Научная статья на тему 'Малый бизнес как субъект муниципальной экономики на примере района Беговой, г. Москвы'

Малый бизнес как субъект муниципальной экономики на примере района Беговой, г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / SMALL BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC DEVELOPMENT / FINANCIAL CRISIS / THE RUSSIAN GOVERNMENT / MUNICIPAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столяров А. В.

В статье речь идет о развитии малого объекта как субъекта муниципальной экономики на примере района Беговой города Москвы. Многие предприниматели, которые занимаются изготовлением промышленной продукции, предпочитают регистрировать свои компании в Москве, а размещать производства в Московской области, так как стоимости аренды помещений здесь значительно меньше. Потенциал развития малого бизнеса Московской области очень велик, но, к сожалению, по ряду объективных причин, развитие малого бизнеса идет очень медленно, так как Московская область рассматривается большинством людей как «спальный район», а не место постоянной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS AS AN ENTITY OF THE MUNICIPAL ECONOMY AS AN EXAMPLE THE DISTRICT RUNNING, MOSCOW

The article focuses on the development of a small object as the subject of municipal economy on the example of District Running in Moscow. Many entrepreneurs who are engaged in manufacturing industrial products, prefer to register their companies in Moscow, and post production in the Moscow region, as the rental value ofpremises are considerably smaller. In addition, due to the high cost of real estate, many people prefer not to buy housing in Moscow and Moscow region, and most of them goes to work in the capital, instead of opening small businesses near the residence.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как субъект муниципальной экономики на примере района Беговой, г. Москвы»

скольку это обеспечивает более эффективные бизнес-коммуникации, большие гарантии качества поставляемых смежниками продуктов. В некоторых отраслях объединяющие экономических субъектов ассоциации сами принимают меры к выработке отдельными субъектами на базе своего передового опыта стандартов и их дальнейшему распространению. Так, Ассоциация российских банков (АРБ) в 2005 году создала рабочую группу по выработке стандартов, которая стала координировать усилия банков-членов, обобщать и распространять их опыт. Однако данный опыт пока является скорее исключением из правила, причиной чему, как показывает исследование, является информационная закрытость российских предприятий, отсутствие механизмов распространения корпоративных стандартов и технических условий с соблюдением авторских прав. При этом, как показывает мировая практика, в частности, коммерческого распространения стандартов ИСО, построенных именно на обобщении лучших бизнес-практик, данный вид деятельности является весьма выгодным, позволяющим разработчику стандарта не только компенсировать средства на его разработку, но и получить прибыль.

Наиболее эффективным методом добровольного коммерческого распространения корпоративных стандартов и технических условий, как показывает исследование, является их передача в Федеральный информационный фонд (данная возможность предусмотрена проектом Федерального закона «О стандартизации», ст. 19) и интеграция данных в Единую информационную систему по техни-

ческому регулированию с целью последующей продажи через сеть распространения системы информационного обеспечения технического регулирования. Это позволит мелким и средним предприятиям не тратить средства на разработку собственных бизнес-практик стимулирования сотрудников, а приобретать закрепленные в корпоративных стандартах социальных обязательств лучшие решения у лидеров отрасли [3].

Разработка, распространение и внедрение системы информационной поддержки многомерных социальных стандартов значительно снизит степень информационной асимметрии между собственниками и наемным персоналом, повысит прозрачность рынка труда, упростит и повысит гибкость составления трудовых договоров, позволит полноценно реализовать богатый человеческий капитал российской экономики.

Литература:

1. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

2. Докукин А.В. Вопрос расширения состава документов, распространяемых посредством системы информационного обеспечения технического регулирования. - М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2007

3. Докукин А.В., Коновалов В.А. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики // Стандарты и качество, 2009. - № 2

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ РАЙОНА БЕГОВОЙ, Г. МОСКВЫ

Столяров А.В., спирант факультета менеджмента Московской финансово-промышленной академии

В статье речь идет о развитии малого объекта как субъекта муниципальной экономики на примере района Беговой города Москвы.-Многие предприниматели, которые занимаются изготовлением промышленной продукции, предпочитают регистрировать свои компании в Москве, а размещать производства в Московской области, так как стоимости аренды помещений здесь значительно меньше. Потенциал развития малого бизнеса Московской области очень велик, но, к сожалению, по ряду объективных причин, развитие малого бизнеса идет очень медленно, так как Московская область рассматривается большинством людей как «спальный район», а не место постоянной работы.

