Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА / ЭКОТУРИЗМ / СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / FINANCIAL ACTIVITY OF MUNICIPALITIES / FINANCIAL SUPPORT / SMALL BUSINESS / SMALL ENTERPRISE / THE ROLE OF SMALL BUSINESS / INTERACTION OF SMALL AND LARGE BUSINESSES / ECOTOURISM / FAMILY BUSINESS / PEASANT AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савостьянова Светлана Александровна

В данной статье на основе статистических данных рассмотрено значение малого бизнеса для решения задач по повышению социально-экономического уровня жизни населения в стране. Автор анализирует его роль в формировании доходов местных бюджетов, обращая внимание на необходимость развития таких форм малого бизнеса, как экотуризм, семейный бизнес, крестьянское (фермерское) хозяйство. Автор приходит к выводу, что для эффективного функционирования малого бизнеса (малых предприятий) необходимо установление взаимодействия малого и крупного бизнеса, в частности, для оказания финансовой поддержки не только со стороны государства, но и со стороны крупных компаний. В данной статье понятия «малое предприятие», «малый бизнес», «малое предпринимательство» применяются как тождественные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савостьянова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS AND ITS ROLE IN THE FINANCIAL ACTIVITY OF MUNICIPALITIES

Based on statistical data, this article examines the importance of small business for solving problems to improve the socio-economic standard of living of the population in the country. The author analyzes its role in the formation of local budget revenues, paying attention to the need to develop such forms of small business as ecotourism, family business, and peasant agriculture. The author concludes that for the effective functioning of small business (small enterprises), it is necessary to establish interaction between small and large businesses, in particular, to provide financial support not only from the state, but also from large companies. In this article the concepts of "small enterprise", "small business", "small entrepreneurship" are applied as identical.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

8. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

8.1. Малый бизнес и его роль в финансовой деятельности муниципальных образований

©Савостьянова Светлана Александровна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.Москва, Россия sarudenko@inbox.ru

Аннотация

В данной статье на основе статистических данных рассмотрено значение малого бизнеса для решения задач по повышению социально-экономического уровня жизни населения в стране. Автор анализирует его роль в формировании доходов местных бюджетов, обращая внимание на необходимость развития таких форм малого бизнеса, как экотуризм, семейный бизнес, крестьянское (фермерское) хозяйство. Автор приходит к выводу, что для эффективного функционирования малого бизнеса (малых предприятий) необходимо установление взаимодействия малого и крупного бизнеса, в частности, для оказания финансовой поддержки не только со стороны государства, но и со стороны крупных компаний. В данной статье понятия «малое предприятие», «малый бизнес», «малое предпринимательство» применяются как тождественные.

Ключевые слова: финансовая деятельность муниципальных образований, финансовое обеспечение, малый бизнес, малое предприятие, малое предпринимательство, роль малого бизнеса, взаимодействие малого и крупного бизнеса, экотуризм, семейный бизнес, крестьянское (фермерское) хозяйство.

Для цитирования: Савостьянова С.А. Малый бизнес и его роль в финансовой деятельности муниципальных образований // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 407-413.

Small business and its role in the financial activity of municipalities

©Savostyanova Svetlana Aleksandrovna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia sarudenko@inbox.ru

Abstract

Based on statistical data, this article examines the importance of small business for solving problems to improve the socio-economic standard of living of the population in the country. The author analyzes its role in the formation of local budget revenues, paying attention to the need to develop such forms of small business as ecotourism, family business, and peasant agriculture. The author concludes that for the effective functioning of small business (small enterprises), it is necessary to establish interaction between small and large businesses, in particular, to provide financial support not only from the state, but also from large companies. In this article the concepts of "small enterprise", "small business", "small entrepreneurship" are applied as identical.

Keywords: financial activity of municipalities, financial support, small business, small enterprise, small business, the role of small business, interaction of small and large businesses, ecotourism, family business, peasant agriculture.

For citation: Savostyanova S.A. Small business and its role in the financial activity of municipalities // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 407-413. (in Russ.).

Введение

На Пленарном заседании весенней сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которое состоялось 21 июля 2020 года, отмечалось, что одним из направлений развития экономики, улучшения делового климата в стране является развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства1.

