УДК 338.242.2
Н.С.Грибанова
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
Н. Н. Грибанова
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ
АННОТАЦИЯ. Основным элементом рыночных изменений является малое предпринимательство. Ни одна экономическая система не может существовать в дисгармонии малого, среднего и крупного бизнеса. Малый бизнес — составляющая часть рыночного хозяйства. Его актуальность заключается в том, что малые предприятия занимают большую степень преобразований структур различных форм собственности, так как отвечают интересам частных предпринимателей, удовлетворяют потребности большого числа потребителей, производят поиск локальных источников ресурсов и обеспечивают местами работы определенное количество людей. В статье представлены основные положения поддержки малого и среднего бизнеса, особенностью которых является то, что указываются не только недостатки развития малого и среднего бизнеса России, но и рассматриваются основные направления их преобразования. Доказывается, что при использовании возможностей поддержки в развитии малого и среднего бизнеса в России возможно достичь положительных результатов в обеспечении стабильного развития экономики страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Поддержка; развитие; малый и средний бизнес; предпринимательство; рыночное хозяйство.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 12 августа 2015 г.; дата принятия к печати 2 сентября 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2015 г.
N. S. Gribanova
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
N. N. Gribanova
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
BASIC PROVISIONS OF SUPPORTING DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA
ABSTRACT. Small business is a major element of market changes. No economic system can exist in disharmony of small, medium-sized and big businesses. Small business is a constituent of the market economy. Its topicality is that small businesses take a greater degree of changes in the structure of various forms of property as they suit the interests of sole proprietors, meet the demands of a great number of consumers, search for local resources and provide certain number of people with jobs. The article presents main provisions of supporting small and medium-sized businesses specifying not only the drawbacks of small and medium-sized business development in Russia but also the major directions of their transformation. It proves that using the support opportunities in development of small and medium-sized business in Russia makes it possible to accomplish positive results in providing stable development of the national economy.
KEYWORDS. Support; development; small and medium-sized businesses; entrepreneurship; market economy.
ARTICLE INFO. Received August 12, 2015; accepted September 2, 2015; available online September 30, 2015.
© Н. С. Грибанова, Н. Н. Грибанова
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
Малое предпринимательство (индивидуальные предприятия, микропредприятия и малые предприятия) сосредоточено преимущественно в сфере торговли и услуг, а средние компании работают в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Средний бизнес организовал с нуля или серьезно модернизировал такие отрасли, как сетевой ретейл, потребительское кредитование, сотовая телефония, частная медицина, информационные технологии, птицеводство, мясопереработка. Это, как правило, инновационные высокопроизводительные компании, поэтому им и отводится особая роль в экономике. Доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в валовом внутреннем продукте (ВВП) России продолжает составлять около 20 %. Аналогичный показатель в Великобритании, Германии, Франции находится в диапазоне 50-60 %, а в Италии — больше 80 % [6, с. 165]. В то же время государство наметило внушительные целевые ориентиры на 2014-2016 гг. За этот период количество индивидуальных предпринимателей должно увеличиться на 2 млн, а на малых предприятиях ожидается создание 1 200 тыс. рабочих мест, в средних компаниях — прирост инвестиций на 50 % [3, с. 112].
Очевидно, прогнозируя такие цифры, в частности по малому бизнесу, государство рассчитывает на массовый выход предпринимателей из тени. По данным Росстата, год назад уровень неформальной занятости в стране достигал 19 % от численности экономически активного населения. Напомним, что массовый отток предпринимателей в неформальный сектор произошел в первой половине 2013 г. — тогда их число сократилось до уровня 2007 г. Эта негативная тенденция расценивается в качестве одной из причин, повлиявших на замедление темпов роста экономики.
Минэкономразвития предлагает расширить доступ малого и среднего бизнеса к рынку заказов госкомпаний. Пока среди основных барьеров на пути к этому можно выделить сложность выхода на торги и большие издержки малых и средних предприятий (МСП), участвующих в закупках. Предложения Минэкономразвития по устранению этих препятствий прописаны в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц № 223-ФЗ"»1. Правительство будет компенсировать организациям и индивидуальным предпринимателям часть затрат, связанных с утилизацией отходов. Предполагается, что компенсироваться будет часть затрат, связанных с созданием мощностей и инфраструктуры для обращения с отходами при утилизации утративших потребительские свойства транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор [4, с. 75]. Предприятия будут получать субсидии в размере амортизационных отчислений оборудования, используемого в процессе утилизации, начисленных в размере не более суммы амортизационных отчислений за каждое утилизируемое транспортное средство и шасси.
