ISSN 2311-8733 (Online) Агропромышленный комплекс
ISSN 2073-1477 (Print)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ БИРЖЕВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Мария Петровна МОРОЗОВА
соискатель кафедры финансов и кредита,
Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 29.10.2015 Одобрена 11.01.2016
УДК 339.172 JEL: Q10, Q18
Ключевые слова: оптово-распределительный центр, товарная биржа, складские свидетельства, фьючерс, регион
Аннотация
Предмет. Проблема взаимодействия производителей сельскохозяйственной продукции и организованных (неорганизованных) потребителей с появлением программы импортозамещения приобрела особую актуальность. В связи со сложившейся ситуацией, а также с требованиями Всемирной торговой организации об изменении структуры поддержки агропромышленного комплекса Правительством Российской Федерации была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Цели и задачи. Комплексная оценка сельскохозяйственного рынка Оренбургской области, а также научно обоснованные рекомендации по развитию товарной биржи в качестве элемента инфраструктуры оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции. Реализация поставленных целей обусловила решение задач по разработке проекта типового оптово-распределительного центра, обоснованию его территориального размещения в муниципальных районах Оренбургской области, выработке схемы и механизма его функционирования.
Методология. В качестве методологической основы исследования были использованы статистические методы.
Результаты. Экономически обоснована необходимость создания оптово-распределительного центра с товарной биржей. Определены задачи и функции, которые будут выполнять оптово-распределительные центры. Предложены потенциальные места размещения таких центров на территории Оренбургской области и разработана модель их функционирования. Предложено осуществлять распределение продовольственной продукции за счет оптово-распределительных центров с организованным товарно-биржевым центром. Выводы. Предлагаемый интегрированный оптово-распределительный центр с функционирующей финансовой инфраструктурой, в частности с товарной биржей, имеет очевидные преимущества и несет выгоды для всех участников этого альянса, а также для региона, на территории которого он будет создан.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В 2012 г. правительство Оренбургской области приняло постановление об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 20132020 гг. в целях обеспечения развития агропромышленного комплекса области, продовольственной безопасности населения. По этой программе рост производства в агропромышленном комплексе области должен составить 2,4% в год.
Реализация программы позволит Оренбургской области к 2020 г. стать динамично развивающимся регионом с эффективным ростом агропромышленного комплекса. Мы считаем, что решение указанных задач предполагает создание регионального оптово-распределительного центра сельскохозяйственной продукции.
Проблеме их создания посвящены работы И.Н. Рыковой1, М.А. Смирнова, А.В. Гордеева [1], В.З. Мазлоева, М.Г. Озерова [2], проблемы усовершенствования сбыта продукции показаны в работах В.Н. Ивановой, С.В. Серегина [3]; проблемы развития инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса представлены в работах В.К. Стародубцевой [4], В.Д., Гончарова [5]; проблемам развития товарнобиржевого рынка агропромышленного комплекса посвящены работы Е.Е. Дудиновой [6], В.Д. Иосипенко [7], С.В. Балко [8]; проблемы применения складских свидетельств раскрыты в работах С.В. Ротко, Д.А. Тимошенко [9], Ю.А. Бугая [10], В.Н. Хамулы [11], Д.А. Матвеева [12]. В работах Г.И. Жеребцова,
1 Рыкова И.Н., Смирнов М.А. Проблемы и перспективы развития в России оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 34. С. 2-11.
A.В. Сорокина [13], Н.Е. Кругловой [14],
B.С. Левина, Т.А. Матвеевой,2 Д. Халка[15], Л.С. Тропаревской,3 Ш. Ковни, К. Такки [16] раскрыты вопросы, касающиеся сущности продовольственных фьючерсов и методов хеджирования с помощью производных финансовых инструментов.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, в ведении землепользователей в 2014 г. находилось 70,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 53,5 тыс. га пашни. В том же году 29 товаропроизводителей, включая крестьянско-фермерские хозяйства, засеяли 4 248,3 тыс. га. Из них картофелем было засеяно 18,6 тыс. га, овощами - 8,4 тыс. га (рис. 1).
Объем валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям производителей в 2014 г. составил 2 млрд 142,7 млн руб. в ценах текущего года при темпе роста 2,5%. Это на 221,3 млн руб. больше, чем в 2013 г. За 9 месяцев 2014 г. Оренбургскими сельскохозяйственными товаропроизводителями кроме субсидий в рамках программы (5 004,1 тыс. руб.) получена дополнительно государственная поддержка растениеводства на обрабатываемый гектар (17,1 млн руб., компенсация части затрат на покупку элитных семян (500 тыс. руб.), возмещение процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам составило 35,1 млн руб.
