Научная статья на тему 'Перспективы активизации развития малого предпринимательства на региональном уровне'

Перспективы активизации развития малого предпринимательства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волощук Надежда Юрьевна

Статья посвящена выявлению факторов воздействия на активизацию развития малого предпринимательства в регионе. Выделены основы государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности, определена роль малого предпринимательства в повышении занятости населения. Намечены перспективные направления обеспечения развития малого предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы активизации развития малого предпринимательства на региональном уровне»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

который выступал в сущности составляющей федерального бюджета. На основании того, что отечественная экономика обладала сильной привязкой к сырьевому рынку, развитие «подушки безопасности» выступило в качестве обязательного условия для последующего процветания страны. Последний этап в развитии запаса - это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Экспортные возможности страны существенно страдают от сильной привязанности к экспорту газа и нефти. Ситуация откладывает отрицательный отпечаток на статус страны и наносит удар по производственным мощностям, которые направлены на экспорт. В экономику перекрывается источник поступления средств естественного формата за счет экспорта услуг и товаров. Каждый входящий денежный потоки блокируется нефтедолларами. Резервный фонд Российской Федерации отвечает на сегодняшний день за обеспечение баланса в федеральном бюджете, поскольку цена нефти в настоящее время на несколько позиций ниже, чем заложена была в бюджетах на 2014-2017 года. Фонд отвечает за связывание чрезмерной ликвидности, сокращает инфляционное воздействие, ликвидирует последствия влияния скачков цен на мировом рынке сырья на национальную экономику. Можно подвести итог и выделить основные три функции фонда:

Перекрытие дефицита Российского бюджета.

Предотвращение развития Голландской болезни в экономике.

Финансирование пенсионных накоплений и перекрытие дефицита бюджета Пенсионного Фонда.

Теория - это одно, но практика и история указываю на несколько иное предназначении резерва. Средства Резервного фонда направлены на обеспечение исполнения государством обязательств расходного типа при уменьшении доходов от нефтегазоносного сектора экономики. Объемы резервов установлены на уровне 10% от предполагаемого на будущий финансовый год объема ВВП. Первоначально денежные потоки направляются на счета казначейства. Недостающий объем средств от не нефтяного сектора перекрывается за счет перенаправления денег посредством нефтегазоносного трансферта. Далее идет наполнение непосредственно Резервного фонда. Вслед за тем, как объем его будет равняться 10% от полученных средств, денежный поток направляется в Фонд национального благосостояния, который компенсировать будет дефицит пенсионного бюджета. Резервный фонд остается неприкосновенным до того момента, как поступления от нефтегазоносного сектора экономики будут уменьшены в разы. Большее количество сбережений резервного капитала формируется в валюту и финансовые активы. Это долговые обязательства международных организаций, а также ценные бумаги, депозиты в финансовых зарубежных институтах.

Список использованной литературы

1. Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. - 304 с.

2. Ивлева, Г.Ю. Национальная экономика: Учебно-методический комплекс / Г.Ю. Ивлева. - М.: РАГС, 2010. - 90 с.

3. Розинский, И.А. Иностранные банки и национальная экономика / И.А. Розинский. - М.: Экономика, 2009. - 384 с.

© Е.Е. Воеводскова, 2015

УДК33.334 (477.87)

Волощук Надежда Юрьевна

ст. преподаватель Карпатского института предпринимательства ВУЗ Университет "Украина", г. Хуст, Украина, E-mail: lesyagazuda@gmail.com

ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА

РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация

Статья посвящена выявлению факторов воздействия на активизацию развития малого предпринимательства в регионе. Выделены основы государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности, определена роль малого предпринимательства в повышении занятости

95

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

населения. Намечены перспективные направления обеспечения развития малого предпринимательства в регионе.

Ключевые слова

малое предпринимательство, государственная регуляторная политика, перспективные направления,

активизация развития предпринимательства.

