УДК 329.7: 328
Екатерина ТИМОШЕНКОВА
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ТЕНДЕНЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ФРГ В 2014 Г.
Политические партии и партийная система в Германии переживают серьёзные изменения. Этот процесс продолжается давно, однако более заметно он стал проявляться с 2005 г. - выборов в нижнюю палату парламента, в результате которых у власти оказались ХДС/ХСС и СДПГ. С повторением большой коалиции в 2013 г. можно говорить о начале некого переходного периода для партийно-политической системы страны, когда нет чёткой ясности, куда в итоге он приведёт. Станет ли союз двух народных партий политической обыденностью для немецкого избирателя, или ему придётся привыкать к коалициям, состоящим из таких комбинаций, которые до этого не создавались? Какую роль в этом процессе играют малые партии? С одной стороны, они быстрее реагируют на изменения электоральных предпочтений, обращая внимание на проблемы, выпадающие из поля зрения народных партий, с другой - аккумулируют протестные настроения, существующие в обществе. Особенно это заметно на земельном уровне.
Прошедший 2014 г. оказался в этом отношении насыщенным и интересным: результаты избирательных кампаний в ландтаги земель Саксонии (31 августа), Бран-денбурга (14 сентября), Тюрингии (14 сентября) могут оказать серьёзное влияние на дальнейшее развитие партийно-политической системы ФРГ. Несмотря на то что выборы проходили в федеральных землях на востоке страны, они не только привели к новой расстановке сил в местных правительствах и тем самым бундесрате, но и подтвердили наметившиеся в 2013 г. общие тенденции:
• усиление позиций Христианско-демократического Союза,
• дальнейшее ослабление либералов,
• рост популярности новой партии "Альтернатива для Германии".
При этом каждая избирательная кампания имела свои особенности и детали.
© Тимошенкова Екатерина Петровна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125993 Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: katerinatim@mail.ru Ключевые слова: партийно-политическая система Германии, малые партии, выборы, про-тестное голосование, электоральные предпочтения, красно-красно-зелёная коалиция. Материал подготовлен при поддержке фонда РГНФ, проект №: 13-03-00450. DOI: http: //dx.doi.org/10.15211/soverope22015113118
"Левые". Наиболее интересными и неожиданными, с точки зрения итогов, оказались, на наш взгляд выборы в Тюрингии, в результате которых была сформирована первая в истории ФРГ правительственная коалиция, состоящая из партий "Левая", СДПГ, "Союз 90/Зелёные" во главе с "левым" премьер-министром Б. Раме-лов.Комбинация, создания которой на федеральном уровне давно опасались буржуазно-либеральные партии, стала реальностью на земельном. Долгое время, целенаправленно дискредитируя "левых", как ненадежного партнера в глазах избирателей, им удавалось удерживать социал-демократов и "зелёных" от этого шага, тем более что и сами "левые", с их внутренними противоречиями не были готовы к объединению. Не случайно, федеральный канцлер и одновременно председатель ХДС А. Меркель на партийном съезде в ноябре 2014 г. публично раскритиковала партнёров по правительственной коалиции за принятое ими решение.
С другой стороны, потери "левых" на земельных выборах в отношении недавно созданной партии "Альтернатива для Германии" свидетельствуют о том, что на политическом поле в вопросе мобилизации электората у них, как и у других партий, появился сильный конкурент. Долгое время именно в новых землях партия "левых" являлась центром притяжения для неярко выраженного диффузного протеста избирателей. Наибольшее количество сторонников (в пользу АдГ) "левые" потеряли в Бранденбурге - 20 тыс. [Wahlanalysen 2014, Forschungsgruppe].
СДПГ и ХДС. Распространённый среди политологов тезис о том, что партии, которые правят на федеральном уровне, как правило, наказываются избирателями за ошибки на земельном, по итогам трех избирательных кампаний 2014 г. не нашел четкого подтверждения. ХДС и СДПГ удалось сохранить свои позиции там, где они традиционно были сильны. Для ХДС это подтверждают результаты выборов в Тюрингии (33,5%) и Саксонии (39,4%), для СДПГ - в Бранденбурге (31,9%) [Landtagswahlen 2014, Wahlrecht].
В первой из этих земель социал-демократы понесли значительные потери (-6,1% 2009 г.), которые, частично можно объяснить их позицией в отношении состава будущего правительства1. Накануне выборов они заявили, что не исключают возможности сотрудничества с партией "левых", тогда как значительная часть избирателей земли отдавала предпочтение продолжению большой коалиции (48%), красно-красно-зелёный союз поддерживало 38% [Landtagswahl in Thüringen, 2014]. При этом сторонники СДПГ оказались расколотыми в отношении вопроса о составе будущего правительства фактически поровну: 50% выступали за создание "левого правительства", 48% - за участие в коалиции ХДС [LänderTREND, 2014]. В конечном итоге социал-демократы решились на образование красно-красно-зелёного союза. Для создания коалиции с "левыми" им не хватило арифметического большинства. Тем самым победитель выборов ХДС (33,5%) не только не возглавил правительство, несмотря на поддержку населения, но и был вынужден перейти в оппозицию. Именно с этого момента большая коалиция потеряла большинство голосов в бундесрате, необходимое для принятия законов федерального значения.