Пр и гор одны е хо зяйс тв а о б ласти специализируются на выращивании овощей с орошением полей. На потребительском рынке широко представлена продукция агрофирм «Промышленная», «Краснохолмская», фермеров с. Городище. Управление сельского хозяйства совместно с комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства, му ниципаль ны м учр е жде ние м
«Оренбургторгсервис» в течение восьми лет организует ярмарки выходного дня по продаже овощей, картофеля, мяса, молока на четырех рынках города. За 9 месяцев 2014 г. на ярмарках реализовано 720 т мяса говядины и 1 010 т свинины. Личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами реализовано на рынках 155 т молока и 135 т мяса.
2 Левин В.С., Матвеева Т.А. Продовольственные фьючерсы как инструмент справедливого ценообразования на рынке зерна // Финансы и кредит. 2013. № 42. С. 2-5.
3 Тропаревская Л.С. Фьючерсы для хеджирования на товарном рынке // Бухгалтер и закон. 2006. № 2. С. 8-22.
Это направлено на удовлетворение потребностей местного населения сельскохозяйственными товарами, но для расширенного воспроизводства данных объемов реализации недостаточно, необходимо расширение сбытовой инфраструктуры. При этом нужно использовать выгодное экономико-географическое положение Оренбургской области.
Область имеет общую границу с Казахстаном, республиками Башкортостан и Татарстан, Челябинской и Самарской областями. В настоящее время планируется строительство транспортного коридора «Шелковый путь», который пройдет через Оренбургскую область и соединит столицы России и Китая. Поэтому Оренбургская область является привлекательной в качестве строительства оптово-распределительного центра.
Определение места расположения оптово-распределительного центра осуществляется посредством последовательной итерации (многошаговым процессом приближения к оптимальной схеме), включающей следующие этапы [1-3]:
• определение методом «Рейтинг участка» потенциально возможных мест размещения оптово-распределительного центра, исходя из технико-экономических критериев;
• корректировка (сужение круга) потенциальных мест размещения оптово-распределительного центра на основе применения метода «Центр тяжести», исходя из характера грузопотоков;
• определение состава операционных зон (группы сельскохозяйственных районов) деятельности о пто во - р аспр е де лите ль но го це н тр а (в потенциальных местах расположения) и построение карты их размещения в Оренбургской области.
Исходными данными при этом являются:
• анализ ситуации в сельскохозяйственном производстве Оренбургской области, а также в логистической сфере, обслуживающей агропромышленный комплекс;
• сложившиеся схемы транспортных путей и размещения объектов транспортной инфраструктуры общего пользования (железнодорожного, автомобильного и водного транспорта);
• мощности предприятий перерабатывающей промышленности, объектов рыночной и информационной инфраструктуры.
Первый этап - определение методом рейтинга потенциально возможных мест размещения оптовых распределительных центров, исходя из технико-экономических требований к их деятельности. На данном этапе все города и районные центры (поселки городского типа и сельские поселения) Оренбургской области ранжируются с точки зрения их соответствия следующим критериям:
• концентрация сельскохозяйственного производства в близлежащей сельской территории;
• наличие вблизи оптово-распределительного центра значительного потенциального рынка сбыта продукции, производимой малыми формами хозяйствования;
• расположение оптово-распределительного центра на пересечении транспортных путей (наличие объектов транспортной инфраструктуры общего пользования);
• наличие вблизи оптово-распределительного центра предприятий перерабатывающей пр о мы ш ле нно с ти ( де йствующ их и законсервированных мощностей);
• обеспеченность места расположения оптово-распределительного центра р ы н о ч н о й и информационной инфраструктурой (отделениями АО «Росссельхозбанк» и ПАО «Сбербанк» и др.);
• инвестиционная доступность приобретения земельных участков и объектов недвижимости (в аренду или в собственность) с учетом степени благоприятствования со стороны органов местного самоуправления (администраций муниципальных районов и поселений).
В соответствии с перечисленными критериями мы предлагаем следующее размещение объектов инфраструктуры расположения оптово-распределительных центров в Оренбургской области (рис. 2).
По каждому параметру составляется рейтинг (1 - полное соответствие критерию, 0 - отсутствие соответствия). Оптимальным считается положение, когда сумма баллов по всем позициям равна 6. Исходя из этого можно составить таблицу первоначального списка потенциальных мест расположения оптово-распределительных центров по муниципальным районам Оренбургской области (табл. 1).