Основные положения

Как известно, современная история развития малого предпринимательства (малого бизнеса) насчитывает

1 Доклад Михаила Мишустина о работе Правительства РФ в

2019 году /

URL: https://www.pnp.ru/politics/doklad-mikhaila-mishustina-o-

rabote-pravitelstva-rf-v-2019-godu-polnyy-tekst.html?utm_source=

pnpru&utm_medium=block&utm_content=164821&utm_campaign=als o block

более четверти века. Легальное возрождение малого бизнеса в России можно связывать с Законом СССР 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности», в силу которого названный вид деятельности допускался только в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видов деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей [1].

Важность малого и среднего бизнеса не только не утратила своей актуальности в настоящее время, но данные виды предпринимательства получили широкое распространение во всем мире. В Европейской хартии малых предприятий указывается, что малые предприятия являются наиболее перспективными источниками новых рабочих мест, инноваций, экономического динамизма и большей социальной интеграции, при этом предусматривается возможность предоставления ма-

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 407

ISSN 2310-7049 (online)

лым предприятиям условий для использования в полной мере преимуществ цифровой экономики2.

Исследуя данную проблему, автор установил, что для обозначения в законодательстве предпринимательской деятельности применялось понятие «предприятие», оно использовалось и в социалистический период развития нашей страны, и в период становления современного предпринимательства. Отказ законодателя в ГК РФ от понятия «предприятие», не получил поддержку российских юристов. Так, академик Лаптев В.В. негативно отозвался о замене в ГК РФ обобщающего термина «предприятие» понятием «коммерческая организация», поскольку «с точки зрения правового регулирования реального сектора такое изменение крайне неудачно, так как понятие «коммерческая организация» ориентировано главным образом на сферу обращения, тогда как понятие «предприятие» в большей степени выражает производственный характер хозяйствующего субъекта»[2, с.38].

Интересные исследования проводят сотрудники Института экономики роста им. Столыпина. Так, по их данным в развитых странах размер сектора малого и среднего предпринимательства, как правило, достаточно велик. Малые и средние предприятия создают рабочие места и обеспечивают существенную долю населения доходами, во многом определяя социально-экономическое положение страны в целом и ее регионов в частности3. Россия сильно уступает другим странам по удельным показателям, характеризующим долю сектора малого и среднего предпринимательства в экономике4. Особенно важна роль малого и среднего предпринимательства на местном уровне. Субъекты предпринимательства, в том числе малого, играют важную роль в решении задач местного значения. В частности, нельзя недооценивать их роль в осуществлении финансовой деятельности муниципальных образований. Автор настоящей статьи определял в свое время финансовую деятельность муниципальных образований в качестве деятельности органов местного самоуправления, реализующих властные полномочия муниципального образования как субъекта финансовых правоотношений, осуществляемую в правовой форме, направленную на создание, распределение и использование муниципальных фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых для финансового обеспечения решения экономических, социальных, управленческих и иных вопросов местного значения, а также на решение отдельных общегосударственных задач5. Финансовое обеспечение муниципальных образований является одной из трудно разрешимых проблем реформы местного самоуправления, начало которой положено принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих

2 Европейская хартия малых предприятий (одобрена лидерами ЕС на Европейском совете Фейра 19-20 июня 2о0о года) / URL: https://ec.europa.eu/growth/content/european-charter-smaN-enterprises-0_en

3 Сборник Проблемы и перспективы развития промышленности России №5.pdf#2

https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/ekpromkaf/PublishingImages/P ages/conferencii/

4 Институт экономики роста им. Столыпина П.А. / URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf

5 Савостьянова С.А. Правовое регулирование финансовой деятельности муниципальных образований Российской Федерации: монография / под ред. докт. юрид. наук, проф. Соколовой Э.Д.-М.: Юрлитинформ, 2015. С. 44.

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6. Субъекты малого предпринимательства, в основном, принимают участие в таких видах финансовой деятельности муниципальных образований, как налоговая, бюджетная, инвестиционная. Не являясь участниками бюджетного процесса, они при соблюдении условий, предусмотренных статьей 4 ФЗ №209-ФЗ7, вправе получать субсидии, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальных гарантии.

