Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия как фактор развития инновационной активности региона'

Малые инновационные предприятия как фактор развития инновационной активности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СТРАН / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / SMALL BUSINESS / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE COUNTRIES / POLICY IN THE SPHERE OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янгирова Юлия Евгеньевна

Инновационная деятельность в современных условиях способствует динамичному росту национальной экономической системы, обеспечивая высокую конкурентоспособность, а развитие малых инновационных предприятий (МИП) является актуальным и важным средством обеспечения устойчивого роста инновационной активности стран. Анализ зарубежного опыта развития инновационных организаций, проведенного в данной работе, помогает построить систему малых инновационных предприятий в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small Innovative Enterprises as Factor of Innovative Development of the Region

Small innovative enterprises as factor of innovative development of the region Innovations provide dynamic development of national economic system improving its competitiveness. Development of small innovative enterprises is the important means of growth of innovative activity of the country. The analysis of the foreign innovative enterprises provided by the author helps to build the same system in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия как фактор развития инновационной активности региона»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Малые инновационные предприятия как фактор развития инновационной активности региона

Small Innovative Enterprises as Factor of Innovative Development of the Region

ИнноВационная деятельность в современных условиях способствует динамичному росту национальной экономической системы, обеспечивая высокую конкурентоспособность, а развитие малых инновационных предприятий (МИП) является актуальным и важным средством обеспечения устойчивого роста инновационной активности стран. Анализ зарубежного опыта развития инновационных организаций, проведенного в данной работе, помогает построить систему малых инновационных предприятий в России.

Ключевые слова и словосочетания: малый бизнес, малые инновационные предприятия, инновационная деятельность, инновационная активность стран, инновационная политика.

Small innovative enterprises as factor of innovative development of the region Innovations provide dynamic development of national economic system improving its competitiveness. Development of small innovative enterprises is the important means of growth of innovative activity of the country. The analysis of the foreign innovative enterprises provided by the author helps to build the same system in the Russian Federation

Key words and word combinations: small business, small innovative enterprises, innovative activity, innovative activity of the countries, policy in the sphere of innovations.

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Определение может характеризоваться как создание, разработка и внедрение инноваций. В широком смысле слова, инновационная деятельность может быть представлена в любом изменении продукта в сторону улучшения его потребительских свойств. Инновация - это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума, такие, как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Основными экономическими целями

Янгирова Юлия Евгеньевна

Ассистент кафедры территориальной экономики Института управления Казанского (Приволжского) Федерального университета

e-mail: yulia.yangirova@mail.ru

Yulia Y Yangirova

Assistant of the Department of the Territorial Economy of the Institute of Management of Kazan (Volga region) Federal University

e-mail: yulia.yangirova@mail.ru

УДК 334

инновационной деятельности является повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, снижение издержек за счет внедрения различных интеллектуальных разработок.

Инновационная деятельность в современных условиях способствует динамичному росту национальной экономической системы, обеспечивая высокую конкурентоспособность.

Степень развития инновационной сферы страны зачастую предопределяет степень экономического роста, в связи с этим еще с 1980-х годов ряд зарубежных стран сформировал национальные институты инноваций.

Инновационная система за счет эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности позволяет повысить уровень интенсивного экономического развития национальной экономики.

Существует прямая взаимосвязь уровня экономического развития страны и уровня инновационной активности.

По рейтингу Международного валютного фонда, в 2011 году в качестве развитых стран выделены: Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Финляндия, Франция, США, Германия, Исландия, Ирландия, Швеция, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словения, Швейцария, Великобритания [2].

Анализируя индекс 1АК (индекс инновационной активности), представляющий общее количество вливаний в инновационную деятельность по различным секторам экономики, формируется диаграмма стран по уровню инновационной активности (рис. 1).

Рисунок 1 - Инновационная активность по странам за 2011г.,(%)

Таким образом, анализируя показатели, можно проследить общие тенденции уровня экономического развития и инновационной активности страны. К примеру, Швеция по индексу 1АК занимает первое место, обходя такие страны, как США, Финляндия, Япония. Наблюдается прямая взаимосвязь между уровнем экономического развития страны и уровнем инновационной активности.

Таким образом, страна, поддерживая инновационную деятельность, гарантирует стабильное развитие экономической системы. В свою очередь, инновационную составляющую возможно увеличить за счет повышения уровня образования в стране, увеличения уровня инвестиций в инновации и устранения коррупционной составляющей.

