Научная статья на тему 'МАЛЫЕ ЖАНРЫ ЯКУТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ЯКУТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / образовательное учреждение / педагогический подход / речевая деятельность / словарный запас / якутский фольклор / educational process / educational institution / pedagogical approach / speech activity / vocabulary / yakut folklore

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Анастасия Альбертовна, Неустроева Екатерина Николаевна

Данная статья посвящена изучению роли малых жанров якутского фольклора в формировании активного словаря у детей младшего школьного возраста. Исследование направлено на выявление значимости использования традиционных якутских жанров, таких как чабыргах, загадки, сказки и песни, в процессе обучения детей. В статье анализируются педагогические подходы к интеграции малых жанров якутского фольклора в учебный процесс, исследуется их влияние на активизацию речевой деятельности у детей. Особое внимание уделяется методике использования этих жанров для обогащения словарного запаса учащихся и развития их языковых навыков. Результаты практического исследования, которые позволят определить эффективность использования малых жанров якутского фольклора как средства формирования активного словаря у детей младшего школьного возраста. Предполагается, что интеграция этих жанров в образовательный процесс способствует не только расширению лексического запаса детей, но и способствует развитию культурного и языкового наследия якутского народа в младшем возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the study of the role of small genres of Yakut folklore in the formation of an active vocabulary in primary school children. The research is aimed at identifying the importance of using traditional Yakut genres such as chabyrgakh, riddles, fairy tales and songs in the process of teaching children. The article analyzes pedagogical approaches to the integration of small genres of Yakut folklore into the educational process, examines their impact on the activation of speech activity in children. Special attention is paid to the methodology of using these genres to enrich the vocabulary of students and develop their language skills. The results of a practical study that will determine the effectiveness of using small genres of Yakut folklore as a means of forming an active vocabulary in primary school children. It is assumed that the integration of these genres into the educational process contributes not only to the expansion of the lexical stock of children, but also contributes to the development of the cultural and linguistic heritage of the Yakut people at a younger age.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЕ ЖАНРЫ ЯКУТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

7. Лепшокова, С.М. Изобразительно-выразительные средства британского фольклора в «Книге джунглей» Р. Киплинга / С.М. Лепшокова // Фольклорный текст: Рубеж тысячелетий. - Нальчик: Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований,2021.-С. 171-174

8. Лепшокова, С.М. Выразительные средства художественного текста в английском языке / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева 2020. - С. 117-123

9. Текеева, Э.К. Английская народная сказка «Вершки или корешки» в изложении Дж.Риордана / Э.К. Текеева // Фольклорный текст: рубеж тысячелетий: Сборник статей. - Нальчик: Принт Центр, 2021. - 282 с.

10. Текеева, Э.К. Сочетание реальности и фантастики как характерная черта жанра сказки / Э.К. Текеева // Фольклорный текст: рубеж тысячелетий. - Нальчик: Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований, 2021. -С. 119-121

Педагогика

УДК 342.725.3

студентка 5 курса Кузьмина Анастасия Альбертовна

Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ЯКУТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данная статья посвящена изучению роли малых жанров якутского фольклора в формировании активного словаря у детей младшего школьного возраста. Исследование направлено на выявление значимости использования традиционных якутских жанров, таких как чабыргах, загадки, сказки и песни, в процессе обучения детей. В статье анализируются педагогические подходы к интеграции малых жанров якутского фольклора в учебный процесс, исследуется их влияние на активизацию речевой деятельности у детей. Особое внимание уделяется методике использования этих жанров для обогащения словарного запаса учащихся и развития их языковых навыков. Результаты практического исследования, которые позволят определить эффективность использования малых жанров якутского фольклора как средства формирования активного словаря у детей младшего школьного возраста. Предполагается, что интеграция этих жанров в образовательный процесс способствует не только расширению лексического запаса детей, но и способствует развитию культурного и языкового наследия якутского народа в младшем возрасте.