Известно, что финансовую основу местного самоуправления составляют местные бюджеты, доходы которых используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории. Основной проблемой функционирования муниципальных образований является недостаточность финансовых ресурсов, прежде всего, налоговых доходов. Финансовая обеспеченность деятельности органов местного самоуправления является необходимой основой для выполнения публичных функций местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством основным «бюджетообразующим» налогом для местных бюджетов является налог на доходы физических лиц. По официальным данным Минфина РФ доля указанного налога в налоговых доходах местных бюджетов в 2018 году составила 63,4%. Наибольший прирост по налогу на доходы физических лиц отмечается в городских округах - на 17,1%8. Это и понятно, ведь отчисления от этого налога поступают, в основном, в бюджеты тех муниципальных образований, в которых сконцентрированы градообразующие предприятия, промышленные производства. На таких предприятиях работает значительная часть жителей сельских поселений. Однако, как отмечалось в литературных источниках, «емкость указанных налогов настолько мала, что они не меняют финансовой ситуации в муниципальных образованиях. Закрепление налогов по уровням бюджетной системы происходит без должного учета реальных денежных средств, которые может обеспечить тот или иной налог конкретной территории»9.

Малый бизнес, создавая рабочие места, безусловно, в определенной части решает проблемы занятости населения, обеспечивает продуктами питания, товарами первой необходимости, услугами жителей конкретной территории. Однако объем доходов от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов и расходов населения стремительно падает. Так, в 2000 году этот показатель составлял 15,4% от общего объема доходов, а в 2017 году - всего 7,6%. При этом объем доходов от оплаты труда растет: в 2000 году - 62,8%, в 2017 году - 65,1% от общего объема денежных доходов10. О чем говорят указанные

6 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

8 Информация Минфина России о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2018 год / URL:https://www.minfin.ru/

9 Мишина С.В. Особенности формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. № 5. С. 30 36 / СПС КонсультантПлюс.

10 Росстат: «Россия в цифрах» - 2019 год Избранное / URL:

https://nangs.org/analytics/rosstat-rossiya-v-tsifrakh

408 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

данные? Прежде всего, о недоверии населения к деятельности предпринимателей, об отсутствии опыта и знаний у населения в ведении предпринимательского дела, о недоверии предпринимателей к проводимой государством политике в части развития предпринимательства. Некоторые ученые видят решение многих проблем, связанных с предпринимательством, в формировании «нравственной экономики». По их мнению, «цель предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли - не может не вступать в противоречие с нравственностью. Данная цель в совокупности с рисковым характером предпринимательской деятельности с неизбежностью предопределяют эгоистическую направленность поведения субъектов предпринимательской деятельности. ... Без эгоистической направленности поведения не было бы ни созидания, ни движения вперед, ни цивилизации вообще» [3, с. 161-162].

Как известно, малый бизнес более всего развит в торговле, на транспорте, сфере услуг. В производственной сфере доля его сравнительно невелика, что имеет свое объяснение. Из приведенной статистики в средствах массовой информации следует, что факторами, ограничивающими производственную деятельность11 в 2019 году, например, строительных организаций являются высокий уровень налогов (36%), высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (31%), недостаток в заказах на работы (29%), конкуренция со стороны других строительных фирм (24%), высокий процент коммерческого кредита (19%)12 и

др.13.

По данным Росстата число малых предприятий в России в 2018 году составило 265994314. Эти предприятия обеспечили рабочими местами 11819,8 тыс. человек. При этом к 2030 году, во исполнение майского 2018 года Указа Президента РФ №20415, должен произойти значительный рост работающих в малом и среднем бизнесе, а также индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, и их число должно достичь 25 миллионов человек. Значительное количество малых предприятий задействовано в обрабатывающих производствах (224530), из них в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - 30390, в ремонте и монтаже машин и оборудования - 28927, в производстве пищевых продуктов - 24363 малых предприятий. Однако больше трети всех малых предприятий (34,8%) занято в торговле, что сложилось исторически. Развитие мелкого производства еще в дореволюционной России явилось стимулом для развития торговли [1]. В торговле легче и быстрее, чем на производстве, происходит оборот

11 Бояршинова О.В. «Анализ стратегических направлений развития строительных организаций в Российской Федерации». Научные вести. 2020. № 6 (23). С. 6-18 / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=42969106.