Инновационное поле Российской Федерации за последние 10 лет претерпело множество изменений. Однако желаемые результаты так и не были достигнуты, страна не смогла войти в число технологических лидеров. По инновационной активности (рис 1) Россия отстает от лидера более чем в 12 раз, уступая Греции, Португалии.

«Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.» - документ, принятый в 2005 году.

Цели, поставленные в данном проекте, не были достигнуты, государственная политика не смогла изменить отношения к инновационной деятельности ни у бизнеса, ни у правительства. Существует ряд причин неэффективности разработанного документа и, как следствие, неэффективной инновационной политики государства:

1. Разработка инновационной политики страны опирается на свободные рыночные отношения без активного

2. Участия государства в финансировании инновационной деятельности. Анализ инновационной политики экономически развитых стран показывает необходимость участия государства как основного игрока на рынке инноваций, определяющего основные правила и контролирующего в полном объеме данный процесс.

3 Ликвидация структур в системе управления наукой. Зарубежный опыт показывает: при президенте США, начиная с XX века, существуют высококвалифицированные ученые-советники по науке. В СССР функции ученых-советников выполняла Академия Наук СССР, только при консультировании с которой принимались важнейшие политические решения, также именно данный орган был инициатором важнейших инновационных проектов. В Российской Федерации институт ученых-советников отсутствует, также отсутствует реальная возможность оценки состояния научного капитала, инновационных проектов.

4. Отсутствие конструктивного сотрудничества государственных органов, отвечающих за развитие инновационной сферы, и научного сектора. Проблема слабого информационного обеспечения, проблема недостоверных статистических показателей.

5. Регресс числа предпринимательских организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно - конструкторские разработки, вследствие чего сокращение финансирования.

Таким образом, в период 2000-2010 гг. инновационная политика Российской Федерации показала свою неэффективность, не сумев воспользоваться предшествующими достижениями, конкурентными преимуществами, такими, как высокий уровень образования, сильнейшее развитие фундаментальной науки, развитая промышленность в сфере авиа- и судостроения, космической и оборонной, атомной энергетики.

В силу данных обстоятельств развитие событий в инновационной сфере в России представляется только одним вариантом - это сосредоточение средств на увеличение и использование собственного научного, финансового, человеческого капитала, формируя экономическую прозрачность, увеличивая интеллектуальный потенциал страны, развивая науку и финансово поддерживая инновационные проекты.

Благодаря принятому в 2006 году документу «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)), сформировалась политика в области реализации инновационных проектов. К сожалению, до сих пор инновационной экономике присущ ряд проблем, таких, как низкая капитализация интеллектуальных результатов труда, отсутствие или низкая инновационная активность предприятий, работающих в реальном секторе экономики, слабая развитость правовых механизмов защиты внедренных научных результатов.

В России сложилась ситуация, при которой страна выступает в роли поставщика не только сырьевых ресурсов, но и знаний, интеллектуальных ресурсов, но не передовых технологий. Попытки увеличения предпринимательского спроса на инновационные продукты сводятся к расширению импорта высокотехнологичных зарубежных инноваций.

Для сохранения существующих и расширения позиций в области производства знаний необходимы изменения политики в научно - исследовательской области, а также модернизация промышленной базы. Таким образом, очевидна потребность стимулирования инвестиционных вложений в разработку инновационных технологий для национальных предприятий.

В противном случае капитализация разработок и научных исследований будет происходить за рубежом, импортируясь в Россию конкурентоспособными товарами. Предпринимательский капитал не будет инвестирован в Россию в условиях изношенности производственных фондов, кроме этого, решающую роль сыграют долгосрочность окупаемости вложений в инновационную сферу.

Современная сложившаяся ситуация диктует необходимость интенсивного развития национальной экономики путем внедрения инновационных технологий, максимального использования научных результатов деятельности. Несмотря на гигантский запас сырьевых ресурсов, давно исчерпана способность использования экстенсивных факторов при наращивании производства.

Модификация российской экономики в инновационную сферу создаст условия для стабильного долговременного экономического роста. Одним из составляющих инновационного развития экономики станет инновационный бизнес и, как необходимый атрибут, - малые инновационные предприятия. Создание и функционирование при вузах МИП обуславливает федеральный закон, принятый в августе 2009 г. 17. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [1].

Для Российской Федерации процесс создания и функционирования малых инновационных предприятий

(МИП) является совершенно новым, в то время как в развитых странах данные организации начали свою успешную работу с середины прошлого века. Зарубежный опыт развитых стран показывает эффективность функционирования МИП.