Ключевые слова: Малый бизнес, предпринимательство, развитие экономики, финансовый кризис, правительство РФ, муниципальная экономика.

SMALL BUSINESS AS AN ENTITY OF THE MUNICIPAL ECONOMY AS AN EXAMPLE THE DISTRICT RUNNING, MOSCOW

Stolyarov A., The post-graduate student, Management faculty Moscow Financial-Industrial Academy

The article focuses on the development of a small object as the subject of municipal economy on the example of District Running in Moscow. Many entrepreneurs who are engaged in manufacturing industrial products, prefer to register their companies in Moscow, and post production in the Moscow region, as the rental value of _'premises are considerably smaller. In addition, due to the high cost of real estate, many people prefer not to buy housing in Moscow and Moscow region, and most of them goes to work in the capital, instead of opening small businesses near the residence.

Keywords: Small business, entrepreneurship, economic development, financial crisis, the Russian government, municipal economy.

Начиная с середины XX века, малый бизнес оказал решающее влияние на формирование экономики развитых стран. Но почему, же этот феномен не срабатывает в России? Несмотря на его очевидную эффективность в области технического прогресса, у нас эта зависимость до сих пор не ощущается. Если в сфере торговли и обслуживания населения малые предприятия все-таки заняли определенные позиции (хотя и не очень сильные), то в сфере производства экономические ниши, самой природой предназначенные малому бизнесу, остаются свободными. Попытаемся в этом разобраться.

Малый бизнес - важнейшая составляющая современного предпринимательства во всей мировой экономике. Он, вместе с тем, выступает в качестве материальной базы расширения места и усиления роли производственного и территориального самоуправления во всех странах, где он занимает прочные позиции. И такое его положение и роль вполне объяснимы, ибо его экономической основой является индивидуальная (семейная) или коллективная (коопе-

ративная) собственность на средства производства. А эти формы собственности не могут реализоваться иначе как через производственное самоуправление. Но, как уже отмечалось выше, чем больше развито производственное самоуправление, тем шире базы для территориального самоуправления.1

Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, мы до такого понимания в России не доросли. В результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%.

1 Брюк Р. и др. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. / Р.Брюк, Е.В.Калинкин, Ж.Виане, Д.Десхулместер. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.-С.78.

Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.

В то же время, мировой опыт свидетельствует о том, что в системе предпринимательства малый бизнес является динамичным элементом преобразования современной рыночной экономики, определяющим ее гибкость и адаптивность. От умелого сочетания малого, среднего и крупного корпорационного бизнеса зависят как эффективность функционирования экономической системы, так и экономический рост, структура и качество ВВП.

Малый бизнес (МБ) в России, переживающий системный кризис, связанный с преобразованием централизованно планируемой экономики в рыночную, имеет особое значение. Малый бизнес может активно участвовать в разрешении целого комплекса экономических и социальных проблем. Он активизирует структурную перестройку экономики, насыщает рынок товарами и услугами, формирует конкурентную среду, содействует развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, выравниванию условий и повышению уровня жизни населения, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.2

Особая роль МБ определяется в снижении социальной напряженности, преодолении привычного социального иждивенчества за счет государства. В конечном итоге развитие малого бизнеса является серьезным фактором преодоления кризиса: спада производства, роста безработицы, снижения потребительского спроса, замедления научно-технического прогресса. В условиях России малый бизнес - основа социально-экономических преобразований, нацеленных на создание рыночной экономики, в основе которой лежит критерий социальности. Именно это предопределило поиски новой парадигмы, новых социально-экономических моделей для этапа постиндустриального развития мировой системы в XXI в. Пересмотру подлежит не только научное наследие многих столетий, но и догматическая, унифицированная трактовка законов, закономерностей, моделей и механизмов развития отдельных стран, континентов и человеческого сообщества в целом. При этом предстоит понять и новое содержание, новые роль и функции предпринимательства в жизнедеятельности человека и общества, включая и малое предпринимательство, малый бизнес, которые охватывают собой в ряде стран более 50% занятого населения и существенно влияют на социальную структуризацию общества и экономики, а также на внешнеэкономические и межрегиональные связи.