Ключевые слова: образовательный процесс, образовательное учреждение, педагогический подход, речевая деятельность, словарный запас, якутский фольклор.

Annotation. This article is devoted to the study of the role of small genres of Yakut folklore in the formation of an active vocabulary in primary school children. The research is aimed at identifying the importance of using traditional Yakut genres such as chabyrgakh, riddles, fairy tales and songs in the process of teaching children. The article analyzes pedagogical approaches to the integration of small genres of Yakut folklore into the educational process, examines their impact on the activation of speech activity in children. Special attention is paid to the methodology of using these genres to enrich the vocabulary of students and develop their language skills. The results of a practical study that will determine the effectiveness of using small genres of Yakut folklore as a means of forming an active vocabulary in primary school children. It is assumed that the integration of these genres into the educational process contributes not only to the expansion of the lexical stock of children, but also contributes to the development of the cultural and linguistic heritage of the Yakut people at a younger age.

Key words: educational process, educational institution, pedagogical approach, speech activity, vocabulary, yakut folklore.

Введение. В современном образовании акцент смещается от традиционных методик преподавания к более инновационным подходам, способствующим всестороннему развитию учащихся. Одним из ключевых аспектов этого процесса является использование культурного наследия и фольклора как инструментов активизации обучения, особенно в младшем школьном возрасте.

Наследие якутского фольклора представляет собой богатый и многогранный мир традиций, обрядов, песен и сказок, которые воплощают в себе мудрость и красоту якутской культуры. В контексте образовательного процесса, малые жанры якутского фольклора, такие как чабыргах (скороговорки), загадки, сказки и песни, раскрывают перед учащимися уникальную возможность погружения в мир народного творчества и активного взаимодействия с родным языком [4, С. 1321.

Изложение основного материала статьи. Цель настоящей статьи заключается в исследовании влияния малых жанров якутского фольклора на формирование активного словаря у детей младшего школьного возраста. Обсуждение эффективности использования этих жанров как педагогического инструмента в контексте стимулирования речевой деятельности и языкового развития детей станет основным фокусом данного исследования.

Исследование, целью которого является выявление значимости использования традиционных якутских малых жанров, включая чабыргах, загадки, сказки и песни, в процессе обучения детей, представляет собой попытку проанализировать влияние культурного наследия на развитие детей через медиумы народного творчества.

Значимость якутских жанров для образования детей:

Чабыргах - это «самобытная жанровая форма якутской народной поэзии: скороговорка, полная иронии, шутки и различных намёков».

Чабыргах как культурный символ: Изучение чабыргах, поможет выявить его роль в формировании самобытной полной иронии, шутки и различные намеки, а также является веселым и эффективным инструментом для формирования различных языковых навыков и способностей. Наиболее распространенная формула чабыргах в виде парного словосочетания в пределах одного стиха отличалась почти полным (тождественным) звуковым повтором одних и тех же фонем (примеры А.А. Саввина: чуо чуо чолбон//; кэллэс-куллас//; линкиир-ланкыыр//).

Загадка - одна из самых древних и весьма самобытных малых жанров фольклора. Тематика загадок разнообразна, народ создает образ всего того, что его окружает, что он может видеть, слышать и ощущать.

Традиционные якутские загадки очень своеобразны, с глубоким иносказательным смыслом и интересной подачей. Загадки и развитие логического мышления: Анализ загадок якутского фольклора позволит оценить их влияние на развитие логического мышления, умения оперировать знаниями и формирование ассоциативного мышления у детей.

В древних якутских загадках (по научной работе Д.К. Сивцева- Суорун Омоллона) наблюдается связь с якутскими мифологическими образами. Например, «айыы уола», «луук мае», «кун кыыЬа» Например,

Айыы уола кемус курунан далбаатыыр уЬу (ча5ыл5ан). Сын Солнца машет золотым поясом (молния) Луук мае иЬэ тонмот уЬу (киЬи силиитэ). Не мерзнет основа священного дерева (костный мозг).