Швеция реализует довольно лояльную модель построения сотрудничества вузов и бизнеса. Существуют различные формы построения сотрудничества бизнеса и вуза в данной стране: создание специализированных отделов, занимающихся консультированием по экономическим, юридическим и маркетинговым вопросам; создание подразделений, которые отвечают за коммерциализацию научно-исследовательских результатов; создание холдингов, обладающих правами владения и распоряжения акциями компании с коммерческой целью распространения результатов научной деятельности; создание специальных центров трансфер-технологий, которые призваны помочь желающим грамотно составить бизнес-план, оценить финансовое положение предприятия, экономически обосновать инновационный проект; создание центров экспертизы, выступающих связующим звеном между несколькими исследовательскими группами, целью которых является трансформация новых знаний, умений, навыков в инновационные товары и новые услуги. В Швеции существует более 14 холдингов при высших учебных заведениях и более 1000 различных видов сотрудничества. По данным доклада «Глобальный инновационный индекс - 2013», представленного Экономическим и Социальным Советом ООН, Швеция на 2013 год лидирует по уровню инновационной деятельности. Америка по данному индексу занимает пятую позицию.

Функционирование американских малых инновационных предприятий состоит из трех составляющих: первый этап - фундаментальные научные знания, разработанные в вузе, следующий этап - лаборатории национальных учебных заведений, последний - коммерциализация научных достижений. Именно в высших учебных заведениях создаются, разрабатываются новшества. Например, 3/4 открытий, научных достижений в США за последние годы были достигнуты именно в малых инновационных предприятиях при вузах. В практику было введено создание МИП авторами научных изобретений, в конечном итоге они становились не только разработчиками, но и предпринимателями, внедряя свои труды самостоятельно [10].

Высшие учебные заведения Германии становятся инициаторами создания малого предпринимательства и создают центры поддержки. В Германии существуют четыре крупных организации, занимающихся научно-исследовательскими разработками - Общество имени Гельмгольца, Общество Фраунгофера, Общество Лейбница, Общество Макса Планка. Данные общества обладают филиалами, которые поддерживают научные проекты консультированием по экономическим, правовым аспектам, подготовкой бизнес-плана, финансированием, а также внедрением результатов инновационных проектов. Начинающим предприятиям, разрабатывающим инновационные технологии, в настоящее время более 300 технологических центров, оказывают поддержку и консультацию. В основном финансовая поддержка приходится на разработку технологий в медицинской, атомной, биотехнической, лазерной, информационно - коммуникационных областях. В Германии существует фонд HTGF, инвестирующий капитал до 1 миллиона евро в перспективные научные разработки.

Таким образом, опыт данных зарубежных стран и анализ проводимой ими инновационной политики показывают необходимость развития в стране сектора малого инновационного предпринимательства, который даст высокий социально-экономический эффект и стране, и ее регионам. Основными формирующими факторами инновационной экономики выступают: увеличение роли научно-исследовательских работ и фундаментальных теоретических знаний и, как следствие, увеличение сектора услуг; увеличение доли финансирования образования; преобладание высокотехнологичных товаров, произведенных в малых инновационных предприятиях. Взаимодействие основных институтов инновационной деятельности является основной предпосылкой создания и функционирования инновационной системы экономики страны.

В настоящее время в Российской Федерации формируются инновационные институты: технопарки, особые экономические зоны, исследовательские университеты. Однако в стране не существует единого целевого подхода к созданию инновационной системы, решению проблемы взаимодействия бизнеса, науки и образования, решению проблем кадрового характера.

Стратегия инновационного развития страны должна создаваться государством и разрабатываться для всех участников данного процесса. В первую очередь, для развития малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях как субъектах накопления интеллектуального ресурса. Крупные предприятия, если и будут генерировать инновационные разработки, то, вероятнее всего, апробированные и зарубежного производства высокого качества. Тогда данную деятельность с трудом можно будет назвать инновационной. Также существенное внимание в инновационной деятельности необходимо обратить на согласование спроса и предложения инновационных технологий. Государство усердно занимается развитием предложения на инновации,

а формированию спроса не уделяет должного внимания. На современном рынке инноваций существует несоответствие спроса и предложения. Инновационные предложения находятся в невостребованных областях, а спрос на инновации наблюдается в сферах, которые слабо развиты в стране, а именно в лазерной, информационно-коммуникационной.

Малое инновационное предприятие (МИП) - это самостоятельная организация, которая занимается разработкой и коммерциализацией результатов интеллектуального труда бюджетных организаций, преимущественно в высших учебных заведений.