На наш взгляд, данное решение СДПГ ориентируется в большей степени на будущие выборы, нежели на предпочтения избирателей. Ослабленные пребыванием в большой коалиции в 2005-2009 гг., после участия в которой, они так и не смогли
1 Результаты выборов в Тюрингии: СДПГ - 12,4%, "Левая" - 28,2%. ХДС - 33,5%, АдГ -10,6%, "Союз 90/Зелёиые" - 5,7%, СвДП - 2,5%, НПГ - 3,6%, "Пираты" - меньше 1% [Landtagswahlen 2014, Wahlrecht].
вернуть доверие избирателей и достигнуть прежних показателей, социал-демократы предпочли скооперироваться с менее опытным партнером и проверить на земельном уровне жизнеспособность и результативность союза трёх левых партий, потенциал которого, как представляется, достаточно высок.
СвДП. Начиная с 2010 г. свободные демократы переживают тяжёлые времена, их поддержка избирателями за прошедшие годы резко упала. Апогеем затянувшегося кризиса стали результаты выборов в бундестаг 22 сентября 2013 г., когда партия не смогла преодолеть 5%-й барьер (4,7%) и впервые в своей послевоенной истории была вынуждена покинуть парламент Германии. Начиная с этого момента, экспертами активно обсуждается вопрос о дальнейшей жизнеспособности партии. Многие видят в её поражении на федеральных выборах и неспособности войти в парламенты Тюрингии, Саксонии и Бранденбурга подтверждение заката этой старейшей партии и даже её политического конца. На наш взгляд, делать подобной вывод преждевременно. Во-первых, несмотря на неблагоприятный тренд свободным демократам удалось в 2012-2013 гг. войти в ландтаги Гессена, Нижней Саксонии, Северного-Рейн Вестфалии, Шлезвиг-Гольштейна, Баден-Вюртемберга и Гамбурга. Во-вторых, земельные выборы в новых федеральных землях не могут рассматриваться, как доказательство заката либералов ещё и потому, что на востоке Германии за исключением короткого периода начала 1990-2000 гг. СвДП никогда не была сильна и репрезентативна. Например, в парламент Бранденбурга - партия сумела войти лишь однажды в 2009 г., набрав 7,3%, что объясняется влиянием их успеха на федеральных выборах и обещанием снизить налоги. Но даже тогда имидж свободных демократов воспринимался бывшими жителями ГДР в значительной степени негативно. Борьба за будущее либералов развернётся, на наш взгляд, в 2016 г., когда состоятся выборы в старых землях Рейнланд-Пфальце и Ба-ден-Вюртемберге. К этому времени станет ясно, в какой степени оправдаются их усилия по возрождению партии, и поможет ли им в этом новая стратегия.
"Зелёные". Вошли в парламенты всех трех земель при относительно невысоких результатах проведенных избирательных кампаний - чуть более необходимых 5%\ Партия явно испытывает проблемы с мобилизацией избирателей на востоке страны. Среди прочего, это связано с отсутствием новых ярких идей и предложений, а также нынешней удовлетворенностью партийных функционеров относительной стабильностью, которая достигнута на федеральном уровне.
"Альтернатива для Германии". Продемонстрировав хорошие показатели на выборах в Европарламент, партия сумела развить свой успех дальше и войти в парламенты трех федеральных земель: в Тюрингии она набрала 10,6%, в Саксонии 9,7%, в Бранденбурге 12,2% голосов [Landtagswahlen 2014, Wahlrecht]. Начиная с момента своего образования АдГ, среди основателей которой немало бывших членов ХДС, рассматривается экспертами, прежде всего как альтернатива правительственному курсу А. Меркель, и, следовательно, как проблема христианских демократов. Однако прошедшие земельные выборы наглядно демонстрируют, что "Альтернатива для Германии" является угрозой для всех партий. Особенно значительные потерн среди сторонников приходятся на ХДС и "левых". Так к АдГ от Хри-стианско-демократического союза в Саксонии ушло 33 тыс. бывших избирателей, от "левых" - 15 тыс., в Тюрингии соответственно 18 тыс. и 16 тыс., в Бранденбурге -
1 Результаты "Союза 90/Зелёные": Саксония - 5,7%, Браидеибург - 6,2%, Тюрингия - 5,7% [Landtagswahlen 2014. Wahlrecht].