Опыт показывает, что наиболее распространенным критерием малого предприятия является численность занятых. При этом и 10, и 100 человек - это все малое предприятие. Есть с числом занятых 5-10 человек. Их можно отнести к микропредприятиям семейного типа. Такая категория малых предприятий в условиях переходной экономики формируется ускоренными темпами, образуя наиболее массовый сектор малого бизнеса, поскольку их создание не требует существенных капиталовложений и в основном направлено на обеспечение выживания их участников. Они более уязвимы в социальном, правовом и финансово-экономическом отношениях и поэтому нуждаются в особой государственной поддержке. Значимость и проблемы таких предприятий рассматриваются на примере двух его основных форм: семейного бизнеса и ремесленного предпринимательства. Это то, что особенно важно для России традиционно.

Попробуем оценить обстановку в развитии свободного экономического творчества миллионов граждан России с позиции интересов различных социально-экономических групп, в первую очередь чиновников, которые до сих пор реально управляют страной. Оказывается, малый бизнес, как важнейший элемент свободной экономики, имеет решающее значение еще и в освобождении граждан от рабского чувства зависимости от чиновников, в руках которых находится их материальное благоденствие.

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, заня-

тых за отчетный период на предприятии.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является : -численность персонала;

-размер уставного капитала;

-величина активов;

-объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. 3

Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Проблема развития малого бизнеса на протяжении длительного периода времени является предметом обсуждения, как на федеральном, так и на местном уровне. О малых предпринимателях заботится не только глава Правительства РФ. Непосредственно Президент России взял под защиту малый бизнес. И это вполне объяснимо. На заседании Госсовета в Тобольске 27 марта 2008 года Президент РФ озвучил предположение о том, что через двенадцать лет около 70 процентов активного населения России будет работать в небольших компаниях, а вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт страны составит не менее 50 процентов. Это уже намного ближе к мировой тенденции развития данного сектора экономики, который приносит Западу определяющую долю доходов в бюджет. Придавая такое значение будущему вкладу малого бизнеса в экономику России высшее руководство страны, можно сказать, по-отечески заботится о его развитии и защите.4

На сегодняшний день отсутствует единое понимание малого предпринимательства в рамках действующего законодательства, налогового и статистического учета. В связи с этим возникает ситуация, когда, к примеру, уровень развития предпринимательства в регионе оценивается лишь на основании информации по малым предприятиям без учета индивидуальных предпринимателей. Органы государственной власти, муниципальные органы не обладают достоверной информацией о состоянии и уровне развития малого бизнеса в территориях. Иными словами, малый бизнес остается вещью в себе, зачастую слабо изученной и неподдающейся учету.

На уровне региональной власти и на уровне муниципалитетов нет единого понимания, как развивать малый бизнес. Не секрет, что во многих муниципальных образованиях, задача развития малого бизнеса вообще не ставится, в администрациях нет людей, ответственных за развитие малого предпринимательства, малый бизнес не рассматривается, как источник экономического роста и социальной стабильности. Очень часто такое отношение к малому бизнесу можно наблюдать в городах, где имеются крупные градообразующие предприятия, формирующие львиную долю местного бюджета. В большинстве территорий малый бизнес развивается сам по себе, поднимается всякий раз, как трава после дождя, независимо от действий или бездействия местной власти. Поэтому до тех пор, пока муниципальные образования не признают необходимым и стратегически важным развивать малый бизнес, все героические усилия федеральной и региональных властей будут обречены, независимо от того, какой объем средств будет выделен на поддержку малого бизнеса. 5