Второй этап - корректировка (сужение круга) потенциальных мест размещения оптово-распределительных центров на основе использования метода центра тяжести. Метод центра тяжести заключается в том, что минимизируется пройденное грузом расстояние, для чего используется расчет по формуле4 [17]:
kle = ^{qiihi )+Z( )/Z (Qi+ QikЬmm, (1)
где: KLE - коэффициент логистической эффективности, средневзвешенное расстояние перевозки 1 т продукции, км/т;
q- - объем перевозки i вида продукции от j объекта заготовки сельхозпродукции до оптово-распределительного центра, т;
ljj - расстояние перевозки груза i вида продукции от j объекта заготовки сельхозпродукции до оптово-распределительного центра, км;
qik - объем перевозки i вида продукции от оптово-распределительного центра до k объекта потребления (перерабатывающего предприятия или торгового центра), т;
lik - расстояние перевозки i вида продукции от оптово-распределительного центра до k объекта потребления (перерабатывающего предприятия или торгового центра), км;
Qi - общий объем перевозки i вида продукции от объектов заготовки сельхозпродукции до оптово-распределительного центра, т;
Qik - общий объем перевозки i вида продукции от оптово-распределительного центра до k объекта потребления (перерабатывающего предприятия или торгового центра), т.
На начальном этапе деятельности оптово-распределительного центра наиболее оптимальные значения получаются при его размещении в районах с наибольшей концентрацией производства сельскохозяйственной продукции (лидирующих районах) в малых формах хозяйствования.
Третий этап - определение перспективного размещения оптово-распределительного центра. Определение состава операционных зон (группы сельскохозяйственных районов)
4 Методические рекомендации по организации взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной продукции с субъектами розничной и оптовой торговли: коллективная монография. М.: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, некоммерческая организация «Союз оптовых продовольственных рынков России», 2009. 160 с.
деятельности оптово-распределительных центров и построение областной карты их размещения предполагает, что формирование рациональной структуры оптово-логистической сети в Оренбургской области должно осуществляться путем построения эффективной материально-технической базы
с использованием наиболее современных технологий заготовки, транспортировки и предпродажной подготовки сельскохозяйственной продукции. Это предполагает учет зависимости логистических расходов на предпродажную подготовку и хранение заготовляемой сельскохозяйственной продукции от величины мощностей оптово-распределительного центра, которая носит прямо пропорциональный характер и определяется эмпирической формулой в виде регрессионного уравнения5 [17]:
IM = 110-(0,69185-0,0000194549-M ), (2)
xp ОТ V ' ' xv> ' v '
xp - удельная величина логистических
где: I
издержек на хранение и предпродажную подготовку обрабатываемой продукции при i емкости хранилищ, руб./т/сут.;
7-1°
Ip - удельная величина логистических издержек на хранение и предпродажную подготовку продукции при массе единовременно хранимой обрабатываемой продукции, руб./т/сут.;
Mxp - масса единовременно хранимой и обрабатываемой сельскохозяйственной продукции в хранилищах оптово-распределительного центра, т.
С учетом этого была модифицирована формула (1), которая выглядит следующим образом [17]:
K 2 LE = Z (4ij ■ ITP)+Z ( 4ik Iik-I iTP+ Qp Ii) !
ZQ +Qk H mm.
(3)
Исходя из расстояния, соответствующего предельной транспортной доступности езды грузового автомобиля (3 ч), что примерно составляет 180-200 км, были определены группы районов, входящих в ту или иную операционную зону, и, опираясь на формулу (3), были определены границы четырех операционных зон оптово-распределительных центров Оренбургской
5 Методические рекомендации по организации
взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной
продукции с субъектами розничной и оптовой торговли:
коллективная монография. М.: Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации, некоммерческая
организация «Союз оптовых продовольственных рынков России», 2009. 160 с.
области, к которым относятся: Бугурусланский, Бузулукский, Оренбургский и Орский центры.
Для этого были использованы данные расстояний по сети автомобильных дорог сервиса Яндекс. Тарифы на перевозку грузов были определены по данным источников, предусматривающих надбавку к тарифам: за перевозку молока молочными цистернами в размере 70%, а скота (в живой массе) - скотовозами в размере 15%. Для перевозки овощей был принят базовый тариф, составляющий 4,5 руб. за т-км.
