Научная статья на тему 'Роль малого предпринимательства в экономике муниципальных образований Оренбургской области'

Роль малого предпринимательства в экономике муниципальных образований Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витренко Л. А., Ларина Т. Н.

В статье рассматривается вклад предприятий малого бизнеса в развитие экономики городов и сельских районов Оренбуржья. Выполнен сравнительный анализ показателей развития малого бизнеса по городским и сельским муниципальным образованиям области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of small business in the economy of municipal entities of the Orenburn region

The contribution of small business enterprises into the economic development of Orenburg cities and countryside is considered. A comparative analysis has been carried out showing the practical results of small business development in different town and rural municipal entities.

Текст научной работы на тему «Роль малого предпринимательства в экономике муниципальных образований Оренбургской области»

Роль малого предпринимательства в экономике муниципальных образований Оренбургской области

Л. А. Витренко, преподаватель, Т. Н. Ларина, к.э.н, доцент, Оренбургский ГАУ

Неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования и важным условием нормального функционирования всей экономической системы выступает малое предпринимательство (малый бизнес). Доля малого бизнеса в экономике разви -тых стран доходит до 80%. Роль малого предпринимательства в экономике обусловлена тем, что это наиболее массовая, динамичная и гибкая форма организации предприятий. Располагая более низкими финансовыми возможностями, субъекты малого предпринимательства в большей степени зависят от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических условий. Вместе с тем они более мобильны, поскольку ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых в нем людей обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная часть национальных ресурсов, которые являются «питательной средой» для экономического роста, для расширения слоя мелких собственников в социальной структуре общества.

Рассматривая теоретические основы малого предпринимательства, отмечаем, что оно представляет собой достаточно сложный и многообразный процесс, тесно связанный с государством, формирующим нормативные, законодательные, организационные, финансово-экономические, кадровые и прочие условия, обеспечивающие его работу и в определенной мере нейтрализующие риск инновационной деятельности. Предпринимательство, в общем понимании, представляет собой самостоятельную деятельность, осуществляемую «на свой риск» лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя в установленном законом порядке, направленную на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [1, 2].

В Оренбургской области развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений региональной политики. В последние годы сформировалась и продолжает совершенствоваться региональная система поддержки предпринимательства. Основные показатели развития малого предпринимательства Оренбуржья представлены в таблицах.

1. Число малых предприятий в Оренбургской области по видам экономической деятельности, 2005 г.

Показатель Число малых предприятий, ед. Удельный вес малых предприятий по видам деятельности,%

Всего малых предприятий из них по видам экономической деятельности: 8401 100,0

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 435 5,2

добыча полезных ископаемых 107 1,3

обрабатывающие производства 1202 14,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 48 0,6

строительство 1313 15,6

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3233 38,5

гостиницы и рестораны 117 1,4

транспорт и связь 356 4,2

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1212 14,4

образование 36 0,4

здравоохранение и предоставление социальных услуг 98 1,2

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 143 1,7

прочие 101 1,2

Число малых предприятий в 2005 г. увеличилось по сравнению с 2004 г. на 523 единицы (на 6,6%). Наиболее распространенными видами деятельности малых предприятий являются оптовая и розничная торговля, включая ремонт (38,5%), строительство (15,6%), операции с недвижимым имуществом (14,4%). Производством сельскохозяйственной продукции занято 5,2% всех малых предприятий (в основном — крестьянско-фермерские хозяйства).

Средняя численность работников списочного состава малых предприятий, по итогам 2005 г., уменьшилась на 17836 чел. (на 14,7%) по сравнению с 2004 г. и составила 103150 чел. При этом общая численность работников малых предприятий (среднесписочная численность, внешние совместители и работающие по договорам гражданско-правового характера), по итогам 2005 г., составила более 109,5 тыс. чел. Наибольшее количество работников занято в сфере оптовой, розничной торговли и ремонта (31,7%), строительства (28,3%) и в обрабатывающих производствах (21,3%).

В 2005 г. выручка от продаж малых предприятий (стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи товаров несобственного производства) составила

40926,1 млн. руб.

Общий фонд начисленной заработной платы всех работников малых предприятий в 2005 г. составил 6049,04 млн. руб., что на 1,9 млн. руб. (или на 46,5%) больше, чем в предыдущем году. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в 2005 г. по сравнению с 2004 г. также увеличилась на 2043,5 руб. (на 71,9%) и составила 4886,9 руб.

Вклад малого предпринимательства в экономику муниципальных образований в значительной степени зависит от условий, которые созданы

для его развития на региональном и муниципальном уровнях.

Судя по данным табл. 2, лидером в развитии малого бизнеса в городских поселениях является областной центр: в 2005 г. в Оренбурге функционировало около 8,5 тыс. малых предприятий. Выручка от продажи продукции, работ, услуг малых предприятий Оренбурга составила около 15 млрд. руб., налоговые выплаты в бюджеты всех уровней составили более 2 млрд. руб. На втором месте по числу малых предприятий — г. Орск. Из малых городов области лидируют Бузулук и Бугуруслан.