Малый бизнес имеет муниципальную прописку. Соответственно, если ставится задача его развития, то прежде всего эта задача должна быть привязана к конкретной территорий, выделяемые бюджетные средства должны работать в конкретных муниципальных образованиях. До тех пор, пока задачи по развитию малого бизнеса, выдвигаемые федеральной и региональными властями не будут приняты и поддержаны в муниципальных образованиях, каких-либо серьезных изменений в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации не произойдет. 6

Невозможно развивать малый бизнес методом точечного воздействия. Эффект в лечении больного может быть достигнут лишь в случае применения целого комплекса мероприятий. В тех случаях, когда имеется определенный перекос по тем или иным направлениям (например, упор на развитие финансово-кредитных механизмов для малого предпринимательства в ущерб всему остальному) результат от проведенных мероприятий, как правило, не соответствует тем

усилиям, затратам, которые были приложены для его достижения. Необходимо выстраивать целостную систему по развитию малого предпринимательства в муниципальных образованиях.

Нельзя развивать малый бизнес директивным методом, навязывая инициативу сверху. Зачастую региональные программы разрабатываются без учета местной специфики. Формирование региональных программ по развитию малого предпринимательства должно происходить на основе муниципальных программ, с учетом тех задач, которые ставятся муниципальными образованиями. К сожалению, большинство муниципальных программ переписывают положения региональных программ. Во многих муниципальных образованиях эта деятельность преследует лишь цели привлечения средств регионального и федерального бюджетов, при отсутствии понимания того, куда эти средства будут направлены и какие результаты в итоге будут достигнуты. Этим определяется и отсутствие последовательности и преемственности в мероприятиях по развитию малого бизнеса, которые реализуются в территориях.

На сегодняшний день в муниципальных образованиях отсутствуют единые подходы к развитию малого предпринимательства, отсутствует реальная оценка уровня развития малого предпринимательства, и, что не менее важно, нет однозначного понимания того, что должна, что может сделать местная власть для развития малого бизнеса.

Достаточно сослаться на Указ Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», вступивший в силу с 15 мая 2008 года. В числе предлагаемых мер защиты указом определяются дополнительные меры финансовой поддержки предпринимателей. В частности, предполагается наделение органов государственной власти субъектов РФ правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе за счет специально выделенных для этой цели помещений. На местном уровне для этих целей могут устанавливаться льготные ставки арендной платы. Указом также определено право субъектов РФ устанавливать порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона.

Последнее положение Указа Президента РФ о праве приобретения малым бизнесом арендуемых помещений фактически реализовано. С 5 августа 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159 - ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью закона является оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса посредством установления для них временной -на период с 1 января 2009 года до 1 июля 2010 года - преференции на участие в приватизации, заключающейся в введении на указанный срок специального внеконкурсного способа приватизации -выкупа указанными субъектами арендуемого ими государственного или муниципального имущества.7

В настоящее время малый бизнес служит серьезным источником поступлений в местный бюджет (около 30%), при этом прогнозируется увеличение доли налоговых и неналоговых поступлений малого бизнеса в городской бюджет до 40% к 2014 г.

Однако эти положительные тенденции сопровождаются рядом негативных явлений. Несмотря на тот факт, что роль малого бизнеса в экономическом развитии муниципального образования в последние годы возрастает, все же субъекты малого бизнеса намного

чаще и шире используют «серые» и «теневые» схемы хозяйственной деятельности и используют различные схемы ухода от налогообложения. Это подтверждается официальной информацией о показателях эффективности малых предприятий. Так, например, рентабельность продукции, производимой в данном секторе экономики, составляет около 2%, а рентабельность активов - менее 4%. С точки зрения привлечения инвестиций этот показатель является крайне низким, и объясняется это, прежде всего, его занижением со стороны предпринимателей. По оценкам Росстата, у 70% субъектов малого бизнеса реальные показатели существенно отличаются от официальных отчетных показателей. По мнению экспертов, доля «теневых» предприятий в малом бизнесе выше, чем в целом в экономике, хотя в последние годы наблюдается сокращение «теневого» сектора и сектора «серой» экономики.8