12 Васильев, Юрий Сергеевич «Совершенствование механизмов обеспечения жильем отдельных категорий граждан в условиях современной России» / URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01004-000000/rsl01004397000/rsl01004397059/rsl01004397059.pdf.

13 URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/fak.pdf

14 Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./ М 19 Росстат. - M., 2019. С.9 / URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf

15 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817. Изначально нацпроект был рассчитан на 2019-2024 годы, позже продлен до 2030 года.

денежных средств. В производственной сфере должны быть созданы имущественные комплексы, деятельность в которых осуществляется более подготовленными квалифицированными кадрами.

В проведенном Институтом экономики роста им. Столыпина исследовании «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир»16, сдерживающими факторами развития производства называются: неопределенность экономической ситуации; высокий уровень налогообложения17; снижающийся спрос на внутреннем рынке; высокий процент коммерческого кредита18; курс рубля; отсутствие стартового капитала (долгосрочных кредитных ресурсов); высокие финансовые затраты (издержки на тарифы, кредиты, арен-ду/землю)19; высокий уровень административных барьеров (качество законодательства, суды)20; низкая эффективность программ поддержки МСП21, недостаток квалифицированных трудовых ресурсов; сложность бюрократических процедур; частые проверки; высокая конкуренция (в т.ч. со стороны импорта, теневого сектора, монополий)22; коррупция23. Среди основных проблем предприниматели называют экономические факторы - растущие издержки и снижение покупательного спроса. Нельзя не согласиться с мнением исследователей, что основной проблемой является экономическая неопределенность в стране. Исследователи отмечают, что более % предприятий МСП сконцентрировано всего в трех секторах: торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности. В 2017 г. по данным Росстата торговля заняла 57% от суммарного оборота сектора МСП, обрабатывающие

16 Институт экономики роста им. Столыпина П.А./ URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf

17 Высокая налоговая нагрузка не позволяет малым и средним предприятиям развиваться, стимулирует их не к росту, а к дроблению и выдавливает в теневой сектор.... По мнению исследователей, рост налоговых поступлений в бюджет должен происходить не за счет повышения налогов, а за счет развития бизнеса, в первую очередь сектора МСП, и, как следствие, увеличения налоговой базы // Институт экономики роста им. Столыпина П.А.

18По мнению исследователей Института экономики роста им. Столыпина П.А, европейские предприниматели имеют возможность брать кредиты по ставкам, которые в реальном выражении приближаются к нулевой отметке. Для российских малых и средних предприятий реальная ставка по кредитам сроком свыше 1 года на начало 2018 г. составляла не менее 7% / URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf

19 Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Закономерности и тенденции инновационного развития общества» / г.Стерлитамак, 2019 г // URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-226-1 .pdf#2.

20 83,5% респондентов считает, что административная нагрузка на их бизнес за последний год увеличилась или осталась прежней, при этом 74,6% респондентов приветствует создание единого реестра обязательных требований / Опрос «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в Российской Федерации»: выборка 2 787 человек из руководящего состава организаций / Институт экономики роста им. Столыпина П.А. / URL:http://stolypin.insti-tute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf

21 Исходя из опыта ЕС, на поддержку 1 субъекта МСП выделяется около 35 тыс. руб. В РФ в 2018 году было выделено 830 руб.// Институт экономики роста им. Столыпина П.А/

22 issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf / URL: http://stolypin.institute/ wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf. Институт экономики роста им. Столыпина П.А./

23 Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир. Борис Титов / URL: https://docplayer.ru/89030404-Sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir-boris-titov.html.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 409

ISSN 2310-7049 (online)

производства - 10,6%24. Анализ приведенных данных говорит о том, что слабо развита структура малого и среднего предпринимательства по масштабу предприятий и видам деятельности.

