Научная статья на тему 'Факторы, определяющие развитие малого бизнеса в Украине'

Факторы, определяющие развитие малого бизнеса в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгоруков Ю.А., Падерин И.Д., Ермократьева О.В.

Розглядається вплив на процес формування, розвитку і стабілізації роботи суб'єктів малого бізнесу факторів і показників, що систематизовано в чотири групи: соціально-економічні, організаційно-правові, фінансово-ресурсні, психолого-професійні.Рассматривается влияние на процесс формирования, развития и стабилизации работы субъектов малого бизнеса факторов и показателей, которые систематизированы в четыре группы: социально-экономические, организационно-правовые, финансово-ресурсные, психолого-профессиональные.The impact of factors and indicators on the process of formation, development and stabilization of small business subjects are considered. They are systemized into four groups: socio-economics, organizational-legal, financial-resource, psychologycal-professional.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие развитие малого бизнеса в Украине»

Ю.А. Долгоруков, И.Д. Падерин, О.В. Ермократьева

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

В УКРАИНЕ

Актуальность проблемы. На процесс формирования, развития и стабилизации работы субъектов малого бизнеса влияет большое количество разнообразных факторов, которые, как правило, классифицируются по сфере влияния и характеру воздействия.

Мнения исследователей в основном совпадают по вопросу о необходимости разграничения факторов на внешние и внутренние. Однако по классификации и оценке характера влияния этих факторов мнения существенно различаются.

Публикации. Наибольшие расхождения среди ученых, как показал анализ, существуют по структуре внешних факторов, которые являются компонентами среды, оказывающей огромное влияние на состояние и развитие малого бизнеса. Так, В. Рубе выделяет четыре группы факторов влияния внешней среды на малый бизнес [1, 53]:

1) состояние экономики и рыночной конъюнктуры;

2) наличие соответствующей инфраструктуры для развития малого бизнеса;

3) политику государства по отношению к малому бизнесу;

4) благоприятную или неблагоприятную социальную среду.

При этом В. Рубе под внешней средой понимает те условия экономической, социальной и политической реальности,

к которым малый бизнес вынужден приспосабливаться.

Другой, более узкоспециализированный, подход у А. Шулуса, который определяет внешнюю среду как совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, отношений и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого бизнеса. А. Шулус подразделяет элементы внешней среды на пять групп [2, 87]:

первая группа охватывает совокупность ключевых для малого бизнеса рынков - ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых;

вторая группа представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами (государственными и финансово-кредитными) и агентами (крупным и средним бизнесом);

в третью группу включаются комплексы (блоки) общественных организаций: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил;

четвертая группа объединяет прочие релевантные социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию,

© Долгоруков Ю.А. - доктор экономических наук, профессор, Падерин И.Д. - кандидат экономических наук, Ермократьева О.В. - аспирант.

Государственная финансовая академия, Днепропетровск.

ISSN 1562-109X

научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства и т.п.;

пятая группа - это система поддержки малого предпринимательства.

Сравнивая вышеуказанные два подхода, можно прийти к выводу, что второй подход как бы детализирует первый, который по отношению к внешней среде содержит более общие факторы.

Заслуживает внимания, по нашему мнению, реалистичный и системный подход к исследованию рассматриваемой проблемы А. Загороднего и Л. Громаки [3]. Ими сделан принципиально важный вывод, что социально-психологические, организационно-правовые и финансово-экономические факторы взаимозависимы и характеризуются значительным влиянием друг на друга.

Целью данной статьи является дальнейшее исследование факторов и показателей, определяющих развитие малого бизнеса в Украине.

Для изучения влияния факторов на развитие малого бизнеса еще в 2001 г. было проведено анкетирование руководителей малых предприятий г. Днепропетровска по программе «Социально-экономические проблемы развития малых предприятий глазами их руководителей», разработанной отделом науки Днепропетровского государственного финансово-экономического института и кафедрой социологии Днепропетровского национального университета [4, 3450].