В условиях мирового финансово-экономического кризиса, негативные последствия которого представители российского бизнеса в большей степени стали ощущать с осени 2010 года, проблема поддержки малого бизнеса становится еще более актуальной. Представляется очевидным, что в настоящее время значительное количество предпринимателей в новых условиях вынуждены были пересмотреть свои планы по расширению бизнеса и отказаться от увеличения объемов производства или выпуска новой продукции. С одной стороны, кризисные явления будут способствовать повышению эффективности предприятий, оптимизации издержек, поиску новых вариантов развития. С другой стороны, значительная часть таких предприятий испытывает серьезные проблемы и нуждается в поддержке со стороны как государственной, так и муниципальной власти.

Несмотря на то, что на малом бизнесе, в отличие от крупных экспортоориентированных компаний, кризис не так серьезно отразился, некоторые его последствия в ближайшее время могут негативно повлиять на конкурентоспособность малых предприятий. Это непосредственно касается тех субъектов малого бизнеса, которые работают с крупными компаниями или ориентируются на них в своей производственной деятельности. Что касается малых предприятий, работающих с конечным потребителем, это связано как с сокращением объемов продаж продукции, обусловленным снижением покупательной способности населения, так и с резким увеличением издержек. Так, например, девальвация рубля приводит к удорожанию продукции и комплектующих импортного производства, что, несомненно, отразится на рентабельности производства предприятий, которые являются потребителями такой продукции. Кроме того, в условиях не решенной до конца проблемы перекрестного субсидирования и ухудшения финансового состояния крупных предприятий резко возрастают тарифы на электроэнергию для малого и среднего бизнеса.

Если говорить о перспективах, то мы видим их в развитии новых направлений работы. Вот некоторые из них. Это микрокредитование, межмуниципальные гарантийные фонды (в прошлом году этот инструмент уже начал работать), у нас должен, я считаю, появиться фонд прямых инвестиций - пусть пока в небольшом объеме, и, конечно, работа венчурного фонда. Безусловно, будем развивать такое направление, как компенсация процентов по кредитам, более того, акцентируем внимание на еще одном направлении -поддержке экспортеров. Эту форму помощи мы тоже опробовали в минувшем году и поняли ее эффективность.

Дополнительно для экспортно-ориентированного бизнеса будем поддерживать тех, кто хочет сертифицировать свою продукцию по международным стандартам КО, частично компенсировать затраты субъектов малого и среднего предпринимательства на патентно-лицензионные операции, работать в направлениях развития брендинга и по защите интеллектуальной собственности предприятий инновационной сферы.9

2 Брюк Р. и др. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. / Р.Брюк, Е.В.Калинкин, Ж.Виане, Д.Десхулместер. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.-С.34.

3 Высоков В. В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр, 2009.-С.67.

4 Высоков В. В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр, 2009.-С.89.

5 Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.-С.78.

6 Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - С.-П.: Бизнес-пресса, 2009.-С.67.

7 Малый бизнес в России: Аналитическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса).

- М.: КОНСЭКО, 2008.-С.89.

8 Майкл Э. Гербер. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства. Издательство «Олимп-Бизнес», 2005,-С.78.

9 Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. - М., 2002.-С.45.

И самое главное: мы должны добиться, чтобы в каждом муниципальном образовании была разработана и принята своя программа развития и поддержки малого бизнеса. Комитет готов помочь методически и обязательно примет участие в софинансировании таких программ. В 2011 году на эти цели планируем выделить 30 миллионов рублей. Пусть сумма и небольшая, но это только начало, и для старта ее достаточно. Самое главное - сдвинуть воз с места. Для нас важно, что эта система объединит усилия области и местных властей.

