Украине в полной мере выполнял свои экономические и социальные функции, необходима комплексная и всесторонняя поддержка и обеспечение его жизнеспособности. Задачи оптимизации механизмов поддержки малого бизнеса и повышения уровня их результативности обусловливают необходимость

разработки методики оценки

эффективности разрабатываемых и реализуемых вариантов поддержки малого бизнеса.

Эта проблема, несмотря на ее большое практическое значение, в настоящее время разработана недостаточно глубоко. Отдельные вопросы оценки эффективности развития малого бизнеса рассматриваются в работах А. Бусыгина,

А. Крутика, А. Крупанина, З. Варналия и других зарубежных и отечественных ученых-экономистов. Так, А. Бусыгин рассматривает методы анализа эффективности создания малого предприятия [1]. А. Крутик предлагает оригинальный подход к определению экономической эффективности бизнес-коммуникаций на основе оценки результатов в баллах, а затраты - в денежных и временных эквивалентах, с помощью интегрального коэффициента эффективности [2]. А. Крупанин предложил методику оценки эффективности вовлечения безработных в сферу предпринимательства [3]. З. Варналий обосновывает применение системы интегрированных показателей для оценки уровня становления и развития предпринимательских структур, а также определения эффективности финансово-экономической деятельности малых предприятий [4].

Для оценки эффективности государственной поддержки малого бизнеса рядом экономистов

предлагаются показатели отдачи бюджетных средств, затраченных на осуществление мер по содействию развитию малого бизнеса. Так, российские ученые А. Дадашев, И. Гло-вацкая, С. Лазуренко и А. Нешитой в качестве таких оценочных показателей рассматривают:

отношение годового прироста объема реализованной продукции субъектами малого бизнеса к объему бюджетных средств, выделяемых на их поддержку;

отношение годового прироста доходов работников малого бизнеса за счет увеличения числа рабочих мест к

© Чубарева Людмила Ивановна - старший преподаватель. Государственный университет управления, Донецк.

ISSN 1562-109X

объему бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса;

соотношение объема платежей в бюджетную систему (бюджеты всех уровней и государственные

внебюджетные фонды) и объема средств государственной финансовой поддержки (показатель бюджетной эффективности) [5, 135].

Несмотря на безусловную ценность предложенных авторами подходов и методов оценки результативности различных направлений развития малого бизнеса, нельзя считать вопросы определения эффективности развития малого бизнеса и мероприятий по его поддержке до конца изученными в силу многогранности объекта исследования.

Целью данной работы является разработка системы показателей и обобщение результатов оценки эффективности поддержки малого бизнеса, что позволяет определить, предоставляет ли сформировавшаяся система поддержки малого бизнеса реальную помощь для саморазвития его субъектов и повышения их жизнеспособности или является разновидностью патернализма,

отличающегося формальным подходом к достижению реальных результатов и рассчитанного на краткосрочные эффекты.

При оценке эффективности системы поддержки малого бизнеса важен комплексный подход. Используя такой подход, оценку эффективности системы поддержки малого бизнеса следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых методов и процедур, в состав которых включаются:

1) определение показателей

эффективности финансово-

экономической деятельности субъектов малого бизнеса и их динамики;

2) оценка экономического эффекта и выявление тенденций в изменении показателей, характеризующих экономическое развитие малого бизнеса;

3) оценка социальных эффектов развития малого бизнеса и анализ темпов и направлений их динамики;

4) определение уровня и динамики трансакционных издержек субъектов малого бизнеса;

5) выявление негативных явлений, возникающих из-за недостаточного уровня поддержки и определение изменений их масштабов и степени негативного воздействия на процессы становления и развития малого бизнеса;

6) оценка результативности использования средств, затраченных на формирование и реализацию системы поддержки малого бизнеса;

7) определение в достигнутых социально-экономических эффектах, в снижении уровня трансакционных издержек субъектов малого бизнеса, а также в устранении разного рода препятствий в их развитии доли, полученной в результате поддержки, а также определение степени участия государства и негосударственного сектора в достижении выявленных результатов.

Прогнозирование развития малого бизнеса в Украине дает возможность определить ожидаемые показатели функционирования этого сектора экономики в будущем и позволяет конкретизировать направления

поддержки малого бизнеса и придать ей более целенаправленный характер.

Для обработки данных используется пакет прикладных программ BP_STAT (ППП). Данный ППП позволяет проводить анализ экономических данных в динамике, выявлять и характеризовать основные тенденции развития изучаемого процесса, дающие возможность

представить его изменения во времени в виде некоторой экономико-

статистической модели.

