Научная статья на тему 'Малые партии в партийно-политическом ландшафте Германии'

Малые партии в партийно-политическом ландшафте Германии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые партии в партийно-политическом ландшафте Германии»

МАЛЫЕ ПАРТИИ В ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛАНДШАФТЕ ГЕРМАНИИ

В конце ноября 2014 г. исполнился ровно год с момента согласования представителями союза ХДС/ХСС и СДПГ положений договора, который в декабре 2013 г. стал программной основой действий нового правительства "Большой коалиции". В итоге прошедших в сентябре 2013 г. в ФРГ выборов помимо народных партий в бундестаг прошли "Левые" и "Зелёные", образовавшие парламентскую оппозицию. Впервые за многие десятилетия не смогла преодолеть пятипроцентный барьер либеральная СвДП, получившая почти столько же голосов сколько образованная в феврале 2013 г. "Альтернатива для Германии" ("АдГ"). Последняя в отличие от либералов смогла в течение 2014 г. добиться существенных успехов на земельных выборах в Восточной Германии и пройти в три ландтага. В течение прошедшего года как на федеральном, так и на земельном уровне ещё более чётко обозначилась тенденция к росту значимости малых партий.

Для обсуждения этого явления Центр германских исследований Института Европы РАН (ЦГИ ИЕ РАН) организовал и провёл 24 ноября 2014 г. круглый стол "Актуальные изменения партийно-политической системы Германии - роль малых партий", в работе которого (помимо сотрудников ИЕ РАН) приняли участие ведущие российские учёные -германисты Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института экономики РАН, МГИМО (У) МИД РФ, МГУ им. Ломоносова, а также эксперты и руководители представительств ведущих немецких политических Фондов - Фонда Конрада Аденауэра, Фонда Ханнса Зайделя, Фонда Фридриха Эберта, Фонда Розы Люксембург и Фонда Фридриха Науманна.

Ведущим круглого стола был руководитель ЦГИ ИЕ РАН Белов В.Б. Он обратил внимание участников на следующие факты. В ФРГ официально действуют более 60 партий и 14 партийных объединений, из которых 5 представлены в бундестаге, 13 - в ландтагах и 14 - в европейском парламенте. Самой старой партией в Германии является СДПГ (создана 23 мая 1863 г.) и самой молодой - "АдГ" (6 февраля 2013 г.). В 2009 г. в выборах в бундестаг участвовало 27 партий, в 2013 г. - 34 (1998 г. - 40). Большинство малых партий ведут свою деятельность только в отдельных землях или городах, не выходя за их пределы.

С вводными докладами выступили:

• ведущий научный сотрудник ЦГИ, к.и.н. Е.П. Тимошенкова - "Основные партийно-политические тенденции в ФРГ - год спустя после образования Большой коалиции";

• заместитель директора ИМЭМО РАН, руководитель Центра европейских исследований, чл.-корр. РАН, д.э.н., А.В. Кузнецов - "Состояние и перспективы малых партий на земельном и федеральном уровне";

• главный научный сотрудник ЦГИ, д.и.н., А.А. Синдеев - "Политические элиты малых партий и их роль в формировании партийно-политического ландшафта Германии".

Е.П. Тимошенкова обратила внимание на следующие важные моменты. В 2013 г. во второй раз после 2005-2009 гг. создано правительство "Большой коалиции", что позволяет выдвинуть тезис о начале переходного периода для партийно-политической системы Германии. Пока нет ясности, что будет его итогом: станет ли союз двух народных партий политической обыденностью, или, возможно, обозначится тенденция к созданию коалиций меньшинства, состоящих из самых различных комбинаций малых партий. Земельные выборы 2014 г. в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге подтвердили ранее обозначившиеся тенденции, в том числе рост популярности ХДС; дальнейшее снижение популярности СвДП и её выход из земельных парламентов (либералы остались всего в 6 ландтагах, делать долго-

Научная жизнь

151

срочные прогнозы о её дальнейшей судьбе можно будет после земельных выборов 2016 г. в Рейнланд-Пфальце и Баден-Вюртемберге); увеличение признания электоратом партии "АдГ", прошедшей в европарламент и в ландтаги тех земель, где состоялись выборы в 2014 г.

По мнению Е.П. Тимошенковой, можно констатировать, что в Германии сформировалась флюидная пяти партийная система с одной ярко выраженной политической силой ХДС и другими более или менее успешными партийными игроками. Показателен отказ немецких партий от строгой фиксации на своих традиционных союзниках. Наглядным примером этого тезиса является формирование в Тюрингии в октябре 2014 г. красно-красно-зелёного правительства, которое станет первой проверкой жизнеспособности этой новой для Германии опции на земельном уровне, что может привести к расширению возможностей создания коалиционных союзов в будущем и росту непредсказуемости результатов голосования как в ландтаги, так и в бундестаг в 2017 г. Важно принимать во внимание, что партийно-политическая система в старых и новых землях развивается по-разному. Для Востока страны характерны более заметные электоральные симпатии к партии "Левых" и протестные настроения, которые в этот раз аккумулировала "АдГ". Сумеет ли эта партия стать реальной конкурирующей с традиционными партиями силой и удастся ли ей оказать на развитие партийно-политической системы ФРГ такое же влияние в будущем как когда-то приход в политику "Левых" и "Зелёных" покажут следующие земельные выборы.