18 тыс. и 20 тыс.. Партия "зелёных" в общей сложности поделились 5 тыс. голосами, СвДП - 46 тыс., СДПГ - 32 тыс.. Удалось "Альтернативе" мобилизовать и т.н. пассивный электорат - около 40 тыс. не голосовавших ранее поддержали в этот раз новую партию. Кроме того на сторону АдГ перешло 50 тыс. избирателей от партий, которые трудно точно идентифицировать [Результаты суммированы по итогам выборов: Viola Neu, 2014].
Почему "Альтернативе для Германии" удаётся привлекать на свою сторону не только активный электорат традиционных партий, но и т.н. пассивных избирателей?
На наш взгляд, ошибочно воспринимать АдГ как партию одной темы, несмотря на то что такой образ активно транслируется в немецких СМИ. Партия представила серьёзную программу по наиболее острым и важным для общества вопросам с учетом особенностей земель, в которых проходили выборы. Её лидеры не являются дилетантами в политике, а состоящие в партии члены - в большинстве своём люди, имеющие хорошее образование, достигшие положения в обществе своим трудом. В этой связи их трудно дискредитировать в глазах избирателей как неопытных и неспособных нести ответственность - черты, оказавшиеся характерными для партии "пиратов". За АдГ голосуют разные социальные слои, при этом значительную часть избирателей составляют мужчины до 35 лет со средним образованием.
Анализ результатов опросов общественного мнения позволяет сделать вывод, что одним из основных мотивов в принятии решения в пользу голосования за "Альтернативу" стало выражение протеста по отношению к привычным игрокам и желание выбрать "другую" - "отличную от всех" партию. Так, например, 92% избирателей Саксонии (в Бранденбурге 93%, в Тюрингии 90%), голосовавших за АдГ, считают, что именно её политики называют проблемы своими именами, тогда как 77% сделали выбор с целью преподнести другим партиям урок [Viola Neu, 2014].
На наш взгляд, "Альтернатива для Германии", как ранее "пираты", является проекцией нереализованных желаний и страхов избирателей, которые традиционные партии не хотят или боятся открыто обсуждать. Приставка "анти" в программных положениях партии: "антиЕвропа", "антиинтеграция", "антимиграция", "анти-этаблированные партии", за которую отдают голоса граждане, отражает наличие в немецком обществе диффузного культурного недовольства, ограничения или отсутствия альтернатив общественного развития, которые не обслуживают в необходимом объёме традиционные партии, отрыв политических элит от понимания интересов электората.
Если "Альтернатива для Германии" сумет избежать повторения ошибок "пиратов" (ссор между лидерами партии, открытого обсуждения внутренних противоречий, коричневой окраски программных положений и соответствующих сравнений в СМИ), а традиционные партии продолжат игнорировать затрагиваемые АдГ проблемы и не разработают отвечающие потребностям общества концепции и решения, у новой партии появятся хорошие шансы развить свой успех дальше.
Другие партии. Экстремистским партиям на этих выборах успеха добиться не удалось. Интересным, на наш взгляд, является вхождение в парламент Бранденбурга политического объединения гражданской инициативы, состоящей из созданного бывшим депутатом от СДПГ "Бранденбургского объединенного гражданского движения", которому удалось получить прямой мандат, и партии "Свободных избирателей".
Таким образом, важным итогом прошедших выборов, с точки зрения дальнейших изменений партийно-политического ландшафта Германии, является отказ немецких партий от строгой фиксации на своих традиционных союзниках в дальнейшем, что
привело к формированию в Тюрингии красно-красно-зелёного правительства. Жизнеспособность этой новой для Германии опции на земельном уровне может привести к расширению возможностей создания коалиционных союзов в будущем и росту непредсказуемости результатов голосования как в ландтаги, так и в бундестаг в 2017 г. В настоящий момент в стране сформировалась флюидная пятипартийная система с одной ярко выраженной политической силой ХДС и другими более или менее успешными игроками. Результаты земельных выборов 2013 и 2014 гг. наглядно демонстрируют, что партийная система в старых и новых землях развивается по-разному, предлагая экспертам различные варианты для анализа. Для новых земель характерны не только более заметные электоральные симпатии к партии "левых", но и протестные настроения, которые в этот раз аккумулировала "Альтернатива для Германии". Сумеет ли эта партия стать реальной конкурирующей с традиционными партиями силой и удастся ли ей оказать на развитие партийно-политической системы ФРГ такое же влияние в будущем, как когда-то приход в политику партии "левых", покажут следующие выборы на земельном и федеральном уровне.
Список литературы
Павлов Н.В. (2005) Современная Германия. М., Высшая школа. - 567 с.