Как отмечалось ранее, основным источником пополнения бюджета любого уровня, в том числе, местного, являются налоги. По данным Минфина России, в структуре собственных доходов местных бюджетов доля налоговых доходов в 2017 году составила 44,8%, в 2018 году наблюдается незначительное снижение этого показателя - 44,1%25. Преобладающая часть доходов поступает от частного сектора экономики в виде налоговых платежей, что говорит о деловой активности предпринимателей конкретной территории. Тем не менее, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике снижается. Так, в 2017 году она составила всего 21,9%, в 2018 - 20,2%26, что, по мнению экономистов, говорит о фактической остановке роста деловой активности в частном секторе27. Возникает вопрос, что оказало влияние на снижение доли малого и среднего предпринимательства? Прежде всего, конечно, увеличение ставки НДС с 18% до 20%, падение покупательской способности населения, частичная отмена единого налога на вмененный доход, массовый уход фермеров в статус личное подсобное хозяйство, которое учитывается не как малый бизнес, а как домохозяй-ство28; избыточная отчетная нагрузка29, несовершенство программы субсидирования малого и среднего бизнеса30. Отмена единого налога на вмененный доход не может не сказаться на развитии малого бизне-

24 https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/ekpromkaf/PublishingIma-ges/Pages/conferencii/Сборник Проблемы и перспективы развития промышленности России №5.pdf#2.

25Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации на 01.01.2019 // URL:https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2019/02/main/Dannye_ob_ispolnenii_mestnykh_budzhe tov_RF_na_01.01.2019.pdf

26 РБК: URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c-59a794758389cfdf7

27 РБК: URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda-219a79473c798d3692

28 Росстат раскрыл сложности с оценкой вклада малого бизнеса в экономику. Подробнее на РБК: URL: https://www.rbc.ru/econo-mics/31/10/2019/5db9abe99a794773c1 fbd2e0

29 Главы регионов отметили, что только за 2019 год от всех федеральных ведомств они получили 431 запрос по нацпроектам и написали отчетность на шести тысячах листах» / Подробнее на РБК: URL: https://www.rbc.ru/economics/12/09/2019/5d7a00c39a794-7161cab2ac9

30 Аудиторы Счетной палаты в своем отчете указали на серьез-

ное несоответствие, которое заложено в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» (МСП): одни лица получают средства, а другие - несут ответственность за достижение целей. Речь

идет о том, что получатели субсидий не отвечают за достижение его целевых показателей (численность занятых в сфере МСП, доля

МСП в ВВП, его доля в несырьевом экспорте), а лица, ответствен-

ные за достижение показателей, не влияют на распределение средств и, как правило, не владеют информацией о деятельности

получателей ресурсов. Около 63% средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию нацпроекта (более 260 млрд руб.), до 2024 года будет направлено Корпорации МСП, в Банк

МСП, а также другим российским банкам с целью увеличения объема льготных кредитов для малого и среднего бизнеса. При этом за развитие МСП в регионах, прежде всего, отвечают губернаторы: им выставлены персональные KPI по увеличению числа занятых в этой сфере, подчеркивают аудиторы. Сама программа субсидирования, по оценке Счетной палаты, не обеспечивает решения задачи по росту льготного кредитования малого и среднего бизнеса. По состоянию на 1 ноября 2019 года субъекты МСП получили кредитов на 131,3 млрд руб. при целевом показателе - не менее 1 трлн руб. // Подробнее на РБК: URL: https://www.rbc.ru/economics/

13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3

са. В настоящее время в России на этом налоговом режиме находится около 280 тыс. организаций и 1,8 млн. индивидуальных предпринимателей31. Стоит согласиться с мнением Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей и Главы Торгово-промышленной палаты о том, что эта мера преждевременна, тем более в сложившихся условиях, вызванных пандемией коронавируса. Для малого бизнеса данный налоговый режим наиболее приемлем, отмена его может повлечь сокращение субъектов малого предпринимательства. Однако у Минфина России свое видение ситуации, оно более не рассматривает возможность продления единого налога на вмененный доход после 2020 года из-за использования его бизнесом для уклонения от налогов. Хотя ранее вопрос продления действия единого налога на вмененный доход для индивидуальных предпринимателей еще на один год, до 1 января 2022 года, рассматривался как одно из предложений Минфина к плану борьбы с новой ко-ронавирусной инфекцией32.