Для исследования развития процессов во времени определены следующие факторы, отражающие процессы становления малого бизнеса: среднегодовая численность работающих на МП (тыс. чел.); отношение среднегодовой численности работающих на МП к численности трудоспособного населения (%); отношение среднегодовой численности работающих на МП к численности работающих на

предприятиях-СПД (%); количество зарегистрированных МП (тыс. ед.); количество МП, имеющих объемы реализации (тыс. ед.); количество МП в расчете на 10 тыс. населения (ед.).

Для каждого из этих факторов проведено аналитическое выравнивание временных рядов за период развития путем выбора функции, наилучшим образом согласующейся с

экспериментальными данными.

Предлагается набор функций: y(t)=a0+alt, y(t)=a0+a¡t +a2t2, y(t)=ao+ea1t, y(t)=a0+al/t, y(t)=a0+a1LN(t), y(t)=1/(a0+a1x),

y(t)=1/(a0+a1ex).

Коэффициенты в полученных уравнениях вычисляются методом наименьших квадратов. Оценка качества выравнивания производится по критериям: среднеквадратической

ошибки, вычисляются относительная ошибка апроксимации, F-критерий, корреляционное отношение. Для каждого фактора выбирается автоматически по критерию оптимальности кривая роста. В качестве критерия оптимальности используется минимальная сумма квадратов отклонений между

идентичными точками теоретической кривой и кривой, описывающей экспериментальные данные.

На основании полученных кривых проведено вычисление прогнозных значений каждого фактора, определены верхняя и нижняя границы каждого прогнозного значения, в пределах которых могут отклоняться фактические значения каждого исследуемого фактора в процессе развития. Просчитанные оценки (относительные ошибки апроксимации) удовлетворяют предельно допустимым ошибкам точности - 15%.

Полученные расчетные прогнозные значения выбранных показателей представлены в табл. 1.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Ф а к т [6] П р о г н о з

1 2 3 4 5 6 7 8

Количество зарегистрированных МП, тыс. ед. 295,1 307,4 338,7 357,5 376,2 395,0 413,7

Темп роста, % 104,1 104,2 110,2 105,6 105,2 105,0 104,7

Количество МП в расчете на 10 тыс. населения, ед. 63 66 66 69 69 71 72

Темп роста, % 105,0 104,8 100,0 104,5 100,0 102,9 101,4

Количество МП, имеющих объемы реализации, тыс. ед. 205,3 206,2 222,7 228,6 233,8 238,3 242,1

Темп роста, % 100,3 100,3 108,0 102,6 102,3 101,9 101,6

Отношение кол-ва МП, имеющих 69,6 67,1 65,8 63,9 62,1 60,3 58,5

Таблица 1. Показатели развития малых предприятий в Украине

Окончание табл. 1

объемы реализации к кол-ву зарегистрированных МП, %

Среднегодовая численность работающих на МП, тыс. чел. 1834 1746 1958 1976 1989 1996 1998

Темп роста, % 95,1 95,2 112,1 100,9 100,7 100,4 100,1

1 2 3 4 5 6 7 8

Отношение среднегодовой численности работающих на МП к численности трудоспособного населения, % 6,5 6,2 6,0 5,6 5,1 4,5 3,8

Темп роста, % 95,6 95,4 96,8 93,3 91,1 88,2 84,4

Отношение среднегодовой численности работающих на МП к численности работающих на предприятиях-СПД, % 19,6 19,0 16,9 14,3 11,0 6,9 2,1

Темп роста, % 97,0 96,9 88,9 84,6 76,9 62,7 30,4

Прогноз изменения количества зарегистрированных малых предприятий, характеризующего процесс

формирования этого сектора экономики, свидетельствует о сохранении тенденции к росту общего количества зарегистрированных малых предприятий в 2007-2011гг. Среднегодовые темпы прироста данного прогнозного показателя составляют 6,9%, что можно считать вполне удовлетворительным показателем на фоне фактических данных за последние годы.

Прогнозируемый в 2007-2011гг. постепенный рост количества малых предприятий в расчете на 10 тыс. населения с 66 до 72 единиц позволяет предположить благоприятное развитие процесса формирования в Украине сектора малых предприятий.

Экономико-статистическая модель прогноза изменения показателя количества малых предприятий, имеющих объемы реализации продукции, на фоне роста абсолютных показателей отражает сохраняющуюся тенденцию к снижению темпов роста количества действующих малых предприятий и удельного веса предприятий, имеющих объемы реализации, в общем количестве зарегистрированных малых предприятий.