На становление и развитие малого предпринимательства в Украине влияет множество факторов формирования конкурентной среды в условиях углубления рыночных отношений. Закрепление положительных тенденций и реализация мероприятий по совершенствованию предпринимательской деятельности в регионе на прямую зависят от формирования целенаправленной, последовательной и предсказуемой государственной регуляторной политики и действий властных и управленческих органов в сфере хозяйственной деятельности. Известно, что рыночная экономика развивается циклически, периоды быстрого роста и активности хозяйствования сменяются экономическими кризисами, падением темпов производства, увеличением доли убыточных предприятий в сфере малого бизнеса, низкой эффективностью малого предпринимательства. Вследствие этого представляется необходимым обеспечение регулирующих мер государства по развитию предпринимательства, повышение уровня их функционирования, совершенствование методов воздействия на предпринимательскую деятельность, что будет способствовать выравниванию названных циклических тенденций, возрастанию общественной роли субъектов малого предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов и государства в целом.

С целью обеспечения процесса дерегуляции предпринимательской деятельности и надлежащего выполнения законов Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» [2], "Об ускоренном пересмотре регуляторных актов, принятых органами и должностными лицами местного самоуправления" [3] в Закарпатской области заложены основы региональной политики по созданию условий для ограничения вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.

Государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности базируется на таких основах: планирование деятельности по подготовке проектов регуляторных актов, мониторинг

результативности их действия; проведение учебных семинаров для сотрудников районных государственных администраций, органов местного самоуправления по вопросам внедрения регуляторной политики; обеспечение свободного доступа предпринимателей, общественных организаций к информации органов государственной власти и местного самоуправления, касающейся внедрения регуляторной политики и улучшения бизнес-среды в регионе и др.

Малым предприятиям отводится важная роль прежде всего в решении проблемных вопросов занятости населения, создания новых рабочих мест с задействованием творческого человеческого потенциала, что будет способствовать быстрому насыщению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами, развитию конкуренции как мощного стимула экономического роста. В развитии предпринимательства важна роль службы занятости Закарпатской области, которая проводит работу по вовлечению безработных в предпринимательскую деятельность.

Данные свидетельствуют, что в 2014 году в регионе начали собственный бизнес благодаря одноразовой выплате помощи по безработице для занятия предпринимательской деятельностью 416 безработных (в 2013 г. - 364 человека), среди них 227 лиц (54,6%) - молодежь в возрасте до 35 лет, 181 женщина (43,5%), 161 человек (38,7%) - жители села, 16 лиц - безработные с инвалидностью. Также отметим, что единовременная выплата пособия по безработице преимущественно направлялась на такие виды деятельности [1]: торговля и ремонт автотранспортных средств - 228 человек (54,8%), профессиональная, научная и техническая деятельность - 62 человека (14,9%) , перерабатывающая промышленность - 17 человек (4,1%), информация и телекоммуникации - 24 человека (5,8%) и др.

Решение отмеченных проблемных вопросов развития малого предпринимательства зависит от государственной регуляторной политики, определения перспективных направлений активизации субъектов малого бизнеса, разработки и реализации региональных целевых программ, которые формируются для каждого из регионов Украины. Такая программа на краткосрочный период (2015-2016 гг.) разработана в

96

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Закарпатской области [4] с целью создания благоприятных условий для развития и поддержки предпринимательства, реализации политики занятости и инвестиционной стратегии, а также для сохранения уже достигнутого уровня и создания предпосылок для наращивания нового потенциала. Упомянутое постепенно будет подтягивать этот сектор экономики в количественном и качественном смысле до европейского и мирового уровня, сделает его носителем рыночной экономической модели по образцу высокоразвитых стран. Финансовая поддержка предпринимательства будет осуществляться при помощи механизма частичного возмещения по привлеченным в банках кредитам, предоставляемым субъектам малого бизнеса для реализации инвестиционных проектов.

В процессе реализации программы предполагается осуществить ряд первоочередных мер по кадровому обеспечению малого и среднего предпринимательства, поскольку в современных условиях рыночного хозяйствования возникла необходимость в подготовке квалифицированных работников на основе изучения и использования зарубежного опыта по подготовке профессиональных кадров для работы в сфере предпринимательской деятельности. К таким мерам следует отнести [1]: введение системы консультативных услуг для предпринимателей по вопросам законодательства и налогообложения, менеджмента и маркетинга, оказание помощи предпринимателям в составлении бизнес-планов; разработку социальных учебных программ для вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных категорий населения (инвалидов, молодежи, уволенных в запас военнослужащих, безработных).

Целесообразным представляется применение специальных рычагов для поддержки предпринимательской инициативы безработных, в том числе: организация ярмарок (мини-ярмарок) вакансий, дней открытых дверей для выпускников школ, молодежи; проведение информационных семинаров по привлечению незанятого населения, а также единовременная выплата пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности; организация обучения по программе "Начинающий предприниматель"; консультации по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности; выплата компенсации фактических расходов в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование с заработной платы трудоустроенных безработных.