В проекте Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (далее — Стратегия), который сейчас готовит Минэкономразвития России, должна обязательно учитываться региональная специфика экономики. Пока в проекте этому уделяется недостаточно внимания [7, с. 77]. По нашему мнению, Стратегия должна обеспечить синхронизацию мер по поддержке МСП и, соответственно, создание условий для равного доступа к мерам поддержки. При этом повышение вклада малого бизнеса в ВВП страны до 40 % должно быть общим стратегическим ориентиром. Для этого необходимо, чтобы МСП-сектор активно прирастал производственными, перерабатывающими предприятиями. Кроме того, для поддержки социального предпринимательства нужно выделить его в отдельную целевую группу.
В процессе доработки проекта и последующей реализации Стратегии нужно учитывать и нынешний низкий уровень участия МСП в реализации государственного и муниципального заказа, и отсутствие доступных и долгосрочных финансовых ресурсов. Последний фактор особенно важен, так как расширение доступа к этим ресурсам
1 URL : http://economy.gov.ru/minec/main/.
за счет институтов, созданных с привлечением бюджетных средств (гарантийные фонды, микрофинансовые организации регионального и муниципального уровней), лишь частично решает проблему. Банковское же кредитование остается недоступным инструментом из-за отсутствия долгосрочных программ кредитования с фиксированной ставкой и механизма оценки непроизводственной залоговой базы, в том числе интеллектуальной собственности [1, с. 10].
Смежный вопрос, требующий решения, — обеспечение доступа к мерам поддержки тех субъектов МСП, которые «выпадают» из сферы действия нормативных актов ведомств, регулирующих предоставление поддержки. Это возможно, когда, например, по обороту компания уже выросла из сектора МСП, а по программам, рассчитанным на более крупный бизнес, ее оборот еще недостаточен [5, с. 152]. По нашему мнению, в вопросах налоговой политики следует настаивать на льготировании страховых взносов для МСП и освобождении от страховых взносов индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами и инвалидами, а для стимулирования молодежного предпринимательства необходимо внедрение системы наставничества, основанной на целях и задачах, ее реализующих, которые ориентированы на качественно иную молодежную политику — политику молодого предпринимателя и более высокий уровень развития отечественной экономики по пути от экономики экспорта сырья к экономике знаний.
Цели Стратегии следующие:
- стимулирование активности молодежного предпринимательства путем реализации действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность;
- содействие качественным изменениям в концептуальных и управленческих подходах к формированию и развитию молодежного предпринимательства;
- создание условий для самореализации различных групп молодых предпринимателей, а также молодых людей, способных к данному виду профессиональной деятельности;
- возрождение и поддержка предпринимательского сословия;
- предоставление возможностей для развития молодых людей создавать позитивные изменения;
- развитие механизмов поддержки молодежного предпринимательства;
- создание «трамплина» для достижения делового успеха и самореализации молодых предпринимателей;
- усиление роли молодежного предпринимательства в формировании среднего класса [9, c. 39].
Современные рыночные процессы характеризуются высокой степенью сегментации. Эпоха массовых рынков безвозвратно уходит. Сегодня разнообразие и изменчивость потребительских предпочтений становятся факторами, определяющими тенденции в бизнесе. Возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых весьма незначительна [8, с. 41]. При этом необходимо понять, что госрегулирование должно препятствовать введению норм, ухудшающих положение МСП в сравнении с действующим законодательством. Только комплексом мер, реализуемых полностью и своевременно, можно активизировать развитие МСБ.
Недавно был опубликован очередной индекс Опоры RSBI (Russia Small Business Index), или, проще говоря, индекс самочувствия МСБ. Согласно документу во II кв. 2015 г. субъекты МСБ продолжают ощущать депрессию, хотя и не такую сильную, как в I кв. Данный индекс RSBI рассчитан на основе сведений ежеквартального опроса руководителей компаний в сегменте МСБ и отражает настроения и ожидания российского бизнеса на временном отрезке в 3 мес. (квартал) по четырем основным показателям. Каждый показатель имеет индивидуальный вес в сводном индексе: продажи — 0,3; кадры — 0,2; доступность финансирования — 0,25; инвестиции — 0,25.