Это свидетельствует о наличии негативных явлений в сфере малого бизнеса, способствующих тенизации процессов развития

предпринимательства.

Прогнозирование показателей

занятости на малых предприятиях на период 2007-2011 гг. свидетельствует о резком сокращении доли среднегодовой численности работающих на малых предприятиях в среднегодовой численности работающих на

предприятиях-СПД, а также снижении удельного веса среднегодовой численности работающих на малых предприятиях в общей численности трудоспособного населения, вызванных не только ростом занятости в экономике в целом, но и одновременным постоянным снижением темпов роста занятости в секторе малых предприятий.

Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование развития малых предприятий в Украине в 2007-2011 гг. свидетельствует о противоречивости процессов развития этого сектора экономики, отражающих тенденции развития национального малого бизнеса. Причиной такой противоречивости являются разного рода барьеры на пути развития малого

бизнеса, а также недостаточный уровень эффективности сформировавшейся в Украине системы поддержки малого бизнеса.

Эффективной можно считать такую систему поддержки, которая при минимальных затратах в максимальной степени способствует реализации целей, стоящих перед субъектами малого бизнеса. Критерии оценки

эффективности такой системы должны отражать меру ее воздействия на достижение этих целей.

Исследование функций и роли малого бизнеса в жизни современного общества показало, что малый бизнес обеспечивает развитие конкуренции, быстрое насыщение рынка товарами и услугами в широком ассортименте, реализацию инноваций, в значительной степени определяет темпы

экономического развития, формирует структуру ВВП. При этом обеспечивается значительная часть налоговых поступлений, вовлекаются в общественное производство

разрозненные ресурсы, ускоряются темпы развития специализированного производства и производства, ориентированного на местный и региональный рынки, сглаживаются различия в экономическом развитии отдельных территорий,

совершенствуются связи между секторами экономики.

Основными социальными

функциями малого бизнеса являются решение проблемы занятости и смягчение социальной дифференциации общества. При этом формы реализации этих функций имеют специфические особенности: преимущественное

развитие самозанятости, создание особых условий труда для социально уязвимых слоев населения (гибкий график работы и оплаты труда), учет социальных связей

(родственных, дружеских и т.п.) при создании рабочих мест, изменение общественной психологии в отношении предпринимательства, удовлетворение населением своих творческих и социальных потребностей [7].

Общий критерий оценки эффективности системы поддержки малого бизнеса, который, по нашему мнению, должен учитывать

многогранность функций и целей развития малого бизнеса, можно сформулировать следующим образом:

Э

спмб

ЭЭмб ^ тах

IСЭ I щ

I

мб

мб

^ тах

^ тт

(1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зспмб ^

где ЭСПМБ - эффективность системы поддержки малого бизнеса;

ЭЭМБ - экономический эффект от развития малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса;

СЭМБ - социальный эффект от развития малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса;

ТИМБ - трансакционные издержки субъектов малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса;

ЗСПМБ - затраты на разработку и реализацию системы поддержки малого бизнеса.

Необходимо отметить, что при исследовании проблем эффективности системы поддержки малого бизнеса следует различать результативность развития малого бизнеса на общегосударственном уровне, в рамках региона и результативность развития отдельных субъектов малого бизнеса. Однако существующие методики оценки эффективности деятельности

хозяйствующих субъектов не позволяют одновременно учитывать результаты, полученные на разных уровнях хозяйствования на базе единых показателей.

Оценка экономической

эффективности малого бизнеса на микроуровне предусматривает анализ показателей, традиционно используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования: прироста объемов реализованной продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи, фондоемкости,

капиталоемкости, продуктивности труда и др.

Таблица 2. Система показателей оценки экономической эффективности малого бизнеса

Показатели экономической эффективности субъектов малого бизнеса:

хозяйственной деятельности использования материальных ресурсов использования трудовых ресурсов