Основной причиной появления малых инновационных предприятий стал федеральный закон, принятый в августе 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [1].

Основной причиной появления данного закона стала необходимость коммерциализации результатов научных разработок высших учебных заведений, что до появления данного закона противоречило принципу запрета коммерческой деятельности вузам.

Соответственно, малое инновационное предприятие при высших учебных заведениях призвано заниматься коммерческой деятельностью. Данный закон позволяет бюджетным научным и образовательным учреждениям самостоятельно создавать малые инновационные предприятия, деятельность которых заключается во внедрении, практической реализации и коммерциализации результатов научной деятельности. При этом образовательным и научным учреждениям принадлежат авторские права на данные разработки, а также часть прибыли и доходы от распоряжения акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Данные денежные средства, полученные высшими учебными заведениями, направляются в самостоятельное распоряжение и расходуются на выплату вознаграждения авторам, уставную деятельность и на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности.

Также высшее учебное заведение получает ряд преимуществ нефинансового характера, таких, как стимулирование научной деятельности, практикоориентированность студентов, повышение имиджа высшего учебного заведения[3]. Соответственно, малые инновационные предприятия выступают между наукой и бизнесом инновационного характера в качестве связующего звена.

Актуальность МИП не подвергается сомнению в условиях жесткой конкуренции с высоким темпом обновления ассортимента товаров. Малые инновационные предприятия находятся в начальной стадии разработки и освоения нововведений, которые для крупных фирм кажутся неприбыльными, неперспективными и рискованными. Малые инновационные предприятия производят в два раза больше инновационных новшеств, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы [4].

Анализ малых предприятий в инновационной сфере показал следующие особенности: узкоспециализированное направление научных разработок, производство мелкосерийной продукции. Анализ деятельности МИП выявил следующую специализацию: более половины МИП заняты в проектировании новой техники, второе место занимает разработка программных обеспечений, на третьем месте разработка нанотехнологий и новых материалов.

Малыми фирмами созданы многие новшества, например, микропроцессор, персональный компьютер, многие программные обеспечения. Определенно можно сказать, что малые инновационные предприятия играют существенную роль в движении научно-технического процесса.

Пока не обнаружен спрос на результаты инновационной деятельности, не выявлены потенциальные потребители инноваций, довольно сложно определить перспективные направления развития малого предпринимательства, выявить инновационный потенциал.

Государству необходимо стимулировать спрос на инновационные технологии, разработки, это возможно с помощью метода ужесточенных требований к экологии, энергоэффективности. Данные методы способны стимулировать лишь незначительный рост активности в инновационной деятельности, что не сможет вызвать долгосрочного, стабильного, экономического роста.

Также сложившаяся история Российской Федерации привела к созданию большого числа компаний монополистического характера, которые не ставят высокую конкурентоспособность во главу угла, вследствие чего и не стимулируют инновационные разработки [5]. Потребность инноваций может возникнуть лишь при условии совершенной конкуренции в каждом секторе экономики. В последнее десятилетие рынок России становится более конкурирующим, ограничивая деятельность монополий, создавая условия для чистой конкуренции, что и стало главной предпосылкой для создания инновационно-технологического потенциала

перехода в инновационную экономику с активизацией малых инновационных предприятий в качестве основных субъектов.

Библиографический список:

1. Федеральный закон N° 217-ФЗ от 02.08.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (ред. от 29.12.2012) // СПС «Консультант Плюс».

2. Бест М. Новая конкуренция. М.: ТЕИС, 2002.

3. Бортник И.М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. -2004. - № 1.

4. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. -№ 2.-С. 1012.

5. Голиченко О. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. - М.: Изд-во РУДН, 2004.

6. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Становление российской национальной инновационной системы и развития малого бизнеса. // Проблемы прогнозирования. - 2005. - №2.

7. Еременко Г.А. Малое инновационное предпринимательство в России: вопросы государственной поддержки. М.: ВНТИЦ, 1994.

8. Келле В.Ж. Инновационная система России. М.: УРСС, 2003.

9. Рисин И.Е. Расширение форм сотрудничества ВУЗов и бизнеса как основа развития инновационного потенциала: опыт для России // Российско-Германский центр трансфера технологий - Официальный сайт. 29 а баёу 2009 [Электронный ресурс] // Режим доступа :URL: http://www.it-expo.org/de/2009-04-29-11-17-26-/3-2009-04-29-11-16-21/7-2009-04-29-12-09-58 .

10. Clark B. The Higher Education System. -Berkeley, 1983. - 315 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.