Объем заготовки продукции оптово-распределительными центрами рассчитывался как разница между прогнозируемыми объемами производства и размерами местного потребления (произведение прогнозируемой численности населения сельских муниципальных районов и рекомендуемых физиологических норм питания, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания»). При этом величина норм питания была уменьшена на величину потребления продуктов питания промышленной выработки и поступающей по импорту. Она составила:
• по овощам - 83 кг (за вычетом потребления овощных консервов и замороженных овощей);
• по молочным продуктам - 185 кг (за вычетом потребления сыров, молочных консервов и обезжиренной творожной продукции);
• по мясопродуктам - 79 кг (в пересчете на живую массу, за вычетом колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и мясных консервов).
Потребление населением городов районного подчинения было включено в объемы местного потребления. Таким образом, определялись товарные ресурсы, которые могут быть обработаны оптово-распределительными центрами.
Из расчетов были исключены овощи, в связи с отсутствием информации о количестве тонн по муниципальным образованиям. Таким образом, в табл. 2 представлены расчеты коэффициентов л о г и с т и ч е с к о й э ф ф е к т и в н о с т и и усовершенствованной логистической эффективности по операционным зонам Оренбургской области, которые показывают средневзвешенное расстояние перевозки 1 т продукции и затраты на ее перевозку
и предпродажную подготовку. Основная функция оптово-распределительных центров -товаропроводящая, но для эффективного функционирования товаропроводящей сети необходимо создание финансовой
инфраструктуры. Одним из элементов такой инфраструктуры является товарная биржа. На наш взгляд, именно организация биржевых торгов с использованием производных финансовых инструментов будет являться центром формирования равновесной цены, а также может быть использована сельскохозяйственными товаропроизводителями для хеджирования рисков [18]. Например, фьючерсный контракт - это контракт между двумя сторонами об обмене активами или услугами в указанное время в будущем и по цене, согласованной сторонами в момент заключения контракта. Во фьючерсных соглашениях отсутствуют какие-либо платежи, осуществляемые покупателем в адрес продавца, и продавец не должен доказывать факт физического владения активом в момент заключения сделки. Таким образом, для того чтобы обеспечить выполнение каждой стороной фьючерсного контракта своей части соглашения, от них требуется депонировать средства на маржевом счете. Еще одним необходимым инструментом товарной биржи, на наш взгляд, являются складские свидетельства - это дополнительный способ продать производителям свою продукцию [19]. Продавец может не только заключить фьючерсный контракт, застраховав себя от колебания цен, но и, поставив сельскохозяйственную продукцию на упо лно мо че нны й бир же й о пто в о -распределительный центр, получить варрант и передать его бирже [20].
В данном случае взаимодействие оптово-распределительного центра с товарной биржей будет гибким и устойчивым для дальнейшего развития в целях:
• обеспечения населения Оренбургской области качественными продуктами питания местного производства;
• формирования условий для создания региональной системы гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет использования финансовых инструментов.
Это позволит решить задачи проекта, которые заключаются в том, чтобы создать:
• региональный бренд качества и систему управления качеством продукции
(стандартизация и сертификация продукции, поддержка регионального бренда);
• оптово-распределительный центр со складами, транспортом в Оренбурге, Орске, Бузулуке, Бугуруслане;
• собственную товарную биржу;
• систему первичной переработки продукции (убойные цеха, молокоприемные пункты, цеха первичной переработки овощей);
• оптимальную систему снабжения продуктами питания в рамках государственного (муниципального заказа).
Предлагаемый механизм реализации проекта должен быть основан на частно-государственном партнерстве.
Предлагаемая схема функционирования этой системы представлена на рис. 3. Анализ данных, представленных на этом рисунке, показывает, что производителями сельскохозяйственной продукции являются: сельскохозяйственные предприятия, хозяйства населения и крестьянско-фермерские хозяйства. Производимое при этом сырье (мясо, молоко, овощи) в соответствии со стандартами и научными рекомендациями производства поступает на стадии переработки.
Промышленная переработка сельскохозяйственной продукции включает два этапа:
1) первичную переработку, включающую:
• убойные цеха по обвалке, фасовке и охлаждению мяса;
• молокоприемные пункты (охлаждение, фасовка молока), а также возможные передвижные варианты;
• цеха по сортировке и калибровке овощной продукции;
2) глубокую переработку, включающую:
• консервацию;
• заготовку полуфабрикатов.
Сбыт продукции может проводиться через:
• открытый рынок;
• организованную товарную биржу для отправки конечным потребителям (в рамках государственного заказа, в комбинаты питания, в торговую сеть и общепит).