Опросный бланк интервью состоял из четырех блоков вопросов. Первый блок посвящен изучению производственно-экономических характеристик малых предприятий. Второй предусматривал оценку организации и особенностей подбора персонала. С помощью вопросов третьего блока исследовались факторы, влияющие на жизнедеятельность малых предприятий. Четвертый блок посвящен изучению социальных ориентаций и социального статуса руко-

водителей МП. В конце бланка помещены вопросы для получения обобщенной информации экспертного характера посредством глубинного интервью.

С использованием вероятностного метода выборки общего количества малых предприятий с помощью рассчитанного шага отбирались респонденты, подлежащие исследованию. Распределение предприятий, попавших в выборку исследования, по количеству занятых в них человек составило: до 3-х чел. - 19%, 3-5 чел. - 8%, 6-10 чел. - 24%, 11-20 чел. -28%, 21-30 чел. - 7%, 31-40 чел. - 8%, свыше 40 чел. - 8%. Как видим, в выборке в наибольшей мере представлены предприятия с количеством работающих от 3 до 20 чел. (79%).

По характеру собственности предприятия распределились следующим образом: коллективные - 49%, частные -40%, государственные - 3%, другого типа - 8%.

Исследованы возрастные группы, которые преобладают среди руководителей различных по характеру собственности предприятий. Молодежь до 30 лет чаще встречается среди руководителей частных предприятий. Во всех формах собственности МП преобладают руководители в возрасте 31-50 лет.

Анализ мнения руководителей МП о цели их деятельности показал, что большинство из них стремятся к получению прибыли, на втором месте - увеличение объема продаж. Чуть более четверти опрошенных указали, что лидерство по качеству продукции является для них основной целью.

Среди предприятий, попавших в выборку, больше всего тех, которые имели за последние 2-3 года невысокий среднегодовой объем продаж своей продукции. Почти каждое третье предприятие имеет объем продаж на сумму до 50 тыс. грн. в год. Если проанализировать зависимость показателя среднегодового объема продаж продукции от характера собственности

предприятия, то можно увидеть определенную тенденцию. Среднегодовой объем продаж государственных предприятий колеблется в размерах от 50 - до 200 тыс. грн. Для частных предприятий характерен объем до 50 тыс. грн. в год.

Большинство руководителей исследованных предприятий (60%) оценивают качество производимой продукции как среднее. 36% опрошенных руководителей считают, что уровень продукции их предприятия является высоким. И только один предприниматель осмелился оценить качество своей продукции как низкое.

Наметилась определенная

тенденция в использовании методов установления цен на продукцию МП. Наиболее популярными методами установления цен являются «затраты + прибыль» (57%), а также «ориентация на конкурентов» (32%). Примерно 15% руководителей МП стремятся к обеспечению рентабельной работы -выживание в создавшихся условиях.

Около трети опрошенных предпринимателей отметили, что в своей деятельности рекламу не используют. Среди тех предприятий, которые используют рекламу, наибольшей популярностью пользуется реклама в прессе. Меньше всего пользуются рекламой коллективные предприятия. Частные предприятия в большей мере, чем другие, в рекламе используют листовки.

Среди опрошенных предпринимателей нет единодушия по вопросу, какая система налогообложения наиболее приемлема. Однако чаще всего называлась общая система налогообложения прибыли по ставке 30% плюс НДС.

Обращает внимание, что оценки упрощенной и общей систем налогообложения оказались равноценными.