Основные усилия Правительства края в 2010 году будут направлены на реализацию мероприятий очередной краевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы по основным векторам:

- поддержка развития малого и среднего бизнеса в муниципальных районах;

- поддержка производственного и инновационного бизнеса;

- развитие взаимодействия между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупными предприятиями. Среди основных мероприятий по этим направлениям:

- развитие региональной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, в т.ч. создание совместно с администрациями муниципальных образований бизнес-центров, агентств, консультационных пунктов;

- развитие дистанционного консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства в северных и сельских районах, что позволит повысить информированность предпринимателей в отдаленных территориях;

- поддержка муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;

- поддержка производственных, инновационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса через консалтинговое сопровождение инновационных проектов в целях получения федеральных средств на их реализацию, субсидирование их затрат на сертификацию в соответствии с российскими и международными стандартами, осуществление патентной защиты;

- развитие программы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- реализация программы предоставления поручительств (гарантий) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит повысить доступность кредитов для малого и среднего бизнеса, сохранить или расширить свое дело, и соответственно сохранить действующие и создать новые рабочие места;

- мероприятия по поддержке начинающих предпринимателей, в том числе из числа высвобождающихся на предприятиях края работников. Эти меры позволят им облегчить вхождение в предпринимательскую деятельность, уменьшить трудности, связанные с началом собственного дела;

- реализация программ, способствующих повышению информированности и грамотности кадров, занятых в малом и среднем бизнесе края (индивидуальное консультирование и сопровождение предпринимателей по всем вопросам ведения бизнеса в краевом Фонде поддержки, повышение квалификации и др.).

Эти мероприятия будут содействовать созданию благоприятных условий для развития бизнеса на территориях края, повышению устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса, снижению напряженности на рынке труда за счет сохранения действующих и создания новых рабочих мест. 10

В 2011 году предполагается увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса на 500 единиц к 2010 году.

За счет мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства будет создано и сохранено порядка 1,5 тысяч рабочих мест.

Доля численности занятых в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике края составит 28,1. Прирост налоговых и других платежей малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней составит ориентировочно 11 процентов по отношению к 2010 году.

Кроме того, с целью привлечения федеральных средств необходимо определить возможные новые направления поддержки малого и среднего предпринимательства для участия в конкурсе регионов: докапитализация гарантийного фонда, программа предоставления грантов начинающим, программа повышения энергоэффективности малого и среднего предпринимательства (проведение энергоаудита МСП).

Таблица 1. Численность занятых в малом бизнесе района Беговой города Москвы, чел.12

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Прогноз 2011 г. Прогноз 2012 г.

Количество индивидуальных предпринимателей 8200 8500 8950 9050 9300

Количество наемных работников у индивидуальных предпринимателей 6200 6350 6400 6500 6600

Количество работающих на малых предприятиях города 22800 23400 24400 25400 26400

Итого в сфере малого бизнеса 37200 38250 39750 40950 42300

Рис. 1. Рентабельность продукции (работ, услуг) малого бизнеса в ряде отраслей экономики района Беговой города Москвы (по

данным Росстата)14

При реализации политики в области поддержки малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования необходимо принимать во внимание новые проблемы, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться предпринимателям. Решение этих проблем потребует, прежде всего, выстраивания конструктивного диалога между бизнесом и властью. Эффективность данной политики в значительной степени будет определяться оперативностью принимаемых решений, а также эффективностью инструментов согласования интересов.11

В районе Беговой города Москвы сосредоточено около половины всех малых предприятий и индивидуальных предпринимателей города. Общепризнанным показателем развития малого предпринимательства в регионе или муниципальном образовании является плотность субъектов малого предпринимательства (число субъектов малого бизнеса в расчете на 1000 жителей). Количество малых предприятий в районе Беговой города Москвы на 1000 человек в 1,9 раза больше, чем в среднем по городу и по Российской Федерации (для сведения: в Российской Федерации на 1000 жителей приходится 7 малых предприятий, в районе Беговой города Москвы - 13). Численность занятых в малом бизнесе в районе Беговой города Москвы представлена в таблице 1. На сегодняшний день в этом секторе занято около 25% всех занятых в муниципальной экономике.

Согласно имеющимся данным наибольшая доля малых предприятий в их общем количестве, как в целом по области, так и в районе Беговой города Москвы, приходится на такой вид экономической деятельности, как «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования», и составляет 48,5%.