Распределение продовольственной продукции планируется осуществлять за счет оптово-распределительного центра с организованным товарно-биржевым центром, основные задачи которого заключаются:
• в управлении взаимодействием всей системы товародвижения от «поля до прилавка» с учетом экономических интересов участников и использования открытых электронных площадок;
• в обеспечении базисных поставок, перевалочном хранении и централизованной доставке товаров до места потребления;
• в контроле за качеством и безопасностью продовольствия;
• в организации биржевых торгов с использованием производных финансовых инструментов для формирования справедливой цены и хеджирования рисков.
Функции, которые будет решать интегрированный оптово-распределительный центр с финансовой инфраструктурой, заключаются:
• в координации спроса и предложения на товары с учетом тенденций рынка потребительских предпочтений (механизм биржевой торговли);
• в обеспечении контроля за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции;
• в технологическом хранении, фасовке и упаковке, транспортировке продукции до потребителей;
в размещении заказов на производство продукции с учетом потребностей клиентов (государственный (муниципальный) заказ, крупные торговые сети, комбинаты питания, общепит);
в обеспечении потребителям;
поставок продовольствия
• в координации движения материальных, финансовых и информационных потоков;
• в инвестировании и кредитовании процессов производства, переработки и реализации продукции.
Создание современного оптово-распределительного центра входит в перечень перспективных инвестиционных проектов Оренбургской области. В 2016 г. ЗАО «Базис Агро Логика» запускает в работу такой проект регионального масштаба, позволяющий единовременно хранить 50 тыс. т продукции. Кроме того, есть действующие примеры переработки продукции: в с. Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области уже функционирует российско-итальянский мясоперерабатывающий комбинат «Оренбив» мощностью производства более 100 тыс. голов в год, в создание которого инвестировано 40 млн евро.
Таким образом, предлагаемый нами интегрированный оптово-распределительный центр с функционирующей финансовой инфраструктурой, в частности с товарной биржей, имеет очевидные преимущества и несет выгоды для всех участников этого альянса, а также для региона, на территории которого он будет создан.
Таблица 1
Определение потенциальных мест размещения оптово-распределительных центров по муниципальным районам Оренбургской области
Населенный пункт, наличие железнодорожного (ж.д.) транспорта Близлежащие мощности по переработке сельскохозяйственной продукции Рынок сбыта продукции (города областного подчинения)
1. Бугуруслан (ж.д.) Птицефабрика «Бугурусланская», инкубаторы «Итега», «Алга», «Михайловское», рыбоводство «Виктория», Бугурусланский комбинат хлебопродуктов, Абдулинский молкомбинат, агрофирма «Алга», Бугурусланский молкомбинат, ООО «Орбита плюс», ООО «Северное молоко», Абдулинский мясокомбинат, ЗАО «Бугурусланский мясокомбинат-ром», ООО «Мяспром», ООО «Мясной двор», ООО «Искра» и «Заглядинское» Бугуруслан, Абдулино
2. Оренбург (ж.д.) ЗАО «Оренбургский бройлер», ООО «Птица Плюс», птицесовхоз «Родина», птицефабрика «Оренбургская», ЛПХ «Оренбург МИАКРО», НПО «Южный Урал» и «Оренбургский бекон», ОАО «Оренбургское» по племенной работе, Оренбург, Соль-Илецк
селекционно-гибридный центр «Вишневский», ООО «Тимашевское», ООО «Экспериментальное», промышленно-торговое предприятие «Фобус», зерновая компания «Славянка», Оренбургский комбикормовый завод, Оренбургский маслоэкстракционный завод, Оренбургский торговый дом «Сорочинский КХП», Оренбургское ХПП («Оренбург-Иволга») и т.д.
