Научная статья на тему 'Малые и средние предприятия России. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России'

Малые и средние предприятия России. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1538
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО / RUSSIAN ENTERPRISING / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / EMPLOYMENT / АДМИНИСТ РАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин Андрей Владимирович

В статье проведен анализ малых и средних предприятий в России. Рассмотрены их роль и функции. Выявлены основные достоинства и недостатки этих форм бизнеса а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям. Определен, перспективы развития малого и среднего бизнеса в соответствии с документами Правительства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Trends of Development and Characteristics of Small and Medium Business in Russia

The article analyzes the small and medium-sized enterprises in Russia. It examines their role and functions. The author identifies the main advantages and disadvantages of these business forms, as well as the problems faced by entrepreneurs. He shows the development prospects for small and medium business in accordance with the documents of the Government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Малые и средние предприятия России. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России»

малые и средние

предприятия россии

основные тенденции развития

и характеристика малого и среднего бизнеса в россии1

Аннотация

В статье проведен анализ малых и средних предприятий в России. Рассмотрены их роль и функции. Выявлены основные достоинства и недостатки этих форм бизнеса, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям. Определены перспективы развития малого и среднего бизнеса в соответствии с документами Правительства РФ.

_Ключевые слова: малый и средний бизнес, российское предпринима-

_тельство, инновационная экономика, занятость населения, админист-

_ративные барьеры, налоговые льготы, государственная поддержка

Калинин Андрей Владимирович

аспирант, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, г. Москва kalininandrew@mail.ru

Тема развития малого и среднего бизнеса (МСБ) является важной и актуальной в современной России. В России деятельность субъектов малого и среднего бизнеса регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства [2].

Если рассмотреть подробнее малые и средние предприятия, то они отличаются между собой:

- формой собственности (частные, государственные, муниципальные и иные);

- целями деятельности (коммерческие и некоммерческие);

- отраслевой принадлежностью (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, строительные и другие);

- характером деятельности (исследовательские, конструкторские, проектные, производственные, торговые и другие);

Материал из серии «Аналитические обзоры». - Прим. ред.

- структурой деятельности (специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках).

Особенности малых и средних предприятий

Малый и средний бизнес обеспечивает большое число новых рабочих мест, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, насыщает рынок новыми товарами и услугами, - в этом заключается его главная роль. Для МСБ также большое значение имеет социальная функция, которая состоит в том, что через малые и средние формы предпринимательской деятельности люди реализуют и раскрывают творческий потенциал. Малые и средние предприятия являются местом обучения и испытания молодых кадров. На них часто используется труд так называемых социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, инвалидов, беженцев и пр.), которые не могут найти себе работу и применение на крупных предприятиях. Малые и средние предприятия распространены во всех областях экономики. Основными сферами их деятельности являются:

- оптовая и розничная торговля;

- ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования;

- строительство;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

- обрабатывающие производства;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг

и др.

Основными потребителями услуг малого и среднего бизнеса является местное население. Их услугами также пользуются государственные учреждения и организации, частные фирмы и предприниматели, торгово-посреднические организации. Но малый и средний бизнес имеет также определенные недостатки, к которым относятся:

- высокий уровень риска, повышенный риск в конкурентной борьбе, зависимость от крупных ком-

малый и среднийбизнес

малый бизнес -_это базовая

составляющая _рыночного

хозяйства

паний. Это приводит к постоянному обновлению в малом и среднем бизнесе, вследствие массовых банкротств;

- слабая компетентность и невысокая квалификация предпринимателей. Это недостаток образования или его отсутствие, нехватка опыта в коммерции, финансах, управлении; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. На практике, именно с этим связано большинство неудач малых и средних фирм;

- высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов;

- различные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства;

- множество различных происшествий, связанных с нарушениями техники безопасности,

- криминальная составляющая.

Проблемы малого и среднего бизнеса

Предприятия малого и среднего бизнеса в России сталкиваются в своей деятельности с большими трудностями. Основные проблемы таких предприятий некоторые авторы располагают в следующем порядке:

1) административные барьеры;

2) недоступность кредитных ресурсов;

3) высокий уровень налогообложения [3].

В обследовании, организованном Всемирным банком, в ответ на просьбу составить список основных препятствий на пути развития бизнеса по степени их важности, предприниматели перечислили свои основные проблемы:

- несовершенство законодательства;

- бюрократические процедуры;

- взятки должностным лицам;

- высокий уровень налогов;

- криминал;

- отсутствие необходимых финансов;

- проверки госорганами;

- недобросовестная конкуренция.