Для перспективного развития малого предпринимательства необходимо, исходя из анализа проблем на региональном уровне, на основе четко определенной миссии и стратегии развития Закарпатья, в ближайшее время осуществить следующее: провести анализ экономических ресурсов и выявить резервы,

незадействованные в функционировании крупного и среднего бизнеса; учесть региональные особенности экономико-социального развития, традиции и ментальность населения; определить приоритетные виды деятельности для малого предпринимательства; обеспечить, с использованием государственного и регионального регуляторного инструментария, благоприятные рыночные условия для развития приоритетных видов деятельности; создать разветвленную производственную и социальную инфраструктуру региона, в том числе и для поддержки развития малого бизнеса; осуществлять информационную поддержку и популяризацию приоритетных видов деятельности; проводить политику регионального протекционизма для защиты собственного рынка товаров и услуг с целью импортозамещения; осуществлять, в случае необходимости, целевую поддержку приоритетных видов малого бизнеса в регионе.

Итак, активизации развития малого предпринимательства в целом и на уровне региона будет способствовать соответствующее законодательное, финансовое, инфраструктурное, инвестиционно -инновационное обеспечение, снижение налогового давления на субъекты хозяйствования. В процессе реализации государственной региональной политики обеспечения эффективного функционирования, поддержки и развития предпринимательства весомыми являются роль государственных органов власти и ответственность местных органов самоуправления в создании благоприятной предпринимательской среды в регионах. Учитывание и реализация общих мероприятий и региональных особенностей развития повысит роль малого предпринимательства в регионе на перспективу, будет способствовать решению актуальных проблем, обеспечит возможность дальнейшего экономического роста региона.

Список использованной литературы:

1. Закарпатский областной центр занятости [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

97

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

http://www.dcz.gov.ua/zak/control/uk/publish/printable_article;jsessionid=9A92397275C3D4A51C4152FB75

5C5E61?art_id=45471

2. Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности: Закон Украины от 11.09.2003 № 1160-IV // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2004. - № 9. - Ст. 79.

3. Об ускоренном пересмотре регуляторных актов, принятых органами и должностными лицами местного самоуправления [Электронный ресурс]: Закон Украины от 14.12.2010 № 2784-VI. - Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/2784-17

4. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Закарпатской области на 2015-2016 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zakarpattya.net.ua

© Н.Ю. Волощук, 2015

УДК 330.1

Гребнева Марина Евгеньевна

доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: mgrebneva@mail.ru Короткова Юлия Александровна студентка КГУ, г. Курск, РФ E-mail: korotkova_julia@bk.ru

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ И ЕЕ ОЦЕНКА

Аннотация

В современной российской экономике субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений и вопрос о необходимости разработки высокоэффективной политики управления капиталом, как собственным, так и заемным, имеет первоочередное значение. В статье рассматриваются актуальные вопросы проведения и информационного обеспечения анализа кредитоспособности.

Ключевые слова

Кредитоспособность, платежеспособность, анализ, финансовое состояние

Кредит как экономические отношения - это риск как для заемщика, так и кредитора. Следовательно, при оценке рисков, необходимо обратить внимание на такой критерий экономической стабильности предприятия, как кредитоспособности и определить, что входит в это понятие.

Изменения, происходящие в современной экономике, привлекли внимание к необходимости оценки кредитоспособности предприятия.

Одним из наиболее полных дано определение Л.Т. Гиляровской: «кредитоспособность - это возможности экономических субъектов рыночной экономики своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим краткосрочным и долгосрочным обязательствам в связи с неизбежной необходимостью погашения кредита»[2].

Многие авторы не разграничивают термины «кредитоспособность» и «платежеспособность». Последнее подразумевает способность организации расплачиваться по всем видам своих обязательств [1], а кредитоспособность подразумевает возможность расплатиться лишь по кредитным обязательствам. Кроме того, кредитоспособность заемщика в отличие от платежеспособности не фиксирует неплатежи (задолженность) за тот или иной период, а прогнозирует способность предприятия к погашению долга в ближайшем будущем.

В то же время характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, так как погашение задолженности возможно не только за счет выручки от продажи,

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.