3. Бузулук (ж.д.) Племенной завод имени Свердлова, ООО «Бузулук-Мука», Оренбургский торговый дом «Сорочинский КХП», ООО «Бузулукское молоко», ОАО «Курманаевская агрофирма, ООО «Тоцкмолоко», мясокомбинат «Сорочинский», ООО «Подольский мясокомбинат», ООО «Тоцкая бойня», ООО «СП Шагун» Бузулук, Сорочинск
4. Орск (ж.д.) Птицефабрика «Орская», ЗАО «Уральский бройлер», ЗАО «Юбилейное», ООО «Ирикларыба», рыбколхоз «Волна», Медногорский комбинат молочных продуктов, ООО «Молоко», Орский молочный завод, АПК «Виктория», колбасные цеха «Лидер», «Гурман» и «Желен», Новотроицкий мясокомбинат, Орский мясокомбинат и т.д. Орск, Новотроицк, Медногорск, Кувандык, Гай, Ясный
Источник: авторская разработка
Таблица 2
Параметры операционных зон оптово-распределительных центров Оренбургской области
Население Производство
(без учета Расстояние продукции Товарные ресурсы, т
Район городов) от ОРЦ, (I кв. 2015 г.), т КE K2LE
в 2015 г., км Молоко Скот Молоко Скот
тыс. чел. и птица и птица
1. Бугурусланский оптово-распределительный центр
Всего ОРЦ по зоне 84,7 - 43 154 9 432,9 28 511,5 4 821,1 75 571
В том числе:
- Бугурусланский 18,6 4 2 414 278 -1 027 -1 191,4
- Асекеевский 18,8 40 8 291 4 866 4 813 3 380,8
- Северный 13,3 69 17 530 2 491 15 069,5 1 440,3
- Абдулинский 8,1 75 3 765 627,9 2 266,5 -12
- Пономаревский 14,5 150 6 414 700 3 731,5 -445,5
- Матвеевский 11,4 110 4 740 470 2 631 -430,6
2. Бузулукский оптово-распределительный центр
Всего ОРЦ по зоне 208,9 - 141 436 22 239 110 596,5 11 821,9 118 900
В том числе:
- Бузулукский 30,6 29 29 151 5 143 23 490 2 725,6
- Курманаевский 16,5 60 - - - -
- Первомайский 24,8 120 11 880 1 098 7 292 -861,2
- Ташлинский 24,6 160 64 725 7 416 60 174 5 472,6
- Тоцкий 31,6 75 10 030 902 4 184 -1 594,4
- Грачевский 12,4 64 - - - -
- Красногвардейский 19,7 110 18 390 5 180 14 745,5 3 623,7
- Сорочинский 13,3 110 - - - -
- Новосергиевский 35,4 150 7 260 2 500 711 -296,6
3. Оренбургский оптово-распределительный центр
Всего ОРЦ по зоне 369,6 - 31 280,2 13 205,5 25 660,5 7 843,7 90 688
В том числе:
- Оренбургский 85,2 20 - 1 480,9 - -5 249,9
- Шарлыкский 17 160 249,5 62 -2 895,5 -1 281
- Илекский 24,4 100 - - - -
- Соль-Илецкий 52 130 2 095 921 -7525 -3 187
- Сакмарский 29 37 10,7 41,6 -5 354,3 -2 249,4
- Октябрьский 19,7 73 12 775 9 400 9 130,5 7 843,7
- Переволоцкий 27,3 89 8 950 700 3 899,5 -1 456,7
- Тюльганский 18,5 120 7 200 600 3 777,5 -861,5
- Саракташский 40,2 110 - - - -
- Акбулакский 25,3 130 - 50 - -1 948,7
- Александровский 14,8 170 - - - -
- Беляевский 16,2 110 11 850 1 270 8 853 -9,8
4. Орский оптово-распределительный центр
Всего ОРЦ по зоне 169,2 - 60 619 13 387 36 654 6 914,1 145 1 110
В том числе
- Новоорский 28,2 56 - - - -
- Гайский 9,4 53 - 3 976 - 3 233,4
- Кувандыксий 42,7 120 20 949 1 475 13 049,5 -1 898,3
- Домбаровский 15,2 98 9 773 859 6 961 -341,8
- Адамовский 24,6 130 5 050 1 280 499 -663,4
- Кваркенский 16,7 200 16 700 5 000 13 610,5 3 680,7
- Ясненский 19,8 150 6 197 417 2 534 -1 147,2
- Светлинский 12,6 250 1 950 380 -381 -615,4
Примечание. Знак «-» указывает на дефицит ресурсов.
Источник: данные официальных сайтов муниципальных образований Оренбургской области Рисунок 1
Посевные площади сельскохозяйственных структур в 2014 г., тыс. га
Картофель и
Источник: авторская разработка
Рисунок 2
Размещение операционных зон оптово-распределительных центров Оренбургской области
Источник: авторская разработка Рисунок 3
Механизм создания оптово-распределительного центра, основанного на государственно-частном партнерстве
Источник: авторская разработка
Рисунок 4
Схема функционирования системы оптово-распределительных центров
Источник: авторская разработка
Список литературы
1. Рыкова И.Н., Смирнов М.А., Гордеев А.В. Роль оптово-распределительных центров в решении проблемы потерь сельскохозяйственной продукции // Экономика: теория и практика. 2014. № 4. С.51-56.