А.В. Кузнецов в своём докладе остановился на вопросах дефиниций и понятий современных малых партий. С его точки зрения, в Германии существуют четыре группы таких партийных образований. В первую входят те из них, кто представлен в бундестаге ("Зелёные", "Левые") или претендует на места в нём (до последнего времени - СвДП). Ко второй группе следует отнести партии, имеющие мандаты в нескольких ландтагах ("Зелёные", "Левые", "Пираты", "АдГ"). К третьей - самой многочисленной - популистские партии / партии одной идеи, представленные в одном из земельных парламентов или на коммунальном уровне, а также те, которые имеют возможность пройти в европарламент. В четвёртую группу входят партии, имеющие гарантированные места в ландтагах - это партии национальных меньшинств. В целом малые партии являются важным элементом поддержания конкурентоспособности политической системы Германии, они дают возможность для неизвестных политиков проявить/показать себя на политической арене, нередко это делается через популистские идеи. Однако более крупные партии внимательно следят за реакцией электората и нередко перехватывают наиболее популярные и рациональные из предлагаемых идей, включая их затем в свои программные положения. Другим словами, малые партии подсказывают им где, как и в каком направлении будут развиваться партийно -политические процессы.

Многие малые партии оказываются однодневными образованиями и достаточно быстро исчезают. В первую очередь, это касается партий, опирающихся на одну-две идеи, отражающие сиюминутные запросы избирателей. В этом, например, состоит опасность для партии "Пиратов", программная платформа которых оказалась весьма узкой. "АдГ" поэтому старается предложить электорату максимально широкий набор программных положений. О реальном уровне их популярности можно будет судить после выборов в Бремене и Гамбурге в 2015 г. Важнейшими факторами для успеха малых партий являются предлагаемая ими идеология и роль конкретных личностей/лидеров.

А.А. Синдеев более подробно рассмотрел эти вопросы на примере партии "АдГ", которая, по его мнению, является профессорской, протестной, евроскептической, опирающейся на средний класс, которому не хватает мировоззренческой составляющей. Её лидеры стараются опереться на темы, в наибольшей мере интересные нынешнему немецкому электорату.

Будущее "АдГ" активно обсуждалось другими участниками круглого стола. А.А. Кам-кин (ЦГИ ИЕ РАН) подчеркнул, что партия во многом оттянула голоса у правых, как губка впитывает всех разочаровавшихся, при этом на сегодняшний день у неё нет шансов на какие-либо коалиции. Н.В. Павлов (МГИМО) указал, что партия строит свою работу, опираясь на избирательный потенциал всех партий, особенно протестный. Её возможности, в том

числе на федеральном уровне, будут расти с ухудшением экономической ситуации в ФРГ. М. Эм (Фонд Ханнса Зайделя) считает, что "АдГ" - это солидное явление, её лидеры и члены - "серьёзные люди, прочно стоящие на земле", у партии много интересных тем, тем не менее, её перспективы пока не понятны. М. Рётиг (Фонд Фридриха Эберта) обратил внимание на то, что новая партия вызывает опасения у СДПГ - нет ясности как выстраивать с ней отношения, частично она похожа на "Пиратов" в самом начале их деятельности, частично занимает место свободных демократов (потенциальные партнёры социал-демократов).

В.И. Васильев (ИМЭМО) подчеркнул, что относительно устойчивое положение народных партий во многом обусловлено четырёхступенчатой системой подготовки партийных функционеров и это может служить образцом для подражания для других партобразований. После объединения страны крупные партии не смогли провести многоформатный анализ состояния общества, дать прогноз, предложить возможные ответы на актуальные вызовы и риски глобализации и интеграции, что обусловило переход значительной части их членов и сторонников в различные малые партии. СДПГ и ХДС переживают глубокий системный кризис, что выражается в эрозии партийного массива, потере политического профиля. Ю. фон Фрайтаг-Лорингхофен (Фонд Фридриха Науманна) указал на важность наличия политической конкуренции, где малым партиям принадлежит важнейшая роль. Их успех зависит не только от широкого представительства на земельном и коммунальном уровнях, но и от соответствия конкретных действий/шагов заявленным в программах положениям -электорат всегда сравнивает слова и дела своих партий. В этом отношении есть надежды, что СвДП и её новое руководство смогут возродить партию.

Выступления отдельных участников будут представлены в следующем номере журнала.

Белов В.Б., руководитель Центра германских исследований, заведующий Отделом страновых исследований ИЕ РАН.

ЕВРОПА В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ

Дискуссии о роли религии в европейском обществе стали составной частью большинства важных общественно-политических форумов. Самые разные религиозные направления, но, прежде всего, конечно, исторические церкви (католицизм, православие, лютеранство), а также ислам, не только не утратили своего влияния на социум, но во многих сферах смогли трансформировать и сохранить его. В связи с этим в политическом контексте все более важным становится позиционирование церквей в обществе, их теологический дискурс, который касается демократии, прав человека, их отношение к религиозному плюрализму.

Целый ряд конференций, прошедших в странах Европы осенью 2014 года, привлек ведущих специалистов по религии и самих представителей религиозных движений. 22-23 октября в Люблине, Польша, состоялся Польско-российский форум неправительственных организаций, посвящённый как проблемам взаимодействия церквей и НКО, так и роли Католической и Православной церквей в формировании гражданского общества. Организаторами форума стали Ассоциация глобальной солидарности и МИД Польской Республики. Как отметил Славомир Дембски, директор Центра диалога и понимания Польши и России, Церковь и мир политики объединяет то, что они оба знают категорию меньшего зла и поиска общего блага, которое могут создавать только гражданские активисты с горящим сердцем, в том числе церковные.

О сотрудничестве Церкви и общества говорили также Яцек Внук, Ассоциация Центр Волонтариата, который занимается помощью бездомным, детям и беженцам, Мартин Пше-цишевски, директор и главный редактор "Католического информационного агентства". По-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.