Еще одно нововведение, которое, по мнению законодателя, будет способствовать развитию малого предпринимательства на местном уровне и пополнению местного бюджета. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи33 2016 года, владельцы многих личных подсобных хозяйств (ЛПХ) ведут, по сути, предпринимательскую деятельность. Но они не зарегистрированы ни в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, ни в качестве индивидуального предпринимателя34. С целью исправления этой ситуации, законодатель вносит поправки в главу 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения», дополнив пункт 8 статьи 346.43 подпунктом 535, который предоставляет право субъектам РФ объединять в одном патенте несколько видов предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги, предоставляемые в этих областях, и устанавливать единый потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход (ПВД). Таким образом, налогоплательщик сможет получить один патент на все осуществляемые на его основе виды деятельности и исчислять налог с единой налоговой базы. Данная норма вступит в силу с 01 января 2021 года.

Замысел законодателя понятен, так как он направлен на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. Введенная норма, с одной стороны, дает возможность фермерам, которые поменяли статус на личное подсобное хозяйство, перейти на патентную систему налогообложения и освобождает их в соответствии с п. 10, 11 ст. 346.43 НК РФ от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц, НДС, а с другой - стирает

31 ТПП предлагает Минфину установить единые правила введения неналоговых платежей / URL: https://tpprf.ru/ru/news/tpp-predlagaet-minfinu-ustanovit-edinye-pravila-vvedeniya-nenalogovykh-platezhey-i365068/

32 URL: https://www.rbc.ru/economics/19/05/2020/5ec3e9829a794-723dfce88f1

33 Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (продолжение, начало в №3 за 2015 г.). АПК: Экономика, управление. 2015. № 6. С. 76-82//URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23524463.

34 Ларина А. Корректировка норм на патенты для фермеров и другие изменения в ПСН-2021 // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. 2020. № 3. С. 22 - 32.

35 Федеральный закон от 06.02.2020 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 6. Ст. 587.

410

Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

грань между малым предпринимателем и сельхозпроизводителем, осуществляющим деятельность на своем приусадебном участке не с целью получения прибыли и подпадающим под действие данной нормы закона. По сути, личные подсобные хозяйства приравниваются к частному предпринимательству, что недопустимо по ряду причин. Прежде всего, на личном приусадебном хозяйстве выращивается продукция, как правило, для нужд семьи, при этом ни государство, ни муниципальное образование не оказывает помощь гражданам в растениеводстве или животноводстве. Указанная норма требует внимательной проработки, чтобы под ее действие не попали граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Следует устранить несоответствие вводимой в НК РФ нормы и ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О личном подсобном хозяйстве», поскольку «Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью» 36.

Как отмечалось ранее, малые предприятия практически не развиваются в промышленности. Одним из путей развития малых предприятий в данной сфере, на наш взгляд, является возможность привлечения их к деятельности крупных предприятий путем объединения вокруг них. Возможно, стоит применить исторический опыт дореволюционной России, отличительной чертой которого было взаимодействие русской мелкой промышленности с крупным производством. «С точки зрения потребителей, крупное производство, как и ранее, было ориентировано на государство, а мелкое -на потребительский рынок»[1]. «Наряду с развитием крупной индустрии в пореформенный период успешно развивалась мелкая промышленность, заполняя бреши, оставляемые крупным бизнесом. ... В России к началу XX века сложились центры развитой мелкой промышленности, базирующейся на традиционных промыслах с устойчивой структурой производства, которые спокойно сосуществовали с крупной промышленностью и рыночными монополиями»37.

Важно, чтобы малые предприятия финансировало не только государство, но и крупный бизнес. При концентрации производства мелким предприятиям не выжить в условиях жесткой конкуренции и самостоятельно сложно выйти на рынок для реализации произведенной продукции. Только такого рода взаимоотношения малого и крупного бизнеса могут дать прорыв, как показала практика в ряде зарубежных стран.

Наличие на территории региона крупных предприятий, особенно в отраслях, связанных с тяжелым машиностроением, является своего рода нишей для малого бизнеса.