Сказки и нравственное воспитание: Исследование сказок якутского фольклора позволит выявить их роль в формировании моральных ценностей, нравственных установок и развитии эмпатии у детей.

Сказка по-якутски называется «кэпсээн» и «остуоруйа». Исследователи прошлого столетия еще различали употребление якутами того или иного из этих терминов. По мнению Э.К. Пекарского «кэпсээн» - это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» - искаженное русское слово «история». В.Л. Серошевский так же считал, что «кэпсээн» - настоящая якутская сказка, а «остуоруйа» в сущности, нечто иное, как русская сказка. Сказки - остуоруйа рассказывали в основном вечером, после дневных забот [6].

Песни как выражение культурного наследия: Анализ якутских песен и их использование в образовательном процессе способствует сохранению и трансляции музыкальной и лингвистической специфики якутской культуры среди молодого поколения.

Колыбельные песни (по-якутски бикик ырыата) исследователи обычно включают в состав бытовых песен, не выделяя в качестве отдельного жанра, а потому редко фиксируют. Интересно, что одновременно с этим современные эстрадные певцы, наоборот, очень активно используют словосочетание бикик ырыата, называя таким образом самые разные песни, не только колыбельные. Например, Баай-баай, утуй, чыычаа^ым! Сулбээн-илбээн суустээх, Холбоон-илбээн хотэруулаах, Мунньан-тараан муруннаах, Илбээн-холбоон иэдэстээх, Хомуйан-имийэн кулгаахтаах [51.

Анализ педагогических подходов к интеграции малых жанров якутского фольклора в учебный процесс: интеграция малых жанров якутского фольклора в учебный процесс становится ключевым аспектом педагогической работы с целью активизации речевой деятельности учащихся. Рассмотрим педагогические подходы к интеграции этих жанров и их влияние на развитие языковых навыков у детей: Педагогические подходы:

1. Интерактивные уроки: Применение методов интерактивного обучения, позволяющих детям активно взаимодействовать с материалом через исполнение якутских песен, решение загадок и представление сказочных персонажей на уроке.

2. Контекстуальное обучение: Использование малых жанров якутского фольклора в контексте повседневной коммуникации и тематических уроков с целью демонстрации практического применения языка в различных ситуациях.

3. Мультимодальность: Использование аудио- и визуальных материалов для демонстрации и изучения якутских жанров, что способствует комплексному восприятию материала и развитию мультимодальных языковых навыков Г2, С. 1761.

Влияние на развитие языковых навыков детей:

1. Обогащение словарного запаса: Использование разнообразных лексических единиц в частушках, песнях, загадках и сказках способствует расширению словарного запаса учащихся.

2. Развитие навыков общения: Активное обсуждение и повторение якутских жанров на уроках способствует развитию навыков устной речи, высказывания мыслей и идей на якутском языке.

3. Улучшение артикуляции и произношения: Повторение фонетически сложных звуков и сочетаний в песнях и частушках способствует улучшению артикуляции и произношения слов у детей [1, С. 98].

Практическое применение результатов исследования.

Результаты исследования позволят определить значимость использования традиционных якутских жанров в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Они послужат основой для разработки новых образовательных стратегий, направленных на использование культурного наследия как эффективного инструмента углубления знаний и развития умений у учащихся.

Исследование оценит преимущества интеграции традиционных элементов якутского фольклора в учебный процесс, выявит их влияние на познавательные и творческие способности детей, а также поможет понять, как сохранение и передача культурных ценностей через медиумы народного творчества способствует обогащению образовательного опыта и формированию индивидуальности учащихся [3, С. 431.

Чтобы оценить реальное влияние использования традиционных якутских жанров на языковые навыки учащихся было проведено исследование о значимости традиционных якутских жанров в Мирнинском районе, село Тас-Юрях, муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В. Лонкунова» Мирнинского района см. таблица 1.

Таблица 1

№ Раздел Описание

1 Введение В контексте образования в Мирнинском районе, селе Тас-Юрях, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В. Лонкунова" представляет собой образовательную площадку, где актуальными являются вопросы развития языковых навыков учащихся, в том числе через использование традиционных якутских жанров.