1) прирост объемов производства продукции 2) прирост объемов выручки от реализации продукции 3) объем производства продукции в расчете на душу населения (страны или региона) 4) балансовая прибыль 5)уровень рентабельности 6) объем платежей в бюджет на 1 гривню выручки от реализации продукции 7) доля продукции малого бизнеса в ВВП (валовом региональном продукте) 8) доля платежей субъектов малого бизнеса в доходах бюджетов разных уровней 1) относительная экономия ресурсов 2) материалоемкость производства продукции (товаров, работ, услуг) 3) капиталоемкость производства продукции (товаров, работ, услуг) 4) снижение общего объема материальных затрат на производство продукции 5) удельные капвложения на 1 гривню прироста производства продукции (товаров, работ, услуг) 6) затраты производства и обращения на 1 гривню произведенной продукции (товаров, работ, услуг) 1) производительность труда 2) трудоемкость производства продукции 3) прирост уровня занятости 4) продуктивность трудовых ресурсов (соотношение выручки от реализации продукции или балансовой прибыли и численности занятых) 5) уровень средней зарплаты в сфере малого бизнеса 6) соотношение средней зарплаты в малом бизнесе и средней зарплаты в народном хозяйстве 7)коэффициент производительности труда (соотношение производительности труда в малом бизнесе и в народном хозяйстве)

Для оценки экономической

эффективности малого бизнеса на общегосударственном и региональном уровнях предлагается использовать систему показателей, характеризующих эффективность использования различных ресурсов, в том числе трудовых, а также результативность производственной и коммерческой деятельности субъектов малого бизнеса (табл. 2). При этом предпочтение следует отдать не абсолютным, а относительным

показателям, более достоверно отражающим реальное положение дел.

Практически все отобранные Они дополняют друг друга, комплексно показатели взаимосвязаны, раскрывая сущность исследуемой

взаимозависимы и взаимообусловлены. проблемы. Так, расчет показателей

удельного веса малого бизнеса в валовом внутреннем и валовом региональном продуктах, в прибыли, в бюджетных поступлениях дает возможность оценить место малого бизнеса в национальной экономике и экономике региона. Анализ показателей эффективности

использования материальных ресурсов имеет значение для оценки ресурсных возможностей субъектов малого бизнеса и льгот, предоставляемых им в сфере материального обеспечения. Анализ динамики представленных показателей позволяет придать поддержке малого бизнеса более целенаправленный характер.

Необходимость комплексного подхода к оценке социально-экономических эффектов развития малого бизнеса подтверждается практикой становления и развития малого бизнеса в различных странах. Мировой опыт показывает, что высокая социальная значимость малого бизнеса начинает проявляться в условиях, когда экономические результаты деятельности субъектов малого бизнеса достигают определенного уровня и начинают оказывать влияние на

основные финансовые показатели национальной экономики.

Следовательно, поддержка малого бизнеса должна быть сосредоточена, прежде всего, на доведении показателей деятельности малого бизнеса до социально значимых величин, а также на содействии сформировавшемуся сектору малого бизнеса для укрепления его жизнеспособности.

В качестве основных социальных эффектов малого бизнеса большинство исследователей называют прирост количества рабочих мест и объема поступлений в бюджет за счет сектора малого бизнеса, позволяющих решать комплекс социальных задач.

Соответственно оценку социальной эффективности малого бизнеса (на государственном и региональном уровнях) целесообразно осуществлять по следующим направлениям: анализ уровня доходов населения, занятого в сфере малого бизнеса; изучение состояния и темпов изменения уровня безработицы; анализ объема и динамики поступлений в бюджет за счет малого бизнеса (табл. 3).

Таблица 3. Система показателей оценки социальной эффективности малого бизнеса

Показатели социальной эффективности малого бизнеса:

занятости доходов трудящихся поступлений в бюджет

1) численность занятых в малом бизнесе, в т.ч. в приоритетных отраслях 2) уровень занятости в малом бизнесе (по стране, региону, отрасли) 3) соотношение количества рабочих мест в секторе МБ для молодежи и отдельных социальных групп риска и общего количества рабочих мест 4) соотношение темпов роста числа рабочих мест в секторе МБ и темпов снижения 1) уровень оплаты труда в малом бизнесе (по стране, региону, отрасли) 2) прирост уровня средней заработной платы в МБ 3) соотношение темпов роста средней заработной платы в секторе малого бизнеса и в народном хозяйстве 4) прирост доходов, занятых в МБ в приоритетных отраслях 5) прирост доходов 1) объем отчислений в бюджеты разных уровней 2) темпы прироста обязательных платежей субъектов МБ 3) соотношение темпов прироста платежей субъектов МБ и всего сектора предпринимательства 4) прирост доходов в секторе малого бизнеса за счет увеличения числа рабочих мест 5) удельный вес платежей малого бизнеса в общем

безработицы

5) соотношение прироста постоянных и привлеченных кадров

6) уровень теневой занятости

социально уязвимых слоев населения, занятого в малом бизнесе 6) объем теневых доходов

объеме доходов бюджетов разных уровней 6) объем потерь бюджета от теневых оборотов в малом бизнесе

Меры, направленные на вовлечение граждан в сферу предпринимательства как в качестве предпринимателей-владельцев собственного дела, так и в качестве наемных работников, позволят увеличить доходы этих категорий населения, сократить пособия и прочие выплаты по безработице и увеличить число налогоплательщиков, а значит, и обеспечить рост платежей в бюджет.