2. Показатели развития малого предпринимательства в городах Оренбургской области, 2005 г.

Города области Кол-во малых предприятий Выручка от продаж, млн. руб. Уплачено налогов, млн. руб.

Бугуруслан 405 475,7 43,4

Бузулук 470 679,6 1421,5

Гай 80 62 0

Медногорск 58 29 0

Новотроицк 355 2328 5,9

Оренбург 8499 14990,4 2051,1

Орск 2375 4980,3 0

Сорочинск 71 505,674 5,2

На рис. 1 видно, что наиболее активно в развитии малого бизнеса участвуют жители Оренбурга, Орска, Бугуруслана, где на 1000 чел. в трудоспособном возрасте приходится более 10 малых предприятий. Отметим, что уровень безработицы в малых городах области достаточно высок. Развитие малого бизнеса должно способствовать решению проблемы занятости и безработицы, росту денежных доходов населения, улучшению качества жизни городских жителей.

Рассмотрим вклад малого бизнеса в экономику сельских муниципальных образований Оренбургской области.

ч

о 10

23,6

15,3

12

5,3

31 3,2 п

I а о ш ^ а

Я о “ ^ О

| о ° ¿а

Рис. 1 - Распределение городов Оренбургской области по числу малых предприятий на 1000 чел. населения в трудоспособном возрасте в 2005 г.

Сразу отметим, что в изучаемую совокупность не входит Оренбургский район, так как в нем функционирует максимальное количество предприятий малого бизнеса — 922. Выполненная нами группировка показала, что если в «среднестатистическом» районе области сосредоточено лишь

56,1 предприятий малого бизнеса, то в 4 группе функционируют в среднем 163,5 малых предприятий (в 2,9 раза больше, чем в среднем по области). В 4 группу с максимальным количеством предприятий малого бизнеса входят такие районы, как Абдулинский, Саракташский, Первомайский, Кувандыкский. В 1 группу с минимальным количеством малых предприятий входят 9 районов (Сорочинский, Илекский, Матвеевский, Асекеевский, Пономаревский, Кваркенс-кий и другие). Причем в эту группу входит также Беляевский район, который географически ближе всех районов первой группы расположен к областному центру.

По результатам группировки, также видим, что в районах с максимальным количеством малых предприятий — наибольшая численность занятых в них работников, а также выручка от продажи продукции, работ, услуг. Это говорит о том, что в районах 4 группы созданы наиболее благоприятные условия для развития малого бизнеса. Администрации названных муниципальных образований уделяют большое внимание поддержке и раз-

витию на территории районов малого бизнеса (в том числе финансовой поддержке, методическому обеспечению), так как понимают, что малый бизнес остается одним из приоритетных стимуляторов формирования рыночной структуры экономики, конкурентной среды, создания новых рабочих мест.

Поддержку малого бизнеса осуществляет и областной бюджет. Принятая в 2005 г. в нашей области Целевая программа «О развитии предпринимательства в Оренбургской области» на 2006—2008 годы» предусматривает выделение 76,95 млн. руб. за счет средств областного бюджета [3].

В качестве дополнительных источников финансирования могут быть привлечены средства федерального и муниципальных бюджетов, российских и международных кредитно-финансовых организаций и фондов, средства предприятий и индивидуальных предпринимателей. Итогом реализации Программы должны стать следующие результаты:

— обеспечение ежегодного прироста количества субъектов малого предпринимательства на 4,0%;

— обеспечение ежегодного прироста доли малых предприятий в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности в размере 1,5—2,0%;

— обеспечение ежегодного прироста доли малых предприятий в экспорте продукции (услуг) в размере 1,5—2,0%;

— увеличение в объеме потребительского рынка доли местных товаров и услуг;

— увеличение вклада малого предпринимательства в формирование консолидированного бюджета области до 15,0%;

— увеличение количества работающих в сфере малого бизнеса до 30,0% от всех занятых в экономике Оренбургской области.

Литература

1 Блинов, А. О. Малое предпринимательство: теория и практика / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. М.: Дашков и Ко, 2003.

2 Бойко, И. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы / И. Бойко, М. Мессенгиссер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. 2005. Вып. 1. (№ 5).

3 Закон Оренбургской области «Об областной целевой программе «О развитии предпринимательства в Оренбургской области» на 2006—2008 годы». Утвержден Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 07.12.2005 г. № 2827.

3. Группировка сельских муниципальных образований Оренбургской области по числу малых предприятий, 2005 г.

25 -

20

5

0 -

№ п/п Группы сельских районов по числу малых предприятий Количество районов в группе Число малых предприятий, единиц Численность работников, чел. Выручка от продаж, млн. руб.

всего в среднем в группе всего в среднем в группе всего в среднем в группе

1 менее 20 9 106 11,8 2545 282,8 362,3 40,3

2 21-60 12 480 40,0 6482 540,2 1112,4 92,7

3 61-100 9 669 74,3 9381 1042,3 1271,1 141,2

4 100 и более 4 654 163,5 5896 1474,0 818,5 204,6

Итого и в среднем 34 1909 56,1 24304 714,8 3564,3 104,8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.