2. Мазлоев В.З., Озерова М.Г. Оптово-распределительные центры как основа формирования логистической инфраструктуры АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 9. С. 57-64.
3. Иванова В.Н., Серегин С.В. Пищевая промышленность России. Современное состояние, проблемы, ориентиры будущего развития. М.: Финансы и статистика, 2013. 526 с.
4. Стародубцева В.К. Инвестиции в агропромышленный комплекс // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. Т. 3. № 2. С. 74-78.
5. Гончаров В.Д. Иностранные инвестиции в АПК России // Инвестиции в России. 2013. № 6. С. 8-11.
6. Дудинова Е.Е. Реформация зерновой биржи России как необходимый элемент адаптации зерновых ТНК в условиях российской экономики // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 98. URL: http://urlid.ru/acvj.
7. Иосипенко В.Д. Прогноз колебания цен на сельскохозяйственную продукцию на мировых товарных биржах // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2008. № 2. URL: http://urlid.ru/acvn.
8. Балко С.В. Товарная биржа как основа инфраструктуры аграрного рынка Украины // Науковi пращ Ивденного фшалу Нацюнального ушверситету бюресуршв i природокористування Украши «Кримський агротехнолопчний ушверситет». Омферополь: ПФ НУБЛ Украши «КАТУ», 2012. № 141. С. 221-226.
9. Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Складское свидетельство как товарораспорядительная ценная бумага // Современное право. 2009. № 2. С. 86-87.
10. Бугай Ю.А. Складское свидетельство - экономический инструмент регулирования зернового рынка // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2007. № 1. С. 66-68.
11. Хамула В.Н. Организация краткосрочного кредитования под залог товара с использованием двойных складских свидетельств // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2011. № 33. С. 90-97.
12. Матвеев Д.А. Риски, связанные с использованием складских свидетельств // Вестник Московского университета МВД. 2011. № 7. С. 106-108.
13. Жеребцов Г.И., Сорокин А.В. Текущее состояние биржевого товарного рынка и биржевые торги постановочными фьючерсами на пшеницу // Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование - наука - инновационная деятельность. Материалы II Международной научно-практической конференции. М.: МГИУ, 2011. С. 570-574.
14. Круглова Н.Е. Инструменты управления рисками в сельском хозяйстве: от диверсификации до погодных фьючерсов // Экономика и эффективность организации производства. 2010. № 13.
15. Халл Д.К. Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты. М.: Вильямс, 2007. 1056 с.
16. Де Ковни Ш., Такки К. Стратегия хеджирования. М.: ИНФРА-М, 1996. 208 с.
17. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. М.: ИНФРА-М, 1996. 288 с.
18. Тиханек Б. Инструменты товарного рынка - механизм хеджирования рисков // Рынок ценных бумаг. 2009. № 13. С. 13-18.
19. Чилеев Д.Ф. Основные направления и практика применения двойных складских свидетельств // Налоговый вестник. 2005. № 6. С. 167-176.
20. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Паблишер, 2016. 1316 с.
С. 138-141.
ISSN 2311-8733 (Online) Agro-Industrial Complex
ISSN 2073-1477 (Print)
THE FORMATION OF REGIONAL WHOLESALE DISTRIBUTION CENTERS USING MODERN STOCK-EXCHANGE INSTRUMENTS: EVIDENCE FROM THE ORENBURG OBLAST
Mariya P. MOROZOVA
Orenburg State Agrarian University, Orenburg, Russian Federation [email protected]
Article history: Abstract
Received 29 October 2015 Importance The article deals with the issues of interaction between agricultural producers and
Accepted 11 January 2016 organized/unorganized consumers after launching the import substitution program in Russia.
Objectives The paper's purpose is to give a comprehensive assessment of the agricultural market of JEL classification: Q10, Q18 the Orenburg oblast, as well as provide scientifically based recommendations for development of a
commodity exchange as part of the infrastructure of wholesale and distribution centers for agricultural products.
Methods I used statistical methods as the methodological basis of the study. Keywords: wholesale and Results I provide an economic justification of the necessity to establish wholesale and distribution
distribution center, commodity centers with commodity exchange, specifying their objectives and functions.
exchange, regular warehouse Relevance The proposed integrated wholesale and distribution centers with a functioning financial receipt, double storage certificate, infrastructure, a commodity exchange in particular, have obvious advantages and benefits for all futures members of such an alliance, as well as the region, where it is established.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Rykova I.N., Smimov M.A., Gordeev A.V. [The role of wholesale distribution centers in addressing the problem of loss of agricultural production]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economy: Theory and Practice, 2014, no. 4, pp. 51-56. (In Russ.)