Оценка эффектов от развития малого бизнеса и эффективности системы поддержки этого сектора экономики не будет полной и достоверной без анализа состава, уровня и причин трансакционных издержек субъектов малого бизнеса. Данные затраты связаны с необходимостью предпринимательских структур нести определенные расходы в процессе налаживания и поддержания контактов и связей как во внешней, так и во внутренней среде. Способность нести такие расходы определяет возможность отдельного субъекта

предпринимательства преодолевать барьеры при вхождении в рынок. Один из эффектов реализации системы поддержки малого бизнеса заключается в снижении уровня (экономии)

трансакционных издержек.

Во внешней среде трансакционные издержки субъектов малого бизнеса могут возникать во взаимоотношениях с органами государственной власти, поставщиками и потребителями, субъектами рыночной инфраструктуры и др. Трансакционные затраты во внутренней среде субъектов

предпринимательства обусловлены

внутренними условиями и факторами их функционирования: обоснованным

выбором направления деятельности и организационно-правовой формы

хозяйствующего субъекта, уровнем квалификации кадрового состава, наличием собственных финансовых ресурсов, степенью знания рынка, уровнем менеджмента и т.п. В составе трансакционных издержек субъектов малого бизнеса можно выделить группы затрат, связанные с поиском информации по всем вопросам жизнедеятельности, с организацией и оформлением сделок, с необходимостью защиты прав собственности, с сертификацией продукции, с оппортунистическим поведением контрагентов, с

преодолением бюрократических

барьеров.

Определение уровня

трансакционных издержек субъектов малого бизнеса является достаточно сложной задачей в связи с недостатком, а иногда и отсутствием достоверной информации об этих аспектах деятельности малых

предпринимательских структур.

Источником информации могут быть регулярные социологические опросы предпринимателей, позволяющие

обозначить перечень барьеров и трудностей входа на рынок и дать приближенную стоимостную оценку изменения уровня трансакционных издержек на основе показателей прироста прибыли или дохода своего предприятия.

Эффективность системы поддержки малого бизнеса в целом можно определить, сопоставив общий эффект от ее практической реализации с суммой затрат по разработке и внедрению такой системы. Общий эффект от реализации

системы поддержки малого бизнеса включает результаты, достигнутые как в экономической, так и в социальной сфере развития субъектов малого бизнеса, а также в процессе устранения различных барьеров на пути их вхождения в рынок.

С учетом вышеизложенного общий эффект от реализации разработанной системы поддержки малого бизнеса можно выразить следующим образом:

= Т (ЭЭМ5 + СЭМ5 + МИМБ), (2)

t=1

где ЭМБ - общий эффект от развития малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса;

ЭЭмб - экономический эффект от развития малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса;

СЭМБ - социальный эффект от развития малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса;

кТИмб - снижение уровня трансакционных издержек субъектов малого

бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса;

¿, ..., T - период времени, за который проводится исследование.

Поскольку поддержка малого бизнеса реализуется через

соответствующую систему механизмов, состав и структура которой были рассмотрены ранее, затраты на разработку и реализацию системы поддержки малого бизнеса включают расходы на формирование таких механизмов. В общую сумму затрат следует включить объем инвестиций в развитие малого бизнеса, а также стоимостную оценку льгот,

предоставленных субъектам малого бизнеса в рамках реализации отдельных механизмов. Общие затраты на осуществление поддержки малого

бизнеса можно представить в следующем виде:

т

зспмб = т (змех ^ зл + зинв ) , (3) г=1

где ЗМЕХ - стоимость ресурсов, затраченных на разработку и внедрение системы механизмов поддержки

малого бизнеса;

ЗЛ - стоимостное выражение объема льгот, предоставленных субъектам малого бизнеса в рамках отдельных механизмов поддержки;

ЗИНВ - сумма инвестиций, привлеченных в сферу малого бизнеса в результате реализации программы поддержки малого бизнеса;

г, ..., Т - период времени, за который проводится исследование.