Малые предприятия привлекаются к участию в конкурсном отборе на определение поставщиков (исполнителей) по размещению муниципального заказа на закупку продукции (товаров, работ и услуг) и в качестве субподрядчиков при реализации инвестиционных проектов.

Наибольший интерес для малых организаций представляет сфера торговли, в которой функционирует почти половина общего числа малых предприятий. Это связано с тем, что средний уровень рентабельности бизнеса в торговле существенно выше, чем в промышленности и других секторах. К тому же сфера торговли характеризуется небольшими сроками оборота капитала, что позволяет снизить предпринимательские риски, а это для многих малых предприятий является определяющим фактором при выборе вида хозяйственной деятельности.13

Особый интерес представляет анализ рентабельности (в соответствии с официальными статистическими данными) в разрезе основных отраслей, в которых работают малые предприятия (рис.1).

По официальным данным, рентабельность продукции (работ, услуг) малых предприятий в сельском хозяйстве почти в 3 раза выше, чем в торговле. Рентабельность субъектов малого бизнеса в сфере здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения оказалась наиболее высокой (18,1%), в то время как в сфере транспорта и операций с недвижимостью рентабельность характеризуется отрицательными значениями (-10,2% и -2,8% соответствен-

но).15

Обобщая мнения представителей малого бизнеса района Беговой города Москвы относительно проблем и перспектив развития, административных, экономических и иных барьеров, можно сделать следующие выводы:

1. Состояние малого бизнеса в районе Беговой города Москвы достаточно стабильное и характеризуется высокой предпринимательской активностью.

2. У компаний, работающих на рынке разное время, существуют различные стратегии поведения. «Молодые» компании, как правило, выходят на растущие рынки с активным маркетингом, «старые» компании находятся в устоявшихся «нишах» зрелых рынков и поэтому характеризуются наличием лишь поддерживающего маркетинга.

3. Большинство субъектов малого бизнеса района Беговой города Москвы видят возможности расширения своего бизнеса путем увеличения объема выпускаемой продукции, расширения каналов сбыта и производства новой продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Планы по расширению географии бизнеса малых предприятий были связаны преимущественно с районами области, что говорит об ориентации малого бизнеса прежде всего на региональный рынок.

5. Трудности и проблемы в отношении расширения рынка представители малого бизнеса связывали не с внутренними возможностями бизнеса, а с экономическими и административными барьерами, ростом тарифов естественных монополий, нестабильностью законодательства.

Литература:

1. Брюк Р. и др. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. / Р.Брюк, Е.В.Калинкин, Ж.Виане, Д.Десхулместер. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 214 с.

2. Высоков В. В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр, 2009. -120 с.

3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

4. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - С.-П.: Бизнес-пресса, 2009.

- 608 с.

5. Малый бизнес в России: Аналитическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). - М.: КОНСЭКО, 2008. - 352 с.

6. Майкл Э. Гербер. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства. Издательство «Олимп-Биз-нес», 2005, - 230 с.

7. Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. - М., 2002. - 256 с.

8. Фирстова С. Упрощенная система налогообложения. Издательство «Альфа-Пресс», 2006, 192 с.

9. Ховард К. Малое предпринимательство. Издательство «ИН-ФРА-М», 2007, - 168 с.

10. Ясин Е.Г. и др. Малое предпринимательство в России. Прошлое, настоящее и будущее. Издательство «Новое издательство», 2008, 268 с.

10 Фирстова С. Упрощенная система налогообложения. Издательство «Альфа-Пресс», 2006,-С.67.

11 Ховард К. Малое предпринимательство. Издательство «ИНФРА-М», 2007,-С.78.

12 Ясин Е.Г. и др. Малое предпринимательство в России. Прошлое, настоящее и будущее. Издательство «Новое издательство», 2008,-С.78.

13 Ясин Е.Г. и др. Малое предпринимательство в России. Прошлое, настоящее и будущее. Издательство «Новое издательство», 2008,-С.4.5

14 Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. - М., 2002.-С.67.

15 Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. - М., 2002.-С.45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.