Налогообложение, несмотря на введение его упрощенной системы с 3 июля 1998 г., рассматривается предпринимателями (69% от общего числа анкетируемых) одной из основных проблем,

препятствующих увеличению количества малых предприятий в производственной сфере экономики и жизненного цикла их функционирования. Такая позиция связана как с выходом в свет большого количества инструктивных и регламентирующих материалов (около 7000 наименований по вопросам налогообложения), предположениями о возможности появления новых, которые нередко до неузнаваемости «уточняют» исходные законодательные и нормативные акты, так и неуверенностью их продолжительного функционирования. Такая позиция связана и с более чем 4-летним ожиданием принятия Верховной Радой Украины Налогового кодекса. Политика налогообложения и вымогаемых за счет издержек отчислений не только тормозит развитие предпринимательства, но и деформирует условия его осуществления. Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где необходимы относительно крупные первоначальные капитальные вложения с проблематичными перспективами окупаемости. Он устремляется главным образом в торго-во-посредническую деятельность.

Немаловажным фактором является работа с персоналом малых предприятий. Почти 7% опрошенных руководителей отметили, что на их предприятии есть структурное подразделение, организующее работу с персоналом; 30% - что есть сотрудник, ответственный за прием и увольнение персонала. Каждый десятый предприниматель указал, что ведением документов персонала занимается секретарь. На 45% исследованных предприятий ведением документов персонала занимается сам руководитель. Остальные 8% респондентов не дали конкретных ответов. О наличии документов, регламентирующих

деятельность персонала, говорят следующие данные: разработаны положения о структурных подразделениях - 14%; имеют должностные инструкции -50%; составлены контракты с

сотрудниками - 47%; имеются другие документы, регламентирующие

деятельность персонала, - 11%.

Чаще всего набор персонала осуществляется по рекомендации авторитетных лиц. Однако все большей популярностью в решении этого вопроса пользуются службы занятости. Среди методов подбора персонала наибольшей популярностью у руководителей пользуется собеседование. Около половины предпринимателей отметили, что используют метод подбора персонала по результатам испытаний. Тестирование и изучение резюме при подборе персонала практикуют, соответственно, 6% и 5% опрошенных. План развития персонала имеют 30% опрошенных руководителей, составляют резерв кадров - 37%. Оценку индивидуального вклада использует каждый третий опрошенный руководитель, оценку потенциала работника - 19% опрошенных, аттестацию кадров - 18%.

Исследование подтвердило общественное мнение о том, что руководители малых предприятий недостаточно обращают внимание на обучение своего персонала, предпочитая нанять нужного специалиста по контракту или трудовому соглашению. Наиболее распространенными формами повышения квалификации признаются семинары по специальным областям знаний (46%), самоподготовка (39%), курсы повышения квалификации (26%), стажировки (12%), тренинги (8%). Каждый пятый руководитель МП не занимается вопросами обучения персонала.

Важным фактором успеха предпринимательской деятельности является наличие профессиональных знаний и опыта у владельца МП. Для владельца вновь открытой фирмы однозначно необходима подготовка, переподготовка или повышение квалификации. Особое внимание должно быть уделено особенностям управления малым предприятием. Для ма-

лого бизнеса характерны такие же управленческие процессы, как и для крупных предпринимательских структур. Однако они имеют различия, обусловленные размерами предприятия, объемами производственных мощностей и выпускаемой продукции (работ, услуг).

Тем не менее владельцы МП, предприниматели (менеджеры) должны, прежде всего, хорошо представлять основные функции управления и с этих позиций рассматривать объект управления, т.е. проводить его анализ, планировать результаты, принимать решения по их достижению, организовывать эффективную работу структурных подразделений, контролировать ход выполнения бизнес-плана, корректировать решения, организовывать труд работников и его стимулирование.

По исследованиям факторов банкротств мелких фирм в США 98% неудач объясняется скверным управлением (45% - некомпетентность, 9% - отсутствие опыта в производстве, 18% - недостаток управленческого опыта, 20% -узкий профессионализм, 3% - невыполнение взятых на себя обязательств, 2% -обман, 1% - стихийные бедствия) и только 2% объясняется причинами, не зависящими от управления фирмой [5].