Эффективность системы поддержки малого бизнеса определяется

отношением величины общего эффекта от ее внедрения к общей сумме затрат на разработку и реализацию, в результате которых был достигнут указанный эффект:

т эмб

э

г=1

спмб

Т з

(4)

спмб

г=1

Следует заметить, что достигнутый общий эффект от развития малого бизнеса является не только результатом осуществления мер по поддержке этого сектора экономики, но и экономической, инвестиционной и социальной активности самих субъектов малого бизнеса. Поэтому некоторые показатели полученных экономических и

социальных эффектов от развития малого бизнеса, предлагаемые для оценки эффективности его поддержки, недостаточно достоверно характеризуют степень эффективности такой

поддержки. Однако

неудовлетворительная динамика таких

показателей в течение определенного периода однозначно свидетельствует о неэффективности предпринятых мер по поддержке малого бизнеса.

Для комплексной оценки эффективности системы поддержки малого бизнеса целесообразно также рассмотреть показатели, косвенно характеризующие степень

эффективности мер, предпринимаемых в рамках такой системы. В качестве таких показателей можно рассматривать:

1) показатель количества субъектов малого бизнеса на душу населения.

Многие ученые при анализе эффективности развития малого бизнеса отдают предпочтение этому показателю, справедливо полагая, что он позволяет достаточно точно оценить состояние малого бизнеса и результативность действий по укреплению его жизнеспособности и обеспечению благоприятных условий для развития этого сектора экономики. Так, З. Варналий рассматривает в качестве основных показателей эффективности развития малого предпринимательства коэффициент действующих малых предприятий, который выражает соотношение количества действующих малых предприятий на 1000 чел. населения, а также интегрированный показатель соотношения такого коэффициента для отдельного региона и аналогичного показателя для государства в целом [4];

2) показатель удельного веса действующих малых предприятий в общем количестве зарегистрированных малых предприятий.

Этот показатель характеризует степень «выживаемости» малого бизнеса. Снижение его величины свидетельствует о нарастании трудностей в процессе развития малого бизнеса, а также об усугублении причин, вызывающих

отрицательную динамику количества действующих субъектов малого бизнеса;

3) показатель удельного веса ликвидированных субъектов малого бизнеса в общем количестве зарегистрированных.

Это так назывемый «коэффициент смертности» малого бизнеса, который используется учеными многих стран в исследовании состояния малого бизнеса. Положительная динамика этого коэффициента говорит о снижении жизнеспособности субъектов малого бизнеса и низкой эффективности действий по обеспечению благоприятных условий для

развития этого сектора экономики [8]. По нашему мнению, более достоверную оценку эффективности комплекса мер по поддержке малого бизнеса дает показатель отношения количества ликвидированных субъектов малого бизнеса к числу действующих за анализируемый период.

Проведенное исследование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свидетельствует о том, что малый бизнес может выполнять свою социально-экономическую роль в полном объеме только при условии эффективной всесторонней поддержки этого сектора экономики, в особенности при проведении

последовательной стимулирующей

политики со стороны государства. Предложенная в работе система показателей оценки эффективности поддержки малого бизнеса позволяет определить, насколько затраты на разработку и реализацию системы поддержки обеспечивают благоприятные условия воспроизводства и необходимый уровень жизнеспособности малого бизнеса.

Литература

1. Бусыгин А.В.

Предпринимательство. - М.: ИНФРА -М, 1997. - 672 с.

2. Крутик А.Б., Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. - СПб: Бизнес-пресса, 1998. - 344 с.

3. Крупанин А.А. Основы регулирования предпринимательства. -СПб: СпбТИ-ЭА, 1998. - 258 с.

4. Варналш З.С. Мале тдприемництво: основи теори i практики. - К.: Знання, 2001. - 277 с.

5. Эффективность поддержки малого предпринимательства / А. Дадашев, И. Гловацкая, С. Лазуренко, А. Нешитой // Вопросы экономики. - 2002. - № 7. -С. 127-139.

6. Статистичний щорiчник Украши за 2006 рк / За ред. О.Г. Осауленка. - К.: Консультант, 2007. - С. 300-311.

7. П'ятницька Г. Роль малого пщприемництва в процес розбудови нащонально'1 економки та тдходи до розв'язання основно'1 суперечносп його розвитку // Економют. - 2004. - № 6. -С. 38-41.

8. Бондарук Т.Г. Державна полггика тдтримки малого пщприемництва // Актуальш проблеми економки. - 2007. - № 6. - С. 115-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.