2. Mazloev V.Z., Ozerova M.G. [Wholesale and distribution centers as the basis for the formation of logistics infrastructure of AIC]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economy of Agriculture of Russia, 2015, no. 9, pp. 57-64. (In Russ.)
3. Ivanova V.N., Seregin S.V. Pishchevaya promyshlennost' Rossii. Sovremennoe sostoyanie, problemy, orientiry budushchego razvitiya [Food industry of Russia: the current status, problems, guidelines for future development]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2013, 526 p.
4. Starodubtseva V.K. [Investment in agriculture]. Interekspo Geo-Sibir' = Interekspo Geo-Siberia, 2013, vol. 3, no. 2, pp. 74-78. (In Russ.)
5. Goncharov V.D. [Foreign investment in the agro-industrial complex of Russia]. Investitsii v Rossii = Investment in Russia, 2013, no. 6, pp. 8-11. (In Russ.)
6. Dudinova E.E. [Reformation of the grain exchange of Russia as a necessary element of adaptation of grain TNCs in the conditions of the Russian economy]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2014, no. 98. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/acvj.
7. Iosipenko V.D. [Forecast of price fluctuations for agricultural products in the world commodity exchanges].
Regional'nye agrosistemy: ekonomika i sotsiologiya = Regional Agrosystems: Economics and Sociology, 2008, no. 2. Available at: http://urlid.ru/acvn. (In Russ.)
8. Балко С.В. [Commodity exchange as the Foundation of the Ukrainian agrarian market infrastructure]. HayKOBi пращ Ивденного фшалу Нащонального ушверситету бюресуршв i природокористування Украши Кримський агротехнолопчний ушверситет. Омферополь, ПФ НУБШ Украши КАТУ, 2012, no. 141, pp. 221-226. (In Russ.)
9. Rotko S.V., Timoshenko D.A. [Warehouse certificate as a security of title]. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2009, no. 2, pp. 86-87. (In Russ.)
10. Bugai Yu.A. [Warehouse certificate is an economic instrument for regulating the grain market]. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agrarian University, 2007, no. 1, pp. 66-68. (In Russ.)
11. Khamula V.N. [Organization of short-term crediting under the pledge of goods using a double warehouse certificates]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Rostov State University of Economics, 2011, no. 33, pp. 90-97. (In Russ.)
12. Matveev D.A. [Risks associated with the use of warehouse certificates]. VestnikMoskovskogo universiteta MVD Rossii, 2011, no. 7, pp. 106-108. (In Russ.)
13. Zherebtsov G.I., Sorokin A.V. [The current state of the stock market and stock exchange trades futures for wheat production]. Itogi i perspektivy integrirovannoi sistemy obrazovaniya v vysshei shkole Rossii: obrazovanie - nauka - innovatsionnaya deyatel'nost': Materialy IIMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 2nd Int. Sci. Conf. Results and Prospects of the Integrated System of Education at the Higher School of Russia: Education - Science - Innovation]. Moscow, MSIU Publ., 2011, pp. 570-574.
14. Kruglova N.E. [Risk management tools in agriculture: from diversification to weather futures]. Ekonomika i effektivnost' organizatsii proizvodstva = Economy and Efficiency of Production, 2010, no. 13, pp. 138-141. (In Russ.)
15. Hull J.C. Optsiony, fyuchersy i drugie proizvodnye finansovye instrumenty [Options, Futures, and other Derivatives]. Moscow, Vil'yams Publ., 2007, 1056 p.
16. De Covny S., Tacchi C. Strategiya khedzhirovaniya [Hedging Strategies]. Moscow, INFRA-M Publ., 1996, 208 p.
17. Redhead K., Hughes C. Upravlenie finansovymi riskami [Financial Risk Management]. Moscow, INFRA-M Publ., 1996, 288 p.
18. Tikhanek B. [Commodity market instruments as a risk hedging mechanism]. Rynok tsennykh bumag = Securities Market, 2009, no. 13, pp. 13-18. (In Russ.)
19. Chileev D.F. [The main directions and practice of applying double warehouse certificates]. Nalogovyi vestnik = Tax Herald, 2005, no. 6, pp. 167-176. (In Russ.)
20. Damodaran A. Investitsionnaya otsenka. Instrumenty i metody otsenki lyubykh aktivov [Investment Valuation: Tools and Techniques for Determining the Value of Any Asset]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2016, 1316 p.