В настоящее время существенную роль может играть малый бизнес в развитии экотуризма на местном уровне. Туристическая отрасль в России находится в сложном положении. «Нужно не только её поддержать,

36 СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 А.С. Верещагин, Р.Х. Хайртдинов «История российского предпринимательства: от истоков до начала хх века» учебное пособие. Уфа, 2009, с.172-173 / istoriya-rossijskogo-predprinimatelstva.-uchebnoe-posobie.pdf / URL: http://www.russia-history.ru

но и обеспечить условия для динамичного развития, в том числе открывая новые возможности для внутреннего туризма»38. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать и реализовать меры по развитию приоритетных направлений экотуризма на подведомственной территории с участием местных жителей; содействовать созданию и работе местных экотурист-ских информационных центров 39.

Экотуризм, с одной стороны, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей, улучшая их благосостояние, с другой - способствует охране окружающей среды. Экотуризм создает экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения. Регулируемый экологический туризм не только обеспечивает рациональное природопользование, но и способен сделать охрану окружающей среды экономически выгодной. Развитие экотуризма предусмотрено Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года40 и является основным мероприятием Приоритетного проекта «Дикая природа России: сохранить и увидеть» Государственной программы «Охрана окружающей среды». Финансовое обеспечение Программы предусмотрено за счет средств федерального бюджета41. Для развития экотуризма в нашей стране, вовлечения в эту сферу субъектов малого предпринимательства, необходимо предусмотреть в действующем законодательстве различного рода льгот, в частности, освобождение от уплаты налогов, предоставление кредитов на льготных условиях и др., что поспособствовало бы стимулированию предпринимательской инициативы. Безусловно, экотуризм содействует развитию регионов, муниципальных образований, обеспечивая вовлечение преимущественно местного населения в этот вид деятельности.

Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года названы приоритетные меры в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда в сельской местности. Среди них - стимулирование развития предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств, самозанятости и форм семейной занятости на базе личных подсобных хозяйств и потребительской кооперации, а также содействие интеграции

38 Доклад Михаила Мишустина о работе Правительства РФ в 2019 году / URL: https://www.pnp.ru/politics/doklad-mikhaila-mishustina-o-rabote-pravitelstva-rf-v-2019-godu-polnyy-tekst.html?utm_source=pnpru&utm_medium=block&utm_content=164 821&utm_campaign=also_block

39 Постановление № 50-10 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О модельном законе «Об экологическом туризме» (Принято в г. Санкт-Петербурге 22.11.2019) // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ/ URL: http://cis.minsk.by/

40 Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5096.

41 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2014. №18 (часть III). Ст. 2171.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 411

ISSN 2310-7049 (online)

крупного и малого бизнеса. Интеграция крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей с субъектами малого предпринимательства, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, является перспективным направлением развития малого предпринимательства. Такое взаимодействие решает проблему сбыта готовой продукции малым предпринимательством и обеспечивается его доступ к современной инфраструктуре переработки и хранения продукции на взаимовыгодных условиях.

Важным источником доходов сельского населения являются несельскохозяйственные виды деятельности. Одним из основных направлений развития несельскохозяйственных видов деятельности в Стратегии назван сельский туризм42. Особенностью сельского развития в стране является большое разнообразие видов сельской местности. Так, в регионах с преимущественно аграрной специализацией сельской местности малый бизнес мог бы занять свою нишу по развитию сельского туризма и ремесел, что способствовало бы созданию новых рабочих мест на селе, экономическому подъему регионов, увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты, созданию высокооплачиваемых рабочих мест, увеличению ВВП страны.

Разновидностью малого бизнеса является семейное предпринимательство. В нормативных правовых актах Российской Федерации данный термин отождествляется с понятием семейный бизнес. Развитие семейного торгового бизнеса и популяризация семейного предпринимательства обозначены в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р.

Семейный бизнес на местном уровне может развиваться в разных сферах: в сфере торговли, в сфере услуг, в производстве, в сельском хозяйстве.

Семейный торговый бизнес в Стратегии развития торговли в Российской Федерации рассматривается как составляющая формирования нормальных цивилизованных традиций «клиентоориентированной» тор-говли43. Он может осуществляться в различных форматах - мобильной и нестационарной торговли, на рынках, ярмарках, в небольших магазинах, в том числе с использованием франшиз известных брендов сетевой торговли. При этом крупные торговые сети с известными брендами могут взаимодействовать с малым, в том числе семейным, торговым бизнесом и способствовать его развитию с применением механизмов франшизы. Для создания малого и малого семейного торгового бизнеса предполагается использование площадей частных жилых домов для организации торговых объектов (без перевода их в нежилой фонд), в первую очередь в небольших, малочислен-

42 Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.20l7) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 6. Ст. 1014.

43Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014г. №2733 «Об утверждении Стратегии развития тор-

говли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до

2020 года» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736814/ #ixzz6TQDORzDi / URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70736814/.

412 Gaps in Russian legislation

ных, труднодоступных и удаленных населенных пунктах, что особо важно для развития придорожного сервиса, а также для небольших городов44.

Для решения правовых проблем в развитии семейного бизнеса, в настоящее время Минэкономразвития РФ разработан проект изменений в действующее законодательство45, которым предложено закрепить понятие «семейное предприятие». Из пояснительной записки к проекту федерального закона следует, «обособление семейного предпринимательства в отдельную правовую категорию на федеральном уровне позволит создать экономические, правовые и организационные условия для формирования развитой инфраструктуры семейного предпринимательства...». С целью поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России планирует введение коллективного (семейного) патента в сентябре 202046.

Заключение

Таким образом, малый бизнес играет значительную роль в решении задачи подъема социально-экономического уровня жизни населения, особенно в муниципальных образованиях. Для эффективного функционирования малых предприятий необходимо взаимодействие малого и крупного бизнеса, важно поддержать их финансовое состояние не только с помощью государства, но и крупных компаний. Малый бизнес заполняет определенную нишу в финансовой деятельности муниципальных образований. Он особенно востребован в крестьянском (фермерском) хозяйстве, эко и агротуризме, в семейном бизнесе. Вводя норму в НК РФ, регулирующую патентную систему налогообложения в отношении таких видов предпринимательской деятельности, как растениеводство и животноводство (п.п.5 п.8 ст. 346.43 НК РФ), законодателю следует конкретизировать, на кого направлена данная норма, с целью исключения двоякого толкования, исключить попадание под ее действие участников личных подсобных хозяйств, производящих сельхозпродукцию для нужд своей семьи. Следует, также, пересмотреть нормы или внести соответствующие поправки в налоговое законодательство, позволяющие фермерам в обход норм закона избрать статус участника личного подсобного хозяйства и не платить ряд налогов в бюджет.

44 Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 20l6 годы и период до 2020 года» // СПС Консуль-тантПлюс.

45 Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятия «семейное предприятие» / URL: https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 24.01.2020

46 Проект общенационального плана действий от 31.05.2020 (URL: http://www.consultant.ru/cons/RTFCACHE/LAW354355_0_202-00506_153407.PDF)

Vol XIII №4 2020

Список литературы:

1. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.

2. Ершова И.В. Развитие учения В.В. Лаптева в современном предпринимательском праве / Творческое наследие академика В.В. Лаптева и современность. Отв. редакторы: академик РАН А.Г. Лисицын-Светланов; докт.юрид. наук Н.И. Михайлов. Институт государства и права РАН, Москва, 2014.

3. Предпринимательское право в XXI веке: истоки и перспективы: монография / под ред. С.С. Занковского, Н.И. Михайлова. - Москва: Проспект, 2018.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Савостьянова Светлана Александровна, канд. юрид. наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: sarudenko@inbox.ru

References:

1. Small and medium-sized businesses: legal support / L. V. Andreeva, T. A. Andronova, N. G. Apresova et al.; ed. by I. V. Yershov, Moscow: Jurisprudence, 2014.

2. Yershova I. V. Development of V. V. Laptev's teaching in modern business law / Creative heritage of academician V. V. Laptev and modernity. Editors: academician of the Russian Academy of Sciences A. G. Lisitsyn-Svetlanov; doctor of law N. I. Mikhailov. Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, 2014.

3. Business law in the XXI century: origins and prospects: monograph / edited by S. S. Zankovsky, N. I. Mikhailov. - Moscow: Prospect, 2018.

- 80,19%

ABOUT THE AUTHOR

Savostyanova Svetlana Aleksandrovna, PhD (Law), Associate Professor, Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: saruden-ko@inbox.ru

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 413

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.