В настоящее время малый и средний бизнес в России все еще находится в отдаленных условиях от рыночных отношений, присущим европейским и западным странам. Поддержка МСБ еще слабо осуществляется в регионах России. Также можно отме-

тить слабость и несовершенство законодательной базы, которая далеко не везде претворяется в жизнь. Несвоевременно и в недостаточном объеме также осуществляется материально-техническое обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса. Покупка высоких технологий требует значительных материальных затрат.

В качестве мер и рекомендаций по улучшению и развитию предприятий малого и среднего бизнеса, можно отметить следующее. В первую очередь, необходимо продолжать искоренять коррупцию и бороться с бюрократией. Они и по сей день остаются серьезными проблемами абсолютно любого, в том числе малого и среднего бизнеса. Согласно данным неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследования уровня коррупции по всему миру Transparency International за 2010 год, Россия заняла 154-е место из 178.

Административные барьеры и кадровая проблема

Коррупция препятствует экономическому росту и существенно извращает конкуренцию и удорожает производство. В этой связи необходимо упростить процедуру регистрации и сократить число проверок. Еще один немаловажный момент - необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для тех, кто решил впервые открыть собственное дело. Существуют также проблемы в получении кредитов у малых и средних предприятий. Зачастую, либо им отказывают в кредите, либо выдают под большие проценты.

В малый и средний бизнес с каждым годом приходит все больше людей. Свыше 70% начинающих предпринимателей считают, что им необходимо приобрести образование и получить реальные знания именно для условий России. Поэтому работа в области подготовки и обучения кадров также является важной мерой по развитию малых и средних предприятий.

В выступлении Президента РФ Д. А. Медведева на заседании президиума Госсовета в Тобольске «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики,

малый и средний

бизнес обеспечивает большое число новых

рабочихмест,

удовлетворяет

многочисленные

нужды крупных

предприятий,

насыщает рынок

новыми товарами

и услугами

Шл

направленных на стимулирование его роста» 27 марта 2008 года было отмечено, что «малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60-70%». Но для этого, в первую очередь, надо устранить административные барьеры. Отмечалось также, что около 43% предпринимателей на открытие собственного дела вынуждены занимать средства у друзей или родственников. В то же время, получить кредит в банке на эти цели весьма сложно и накладно.

Собираясь начать собственный бизнес, предприниматель сталкивается с массой проблем: проблемой доступа к инфраструктуре, поиском, приобретением и арендой помещений, подключения к электросетям и пр.

В последнее время появилась еще одна серьезная проблема, которая тормозит развитие малого и среднего бизнеса - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, еально требуется российской экономике.

коррупция

препятствует

экономическому

росту и существенно _извращает

конкуренцию

и удорожает

производство

ая карта

Д. А. Медведев призвал малые предприятия активно включаться в проблемные сферы современной экономики России: промышленность, строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей ответственности. По его мнению, без участия малого бизнеса в России невозможно построить инновационную экономику. В мае 2009 года Правительство РФ одобрило «проектную карту» развития малого и среднего бизнеса на 2009-2012 годы. Этот ненормативный документ - обобщение намерений власти по развитию предприятий с численностью не более 100 человек, которые прозвучали в апрельской правительственной программе премьер-министра В.В. Путина, объявленные им 22 апреля 2009 года на форуме по малому и среднему предпринимательству. В соответствии с этой стратегией доля малого и среднего бизнеса должна достигнуть 60% к 2020 году. Главными целями данной «проектной карты» названы повышение спроса и снижение издержек на продукцию малого и среднего бизнеса. Цель предполагается считать достигнутой, если доля

работников, занятых на малых предприятиях, увеличится с 13% от экономически активного населения в 2008 году до 28% в 2012 году, а доля выпуска продукции к 2012 году достигнет 32% ВВП. В любом случае, можно сделать вывод, что, несмотря на серьезность вышеперечисленных проблем, малый и средний бизнес в России имеет серьезные перспективы для дальнейшего развития. Главное -это создание благоприятных условий для его развития и улучшение существующих.

Литература

1. Сафронова Е.Г., Щепотьев А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». - М.: Юстицинформ, 2008.

2. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. - 2006. - № 9.

3. Малый бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. - М.: Кнорус, 2009.

...около 43% предпринимателей на открытие собственного дела вынуждены занимать средства у друзей или родственников

Andrey V. Kalinin

Postgraduate Student, Scientific and Research Institute of Labor and Social Insurance, Moscow

The Main Trends of Development

and Characteristics of Small and Medium Business in Russia

Abstract _

The article analyzes the small and medium-sized enterprises in Russia. It examines their role and functions. The author identifies the main advantages and disadvantages of these business forms, as well as the problems faced by entrepreneurs. He shows the development prospects for small and medium business in accordance with the documents of the Government of the Russian Federation.

Keywords: small and medium business, Russian enterprising, innovative economy, employment, administrative barriers, tax incentives, government support

_'J .

малый и среднийбизнес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.