В наших условиях эта проблема еще более актуальна. Среди опрошенных предпринимателей только каждый пятый анализирует финансовые результаты деятельности МП ежедневно, треть из них - еженедельно, 42% - раз в месяц, а 8% затруднились ответить. Поэтому в регионах следует организовать обучение современным методам ведения предпринимательской деятельности, содействовать в их стажировке за зарубежом, подготавливать и переподготавливать преподавательские кадры для обучения предпринимателей, создаваться сеть консультативных центров.

Говоря о динамике прибыли за последние 2-3 года, 23% предпринимателей

отметили ее повышение, 41% - стабильность, 30% - снижение, 6% уклонились от конкретного ответа.

Массовое предпринимательство требует подготовки людей, способных к этому роду деятельности. В большинстве случаев решающее значение в успехе коммерческой деятельности имеют личностные качества предпринимателей, которые в одних и тех же условиях (правовых, социально-экономических и финансовых) добиваются более высоких конечных результатов, которые совпадают с их социально-экономической мотивацией к такого рода деятельности.

В числе психологической группы факторов на развитие малых форм предпринимательства в значительной степени влияют престижность этого вида деятельности, психологическая

готовность человека заниматься малым бизнесом. Предпринимательство - это не только особый вид деятельности, но и определенный стиль поведения, направление мышления, составляющими которого являются поиск

нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловитость, профессиональная этика.

Для предпринимателя, который отказывается от своей предыдущей работы и привычного образа жизни, очень важно - признает общество его новый вид труда престижным или нет. В той стране, где к предпринимательской деятельности относятся с одобрением, желающих заниматься этим делом находится немало. Такое отношение складывается годами под влиянием национальных традиций, культуры, местного окружения предпринимателя, его семьи, друзей.

В исследовании факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, учитывалось мнение респондентов и как руководителей малых предприятий, и как экспертов, способных

оценить ситуацию функционирования малого бизнеса в регионе и в стране в целом.

В нашей стране для становления предпринимательства явно недостаточно одного признания его нормой современной экономики. Среди организационно-правовых факторов, определяющих развитие малых форм предпринимательства, одним из основных является наличие законодательных актов. Создание правовой базы малого и частного бизнеса находится на этапе формирования. Пока она характеризуется нестабильностью и неоднозначностью. Законы «О

собственности», «О предприятиях в Украине», «О предпринимательстве» были приняты еще в 1991 г., неоднократно изменялись и дополнялись, сегодня некоторые их положения требуют пересмотра.

Остается еще сложной в Украине, по сравнению с развитыми странами, процедура регистрации малых форм предпринимательства. Об этом продолжают высказываться практики и ученые [6-8]. Многие виды деятельности связаны с необходимостью их лицензирования. Для получения лицензий необходима подготовка многих документов, оплата услуг. Нередко лицензии аннулируются или

затягиваются сроки их выдачи. При Госкомпредпринимательстве даже создан Экспертно-апелляционный совет. Также следует отметить большое количество проверок малых предприятий органами государственной власти, особенно налоговыми органами.

Слабым звеном субъектов малого предпринимательства является низкий уровень их самоорганизации, отсутствие консолидации взаимоотношений между МП. Мало в чем могут посодействовать предпринимателям малочисленные упра-ления и отделы местных государственных администраций, не наделенные пря-

мыми функциями регулирования предпринимательской деятельности, а также принятия решений, обязательных для исполнения любыми государственными организациями в регионе в случае принятия ими неправомерных или других действий, затрудняющих и усложняющих работу малых предприятий.

Ощущая отсутствие надлежащей поддержки государства и ища выход из сложившейся ситуации,

предприниматели начали создавать свои общественные объединения. Сегодня в Украине насчитывается свыше 20 общенациональных ассамблей, советов, союзов, лиг, конфедераций и других общественных объединений

предпринимателей. Кроме того, зарегистрировано значительное

количество региональных ассоциаций малых и средних предприятий. Здесь счет уже идет на сотни. Однако деятельность большинства

общественных объединений, формально насчитывающих десятки тысяч членов, фокусируется в деятельности его управленческого аппарата и направлена на самообеспечение и самовыживание. Многие желают поддерживать малый бизнес, но за соответствующую оплату. Эта проблема существует и в органах государственной исполнительной власти.