Дополнительно рассматриваются также другие компоненты: бизнес-ожидания (условия ведения бизнеса в целом), прибыль, количество клиентов/покупателей, цены
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
реализации товаров и услуг, себестоимость производства/оказания услуг, баланс запасов продукции (не применяется для сферы услуг). Они не участвуют в расчете индекса, но дают дополнительную информацию о состоянии МСБ. Индекс рассчитан как среднее взвешенное значение разности числа положительных и отрицательных ответов на вопросы по каждому показателю.
Анализ проводится как в целом по выборке, так и в отдельных отраслях, сегментах бизнеса по размеру и в отдельных регионах. Значение индекса выше 50,0 п. интерпретируется как рост деловой активности; ниже 50,0 п. — снижение деловой активности; ровно 50,0 п. — нейтральное значение. Выборочная совокупность насчитывает 1 992 компаний в 19 регионах РФ. Отраслевые и региональные квоты сформированы на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Выборка отражает мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей (торговля, сфера услуг и производство), размера бизнеса (микро-, малый, средний) и отдельных регионов исследования.
Проанализируем индекс Опоры RSBI в III кв. 2015 г. Индекс вырос на 3,2 п., но по-прежнему находится заметно ниже 50 п., фиксируя продолжение замедления спада деловой активности в сегменте МСБ. Основной вклад в восстановление индекса внесло замедление темпов падения продаж, а также улучшение ожиданий респондентов в отношении перспектив бизнеса (44,6 п.). Давление на деловую активность в МСБ продолжают оказывать компоненты, отражающие низкую доступность финансирования и готовность к инвестициям. Согласно опросу тренд на оптимизацию персонала сменился на слабую тенденцию к увеличению штата. При этом положительная динамика роста оплаты труда сохраняется. В разрезе отраслей чуть лучшее состояние с деловой активностью в производстве, где отражено, в том числе, влияние эффекта импортоза-мещения. В разрезе размеров бизнеса по значению индекса лидирует средний бизнес.
В целом, сравнение динамики и значений индекса бизнес-климата и композитного RSBI позволяет сделать вывод о том, что условия для ведения бизнеса оцениваются предпринимателями лучше, чем результаты собственной операционной деятельности. Рост цен в МСБ замедляется, но бизнесмены сдерживают цены не за счет сокращающихся издержек, а за счет собственной прибыли. Данные действия, по мнению респондентов, способствуют сокращению оттока клиентов/покупателей. Снижение товарных остатков во II кв. 2015 г. сменилось их ростом, что связано с истощением складских запасов, которые существенно не наращивались с конца года, а также ожиданиями стабилизации спроса в III кв. 2015 г. Индекс RSBI по итогам II кв. 2015 г. составил 44,6 п., показав рост (на 3,2 п.) относительно I кв. 2015 г. (41,4 п.). Это позволяет констатировать дальнейшее замедление спада деловой активности в сегменте МСБ — показатель по-прежнему находится заметно ниже 50,0 п.
Среди основных составляющих индекса необходимо отметить заметное улучшение по показателю продажи. Увеличение показала кадровая компонента — из зоны стагнации она перешла в умеренный подъем. Индикаторы доступности финансирования и готовности к инвестициям, несмотря на слабый рост, остаются очень низкими, сигнализируя о выражено негативной ситуации с деловой активностью в МСБ. Основной вклад в увеличение индекса, как и в I кв. 2015 г., внес индекс продаж — по итогам II кв. 2015 г. вырос на 7,4 п. (до 48,1 п.). В целом, значение показателя продолжает свидетельствовать о падении продаж у большинства предпринимателей, но существенно меньшими темпами, чем в I кв. 2015 г. При этом более половины респондентов ждут, что спад выручки перейдет в ее рост во II кв. 2015 г. Составляющая «Готовность к инвестициям» во II кв. 2015 г. показала незначительный (на 1,1 п.) рост до 40,9 п. с 39,8 п., благодаря ожиданиям предпринимателей нарастить инвестиции в следующем III кв. 2015 г. Однако показатель остается на крайне низком уровне, а количество бизнесменов, которые фактически осуществили инвестиции, ничтожно мало на протяжении последних четырех кварталов. По-прежнему слаб и компонент «Доступность финансирования» (составил 38,2 п., всего на 1,4 п. выше, чем в I кв.), указывая на весьма слабое улучшение ситуации с получением кредитов у предприни-
мателей. Несмотря на начало цикла снижения ключевых ставок, доступность кредитов сектором МСБ все равно оценивается как низкая. Связано это не только с высокими ставками по кредитам, но и с серьезным ужесточением требований к заемщикам со стороны банков. Отметим, что в своих прогнозах на III кв. 2015 г. предприниматели ожидают улучшения ситуации с получением кредитов. Продолжает удерживаться выше 50,0 п. компонент «Кадры», отражающий спрос на персонал. По итогам II кв. 2015 г. данная составляющая составила 52,0 п. против 50,2 п. кварталом ранее. За анализируемый период предприниматели в кадровом вопросе были склонны к неагрессивному сокращению персонала (чуть более половины опрошенных), при этом отмечали увеличение оплаты труда.