Павлов Н.В. (2011) "Союз 90/Зелёные": история, состояние, перспективы. Мировая экономика и международные отношения. № 3, С. 37-45.
Рыкин B.C., Вильде A.A., Тимошенкова Е.П. (2009) Внутриполитическое развитие ФРГ. Германия. Вызовы XXI века. Под ред. В.Б. Белова. М., С. 103-183.
Тимошенкова Е.П. (2014) Выборы в германский парламент: основные результаты и их влияние на партийно-политическую систему Германии. Германия 2013, под ред. В.Б. Белова. Доклады Института Европы РАН, № 304, М., С. 34-51.
Тимошенкова Е.П. (2013) Германия 2012 - предвыборное настроение (за год до федеральных выборов). Германия 2012. Под ред. В.Б. Белова. Доклады Института Европы РАН, № 294, М., С. 47-84.
References
Landtagswahlen 2014. http://www.wahlrecht.de/ergebnisse/index.htm
LänderTREND Thüringen September II 2014 „Regierungsbildung" im Auftrag des MDR http://www.infratest-dimap.de/umfragen-analysen/bundeslaender/thueringen/laendertrend/2014/september-ii/
Pavlov N. (2005) Sovremennnaja Germanija, M., Vysshaja shkola. - 567 s.
Pavlov N. (2011) „Sojus 90/Selenye": istorija, sostojanie, perspektivy. Mirovaja ekonomika i megdunarodnye otnoshenija. № 3, S. 37-45.
Parteilandschaft im Wandel. Die Politische Meinung. № 465, August 2008.
Rykin V., Vilde A., Timoshenkova E. (2009) Vnutripoliticheskoe rasvitie FRG. Germanija. Vysovy XXI veka. Pod red. Belova V., M., S. 103-183.
Timoshenkova E. (2013) Germanija 2012 - predvybornoe nastroenie (sa god do federalnyh vyborov). Germanija 2012. Pod red. Belova V. Doklady InstitutaEvropy RAN, № 294, M., S. 47-84.
Timoshenkova E. (2014) Vybory v germanskij parlament:osnovnye resultaty i ih vlijanie na partijno-politicheskuju sistemu Germanii. Germanija 2013. Pod red. Belova V. Doklady Instituta Evropy RAN, № 304, M., S. 34-51.
Wahlanalysen: Landtagswahl Brandenburg 2014, Landtagswahl Thüringen 2014, Landtagswahl Sachsen 2014. http://www.forschungsgruppe.de/Wahlen/Wahlanalysen/
Viola Neu, Landtagswahl in Brandenburg am 14. September 2014. Wahlanalyse. http://www.kas.de/wf/de/33.38820/
Viola Neu, Landtagswahl Thüringen am 14. September 2014. Wahlanalyse. http://www.kas.de/wf/de/33.38813/
Viola Neu, Landtagswahl in Sachsen am 31. August 2014. Wahlanalyse. http://www.kas.de/wf/de/33.38698/
Regional elections in Germany 2014 - main results and trends
Author. Timoshenkova, Ekaterina. PhD, leading researcher of the Center of German studies of Institute of Europe of Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya street, 125993, Moscow. Email: katerinatim@mail.ru The article was written by support of RGNF foundation, project № 13-03-00450.
Abstract. The article deals with results of 2014 province elections in Germany, their significance for political parties and influence on further progress of political and party system of Germany. Most attention is paid to prospects and role of small parties.
Key words: political and party system of Germany, small parties, elections, protest voting, electoral preferences, red-red-green coalition.
УДК 329.7: 328 Александр КАМКИН
"АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ" КАК НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПАРТИЙНОГО ЛАНДШАФТА
Создание партии "Альтернатива для Германии" в начале 2013 г. поначалу не было воспринято немецким политическим классом и масс-медиа как серьёзное событие. Однако ошеломляющий успех партии на последних земельных выборах в Саксонии, Бранденбурге и Тюрингии, где партия набрала более 10% голосов, заставил говорить о ней всерьёз. Сразу же после этого политический истеблишмент объявил негласную войну новой политической силе. Основанием для этого служат основные программные установки "Альтернативы", которая требует отказа от евро, ревизии ЕС, реализации канадской миграционной модели и пр. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель категорически исключила любую возможность коалиции с "Альтернативой" в земельных правительствах, а самые главные идеологические противники - "Левые" и "Зелёные" - поспешили объявить партию "праворадикальной" и
© Камкин Александр Константинович - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125993 Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: Alexander.kamkin@yahoo.com Ключевые слова: партийно-политическая система Германии, малые партии, выборы, „Альтернатива для Германии", евроскептики, популизм, правый радикализм. DOI: http: //dx.doi.org/10.15211/soverope22015118122