2 Цель исследования Исследование направлено на оценку значимости использования традиционных якутских жанров, таких как чабыргах, загадки, сказки и песни, в образовательном процессе школы, с целью выявления их влияния на формирование языковых навыков и развитие устной речи учащихся.

3 Методология исследования 1. Сбор данных: Проведение анкетирования среди учащихся и педагогических работников для выявления их отношения к традиционным якутским жанрам и их использования в учебном процессе. 2. Анализ якутских жанров: Изучение сказок, песен, чабыргах и загадок якутского фольклора с целью выявления их специфики и возможностей для интеграции в учебный процесс. 3. Проведение уроков: Организация экспериментальных уроков с использованием традиционных якутских жанров для анализа их влияния на развитие языковых навыков учащихся.

4 Анализ результатов 1. Отзывы учащихся: Оценка восприятия и вовлеченности учащихся в изучение традиционных якутских жанров. 2. Развитие речевых навыков: Анализ улучшения языковых навыков, богатства активного словаря и уверенности в устной речи учащихся после использования традиционных якутских жанров.

Результаты исследования позволят оценить эффективность интеграции традиционных якутских жанров в учебный процесс образовательного учреждения и выявить их значимость для усовершенствования методов обучения и развития языковых навыков учащихся младших классов.

Дальнейшие этапы исследования могут включать более глубокий анализ педагогических методик, разработку специализированных учебных материалов на основе якутских жанров, а также изучение влияния данного подхода на общее развитие учащихся, включая аспекты эмоционального и социокультурного развития. Могут не только углубить понимание роли традиционных якутских жанров в образовании, но и выявить новые пути применения этого ценного культурного наследия в современной образовательной среде.

Таким образом, в данной статье был проанализирован важный аспект использования традиционных якутских жанров в образовательном процессе, особенно в контексте формирования активного словаря и развития языковых навыков у детей младшего школьного возраста.

Выводы. Исследование показало, что интеграция малых жанров якутского фольклора, таких как чабыргах, загадки, сказки и песни, способствует не только обогащению словаря и активизации речевой деятельности учащихся, но и сохранению культурного наследия и развитию языкового сознания.

Педагогические подходы, учитывающие специфику якутского фольклора и методику его использования в образовательном процессе, играют ключевую роль в успешном интегрировании этих жанров. Такой подход не только способствует улучшению языковых навыков учащихся, но и подчеркивает важность сохранения и передачи культурных ценностей новому поколению.

В целом, исследование подтвердило значимость использования традиционных якутских жанров в образовании, признавая их роль не только в языковом развитии, ной в формировании культурного этического кода. Дальнейшие усилия в интеграции этих жанров в учебный процесс могут привести к обогащению образовательного опыта и углублению понимания культурного наследия якутского народа.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Дополнительное образование детей как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: монография / Л.В. Байбородова, A.B. Золотарева, Л.Н. Серебренников. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.-220 с.

2. Богораз, В.Г. Чукчи. Религия / вступит, ст. И.С. Вдовина; под ред. Ю.П. Францова. - 4-е изд. - М.: Ленанд, 2014.-200 с.

3. Кузьмина, A.A. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы / Ин-т гуманит. исслед. и проблем малочислен, народов Севера Сиб. отд-ния РАН; отв. ред. В.В. Илларионов. - Новосибирск: Наука, 2014.- 159 с.

4. Мир саха: народное искусство = Саха эйгэтэ: норуот айымньыта = The world of the Sakha: folk art / Гавт.-сост. C.B. Никифорова, И.В. Покатилова; пер. на якут. яз. H.A. Ефремовой, на англ. Е. В. Захаровой]. - Якутск: Бичик, 2014.-236 с.

5. https://arzamas.academy/special/lullabies/15/about (дата обращения 01.04.2024)

6. https://100yakutia.ru/kultura-yakutii/traditions/386-yakutskie-skazki (дата обращения 01.04.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.