В прогнозах на III кв. 2015 г. прослеживаются тенденции к наращиванию штата и сохранению тренда на повышение заработной платы. В разрезе отраслей наибольший прирост и значение индекса вновь наблюдались на производстве (+4,0 п. и 46,1 п. соответственно). Большая устойчивость к спаду деловой активности в производстве на фоне более слабой динамики других секторов связана с повышением привлекательности товаров отечественных производителей. Минимальный рост (+2,5 п.; 43,9 п.) наблюдался в торговле, которая испытывает давление снижающихся нормы прибыли и потребительского спроса из-за падения реальных доходов. Значение индекса в торговле самое низкое среди анализируемых отраслей. В сфере услуг индекс вырос на 3,8 п. до 44,9 п. В разрезе размеров бизнеса наибольшее значение показателя на протяжении четырех кварталов продолжает удерживать средний бизнес (46,3 п.), показавший рост на 3,7 п. В тоже время максимальный прирост показателя был зафиксирован в малом бизнесе (+4,3 п.; 45,8 п.), восстанавливающегося опережающими темпами второй квартал подряд. Индекс микробизнеса во II кв. 2015 г. показал рост на 2,2 п. (до 43,4 п.) В целом, по итогам II кв. 2015 г. можно констатировать сохранение к иерархии значений индекса RSBI в зависимости от видов бизнеса (лучше ситуация с деловой активностью в более крупном бизнесе), которая была нарушена лишь в IV кв. 2014 г.
Микробизнес, композитный малый бизнес, средний бизнес — рост 50,0 п., спад компонента «Цена реализации», как и «Количество клиентов/покупателей» указывает на относительно благоприятную оценку ситуации со сбытом в МСБ. Однако индексы «Прибыль» и «Себестоимость», несмотря на повышение, остаются в зоне спада, заметно уступая сбытовым компонентам, т. е. прибыль предпринимателей падает все еще сильнее продаж, оказывая негативное влияние на маржу компаний МСБ. Причина этого, судя по опросу, связана, в том числе, и с опережающим темпом роста себестоимости по сравнению с ценой реализации в условиях неспособности предпринимателей полностью перекладывать растущие издержки на потребителя. Частично положительный эффект от таких действий фиксирует рост компонента «Количество клиентов/покупателей». Хотя основной фактор, на наш взгляд, связан с некоторым замедлением падения доходов населения и длительностью спада в спросе. Что, в свою очередь, поддерживает ожидания восстановления спроса и, соответственно, роста клиентской базы. Компонент «Баланс запасов продукции» вновь опустился ниже 50,0 п. Это связано с тем, что, распродав складские запасы по «старым» ценам, ожидая замедление падения спроса, предприниматели начали их пополнять, увеличив до избыточных уровней.
Развитие МСБ в России предполагает выполнение следующей задачи — необходимо полнее и эффективнее в целях развития использовать внутренние возможности, тем более такие возможности у государства есть и в промышленности, и в сельском хозяйстве, а также имеется огромный научный и образовательный потенциал. В качестве одного из важнейших направлений отметим инвестирование в развитие отечественных технологий, так как рост экономики во многом обусловлен вложением инвестиций. Не следует забывать и о необходимости повышения качества деловой среды, которое созвучно предпринимаемым на федеральном уровне мерам по обновлению законодательства в части налоговых льгот для бизнеса [14, с. 53-62]. Необходимо также приложить усилия, чтобы минимизировать административные барьеры, создать
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
максимально комфортные условия для инвесторов, поддержать малый и средний бизнес, и конечно же, сделать все возможное для более полного раскрытия человеческого потенциала, прежде всего, через образовательные программы и практики [10, с. 261].