Регионы стали проявлять инициативу по устранению причин, препятствующих росту активности малого бизнеса. Так, в Ивано-Франковске на базе отдела регистрации горисполкома создана в апреле 2002 г. Регистрационная палата. Ее создание - это результат совместных усилий коалиции общественных организаций, прежде всего Агентства по развитию частной инициативы, представителей Госком-предпринимательства, руководителей регистрационных служб и активной поддержки руководителей города и области.

Регистрационная палата работает

по принципу «одного окна». Через 10 дней предприниматель получает пакет документов. При создании Регистрационной палаты учтен опыт работы Единой комиссии г. Николаева и Единого офиса в Румынии.

Результаты таковы: в мае 2002 г. прирост вновь созданных малых предприятий составил 26%. Ежемесячно на функционирование Регистрационной палаты тратится 800 грн. Регистрируется в месяц в среднем 200 новых субъектов предпринимательства, 30% из них -плательщики единого налога, который поступает в городской бюджет, т.е. это дает городу 4200 грн. [Бизнес. - 2002. -№32. - С. 46-47].

Для малых предприятий

чрезвычайно важна финансовая поддержка. С

1 января 2003 г. вступили в силу налоговые льготы под инновационные проекты согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности» (№ 40 от 04.07.2002.). В частности, предприятие сможет оставить в своем распоряжении 50% НДС и 50% налога на прибыль от реализации инновационных проектов. Инновационные предприятия смогут не платить половину земельного налога и ввозить некоторые виды оборудования без таможенной пошлины и ввозного НДС. Проект начинает считаться инновационным с момента его государственной регистрации. Основным критерием «инновационности» будет реализация в проекте интеллектуальной собственности. У таких предприятий может появиться реальный шанс на ощутимое снижение налогового пресса.

Социально-экономическая и

эмоциональная мотивация занятия малым бизнесом должна не только отражаться в законодательных и нормативных актах, а главное - в

процессе реализации регуляторной политики государства в регионах.

Проведенные исследования субъектов малого предпринимательства в Днепропетровской области, оценка состояния малого бизнеса в Украине, аналитический обзор публикаций по рассматриваемой проблеме позволяют остановиться на четырех группах факторов влияния и способах воздействия внешней и внутренней среды на состояние и развитие МП, а также обосновать их структуры, которые приводятся в таблице.

Таким образом, сделана попытка свести воедино проблемы и трудности, с которыми сталкиваются субъекты малого предпринимательства, осмыслить и оценить их с точки зрения теории и практического опыта и на этой основе обосновать факторы, обеспечивающие развитие малого бизнеса и усиление его влияния на экономику. На этой основе можно сделать соответствующие выводы и предложения.

Группа факторов Подгруппа факторов Факторы

1 2 3

Государственная политика по отношению к малому

предпринимательству

Реальная работа в регионе по ее реализации

Общественное обсуждение в СМИ регуляторных актов

в области малого бизнеса

X Л Конкурентоспособная рабочая сила

ч ей Традиции, нормы морали, расстановка политических

и к К а сил

и о о О Консолидация взаимоотношений в процессе

^ гт н предпринимательской деятельности

Л 0 Объединение предпринимателей в союзы

X о Изменение уровня отрицательного влияния

и т о бюрократизма, коррупции и рэкета

^ Л ч ей Общая макроэкономическая стабильность в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К а государстве, уровень инфляции

о О и к Состояние экономики в регионе

и о ^ Уровень стабильности рыночной конъюнктуры

к Экономическая оценка проектов регуляторных актов в

о области малого бизнеса

X о Комплекс экономических, экономико-правовых,

и о социально-экономических нормативов в системе

поддержки малого предпринимательства Механизмы регулирования экономических процессов