Для реализации перечисленных направлений были утверждены меры по развитию инвестирования и расширению масштабов инновационной деятельности субъектов МСБ. Президент РФ В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ.
В данном документе с 25 до 49 % увеличен порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом сняты ограничения по участию юридических лиц в уставном капитале МСП, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ. Предусмотрено также наделение статусом субъекта малого и среднего предпринимательства юридических лиц, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества (независимо от размера указанной доли) [2, с. 21].
Кроме того, исключены положения о периодичности установления Правительством РФ предельных значений выручки от реализации товаров, работ, услуг для отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, что сейчас предельные значения выручки и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Предполагается, что принятая мера позволит своевременно принимать решения в отношении предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в целях учета изменений в экономической конъюнктуре в стране [12, с. 142].
Законом предусмотрено также создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства на базе действующего Агентства кредитных гарантий для осуществления функции института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Так, основными ее задачами определены:
- оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- проведение мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- обеспечение информационного взаимодействия корпорации развития малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки;
- подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере [11, с. 141].
В свою очередь, субъекты малого и среднего предпринимательства и организации, образующие инфраструктуру поддержки таких субъектов, должны будут ежегодно отчитываться перед оказывающими поддержку органами власти и корпорацией о результатах использования полученной поддержки. Предполагается, что принятые меры позволят обеспечить дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства и будут содействовать устойчивому развитию экономики и социальной стабильности России.
По этой причине требуется действовать согласно приоритетным направлениям и следующим задачам развития МСБ:
1. Предоставление адресной информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (например, подготовка и размещение в средствах массовой информации материалов, связанных со сферой деятельности малого и среднего предпринимательства, проведение иных мероприятий рекламного характера, направленных на его поддержку).
2. Четкое определение форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и их реализация. Финансовую поддержку необходимо оказывать в следующих видах:
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части лизинговых платежей, уплачиваемых лизинговым компаниям по договорам, заключенным в целях реализации инвестиционных проектов, а также на возмещение части процентных ставок по кредитам российских кредитных организаций, полученным для оплаты по договору (договорам) поставок продовольственных товаров в период речной и морской навигации и по договорам, заключенным в целях реализации инвестиционных проектов;
- оказание субсидий на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с выполнением требований, предъявляемых российскими кредитными организациями при заключении кредитных договоров к объему имущественного обеспечения;
- выдача субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов, проектов субъектов малого и (или) среднего предпринимательства;
- выделение субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности;
- возмещение части затрат по оплате работ (услуг), связанных с сертификацией, регистрацией или другими формами подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) собственного производства, и затрат, связанных с выполнением обязательных требований законодательства РФ;
- возмещение части затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории РФ, включая расходы по транспортировке экс-позиций.
3. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в переподготовке и повышении квалификации кадров:
- проведение городских семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности и актуальным вопросам в сфере МСП;
- обучение граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства на курсах по вопросам организации предпринимательской деятельности и охраны труда.
Подводя итог, следует отметить, что при использовании возможностей поддержки и развития МСБ в России возможно достичь положительных результатов, в том числе рост численности работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, который приведет к увеличению доли занятых в данном секторе в общем числе занятых в экономике; повышение конкурентоспособности товарной продукции местных производителей; повышение продовольственной безопасности территории, стабильности в удовлетворении потребностей жителей в продуктах питания за счет местного производства [13, с. 48].
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
Список использованной литературы
1. Александрова А. И. Концепция инновационного развития предпринимательства / А. И. Александрова // Российское предпринимательство. — 2013. — № 14. — С. 4-14.
2. Алиев Б. Х. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса / Б. Х. Алиев // Финансы и кредит. — 2010. — № 32. — С. 16-23.
3. Блинов А. О. Малое предпринимательство / А. О. Блинов. — М. : Эксмо, 2010. — 149 с.
4. Виленский А. Н. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса / А. Н. Виленский // Вопросы экономики. — 2011. — № 6. — С. 149-155.
5. Винокуров М. А. Управление человеческими ресурсами: проблемы и тенденции. Развитие малого бизнеса в условиях кризиса / М. А. Винокуров, А. Н. Васильева, Т. Г. Озерникова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 108 с.
6. Гарина Е. И. Основы предпринимательской деятельности / Е. И. Гарина, О. В. Медведева. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 214 с.
7. Гасанов Н. Поддержка малого предпринимательства в регионе / Н. Гасанов // Экономика. — 2010. — № 2. — С. 74-78.
8. Голик Р. И. Регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в России: актуальные вопросы российского и международного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности / Р. И. Голик // Российское предпринимательство. — 2012. — № 9. — С. 36-40.
9. Грибанова Н. Н. Планирование и бюджетирование деятельности малого предприятия : учеб. пособие / Н. Н. Грибанова, Ю. И. Колесник. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 210 с.
10. Демченко С. К. Рыночные и государственные регуляторы малого и среднего бизнес / С. К. Демченко // Российское предпринимательство. — 2012. — № 9. — С. 36-40.
11. Лысаковская Е. В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса / Е. В. Лысаковская // Право и образование. — 2006. — № 5. — С. 261.
12. Надеждина Г. В. О государственном регулировании в сфере малого бизнеса / Г. В. Наде-ждина // Экономический журнал. — 2012. — № 17. — С. 140-143.
13. Трифонов Е. В. Развитие малого и среднего бизнеса — основа демократизации собственности / Е. В. Трифонов // Российское предпринимательство. — 2012. — № 1 (199). — С. 46-52.
14. Шуплецов А. Ф. Развитие экономики и бизнеса / А. Ф. Шуплецов, Н. Ю. Павлова, Ю. А. Скоробогатова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 173 с.
References
1. Aleksandrova A. I. The concept of innovative development of entrepreneurship. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Entrepreneurship, 2013, no. 14, pp. 4-14. (In Russian).
2. Aliyev B. Kh. Governmental regulation and support of small busiinesses in in terms of crisis. Finansy i kredit = Finance and credit, 2010, no. 32, pp. 16-23. (In Russian).
3. Blinov A. O. Maloepredprinimatelstvo [Small Business]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 149 p.
4. Vilensky A. N. The paradox of supporting small businesses: preliminary results of the crisis. Voprosy ekonomiki = Issues of Economy, 2011, no. 6, pp. 149-155. (In Russian).
5. Vinokurov M. A., Vasilyeva A. N., Ozernikova T. G. Upravlenie chelovecheskimi resursami: problemy i tendentsii. Razvitie malogo biznesa v usloviyakh krizisa [Human resources management: problems and tendencies. Development of small businesses in terms of crisis]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 108 p.
6. Garina E. I., Medvedeva O. V. Osnovy predprinimatel'skoi deyatel'nosti [Basics of business activities]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2010. 214 p.
7. Gasanov N. Support of regional small businesses. Ekonomika = Economics, 2010, no. 2, pp. 74-78. (In Russian).
8. Golik R. I. Regulation and support of small and medium-sized businesses in Russia: topical issues of Russian and international regulation and support of business activities. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Entrepreneurship, 2012, no. 9, pp. 36-40. (In Russian).
9. Gribanova N. N., Kolesnik Yu. I. Planirovanie i byudzhetirovanie deyatel'nosti malogo pred-priyatiya [Planning and budgeting of small business activities]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. 210 p.
10. Demchenko S. K. Market and governmental regulators of small and medium0sized businesses. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Entrepreneurship, 2012, no. 9, pp. 36-40. (In Russian).
11. Lysakovskaya E. V. Problems and prospects of governmental support of small and medium-sized businesses. Pravo i obrazovanie = Law and Education, 2006, no. 5, pp. 261-266. (In Russian).
12. Nadezhdina G. V. On governmental regulation in the small business sphere. Ekonomicheskii zhurnal = Economic Journal, 2012, no. 17, pp. 140-143. (In Russian).
13. Trifonov E. V. Development of small and medium-sized businesses is the basis of property democratization. Rossiiskoepredprinimatel'stvo = Russian Entrepreneurship, 2012, no. 1 (199), pp. 46-52. (In Russian).
14. Shupletsov A. F., Pavlova N. Yu., Skorobogatova Yu. A. Razvitie ekonomiki i biznesa [Development of economy and businesses]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 173 p.
Информация об авторах
Грибанова Наталия Сергеевна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Грибанова Нина Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Natalya S. Gribanova — PhD student, Chair of Economy of Enterprises and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Nina N. Gribanova — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economy of Enterprises and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Грибанова Н. С. Основные положения поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России / Н. С. Грибанова, Н. Н. Грибанова // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 5. — DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(5).1.
Reference to article
Gribanova N. S., Gribanova N. N. Basic provisions supporting development of small and medium-sized businesses in Russia. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 5. DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(5).1. (In Russian).
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права