Таблица. Группировка факторов по характеру влияния внутренней и внешней среды на состояние и развитие МП

Взаимодействие органов власти с гражданскими

о 2 организациями предпринимателей на основе социального

X X о к 2 л X X о к партнерства Создание инфраструктуры развития малого

а ей со К К ш о и ей Л а ей со К предпринимательства Организация разработки и реализации региональных и

ей и Л О С ей и Л О местных программ развития малого предпринимательства Упрощенная система учета и отчетности субъектов малого бизнеса

Окончание таблицы

3

Формирование сети региональных фондов поддержки субъектов малого предпринимательства (кредитные гарантии, микрокредитование, страхование)

Формы государственной финансовой поддержки Упрощенная система налогообложения малого бизнеса Стимулирование деятельности финансовых институтов, поддерживающих малое предпринимательство

о и о о X ей X

х

е

Л X о

Л

^

о и Л

Л

ю о о X ей X X

е

Эффективные способы привлечения первоначального

капитала и

Совокупность ключевых для малого бизнеса ресурсных рынков

Сеть локальных сбытовых рынков Система кооперационных связей с крупными и средними предприятиями, их устойчивость

Л X о

Л

^

о и РМ

о

и р

к

и о

¡3

о

к

Психологическая готовность заниматься предпринимательской деятельностью в условиях риска и неопределенности

Социально-экономическая и эмоциональная мотивация занятия малым бизнесом

Л X Л

ч

ей X о к

о о

О 5

С -е о

Л

с

Наличие профессиональных знаний и опыта занятия предпринимательством

Возможность получить профессиональную подготовку в регионе

Своевременное реагирование на колебания экономической конъюнктуры, политической обстановки, ожидаемого изменения законодательства

Стремление к статусу независимости, расчет, прежде всего, на собственные силы с учетом влияния внешней среды

Неформальные взаимоотношения с узким кругом поставщиков, потребителей и финансистов

2

3

X Л

4

ей X о к

о о и

о

Л

к

1

2

Выводы

1. Малое предпринимательство в Украине и её регионах стало неотъемлемой частью экономики, важнейшей предпосылкой

экономического роста и важным фактором повышения уровня занятости трудоспособного населения.

2. Наиболее плодотворное решение проблем малого предпринимательства находится в непосредственной связи с политикой государства в этой сфере, её реализацией в регионах путём подкрепления действенным организационным механизмом и созданием конкретных благоприятных условий для функционирования законодательных и нормативных актов.

3. На процесс формирования, развития и стабилизации работы субъектов малого бизнеса влияет большое количество разнообразных факторов и показателей, которые по сфере влияния и характеру воздействия систематизированы по результатам исследования в четыре группы: социально-экономические, организационно-правовые; финансово-ресурсные; психолого-профессиональные.

Литература

1. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М.: Теис, 2000. -231с.

2. Шулус А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ // Российский экон. журн. - 1993. -№3. - С. 88.

3. Загородний А., Громака Л. Факторы, определяющие развитие малого бизнеса // Экономика Украины. -1996. -№ 5. - С. 66.

4. Малое предпринимательство в промышленном регионе / Под ред. Н.И. Рединой. - 2-е изд. перераб. и доп. - Днепропетровск: ДГФЭИ, 2004. - 352с.

5. Кочеврин Ю. Малый бизнес в США. -М.: Мысль, 1995.

6. Дзись Г. Малый бизнес как феномен рыночной экономики // Экономика Украины. - 1998. - № 1. - С. 84-85.

7. Диба М.1. Малий бiзнес на ринку Украши // Маркетинг в Укра'1'ш. - 2001.

- №1. - С.12-14.

8. Музичук В.Т. Адмшютративш бар'ери розвитку малого бiзнесу // Малий бiзнес Украши. Пщприемщ здатш вщродити крашу. - К.: Сднання, 1997.

- С. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.